Реферат по предмету "Банковское дело"


Страхование как фактор инновационного развития России

Курсовая работа
Тема: «Страхованиекак фактор инновационного развития России»
Дисциплина: «Страхование в России»
Автор: Грушкин Денис Евгеньевич
Российский Университет Кооперации
Волгоградский Кооперативный институт
Специальность: Финансы и кредит
Научный руководитель: Рублева Елена Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Российский Университет Кооперации
Волгоградский Кооперативный институт.
2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава 1. Инновационная экономика как стратегическое направлениеразвития России
1.1 Сущность и необходимость инновационного развития
1.2 Основные направления развития инновационной экономики России
2. Повышение надежности работы страховых организаций
2.1 Государственный контроль над страховой деятельности
2.2 Повышение уровня финансовой устойчивости и платежеспособностистраховых компаний
3. Повышение степени участия страховых организаций в инновационномразвитии России
3.1 Замена лицензирования страхованием
3.2 Страхование инновационных рисков
3.3 Страхование экологических рисков
Заключение
Список литературы

Введение
 
Актуальность темы исследования. В процессе своей жизнедеятельностичеловек прошел огромный путь от изобретения колеса до полета в космос исоздания нано технологий. И теперь, когда мы не можем представить свою жизньбез современных технологий, когда лидерами мировой экономики становятся страны,выбравшие инновационный путь развития, и обладающие передовыми инновационнымтехнологиями, для нашей страны становиться важно выйти в лидеры среди стран синновационной экономикой. Ведь инновационная экономика это не тольковысокорентабельные предприятия, прежде всего инновационная экономикахарактеризуется высоким качеством медицинских услуг (поскольку будутразрабатываться новейшие аппараты и передовые технологии лечения различныхзаболеваний), высоким уровнем образования, развитой системой ЖКХ. Поэтому переходк инновационному пути развития важен для каждого отдельно взятого человека,поскольку инновационная экономика способствует росту уровня жизни населения.
К справедливости стоит отметить, что многие монументальные трудывыдающихся Российских авторов посвящены рассмотрению различных путейинновационного развития. Но, несмотря на это недостаточно рассмотрены факторы,которые могут поспособствовать развитию инновационной экономики России.Безусловно, одним из таких факторов является страховой рынок. Но, к сожалению,лишь немногие авторы уделили внимание данной тематике, в связи, с чем возникаетнеобходимость рассмотрения страхования как фактора инновационного развития РФ.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена, с однойстороны, потребностями инновационной экономики в факторах способствующих ееразвитию, а с другой – недостаточной теоретической проработкой возможностиучастия страхования в развитии инновационной экономики.
Предметом исследования являются отношения между страховымиорганизациями, государством и инновационными предприятиями.
Объектом исследования выступает процесс становления инновационнойэкономики в РФ.
Степень разработанности проблемы. В последнее время в специальнойнаучной литературе и периодической печати появилось достаточно много статей ипубликаций на тему перехода России на инновационный путь развития. Средиисследований посвященных теоретическим аспектам инновационного развития,заслуживают внимания работы С. Глазьева, А. Цыганова, Г. Насырова, Л. Новикова.
Учитывая вышесказанное, автор поставил следующую цель своегоисследования: рассмотрение теоретических основ развития инновационной экономикии участие в этом развитии страховых организаций.
Данная цель для своей реализации потребовала решения следующихзадач:
1.  Рассмотреть необходимость и наметить возможные пути инновационногоразвития;
2.  Показать важность и степень государственного контроля надстраховой деятельностью в связи с участием страховых организаций винновационном развитии;
3.  Рассмотреть финансовую устойчивость страхователей и внестипредложения по ее увеличению;
4.  Обобщить ранее полученные знания и рассмотреть возможность и путиповышения роли страховых организаций в инновационном развитии России.
Теоретическая, методологическая и информационная основы научнойработы. В своем исследовании автор руководствовался исторической и национальнойуникальностью РФ, степенью ее инновационного развития, уровнем развитостистрахового рынка. Теоретической базой послужили труды Российских ученных вобласти инновационного развития экономики и возможности участия страховщиков вэтом развитии экономики. Информационной базой послужили материалыстатистических сборников, периодической печати и результаты социологическихисследований.
Работа состоит из введения трех глав и заключения.

1.  ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАКСТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ
 
1.1 Сущность и необходимостьинновационного развития
Инновации – это нововведения в области техники, технологии,организации труда или управления, основанные на использовании достижений наукии передового опыта. Инновационное развитие — это деятельность, направленная наиспользование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработокдля расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемойпродукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления споследующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежномрынках. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом иуровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и ихприменения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Инновация характеризуетсяболее высоким научно-техническим уровнем, новыми потребительскими качествамипродукта и услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие “инновация”применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной,финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах. Онораспространяется на новый продукт или услугу, способ их производства. Оно болееширокое, чем понятие “новая техника”, так как последнее применяется только вотношении орудий труда, новых материалов, реагентов и прочих механизмов иинструмента, используемых в производстве. Однако инновация – это не простообъект, внедрённый в производство, а успешно внедрённый и приносящий прибыль.Инновации – это одновременное проявление двух миров – мира техники и мирабизнеса. Когда изменения происходят только на уровне технологии – этоизобретения, когда к изменениям подключается бизнес, они становятсяинновациями.
Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы,продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как илюбого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форморганизации инновационных процессов определяют три фактора:
• состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация,тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно регулированияи т. д.);
• состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличиелидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые иматериально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаясяорганизационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешнейсредой и т.д.);
• специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
Широкое толкование инновационной деятельности, охватывает все, чтопонимается под научно-техническим прогрессом. Однако при этом происходитсмешение научных и инновационных приоритетов, порождая ложные представления ободинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное илиинновационное развитие. Научно-технический прогресс разделяют условно на двеглавные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие: научно-техническихдостижений и производственно-технических достижений.
В первом случае результатами научно-технического прогрессаявляются научные достижения − новые знания, новые научно-техническиеидеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологическихпринципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являютсяпроизводственно-технические достижения — инновации, создание которых предполагает:
·  профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатовнаучно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем,машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства ит.п.;
·  практическую реализацию созданных результатовпроизводственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо черезмеханизм “заказ – исполнение”;
·  обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданногоинновационного продукта;
·  исследование и получение новых научно-технических достижений (еслитаковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации, востребованныхрынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленныминаучно-техническими достижениями).
Если говорить о состоянии наукоемких отраслей в России, то наша страна,несмотря на переживаемые трудности, пока еще сохраняет передовые позиции поряду наукоемких областей. Об этом свидетельствует то, что она входит в числомировых лидеров в ракетно-космической области, участвует в международныхкосмических программах, поддерживает научную инфраструктуру для созданияавиационно-космической продукции (наряду с США и объединенной Европой), а такжеконкурентоспособность военной авиации. Сохранены ядерные технологии,обеспечивающие проведение политики ядерного сдерживания в военной области иразвитие атомной энергетики. Достаточно прочные позиции Россия занимает вобласти оптоэлектронных и лазерных технологий, поддерживает мировой уровеньвоенной (в первую очередь – высокочастотной) радиоэлектроники. Высокиедостижения имеются в области базовых технологий спецхимии и энергонасыщенныхматериалов для создания продуктов с параметрами, превышающими мировой уровень.В России успешно ведутся технологические разработки новых материалов (особенновысокопрочных, композиционных и высокотемпературных материалов), обеспечивающихвозможность создания новых изделий с высоким комплексом заданных свойств,лидерство в титановом производстве. Мировому уровню соответствуют системыматематического моделирования, получены впечатляющие результаты в бесклеточнойбиотехнологии производства белка. Вместе с тем существует достаточно глубокоеотставание России по ряду технологических направлений, к которым, прежде всего,следует отнести информационные технологии, микронаноэлектронные технологии,технологии энергетики и энергосбережения, а также технологии обеспеченияэкологической безопасности. К тому же в России пока еще недостаточен опытинновационной деятельности промышленных организаций в условиях рыночных отношений.Поэтому сегодня крайне важно, изучая и используя опыт стран с развитой рыночнойэкономикой, разрабатывать собственные научно-практические рекомендации дляорганизации менеджмента инновационной деятельности в отдельной организации иэкономике страны в целом.
1.2 Основные направленияразвития инновационной экономики России
 
