Реферат по предмету "Философия"


Схоластика

ВСТУПЛЕНИЕ Завоевание германцами и вандалами Западной Европы привело к упадку культуры с VI по VIII в. В это время даже короли варваров не умели подписывать своё имя. Центром богословской и философской жизни в это время становится Византия, сумевшая временно устоять под напором варваров. Напомним, что основным языком в Византийской империи был греческий язык, что помогало в освоении античного

наследия. Строго говоря, средневековая культура – это культура варваров, под напором которых как раз пал Древний Рим. Но, погубив античный мир, варвары оказались главными наследниками его культуры. И новый подъём культуры в Западной Европе начинается благодаря усилиям «императора варваров» Карла Великого. Это был король франков, провозгласивший себя императором Священной Римской империи. Так, в 800 г. устанавливается преемственность между античными политическими

институтами и политической властью средневековой Европы. Карл Великий посчитал своей обязанностью позаботиться о распространении образования, наук и искусств в созданной им империи. Начинается так называемое «каролингское возрождение», а с ним и оживление интереса к философии. Философ Эриугена, от которого ведут начало схоластики, был приглашен ко двору короля Карла Лысого в Париж из далекой Ирландии, где в монастырских школах сохранились традиции латинской и

греческой образованности. Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова schole. Схоластика - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской тра¬диции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систе¬матическую концептуализацию западнохристианского вероучения. Схоластика проходит в своем развитии следую¬щие периоды:

1. Классическая (сред¬невековая) схоластика, в свою очередь распа¬дающаяся на этапы: • ранняя схоластика (11 —12 вв.); представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский(1000-1080) Иоанн Росцелин (1050-1022), Гийом из Шампо (1068-1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (1060-1154), Жильбер Порретанский (1080-1154),

Алан Лилльский, Иоанн Солеберийский (1115-1180); • зрелая или поздняя схоластика (13—14 вв.); представители: Альберт фон Больштедт (1200-1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (1240-1281), Николай Орем (1320-1382), Уильям Оккам, Жан Буредан, Раймунд Луллий (1235-1315).

2. Неосхоластика, или "вторая схоластика" — ряд течений католической фи¬лософской мысли, ориентированных на возрождение схоластики, осуществляемое в рамках: контрреформации (15— 16 вв.); представители: Томмазо де Вио Гаэтанский (1469—1534), Франческо де Сильвестри Феррарский (1474—1528), Франческо де Виттория (1483—1515), Суарес, Габриэль Васкес (1550—1 604) и др.; отчас¬ти "католической реставрациии" (18— 19

вв.) и неотомизма. Теоретическими источниками формирования схоластики выступают: византийская теоло¬гия и патристика (прежде всего, со¬чинения Августина Блаженного). От неоплатонизма в христианской переработке схоластика унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррацио¬нально-мистических предпосылок с рассудочностью выводов и методо¬логическую установку на герменев¬тическую работу с текстом как познавательную типовую процедуру.

Христианская теологическая традиция раннего средневековья, иногда рассматривается в качестве предсхоластики, своего рода нулевого цикла культурных усилий по кон¬цептуализации христианской веры. В его рамках были сделаны первые шаги по направлению к сис¬тематизации и философскому обос¬нованию теологии: систематизация патристики Иоанном Дамаскиным (675 —753), энциклопедичес¬кая системность произведений Ио¬анна Скота Эриугены, глобальные работы ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО. «Диалектика»

Алкуина (735— 804) - глава сыгравшая значительную роль в истории средневековой обра¬зованности школы при дворе Карла Великого. От этой традиции схоластика на¬следует основной жанр масштабных компилятивно-энциклопедических компендиумов-систематизации, впоследствии развившийся в харак¬терные для схоластики «Суммы» (глобальная "Сумма теологии" Фомы Аквинского, грандиозный логический трактат Н. Николетты

Венецианского "Ве¬ликая логика"). Эволюция схоластики органично свя¬зана с эволюцией в средневековой культуре образования и образован¬ности. Если оформление ранней схоластики связано с возникновениями город¬ских школ как центров образован¬ности, то зрелая схоластика связана с уни¬верситетским образованием (прежде всего, Парижским и Оксфордским университетами). Понятая одновре¬менно и как принадлежность к ин¬теллектуальной элите ("ученость"), и как

принадлежность к определен¬ной интеллектуальной традиции ("вы¬учка"), схоластика предполагает специаль¬ную подготовку (школу), необходимо предваряющую самостоятельные за¬нятия теологией. Помимо философии в средневековых школах преподавали семь «свободных искусств». Этот комплекс был разработан в основном Боэцием. Он включал в себя «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Эти науки назывались искусствами потому, что наукой в Средние века было принято называть только теологическое знание. А всё то, что было свободно от его влияния, именовали «свободными искусствами». Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции "двойственной истины". Она предполагает непротиворечивое и независимое сосуществование ис¬тины знания и истины веры при нео¬споримом

примате веры. В этой свя¬зи с точки зрения содержания схоластика представляет собой интеллектуаль¬ное движение в сфере, которую мож¬но обозначить как классический те¬изм, естественно подразумевающий креационизм и провиденциализм. Эта основополагающая принадлеж¬ность схоластики обусловливает и характер¬ную для нее проблематику, которая неизменно связана с христианским вероучением. Предметом постоянно¬го внимания в схоластике выступают догматы о троичности

Бога, о предопределе¬нии, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе и воздаянии, о воскресении. Однако, несмотря на внеш¬нюю заданность неизменно канони¬ческой проблематики, внутри схоластики оформляются вариативные и зачас¬тую глубоко оригинальные и яркие модели видения последней, порож¬дая достаточно острые противостоя¬ния различных схоластических уче¬ний. Примером может служить обсуждение проблемы, совершаются ли деяния

Божии на основе его сво¬бодной воли или на основе божест¬венного разума, подчиняющего себе божественную волю. Дискуссия не только прихо¬дит в противоречие с каноническим тезисом о "неисповедимости путей Господних", но и инспирирует оформ¬ление в контексте схоластики глубоко ориги¬нального выражения идей волюнта¬ризма в концепции Иоанна Дунса Скота, построенной в форме тради¬ционно схоластической системы. При проявлении подобных противо¬речий в глобальном для схоластики масштабе они задают своего рода базовые

парадигматические оппозиции, детерми¬нирующие основные тенденции раз¬вития схоластики на том или ином этапе ее истории. Так, центральной для ран¬ней схоластики была оппозиция "реализм — номинализм", оформившаяся в ходе схоластического обсуждения про¬блемы природы универсалий. Наря¬ду с реализмом (Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо и др.) и номинализмом (Беренгар Турский, Иоанн

Росцелин, Уильям Оккам, Николай Орем, Жан Буридан и др.) как экстремальными позициями в споре об универсалиях может быть выделен концептуализм (Петр Абеляр). Иоанн Дунс Скот продвига¬ется до интерпретации общего как имеющего основу в единичных вещах. Основным камнем преткнове¬ния в споре реализма, номинализма и концептуализма выступала про¬блема индивидуации, т. е проявле¬ния бытия как множества сходных в основе, но не тождественных инди¬видов.

Генетически идея индивидуации восходит еще к стои¬кам, но в рамках схоластики приобретает кри¬териальную остроту. Реализм видел основу качественной индивидуации в форме как источнике "определен¬ности" и "отделенности" вещи. Концептуализм основы¬вался на тезисе, что типологические различия вещей создает форма, а индивидуальные — материя. Номи¬нализм же все сущее полагает единичным и индивидуаль¬ным. Применительно к зрелой схоластике можно выделить две пары парадигмальных оппозиций, соотносящихся между

собою по гегелевскому принци¬пу "разломанной середины". Исходно — оппозиция "августинизм — аристотелизм", затем, после установления доминанты последнего, оппозиция аверроистского и томистского его ис¬толкований. Формирование оппози¬ции "августинизм — аристотелизм" связано с деятельностью соборной школы в Шартре (зрелый период), мыслители которой, ориентируясь (с позиций реализма) на онтологиче¬ски данное

общее, стремились возро¬дить платоновскую концепцию в ее исходном, не христианизированном виде. В этом контексте Шартрской шко¬лой (Тьерри и Гийомом из Конша) была актуализирова¬на платоновская идея о самосущем бытии аморфной материи, пласти¬ческое преобразование которой Де¬миургом обеспечивает космизацию и оформление мира. Шартрская идентификация Духа Святого с платоновской "миро¬вой душой" деформировала понима¬ние

триединства божественных ипо¬стасей и пришла в противоречие с христианским Символом Веры, за¬дав пантеистическую и натуралисти¬ческую направленность схоластики. Борьба с пантеизмом и натурализмом отст¬роилась в схоластике как борьба с платониз¬мом, а, следовательно, с августинизмом. Платформой, с которой велась эта борьба, выступил аристотелизм, который сначала сам был воспринят ортодоксией в штыки (борьба с иде¬ями

Давида Динанского и Сигера Брабантского), однако после его фун¬даментальной христианской пере¬работки Альбертом фон Больштедтом и особенно Фомой Аквинским, аристотелизм не только был асси¬милирован схоластикой, но и вытеснил августино-платоновскую парадигму. Ожесточенная борьба с мыслителями Шартрской школы привела к практически то¬тальной переориентации схоластики с нео¬платонической на аристотелевскую платформу. Однако становление ее завершилось развитием двух проти¬воположных друг другу ее интер¬претаций:

версий аверроизма и то¬мизма. Аверроизм воспринял от арабского перевода и комментариев Ибн Рушдом Аристотеля идею веч¬ности мира; понимание души как безличной единой интеллектуальной, «явлен¬ной в яви явлений". Сигер Брабантский, интерпретируя с позиции аверроизма индивидуальную душу как функцию тела, истолковал ее в качестве смертной, а человечество — как несотворенное. Развитие аверро¬изма вызвало резкую критику со сто¬роны ортодоксальной церкви.

В 1270 парижский епископ Тамье предал анафеме 12 аверроистских тезисов. В 1277 — по указанию папы Иоанна XXI совет теологов во главе с тем же Тамье осудил еще 219 тезисов, боль¬шая часть которых носила аверроистский характер. Сигер Брабантский был предан суду инквизиции; вызванный для следствия к папско¬му двору, был убит своим секре¬тарем. Стремясь противопоставить аверроистскому отдалению

Бога от мира и человека реанимированный канон, Фома Аквинский разрабаты¬вает свое учение о Боге как перво¬причине, действующей посредством вторичных причин в мире и в миру. Томизм (лат. Thomas — Фома) стано¬вится для схоластики абсолютно доминирую¬щей парадигмальной установкой, вытеснив иные (аверроизм, оккамизм, и др.) за пределы легитимнос¬ти и презентируя отныне единолич¬но позицию ортодоксальной церкви. Фома Аквинский не только получа¬ет титул "

Ангельского Доктора" но и официально признается "князем схоластов", а в 1322 канонизируется. Если в 14—15 вв. томизму как официальной доктрине доминиканского ордена противостоит скотизм как францисканское направление в схоластике, расходясь с ним в истолковании проблемы индивидуации (Антуа Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн Редингский, Иоанн Рипский, Александр Александрийский) то позднее, в 1567

Фома признается одним из "Учителей Церкви". Томизм не только выступает основой неосхоластики, но и официально признан "единственно истинной философией католицизма", выступающей как неотомизм. С точки зрения формы, схоластика демонстрирует выраженную интенцию к логицизму : как доктринальную, так внешнюю. В рамках реализма, например, осуществляется фундаментальная основополагающая экстраполяция

логической структуры высказывания на онтологическую сферу, выделение в ней первичных непредикативных сущностей (универсалий) и вторич¬ных индивидуальных (предикатив¬ных) сущностей. Огромное внимание отводится в схоластике и логической форме рассуждения, изложения и выводов, задавая возможность рассматривать эволюцию схоластики в ракурсе дисципли¬нарного развития логики. Схоластика в целом демонстрирует очевидную общеде¬дуктивную ориентацию и исходит из принципа жесткой

определенности понятий, что соответствует обще¬христианскому нормативному тре¬бованию определенности. Тонкий медиевист, Эко устами орто¬доксального Хорхе дает следующую формулировку этой особенности средневековой схоластики: "Иисусом положе¬но говорить либо да, либо нет, а про¬чее от лукавого. И следует назы¬вать рыбку рыбкой, не затуманивая понятия блудливыми словесами". Что особенно интересно, эта уста¬новка реализуется на основе естест¬венного языка, ибо схоластика строит

свою логическую систему на базе нефор¬мализованных языковых средств (латыни). Это позволяет ей учесть и использовать все богатство семанти¬ческих и синтаксических аспектов естественного языка при неукос¬нительном соблюдении требования жесткой определенности объема и содержания понятий. Эволюция ло¬гических изысканий в рамках схоластики позволяет отнестись к последней как к значимому этапу исторического развития логики. Это совпадает и с рефлексивной самооценкой схоластики сво¬их логический

штудий: в зрелой схоластике была принята следующая перио¬дизация развития схоластической логики: • "древняя логика", основанная на переводах и комментариях "Категорий" Аристо¬теля Порфирием и Боэцием, — до се¬р. 12 в.; • "новая логика", основанная на знакомстве с такими работами Аристотеля, как "Аналитика", "Топика", "

О софис¬тических определениях", — ко¬нец 12 — конец 13 в,; • "современная логика", связанная с система¬тической разработкой логической про¬блематики и созданием масштабных логических компендиумов — "Суммул" (Раймунд Луллий, Н. Николетта Венецианский, Петр Испанский и др.) —14 в. В рамках схоластической логики 2-го и 3-го периода были подняты и зачастую разрешены многие клас¬сические логические проблемы, фактически заложены теоретические и операциональные

основания мате¬матической логики, внесен вклад в развитие логики высказываний. В целом, в рамках схоластики осуществлен значительней сдвиг в дисциплинар¬ном развитии логики. Это и учение о синкатегоремах (логических кате¬гориях); и теория логического следо¬вания Иоанна Дунса Скота; и основы теории импликации Раймунда Луллия; и теория субпозиции (допусти¬мых подстановок значения терминов); и теория семантических парадоксов

Альберта Саксонского; и анализ роли функторов в формальной структуре высказывания; и вопросы силлогис¬тики и аксиоматики; и теория беспредпосылочности ("независимости") предположений как "обстоятельств", т.е. сознательных формулировок аксиом апологетируемой системы; и методология сопоставле¬ния взаимоисключающих высказы¬ваний; и анализ Раймундом Луллием логического характера вопроси¬тельных предложений и соотношений конъюнктивных и дизъюнктивных логических констант.

Раймундом Луллием предложен метод изобра¬жения логического характера вопро¬сительных операций посредством системы кругов. Каждый из них репрезентирует определенную груп¬пу понятий (вошел в культуру под названием "кругов Эйлера"). Изобре¬тена первая "логическая машина" для такого моделирования, выска¬зан ряд идей, впоследствии легших в основу комбинаторных методов в логике. В общекультурном плане феномен схоластики является уникальным продуктом равно глубинных и аль¬тернативных

друг другу установок европейской культуры: христиан¬ской системы с презумпцией веры как аксиологического максимума, с одной стороны, и базисного инст¬рументализма, операционализма мышления — с другой. И если пат¬ристика демонстрирует первую по¬пытку систематизации христианст¬ва, то схоластика представляет собой попытку его рационализации и концептуали¬зации. Воплощая своим возникнове¬нием концепцию "двойственной ис¬тины", параллелизма разума и веры,

реально схоластика культивирует спекуля¬тивное рассуждение как доминант¬ный стиль мышления, в рамках ко¬торого таинство веры и апостольская керигма выступают предметом фор¬мально-рассудочных умозаключе¬ний. В схоластических апориях (мо¬жет ли Бог убить самого себя или сформулировать для себя неразре¬шимую задачу?) происходит практи¬чески тотальная десакрализация со¬держания веры. Однако еще меньше сакральной трепетности в тех, каза¬лось бы, фиксировано проортодоксальных схоластических

рассуждениях, которые ставят своей целью именно обоснование Божией сак-ральности. Например, у Иоанна Дунса Скота знание не есть ни чис¬тая активность (от субъекта к объек¬ту), ни чистая восприимчивость (от объекта к субъекту). Но возникает на стыке их взаимодействия и зависит как от субъекта, так и от объекта, — однако пропорция этой зависимости не всегда одинакова: так, при богопознании посредством откровения зависимость знания

от познаваемого объекта наиболее велика. В теистском контексте описание видения Бога, которое в силу остро личност¬ной его персонификации есть не что иное, как "взгляд в очи Божии", встреча с его "взыскующим и огнен¬ным взором" — в категориях субъ¬ект-объектной процедуры не может не выглядеть кощунственно. Строго говоря, при наличии эксплицитно презентированной установки схоластики на использование философии в це¬лях теологических концептуализа¬ции (знаменитое

"философия есть служанка теологии", предложенное еще в рамках патристики), в контек¬сте схоластики тем не менее, практически невозможно дистанцировать между собою философию и теологию. По¬скольку ни один общепризнанный критерий их дифференциации при¬менительно к схоластике вообще не сраба¬тывает. Прокламируя примат богооткровенной истины над истиной позитивного знания и непререкае¬мый авторитет Священного писания и Священного предания, в своем ре¬альном интеллектуальном усилии схоластика

по всем параметрам фактически ос¬тается чисто рациональной деятель¬ностью логико-спекулятивного пла¬на. А тезис о "богодухновенности" Священного писания и конституирование последнего в качестве канона остро прорезонировали в схоластике с трак¬товкой логики как "каноники". Кро¬ме того, по отношению к феномену веры схоластика демонстрирует сколь не сформулированную эксплицитно, столь же и ощутимую презумпцию "понимаю, дабы уверовать" (пози¬ция, в сущности, кощунственная

для вероучения теистического типа с их идеей безусловного доверия к Богу и однозначно оцененная орто¬доксией в качестве еретичной). Ина¬че говоря, формально выступая офи¬циально признанным институтом ортодоксии, схоластика на деле фундирует¬ся методологическим принципом, к которому ортодоксальная церковь всегда относилась чрезвычайно осторожно. В данном аспекте схоластика лишь ре¬презентирует общую для теологии амбивалентность оснований,

выража¬ющуюся в установке на концептуали¬зацию принципиально иррационально¬го. В качестве познавательной типовой процедуры для схоластики выступает работа с текстом; теория "двойственной ис¬тины" задает параллелизм текстов-репрезентатов: Священных писания и предания (истина веры), с одной стороны, и Аристотеля с сопровож¬дающим массивом комментариев (истина знания) — с другой.

Фено¬мен веры оказывается практически выведенным за пределы процесса бо-гопознания. Вечная истина уже представлена в текстах — нужно лишь ин¬терпретировать, раскрыть герметич¬ный текст, сделать явленным его содержание, что осуществимо на ос¬нове чисто логических процедур. В этой системе отсчета вера как принципиально алогичный, не раци¬онализируемый и не могущий быть формализованным в тексте феномен фактически не дается схоластике в качест¬ве объекта.

Парадокс и трагедия схоластики заключается в том, что признание этого обстоятельства столь же губи¬тельно для нее, как и его отрицание. На протяжении всей своей ис¬тории схоластика подвергалась нападкам со стороны поборников "чистой веры" (Лафранк, Бернар Клервоский), и на протяжении всей ее истории каждая усмотренная в ее разнообразии ересь были ни чем иным, как чуть боле сильным или — чаще! — чуть более явным креном в рационализм.

