Реферат по предмету "Религия и мифология"


Языческое мировоззрение

Языческое мировоззрение

В современном
обществе ныне превалирует средне-стадное представление о том, "кто такие
язычники и что они делают?" - они: 1) поклоняются деревянным столбам; 2)
устраивают оргии; 3) приносят жертвы" ...

Так ли это на
самом деле? Ведь если вникнуть в суть язычества, можно прийти к другому его
пониманию: язычество - это поэзия, языческая философия - способ поэтического
взгляда на мир. Язычество - это жизнелюбие, миролюбие. Прежде всего. С точки
зрения мир сей лежит не "во зле", как учат некоторые, а в
переплетеннии двух условных (!) начал, которые антропоцентрично рассуждающее
человечество предпочитает называть добром/злом. Наш мир вполне прекрасен,
красочен и разноцветен. И все ощутимое, реальное, плотское, земное, живое - вот
вполне достойные объекты любви. Здесь и сейчас. Все это - многие язычники любят
больше чем "горнее", и больше чем богов.

Ведь богов в
язычестве любить (или даже просто уважать) совсем не обязывется. Это - можно,
но - не обязательно. Богов язычники СЛАВЯТ, а не молятся им, и уже тем более не
"поклоняются".

Боги в
язычестве воспринимаются скорее как друзья или родственники, а не как господа.
Партнеры, а не хозяева судьбы. И никогда прославление богов "на
коленях" не происходит - собственно, язычники при обращении к богам вообще
не встают на колени . В язычестве нет храмовой атрибутики, ибо Природа сама по
себе - храм. Капища устраиваются как правило в лесу или на полянах внутри леса.
На капищах ставится статуя (в славянском язычестве - чаще всего Сварога
("дида-божия") или Велеса (бога мудрости и богатства), реже - статуи
других богов или просто стеллу с изображением солнца). В язычестве так
называемый "священный символизм" и атрибуты "культа"
достаточно аскетичны - в противовес однозначному неприятию аскетизма в жизни и
по жизни.

Сравнивая
Языческое мировоззрение и монотеистическое... Не только сильному духу человека
хочется петь дифирамбы, но и его телу - таков общий здоровый тонус античности
(язычества). Греческие философы-софисты за ужином вчетвером съедали быка. А при
изучении античной любовной лирики от одних только количественных показателей
кровь стынет в жилах. Древний римский горожанин трижды в день принимал водные
процедуры, умащая тело благовониями. Палестра, где каждый мог укреплять тело
физическими упражнениями, считалась общеобязательным государственным
учреждением, равно как и бани.

Можно взглянуть
на античные изваяния: сила жизни без труда читается в каждой линии... А теперь
надо посмотреть на ренессансную живопись, не говоря уже о мрачном
средневековье: отвратительные рахитичные женщины с маленькой грудью, некрасивым
животиком, складками жира и дряблой полупрозрачной кожей, мужчины с узкими
плечами и неразвитой мускулатурой...

В язычестве не
любить жизнь и не наслаждаться ею считается своеобразным
"богохульством", поскольку именно в Жизни проявляется божественное
начало. В монотеистических же религиях все наоборот: считается, что удариться в
аскетизм и самоистязания более "угодно богу", чем искать в жизни
разные радости вопреки всем обстоятельствам.

История средних
веков раскрывает эту мрачную картину. Осуждению были подвергнуты культ красоты,
радости земной жизни во имя "умерщвления плоти", истязания себя,
аскетизма и культа загробной жизни.

А в древних
европейских языческих религиях лучший способ добиться расположения бога - это
устраивать в честь него пиршества, празднества, представления, спортивные
состязания, игры. Исполнить ритуальный танец под аккомпанемент музыкальных
инструментов, танцевать в честь богов так, чтобы все тело прониклось ритмом
веселой музыки, - вот что больше всего нравится богам, потому что они так же
ощущают красоту ритма и мелодии, как и люди...

