Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Труд и его опасность

Котик М. А.
 «Труд,— как его определяет К. Маркс, — есть прежде всего процесс, совершающийся междучеловеком и природой, процесс, в котором человек своей собственнойдеятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ междусобой и природой»*. В процессе труда участвует человек (субъект труда), которыйобычно при посредстве соответствующих орудий (инструмента, машины, приспособленийи т. п.) воздействует на предмет труда в существующих условиях среды. Подобныевоздействия человека, согласно законам физики, вызывают ответныепротиводействия как предмета труда, так и используемых орудий труда, окружающейсреды. Кроме того, известно, что окружающему нас неорганическому миру присущатак называемая энтропийная тенденция — движение к понижению уровня организации.Человек же своим трудом вносит соответствующую организацию в окружающий его мир,и, как пишет далее К. Маркс, «веществу природы он противостоит как сила»*.Подобная встречная, уже негоэнтропийная тенденция поведения человека, естественно,порождает соответствующее противодействие окружающего его мира.
*К. Маркс. Капитал. Т. I, отд. 5, § I. M., 1953, с. 184
Поэтомупроцесс труда правильнее рассматривать не просто как одностороннее воздействиечеловека на остальные компоненты труда, а как их сложное взаимодействие. В ходеили результате этого процесса человек может подвергаться (в зависимости отхарактера труда) внешним воздействиям самого различного типа: механическим, химическим,тепловым, электрическим, электромагнитным и т. п. Человеческому организмусвойственно безболезненно переносить те или иные воздействия только до тех пор,пока они не превышают определенных уровней и продолжительности. В противномслучае происходят повреждения организма, которые при достижении определеннойстепени квалифицируются как несчастные случаи, травмы.
Непосредственнымисточником подобных повреждений — причинителем повреждений — может явитьсялюбой из компонентов труда. Так, например, рабочий-токарь может получитьповреждение от выскочившей из патрона станка заготовки (предмет труда) или отсамого станка (орудия труда), этого же рабочего может ударить груз, перевозимыйпо цеху трансбалкой. В последнем случае причинителем повреждения является ужевнешняя среда.
Кроменепосредственного источника повреждения — его причинителя, речь может идти и онепосредственном его виновнике. Таким виновником в приведенных выше примераможет явится сам рабочий, плохо закрепивший деталь в патроне станка, допустившийнеосторожные действия или оказавшийся в непредусмотренном месте под движущимсягрузом. Причиной же несчастного случая во всех этих примерах могут бытьнеправильные действия рабочего. При более глубоком изучении вопросаанализируется происхождение таких действий, т. е. более конкретные причины:необученность рабочего, его несерьезное отношение к труду и опасностям, ухудшениесостояния его здоровья, ненормальные условия труда либо случайная ошибка, вызваннаянеудачным стечением обстоятельств.
Виновникомнесчастного случая может быть и техника, ее отказы (рабочий получает травму попричине неисправности патрона станка или самого станка). Впрочем, техникаиногда является и косвенным виновником травмы: своей неудачной конструкцией онаможет провоцировать неправильные действия рабочего. Возможно и обратное явление,когда рабочий своими неправильными действиями вызывает отказ техники, чтоприводит к аварии и несчастным случаям. Сказанное свидетельствует о том, чтомежду факторами, приводящими к повреждению человека в труде, существуют сложныефункциональные связи. Сложность этих связей значительно возрастает, если при иханализе учитывать тот факт, что человек в процессе труда может обнаруживатьсвои неправильные действия и вовремя их исправлять, может обнаруживатьнарушения в работе техники и предупреждать ее отказы. В то же время и в техникесуществуют специальные блокирующие устройства, предназначенные дляотфильтровывания опасных ошибок человека и предупреждения таким образомповреждения его самого и техники [10]. Если такие блокирующие устройства внужный момент не срабатывают и ошибочные действия человека проходят в системууправления, вызывая происшествие, то виновником происшествия можно считать итехнику.
Процесструда и взаимодействие его компонентов обычно регулируются соответствующейорганизацией. Устанавливаются определенные правила взаимодействия человека сорудием и предметом труда, с окружающей средой, задаются нормы, определяющиесвязи между орудием, предметом труда и средой. Нарушение этих правил, нормможет также явиться причиной повреждения человека. Так, при отказе светофора, регулирующегоуличное движение, возможно столкновение автомашин. В этом случае причинительповреждения относится к внешней среде, а виновником будет не субъект, непредмет и не орудие труда, не окружающая среда, а только фактор организации.Поэтому, с точки зрения безопасности труда, удобно и правомерно факторорганизации рассматривать как пятый компонент трудового процесса. Схематическиданная связь компонентов представлена на рис. 1.3. Как явствует из этогорисунка, фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиямитруда и средой, но и все эти компоненты между собой. Он определяет поведениечеловека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условияокружающей среды.
Поврежденияорганизма могут произойти в результате как непосредственных контактных внешнихвоздействий (механического, химического, электрического и т. п.), так идистанционных (светового, теплового и пр.). Повреждения могут возникать сразупосле воздействия или спустя определенное время после него (например, послерадиоактивного облучения). Среди различных факторов производства принятовыделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочегоприводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых нарабочего влечет за собой профессиональное заболевание. Опасные и вредныепроизводственные факторы действуют на рабочего извне.
Опасныепроизводственные факторы можно подразделить (И. Балинт, М. Мурани) также наявные, когда их опасность очевидна и для ее устранения необходимысоответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасностилишь в результате ненормального поведения человека [12, 146]. При этом связьпотенциально опасных производственных факторов с несчастным случаем авторыусматривают только в отклонениях от нормы в поведении индивида. Некоторыеавторы вводят понятие производственной опасности и вредности, понимая подпроизводственной опасностью угрозу воздействия на работающих опасных и вредныхфакторов, а под производственной вредностью — воздействие на работающих тольковредных производственных факторов [71, 3].
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :