Реферат по предмету "Банковское дело"


Страховая премия

Введение
Страхование –древнейшая категория общественных отношений. Оно возникло в целях взаимопомощив области торговли и впоследствии стало одним из важных условийпроизводственной деятельности и быта человека.
У страхованияособая экономическая задача: обеспечить находящемуся под угрозой рисковыхсобытий физическому или юридическому лицу покрытие потребности в деньгах наоснове взаимного уравновешивания в рисках. Главенствующая роль при решении этойзадачи принадлежит страховым премиям, за счет которых создается страховой фондвозмещения ущерба участникам страхования.
Страховыепремии формируют первичный доход, который является источником образованияприбыли и основой для исчисления налогооблагаемой базы страховщика. Кроме того,за счет страховых премий финансируются расходы на ведение дела, то есть насодержание самой страховой организации.
Предметисследования данной курсовой работы – страховая премия как плата за страхованиеи ценовая политика страховщика.
Цель даннойкурсовой работы заключается в определении понятия страховой премии и проведениианализа ценовой конкуренции и снижения страховой премии. Для достиженияназванной цели предусматривается решение следующих задач:
рассмотретьтеоретические основы страховой премии;
провестианализ ценовой конкуренции и демпинга в автостраховании;
на основепроведенного анализа выявить проблемы и перспективы понижения страховой премии;
Данная работабазируется на изучении законодательных и нормативных актов в областистрахования, теоретических исследований таких авторов как Рейтман Л.И.,Шахов В.В., Зайцева М.А., Хомярчук В.М., Миллерман А.С.,Кутуков В.Б., а также периодических изданий.

1. Теоретическиеосновы страховой премии
1.1Понятие страховой премии
Страховаяпремия является экономической категорией страхования, с помощью которойформируется страховой (денежный) фонд, а страховой фонд, в свою очередь,является средством перераспределения страховых рисков.
В легальномопределении страховая премия означает плату за страхование, которуюстрахователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки,установленные договором страхования (п. 1 ст. 954 ГК РФ).
Кроме данногоопределения правовой режим страховой премии установлен в ст. 11 Закона остраховом деле, предусматривающей, что страховая премия (страховые взносы)уплачивается страхователем в валюте Российской Федерации, за исключениемслучаев, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации ипринятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютногорегулирования.
Правовойанализ изложенных норм законодательства позволяет выделить основные признакистраховой премии, характеризующие ее как существенный элемент страхования.
1. Преждевсего, следует отметить, что страховая премия является платой за страховуюуслугу, которую необходимо осуществить с целью получения страховой защиты.Соответственно, страховая услуга является платной, выраженной в определенномденежном эквиваленте.
2. Плата какисточник возникновения страховой премии является формой вознаграждениястраховщика, которую должен осуществить страхователь или выгодоприобретатель заоказываемую страховщиком страховую услугу.
3. Оплатастраховой премии должна осуществляться в строго установленном порядке, которыйопределяется договором страхования или законом. При этом порядок уплатыстраховой премии подразумевает заранее определенный размер страховой премии, атакже сроки и очередность уплаты (имеется в виду единовременно или врассрочку).
4. Страховаяпремия подлежит оплате только в валюте Российской Федерации, а именно в рублях,и только деньгами, а не денежными эквивалентами (имеются в виду ценные бумаги,товары или встречные услуги).
В иностраннойвалюте страховая премия может быть оплачена только в порядке, установленномФедеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютномрегулировании и валютном контроле» *(325) (далее – Закон о валютномрегулировании), в соответствии с которым одним из участников страховой сделкидолжен быть нерезидент, перечисляющий страховую премию из-за рубежа.
Ответить навопрос о том, является ли данная «плата» разновидностью вознаграждения погражданско-правовой сделке, предусмотренной гл. 39 ГК РФ (возмездноеоказание услуг) сложно.
Еслистраховую премию считать вознаграждением и рассматривать ее, соответственно,как последующий доход страховщика от реализации страховых услуг по правилам ст. 248НК РФ, то данный тезис не в полной мере соответствует экономическому назначениюи содержанию страховой премии. В действительности страховая премия являетсяисточником дохода страховщика, т.е. формой его вознаграждения, но не в полномобъеме, а лишь в части, так как целевое назначение страховой премии заключаетсяне только в получении доходов страховщиками, но и в формировании страховогофонда, необходимого для реализации страховой сделки в части осуществлениястраховых выплат. Причем на формирование страхового фонда направляется большаячасть страховой премии, поскольку единственным денежным источником формированиястрахового фонда являются средства страховых премий.
Общеизвестно,что все возмездные гражданско-правовые договоры основаны на принципеэквивалентности, в соответствии с которым стоимость товаров, работ (услуг)(имеется в виду цена договора) определяется исходя из их фактической (реальной)стоимости, основанной на затратах (расходах) и прибавочной стоимости (дохода).В любом случае оплата по данным договорам осуществляется по цене не ниже ихреальной рыночной стоимости. Эквивалентом цены договора в подобных случаяхявляется фактическая цена на товар, работу (услугу), которая уже известна намомент их реализации, так как она состоит из реальных затрат плюс определенныйпредполагаемый доход.
В страховыхсделках также существует эквивалентность стоимости страховой услуги, котораяотражается в страховой премии. Спецификой договоров страхования является то,что участникам договора страхования неизвестно, придется страховщикуосуществлять страховую выплату или нет. Данная неизвестность, в свою очередь,обусловлена случайностью наступления того события, с которым стороны договорастрахования увязывают возникновение обязанности страховщика по страховойвыплате. Поэтому в договорах страхования страховая сумма в несколько разпревышает страховую премию.
Сматематической точки зрения, в договорах страхования не прослеживаетсяэквивалентность возмездности, т.е. тождество между страховой суммой и страховойпремией, так как страховая премия значительно меньше, чем страховая сумма. Ноданное несоответствие не свидетельствует о том, что в соотношении междустраховой суммой и страховой премией эквивалентность отсутствует. Напротив,учитывая специфику страхового обязательства, то есть его алеаторность,страховщики при расчете страховой премии заведомо закладывают необходимуюэквивалентность в стоимость страховой услуги, которая оценивается соотношениемстрахового тарифа к единице страховой суммы. Таким образом, эквивалентность встраховом обязательстве обеспечивается с помощью такой категории, как тарифнаяставка или страховой тариф, который применяется при расчете страховой премии.Причем данное правило определено действующим страховым законодательством.
В частности,в п. 2 ст. 954 ГК РФ предусмотрено, что страховщик при определенииразмера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправеприменять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую сединицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страховогориска.
Впредусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется всоответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органамигосударственного страхового надзора.