Одним из тех, кто первый заявил о необходимости перехода кинновационному пути развития, был Президент РФ Д. А. Медведев на заседаниипрезидиума Государственного совета “О развитии инновационной системы РоссийскойФедерации”. По его словам “успех на этом направлении для нас имеет ключевоезначение. По сути, это решающее условие для долгосрочного роста нашейэкономики, но с ростом связан и ощутимый рост качества жизни наших людей ”. [31]
И действительно, современный экономический рост характеризуетсяведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализации основныхфакторов производства, присущих именно инновационной экономике. На долю новыхзнаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров,организации производства в развитых странах приходится от 70 до 80% приростаВВП. Так же для современного экономического роста характерен переход кнепрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведениенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) занимаетвсе больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы наприобретения оборудования и строительство. Постоянно растет доля расходов нанауку и социально-экономическое развитие в ВВП развитых стран. ИнтенсивностьНИОКР и качество человеческого потенциала определяет сегодня возможности иуровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренциивыигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия длянаучно-технического прогресса и развития инновационной экономики.
Но для развития инновационной экономики необходимо решить рядзадач. Во-первых, необходимо создание системной государственной политики,направленной на развитие наукоемкой отрасли, которая в течении уже полуторадесятилетий, прошедших после перехода от директивного планирования       крыночной экономике фактически отсутствовало. Чтобы ее создать и правильносориентировать, необходимо четкое понимание, с одной стороны закономерностей современногоэкономического роста, и с другой стороны, сравнительных национальныхпреимуществ, использование которых должно лечь в основу политики развития.
Во-вторых, необходимо резкое наращивание инвестиционной иинновационной активности. Для реальной модернизации экономики отечественныеинвестиции в течение 15 лет должны расти на 18 % к предшествующему году. Пооценкам С. Ю. Глазьева объем производственных инвестиций должен быть увеличенвдвое, а НИОКР впятеро. Сделать это надо в ближайшие время, поскольку вследствиеизноса производственных фондов, большая их часть может выбыть уже до концатекущего десятилетия. [6]
После того, как перед Российской экономикой была поставлена задачаперехода на инновационный путь развития, актуальной стала задача выбора приоритетныхнаправлений инновационного развития. Среди таких направлений можно выделить:освоение современных информационных технологий; развитие биотехнологий, вособенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологическихисследований; развитие нанотехнологий; развитие лазерных технологий; обновлениепарка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины;комплексное развитие ракетно-космической промышленности; обновлениеоборудования электростанций, износ которого приближается к критическимпределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомныхстанций; развитие технологий переработки и использования природного газа;развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшитьскорость и надежность комбинированных перевозок; развитие жилищногостроительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковойи оптоволоконной связи; применение технологий регенерации тканей, в том числе сиспользованием стволовых клеток, в медицине; оздоровление окружающей среды наоснове современных экологически чистых технологий.
Но, к сожалению, имеющиеся механизмы инвестиционной деятельностинеспособны решить эту задачу, а сложившаяся в России модель инвестированияхарактеризуется маломощностью, неэффективностью и примитивностью. Ни фондовыйрынок, ни банковская система не выполняют своих функций по аккумулированиюсбережений и их трансформации в инвестиции. Главными инвесторами являются самипроизводственные предприятия, на долю которых приходится более 60% всего объёмаинвестиций, а государство практически прекратило поддерживать инвестиционные проекты.Изменению данной ситуации может способствовать ряд мер, которые может принятьгосударство для поддержки инновационной сферы. К их числу относятся:
· Смешанное и прямое бюджетное финансирование инновационных проектов
·  Бюджетное кредитование инновационных проектов
· Практика налоговых льгот и стимулирование инновационных проектов
· Формирование государственной системы страхования инновационныхрисков для малых и средних фирм
· Создание крупных федеральных программ инновационного характера,охватывающего весь комплекс мер, необходимых для стимуляции и развитияинновационного бизнеса.
Схема 1. Меры необходимые для создания инновационной экономики.(Разработано автором)
/>


Также одной из главных задач становится обучение высококвалифицированныхспециалистов. Ведь в условиях развития инновационной деятельности (в обществе синновационной экономикой) совершенно меняется отношение к главнойпроизводительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального,высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов винновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. И потомусовременная концепция подготовки кадров должна содержать много нового, в центревнимания должно находиться становление, развитие и способность к самореализациитворческой, креативной личности. Сегодня как никогда востребованы специалисты спостоянной нацеленностью на инициативу, на генерацию перспективныхнаучно-технических нововведений, на изыскание путей и методов их практическойреализации в инновациях, а также высококвалифицированные,высокоинтеллектуальные специалисты, системные менеджеры инновационногопроцесса. Их надо искать и находить, заботливо учить буквально с первых шаговбережно вести по жизненному пути. Следует совершенствовать систему непрерывногообучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в системупроизводства инновационной продукции. Пора перестать рассматривать подготовкукадров, укрепление их творческого потенциала как издержки производства, арассматривать её как долгосрочные инвестиции в устойчивое развитие предприятия,организации, региона, всей страны. Но обучить специалистов еще недостаточно,одной из главных задач является привлечение их к научным работам на территорииРоссийской федерации, поскольку много наших одаренных специалистов работаетзарубежом на благо других стран.

2. ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ СТРАХОВЫХОРГАНИЗАЦИЙ
 
2.1Государственный контроль над страховой деятельности
Для того чтобы страхование стало весомымфактором развития инновационной экономики, ему должно быть присуще такоекачество как надежность. Надежность важна, прежде всего, для потребителейстраховых услуг, которые должны быть уверены в том, что страховые компаниивыполнят свои обязательства в любом случае (в том числе и банкротстве). Этоважно для всех предприятий, но в большей степени для организаций, работающих винновационной сфере. Поскольку эта область экономики и так подвержена огромномуколичеству рисков, то возможность неполучения страховых выплат простонеприемлема и в некоторых случаях может привести к банкротству. Гарантомнадежности страховых компаний должно выступать государство. В связи с этимпредлагается рассмотреть формы и методы государственного регулированиястраховой деятельности.
Каждая отрасль обладает своимиособенными характеристиками, параметрами, которые в значительной степениотражаются как на целевых установках процесса государственного регулирования,так и на выборе и степени активности использования определенных форм иинструментов. В нашем случае определение форм, инструментария государственногорегулирования осуществляется применительно к страховой деятельности.Существенная специфика страхования как сферы предпринимательства, а такжеособенности российской практики, безусловно, накладывают свой отпечаток насодержание и формы государственного регулирования.
Так, к примеру, в современных условияхсреди методов государственного регулирования страховой деятельности все большеезначение приобретают косвенные. Суть этих методов при всем их многообразиисостоит в том, что государство различными способами экономического воздействиярегулирует страховую деятельность. К таким методам, в частности, относятся:формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг;организация и защита добросовестной конкуренции на страховом рынке; созданиеинфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в областистрахования; регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиковс преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке;создание благоприятных условий для инвестирования страховщиками своих резервови других средств; принятии законов и другихнормативных актов в области страхования; контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов идругих нормативных актов; регулированиифинансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховыхуслуг; контроле за уплатой субъектамистрахового рынка налогов и сборов; наложениисанкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленныетребования.
Кроме косвенных методоврегулирования страховой деятельности, так же выделяют и прямые. Различие междупрямым (административными) и косвенным (экономическими) методамигосударственного регулирования, состоит втом, что при использовании последнеговоздействие оказывается на окружение, а не на объект регулирования, то естьвоздействие оказывается опосредованное. Тем самым создаются благоприятные условия для развития какого-либо явления или наоборот — ограничивающие егодействие. Иными словами, косвенныеметоды — это методы стимулирования. Например, налоговое регулирование. Прямые методы характеризуются большейстепенью директивности. Прямоегосударственное воздействие осуществляется путем непосредственного«учреждения» определенного института, внедрения нормы, правила. Созданный таким образом институтпо своему содержанию может бытьэкономическим явлением, хотя по форме реализации является правовым. В качестве такого образца может рассматриваться обязательное страхование. Вместе с тем, косвенные методы также могут быть основаны на административно-правовыхактах. Таким образом, среди методов прямого государственного воздействия в отношении регулирования страховой деятельности можновыделить следующие:
♦  Государственное хозяйственное управление(экономическое администрирование).
♦  Административно-правовое регулирование(институциональное).
♦  Стратегическое и тактическое программирование и планирование.
♦  Регулирование финансовой деятельности(финансовое регулирование).
Государственноехозяйственное управление, или экономическое администрирование является одним из экономических методов прямого государственного регулирования. В основномоно представляет собойнепосредственное, самое активное участие государства в экономической жизни общества. В рамках этогометода государство через свои уполномоченные органы выступает участником хозяйственных процессов. Институциональное илиадминистративно-правовоерегулирование состоит в установлении определенных условий функционирования хозяйствующих субъектов,«правил игры» на страховом рынке. Это так называемое государственноевмешательство, задающееправовые рамки для экономических агентов на специализированных рынках.Посредством стратегического и тактического программирования и планированиягосударство определяет траекторию развития какэкономической системы в целом, так и отдельных подсистем. Это нежесткий методконтролирующего государственногорегулирования развития отрасли. Особое место в государственномрегулировании занимают вопросы финансовой деятельности страховых организаций.Выделение специального методагосударственного регулирования финансовой деятельности вызвано особой ограниченностью предметарегулирования — финансовых аспектовдеятельности хозяйствующих субъектов. Финансовым регулированием этот методможно назвать только при наличииопределенных допущений: спектр вопросов, подлежащих государственному регулированию, находится в рамкахфункционирования финансовой микросистемы страховой компании. Введение такого ограничения объясняется существованием иныхфинансовых аспектов, выходящих за пределы данного метода как способа регулирования. В частности, государственноефинансирование, представляющее собой один из моментов непосредственногогосударственного участия. А такжерегулирование деятельности иных субъектовфинансовых отношений — банков, инвестиционных компаний и т.д. Эти аспекты регулирования объединены в методденежно-кредитного регулирования,составляющий вкупе с регулированием финансовойдеятельности в части налогового регулирования косвенные методырегулирования.
В отличие отпрямых методов, методы косвенного государственного регулирования страхования опираются исключительно на финансово-экономические рычаги, определяютрыночные (межотраслевые), правилаигры, управляют экономическими интересами хозяйствующих субъектов различных отраслей:
♦  Регулирование финансовой деятельности (в части налоговогорегулирования).
♦  Денежно-кредитное регулирование.
Косвенные методырегулирования страховой деятельности реализуются только через использование экономических мер. В свою очередь, методы прямого воздействия предполагаютприменение как административного, так и экономического влияния. Однако это не означает, что прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора рыночныхрегуляторов. Косвенные методыгосударственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Регулирование, в какой бы форме ниосуществлялось, не может бытьреализовано без установления определенных ограничений — административных или экономических.Административно-правовое воздействие,или институциональное регулирование направлено, прежде всего, на установление и надзор за соблюдениемправил поведения всех участников страхового рынка.Особенностью административногорегулирования является то, что оно не связано с созданием дополнительныхматериальных стимулов для их реализации. Экономическое воздействие, объединяющее косвенные и прямые методы, основанона использовании инструментов денежно-кредитной политики, бюджетно-налоговойсистемы, прогнозирования, программирования,таможенной политики. Они характеризуются большей результативностью иэффективностью по сравнению с административными, так как мотивация возникает неизвне, а непосредственно внутри хозяйственнойдеятельности.
Но для болеедетального исследования механизмагосударственного регулирования страховой деятельности следует подробноостановиться на формах регулирования. Формыгосударственного регулирования страхования должны характеризоваться достаточной степенью детализации и вто же время обладать определеннойкомплексностью. В основе выделения самостоятельной формы государственного регулирования могут бытьиспользованы критериипринадлежности формы к определенному субъекту регулирования, сфера регулирования, сферадеятельности и т.д. Поэтому к формамгосударственного регулирования страховой деятельности следует отнести:
♦  Страховой надзор;
♦  Лицензирование (квотирование);
♦  Обязательное страхование;
♦  Налогообложение;
♦  Контроль над платежеспособностью;
♦  Контроль над инвестиционной деятельностью;
♦  Контроль над ценообразованием;
♦  Государственное предпринимательство;
♦  Государственная контрактация;
♦  Государственное финансирование;
♦  Антимонопольное регулирование;
♦  Государственное программирование;
♦  Государственное планирование и прогнозирование;
♦   Регулирование ставки рефинансирования;
♦  Валютное регулирование.
 
Формы, методы иинструменты государственного регулирования страховой деятельности [11]Методы Формы Инструменты
Прямое
регулирование
Государственное
хозяйственное
управление Государственное предпринимательство Государственная страховая организация, тендер, аккредитация, контракт Государственная контрактация Государственное финансирование Дотация, субсидия Антимонопольное регулирование Тариф, квота, ограничения
Административно-
правовое
регулирование Страховой надзор Регистрация, лицензирование, нормативы, штрафы и т. д. Лицензирование Обязательное страхование
Программирование
и планирование Программирование Программы, перспективные и текущие индикативные планы Планирование и прогнозирование
Регулирование
финансовой
деятельности Контроль над платежеспособностью Нормативы, лимиты, тарифы, налоги, ставки. Контроль над инвестиционной деятельностью. Контроль над ценообразованием Налогообложение
Косвенное
регулирование
Денежно-
кредитное
регулирование Регулирование ставки рефинансирования Ставка процента Валютное регулирование Курс, котировки, паритет, аукцион

