СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Пожарная обстановка в Российской Федерации за 9 месяцев 2004
года
5
2. Причины возникновения пожаров в жилом секторе и влияние
человеческого фактора
7
3. Противопожарные системы утепления фасадов жилых домов и
других зданий
10
4. Пожарная автоматика
14
5. Общественные здания
16
6. Технические регламенты
18
7. Противопожарная защита зданий и сооружений при
проектировании и строительстве
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
Список используемой литературы
23
Приложение
24
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, чтопожарычаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Статистика пожаров по Россиипоказывает, что 80% пожаров происходит в жилье. Здесь же гибель и травматизмлюдей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарнойстатистики КТИФ на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100человек, что в 6 раз больше, чем в США. При этом количество пожаров в год на 1миллион человек по России составляет около 2000. Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожноеобращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использованиеэлектробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники не адаптированных котечественной электросети или неисправных, проведение электрогазосварочныхработ при ремонтных работах в квартирах, детская шалость с огнем и некоторыедругие, в том числе и деятельность коммерческих структур работающих снарушениями правил пожарной безопасности.
В Российской Федерации в течение последнихпяти лет наблюдается тенденция к некоторому снижению количества чрезвычайныхситуаций. Однако при этом увеличиваются масштабы их последствий и ущербы отних. Прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций – свыше 100 млрд. рублейв год. Суммарный ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций составляет почти 3%внутреннего валового продукта страны. Ежегодно в нашей стране погибает 100 тыс.человек.
Статистика пожаров в РФ за последние годы позволяет констатировать, чтоих количество сохраняется на уровне около 250 тыс. в год, гибель людей напожарах приблизилась к 20 тыс. в год, прямой ущерб от пожаров составляет 4млрд. рублей, т. е. 0,029 % от внутреннего валового продукта. Ежегодно в Россиипроисходит не менее 10 тыс. лесных пожаров на площади от 200 га и выше.
Проблема гибели людей при пожарах – это предмет особого беспокойства. Еерешение требует реализации комплекса научных, технических и организационныхзадач. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, полезно подробнопроанализировать статистические данные по гибели людей на пожарах.
Так, с 1965 года гибель людей на пожарах выросла в 10 раз. Причем темпыприроста показателя гибели людей на пожарах имеют положительную тенденцию, приодновременном сокращении объемов производства, численности населения и числапожаров.
1. Пожарная обстановка в РоссийскойФедерации за 9 месяцев 2004 года
За 9 месяцев 2004 года оперативная обстановка с пожарами вРоссийской Федерации по сравнению с аналогичным периодом прошлого годахарактеризовалась следующими основными показателями:
— зарегистрировано 150516 пожаров (-1,5%);
— погибло 11214 человек (-8,8%), в том числе 414 детей(-21,0%);
— получили травмы 9030 человек (-3,8%);
— прямой материальный ущерб составил 4134,4 млн. руб.
Ежедневно в России происходило 619 пожаров, в результатекоторых погибали 46 человек и 37 получали травмы. Огнем уничтожалось 183строения, 22 единицы автотракторной техники и 10 голов скота. Ежедневныйматериальный ущерб — 17,2 млн. рублей.
Увеличение количества пожаров отмечается в 14 субъектах РФ:Калмыкии (5,3%), Каpачаево-Чеpкессии (19,9%), Татарстане (1,8%), Якутии (0,3%),Архангельской (1,9%), Кировской (0,5%), Курганской (7,9%), Омской (4,4%),Псковской (8,8%), Самаpской (8,8%), Саратовской (1,9%) и Челябинской (8,3%)областях, Ханты-Мансийском автономном округе (4,0%), г. Санкт-Петербурге(1,0%).
Количество погибших возросло в 3 субъектах: Магаданской(5,6%), Сахалинской (6,5%) и Томской (2,6%) областях.
Рост количества пожаров, погибших и травмированных при нихлюдей зарегистрирован в 8 субъектах РФ: Республике Ингушетия (4,5%, 66,7% и133,3%), Красноярском крае (0,4%, 5,3% и 3,9%), Усть-Ордынском автономномокруге (1,4%, 550,0% и 100,0%), Московской (2,1%, 1,0% и 11,7%), Пензенской(3,8%, 9,3% и 11,7%), Свердловской (7,0%, 2,4% и 13,1%), Твеpской (5,0%, 2,8% и41,5%) и Тюменской (19,9%, 23,1% и 1,1%) областях.
Больше всего пожаров зарегистрировано в жилом секторе. Ихдоля от общего числа пожаров по России составила 68,8%, а материального ущерба– 36,0%.
Подавляющее число пожаров произошло из-за неосторожногообращения с огнем (48,1%). Ущерб от них составил 18,8%. Каждый пятый пожар(19,2%) произошел в результате нарушения правил устройства и эксплуатацииэлектрооборудования, доля причиненного ими ущерба составила 18,1%.
Снижение количества пожаров зарегистрировано впроизводственных зданиях (-2,3%), складах, базах производственных предприятий(-6,8%), складах, базах и торговых помещениях (-2,3%), зданиях общественногоназначения (-6,7%), сельскохозяйственных объектах (-2,4%), жилом секторе(-7,6%).
В городах Российской Федерации зарегистрировано:
— 100749 пожаров (-3,1%);
— погибли 6422 человека (-8,7%), в том числе — 198 детей(-25,6%);
— получили травмы 6287 человек (-4,6%);
— прямой материальный ущерб составил 2832,7 млн. руб.(+56,6%).
В сельской местности зарегистрировано:
— 49767 пожаров (+1,8%);
— погибли 4792 человека (-9,0%), в том числе 216 детей(-16,3%);
— получили травмы 2743 человека (-1,9%);
— материальный ущерб составил 1301,7 млн. руб. (+32,5%).
За 8 месяцев 2004 года на территории России зарегистрировано35 крупных пожаров (-31,4%), материальный ущерб от них составил 323,7 млн. руб.Крупные пожары были зарегистрированы в 23 субъектах РФ.
Кроме того, в текущем году произошло 19 пожаров с групповойгибелью людей (-32,1%), в результате которых погибли 105 человек (-41,0%) и 68получили травмы (-58,3%). Такие пожары были зарегистрированы в 14 субъектах РФ.
2. Причины возникновения пожаров в жиломсекторе и влияние
человеческого фактора
На жилой сектор приходится от 70 до 80% от общего числа пожаров,происходящих ежегодно в Российской Федерации. Основное количество пожаров вжилье происходит по так называемым непрофилактируемым причинам, т. е. по винелюдей, находящихся в состоянии ограниченной дееспособности (состояниеопьянения, психические заболевания, возрастная немощь, детская шалость и т.д.).
В жилых домах гибнет около 90% от общего количества погибших при пожарепо стране. Главные причины гибели людей при пожарах — действие продуктовгорения (до 76% от общего числа погибших) и высокая температура (до 19% отобщего числа погибших).
К числу объективных причин относится высокая степень изношенности жилогофонда, причем здесь речь идет и о конструкциях зданий, и об их инженерномобеспечении; отсутствие экономических возможностей поддержания противопожарногосостояния зданий, низкая обеспеченность жилых зданий средствами обнаружения иоповещения о пожаре, а также современными первичными средствами пожаротушения.
Наличие в квартирах и жилых домах легковоспламеняющихся предметов,синтетических изделий и разнообразной бытовой техники, с одной стороны,увеличивает потенциальную возможность возникновения пожаров, а с другойстороны, делает даже самый незначительный пожар опасным для жизни и здоровьялюдей из-за выделения ядовитых газов при горении синтетических материалов.
Другими источниками пожарной опасности являются: подвалы, чердаки,санитарно-кухонные узлы.