Языческая
Философия отличается также от монотеистической философии тем, что чаще и более
склонна писать слово "Человек" с большой буквы, а слово
"бог", "боги" с маленькой. За внешней незначительностью
этого отличия скрывается глубинный смысл, ключ для понимания.

Официальная
религия не нужна тем индивидуалам, которые мыслят самостоятельно, у которых
свои ценности и своя точка зрения. Им могут быть интересны Поэзия, Музыка,
Философия, ..., иным словом все то, что есть Искусство - которое является
исключительно свойством разумных существ, и которое как раз и обладает способностью
преодолевать запреты и ломать правила. Blessed are those who break the rules v
Благословенны те, кто нарушает правила-

Язычество - это
солнечная, отдающая (человеку, для человека) сила. Можно также сказать, что
суть язычества - в свободе от внешних ограничений, в стремлении к цельной
жизни. Настоящее освобождение (причем, при этой жизни) приносит только та
религия/философия, которая обходится без догматических оков.

Поколение богам
в язычестве отсутствует. Боги - не хозяева, а друзья, партнеры, родственники,
они самостоятельные личности (со всеми вытекающими). Язычники предпочитают
богов "славить", "чтить", но не "поклоняться".
Хотя "славление богов" может принимать самые различные формы: от
вульгарного восхваления их могущества и признания своего подчинения перед ним
(что как раз весьма близко граничит с "поклонением"), до простого и
скромного упоминания богов как своих славных Предков, которые (с точки зрения
язычника) достойны уважения и доброй памяти, и на которых можно равняться в стремлении
самосовершенствоваться...

Впрочем, многие
язычники даже не славят богов, а поддерживают с ними взаимовыгодные отношения +
магически работают с ними: воспринимают их как родственников, как друзей, как
безликие силы природы, либо иногда комбинированно; некоторых богов - бывает
даже и как врагов воспринимают(!), поскольку, например, лично кому-либо
конкретные боги приносят больше вреда, чем пользы. Язычник выбирает богов для
себя, а не боги выбирают его.

Как таковые
боги (любые) - это антропоцентристское понимание Сил Вселенной, для удобства
изображаемые в качестве личностей в сознании (образы с уникальными характерами)
или наяву (изображения, статуи). С другой стороны, понимание Природных Сил как
личностей, нарекание их именами, изучение их свойств и порядка взаимодействия -
это Искусство, Поэзия, Музыка. Каждый волен представлять себе Картину в
соответствии со своим собственным вкусом - каждый сам себе искусствовед. В
язычестве нет некой "генеральной линии партии", отклонение от которой
является некой "ересью".

В язычестве все
иначе: степень соответствия представлений язычника тому, что было в древние
времена, не является неким критерием "истинности".

Более того,
язычество честно заявляет: "Возможно, мы ошибаемся-" Собственно, в
язычестве допустимо все, в том числе и любой абсурд. Язычество (как и Поэзия)
ничего не запрещает.

В язычестве
отсутствует понятие "ереси". Здесь нет неких однозначных заповедей,
канонов и догм. Каждый волен сам устанавливать их для себя и вновь отменять,
если они неактуальны. И потому в язычестве нет претензий на истину в последней
инстанции. Нет ни единого культа, ни единых обрядов, ни строгих
заоблочно-возвышенных предписаний и писаний. Конкретно обряд - это не цель, а
средство, чтобы войти в требуемое состояние сознания. В самом своем принципе -
обряды не нужны: если разумное существо настолько контролирует свою психику,
что может войти в какое-либо конкретное состояние сознания одной только силой
мысли (самонастройка) - в таком случае всякие телодвижения и прочие амулеты -
не нужны. Язычество - это комплекс мировоззрения, образа жизни, системы мифов и
прежде всего дух, присущий в древние времена пращурам каждого народа.

