Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Современная библиография как система

Содержание
Введение
Глава І. Функциональная нагрузка библиографическойдеятельности как системы
1.1. Понятие «библиографическая деятельность», основныефункции библиографической деятельности
1.2. Принципы функционирования библиографической деятельности
Глава ІІ. Современная библиография как система
2.1. Признаки библиографии как системы
2.2. Основные направления структурирования библиографическойдеятельности
2.3. Организация библиографической работы в разных типахбиблиотек
Заключение
Список литературы
Список условных сокращений

Введение
Библиография — один изважнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состоянияво многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Этозаставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов,совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числупользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальныхвозможностей библиографии.
Библиографическаядеятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от ихведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиляработы. Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквознойфункцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделенияона осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последниегоды этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографическиеподразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как котечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именнобиблиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационнуюдеятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационныхпотребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.
Требования кбиблиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупныхнаучных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными икачественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.
Справочно-библиографическоеобслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающиечитателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографическогоаппарата. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевоеназначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамкизапрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос являетсябиблиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненнаяс помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.
Необходимость всемернойинтенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работыбиблиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановкибиблиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность икачество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизацииобщества.
Актуальность выбора темы курсовой работыопределяется всеми вышеизложенными фактами, которые позволяют утверждать оважности и целесообразности изучения данного вопроса.
Цель данной курсовой работы представляетсявозможным определить как изучение библиографической деятельности в аспектерассмотрения ее как системы.
Задачи курсовой работы соотносятся иобуславливаются целью:
1. Проанализироватьпризнаки библиографии как объекта систематизации;
2. Выделить основныепринципы функционирования библиографической деятельности;
3. Изучить основныенаправления структурирования библиографической деятельности;
3. Рассмотретьособенности организации библиографической службы в наиболее распространенныхтипах библиотек.
Объектом рассмотрения в данной курсовой работеслужит библиографическая деятельность библиотеки.
Предметом рассмотрения, в свою очередь, можноназвать признаки и особенности библиографии с точки зрения системы.