Наименее опасны в пожарном отношении малоэтажные здания из несгораемыхматериалов (кирпича, железобетона), наибольшую же опасность представляют зданияиз деревянных конструкций. Кроме того, большую опасность представляетприменение сгораемых теплозвукоизоляционных материалов (опилок, листьев, торфаи т. п.), в особенности полимерных (пенополистирола, пенополиуретана и др.).
Большинство малоэтажных жилых домов имеют печное отопление. Постатистическим данным, примерно каждый десятый пожар в жилом доме и надворныхпостройках происходит от неисправности печей и дымоходов, их неправильногоустройства или эксплуатации.
Многоэтажные дома, как правило, основной вид жилья в крупных населенныхпунктах. Особенностью, усугубляющей пожарную опасность жилых зданий, являетсяналичие встроенных в них помещений иного назначения: учреждений торговли,связи, коммунально-бытового назначения, общественного питания и др. Привозникновении пожара во встроенном помещении возникает угроза для жизни людей,живущих на верхних этажах.
В зданиях высотой более пяти этажей есть мусоропроводы и лифты, которыетакже могут представлять опасность с точки зрения возможного задымления.
Пожары в многоэтажных жилых зданиях могут распространяться по кабельнымкоммуникациям, если проемы в местах прохождения труб не заделаны строительнымраствором или бетоном.
Для зданий повышенной этажности характерны быстрое развитие пожара повертикали и большая сложность спасательных работ. Продукты горения движутся всторону лестничных клеток и шахт лифтов. Скорость их распространения повертикали может превышать 10 и более метров в минуту. В течение несколькихминут здание полностью задымляется, и находиться в помещениях без средствзащиты органов дыхания невозможно. Наиболее интенсивно происходит задымлениеверхних этажей, особенно с подветренной стороны.
От высокой температуры управление лифтами выходит из строя, и кабиныблокируются в шахтах. Быстро установить место нахождения лифта при отключенномэлектропитании не представляется возможным и люди, находящиеся в нем, погибают.При пожаре на верхних этажах очень сложно производить разведку пожара, спасениелюдей и подачу средств тушения.
Следует также добавить, что фактором, существенно повышающим пожарнуюопасность многоэтажных зданий и зданий повышенной этажности, является высокаявероятность позднего обнаружения пожара в случае отсутствия или нахождения внеисправном состоянии соответствующих систем пожарной автоматики.
Учитывая увеличение объема строительства жилых зданий сверхнормативнойвысоты и принимая во внимание актуальность вопросов их противопожарной защиты,МЧС России приняло решение о проверке данных зданий с привлечением специалистовдругих ведомств.
3. Противопожарные системы утепленияфасадов жилых домов и
других зданий
В настоящее время применяются три основные системы утепления наружныхограждающих конструкций: легкая штукатурная система (она получила наибольшеераспространение), тяжелая штукатурная система и вентилируемая системаутепления.
Но не все так просто! Все эти системы на рынке строительных услугпредставлены весьма ограниченно.
В чем же дело? Дело в том, что при решении задачи так называемой тепловоймодернизации здания необходимо при проектировании, строительстве и эксплуатацииздания выполнять требования нормативных документов. При этом должны учитыватьсяи экономические аспекты, направленные на удешевление строительства. Достижениеих связано не только с применением высокотехнологичных методов строительства,но и с использованием высокоэффективных теплоизоляционных материалов,большинство которых имеют полимерную основу, относятся к горючим материалам,продукты горения которых высокотоксичны. По данным печатных источников, вРоссии с 1995 года произошло более 750 пожаров с распространением огня по фасадамзданий, облицовочным, отделочным материалам, различным иным конструктивным изащитно-декоративным элементам фасадов. Человечество пока не разработалотеплоизоляционные материалы, которые сочетали бы в себе одновременно такиекачества, как долговечность, низкая стоимость, высокое сопротивлениетеплопередачи, огнестойкость и т.д.