Под страховым надзоромподразумевается деятельность данного регулирующего субъекта в части собственностраховых операций, а именно соблюдение общегражданского и страховогозаконодательства, условий, правил страхования, кроме вопросов допуска косуществлению страховой деятельности. Лицензирование, это форма контроля,включающая и специализированный контроль, и общий предпринимательский контроль,связанная с государственной регистрацией хозяйствующего субъекта. Обязательноестрахование можно рассматривать и как государственную формализациюопределенного вида страховой деятельности, и как обеспечение защиты особоопасных и социальных рисков. Такие формы государственного регулирования, какналогообложение, антимонопольное регулирование, государственноепрограммирование и прогнозирование, валютное регулирование, существеннойотраслевой специфики не имеют и, как правило, обладают самостоятельностьювследствие специфичности сферы регулирования. Неоспоримой особенностью обладаюттакие сферы, как инвестиционная деятельность, ценообразование. Они являются восновном прерогативой органов страхового надзора ввиду особой значимости длядеятельности страховых организаций и для контрагентов, а также для регулирующихсубъектов, а потому определены в отдельные формы государственногорегулирования. Государственное предпринимательство не может рассматриватьсяизолированно от других форм регулирования, так как в основе заложенофункционирование государственных субъектов хозяйствования. С одной стороны,обеспечивается гарантированная страховая защита особых рисков, с другой —оказывается стимулирующее воздействие на состояние страхового рынка.Государственная контрактация и государственное финансирование между собойсвязаны, но все, же это различные формы регулирования. Государственноефинансирование может осуществляться через государственную контрактацию, номожет представлять собой участие государства в убытках. Например, существуетпрактика государственного погашения долгов (страховых обязательств)обанкротившихся страховых компаний. Кроме того, в рамках обязательногомедицинского страхования государство обеспечивает страховую защиту определенныхкатегорий граждан, что по существу означает «финансирование»(дотирование). В то время как контрактацияозначает заключение соглашения, одной из сторон которого является государство. Демонстрацией такой формыможет служить любой договорстрахования с государственной структурой (предполагается бюджетной).
Таким образом,обладая самостоятельностью, каждая из перечисленных форм основана наиспользовании определенных инструментов, посредством которых и достигаетсякомплексность формы государственногорегулирования. Действие того или иного инструмента требует отдельного изучения, поскольку зависитот многих факторов, в том числе и от исторических, национальных,институциональных и прочихусловий. Кроме того весьма специфичен и эффект от действия определенного инструмента или формырегулирования.
2.2Повышение уровня финансовой устойчивости и платежеспособности страховыхкомпаний
Чтобы страховые компании могли являтьсяполноправными участниками экономических отношений они должны удовлетворятьтребованиям финансовой устойчивости. Это проблема является еще более актуальной,если рассматривать страховые компании как фактор инновационного развития.Поскольку помощь инновационным предприятиям должны оказывать только финансовоустойчивые компании с высоким уровнем платежеспособности, способные в любойситуации ответить по своим обязательствам. Одной из главных причин, из-закоторых страховой рынок развивается не так быстро как хотелось бы, и незанимает более весомое место в экономики страны, является недоверие к страховымкомпаниям со стороны страхователей и их низкая страховая активность и культура.Это обусловлено многими факторами, один из которых неэффективная экономическаяполитика некоторых страховых компаний, и невыполнение ими своих обязательствперед страхователями. Для решения этой проблемы необходимо повышать уровеньфинансовой устойчивости и платежеспособности страхователей. Финансовуюустойчивость и платежеспособность страховых компаний, необходимо рассматривать,учитывая специфику их деятельности, поскольку экономические основы деятельностистраховой организаций отличаются от других видов деятельности в условиях рынка.Отличия касаются, прежде всего, вопросов формирования финансового потенциала иподдержания финансовой устойчивости страховщика. Основные источникиформирования финансового потенциала страховой компании:
• оплаченный уставный капитал;
• страховые взносы (премии) клиентов;
• доходы от инвестиционной деятельности;
Уставный капитал обеспечивает финансовую устойчивость компании намомент ее создания и на начальный период деятельности, когда объем поступленийстраховых премий невелик. Минимальный размер уставного капитала определяетсядействующим законодательством и учредительными документами компании. Он можетбыть использован как для обеспечения уставной деятельности, так и для покрытиярасходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов истраховых поступлений. В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об организациистрахового дела в Российской Федерации» минимальный размер оплаченногоуставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическимлицом документов для получения лицензии на проведение видов страхования иных,чем страхование жизни, должен составлять не менее 30 миллионов рублей, припроведении страхования жизни – не менее 60 миллионов рублей, при проведенииисключительно перестрахования – не менее 120 миллионов рублей. Уставный капиталстраховой компании – составная часть ее собственного капитала. Для определенияроли собственного капитала страховой компании в обеспечении ее финансовойустойчивости рассмотрим структуру бухгалтерского баланса. В бухгалтерскомбалансе отражаются состояние средств предприятия и источники их формирования наконкретную дату: в активе – средства предприятия, в пассиве – источники ихформирования. В состав активов включаются имущество страховой компании, в томчисле основные средства, материальные ценности, денежные средства и затраты,отражаемые во втором разделе актива баланса, а также финансовые вложения.Анализ структуры активов позволяет выявить динамику развития страховойорганизации в целом. Прирост активов может свидетельствовать о росте деловойактивности компании, однако только этого недостаточно, необходим болееуглубленный анализ с учетом структуры активов. Следует обратить внимание навеличину дебиторской задолженности компании. Если анализ деятельностистраховщика за несколько периодов (например, кварталов) показал, чтодебиторская задолженность имеет тенденцию к росту, то это можетсвидетельствовать как о неудовлетворительном состоянии внутреннего контроля надрасчетами (со страхователями и прочими дебиторами), так и об увеличении сборапремий. Если прирост активов обеспечивается именно за счет собранной премии, томожно сделать вывод, что деятельность компании эффективна. В активе балансапоказываются и финансовые вложения страховщика — как краткосрочные, так идолгосрочные. При прочих положительных показателях его деятельности рост доливложений можно рассматривать как фактор, обеспечивающий регулярный доходстраховой компании (естественно, при условии эффективной инвестиционной политики).Оценивая структуру актива баланса страховщика, нельзя забывать о том, чтопомимо имущества и денежных средств в активе находятся и убытки. Следует такжеобратить внимание и на состав активов страховщика. В нестабильной экономическойситуации их стоимость может резко понизиться, поэтому при покупке полисадолгосрочного страхования страхователь заинтересован не только в надежностистраховщика на настоящий момент, но и в прогнозах на будущее. Пассив балансасостоит из собственного и заемного капитала. Заемный капитал представляет собойобязательства страховой компании, которые включают: страховые резервы; кредитыбанков; заемные средства; привлеченные средства; арендные обязательства;резервы предстоящих платежей и расходов; расчетные обязательства по перестраховочнымоперациям; прочая кредиторская задолженность. Страховая деятельностьобусловливает наличие значительной доли заемных средств в структуре пассивов.Чем больше величина заемных средств, тем шире возможности для полученияприбыли, но и тем выше степень риска от невыполнения обязательств передкредиторами, к группе которых и относятся страхователи. Для оценкиплатежеспособности страховой компании величина собственного капитала должнапревышать объем ее обязательств, т.е. собственный капитал должен быть большезаемного. Структуру собственного капитала можно представить следующим образом:
• оплаченный уставный капитал;
• добавочный капитал;
• резервный капитал;
• фонды потребления;
• фонды накопления;
• нераспределенная прибыль.
Собственный капитал – это часть чистых активов страховой компании,которая является ее собственностью. При анализе платежеспособности в страховойпрактике используется понятие свободных активов – имущество страховой компании(основные средства, материальные ценности, денежные средства, финансовыевложения), свободное от любых обязательств (за исключением прав требованийучредителей). Величина свободных активов – показатель, позволяющий оценить,сколько обязательств может принять на себя страховая компания без какого-либоущерба для своей финансовой устойчивости. Следовательно, чем больше свободныхактивов, тем организация более устойчива к изменениям финансовых обстоятельстви платежеспособна. Страховые взносы (премии), уплачиваемые клиентами – основнойисточник формирования страхового фонда компании, предназначенного обеспечитьстраховую защиту страхователей и застрахованных лиц, а также возмещениерасходов страховщика. Основная задача страхового фонда состоит в том, чтобыобеспечить страховую защиту страхователей и застрахованных лиц, а такжеобеспечить возмещение расходов страховщика. Страховой фонд создается в процессеформирования страхового портфеля. Страховой портфель – это совокупностьзаключенных договоров страхования, характеризующихся определенной страховойсуммой. Он, по сути, является отражением обязательств страховщика передстрахователями. Создание устойчивого страхового портфеля выступает одной изважных целей страховой компании. Степень ответственности страховщика попринятым на себя договорам страхования должна соответствовать его финансовымвозможностям. Для обеспечения финансовой устойчивости компании целесообразносоздать страховой портфель с большим числом страховых договоров и невысокойстепенью ответственности. Выплаты страхового возмещения по договорам страхованияне должны отражаться на финансовом положении страховщика. Количествозаключенных страховщиком договоров страхования не всегда свидетельствует обустойчивом финансовом положении. Значительное число клиентов, которого несложнодостичь, например, предложив более низкие тарифы по сравнению с конкурентами,предлагающими аналогичные страховые услуги, еще не является показателемнадежности компании:
1.  во-первых, большой страховой портфель означает высокую суммуобязательств, а низкие страховые тарифы могут привести к тому, что собранныхсредств впоследствии может не хватить для выплат страхователям по договорам;
2.  во-вторых, большая сумма обязательств может означать, чтостраховщику для получения дополнительных средств придется инвестироватьвременно свободные средства в рисковые объекты. Страхователь должен знать отом, что высокодоходные финансовые вложения зачастую означают и высокий риск.Кроме того, если страховщик в основном осуществляет краткосрочное страхование,то к его инвестициям предъявляется дополнительное требование – высокаяликвидность вложений. При необходимости страховщик должен иметь возможность закороткое время реализовать активы для выполнения своих обязательств передстрахователями.
Качество страхового портфеля – один из показателей, который нельзяигнорировать при оценке финансовых возможностей страховщика. Разнородностьрисков при небольшой величине страхового портфеля может привести кнепредсказуемости результатов из-за невозможности использовать в расчетахстатистические закономерности, на основании которых и осуществляются актуарныерасчеты. Причиной финансовой неустойчивости может также стать принятиестраховщиком на себя большого числа однородных рисков на ограниченном страховомполе. Показатели собранной страховой премии необходимо оценивать в динамике посравнению с предыдущими периодами деятельности компании. В целом, чем большепремий собирает страховая компания, тем больше она имеет клиентов. Если этотпоказатель чрезмерно высок, то необходимо удостовериться, принимает ли страховщикмеры по поддержанию своей финансовой устойчивости, т.е. передает ли он частьпремий в перестрахование. Если в страховой компании наблюдается тенденция кснижению темпа роста премий, то целесообразно выяснить причину этого (например,изменение поля деятельности и постепенное прекращение операций по данному видустрахования). Чтобы оградить себя от финансовых затруднений, страховые компанииприбегают к помощи перестраховщиков. Страховщик определяет лимит собственногоудержания для определенных групп рисков в соответствии со своими финансовымивозможностями. Часть риска, превышающую собственное удержание, страховаякомпания обязана передать в перестрахование. В результате принятия на себябольшого числа одинаковых мелких рисков страховая компания может оказаться вситуации, когда при чрезвычайных обстоятельствах все эти риски реализуютсяодновременно, т.е. происходит их кумуляция. Мелкие риски превращаются в одинкрупный, что приводит к возникновению больших убытков. В страховой практикекумуляция зачастую становится причиной банкротства страховщика, поскольку вэтом случае для покрытия расходов требуется не только использовать всестраховые резервы, но и собственный капитал.
Передача части рисков в перестрахование позволяет решить рядважных проблем:
• стабилизация результатов деятельности страховщика запродолжительный период в случае отрицательных результатов по всему страховомупортфелю в течение всего года;
• расширение масштаба деятельности (принятие на себя большогочисла рисков) и повышение конкурентоспособности;
• защита собственных активов при неблагоприятных обстоятельствах.
Однако при этом страховая организация должна оценить экономическуюэффективность данного решения. Специфической чертой процесса страхованияявляется то, что в распоряжении страховщика в течение определенного сроканаходятся временно свободные от обязательств средства, которые могут бытьразмещены в инвестиции в целях получения дохода (ценные бумаги, недвижимость идругие объекты вложений). С момента поступления страховых взносов до выплатывозмещения проходит определенный период, который обусловливается срокомдействия договора страхования. Страховые организации могут инвестировать каксобственные средства, так и страховые резервы. Инвестиционный доход –дополнительный источник прибыли страховщика, кроме прибыли от проведениястраховых операций. В результате прибыльной инвестиционной деятельностиснижается ставка дохода, закладываемая в структуру тарифной ставки, и,следовательно, уменьшается тариф на эту сумму, в чем в равной степенизаинтересованы как страховщики, так и страхователи. От эффективности инадежности размещения временно свободных средств зависит не только доходстраховщика, но и его платежеспособность, т.е. возможность выплаты по всемсвоим обязательствам. В связи с этим размещение страховых резервов находитсяпод жестким контролем со стороны государства. Страховая компания выполняетмножество функций: заключение договоров страхования, расчет тарифных ставок,сбор взносов и принятие на себя страховой ответственности, формированиестраховых резервов и их инвестирование в целях получения дохода, обработка иоплата предъявляемых претензий. Для проведения страховой деятельности компаниинеобходимо обладать достаточной финансовой устойчивостью к страховому,финансовому, а также инвестиционному риску. Финансовая устойчивостьподразумевает способность страховщика выполнять обязательства по договорамстрахования, как в «нормальных», так и при неблагоприятных экономическихусловиях. Финансовую устойчивость страховой компании нельзя рассматривать наосновании какого-либо одного показателя без учета взаимосвязей с другими. Взависимости от срока страхования приоритетное значение имеет текущее финансовоеположение страховщика или результаты его деятельности на перспективу.Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается:
• размером оплаченного уставного капитала страховой компании;
• размерами страховых резервов;
• оптимальным портфелем размещения страховых резервов;
• системой перестрахования;
• обоснованностью страховых тарифов.
Величина страховых резервов должна полностью покрывать суммыпредстоящих выплат по действующим договорам. Размер предстоящих выплатопределяется на основе тщательного анализа операций страховщика и трудоемкихматематических расчетов. Чем точнее проведены эти расчеты, тем точнее величинастраховых резервов будет соответствовать будущим выплатам по страховым случаям.Важной гарантией финансовой устойчивости страховой компании является наличиедостаточных собственных средств. Они формируются из двух источников: за счетвзносов учредителей и за счет прибыли, получаемой в результате хозяйственнойдеятельности. Для оценки финансовой устойчивости страховой компаниииспользуется целая система показателей и публикуемых рейтингов страховыхкомпаний. За рубежом давно существуют специализированные рейтинговые агентства,которые регулярно публикуют рейтинги страховых компаний и аналитические обзорыих деятельности. Всемирно известными рейтинговыми агентствами в США являютсяStandard & Poor's, Moody's Investors, Fitch Investors, Duff & Phelps, вкоторые обращаются многие страхователи и инвесторы для получения рейтингов. Кбазовым показателям, на основании которых определяется рейтинг российскихстраховых компаний, относятся:
• абсолютный размер поступления страховых премий (по видамстрахования);
• абсолютный размер собственных и приравненных к ним средств;
• отношение полученной страховой премии за минусом премии,переданной в перестрахование, к абсолютному размеру поступлений страховойпремии по видам страхования;
• отношение показателя прибыли к собственным и приравненным к нимсредствам плюс технические резервы по видам страхования;
• отношение показателя расходов на ведение дела к прибылистраховой компании или к сумме полученной страховой премии
Но при рассмотрении финансового состояния нельзя опираться толькона рейтинги. Тем более что в последние время даже серьезные международныерейтинговые агентства не предоставляют достоверных и объективных данных. Так, кпримеру, за три месяца до банкротства рейтинги Лемон Бразерс и Фани Мэй были нетолько положительными, но и оценивали финансовую устойчивость как надежную дляинвестиций.
Для определения платежеспособности страховой компании обычнозаконодательным путем устанавливаются нормативы. Если страховая организация не выполняетих, что определяется исходя из ее годового отчета, то контролирующие органымогут лишить фирму лицензии или приостановить ее деятельность. Финансоваяустойчивость страховой компании в равной степени зависит как от достаточностисобственного капитала, так и от адекватности страховых резервов принятымстраховщиком на себя обязательствам. Страховые компании обязаны создаватьстраховые резервы, которые предназначены для выполнения ими взятых на себяобязательств по выплате страхового возмещения (страхового обеспечения) принаступлении страхового случая перед своими клиентами. Сформированные внеобходимом для выполнения этих обязательств размере страховые резервы являютсяосновой финансовой устойчивости страховщика и гарантией выплат длястрахователей. Необходимо отметить, что если страховая компания осуществляетнесколько видов страхования, то резервы по каждому виду формируются отдельно.Размеры технических резервов отражают неисполненные обязательства по договорамстрахования на отчетную дату. Резервы исчисляются на основании расчетных данныхо будущих убытках (страховых выплатах), так как они должны быть достаточнымидля их покрытия. Технические резервы – это учетное, аналитическое понятие, посвоему характеру близкое к расходам будущих периодов. Кроме того, учитывается ивозможность возникновения непредсказуемых убытков, для урегулирования которыхсоздаются резерв катастроф и резерв колебания убыточности.