Глава І.Функциональная нагрузка библиографической деятельности как системы
 
1.1Понятие «библиографическая деятельность», основные функции библиографическойдеятельности
Понятие«библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятийбиблиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование всвете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальноезначение, хотя в литературе и среди практиков употреблялось и раньше. Появиласьнеобходимость соотнесения его с базовым понятием «библиография». Уточнениепонятий надо рассматривать как естественный и непрерывный процесс,обусловленный как развитием библиографической практики, так и развитием науки,обогащающейся новыми возможностями для объяснения новых библиографическихявлений.
Многие авторырассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» каксинонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данныепонятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенныхсмысловых различиях, их нетождественности.
Все разнообразиепредставлений о библиографической деятельности объединяются в два подхода,которые можно обозначить как ограничительный и расширительный. Первый связан спониманием ее как библиографической практики и он был долгое времядоминирующим. Второй подход соответствует целостному представлению [8; 35].библиографической деятельности, включающему в себя все многообразиебиблиографических явлений. Традиционная интерпретация библиографическойдеятельности наиболее завершенные формы приняла в рамках дихотомии:библиография (как область научно-практической деятельности) ибиблиографоведение (как наука об этой деятельности). Таким образом, так какбиблиографическая деятельность приравнивается к практике, а библиография тожепонимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно,библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.
При расширительномподходе библиографическая деятельность включает в себя весь кругбиблиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании.Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспектенаучной терминологической строгости.
Библиографическаядеятельность определяется как область деятельности по удовлетворениюпотребности в библиографической информации, то есть в нее включается лишьпрактическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский,учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщеноединство науки и практики, познания и преобразования. Считая библиографическуюдеятельность только практической, ограничивается содержание этой категории.
Можно придти к выводу,что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболееобщими по объему и содержанию.
Это одна из самых сложныхи определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих порведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификацияобщественной сущности библиографической деятельности.
Библиография выражаетсовокупность всех библиографических явлений в целом, она выполняет функциюобобщенной характеристики, позволяя все библиографическое зафиксировать какединство. В этом понятии содержится качественная специфика данного специальногоявления по сравнению с другими, а также его внутренняя инвариантность,повторяемость [11; 112].
Первоначальнаятеоретическая фиксация библиографической деятельности не раскрывает формыреального существования, природу и структуру этого процесса, что возможно лишьна дальнейших ступенях конкретизации понятия. Более точное пониманиебиблиографической деятельности складывается только через многообразие ееопределений, как результат введения целого ряда категорий, развертывающихисходное понятие.
Посколькубиблиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает всебя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишьс одной ее частью – практической. Следовательно, возникает необходимость вспециальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии«библиографическая практическая деятельность».
Следует отметитьопределенные характерные признаки библиографической практической деятельности:предметность, социальную обусловленность, целесообразность, субъектность.Предметность выражается в наличии специфического предмета, на которыйнаправлена деятельность, в изменении этого предмета под воздействием различныхфакторов, в создании общественно-необходимого продукта – библиографическихпособий, баз данных. Существенным специфическим признаком библиографическойпрактической деятельности является ее социальность [8; 57]. То есть она поприроде своей носит общественный характер. Ее содержание определяетсяхарактером общественных потребностей, реальными обстоятельствами и условиями,наличными материальными средствами. Основное ее противоречие – между реальнойналичной действительностью и целями, которые человек ставит исходя из своихпотребностей и интересов. Поскольку она носит общественный характер и осуществляетсяпредметным образом, она всегда обладает направленностью, которая задается еепредметом, внешними и внутренними факторами, выступающими как регуляторыдеятельности. Зависимость деятельности от ее регуляторов предстает в различныхвидах ее целесообразности. Целесообразность библиографической практическойдеятельности – это ее движение к конечному результату. Она обусловлена каквнешними факторами, связанными с определенными конкретно-историческимиусловиями и законами социальной системы, так и внутренними факторами,отражающими степень соответствия объективных свойств предмета и средств,методов, обеспечивающих получение высокого результата.
Наличие субъектногомомента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителябиблиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф нетолько воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводупредмета со вторым субъектом – потребителем. В сфере познания субъект выступаетв роли исследователя-библиографоведа, преподавателя и обучающегося.Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствииавтора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированныхэлементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях,карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).
Исходя из целостногопонимания библиографической деятельности как органического единства еечувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь,выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носитосознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций,чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическоедействие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет ипознавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием»истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера:практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательскихсредств [1; 69].
В библиографическойпознавательной деятельности следует выделить две подсистемы:научно-познавательную, в рамках которой вырабатывается новое знание, иучебно-познавательную, в пределах которой репродуцируется уже готовое знание.Обе подсистемы тесно связаны с библиографической практикой: первая подчиненацели совершенствования библиографической практики через поиск новых форм иметодов; вторая связана с профессиональной подготовкой субъекта – одного изважнейших элементов библиографического процесса, без которого деятельность неможет осуществляться.
Высшей ступенью являетсятеоретическая деятельность, использующая свои методы, имеющая целью исследоватьзакономерности и тенденции развития библиографической деятельности, ирезультатом – новые научные концепции. Библиографическая практика выступаетбазой, источником развития теоретического библиографического знания. Многиетеоретические проблемы возникают в связи с решением чисто практических задач.
Учебно-познавательнаябиблиографическая деятельность органически включает в себя элементы научнойдеятельности (производство нового знания) и элементы практической деятельности(участие в библиографических процессах). На практическую деятельность оказываютвоздействие и научно-познавательная и учебно-познавательная сферы. Одновременнопрактическая деятельность также входит в учебно-познавательную черезнепосредственный опыт (практическое обучение) и опосредованный (опубликованныйв печати, включенный в учебные, методические материалы) [13; 93].
Таким образом,библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ееразновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности нерядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе,одновременно стимулируя ее развитие.