Действующие противопожарные нормы (СНиП 2.01.02-85* п.18) не допускаютиспользования горючих и трудногорючих материалов для облицовки и отделки стенфасадов зданий I, II и III степеней огнестойкости. Согласно п.1.1 данногодокумента, предел распространения огня по наружным стенам таких зданий долженбыть равен нулю с учетом методики испытаний конструкций на распространениеогня. Следовательно, для утепления фасадов зданий с наружной стороны не могутбыть применены горючие материалы, либо они должны быть защищены от воздействияогня негорючим материалом толщиной не менее 25 мм и выше, в зависимости отфизико-химических свойств утеплителя и материала. Вместе с тем в РоссийскойФедерации осуществляется процесс разработки новой нормативной базы в областиобеспечения пожарной безопасности в строительстве, цель которого — гармонизацияпротивопожарных требований с европейскими нормами — в первую очередь, в областииспытаний и классификации пожарно-технических показателей. Так, уже введены вдействие некоторые документы, в том числе СНБ 2.02.01-98 “Пожарно-техническаяклассификация зданий, строительных конструкций и материалов”. В данномдокументе принципиально изменены подходы в установлении пожарно-техническихпоказателей, степеней огнестойкости зданий и т.д. Например, строительныематериалы подразделяются только на негорючие (НГ) и горючие (Г1-Г4) и т.п.Исходя из этого разъяснено, что в переходный период в нормативно-техническихдокументах необходимо указывать показатели пожарной опасности строительныхматериалов и конструкций как по “старому” нормированию, так и по “новому”.
Опыт зарубежных стран, начавших решать проблему энергосбережения встроительстве на 10-20 лет раньше, также свидетельствует о том, чтотрадиционные методы определения огнестойкости и пожарной опасности строительныхконструкций недостаточны для оценки реальной пожарной опасности системутепления фасадов.
Не только набор пожароопасных материалов, но и способ их крепления,конструктивно-технические решения исполнения системы влияют на ее пожарнуюопасность. Важно при выборе варианта системы учитывать и функциональноеназначение здания, его архитектурные особенности, а также обеспеченностьнаселенного места активной противопожарной защитой (пожарнымиаварийно-спасательными подразделениями). Если это, например, девятиэтажноездание, расположенное в районном центре, а пожарное аварийно-спасательноеподразделение не обеспечено средствами подъема на высоту и другим вооружением,депо находится на значительном расстоянии от здания, при этом отсутствуютдороги с твердым покрытием либо рельеф местности в зимнее время, например,приводит к частому обледенению дорожного покрытия и препятствует проездуспециальной техники и т.д., то такое здание горючими теплоизоляционнымиматериалами утеплять не следует.
Таким образом, угроза распространения пожара по фасаду здания зависит от рядафакторов, и при ее оценке приходится использовать критерии, которые не могутбыть полностью реализованы при проведении лабораторных опытов. Поэтомупрактически каждая страна, занимающаяся тепловой модернизацией зданий,вынуждена проводить полномасштабные натурные огневые испытания — эторекомендации Международной организации по стандартизации (ISO). В частности, впрошлом году в Европе был введен соответствующий стандарт ISO 13785 ч.2,регламентирующий метод испытаний аналогичных систем. В настоящее времяизготавливается установка по данному стандарту, и будут также проводитьсякрупномасштабные испытания систем утепления.