Данноеположение Гражданского кодекса РФ конкретизируется также п. 2 ст. 11Закона о страховом деле, установившим, что страховой тариф – это ставкастраховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования ихарактера страхового риска.
Конкретныйразмер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования посоглашению сторон. Страховые тарифы по видам обязательного страхованияустанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видахобязательного страхования.
1.2Теоретические основы построения страховых тарифов
Изложенныезаконодателем правила определяют, что стоимость страховой услугиустанавливается с помощью страхового тарифа, который обеспечивает соответствиестраховой премии страховой сумме.
Порядок расчетатарифной ставки, который предусматривает принцип эквивалентности страховойпремии и страховой суммы, рекомендован распоряжением Росстрахнадзора от 8 июля1993 г. №02–03–36 «Об утверждении Методики расчета тарифных ставок порисковым видам страхования».
Страховойтариф (брутто-тариф) – это ставка страхового взноса с единицы страховой суммыили объекта страхования. Страховой тариф состоит из нетто-ставки и нагрузки.
Нетто-ставкастрахового тарифа – часть страхового тарифа, предназначенная для обеспечениятекущих страховых выплат по договорам страхования.
Нагрузка – частьстрахового тарифа, предназначенная для покрытия затрат на проведениестрахования и создания резерва (фонда) предупредительных мероприятий.
Прибыль, илидоход страховщика от проведения страховых операций, предусматривается только всоставе нагрузки страхового тарифа.
Кроме этого,при расчете тарифных ставок с целью обеспечения эквивалентности в страховыхобязательствах учитываются следующие факторы:
— статистикалибо иная другая информация по определенному виду страхования, что позволяетоценить следующие величины:
а)вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования,
б) средняястраховая сумма по одному договору страхования,
в) среднеевозмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая;
— одностраховое событие не должно повлечь за собой сразу и одновременно несколькостраховых случаев;
— расчеттарифов проводится при заранее известном числе договоров, которыепредполагается заключить со страхователями.
Пристраховании новых видов рисков и отсутствии о них фактических данных, т.е.результатов проведенных страховых операций, эти данные могут оцениватьсяэкспертным методом либо использоваться значения аналогичных показателей.
Нетто-ставкасостоит из двух частей: основной части и рисковой надбавки.
— основнаячасть нетто-ставки должна соответствовать средним выплатам страховщика,зависящим от вероятности наступления страхового случая, средней страховой суммыи среднего возмещения;
— рисковаянадбавка вводится для того, чтобы учесть вероятные превышения числа страховыхслучаев относительно их среднего значения.
Расчетрисковой надбавки зависит еще от трех параметров: числа договоров, отнесенных кпериоду времени, на который проводится страхование, среднего разбросавозмещений и гарантий, а также требуемой вероятности того, что собранныхвзносов хватит на выплату возмещения по страховым случаям.
Следуетотметить также, что рисковая надбавка может рассчитываться либо для каждогориска в отдельности, либо по всему страховому портфелю в целом, что позволяетнесколько уменьшить ее размер.
Для массовыхвидов страхования (страхование, предположительно охватывающее значительноечисло субъектов и страховых рисков, характеризующееся однородностью объектовстрахования и незначительным разбросом в размерах страховых сумм, например,страхование от несчастного случая) существует несколько иная методика расчетатарифных ставок. Данная методика рассчитывается на основе имеющейся страховойстатистики за определенный период времени, или при отсутствии таковой – наоснове использования статистической информационной базы (демографическаястатистика, смертность, инвалидизация, производственный травматизм и т.д.).Определение страхового тарифа на основе страховой статистики за несколько летосуществляется с учетом прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы наследующий год. При этом учитываются следующие условия:
— наличиеинформации о сумме страховых возмещений и совокупной страховой сумме по рискам,принятым на страхование, за ряд лет;
— зависимостьубыточности от времени, которая близка к линейной.
Расчетнетто-ставки по массовым видам страхования производится по каждому годустрахования путем расчета фактической убыточности страховой суммы как отношениестрахового возмещения к общей страховой сумме застрахованных рисков, со 100руб. страховой суммы.
Полученнаяструктура тарифной ставки (страховой тариф) по каждому виду страхованиянаправляется в Федеральную службу страхового надзора с приложением методикирасчета в соответствии с п. 11 ст. 32 Закона о страховом деле. Вдальнейшем страховые организации вправе изменять базовую тарифную ставку спомощью повышающих и понижающих коэффициентов в заранее определенных пределах.Расчеты и допустимые пределы данных коэффициентов также направляются в органстрахового надзора одновременно с расчетом базовой тарифной ставки в видеприложения к нему.
Повышающиеили понижающие коэффициенты, по сути, отражают степень вероятности наступлениястрахового риска с учетом обстоятельств, увеличивающих или уменьшающих даннуювероятность. Если условия содержания (эксплуатации) и хранения предметастрахования увеличивают вероятность наступления страхового риска, страховщикпри расчете страховой премии увеличивает базовую ставку страхового тарифа наповышающий коэффициент. Обстоятельствами, определяющими применение повышающегоили понижающего коэффициента, являются сведения о фактическом состояниипредмета или объекта страхования, предоставляемые страхователем страховщику призаключении договора страхования в письменном запросе страховщика.
За счетпоступающих страховых премий страховщики, за вычетом расходов на ведениестрахового дела, формируют страховой фонд (резервный фонд) с целью обеспечениястраховых выплат страхователям (выгодоприобретателям) или застрахованным лицампри наступлении страховых случаев. В страховом фонде аккумулируются, какправило, значительные денежные средства, которые страховщики вправе временноразмещать в ликвидные активы для получения дополнительного инвестиционного дохода.
Средствастраховых резервов размещаются страховщиками на основании правил, утвержденныхПриказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. №100н, которые определяюттребования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемыхстраховщиками для покрытия (обеспечения) страховых резервов. Данные активыдолжны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, доходности(прибыльности) и ликвидности.
1.3Порядок и условия уплаты страховой премии
Особоезначение для страховых правоотношений имеют порядок и условия уплаты страховойпремии, от которых зависит ряд существенных обстоятельств, связанных сисполнением договора страхования.
Так, вчастности, если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии врассрочку, то могут быть определены и последствия неуплаты в установленныесроки очередных взносов. Это довольно распространенная в страховой практикеситуация, когда по соглашению сторон договора страховая премия подлежит уплатев рассрочку, регулярными платежами, в виде страховых взносов.
Следуетотметить, что уплата страхователем (выгодоприобретателем) страховой премии подоговору страхования является его обязанностью, которую он должен исполнитьнадлежащим образом.
Соответственно,нарушение страхователем (выгодоприобретателем) данной обязанности подлежитрассмотрению как отказ от дальнейшего исполнения договора страхования. В такихслучаях наступают последствия, предусмотренные правилами ст. 310 ГК РФ,которая устанавливает, что односторонний отказ от исполнения обязательства иодностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев,предусмотренных законом. Что касается страхового законодательства, им непредусматриваются случаи, допускающие односторонний отказа страхователя(выгодоприобретателя) от оплаты очередного страхового взноса.
Тем не менее,ст. 310 ГК РФ предусматривает исключение из данного правила применительнок лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Законодательпредоставил возможность лицам, осуществляющим такую деятельность, правоодностороннего отказа от исполнения обязательства, если это право прямопредусмотрено договором страхования. Соответственно, данное правило нераспространяется на граждан, за исключением предпринимателей, которые не вправев одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательства, в том числеобязательства по оплате страховой премии.
Одностороннийотказ страхователя (выгодоприобретателя) – физического лица (кромепредпринимателя) от оплаты очередного страхового взноса предоставляетстраховщику право применить одно из следующих последствий:
— потребоватьв судебном порядке надлежащего исполнения условий договора по оплате текущихстраховых взносов;
— потребоватьв судебном порядке досрочно расторгнуть договор страхования по правилам гл. 29ГК РФ.
Причем первоеиз указанных последствий может быть реализовано, только если данное условиепрямо предусмотрено договором страхования. Во всяком случае, такова позицияФедерального арбитражного суда Московского округа. В частности, рассматриваяжалобу страховщика по делу о принудительном взыскании неуплаченных текущихстраховых взносов, окружной суд указал, что если в условиях договора споэтапной уплатой страховой премии, кроме расторжения договора в одностороннемпорядке в связи с невыполнением ответчиком обязательств по оплате страховойпремии, других последствий неуплаты страховых премий не предусмотрено, тооснований для получения просроченных страховых взносов у страховщика нет.
Еслистраховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесениекоторого просрочено, страховая компания вправе зачесть неуплаченный страховойвзнос в счет предстоящей страховой выплаты или страхового возмещения. Данноеправило установлено п. 4 ст. 954 ГК РФ. Следует заметить, чтозаконодатель предоставил страховщику право, но не возложил на него обязанностьпровести указанный зачет. Поэтому, если страховщик не пожелает воспользоватьсяэтим, он может способствовать наступлению последствий, которые можнореализовать и во внесудебном порядке, если подобное предусмотрено договором страхования.
В частности,в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично,когда такой отказ допускается соглашением сторон, договор может считатьсярасторгнутым или измененным с момента выражения такого отказа (п. 3 ст. 450ГК РФ). Данное правило предоставляет участникам договора страхования, вособенности страховщику, возможность оговорить в договоре страхования условие ипроцедуру досрочного прекращения этого договора во внесудебном порядке, еслистрахователь нарушит свою обязанность по оплате очередного страхового взноса.
При этомреализация данной процедуры не должна быть неожиданной для страхователя(выгодоприобретателя), т.е. внезапной и не согласованной с ним. Ведь напрактике зачастую встречаются такие ситуации, когда страхователь(выгодоприобретатель) в силу занятости, причем без всякого умысла, может забытьо необходимости оплаты очередного взноса. Или, например, страхователь(выгодоприобретатель) по объективным причинам вынужден временно отсрочитьуплату страхового взноса в силу того, что он ждет от своих дебиторов(контрагентов) поступления денежных средств по денежным обязательствам и т.п.Это те случаи, когда просрочка оплаты очередного страхового взноса можетпроизойти по объективным причинам, при добросовестном поведении страхователя(выгодоприобретателя), а не по причине его отказа от договора страхования.
Учитываяподобные ситуации, страховщику не следует проявлять спешку с досрочнымпрекращением договора страхования, а напротив, необходимо попытатьсяразобраться в причинах задержки оплаты очередного взноса, чтобы принятьразумное, объективное решение о дальнейшей судьбе договора страхования.
С этой цельюучастникам договора страхования необходимо в договорах оговаривать условия,предусматривающие предварительное оповещение – предупреждение страхователя(выгодоприобретателя) о просрочке оплаты очередного взноса, которое можетповлечь за собой досрочное прекращение договора страхования.
Кроме этого,желательно предоставить страхователю дополнительный срок для оплаты очередноговзноса, чтобы страхователь (выгодоприобретатель) все же реализовал возможностьпо оплате взноса. Если страховой взнос не будет оплачен в течениедополнительного срока, без сомнения, можно считать договор прекращенным поправилам п. 3 ст. 450 ГК РФ.
Изложеннаяпроцедура предоставляет возможность участникам договора предпринять всевозможные меры для сохранения действия договора страхования в силе. Если жестрахователь (выгодоприобретатель) после указанных процедур не оплатиточередной взнос, его действия подлежат рассмотрению как нежелание дальнейшейреализации договора страхования.
В техслучаях, когда страхователь (выгодоприобретатель) просрочил уплату очередноговзноса и в этот период наступил страховой случай, страховщик вправе отказать встраховой выплате вследствие нарушения страхователем (выгодоприобретателем)существенного условия договора страхования. Но при этом, как указывает ВАС РФ всвоем Информационном письме от 28 ноября 2003 г. №75, страховщик обязанпрямо выразить свою волю на отказ от исполнения договора страхования, известивоб этом страхователя (выгодоприобретателя). Указанная позиция ВАС РФ небесспорна, так как согласно ст. 450 и п. 1 ст. 452 ГК РФзаконодатель предоставляет участникам обязательств (сделок) диспозитивное правона самостоятельное определение в договорах условий и процедуры отказа отисполнения обязательства. В частности, если в договоре страхованияпредусмотрена процедура предварительного извещения о расторжении договора вслучае просрочки уплаты очередного страхового взноса, такое извещение должнобыть направлено. Если же в договоре указанная процедура не согласована, новместе с тем страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения вслучае просрочки уплаты страхователем очередного страхового взноса, данноеправо вполне может быть реализовано страховщиком без какого-либопредварительного извещения, так как такое право, если оно прямо предусмотренодоговором страхования, предоставляет страховщику законодатель.
Призаключении договоров страхования участникам данной сделки, в особенностистрахователям (выгодоприобретателям), следует в обязательном порядкепредусматривать в договорах процедуру уведомления (извещения) или напоминания,желательно в письменной форме, о предстоящем отказе в страховой выплате в связис просрочкой уплаты очередного взноса. Это позволит страхователю(выгодоприобретателю) предпринять все возможнее меры по оплате страховоговзноса и получения страховой выплаты.