1.2Принципы функционирования библиографической деятельности
Библиографическаядеятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии сопределенными целями, проектами, программами. В процессе ее развитияформируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются вдеятельности, то есть специфические принципы.
Принципы – это основныеисходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований ксодержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны посвоему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических,определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность,демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципыпреимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть смоментами методического и организационного характера: соответствие методовцелям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности,системность.
Принцип научности вбиблиографии проявляется по следующим направлениям: отражение вбиблиографических источниках истинных научных знаний; использование данныхнауки и научно-обоснованных методов во всех библиографических процессах;развитие науки о библиографической деятельности – библиографоведения; котороеобусловливает направления развития, формы и методы библиографическойдеятельности. Демократизм библиографии проявляется, прежде всего, вобщедоступности библиографической информации для всех слоев общества, вотсутствии дискриминации потребителя по какому-либо признаку. Во-вторых, этотпринцип обозначает открытость всех источников информации в условиях борьбы сбюрократическими ограничениями во всех сферах, в том числе и информационной, вконтексте прав человека на получение информации [17; 215].
Принцип организации исамоорганизации относится к числу важнейших принципов библиографическойдеятельности. Эффект организации связан с принятием на государственном уровнерешений, определяющих стратегию деятельности, основные центры и их взаимодействие,структуру управления и методического руководства, систему финансового иправового обеспечения.
Вместе с тем следуетучитывать и действие закона самоорганизации систем, в соответствии с которымсистема упорядочивает и организует свою структуру под действием множествавнешних и внутренних факторов, в совокупности выявляющих новые тенденции, невсегда предусмотренные человеком заранее.
Синергетический эффектсаморазвития библиографии выражается, например, в том, что происходитвзаимопроникновение библиографической и первичной информации, библиографиясинтезируется с различными формами представления знания. Формируются жанрымеждисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов –интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к«экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающейдокументальные массивы.
Синергетический подход кбиблиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточнопродуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерностиформирования и совершенствования библиографической деятельности каксамостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретныезадачи.
Ведущим принципомметодического характера, определяющим библиографическую деятельность следуетсчитать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается втом, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждомвиде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образомсоответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия – этоучет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет целиобращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учетуровня библиографической культуры (начальный, средний, высший,профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор,расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательнымаппаратом.
Специалисты отмечаютактивное смещение информационных интересов в настоящее время в сторонупрагматических целей, определяемых деловой, предпринимательской активностьюпотребителей, хотя учебные и научные цели по-прежнему сохраняют своюзначимость. Данный феномен в изменении акцентов, в смещении их с познавательныхцелей на прагматические, требует новых подходов в подаче информации. Их поисквозможен и частично уже реализуется по следующим направлениям: сочетаниебиблиографической информации с фактографической; формировании информации какрыночного продукта и использование приемов рекламы; новые формы подачиинформации (возможно, в виде концентрированного знания) в контексте болеежесткой ориентации на требования потребителя.
Принцип интегративностиозначает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала длясмежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновениибиблиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержаниюдокументов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных,объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение,распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическуюзапись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.
Интегративностьпроявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции кусилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнееговорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной вдругую, о деятельности в пограничных зонах.
Принцип интегративностиреализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня,различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабахстраны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации.Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсовбиблиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных,которыми располагает мировая информационная система.
Если интегративностьобозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояниевзаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает наразделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принципдифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:
— созданиеспециализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;
— дифференциация впрактике создания пособий (по отраслевому, тематическому, региональному идругим признакам);
— оригинальный наборкаталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилембиблиотек и библиографических служб.
Принципы интеграции идифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.
Эффективностьбиблиографической деятельности в значительной мере определяется использованием вней принципа системности. Данный принцип сопрягается с представлением объектакак системы, то есть совокупности элементов, находящихся в определенныхвзаимосвязях, благодаря чему образуется целостность, единство, обладающееновыми интегративными свойствами. В библиографировании это связано, преждевсего, с создании системы пособий, то есть такой совокупности пособий, котораяохватывает в идеале все потребности всех читателей. Система пособий предлагаетотраслевую всеохватность, взаимодействие и взаимодополнение отдельных пособийвнутри единого целого, своевременное обновление изданий.
Принцип системности вбиблиографическом обслуживании реализуется через продуманную системусправочно-библиографического аппарата, обеспечивающего эффективныйбиблиографический поиск; через комплекс отработанных алгоритмов обнаружениянужного знания; через организацию систематического информирования потребителяпо интересующим их вопросам. Системность означает и рациональность, логичностьрешения организационных задач в осуществлении библиографических процессов.
Было бы нереальноперечислить все принципы, которыми руководствуются в библиографическойдеятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроменаиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные сотдельными библиографическими процессами [7; 44].
Принципы носятконкретно-исторический характер, в полной мере действуют в условияхопределенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в нихсохраняется сущностная основа, поскольку она находится в прямой зависимости отсущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаютсянеизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач иобусловлено существование библиографии как общественного феномена.
Принципыбиблиографической деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, чтопоследние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, апринципы как исходные пункты являются их выражением.