Язычество -
многобожие (политеизм). Богов МНОГО. И каждый язычник выбирает их себе столько,
сколько хочет. И если боги с течением времени перестают его устраивать, он
может расторгнуть с ними "контракт" и выбрать новых богов. Разные
боги со своими уникальными характерами - не есть одно и то же. Но различные их
художественные образы являются множественными вариациями Единого Изначального
Бога - в славянской мифологической системе это Род. Так же, боги - это
одновременно и "родственники", и их тоже можно выбирать и менять.
Ничего удивительного нет в таком разночтении - во первых, поскольку так
называемая "божественная сфера" достаточно аллегорична и,
следовательно, не настолько однозначна, чтобы можно было принять за эталон
какое-либо одно из решений; а во-вторых потому, что каждый отдельный язычник
вправе сам выбирать все, в том числе и решать, кем в первую очередь (и в конкретный
момент) для него будут являться боги - друзьями или родственниками, (и даже
соперникамиврагами, кем также иногда становятся друзья и родственники).

Бог не может
покинуть, поскольку он не один. Их много, и поэтому всегда есть надежда на
помощь со стороны богов. Не нравится бог - не верь в него, выбери другого. Если
рассмотреть в этом контексте "кровно-родственный аспект", то и
родственников (как и богов) у человека также может быть хоть пруд пруди, даже
море седьмой воды на киселе. С родственниками также можно и ссориться, и
мириться, и посылать их куда подальше, и призывать в помощь, и уважать их, и не
уважать. По собственному усмотрению, исходя из целесообразности. К тому же,
цели могут меняться: то, что вчера представлялось желательным, завтра может
стать нежелательным; так что тем более такое отношение (к богам) вполне
оправдано. Мы им обязаны/должны ровно столько, сколько они нам. Каждый язычник
вправе выбирать, хочет ли он быть обязаным кому-либо.

Язычество как
бы подобно конструктору, где из разных частей можно собрать для себя какую
угодно религию по собственному усмотрению. Это религия индивидуального спроса и
индивидуального пользования. Можно сформулировать это так: "сотвори,
создавай, сделай cебе храм cам, для cебя".

Язычество - это
жизнерадостное, оптимистическое мировоззрение. Нет ни обязательных постов, ни
воздержания, ни жестких предписаний. Оно зовет не страдать, смиряться и
ограничиваться, а наслаждаться, действовать, развиваться. Язычество не
принуждает и не страшит, оно комфортабельно как индивидуальные апартаменты, оно
ласково и жизнелюбиво. Оно зовет жить здесь, сейчас. "Другого места и
времени нет!", "Славься, Мир Сей!"...

В современных
категориях язычество можно условно охарактеризовать как "личная
религия". Хотя, на самом деле, язычество - это не религия, а
мировоззрение, философия, образ жизни. Такое определение будет максимально
точно.

Религия = догма
+ поклонение + церемониал + запрет шутить [над перечисленным].

В язычестве нет
ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого. Даже если рассматривать
"церемониал", то и его как такового также не существует: ибо в
язычестве нигде нет не только обязательных для всех предписаний, а даже просто
неких единых предписаний. Политеизм, многобожие - и нет ничего МОНО !

И, пожалуй,
самое ценное отличие языческой философии от всех религий - не запрет, а
напротив, поощренич чувства юмора в "божественных вопросах",
ПООЩРЕНИЕ способности шутить и смеяться над своими богами, над собственной
обрядовостью и прочей атрибутикой. Языческие праздники сопровождаются веселыми
играми, танцами, песнями, застольями, где богов не только благодарят и славят,
но и юморно подсмеиваются (или прогоняют, как, например, Зиму-Марену при
встрече Весны). С языческой точки зрения, к богам именно так и надо относится -
чтобы не зазнавались! Кстати, подумайте, насколько это важно - уметь смеяться
над собой и своими святынями...