Особоезначение в правовом режиме страховой премии имеет порядок ее уплаты, т.е.деньгами или иными имущественными активами. В страховой практике данный вопросявляется весьма спорным, так как некоторые страховщики и страхователи считают,что страховую премию вполне можно оплачивать векселями, при этом полагая, чтовексель является тем гражданско-правовым обязательством, на основании которогоу векселедержателя возникает исключительно денежное право требования, т.е.право требовать уплаты денежных средств. Причем право безусловное, в силукоторого векселедатель или акцептант обязан уплатить векселедержателюопределенную в векселе денежную сумму, ибо, как вполне справедливо отмечаетсовременный исследователь вексельного права В.А. Белов, Положение опереводном и простом векселе, несомненно, предполагает прежде всего денежнуюприроду векселя.
На первыйвзгляд, точка зрения о том, что страховая премия может быть оплачена векселями,имеет некоторое правовое обоснование и не противоречит здравому смыслу. Причемлишь по той причине, что по векселю можно получить те же самые деньги, что ипри оплате страховой премии, но только позже, в зависимости от даты платежа повекселю, а не при заключения договора страхования. И поскольку в этом случаепроизойдет замена чисто денежного обязательства (имеется в виду оплата премии)на вексельное обязательство, т.е. отложенный платеж, для этих целей вполнедопустимо применение таких конструкций, как отступное (ст. 409 ГК РФ) илиновация (ст. 414 ГК РФ). Поэтому, на наш взгляд, изложенные правовыепосылки являются законными аргументами для применения их к гражданско-правовымвозмездным обязательствам.
Однако спрактической точки зрения применение указанных конструкций к страховымобязательствам неприемлемо по экономическим соображением. Дело в том, что цельюстрахования является страховая выплата (возмещение) при наступлении оговоренныхв договоре страховых случаев. Достигается это только с помощью заранеесформированного страховщиками денежного страхового фонда, за счет которогоосуществляются указанные платежи.
Учитывая, чтообязанность по страховой выплате (возмещению) у страховщика может возникнуть влюбое время действия договора страхования, так как данное обстоятельствоявляется вероятностным и случайным, страховщики должны быть заранееподготовлены к исполнению данной обязанности. Такая готовность может бытьобусловлена только одним обстоятельством – наличием необходимого денежногофонда для осуществления страховой выплаты по тем рискам, которые имеются встраховом портфеле страховщика, причем в любое время.
Вексельноеобязательство не предоставляет страховщику возможности для обеспеченияуказанной оперативности, так как платеж по векселю можно получить только посленаступления даты платежа, указанной в самом векселе. Именно это обстоятельствоявляется, с одной стороны, основанием для непринятия векселя в качестве платежастраховой премии, а с другой стороны – предпосылкой для оплаты страховой премиитолько денежными средствами. Подтверждением этому является правило,установленное ст. 11 Закона о страховом деле, определяющее, что страховаяпремия уплачивается в валюте Российской Федерации, за исключением случаев,предусмотренных валютным законодательством РФ. Законным платежным средством дляуплаты денежных обязательств в соответствии со ст. 140 ГК РФ являетсярубль, который обязателен к приему по нарицательной стоимости на всейтерритории Российской Федерации. Соответственно, мы приходим к выводу, что встраховых обязательствах страховая премия подлежит уплате только денежнымисредствами, а не векселями.
Тем не менеев страховой практике и доктрине имеется противоположная точка зрения,сторонники которой указанную позицию законодателя трактуют несколько шире,полагая, что страховую премию все же можно уплачивать векселями. Так, вчастности, Ю.Б. Фогельсон считает, что термин «оплачивается» применяетсязаконодателем для любого возмездного договора (п. 1 ст. 424 ГК РФ).Например, для купли-продажи предусмотрена не только обязанность «уплатить», нои указано, что уплатить нужно именно денежную сумму (п. 1 ст. 454 ГКРФ), однако никто на этом основании не запрещает использовать при купле-продажевексель. Предложенная Ю.Б. Фогельсоном диспозитивность в данномвопросе, несмотря на императивность законодателя, обусловлена общими нормамиГражданского кодекса РФ, допускающими замену денежных обязательств путемприменения таких конструкций, как новация, отступное, зачет. Однако в техслучаях, когда законодатель совершенно четко определяет, что расчеты должныосуществляться только в деньгах, а не в векселях, мы полагаем, чтодиспозитивность неприемлема, тем более когда речь идет о денежныхобязательствах, к которым относится страховое обязательство.
Данноеправило подлежит применению и в тех случаях, когда при досрочном прекращениидоговоров страхования страховая премия подлежит возврату страхователю(выгодоприобретателю) только в денежной форме с учетом положений ст. 958ГК РФ.
Кроме того, всоответствии с п. 7 ст. 10 Закона о страховом деле при досрочномрасторжении договора страхования жизни, предусматривающего дожитиезастрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иногособытия, страхователю возвращается сумма в пределах сформированного вустановленном порядке страхового резерва на день прекращения договорастрахования (выкупная сумма). В связи с этим следует отметить, что страховыерезервы, в том числе при формировании резервов по страхования жизни,формируются только в денежной форме.
премия демпинг страховой конкуренция

2. Анализ ценовой конкуренции и демпинга в автостраховании
2.1 Понятие конкуренции и демпинга в автостраховании
На основе многочисленных публикаций, высказываний экспертовстрахового рынка и личного опыта авторов рассмотрены основные причинывозникновения недобросовестной ценовой конкуренции и ее последствия длястрахового рынка. Дано определение демпинга в страховании. Сопоставлены тарифыведущих российских автостраховщиков со среднестатистическими рискамиэксплуатации автомобиля в Москве. Полученные результаты доказывают, чтодобросовестная конкуренция должна основываться на привлечении новыхстрахователей за счет расширения страхового покрытия и улучшения сервиса вцелях уменьшения доли традиционных высокорисковых клиентов в структурестрахового портфеля.
Автострахование до кризиса 2008 г. развивалось динамично засчет покупки новых автомобилей в кредит. Автокаско стимулировало развитиедобровольного страхования имущества и в 2008 г. составило, согласностатистике Федеральной службы страхового надзора (ФССН), 52,5% премий по этомувиду страхования. С введением обязательного страхования автогражданскойответственности (ОСАГО) автострахование стало массовым, охватив примерно 97%всех российских автовладельцев.
В 2009 г. сегмент рынка автокаско, в связи с сокращениемпродаж автомобилей, сократился на 20%, до 137,6 млрд. руб., но практическисохранил свою долю (51,2%) в добровольном страховании имущества вследствиесокращения продаж по всем видам страхования имущества. При этом продажи ОСАГО в2009 г. выросли на 6,6% до 85,7 млрд. руб. (15,4% всего объема премий пообязательным видам страхования).