В России данные испытания проводятся по НПБ 233, которые устанавливаютобщие методологические подходы и требуют разработки программы испытаний вкаждом конкретном случае с учетом конструктивных особенностей систем утепления.С 1999 г. огневые испытания проводятся в закрытом отапливаемом корпусекомбината строительных материалов и изделий (КСМИ) ЗАО “Златоустметаллургстрой”в г. Златоусте Челябинской области. В настоящее время в России испытано идопущено к применению около 20 систем утепления с горючим утеплителем, областьприменения которых до разработки соответствующих нормативных документоврегламентируется совместными письмами Госстроя России и ГУГПС МВД России.Данные разрешительные письма довольно детально описывают используемые в системематериалы, конструктивное решение системы со ссылкой на нормативно-техническиедокументы, регламентирующие требования к ней. В письмах определяются область иусловия применения системы с учетом результатов ее испытаний и эксклюзивнымиправами на применение систем фирмой-заявителем.
Продолжая разговор о системах утепления, следует отметить, что нельзяоднозначно относиться к применению в системах минераловатных теплоизоляционныхматериалов, так как ряд их относится к трудногорючим материалам (Г1). Горючими,как правило, являются и краски, используемые в защитно-декоративном слое.Поведение в условиях пожара тяжелых систем утепления также требует изучения, асоответственно — проведения огневых испытаний. Что касается вентилируемыхсистем утепления, то они должны быть испытаны независимо от горючестииспользуемых материалов. В условиях пожара данные системы могут потерять своюустойчивость, обрушиться, даже способствовать распространению огня навышележащие этажи за счет применения горючей ветрозащитной пленки.
4. Пожарная автоматика
С 1999 по 2003 г. прослеживается тенденция увеличения количестваобъектов, на которых были выполнены работы по монтажу установок пожарнойавтоматики (УПА). Наиболее оснащенными являются производственные здания, а довольнонизкий уровень – в жилых зданиях. В 1999 г. доля объектов, оборудованных УПА, вжилых зданиях составляла всего 1%. В 2003 г. эта доля увеличилась до 3%.
Помимо низкого уровня обеспеченности УПА жилого сектора существуютпроблемы оснащенности зданий общественного и производственного назначения, аименно: недостаточное количество принятых в эксплуатацию УПА и довольно низкийуровень оснащенности системами автоматического пожаротушения.
За период с 1996г. по 2003г. повышения эффективности не наблюдается. Всреднем эффективность выполнения задачи УПА немногим более 50%. Заметноповысилась эффективность в 2001г. и составила 63%. Однако дальнейшего повышенияэффективности не произошло — в 2002г. эффективность снизилась до 47%.
Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что повышениеэффективности УПА является первоочередной целью на всех этапах создания,внедрения и эксплуатации УПА, начиная от научно-технических разработок и кончаяэксплуатацией на местах.
Известно, что фактор времени оказывает решающее влияние на процессразвития пожара и причиняемого пожаром ущерба. Но гораздо более важнойпроблемой следует считать гибель людей под воздействием опасных факторов пожара(91% от общей гибели людей), которая происходит в большинстве случаев на егоранней стадии.
К сожалению, жилой сектор, в котором гибнет максимальное количестволюдей, практически не обеспечен техническими средствами для своевременногообнаружения загораний и передачи информации о пожаре. Это не позволяет вовремяоповестить пожарные части. Недостаточно активно решается вопрос оснащенияжилого сектора, первичными средствами пожаротушения и спасения.
5. Общественные здания
Группа общественных зданий включает весьма широкий спектр зданий,отличающихся по количеству присутствующих в них людей, по количеству пожарнойнагрузки, а также по характеру (режиму) функционирования. Кроме того, впределах каждого из перечисленных признаков наблюдаются существенные различия,требующие дифференцированного подхода к решению задач по обеспечению пожарнойбезопасности. Так, при решении вопроса обеспечения безопасности людей в случаепожара, необходимо учитывать психофизиологические особенности присутствующего вздании контингента, степень его ознакомленности с планировочными особенностямиздания, а также уровень готовности к восприятию сигнала о пожаре и выполнениюнеобходимых действий по эвакуации из здания.
