Содержание
Введение
Глава 1. Управление безопасностью труда
1.1. Правовые и нормативные основы безопасноститруда
1.2. Социально-экономическое значение и источникифинансирования охраны труда
Глава 2. Организация безопасности труда напредприятиях
2.1. Охрана труда как важнейший элементконкурентноспособности предприятия
2.2.Создание службы охраны труда и организация ее деятельности
Заключение
Литература
Введение
Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Труднопредставить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустярукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаина производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия,создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенныефинансовые потери.
Опыт крупнейших мировых компаний показывает, чтоохрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, издесятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здоровья своихработников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентностиперсонала. В странах Европейского союза сейчас поднимается вопрос о культуреохраны труда, которая является одним из главных элементов управленияпредприятием.
Хотелось бы, чтобы и для российскихруководителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполняласьдля «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансированиеэтих работ не осуществлялось по остаточному принципу. Чтобы многиенезначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой вугоду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.
А поэтому изучение и решениепроблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которыхпротекает труд человека — одна из наиболее важных задач в разработке новыхтехнологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причинпроизводственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий,взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных наустранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия длятруда человека. Комфортные и безопасные условия труда — один из основныхфакторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровьеработников.
Цель данной работы – дать основные сведения обохране труда на предприятиях и в организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решитьзадачи:
— познакомиться с законодательными, экономическимиметодами управления охраной труда;
— выявить связь конкурентоспособности предприятия ибезопасностью труда;
— рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения исписка литературы.
Глава1. Управление безопасностью труда
1.1.Правовые и нормативные основы безопасности труда
Правовое поле для управления, надзораи контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной иразвитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующихразнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспеченияусловий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативныхтребований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым изэлементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности,ее порядок и процедура.
Все вопросы, связанные с организациейсистемы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования побезопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативнымиправовыми актами.
По правовому уровню документы,регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательныеакты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране трудафедеральных органов законодательной и исполнительной власти РоссийскойФедерации, а также ее субъектов.
Законодательство представляет собойсовокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в областиохраны труда.
Законодательный акт по охране труда —это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовойдеятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Нормативный правовой акт по охранетруда — это акт, устанавливающий комплекс правовых,организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактическихтребований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья иработоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченнымкомпетентным органом.
Основными законодательными актами,регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: КонституцияРоссийской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в РоссийскойФедерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законодательные акты, кроме законов,могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а такжепостановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.
По общности и действиюзаконодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней.
1. Единые акты, действующие на всейтерритории России для всех предприятий, организаций, учреждений иустанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда.К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановленияПравительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаютсяГосударственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствамии ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).
2. Межотраслевые акты, действующие вовсех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандартысистемы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельнымиопасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специальноуполномоченными федеральными органами.
3. Акты субъектов Федерации,действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросыохраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательнымии исполнительными органами субъектов Федерации.
4. Отраслевые акты, действующиетолько в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и неимеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаютсяотраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами(например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно кконкретной отрасли.
5. Нормативные правовые актыпредприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие толькона конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции)[2,329].
Законодательные и нормативныеправовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокогоуровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные— единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.
Основные законодательные акты побезопасности труда
Федеральный закон «Об основах охранытруда в Российской Федерации» (далее Закон) определяет основные направлениягосударственной политики в области охраны труда, которыми являются:
• обеспечение приоритета сохраненияжизни и здоровья работников;
• принятие и реализациязаконодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных итерриториальных программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление охранойтруда;
• государственный надзор и контрольза соблюдением требований по охране труда;
• содействие общественному контролю вобласти охраны труда;
• расследование несчастных случаев напроизводстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
• защита законных интересовработников, пострадавших от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;
• установление компенсаций за тяжелуюработу и работу с вредными и опасными условиями труда;
• координация деятельности в областиохраны труда;
• распространение передового опытаработы по улучшению условий и охраны труда;
• государственное участие вфинансировании мероприятий по охране труда;
• подготовка и повышение квалификацииспециалистов по охране труда;
• организация государственнойстатистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме,профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
• обеспечение функционирование единойинформационной системы охраны труда;
• международное сотрудничество вобласти охраны труда;
• проведение эффективной налоговойполитики, стимулирующей создание безопасных условий труда;
• установления порядка обеспеченияработников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическимисредствами за счет средств работодателя[2,330].