Глава ІІ. Современнаябиблиография как система
 
2.1Признаки библиографии как системы
 
Как и всякая наука,библиографическая типология должна четко квалифицировать для себя объект ипредмет, методологию и терминосистему.
Объектомбиблиографической типологии является сама библиография как деятельность во всемреальном многообразии своего существования и развития, предметом — представление библиографии как системы, т.е. определенным образомструктурированной целостности. Именно предмет библиографической типологиистановится главным средством управляющего воздействия на развитие исовершенствование библиографии во всех отношениях [1; 75].
Методологической основойформирования искомого предмета, библиографии как системы, является известныйобщенаучный метод моделирования, конкретизированный до решения типологическихзадач и с учетом специфики самой библиографии в системе информационнойдеятельности. В этой связи мы и называем метод библиографическойсистематизации, в основе которой лежит общенаучный метод моделирования, типологическимметодом. Более того, важно учитывать, что на современном этапе самтипологический метод выступает как система, сложная методология, включающая, поменьшей мере, восемь частных методов.
В любом случае следуетпонимать, что методология библиографической типологии должна быть многообразнойи системной. В данном варианте мы рассмотрели лишь один из возможных подходов.Такая методология открывает перспективы для обоснования новых методов,разработка и включение которых призваны обогатить теорию библиографоведения.
Целесообразным будетвзять за основу в библиографической типологии четыре систематические категории:тип, род, вид, индивид. Индивид характеризует систематизацию самых конкретных,реально существующих объектов, процессов, явлений библиографии (например,данный учебник по библиографии). Другие категории (тип — род — вид) отражаютуже идеальную систематизацию. Существо и взаимосвязь их следует понимать исходяиз диалектического восхождения от абстрактного к конкретному, где каждыйуровень восхождения будет обозначен соответствующей систематической категориейпо образцу известной диалектической триады «всеобщее — особенное — единичное». Следовательно, «тип» — это высшая систематическаякатегория в библиографической типологии, отражающая момент самой общей конкретизациикатегории «библиография» [3; 145].
В итоге мы можем, обобщаявсе сказанное, предложить следующий ряд признаков, которые в совокупности своейотражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объектасистематизации:
1) Цель (целевое,социальное назначение или функция) — научная категория, отражающая сущность тойсоциальной задачи, которую реализует библиография;
2) Предмет (содержание,тема) — научная категория, отражающая особенности социальной информации каксодержания библиографии;
3) Метод — научнаякатегория, отражающая способы логического (мыслительного) достиженияпоставленной цели;
4) Жанр (знаковая,литературная форма) — научная категория, отражающая способы семиотическоговоспроизведения библиографической информации;
5) Социальная значимость- научная категория, отражающая качественную избирательность (новизна, ценностьи полезность) библиографии;
6) Полнота — научнаякатегория, отражающая количественную избирательность (полная, выборочная ит.п.) библиографии;
7) Социальный уровень — научнаякатегория, отражающая особенности социальной специализации библиографии;
8) Структура — научнаякатегория, отражающая способы членения и взаимосвязи различных частей(подсистем, элементов) библиографии;
9) Время — научная категория,отражающая историко-хронологические характеристики библиографии;
10) Пространство — научнаякатегория, отражающая территориально-географические характеристикибиблиографии;
11) Материальнаяконструкция (материально-конструктивный носитель) — научная категория,отражающая способы технологического воспроизведения библиографическойинформации;
12) Потребность(читательское назначение, адрес) — научная категория, отражающая особенностисубъекта (общество — коллектив — личность) библиографии [18; 86].
С учетом требованийпринципов деятельности и системности оптимальный состав многомерного критерия,всесторонне описывающий библиографию, может носить и циклический характер:замкнутого круга, составленного из указанного ряда заданных признаков. Точнее — это не круг, так как граничные признаки «цель — потребность» нетолько символизируют, но и реально отражают диалектичность, спиралевидностьсамого процесса библиографической деятельности, предполагающей как бы разрывцикличности в целях воспроизводства библиографической информации.
2.2 Основныенаправления структурирования библиографической деятельности
 