Эксперты агентства «Эксперт РА» прогнозируют в 2010 г.стабилизацию продаж автокаско на уровне 138–140 млрд. руб., но отмечают, чтоэтот сегмент рынка могут покинуть до четверти автостраховщиков в связи с резкимповышением убыточности. Только за 1 полугодие 2009 г. суммарные выплаты поавтокаско выросли на 40% при падении премий на 16%, а комбинированныйкоэффициент убыточности превысил 100% почти у половины страховщиков. В 2009 г.из-за неосмотрительной ценовой политики с рынка ушли более ста страховщиков иеще 150 страховщиков, судя по высказываниям руководителя ФССН А.П. Коваля,находятся на грани банкротства.
По общему мнению, экспертов, основной причиной роста убыточностиявилась недобросовестная ценовая конкуренция. Развитие кризиса обостриловнутренние проблемы страхового рынка, предпосылки которых были заложены впериод его бурного роста и привели к появлению финансовых пирамид –демпингующих компаний, осуществляющих выплаты за счет страховой премии,собираемой с новых страхователей. Неминуемый уход этих компаний с рынкаприведет к кризису доверия к страховым компаниям и к дальнейшему падениюдобровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества.Действительно, по данным ФССН, в 2009 г. поступило свыше 30 тыс. жалобстрахователей (в 2008 г. – 14 тыс. жалоб), из них 48% по автокаско и 44%по ОСАГО. Основные причины жалоб – необоснованный отказ в выплате, увеличениесроков выплат и занижение сумм страхового возмещения.
Эти негативные тенденции стали предметом обсуждения в страховомсообществе и требуют внимательного изучения приемов и методов конкурентнойборьбы на рынке автострахования.Конкуренция
По широко распространенному мнению, конкуренция (от лат. concurrere– состязаться) является рыночным благом, позволяя обеспечить потребителямвозможности выбора качественных товаров и услуг по приемлемой цене в результатесоперничества за лучшие условия производства и продажи. Но свободнаяконкуренция возможна лишь в определенных условиях – полная хозяйственнаяобособленность субъектов рынка, зависимость рынка от хозяйственной конъюнктурыи возможность относительно честного противоборства производителей за наибольшийдоход. Такое состояние рынка соответствовало периоду классического капитализмаи, по мнению историков, наблюдалось в Англии во второй половине XIX века.Отдельные экономисты не считают свободную конкуренцию всеобщим и универсальнымметодом развития экономики, а ограничивают ее роль сдерживаниемпредпринимательского индивидуализма как принципа организации экономики встранах с преобладанием в общественном сознании духа предпринимательства,таких, как, например, США.
В конце XX века получили развитие новые формы рыночногосоперничества – регулируемая государством конкуренция и противоборствомонополий (монополистическая конкуренция), реализуемое в виде легализациимонополизма (патенты, товарные знаки, брэнды) и дифференциации однотипныхтоваров и услуг по упаковке, дополнительным опциям и месту реализации.
В России, особенно на страховом рынке, преобладает ценоваяконкуренция (price competition), что, в частности, нашло отражение вантимонопольном законодательстве. Так, в Федеральном законе «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 №94 ФЗ, в действующейредакции, основным критерием конкурсного отбора поставщиков является ценатовара (работ, услуг) независимо от вида товара и услуги.Демпинг
С развитием ценовой конкуренции в обиход достаточно быстро вошлотакое понятие, как демпинг. Первоначально понятие демпинг (от англ. dumping– сбрасывание) применялось к продаже товаров на внешних рынках по бросовымценам, ниже издержек производства. Впервые количественный критерий товарногодемпинга дан в антидемпинговом законе, принятом в Австрии в 1962 г.,согласно которому экспортная цена считается демпинговой, если она ниже чем на 20%и более цен на внутреннем рынке страны происхождения товара, или на 8% нижесреднемировых цен.
Может показаться, что для клиента демпинг выгоден, посколькупозволяет приобрести товар, получить услугу по заметно меньшей цене без потерикачества. Однако продолжительная продажа даже качественных товаров и услуг позаниженным ценам вынуждает производителя постепенно жертвовать качеством,приводит к снижению налоговых поступлений, невыгодна государству. Многиегосударства ведут борьбу с демпингом не только на международном, но и навнутреннем рынке, препятствуя созданию олигополий.
Особенно опасен демпинг в страховании, поскольку чрезмерноеснижение цены страховой услуги может привести к нехватке страховых резервов инеисполнению страховщиком своих обязательств по договору страхования.Общеизвестно, что для обеспечения платежеспособности цена страховой услугидолжна быть адекватной принимаемому на страхование риску, при этом риск обычнооценивается на основе статистики по аналогичным рискам за прошлые периодыстраховой деятельности с помощью актуарных расчетов. Справедливая ценастраховой услуги должна обеспечивать исполнение обязательств по всемзаключенным договорам страхования за счет формирования страховых резервов(нетто-ставка) и покрывать расходы страховщика на заключение договоров иурегулирование страховых убытков (нагрузка). Под «себестоимостью» страховойуслуги будем понимать ее нетто-стоимость, то есть стоимость, обеспечивающуюстраховщику только исполнение своих договорных обязательств по урегулированиюожидаемых страховых убытков, без компенсации его расходов на ведение дела.
Поскольку каждый страховщик использует собственную статистикуубытков и проводит актуарные расчеты самостоятельно, то величина себестоимостиу различных страховщиков может заметно отличаться, и установить демпинговоезанижение цены страховой услуги непросто.
В российском законодательстве понятие демпинга не определено. Вст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135 ФЗ, вдействующей редакции, содержатся определения необоснованной и конкурентной цены
§ необоснованновысокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги –цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающейдоминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается отконкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарныйрынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние наконкуренцию;
§ конкурентнаяцена финансовой услуги – цена, по которой финансовая услуга может быть оказанав условиях конкуренции.
К сожалению, эти определения не позволяют определить, когда именнонеобоснованно низкая цена становится демпинговой. Опираясь на приведенное вышепонятие демпинга, как снижение цены ниже себестоимости, условимся понимать подстраховым демпингом снижение цены страховой услуги ниже ее нетто-стоимости.2.2 Расчет тарифов
В целях выявления демпинга сравним тарифы автостраховщиков. Всвоей публичной рекламе в Москве страховщик «Intouch», позиционирующий себя какевропейская компания с 200-летней историей, обещает услуги автокаско на 30%дешевле (http://www.intouch.ru/we.xml), не уточняя, правда, по сравнению скакими страховщиками.
В рамках антидемпингового законодательства, например, Австриитакое снижение цены можно рассматривать как демпинг. Однако эксперты поясняют,что снижение цены при прямых продажах происходит за счет экономии на агентскомвознаграждении и офисных расходах (Т.С. Емельянова. Страховщики в поисках прямыхпутей. // Финанс, 2010, №1).