С точки зрения обеспечения защиты находящихся в здании материальныхценностей следует учитывать не только размеры ожидаемого материального ущерба,но и социальную значимость возможных потерь от пожара. Это относится преждевсего к зданиям музеев, архивов, библиотек, а также к зданиям, являющимсяпамятниками истории и архитектуры. Для таких зданий следует учитывать такжевозможность ущерба, наносимого огнетушащими средствами в ходе работыоперативных подразделений, а также при ложных срабатываниях установокавтоматического пожаротушения.
В последние годы за рубежом при определении соответствия зданий исооружений противопожарным требованиям используется подход на основеобъектно-ориентированного нормирования, который предусматривает количественноеопределения пожарной опасности зданий и сооружений и ее сравнение с величинами,выбранными в качестве критериев.
Очевидно, что методы количественной оценки пожарной опасности зданийобщественного назначения должны учитывать как закономерности протеканияпроцессов горения в здании и эвакуации людей, так и закономерности описывающиевозможность (вероятность) реализации аварийных ситуаций. В связи с этимпредставляется целесообразным использовать методы позволяющие оценивать риск сучетом стохастических аспектов проблемы.
В общественных зданиях происходит около 7% пожаров от общего количествапожаров в Российской Федерации. На пожарах в общественных зданиях погибает всреднем от 6 до 7 % всех погибших на пожарах.
Среди условий, способствующих гибели людей, на первом месте по прежнемустоит алкогольное (или наркотическое) опьянение.
К факторам, способствующим гибели людей, следует отнести и такие явления,как увеличивающуюся насыщенность помещений общественных зданий материалами,выделяющими при горении особо опасные вещества (HСl, HCN и т.д.), а такжеувеличение количества различных энергетических источников, используемых в быту.
По причинам пожаров в общественных зданиях в среднем за последние годыосновное место занимают пожары от неосторожного обращения с огнем – 36,5% отвсех пожаров в общественных зданиях. По причине нарушения правил эксплуатацииэлектрооборудования и бытовых электроприборов возникло 32,4% всех пожаров.Поджоги составляют 10,2% от всех пожаров в общественных зданиях.
6. Технические регламенты
Формирование рыночных механизмов в основных сферах деятельности обществаприводит к необходимости адекватного выбора средств и способов противопожарнойзащиты экономическим, социальным и экологическим последствиям пожара, введенияэффективного механизма противопожарного страхования и т.д.
Современное законодательство позволяет существенно изменить основныепринципы построения строительных норм и правил в направлении перехода кметодическим принципам, получившим признание в практике международнойстандартизации.
В настоящее время вопросам обновления и совершенствованиязаконодательного и нормативного правового обеспечение стабилизации оперативнойобстановки с пожарами в России уделяется большое внимание. ПринятымГосударственной Думой в 2002 году Федеральным законом «О техническомрегулировании» устанавливаются обязательные для применения и исполнениятребования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе,зданиям строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации,хранения, перевозки и утилизации).
В соответствии с этим, регламенты, устанавливающие требования пожарнойбезопасности для городов и населенных пунктов, зданий и сооружений,нефтегазового комплекса, промышленных предприятий, являются актуальными, а ихразработка входит в перечень первоочередных.
При разработке регламентов приоритетнымиявляются следующие направления:
— создание нормативно-правовой базы для реализации прав собственникарисковать своим имуществом, при безусловном выполнении противопожарныхмероприятий, направленных на безопасность людей в условиях пожара и устраненияугрозы пожара и его опасных факторов для иных субъектов права;
— гармонизация существующих норм и правил в области пожарной безопасностис международными нормативными документами в связи с подготовкой к вступлениюРоссии во Всемирную торговую организацию, а также создание единого нормативногополя с комплексом нормативных документов безопасности в чрезвычайных ситуациях(БЧС);
— внедрение в систему нормативов принципов гибкого нормирования дляоптимизации требований пожарной безопасности с учетом индивидуального исоциального риска;
-создание системы мониторинга практики применения нормативных документов,содержащих требования пожарной безопасности и оперативной выработки предложенийпо внесению необходимых изменений и дополнений в указанные документы;
-создание современной нормативной базы надзора за выполнением требованийпожарной безопасности и предупреждения пожаров;
-создание нормативной базы противопожарного страхования.
