Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Российская Федерация демократическое государство 2

--PAGE_BREAK--В науке конституционного права различают 3 вида суверенитета: государственный, национальный и народный. Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере: «1. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.2.К. РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ.3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ст.4 К. РФ).
С возникновением государства возникает и государственная власть. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого аппаратом принуждения, который является частью государственного аппарата.
Национальный суверенитет есть полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни. Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее 13
самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил. В.В. Пылин в своей работе ссылается на Мишина Н.Г., Фабера И.Е., Скуратова Ю.И., которые определяли народный суверенитет как «политико-правовое свойство (качество) народа, выражающееся в его верховенстве и полновластии в обществе и государстве» [1]
Народный суверенитет принадлежит не отдельным частям населения, а российскому многонациональному народу в целом, поэтому любые сепаратистские решения и действия окажутся в противоречии с К. РФ. В конституционном праве под понятием «народ» понимаются все граждане данного государства, которые образуют единую социально-экономическую и политическую общность. Употребляемое в К. РФ выражение «многонациональный народ» обозначает: совокупность граждан России; объединение всех населяющих РФ народов (этносов), других этнических общностей.
«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч.2 ст.3). В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию.
Представительную демократию осуществляет не народ непосредственно, а органы, действующие по поручению народа, представляющие его: избираемые народом органы государственной власти – как коллегиальные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, носящие различные наименования парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.), так и единоличные (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т.д.), а также органы местного самоуправления.
Осуществляемое органами государственной власти представительство от имени народа имеет ряд степеней: первая (органы, прямо избираемые народом, – например, Государственная Дума), вторая (органы, образуемые представительными органами первой степени, – н например, Уполномоченный по правам человека), третья (например, половина состава Счетной палаты, формируемая Советом Федерации, который в свою очередь относится к органам второй степени) и т.д.
Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч.3 ст.3).
ФЗ от 12.06. 2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает виды референдумов и выборов. Согласно данному ФЗ, существуют референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум (ст.15). Среди выборов различают выборы органов гос. власти, органов местного самоуправления, депутатов (ст.8).
В соответствии с ФКЗ от 10.10. 1995 «О референдуме РФ», референдум – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории РФ.
На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой К. РФ.
Вопросы, выносимые на референдумы, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Так, например, вопросы об образовании в составе РФ нового субъекта в соответствии с ФКЗ от 17.12.01 «О порядке принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта» подлежат вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ (ст.11).
При проведении референдумов используется русский язык как государственный язык РФ и государственные языки республик в составе РФ, языки народов РФ.
Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.
Выборы – это участие граждан в осуществлении власти народа с помощью выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах, органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.
Свободные выборы – важнейшая, широко применяемая форма непосредственной демократии, в итоге которой граждане формируют выборные органы государственной власти, в своей деятельности осуществляющие представительную демократию.
Свобода выборов выражается в том, что избиратели обладают полной возможностью по собственной воле, без всякого принуждения участвовать в выборах, включая выдвижение кандидатов, сбор подписей в их поддержку, агитацию и голосование за или против кандидатов.
Общие конституционные предписания, относящиеся к выборам и содержащиеся в ст.2 и ст.32 К. РФ, конкретизированы в ст.81, предусматривающей срок избрания Президента – 4 года и принципы избрания.
В ФЗ от 10.01. 2003 «О выборах Президента РФ» установлен порядок
избрания Президента. А в ФЗ от 20.12. 2002 «О выборах депутатов Гос. Думы ФС РФ» установлен порядок избрания депутатов Гос. Думы ФС РФ.
К. РФ в ч.4 ст.3 устанавливает, что «никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Положения ч.4 данной статьи можно рассматривать как определенные выводы на будущее из опыта борьбы за подлинное народовластие в нашей стране. Конституционной может быть признана только такая власть, органы которой, порядок их создания, их правомочия и порядок деятельности не только прямо определены К. и основанными на ней законами, но на практике соответствуют конституционным требованиям. С этой точки зрения были противоправны многочисленные самозваные «белые», «красные» и т.п. власти, создававшиеся в годы гражданской войны в различных местностях, опиравшиеся на насилие, поддержку незначительного, но активного антидемократического меньшинства.
Конкретные формы ответственности за такие преступления определены, в частности, Законом РФ от 9.10. 1992 «Призывы к насильственному изменению конституционного строя», предусматривающего наказание за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя или захвату власти.
2.3. Разделение властей Одним из важнейших принципов демократического государства является принцип разделения властей.