Так, например, Уильям Оккам, высказы¬вавший в духе номиналистической критики реализма четкие логико-рациональные требования к теоре¬тическому рассуждению (извест¬ный принцип "бритвы Оккама": не множь сущности сверх необходи¬мого) приходит на этом основании к выводу о противоразумности дог¬матов. За что и был привлечен к суду папской курии по обвинению в ереси, четыре года провел в заточении в Авиньоне. Оккамизм, распространивший требова¬ния логической безупречности на канонические доказательства

бытия Божиего (в частности, телеологичес¬кое и космологическое), неоднократ¬но осуждался папством (1339, 1340, 1346, 1474). Таким образом, не одо¬бряя "книжников", христианство породило традицию книжной учено¬сти, спохватившись лишь в 13 в. — в лице Франциска Ассизского, вновь выступившего против книжников, живущих ради книжной мудрости, а не любви Божией. Неспроста Эко задает монастырское пространство как пространство "людей, живущих среди книг, в книгах, ради

книг". Для христианского средневековья в целом характерен образ мира как книги Божией, общая напряженная семиотизация мировосприятия: Бо¬жественные знаки, знамения, пред¬знаменования. Описанная ситуация дает основания для сформулированной в рамках неотомизма идеи, что хрис¬тианской философии как таковой никогда не существовало, что само понятие христианской философии является внутренне противоречи¬вым,

ибо его объем и содержание принципиально несопоставимы. Правомерно говорить лишь о филосо¬фах-христианах. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Относительно роли и места схоластики в традиции европейской ментальности можно сказать, что схоластика в полной мере заслуживает право на аполо¬гию ее как культурного феномена. От эпохи Возрождения, выступив¬шего с резкой критикой медиевальных традиций, само слово "схоластика"

стало использоваться в качестве инвекти¬вы, приобретя значение пустого ум¬ствования, бессодержательной сло¬весной игры. Западная классическая культура не¬мыслима вне схоластического средневековья. По меньшей мере, по трем причинам: во-первых, благодаря схоластике в истории европейской культуры не "прервалась связь времен". Именно она явилась звеном преемственности, сохранив и транслировав в медиевальной культуре на фоне аксиологически акцентированного иррацио¬нализма интеллектуальные навыки

рационального мышления и многие аспекты содержания античного фи¬лософского наследия. Во-вторых, за¬данная схоластикой традиция понимания шко¬лы, канона как ценности явилась необходимым противовесом (векто¬ром здорового консерватизма и эво¬люционизма) для новоевропейской установки на тотальную оригиналь¬ность и безудержное ниспровергание основ. В-третьих, схоластика внесла серьез¬ный содержательный вклад в разви¬тие европейской интеллектуальной

традиции как в области логики (ста¬новление европейского стиля мыш¬ления), так и содержательно. Вплоть до эпохи Просвещения и немецкой философской классики философия пользовалась категориальным ап¬паратом, во многом разработанным именно в рамках и усилиями схоластики, многие схоластические термины во¬шли в обиход в неклассических формах современного философство¬вания, как, например, понятие интенциональности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богута И.И. «История философии в кратком изложении». –

М.: Мысль, 1991 590с. 2. Голобоков В.Г. «Краткая история философии». – М.:ООО «Изд. «Олимп»: ООО «Изд. АСТ», 2002 560с. 3. Грицанов А.А. «Всемирная энциклопедия: Философия». – М.:АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001 1312с. 4. Пивоев В.М. «История философии». – СПб.: Изд. «Лань»,

2002 352с. 5. Соколов В.В. «Европейская философия XV-XVII веков». – М.: Высш. шк 1996 400с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деятельность как многомерная единица
Реферат Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности зернового производства в СПК
Реферат Недействительные гражданско-правовые сделки. Время отдыха
Реферат О некоторых свойствах линейных циклических кодов. Проблемы передачи информации
Реферат Exploration Christopher Columbus
Реферат Macbeth Essay Research Paper Scene IThe play
Реферат Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале Opportunities
Реферат Личные права и свободы
Реферат Организация перевозок грузов
Реферат Рынок труда и проблемы формирования социально экономической модели занятости в Республике Казахстан
Реферат Программная система для e-обучения и контроля знаний при помощи закрытых тестов
Реферат Структура готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования
Реферат Низшие Ракообразные
Реферат Экспертиза процесса изготовления изделий машиностроительного производства
Реферат Анри Барбюс