Проблема структурированиябиблиографической деятельности является одной из ключевых в библиографии. Ееважность обусловлена факторами как теоретического так и практическогохарактера. Четкое представление об основных элементах библиографическойдеятельности в их взаимосвязях должно способствовать углублению знаниябиблиографической реальности в целом. Сделать это знание более упорядоченным ицелостным важно не только для развития науки, но и для преподаваниябиблиографических дисциплин. Недостаточная разработанность структуры приводит кнедооценке отдельных моментов в существовании библиографических процессов.
В специальной литературепредложено множество подходов к определению структуры библиографии, понимаемойкак практическая деятельность. Трудности решения связаны с многоплановостьюсамого объекта, а также недостаточной разработанностью ряда теоретическихположений библиографоведения. Изучение существующих работ по данномунаправлению позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, втеоретической разработке проблемы структурирования библиографическойдеятельности достигнуты результаты, которые могут стать основой для дальнейшихисследований. Во-вторых, отсутствует единый подход к классификации видовбиблиографии, что связано как с многоплановостью самого явления, так инеоднозначностью толкования разными авторами таких понятий, как «вид» и«библиография». В-третьих, исследователи сталкиваются с такими трудностями в определенииисходных для структурирования оснований, что приводит к расплывчивости инедостаточной законченности теоретических построений, несоотнесенности друг сдругом различных предлагаемых структур. В-четвертых, классификация библиографиисводится преимущественно к классификации библиографической продукции, в связи счем по-прежнему актуальным остается определение структуры библиографическойдеятельности.
Между тем подходы кструктурированию библиографической деятельности должны базироваться на современныхположениях философии в области теории деятельности. Деятельностный метод всочетании с системным обязывает рассматривать структуру как на базе принциповсистемного метода, так и на основе ее деятельностных характеристик.
В философии разработанаидея о необходимости выделения двух основных структурных уровней в любом видечеловеческой деятельности – внутреннего и внешнего: первый базируется напонимании деятельности как актуализированных то есть рассмотренныхпроцессуально механизмов, благодаря которым мотивируется, программируется иреализуется деятельность: во втором структурном ряду выделяются одновременносуществующие виды деятельности [4; 154].
Анализ библиографическойпрактической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется,прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта(того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразамидеятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной сприложением материальных и духовных сил; предмета, на который направленовзаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченнаяцель; результата (как следствия достижения или не достижения цели). Такойподход помогает обнаружить «механизм» осуществления деятельности, ее динамику.
Наряду с этимбиблиографическая практическая деятельность в своей непосредственной реальностипредстает как множество конкретных направлений, участников, сфер, отличающихсяпо разным признакам. В соответствии с этим становится необходимой и еедифференциация по внешним проявлениям, по разным направлениям ее функционирования,то есть определение ее внешней структуры. Понятно, что внешняя и внутренняяструктуры находятся в единстве и не могут быть рассмотрены без соотношения другс другом. В соответствии с этим видовая конкретизация любой деятельностилогично строится на собственно деятельностных характеристиках, таких какпредмет, субъект, средства, цели, процессы, результат. На основании их выделяюти подсистемы внешнего функционирования библиографической практическойдеятельности.
Анализ деятельности сточки зрения субъектов (кто действует) и их целей, в аспекте предметнойнаправленности (общественной потребности в документах), используемых средств(как, какими способами достигается результат) позволит охватитьбиблиографическую деятельность во всей ее многомерности [2; 177].
Рассмотрение подсистемдеятельности (ее видов) в аспекте деятельностных характеристик и составляетсмысл сочетания системного подхода с деятельностным (системно-деятельностногоанализа). Таким образом, для конкретизации структуры библиографическойдеятельности необходимо, прежде всего, выявить специфику основных элементов еевнутренней структуры.
Содержание и объембиблиографической деятельности библиотеки зависят от ее статуса и возложенныхна нее задач. Общая задача – обеспечение реализации прав граждан на получениеинформации через систему каталогов и других форм информированияконкретизируется для библиотеки каждого типа с учетом условий, в которых онафункционирует. Существенное влияние на содержание и объем библиографическойдеятельности оказывают такие факторы, как ведомственная принадлежность и типбиблиотеки, состав читателей (пользователей) и их информационные потребности,распределение функций между библиотеками в рамках отраслевой и региональнойбиблиотечной системы, состав и размеры фонда, уровень автоматизациибиблиотечных процессов.
В связи с переходом крыночной экономике и передачей многих полномочий органам власти на местахинструкции положения, регламентировавшие деятельность по определению структурыобластной библиотеки утратили свое значение. Структура в этих библиотеках неявляется сегодня одинаковой, но в каждой из них с прежними функциямисохранились отделы комплектования фондов, обработки литературы и организациикаталогов, отраслевые и комплексные отделы. В штате двух последних во многихбиблиотеках имеются должности библиографов.
В некоторых библиотекахдолжность библиографа введена также в отделах комплектования, обработки,хранения фонда, то есть в тех отделах, которые не связаны непосредственно собслуживанием читателей и краеведения.
Во многих библиотекахвозникли и новые подразделения, участвующие в библиографических процессах:отдел (сектор) маркетинга, сектор деловой информации, отдел координационно-массовойработы, отдел автоматизации библиотечных процессов. В ряде библиотек претерпелизменения научно-методический отдел как в названии, так и в появлении новыхфункций (прогнозирование и развитие библиотечного дела в области, маркетинговыеисследования и др.).
Хотя основныебиблиографические процессы выполняются сотрудниками библиографического отдела ичастично библиографами отраслевых и комплексных отделов, во многих процессахпринимают участие и другие подразделения. Все это вместе взятое и составляетбиблиографическую службу областной библиотеки, которая является организационнорасчлененной, децентрализованной, что накладывает отпечаток на организациюбиблиографической деятельности в масштабах самой библиотеки. Поэтому особоезначение имеет четкое распределение библиографических функций как междуотделами библиотеки, так и внутри их. Оно должно быть закреплено в положении осоответствующем отделе, а так же в должностных инструкциях сотрудников. Наличиеэтих документов, как показывает опыт, позволяет наладить взаимодействие отделовбиблиотеки в области библиографической деятельности и тем самым снять остротурассматриваемой проблемы.
Особенности организациибиблиографической работы в централизованных системах государственных публичныхбиблиотек обусловлены спецификой их структуры. Она характеризуется прежде всегоналичием библиотек-филиалов, территориально удаленных от центральной библиотекии друг от друга в пределах города (района, особенно сельского). Кроме того, вструктуре большинства ЦБС отсутствует библиографический отдел каксамостоятельное подразделение центральной библиотеки.
Организациябиблиографической работы ЦБС, при всей общности стоящих перед ними задач, будетразличной потому, что отличаются условия их функционирования, а также состояниеавтоматизации библиотечных процессов.
Как и в областныхбиблиотеках, в некоторых ЦБС появились новые подразделения в самой центральнойбиблиотеке. На библиотеки-филиалы возложены библиографические функции всоответствии с закрепленными тематическими направлениями.
2.3Организация библиографической работы в разных типах библиотек
 