Еще Шарль Монтескье считал, что власть должна принадлежать различным органам государства; сосредоточение властных полномочий в руках одного органа государства недопустимо: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой гос. строй, при котором никто не будет понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет» [7].
В РФ данный принцип был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12.06. 1990, где указывается, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» (ст.13).
К. РФ в ст.10 определяет, что «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», а также то, что «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Поэтому, разделение властей означает не только распределение, демонополизацию власти, но и реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимосотрудничества.
Органы законодательной власти – Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные. Федеральное Собрание РФ – федеральный законодательный и представительный орган РФ. Все другие законодательные органы являются региональными.
В соответствии со ст.94, 99 Федеральное Собрание РФ является Парламентом РФ, постоянно действующим органом.
Из определения Федерального Собрания как парламента РФ следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в РФ, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также верховное распоряжение государственной казной и контроль над исполнительной властью посредством форм и способов, определенных К. РФ и соответствующими ей федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.95, Федеральное Собрание (ФС) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Двухпалатная структура парламента, в частности, получила значительное распространение в мире благодаря двум своим преимуществам: возможность обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве – субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль, и возможность оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.
Назначение и порядок формирования Совета Федерации определен ст.102 К. РФ, согласно которой следует, в частности, указать, что к ведению СФ относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ (п. «а»), назначение выборов Президента РФ (п. «д»), отрешение Президента РФ от должности (п. «е»), назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (п. «ж») и т.п., а также таким документом, как ФЗ от 5.12. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ».
Порядок формирования и назначение Государственной Думы (Гос. Думы) определяется К. РФ и Регламентом Гос. Думы ФС РФ.
Гос. Дума состоит из 450 депутатов (ч.3 ст.95 К. РФ), а также избирается сроком на четыре года (ч.1 ст.96 К. РФ).
К ведению Гос. Думы, согласно ст.103 К. РФ, относятся, в частности, дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. «а»), решение вопроса о доверии Правительству РФ (п. «б»), назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (п. «д»), объявление амнистии (п. «е»), выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (п. «ж») и т.п.
К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ; министерства, гос. комитеты и ведомства при Правительстве РФ; президенты и главы администраций субъектов Федерации, их министерства, правительства, гос. комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ (ч.2 ст.77 К. РФ). Так, ст.78 закрепляет положения о территориальных органах исполнительной власти и назначаемых должностных лицах (ч.1), о заключении соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ч.2), и т.д.
Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные (Правительство РФ и т.д.) и субъектов Федерации (президенты и главы администраций субъектов и т.д.).
По характеру полномочий среди органов исполнительной власти выделяют органы общей компетенции (Правительство РФ и т.д.) и органы специальной компетенции (министерства, гос. комитеты и т.д.).
Также различают коллегиальные (Правительство РФ и правительства субъектов РФ) и единоначальные (министерства и т.д.) органы исполнительной власти.
Положение Правительства РФ как высшего исполнительного органа гос. власти РФ обеспечивается его полномочиями, закрепленными в К. РФ и в ФКЗ от 17.12. 1997 «О Правительстве РФ».
В своей деятельности Правительство РФ «руководствуется принципами верховенства К. РФ, ФКЗ и ФЗ, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина» (ст.3 ФКЗ).
Правительство РФ реализует свои полномочия в следующих сферах: в сфере экономики (ст.14 ФКЗ); в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (ст.15 ФКЗ); в социальной сфере (ст.16 ФКЗ); в сфере науки, культуры, образования (ст.17 ФКЗ); в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст.18 ФКЗ); в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, и т.д.
Важным указанием в К. РФ является то, что Правительство РФ перед вновь избранным Президентом РФ слагает свои полномочия (ст.116), а также может подать в отставку (ч.1 ст.117).
Органами судебной власти в РФ являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, суды субъектов РФ.
Организация судебной власти и основные принципы деятельности судов в РФ закреплены в К. РФ и в ФКЗ от 31.12. 1996 «О судебной системе РФ».
В демократических обществах именно на правосудие возложена миссия защиты конституционных прав и свобод граждан. В этом смысле суды всех видов выполняют две важнейшие и взаимосвязанные функции – правозащитную и правовосстановительную, которые не могут быть выполнены в полном объеме другими правоприменяющими органами.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей (п.2 ст.1 ФКЗ). Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п.3 ст.1 ФКЗ).
Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст.125 К. РФ).
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ установлены ФКЗ от 21.07. 1994 «О Конституционном Суде РФ».
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 К. РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.127 К. РФ).