Поскольку компания «Intouch» публично обещает страхователям своимисилами обеспечить сбор необходимых справок при оформлении страхового случая, токакие-то собственные расходы по ведению страхового дела эта компания неизбежнонесет. Учитывая, что в заявляемой в ФССН, для получения лицензии, структуретарифной ставки автокаско у большинства страховщиков нагрузка не превышает 25–30%,можно предположить, что компания «Intouch», гарантирующая 30%-е снижение ценына страховые услуги, свои расходы на ведение дела планирует покрывать за счетнеттопремии, но, скорее всего, тарифы других автостраховщиков завышены.
Результаты сравнительного анализа тарифов автокаско, периодическипроводимого экспертами, показывают, что еще в 2006 г. в Челябинскевеличина тарифа страхования одного и того же иностранного автомобиля приодинаковых условиях страхования у различных страховщиков отличалась в 2 раза (в2009 г. – в 2,1 раза), отечественного автомобиля – в пределах 10–15%(http://chelfin.ru/analytic/insurance/54367.html).
В Москве величины тарифов автокаско у различных страховщиковотличаются на 35–50% в зависимости от года выпуска и стоимости автомобиля.
Отметим, что по данным сайта Insure.com, стоимость автострахованияв США заметно ниже: для автомобиля Mercedes Benz SL600 составляет $2755(примерный тариф 3,5%), Porsche 911 Carrera Turbo – $2706 (2,5%), Kia SportageLX – $1138 (4,3%), Hyundai Tucson GLS – $1134 (3,8%). Стоимость страхованиярассчитана для водителя мужчины 40 лет, не имеющего ранее аварий, тарифпересчитан с учетом примерной стоимости нового автомобиля.
Приведенные в таблице данные снимают возможные подозрения вдемпинге с компании «Intouch», поскольку ценовой разброс в автострахованиипозволяет обеспечить 30%-ю скидку без снижения цены ниже нетто-ставки. Однакотакой значительный ценовой диапазон оставляет вопрос о наличии демпингаоткрытым. Для выявления демпинга страховщики предлагают использовать опытГермании – применение публичной системы ценовых ориентиров (индикаторов) –минимальных обоснованных ставок страховых тарифов (нетто-ставок), что исключаетценовой демпинг среди страховщиков, но не препятствует их конкуренции,поскольку страховщики предлагают не скидки к цене полиса, а расширяют страховоепокрытие или предлагают более широкий перечень сервисных услуг. Однакосравнение тарифов различных страховщиков корректно лишь при условии, чтозаложенные в их расчеты статистические данные подчиняются одному законураспределения, то есть относятся к одной генеральной совокупности. ДляГермании, где страхованием автокаско охвачены практически все автовладельцы,такое условие может выполняться, и сравнение будет корректным, но в условияхРоссии это необходимо проверить.Рискиавтовладения
Для оценки соответствия страховых тарифов автокаско реальнойстатистике рисков проведем исследование на примере Москвы.
Согласно данным «ruDoska. Доска объявлений Рунета»(http://www.autofive.ru/news/22.html), количество автомобилей в Москве ксередине 2009 г. превысило отметку в 3,5 млн. штук – 340 автомобилей накаждую тысячу жителей. Согласно статистическим подсчетам специалистов агентства«Автостат», 58% автомобилей из общего числа являются импортными. Наибольшееколичество автомобилей в Москве относится к марке ВАЗ (976,4 тыс.), на второмместе – Ford (175,4 тыс.), на третьем – Toyota (170,6 тыс.). Для сравнения вначале 2005 г. в Москве было 3 млн. автомобилей.
За 2008 г. сотрудники ГИБДД Москвы зарегистрировали 2,143 млн.нарушений Правил дорожного движения со стороны водителей (в 2007 г. – 1,945млн.) и 314 тысяч нарушений со стороны пешеходов (в 2007 г. – 270 тыс.).За эти и другие нарушения правил наказанию в виде административного штрафа былоподвергнуто 1,807 млн. водителей (в 2007 г. – 1,473 млн.) и 238 тыс.пешеходов (в 2007 г. – 198 тыс.). Лишены права управления транспортнымсредством более 64 тыс. водителей (в 2007 г. – 60,94 тыс.). Таким образом,в среднем половина водителей в Москве являются нарушителями правил, чтоприводит к дорожно-транспортным происшествиям (ДТП).
В среднем в Москве происходит 1300–1500 ДТП в день, но в отдельныередкие дни с особо сложными дорожными условиями, например при внезапномобильном снегопаде и заморозке, количество ДТП возрастает до 2600–2700 в день(http://www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html). Кроме ДТП, на величину тарифа вавтостраховании влияет количество краж и угонов – в 2008 г. на территорииМосквы произошло 12,3 тыс. краж и угонов (в 2007 г. – 13,6 тыс.)(www.avariyailiugon.ru). Большее всего было угнано автомобилей марки ВАЗвследствие их численного преобладания и слабой противоугонной защиты.
Эти данные позволяют получить статистические оценки вероятностиугона и повреждения автомобиля в ДТП для Москвы. Простейшие расчеты даютследующие величины: вероятность угона 0,00352; вероятность ДТП 0,146.Тарифы:расчетный и от страховщиков
Для расчета нетто-тарифа (на основе статистики ДТП и угонов) вМоскве воспользуемся известной методикой, утвержденной распоряжениемРосстрахнадзора от 08.07.1993 №020336.
В качестве средней страховой суммы примем среднюю стоимостьавтомобиля, которую для автопарка Москвы можно оценить в 240 тыс. руб. дляотечественных автомобилей и в $19 тыс. для иностранных(http://www.autostat.ru/view.asp), при этом средний страховой ущерб дляводителей-женщин составляет $990, мужчин – $1130 (http://avtozhizn.ru/73rossijjskiezhenshhinypopadajutvdtpchashhe.html).Центр юридических услуг «Гарант» оценивает средний ущерб в ДТП дляотечественных автомобилей в 25 тыс. руб., для импортных – 65 тыс. руб.
Поскольку «битые» автомобили практически не угоняют, то сдостаточной для практики точностью можно принять, что угон (хищение) и ДТПявляются несовместными событиями, тогда общий нетто-тариф при страховании отДТП и угона равен их сумме и составляет, исходя из общей статистики по Москве,1,89% страховой суммы. Этот нетто-тариф, основанный на большом объеместатистики, можно считать минимально возможным. Даже при условии его увеличенияв 1,5–2 раза (в среднем до 3,3%) для учета возможных неточностей в исходныхданных и дополнительных рисков повреждения автомобиля в результате стихийныхбедствий, пожара, взрыва этот расчетный тариф существенно ниже, чем действующиесегодня тарифы в автостраховании (см. таблицу), но соизмерим с тарифамиавтокаско в США.