7.Противопожарная защита зданий и сооружений при проектировании
и строительстве
Говоря о проблемах противопожарных требований, норм и правил припроектировании и строительстве, хочется отметить рост количествареконструируемых объектов, внедрения новых пожароопасных материалов иконструкций, применения импортного оборудования и новых технологий и напомнил онеобходимости информировать руководителей и ведущих специалистов строительных ипроектных организаций о проблемах обеспечения пожарной безопасности объектовстроительства, состоянии и перспективах развития системы противопожарногонормирования и стандартизации. С другой стороны, и работники пожарной службыдолжны получать своевременную и исчерпывающую информацию о перспективахразвития стройкомплекса. В ряде случаев пожароопасность объекта«обеспечивается» уже на стадии проектирования. Проведенные проверкипоказали, что лучше дела обстоят в тех проектных организациях, техническиеотделы которых укомплектованы штатными специалистами, отвечающими за пожарнуюбезопасность. Наиболее характерными нарушениями являются применение горючихматериалов для утепления наружных стен зданий, проектирование крышных котельныхдо ввода в действие соответствующих норм и изменений к СНиП, а также беззаключения органов ГПН о возможности строительства этих котельных,проектирование без согласования с органами ГПН АЗС с помещениями общественногоназначения в их составе, проектирование отдельных объектов, на которыеотсутствуют нормы, без заключения органов ГПН. В частности, сюда могут бытьотнесены надстройка мансардными этажами эксплуатируемых общественных зданий иустройство атриумов. Принят Закон о противопожарной безопасности, имеетсяпостановление СМ РФ о системе противопожарного нормирования, разработанаконцепция противопожарного нормирования, Минстройархитектуры РФ с учетоммеждународного опыта реализуется программа создания блоканормативно-технических документов «Пожарная безопасность», в которуюбудут включены разделы «Эвакуация людей из зданий и сооружений припожаре», «Предотвращение распространения пожара»,конструктивно-планировочные решения и ряд других документов. Указанные нормыявятся основой для создания в будущем единого нормативного документа попожарной безопасности — Кодекса пожарной безопасности, в котором общиеинженерно-технические требования должны быть обобщены на основе требованийэкономической эффективности и безопасности.
Выявленные органами ГПН нарушения противопожарных требований действующихнорм и правил при проектировании и строительстве в России позволяют сделатьвывод, что часть из них наиболее характерна для крупных городов (в частности, вобласти высотного строительства.) Так, на стадии проектирования в нарушениеСНиП 2.08.02-89 выполнены чертежи ряда высотных зданий общественногоназначения, насчитывающих более 16 этажей (планировалась разработка проектаобщественного здания и выше 30 этажей). При этом авторы проектов ссылаются натребования действующих СНиП, не учитывая того, что состоящая на вооружениитехника — автолестницы, коленчатые подъемники — не обеспечивает доступапожарных на верхние этажи и не может гарантировать эвакуацию людей в случаепожара. Планировочные решения по эвакуации при пожарах предлагаются такие же,как для 10-16-этажных зданий. Во многих случаях не учитывается требование СНиП«Жилые здания», касающееся размещения нежилых помещений на первом,втором или цокольном этажах. Доходит до того, что и на 4-м этаже жилых зданийразмещаются помещения общественного назначения. Это характерно как дляновостроек, так и для реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий. Вряде случаев не выполняется требование этих СНиП о необходимости проектированияизолированных от жилой части здания эвакуационных выходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации жилого фондавсегда являлась актуальной.