Нормы о Верховном Суде РФ и о Высшем Арбитражном Суде РФ содержатся в Указе Президента РФ от 19.08. 1996 «Об обеспечении деятельности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ», а также в ФКЗ от 28.04. 1995 «Об Арбитражных Судах в РФ», в котором установлены полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Таким образом, разделение властей не уничтожает единства демократической государственной власти. Оно реально существует прежде всего на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого также всеми разделенными властями. Кроме того, оно существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между самостоятельными властями.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть — обычно глава государства — утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т.д., участвуя в осуществлении законодательной и судебной властей. Судебная власть толкует Конституцию, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания не соответствующими Конституции, а иные правовые акты — законам и лишить их юридической силы, контролируя в этом смысле законодательную и исполнительную власти, а отчасти — и участвуя в их осуществлении.
Судебная власть осуществляет правосудие, применяя законы, а нередко и Конституцию при решении конкретных дел.
В условиях разделения властей население может непосредственно и через своих представителей активнее участвовать в процессе принятия государственных решений, чем при доминировании одной из властей или устранении какой-либо из них. Разделение властей – необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина.
2.4. Местное самоуправление Местное самоуправление (МС) занимает важное место в системе современных общедемократических преобразований государственности и общественного устройства России. По словам Пылина В.В., «оно содержит в себе значительный потенциал социальной энергии, активизации человеческого фактора, улучшения жизни населения»1.
Основные принципы МС получили закрепление в К. РФ (ст.3, 12, 15, гл.1, гл.8), в ФЗ от 6.10. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
К. РФ указывает, что «в РФ признается и гарантируется МС. МС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МС не входят в систему органов гос. власти» (ст.12).
Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных К. РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (п.2 ст.1 ФЗ).
Действующее законодательство и практика предоставляют широкий круг форм для осуществления МС через муниципальные органы и их должностных лиц. Среди этих форм выделяются следующие: народная правотворческая инициатива, наказы избирателей, письменные и устные обращения граждан в органы местного самоуправления, отчеты органов и должностных лиц МС перед населением, митинги, демонстрации, местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, сходы граждан.
Органам МС, структура которых определяется населением самостоятельно, принадлежит ведущая роль в осуществлении МС.
Что же понимать под понятием «органы МС»? ФЗ в п.2 ст.3 включает в это понятие избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако ученый Пылин В.В. не согласен с таким определением и утверждает, что «представляется целесообразным органами МС именовать только относительно самостоятельные органы, наделенные собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, такие, например, как представительный орган, исполнительно-распорядительный орган, муниципальная избирательная комиссия и иные им подобные по статусу органы. Все другие органы, входящие в структуру администрации муниципального образования, именовать органами управления администрации МС» [9].
Конституционное установление о том, что органы МС не входят в систему органов гос. власти, не означает функционального обособления обеих групп органов. Органы МС находятся в системе государственно-властных отношений. Само их создание, формы и принципы формирования, полномочия определены актами органов гос. власти – федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики в различных сферах.
Органы и должностные лица МС тесно связаны с гос. органами. Они действуют на основе законов и других актов органов гос. власти, а также заинтересованы во всестороннем взаимодействии и сотрудничестве с ними, т. к. решение основных проблем обеспечения жизнедеятельности населения, осуществление прав и свобод человека определяют смысл и содержание деятельности как гос. органов, так и органов МС.
И, наконец, целесообразно будет рассмотреть организационно-правовые формы в системе МС.
Представительный орган МС – это выборный орган МС, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования; состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ.
Представительные органы являются ведущими в структуре органов МС. Они выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть. Им подконтрольна деятельность других органов и должностных лиц МС.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в 27 соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п.10 ст.35 ФЗ).
Из ФЗ следует, что исполнительной орган МС может быть как коллегиальным (управа, правление, исполнительный комитет), так и единоначальным (глава муниципального образования и т.д.). В настоящее время исполнительную власть в муниципальных образованиях осуществляют, как правило, главы муниципальных образований.
Таким образом, МС, осуществляемое на всей территории РФ, является одной из главных функций государства, его федеральных и региональных органов государственной власти.
До утверждения эффективного демократического МС в РФ еще далеко. Важно осознавать, что успех МС зависит от его восприятия населением, от его результативности и пользы для широких масс.

2.5. Многообразие форм собственности и экономической деятельности К. РФ в ч.1 ст.8 указывает, что в «РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Также ч.1 ст.34 К. РФ провозглашает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности».