Реализация перечисленных направленийгосударственной политики в области охраны труда обеспечивается совместнымисогласованными действиями федеральных органов государственной власти, органоввласти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, атакже профессиональных союзов.
Закон определяет единый на всейтерритории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда междуработодателями и работниками независимо от форм собственности, сферыхозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий,организаций, учреждений.
Основные положения установленногоЗаконом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются вследующем:
• определение управления охранойтруда на государственном уровне и на уровне предприятия;
• установление обязанностейработодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников повыполнению требований безопасности;
• проведение обучения и инструктажаработников по охране труда и проведение медицинских осмотров;
• определение ответственностиработодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственностиза невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;
• предоставление льгот и компенсацииработникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
• определение основных функций иответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдениемзаконодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
• приостановление или закрытиепроизводственной деятельности предприятий за нарушение законодательных инормативных правовых актов по охране труда[2,331].
Следует обратить особое внимание настатью 8 Закона, в которой определяются права работника и говорится, чтоработник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных иопасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболеваниеили снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью всвязи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информациюот работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, осуществующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗи СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средствработодателя.
Обязанности работодателя определеныстатьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатациизданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов иприменяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ и СИЗ, которые ондолжен предоставить работникам при их необходимости, обеспечитьсанитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, режимтруда и отдыха работников, установленный законодательством.
Работодатель не имеет права применятьновые сырье и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека(статья 21 Закона).
При обнаружении у работника признаковпрофессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодательна основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу, несвязанную с воздействием ОВПФ (статья 9 Закона).
Работник имеет право без каких-либопоследствий для него отказаться от выполнения работы в случае возникновениянепосредственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности.
Обязанности работника определеныстатьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции поохране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить вустановленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил иинструкций по охране труда. Он обязан немедленно сообщать своему непосредственномуруководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессиональногозаболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.
Статьей 12 Закона определено, что вкаждой организации, осуществляющей производственную деятельность и с численностьюболее 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должностьспециалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службыохраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодательс учетом специфики деятельности предприятия.
Работник не несет расходов нафинансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансированиеэтих мероприятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осуществляетсяв размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а ворганизациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере неменее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.
В трудовом кодексе РоссийскойФедерации также нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется,что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиямбезопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба,причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряддругих. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», вкотором законодательно определены:
• обязанности работодателя иработника по обеспечению безопасных условий труда;
• медицинские осмотры некоторыхкатегорий работников (работающие на транспортных предприятиях, пищевой промышленности,торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):
• необходимость соответствияпроизводственных объектов и продукции требованиям охраны труда;
• права работников на охрану труда игарантии такого права;
• обязанность работников, в том числеруководителей, проходить обучение и проверку знаний по охране труда;
• несчастные случаи на производстве,подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядокрасследования несчастных случаев, оформления материалов расследования ирассмотрения разногласий по материалам расследования.
В Кодексе регулируется трудработников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так,запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах свредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также наработах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию(игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками,табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Лица моложе 21 года принимаются наработу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодномуобязательному медицинскому осмотру.
Учащиеся общеобразовательных и среднихпрофессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкуюработу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Онимогут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.
К основным нормативным правовым актам по безопасности труда относятся:
Государственные стандарты системыстандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасноститруда, утверждаемая Госстандартом России, является основным видом нормативныхправовых актов по безопасности труда.
Система стандартов безопасности труда(ССБТ) — это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр(номер) ССБТ в системе ГСС — 12. ССБТ представляет собой многоуровневуюсистему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системойстандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требованиябезопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемуюпродукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию.ССБТ включает в себя несколько подсистем.