Организационныеособенности библиографической работы в специальных библиотеках обусловлены, содной стороны, разнообразием специальных библиотек, а с другой – функционированиемнекоторых из них в составе органов информации. В структуре крупных научных инаучно-технических библиотек (включая библиотеки высших учебных заведений)имеется, как правило самостоятельное библиографическое подразделение (отдел,сектор). В библиотеках, объединенных с органами информации (в частности, вбиблиотеках акционерных обществ, научно-исследовательских институтов,предприятий разных форм собственности) или связанных с ними функционально частьбиблиографических процессов выполняется совместно с соответствующимподразделением органов информации. В библиографических процессах принимаютучастие и другие подразделения специальных библиотек [3; 144].
За библиографическимотделом сохраняется ответственность за ведение справочно-библиографическогоаппарата и за все другие процессы, связанные с созданием библиографической информациии доведения ее до потребителя. Совместная работа подразделений органовинформации и библиографической службы библиотеки позволяет обеспечитьнадежность СБА и повысить качество библиографического обеспеченияуправленческой, научной, производственной и коммерческой деятельностиобслуживаемых коллективов.
Большое влияние наорганизацию библиографической работы оказывает автоматизация библиографическихпроцессов. Составление библиографических указателей, библиографическоеинформирование и справочно-библиографическое обслуживание осуществляются спомощью электронно-вычислительных машин. В результате во многом меняетсясодержание труда библиографа и, соответственно, изменяются организационныеформы библиографической деятельности в библиотеке.
В библиотеках с небольшимштатом сотрудников должности библиографа нет и вся библиографическая работаведется библиотекарями. Библиографическое информирование исправочно-библиографическое обслуживание в таких библиотеках осуществляется впределах их скромных возможностей.