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что законодатель, говоря о способностях, проводит их качественное различие. Не все способности одобряются законодателем даже в отношении предпринимательства и иной экономической деятельности. Поощряются такие способности, которые приносят общественную пользу и не запрещены законом. Это означает, что использование способностей человека в предпринимательской и иной экономической деятельности в некоторых случаях должно вызывать осуждение и влечь санкции со стороны государства. Примерами такого «предпринимательства» служат организация притонов, изготовление оружия и взрывных устройств, перевозка наркотиков и т.д. Таким образом, некоторые из способностей человека не могут свободно использоваться в предпринимательстве и иной экономической деятельности.
Легальное определение предпринимательства как вида деятельности дается в ст.2 ГК РФ. Это деятельность, «направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Однако в К. РФ предусматривается и положение о том, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч.2 ст.34).
Данные отношения регулируются Законом от 22.03. 1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.
В литературе 30-50-х гг. понятие «доброй совести» именовалась «каучуковым» и «лежащим за пределами закона», хотя это понятие было содержанием именно закона. Вопрос состоял в том, как толковать «добрую совесть» для правоприменения, т. к. могли возникнуть некоторые сложности, связанные с понятием «совесть» в нравственном смысле.
Понятие «доброй совести» представляет собой некий критерий общественной нравственности, выражающий через закон минимум нравственных требований общества к участникам конкретных правовых отношений. Добрая совесть в предпринимательстве и иной экономической деятельности представляет собой, с одной стороны, определенные правила и нормы этой деятельности и, с другой, следование людей этим правилам.
Конкуренция представляет собой соперничество, состязание, соревнование на рынке. Всякое соперничество, не нарушающее законов, есть конкуренция добросовестная. Ст.4 Закона определяет добросовестную конкуренцию как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне 30
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
В этой же статье содержится определение недобросовестной конкуренции, понимаемой как «любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации». Недобросовестная конкуренция, понимаемая в самом широком смысле, есть «борьба без правил», правонарушение. Однако законодатель дополняет, что нарушение не только законов, но и обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости также будут представлять недобросовестную конкуренцию в тех случаях, когда они причинили убытки или нанесли ущерб деловой репутации.
Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе в сфере труда и его оплаты, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить гос. правилам в этой сфере. Если К. РФ предписывает (ст.9), что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то очевидно, что свободная экономическая деятельность, разрушающая эту основу, недопустима, как и свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами со стороны их собственников, если это наносит ущерб окружающей среде или нарушает права и законные интересы других лиц (ч.2 ст.36). Если согласно ч.3 ст.35 К. РФ возможно даже принудительное отчуждение имущества для гос. нужд в судебном порядке и при соблюдении определенных условий, то нельзя не признать, что это тоже некоторое ограничение экономической свободы и права частной собственности. Обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст.57 К. РФ) может противоречить праву на свободную экономическую деятельность и даже праву собственности: чрезмерно высокие налоги могут очень сильно ограничивать, а более низкие налоги – поощрять формально свободную экономическую деятельность.
Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 К. РФ).
Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. К. РФ (ст.8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах – частной, государственной, муниципальной и др.
В ст.9 К. РФ указывается, что земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, гос., муниципальной и иных формах собственности.
Субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица (ст.36 К. РФ). И если все без исключения граждане РФ могут иметь в собственности земельные участки, то о юридических лицах этого сказать нельзя. В соответствии со ст.48, 113, 120 ГК РФ не могут быть собственниками имущества вообще и земельных участков в частности гос. и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения.
В РФ проводится разграничение гос. собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Данное разграничение осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.07. 2001 «О разграничении гос. собственности на землю».
Согласно данному ФЗ, разграничение гос. собственности на землю осуществляется в следующем порядке. Министерство имущественных отношений РФ, являясь специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ст.3, 4, 5 Закона «О разграничении государственной собственности на землю», подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном постановлением Правительства РФ. Подготовленные и согласованные с органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления перечни утверждаются Правительством РФ. Сведения о земельных участках, включенных в указанные перечни, вносятся в документы гос. земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ (ст.6).
РФ охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. Ст.8 К. РФ указывает, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос., муниципальная и иные формы собственности. Также К. РФ в ст.35 подчеркивает, что право частной собственности охраняется законом.
2.6. Идеологический и политический плюрализм Важным принципом демократического государства является идеологический и политический плюрализм. Рассмотрим, во-первых, идеологический плюрализм.
Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему правовых, философских, политических, религиозных взглядов на социальную действительность, общество и отношения между людьми.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.