Сравнение минимального тарифа, рассчитанного на основе статистикиДТП и угонов в Москве и тарифов конкретных автостраховщиков, позволяетпредположить, что они рассчитаны на основе иной статистической совокупности.
Действительно, по данным РИА «Финмаркет» (03.04.2010,finmarket.ru), в 2009 г. компания «Ингосстрах» застраховала автокаско301,4 тыс. автомобилей в Москве и области (примерно 10% автопарка Москвы), приэтом было заявлено почти 300 тыс. страховых случаев, урегулировано 283 тыс.случаев, то есть вероятность наступления страхового случая составила 0,939, чтосущественно выше общемосковской статистики. Судя по соотношению страховыхвыплат (9,9 млрд руб.) и премий (15,3 млрд руб.), страховой тариф «Ингосстраха»был достаточным для выполнения обязательств по договорам автокаско. Эти данныеподтверждаются статистикой и других страховых компаний, согласно которой ДТПпроисходят с водителями женщинами с вероятностью 0,96, с мужчинами – 0,71.
Подобное расхождение в оценке тарифов свидетельствует, что,несмотря на заметную долю рынка автострахования, занимаемую компаниейИнгосстрах в Москве и области, его страхователи отличаются от среднихавтовладельцев и являются, по сути, группой риска, осознающей своюподверженность рискам при пользовании автомобилем и имеющей средства дляпокупки страховой защиты.
Подобный состав страхователей с повышенными рисками, судя постраховым тарифам и соотношению страховых выплат и премий, характерен и длядругих крупных автостраховщиков. Поэтому простая публикация нетто-тарифов нерешит проблемы выявления демпинга, поскольку не даст ответа, каким образом былрассчитан этот тариф. Единственным решением этой проблемы является предложениегенерального директора Ингосстраха Григорьева А.В., высказанное им вбеседе с корреспондентом «Эксперт РА», – принять закон об актуариях и ввестиинститут независимого актуарного аудита, что позволит получить объективноезаключение о правильности установления страхового тарифа и начисления страховыхрезервов в каждой страховой компании.
Существенные отличия в параметрах рисков застрахованных водителейи средних рисков, связанных с вождением автомобиля, выявленные в результатенастоящего исследования, требуют нового подхода к оценке ценовой конкуренции вдобровольном автостраховании. У каждого крупного автостраховщика сформироваласьсвоя устойчивая клиентская группа риска и его страховые тарифы «привязаны» киндивидуальным рискам этой группы. Снижение тарифа для привлечения новыхстрахователей приведет к повышению убыточности по действующим и возобновляемымдоговорам. Поэтому добросовестная конкуренция, исключающая ухудшениепоказателей финансовой устойчивости, должна основываться на привлечении новыхстрахователей за счет расширения страхового покрытия, лучшего обслуживания,развития сети продаж, активного применения андеррайтинга для уменьшения долитрадиционных высокорисковых клиентов в структуре страхового портфеля. И толькопосле этого возможно применение ценовой конкуренции. Очевидно, что, несмотря надополнительные затраты на развитие сети продаж и урегулирование убытков, такиестраховщики получат конкурентные преимущества за счет выравнивания рисковвнутри портфеля, по сравнению теми, кто привлекает страхователей простымснижением цены.Конкуренцияв ОСАГО
Совершенно иная конкурентная ситуация складывается в ОСАГО. Вотличие от добровольного автокаско в ОСАГО тариф установлен единым для всехстраховщиков, поэтому при правильном нормативном установлении поправочныхкоэффициентов риски должны быть равномерно распределены между всемистраховщиками, а возникающие диспропорции постепенно устраняются прикорректировке нормативных документов по тарификации ОСАГО.
По итогам 2009 г., отношение выплат к поступившей премии вцелом по сегменту рынка ОСАГО составило 58,2% (официальные данные ФССН), чтодаже с учетом формирования резерва произошедших, но незаявленных убытков истабилизационного резерва в соответствии с приказом Минфина России от11.06.2002 №51н в действующей редакции подтверждает достаточную величинустрахового тарифа для исполнения всех страховых обязательств. Вместе с тем в2009 г. несколько страховщиков, в портфеле которых преобладали договорыОСАГО, не смогли рассчитаться со страхователями, были лишены лицензии иоставили свои долги Российскому союзу автостраховщиков. Основная причинаслучившегося, помимо банального разворовывания страховых резервов, заключается,по мнению экспертов, в завышенной агентской комиссии за новых страхователей.Поскольку нагрузка в тарифе ОСАГО нормативно ограничена величиной 23%, включая 3%обязательных отчислений в фонд компенсационных выплат, то размер агентскойкомиссии не должен превышать 20% страховой премии, но на практике доходит и до40–50% (Коммерсантъ Деньги №11, 22.03.2010). В подобной борьбе за клиента ипроявляется в извращенной форме ценовая конкуренция в обязательных видахстрахования. В отличие от добровольных видов, где величина тарифа «на виду», вобязательных видах страхования ценовая конкуренция скрыта, но тем сильнеепроявляется ее дестабилизирующее действие на финансовую устойчивостьстраховщика. Подводя итоги, отметим, что ценовая конкуренция, включая еенецивилизованные формы, такие, как демпинг и скрытая комиссия, будет ещедостаточно долго использоваться на страховом рынке страховщиками, ставящимицель быстрого роста портфеля и не задумывающимися о последствиях. Для ееискоренения необходимо, чтобы общество перестало рассматривать страховуюдеятельность как источник быстрого дохода.

3. Проблемы и перспективы понижения страховой премии
3.1 Опасность демпинга для страховщика
По своей сутиглавной идеей в страховании является то, что страховой полис представляет собойфинансовое обязательство, которое страховая компания обязуется выполнять принаступлении страхового случая. При этом из собранных страховой компанией премийформируются страховые резервы на выплаты по убыткам. Так что если страховаякомпания, да еще и с громким именем, все же устроила демпинг, то эти тарифыдолжны быть очень хорошо продуманны и обоснованны. Иначе набрав большоеколичество клиентов, читай обязательств, весьма вероятно в результате получитьфинансовую пирамиду.
К тому жедемпинг явление временное и рано или поздно демпингующие компании будутвынуждены повысить свои тарифы, а это приведет к оттоку клиентов, что в своюочередь еще больше ухудшит финансовое положение таких страховщиков. У такойстраховой компании начинаются проблемы с выплатами, а это означает, чтострахователи, которые повелись на низкие тарифы, вместо ожидаемого возмещенияубытка получат или волокиту или отказ в выплате.
Для страховщика последствия обычно плачевны и неотвратимы: через 2–3года подобной работы у страховщика возникают проблемы с выплатой страховыхвозмещений. Последствия для страхователей не менее очевидны – чем шире масштабыприменения демпинга, тем больше вероятность столкнуться с затягиванием сроковвыплат или с необоснованными отказами в выплате страхового возмещения.