3. ПОВЫШЕНИЕ СТЕПЕНИ УЧАСТИЯСТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ
 
3.1 Замена лицензированиястрахованием
 
В инновационном развитии огромная роль отводится малому и среднемубизнесу. Это обусловлено, прежде всего, их ролью в экономике инновационноразвитых стран. Для снятия барьеров, мешающих развитию малого и среднегобизнеса, Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев издал указ о разработке рядазаконопроектов. Одним из них является указ о создании нормативного акта,предполагающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательнымстрахованием ответственности. [31] Сущность данного законопроекта заключается втом, что предприятия должны будут материально отвечать за ущерб, нанесенный имтретьим лицам в ходе осуществления своей деятельности. Ущерб будет возмещатьсястраховой компанией, с которой предприятие заключило договор страхованияответственности.
Необходимость принятия данного закона не вызывает сомнения.Во-первых, замена, лицензирования страхованием поможет избежать бумажной волокиты,с которой сталкиваются предприятия при получении лицензии. Это очень важно дляпредприятий малого и среднего бизнеса, поскольку бумажная волокита икоррумпированность чиновников являются самыми весомыми факторами, из-за которыхпредприниматели не решаются заниматься тем или иным видом лицензируемойдеятельности. Так же данный законопроект решает проблему коррумпированностичиновников, поскольку они уже не будут решать можно ли предприятию заниматьсялицензируемым видом деятельности. Во-вторых, замена лицензирования страхованиемпоможет улучшить качество работ предприятий, занимающихся лицензируемым видомдеятельности. Ведь в отличие от лицензии, которая выдается на длительный срок,и ежегодного подтверждения соблюдения стандартов и правил безопасности,страховка, в большинстве своем, выдается на год и подразумевает постоянноевыполнение стандартов и правил безопасности. К тому же, чтобы страховка быладешевле, предприятие должно будет повышать безопасность выполнения работоказание услуг и т. д. По этому предприятию станет выгодно направлять деньги наразвитие качества и безопасности производства.
К тому же общепризнанно, что лицензирование, в ряде случаев,является неэффективным механизмом государственного регулирования экономическойдеятельности. По сути, это право чиновников разрешать предприятиям заниматьсятой или иной деятельностью. Это формальность, не оказывающая прямого влияния набизнес, в отличие от страхования, которое очень хорошо показало себя на примерес туристическим бизнесом. Выдача лицензии превращается, по сути, в“прикармливание” коррумпированных чиновников, выдающих лицензии за взятки.Поэтому, замена лицензирования страхованием не только снижает давление, боретсясо взяточниством, но и повышает качество работы на предприятии, посколькупредприниматель начинает отвечать перед потребителем своими деньгами. Естественно,нельзя проводить полную замену лицензирования страхованием, особенно в техслучаях, когда от качества работы зависят жизни людей (разработка, производствои ремонт авиационной техники; производство, хранение и утилизация взрывчатыхвеществ; производство лекарств и т. д.). К видам деятельности, в которых можетпроводиться реформа относятся: перевозки внутренним водным транспортом грузов;погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам навнутреннем водном транспорте; перевозки морским транспортом грузов;погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морскихпортах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (заисключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечениясобственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);оказание услуг почтовой связи.
Но стоит отметить, что даже те немногочисленные предприятия,которые подпадают под действие законопроекта, столкнутся на практике с большимипроблемами. В предложенном законопроекте страхование является вмененным (какизвестно, по Гражданскому кодексу обязательный вид страхования может вводитьсятолько на основании отдельного закона), а это значит, что затраты настрахование ответственности не могут относиться на себестоимость, по тому чтоналоговый кодекс между тем предусматривает исключение из налогооблагаемой базытолько затрат на обязательные виды страхования ответственности. При этом, законпредлагается ввести в действие с 1 июля 2009 г, в то время, как поправки вНалоговый кодекс, если они вдруг будут приняты, могут вступить только с началакалендарного года. Таким образом, не исключено, что полгода такое страхованиебудут осуществляться «бывшими лицензиатами» из чистой прибыли. Врядли это вызовет у них восторг.
Большие претензии у страховщиков имеются и к самому текстузаконопроекта, поскольку он вообще не стыкуется с действующим страховымзаконодательством. В предложенной форме, по мнению представителей страховыхкомпаний, такое страхование не может быть интересно ядру рынка – компаниям,которые нацелены на устойчивую долгосрочную работу. Ведь, по сути, настраховщиков предлагается переложить ответственность за всю деятельностьпредпринимателей. Председатель совета директоров «Межотраслевого страховогоцентра» Николай Галагуза отметил, что в перечень покрываемых такимстрахованием рисков вошли даже умышленные действия страхователя, хотя поГражданскому кодексу этот риск не покрывается страхованием [32]. В итоге,прогнозируют представители компаний, это приведет к тому, что в этот сектормогут кинуться те, кто нацелен только на то, чтобы собрать деньги.
Кроме того, на российском страховом рынке до сих пор хватаетпримеров «псевдострахования», когда невероятно дешевый полис приобретаетсяисключительно для успокоения надзирающих инстанций, хотя всем известно, чтовыплаты по такому контракту в случае наступления страхового случая либосмехотворно малы, либо практически нереальны. Подобный опыт, разумеется, никакне может применяться в цивилизованной деловой практике. Другой, не менеевероятный сюжет — повторение истории с ОСАГО, когда в погоне за «социальнойнаправленностью» закона были проигнорированы реальные параметры убыточности,что привело некоторых страховщиков к банкротству.
В связи со сложившимися проблемами в законопроект, для егоуспешной работы, необходимо внести ряд поправок. Для начала предлагается перенестиначало действия закона с 01.07.2009 на 01.01.2010. Необходимо это для того,чтобы правительство успело принять и разработать ряд поправок в Налоговыйкодекс. Среди них должна быть поправка, позволяющая вычитать расходы настрахование ответственности предприятия перед третьими лицами изналогооблагаемой прибыли. Кроме того, отсрочка позволит провести сериюконсультаций с ведущими страховыми компаниями, которые помогут правительствуулучшить законопроект. Так же следует внимательнее отнестись к списку компаний,которые будут заниматься данным видом страхования. Возможно, целесообразнобудет допускать к страхованию только компании, хорошо зарекомендовавшие себя иработающие на рынке не один год.
3.2 Страхованиеинновационных рисков
Современная модель инновационного развития предполагает системнуюинтеграцию научно-технической сферы в процессы экономического и социальногоразвития общества. Только страны с динамично развивающимсянаучно-технологическим комплексом могут быть лидерами в мировой экономике. Поэкспертным оценкам, на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, услугах,оборудовании, квалификации кадров, организации производства, в развитых странахприходится подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта.
Одним из факторов, сдерживающих развитие инновационного процесса вэкономике России, является чрезмерно высокий уровень риска, что порождаетнеобходимость определения путей его снижения различными методами, в том числе ипутем создания системы страхования рисков инновационной деятельности, какусловия, без которого нельзя обеспечить инновационный прорыв какгосударственных организаций, так и организаций других форм собственности.
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие видыдеятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучногорезультата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, значительноменьше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности(отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных компаниймалые и средние организации более подвержены риску. Такое положениеобусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокойзависимостью малых организаций от изменений внешней среды. Риск инновационнойдеятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект, если жетаких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, рискминимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализацииуспешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всемостальным неудавшемся разработкам. В общем виде, риск в инновационнойдеятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложенииорганизацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новойтехники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке,а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые непринесут ожидаемого эффекта.
Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:
1.  при внедрении более дешевого метода производства товара илиоказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестициипринесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организацияявляется единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации компаниясталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса напроизводимый товар;
2.  при создании нового товара или оказании услуги на старомоборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товарили услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги всвязи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
3.  при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новойтехники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того,что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствиянового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производстванового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования,так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производствановых товар.
Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельностиявляется их страхование. Страхование – система экономических отношений,включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и егоиспользование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба,вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплатыстрахового возмещения и страховых сумм.
Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций,когда существует статистическая закономерность их возникновения, т.е.определена вероятность убытка. С помощью страхования инновационная организацияможет минимизировать практически все имущественные, а также многиеполитические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с темстрахованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностьюпартнеров. Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:
1.  высокий размер страхового взноса, устанавливаемый организацией призаключении договора страхования
2.  некоторые риски не принимаются к страхованию (если вероятность наступлениярискового события очень велика, страховые организации либо не берутсястраховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи).
Страхование инновационных рисков представляет собой защитуимущественных интересов субъекта экономики при наступления страхового событияспециальными страховыми компаниями за счет страховых фондов, получаемых за счетстраховых фондов, формируемых ими путем получения страховых премий отстрахователя, а также некоторых других дополнительных источников (в случаестрахования политических рисков нередко за счет средств государственногобюджета), предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам вразмере полной        или частичной компенсации потерь физического лица, впользу которого заключен договор страхования.
Страховщик является действительно “коммерческим” гарантом, так какпредоставляет свои услуги за определенное вознаграждение (страховую премию,страховой взнос), причем в отличии от банка не требует контргарантии или иногонадежного обеспечения.
В процессе страхования субъекту экономики может обеспечиватьсязащита по основным видам его инновационных рисков. Объем возмещения негативныхпоследствий страховщиками определяется реальной стоимостью объекта страхования,страховой суммой и размером уплачиваемой страховой премии.
К сожалению, не многие страховые компании в данный момент готовыстраховать инновационные риски, поскольку отечественный рынок не достаточноразвит и в нем слабая конкуренция, страховщикам более выгодно работать в ужеосвоенных сегментах рынка. К тому же нет четко выраженного алгоритмастрахования инновационных рисков. Разработка такого алгоритма должна бытьвсесторонне изучена и научно обоснованна. Она обязательно должна включатьследующие пункты:
1.  потребность рынка в новом инновационном продукте ;
2.  наличие научно-материальной базы для разработки инновационногопроекта;
3.  наличие высококвалифицированного персонала способного решитьпоставленные задачи, в том числе и среди топ менеджеров;
4.  уровень рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта.
Так же страхование инновационных рисков будет намногопривлекательнее для страховщиков, и дешевле для страхователей, если государствоокажет поддержку этому направлению страхования. Правительству не стоит жалетьденег на науку, и если нет возможности или желания финансировать инновационныепроекты напрямую, то это можно сделать через страховые компании, занимающиесястрахованием инновационных рисков. Считается возможным создание государственныхстраховых компаний, которые будут страховать инновационные риски малых исредних предприятий. Если такое кредитование будет осуществляться на льготныхусловиях, это не только поспособствует инновационному развитию экономики РФ, нои сможет увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Так же можнопредоставлять налоговые льготы страховым компаниям, занимающимся страхованием инновационныхрисков. Считается возможным снижать налогооблагаемую базу на величину прибылиполученной страховщиком по договорам страхования инновационных рисков, естественно,если это повлечет снижение страховых премий.
3.3 Страхованиеэкологических рисков
 