И тем не менее
они знают, как замечательно устроена человеческая природа. У нас и сердце живое
есть, и тело живое (чего у богов нет)...

По древним
языческим воззрениям, отраженным в редких дошедших до наших дней писаниях
волхвов, именно Явь (наш мир, мир сей) является "самым совершенным",
поскольку именно в нем воплощены обе дуалистичные взаимосвязанные
невраждующие(!) категории - материя и дух. В отличие от несовершенного
"мира иного", где присутствует лишь одинокий дух без материи, Мир Сей
- полноценен. Именно материя придает ему красочность и многоплановость.
Соответственно своим представлениям, язычник уже живет в "раю":
здесь, тут, рядом - его земля, его небо, его леса и поля, его Дело, друзья,
родственники, и рядом с ним незримо присутствуют также и души Предков; здесь же
его искания, борьба, радость, боль, счастье, испытания, смерть, жизнь - в таком
замечательном райско-адском и адско-райском переплетении. В Этом мире есть все,
и "доброе" и "злое", и он-то есть настоящий рай.

Упрощая
"вопрос об изначальном", можно сказать, что язычество не признает
неких отдельных "бога" и "сатану" (условно!), предполагая
условно БогоСатану, который не враждует сам с собой, а просто иногда предстает
в качестве некой "сомнамбулы", или доктора Джекила и мистера Хайда.

Есть языческое
мнение, не говорящее о неких "абсолютах", а утверждающее такие
понятия как Равновесие, Гармония. В язычестве нет некой "законченной и
незыблемой истины" и нет некого "глобального смысла" по типу
участия человека в некой "великой битве света и тьмы" или же
"победы добра над злом" и прочих антропоцентристских фантазий.

В язычестве нет
представления о победе некоего "добра" над неким "злом"
(это разве что применительно на самых нижних, бытовых ступенях), а говорится о
гармонии. То есть, язычество предполагает множество смыслов (выраженных, в
частности, в архетипах множества богов). Бог познания и творчества - Велес,
сексуальной стороны жизни - Ярило (Велес молодой), боевых искусств, спорта -
Перун, бог так называемых "высоких чувств" - Ладо... и так далее,
соответственно специализациям богов... Собственно, допускается, что: пусть
каждый берет отовсюду, и откуда только сможет, то, что лично ему нужно, и в
каких именно пропорциях, необходимых конкретно ему для его личностного
понимания гармонии. Важно также и то, что "пути богов" можно
совмещать по собственному разумению.

Язычество - это
не узкая дорожка некого "спасения", язычество - это твердая
горизонтальная плоскость; не ограниченный ни пространством, ни временем -
ВЫБОР. Можно переосмыслить жизнь, или попросту передумать (ведь все меняется!),
и - выбрать иной путь и иных богов.

Языческая
Философия поэтически дополняет картину Вселенной и Силы, действующие в ней; она
согласуется с физикой: под Богом ею понимается вечный изначальный Хаос +
рожденная им ВСЯ Вселенная + все Силыбоги.

Языческая
философия очень древняя и, являясь старшей среди остальных более молодых
философий, она является максимально терпимым, взвешенным, взрослым
мировоззрением.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Child Called It Essay Research Paper
Реферат Методы продвижения салона красоты на рынке
Реферат Представление логических функций от большого числа переменных
Реферат Електротехніка і спецтехнологія електромонтерів
Реферат Расчет показателей планового задания численности, производительности, удельного веса и стоимости
Реферат Дуговая сварка в защитном газе
Реферат Современное направление развития турагентской деятельности в РФ: проблемы и перспективы
Реферат Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) в Москве
Реферат Изучение новейшей истории Норвегии
Реферат A View From A Bridge Essay Research
Реферат А, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории
Реферат Is A Woman
Реферат Контроль и ревизия подотчетных лиц
Реферат Стресс на работе
Реферат Аль-Каида в странах исламского Магриба