Иначе говоря, демпинг реанимирует печальной памяти пирамиду – первыев очереди, возможно, успеют получить страховое возмещение, вторых – попросятподождать, а перед третьими распишутся в неспособности расплатиться: мыбанкроты. И массовые столпотворения возникнут уже не у офисов банков, астраховых компаний.
Того же мнения придерживаются руководители других страховыхкомпаний, в частности 1-й зам. гендиректора компании «Стандарт-Резерв» ИринаМельникова, гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев. Последний убежден: «Еслистраховщик в своей рекламной кампании заявляет: мы установим вам тариф на 10%меньше, чем в любой компании, он подписывается под тем, что у него нет своегоандеррайтинга и что он по сути готов заниматься демпингом».
3.2 Иные способы привлечения клиентов
Существенные отличия в параметрах рисков застрахованных водителейи средних рисков, связанных с вождением автомобиля, выявленные в результатенастоящего исследования, требуют нового подхода к оценке ценовой конкуренции вдобровольном автостраховании. У каждого крупного автостраховщика сформироваласьсвоя устойчивая клиентская группа риска и его страховые тарифы «привязаны» киндивидуальным рискам этой группы. Снижение тарифа для привлечения новых страхователейприведет к повышению убыточности по действующим и возобновляемым договорам.Поэтому добросовестная конкуренция, исключающая ухудшение показателейфинансовой устойчивости, должна основываться на привлечении новых страхователейза счет расширения страхового покрытия, лучшего обслуживания, развития сетипродаж, активного применения андеррайтинга для уменьшения доли традиционныхвысокорисковых клиентов в структуре страхового портфеля. И только после этоговозможно применение ценовой конкуренции. Очевидно, что, несмотря надополнительные затраты на развитие сети продаж и урегулирование убытков, такиестраховщики получат конкурентные преимущества за счет выравнивания рисковвнутри портфеля, по сравнению теми, кто привлекает страхователей простым снижениемцены.

Заключение
Основнымисточником доходов страховщика является страховой взнос страхователя. Так как,во-первых, страховые взносы формируют первичный доход страховой организации.Во-вторых, страховые взносы являются исходной базой для формирования страховыхрезервов, которые составляют основу финансовой устойчивости страховойорганизации. В-третьих, страховые взносы могут быть инвестированы, и приноситьзначительный дополнительный доход.
Страховойвзнос является платой за страхование, которую страхователь обязан уплатитьстраховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Суммастрахового взноса по каждому виду страхования различна и зависит состоянияплатежно-расчетной дисциплины, количества и качества реализуемых страховыхуслуг, видов страхования, страхового тарифа и страховой суммы.
Страховойтариф, или тарифная ставка, представляет собой денежную плату страхователя сединицы страховой суммы или объекта страхования, либо процентную ставку отсовокупной страховой суммы. С помощью тарифной ставки исчисляется страховойвзнос, вносимый страхователем страховщику. Построение страховых тарифов зависитот отраслевых особенностей личного и имущественного страхования.
Общий сборпремий должен обеспечить страховщику бесперебойное выполнение своихобязательств перед страхователями по возмещению убытков, покрытие расходов наведение дела и получение прибыли.
В результате проведенного анализа было выявлено следующее:Существенные отличия в параметрах рисков застрахованных водителей и среднихрисков, связанных с вождением автомобиля, выявленные в результате настоящегоисследования, требуют нового подхода к оценке ценовой конкуренции вдобровольном автостраховании. У каждого крупного автостраховщика сформироваласьсвоя устойчивая клиентская группа риска и его страховые тарифы «привязаны» киндивидуальным рискам этой группы. Снижение тарифа для привлечения новыхстрахователей приведет к повышению убыточности по действующим и возобновляемымдоговорам. Поэтому добросовестная конкуренция, исключающая ухудшениепоказателей финансовой устойчивости, должна основываться на привлечении новыхстрахователей за счет расширения страхового покрытия, лучшего обслуживания,развития сети продаж, активного применения андеррайтинга для уменьшения долитрадиционных высокорисковых клиентов в структуре страхового портфеля. И толькопосле этого возможно применение ценовой конкуренции. Очевидно, что, несмотря надополнительные затраты на развитие сети продаж и урегулирование убытков, такиестраховщики получат конкурентные преимущества за счет выравнивания рисковвнутри портфеля, по сравнению теми, кто привлекает страхователей простымснижением цены.

Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 №94 ФЗ
2. ст. 4Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135 ФЗ
3. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование:Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Ефимов С.Л. Энциклопедическийсловарь. Экономика и страхование. – М.: Церих – ПЕЛ, 2007.
5. Никулина Н.Н. Страхование.Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальностям (080105) «Финансы и кредит», (080109) «Бухгалтерский учет, анализи аудит»/ Н.Н. Никулина, С.В. Березина. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6. Сахирова Н.П. Страхование:учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
7. Страховое дело ввопросах и ответах. Учебное пособие для студентов экономических вузов иколледжей. Серия «Учебники, учебные пособия». Составитель М.И. Басаков.Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009
8. Юлдашев Р.Т. Страховойбизнес: Слов.-справ.-М., 2006
9. www.glossary.ru/
10.www.intouch.ru/we.xml
11. Финанс, 2010, №1
12.chelfin.ru/analytic/insurance/54367.html
13.www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Roman Legion 24Ad Essay Research Paper
Реферат Comprehensive Abortion Care/Ipas, Family Health Division, Катманду, Непал реферат
Реферат Планирование производства пшеницы на предприятии
Реферат Сущность и основные модели системы управления качеством продукции в Японии
Реферат Авторефераты к десяти докладам "Французского курса" с 6 по 13 сентября 1922 г в Дорнахе
Реферат Эффективность кругового метода при воспитании физических качеств юных футболистов
Реферат Оценка состояния российского рынка ценных бумаг
Реферат Проект мероприятий по увеличению загрузки номерного фонда ОАО Гостиничный комплекс Космос
Реферат Frederick Douglass Essay Research Paper Frederick DouglassOn
Реферат Факторы производства как экономическая категория
Реферат Террористическая деятельность и боевая организация партии социалистов-революционеров под руководством Е.Ф. Азефа в 1903-1906 гг.
Реферат Дорожно-транспортное проишествме
Реферат А. А. Ким Рецензент: Острошенко В. В., профессор кафедры лесоводства, д-р с-х наук, академик Академии наук о Земле. К 40 Ким А. А. История Дальнего Востока (XX век): учебное пособие
Реферат Estella Essay Research Paper Estella
Реферат Гражданско-правовые режимы удовлетворения жилищных потребностей граждан