В процессе своей экономической деятельности некоторыеинновационные предприятия, в связи со спецификой своей деятельности, могутотрицательно влиять на окружающую среду. К их числу можно отнести организации,работающие в атомной индустрии, разрабатывающие новые непроверенные способыдобычи полезных ископаемых, предприятия космической индустрии и др. Кроме того,все инновационно развитые страны уделяют огромное внимание экологии, напримерво Франции или Германии практически отсутствуют предприятия загрязняющиеэкологию. Подобные фабрики и заводы уже давно вынесены в страны третьего мира иКитай.
Для того, чтобы Россия могла считаться инновационно развитойстраной, ей тоже необходимо уделить внимание проблемам экологии. Одним изспособов защиты окружающей среды является страхование экологических рисков.Страхование экологических рисков (экологическое страхование) — один измеханизмов, который позволяет не только компенсировать вред, нанесенныйприродным объектам, здоровью населения, но и способствует предупреждениюнегативных экологических последствий хозяйственной деятельности различныхкомпаний. Поскольку согласно действующему законодательству, предприятия и организациилюбой формы собственности обязаны из своих средств не только в полном объемекомпенсировать ущерб, вызванный загрязнением окружающей среды, но ипредотвращать возникновение нового. Однако у многих хозяйствующих субъектов,отсутствуют необходимые средства (или побудительные мотивы) на модернизациюпроизводства устранение, и смягчение негативных последствий своей деятельности.Бюджетные же ассигнования на природоохранные нужды покрывают лишьнезначительную часть затрат, необходимых для осуществления предупредительных,защитных и восстановительных мероприятий. Продолжается интенсивное загрязнениеокружающей среды и истощение природно-ресурсного потенциала страны. Анеблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся на значительной частитерритории России, и ее продолжающееся ухудшение приобрели «статус» угрозынациональной безопасности страны. Причина — недостаточная разработанностьнормативно-правовой базы, регулирующей вопросы возмещения ущерба в сфереприродопользования и охраны окружающей среды.
В западных странах экологическоестрахование применяется уже давно. Так, в странах Евросоюза, США и Японииэкологическим страхованием и перестрахованием занимаются компании Groupama Mutuelle d'Assurance (Франция), Assurpol (Франция), SCOR (Франция), Schweizirische Nationale Versicherung Gesellschaft (Швейцария), Swiss Re (Швейцария), Allianz (Германия), Munich Re (Германия), AIG (США), Chiyoda Fire and Marine Insurance Company (Япония). Одним изпередовых рынков в страховании ответственности за загрязнение окружающей средысчитается рынок США, где наиболее полно и подробно разработаны страховыепродукты в страховании экологических рисков и где сосредоточены основные компаниизанимающиеся страхованием таких рисков. В США страхование экологических рисковили страхование ответственности за загрязнение окружающей среды включает в себяразличные виды имущественного страхования и страхования ответственности наслучай загрязнения окружающей среды. К ним относятся:
1) страхование риска загрязненияокружающей среды от различного рода выбросовядовитых веществ ватмосферу или сбросов отходов производства в землю и реки;
 2) страхование ответственностисудовладельцев за утечку нефтепродуктов и загрязнение ими вод и побережья;
3) страхование ответственности за ущерб,причиненный третьим лицам в процессе мирного использования ядерной энергии.
Для определения экологического ущерба,т.е. ущерба, причиняемого окружающей среде, следует учитывать, что он включаетв себя ущерб, нанесенный людям и их собственности, и ущерб, нанесенныйприродным элементам (почва, поверхностные и подземные воды, естественная средаобитания растений и животных, особые виды растений и животных). При этом ущерб,нанесенный людям и их собственности, включает в себя ущерб здоровью людей иматериальный ущерб их собственности, а также ущерб, связанный с потерей дохода,прибыли, перерывом в производстве. Ущерб, нанесенный природным элементам,представляет собой ущерб, причиненный природной окружающей среде. Причинениевреда природной среде возникает в результате воздействия следующих факторов:
1. эмиссии, распространения или высвобождения и отложения любыхтвердых, жидких и газообразных веществ, переносимых в атмосфере, воде илипочве;
2.  создание условий для распространения запахов, шума, температурныхколебаний или образование радиации, превышающей нормальные уровни.
Кроме того, в США существует необходимаянормативная база, которая предусматривает возмещение вреда нанесенного экологии.Американское законодательство предусматривает компенсацию за ущерб, причиненный окружающей среде и природным ресурсам. Компенсация заущерб природным ресурсам обусловлена положениями 3 основных законов:
1. Закон о национальной политике в области экологии 1969 года (National Environmental Policy Act, Закон NEPA).
2. Закон об ответственности и компенсации ущерба, причиненного окружающей среде (Comprehensive Environmental Response, Compensation and Liability Act, ЗаконCERCLA 1980 г.).
3. Закон о загрязнении нефтью (Oil Pollution Act, Закон ОРА 1990 г.).
Эти законы устанавливают,что любое лицо, ответственное за загрязнение,обязано возместить ущерб окружающей среде помимо расходов по очистке. Закон NEPA — основной закон, признающий необходимость защиты окружающей среды от вредного воздействия загрязнения пристроительстве дорог, плотини других общественных проектов.По закону CERCLA, Агентство по защите окружающей среды (ЕРА) может вынестипостановление о том, чтобы любоелицо, ответственное за загрязнение, возместилоущерб, нанесенный окружающей среде. Закономпредусматривается, что ответственность лиц, причинивших ущерб природнойсреде, носит ретроактивный характер, т.е. если доказано, что лицо причинилоущерб, то оно признается ответственным независимо от времени причинения вреда.В случае недостаточной компенсации ущерба в дело вступает Суперфонд (Superfund), из средств которого будутвозмещаться расходы по восстановлению окружающей среды. Суперфонд пополняетсявзносами страховых компаний США, занимающихся экологическим страхованием.
В США разработаны и действует ряд полисовпо страхованию экологических рисков. Эти полисы заложили основу дополнительнымвидам страхования для удовлетворения различных потребностей страхователей:
1. полис страхования ответственности подрядчика за причинение вредаокружающей среде — дополняет стандартный полис по страхованию общейответственности и предоставляет покрытие по убыткам, связанным сответственностью за загрязнение во время работ при строительстве различныхобъектов;
2. полис страхования ответственности за ошибки и упущения специалистовпо экологии впервые начал действовать в 1989 г. и был предназначен для техспециалистов по экологии, которым могли быть предъявлены претензии из-за ихошибок при проведении работ по оценке ущерба и экологическим консультациям(инженеры по экологии, лаборанты экологических испытаний, консультанты поэкологии);
3. полис страхования ответственности по убыткам, связанным сприменением асбеста и свинца;
4. полис страхования на случай расходов повосстановлению окружающей среды покрывает расходы,которые превышают ожидаемые или планируемые расходы при выполнении экологическихчисток в данном районе;
5. полис страхования ответственности владельцев подземных хранилищ опасных веществ обеспечивает покрытие, которое соответствует требованиям Закона о восстановлении и охране естественных ресурсов.
Основы для развития в Российской Федерации экологическогострахования заложены российскими законодательными актами, в первую очередь,законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Опыт реализацииположений нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов РоссийскойФедерации в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовыхгарантий на случай его нанесения (закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «Опромышленной безопасности опасных производственных объектов», от 29.11.1996 г. №147-ФЗ «О космической деятельности», от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ Кодекс торговогомореплавания Российской Федерации) позволяет говорить, что экологическоестрахование является наиболее универсальным и перспективным инструментомгарантированного возмещения вреда окружающей среде.
Вместе с тем необходимо отметить, что до настоящего момента неудалось сформировать систему экологического страхования и егонормативно-правовое обеспечение. Основные причины:
1.  нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность большинствахозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, непредусматривают предоставления гарантий на случай нанесения вреда природнойсреде;
2.  отдельные нормативно-правовые акты содержат положения обиспользовании страхования для возмещения вреда окружающей природной среде, но вэтих документах отсутствуют механизмы реализации;
3.  ни один из действующих нормативно-правовых актов не осуществляетправовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения экологическогострахования.
Для развития в Российской Федерации экологического страхованиянеобходимо проработать следующие направления:
· совершенствование нормативной правовой базы в областиответственности за причинение вреда окружающей среде и страхованияэкологических рисков;
· создание реальных экономических стимулов для развитияэкологического страхования через изменение налоговой политики;
· усиление контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов — потенциальных причинителей вреда окружающей среде, как со стороныгосударственных органов, так и со стороны общественности, включая профсоюзныеорганизации;
· повышение экологической сознательности всех заинтересованныхсторон;
· повышение осведомленности о выгодах экологического страхования какинструмента обеспечения экологической безопасности всех заинтересованныхсторон, основное внимание следует уделить популяризации экологическогострахования среди законодателей, потенциальных причинителей вреда и в широкихслоях общественности;
· совершенствование методологии оценки экологических рисков иущербов, практическое применение уже разработанного инструментария;
· улучшение координации работы ведомств, занимающихся вопросамиобеспечения безопасности населения и территорий, по развитию оценки истрахования экологических рисков;
· укрепление сообщества профессионалов в области экологическогострахования с привлечением представителей страхователей.