Заключение
С точки зрения охватаорганизацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующихуровнях:
 - В масштабах страны,отдельного региона;
— В масштабах отдельновзятой библиотеки;
— В масштабахбиблиографического отдела;
— Организациядеятельности отдельного библиографа (личностный уровень).
Организационно-функциональнаяструктура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутреннихфакторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственнаяпринадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей),видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить:количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, числоштатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степеньиспользования средств автоматизации.
Если говорить о принципахбиблиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из нихиграют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровеньдеятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации исамоорганизации.
Анализ библиографическойпрактической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется,прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта(того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразамидеятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной сприложением материальных и духовных сил; предмета, на который направленовзаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченнаяцель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).
К основным направлениямбиблиографической деятельности относятся:
— Создание и ведениесправочно-библиографического аппарата библиотеки;
— Составлениебиблиографических пособий различного целевого и читательского назначения;
— Библиографическоеинформирование;
— Справочно-библиографическое обслуживание;
— Консультативная иметодическая работа.
В основе организациибиблиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:
1. Нацеленность нарешение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;
2. Рациональное сочетаниецентрализации и децентрализации в организации библиографической службыбиблиотеки;
3. Доступностьбиблиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в томчисле услуг и продуктов в установленном законном порядке.
К признакам, которые всовокупности своей отражают все наиболее существенные характеристикибиблиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр,социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство,материальная конструкция, потребность

Списоклитературы:
 
1. Библиографическая работа в библиотеке: организация иметодика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. — М.: Издательство «Книжнаяпалата»,1990. — 254с.
2. Библиографические ресурсы крупнейших библиотек г.Минска впомощь обслуживанию науки, производства, образования, культуры и искусства/Гос. Б-ка СССР им. В.И.Ленина. – Мн.: 1990. – 124 с.
3. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ.фак. ин-тов культуры/ — М.: Книжная палата, — 1988.
4. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика:к 80-летию со дня рождения автора. – СПб.: Профессия. – 2004.
5. Вохрышева М.Г. Теория библиографии : учеб. пособиедля вузов / М.Г. Вохрышева. - Самара : СГАКИ, 2004.
6. Вопросы библиографоведения и библиотековедения: межвед.сб. / Мин. ин-т культуры. - Мн. : Университетское, 1980.
7. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ.высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. – М.: Моск. гос.ун-т культуры, 2002. – Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.
8. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебникдля студ. высш. учеб. заведений. – М.; ИЛО Профиздат, — 2000.
9. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация,технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия,2005.
10. Леонов В.Б. Библиография как профессия. – М, — 2005, — 321 с.
11. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособиедля вузов. – Либерия, — 2004.
12. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография //Сов. библиотековедение. — 1986.-№ 1.-С. 99-104.
13. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов.библиотековедение. — 1992. -№ 5-6. — С. 77-84.
14. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А.Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – Ч.1.: Теоретические основы ББК
15. Организация работы централизованной библиотечной системы:Инструкции и учет. формы. — 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. — М.: Книга, 1985. — 192 с
16. Пытанні бібліяграфазнаўства і бібліятэказнаўства.:Міжведамасны зб. Вып. 16/ А.Л. Іванчанка. – Мн.: Універсітэцкае, 1995.
17. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А.Минкиной. — СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. — 432 с. — (Серия «Библиотека»).
18. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. ЗахарчукТ.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. — СПб: Изд-во «Профессия»,2000. — 512 с. — (Серия «Библиотека»).
19. Столяров Ю. Н. Библиотека — двухконтурная система //Науч. и техн. б-ки. — 2002. -№11.-С. 5-24.
20. Труды по библиотековедению. Руководство для общественныхбиблиотек.: Практ. пособие. – М.: Либерия, — 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.