Необходимо повысить качество проведения авторского надзора пристроительстве объектов. Госстройнадзору следует выдавать разрешения напроведение и продление основных строительных работ только после выполнениявсего комплекса противопожарных мероприятий, заложенных в ПСД: обеспеченияфункционирования наружного противопожарного водопровода, наличия первичныхсредств пожаротушения, устройства бытового городка согласно стройгенплану. СМРследует осуществлять только в строгом соответствии с проектом, обеспечиваяпротивопожарную защиту здания на всех этапах строительства. Нарушениестадийности проектирования порой влечет за собой невозможность тушения пожарана стройплощадке. Например, наружный водопровод должен работать еще до началаСМР, а внутренний — до начала отделочных, электротехнических и чистовыхсантехнических работ.
Список используемойлитературы
1. Федеральный Закон «О пожарнойбезопасности» от 26.12.94 г. № 69-ФЗ.
2. Федеральный Закон о внесенииизменения в ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 14.04.2004 г.Опубликован в «Российской газете» 13 мая 2004 г.
3. Оперативная сводка МЧС России опожарной обстановке на 28.10.04 г. // info@mchs.gov.ru
4. Анализ деятельности испытательныхпожарных лабораторий в 2003 г. Ратникова О. Д., Друженец Р. Р., Веселова И. Г.// Пожарная безопасность. Научно-технический журнал, № 4, 2004.
5. Актуальные проблемы противопожарнойзащиты объектов строительства и реконструкции. Болодьян И. А. // Строительнаябезопасность 2004.
6. О чем умалчивают разработчики системутепления фасадов, декларируя применение пенополистирола в качестве утеплителя.Король О. // Строительство и недвижимость, № 4, 2004.
7. Пожарный! Подскажи проектировщику, вчем он не прав! Золотов С. // Строительство и недвижимость, № 3, 2004.
8. Пока гром не грянет. Феоктистова Т.// Инфо — Панорама, № 0397 от 01.09.2004 г.Приложение
УТВЕРЖДЕНО
решением Воткинского
городского Совета депутатов
от 27.11.2002 г. № 113
ПРОГРАММА
«Пожарная безопасность на территории муниципального
образования „Город Воткинск“ на 2003-2005 годы»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы: Пожарная безопасность на территории муниципального образования «Город Воткинск» на 2003-2005 годы Основание для разработки Программы: постановление Главы администрации г. Воткинска от 15 марта 2002 года № 45 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» Заказчик Программы: мэрия города Воткинска Основные разработчики Программы: управление государственной противопожарной службы Удмуртской республики МЧС России, управление административных органов и военно-мобилизационной работы мэрии города Сроки реализации Программы: 2003-2005 годы Цели и задачи Программы: снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров на территории муниципального образования «Город Воткинск»; повышение уровня защиты населения и территории города, предупреждение гибели и травматизма людей при пожарах, а также материальных потерь от огня; обеспечение пожарной безопасности объектов экономики, социальной сферы и жилого фонда; обеспечение необходимых экономических условий для устойчивой работы противопожарной службы, защиты жизни и здоровья граждан от пожаров путем укрепления материально-технической базы пожарной охраны; содержание в соответствии с установленными нормами муниципальных подразделений пожарной охраны, финансируемых за счёт средств городского бюджета, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой Исполнители Программы: управление государственной противопожарной службы Удмуртской республики МЧС России; управление административных органов и военно-мобилизационной работы мэрии города; управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики мэрии города; структурные подразделения мэрии города
Продолжение приложения Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: выполнение намеченных в программе мероприятий и осуществлении своевременных инвестиций в области противопожарной защиты на 2003-2005 годы будут способствовать сокращению гибели и травматизма людей при пожарах до уровня среднероссийских показателей и позволит создать необходимую материально-техническую базу для функционирования пожарной охраны города Контроль за исполнением Программы: контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет городской Совет депутатов, управление административных органов и военно-мобилизационной работы мэрии г. Воткинска