Реферат по предмету "Литература"


Философская лирика А. С. Пушкина

Философская лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны


философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество. Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер.


Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока. Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании


жизни в веселых компаниях друзей: Смертный, век твой привиденье: Счастье резвое лови; Наслаждайся, наслаждайся; Чаще кубок наливай; Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай! Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении «Гроб Анакреона» (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта: До капли наслажденье пей, Живи беспечен, равнодушен!


Мгновенью жизни будь послушен, Будь молод в юности твоей! («Стансы Толстому», 1819) Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч. Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди.


Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действо» вать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта: Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья.


Так писал Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в cтиxхотворении «К морю» (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана. Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:


Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые — Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я, — пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820). К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смеиу ему приходит суровая правда жизни - реализм.


Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели. В стихотворении «Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркол} начала до темного конца. Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней, И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей. Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов.


Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели: Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум,


И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Трудно поверить, что стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения. Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных » (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли


к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Анчар» (1828), в котором повествует о «древе яда» — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию,


рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы». Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное: Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.


Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает: Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. («Не дай мне бог сойти с ума»,


1833) Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — «глаголом жечь сердца людей», Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный. Размышляя над философской пробпемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлите его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие. Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я


Увижу твой могучий поздний возраст, — пишет он в стихотворении «Вновь я посетил » (1835). Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный » (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:


Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном с мире Жив будет хоть один пиит. Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков. Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении


поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному,понимал и осмысливал вечные, философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.