Заключение
В ходе рассмотрения материалов данной работы мы еще раз убедилисьв актуальности темы. Огромное внимание страхованию, как фактору развитияинновационной экономики уделяется и в правительстве и среди ученных. Идействительно страхование, при достойной государственной поддержке может статьодним из главных факторов инновационного развития экономики.
Поэтому в соответствии с целью исследования первая глава научнойработы посвящена исследованию основ и возможных путей развития инновационнойэкономики, оцениваются сильные и слабые стороны инновационных отраслей. Так жев первой главе раскрываются понятия инновации и инновационное развитие,рассматривается жизненный цикл инноваций.
Раскрывая необходимость инновационного развития, подчеркивается,что все экономически развитые страны относят к приоритетным задачам развитиеинноваций и инновационных технологий. Кроме того, развитие инновационнойэкономики будет способствовать повышению уровня жизни населения РФ, посколькубудет развиваться медицина, наука и ЖКХ.
Рассматривая основные направления развития инновационнойэкономики, было отмечено, что хотя Россия и является одной из ведущих странкосмической индустрии и военном авиастроении она значительно отстает по рядудругих отраслей. Так среди приоритетных направлений инновационного развитияможно выделить: лазерные, био и нано технологии, гражданскую авиации, геннуюинженерию. Так же автор пришел к выводу, что для развития инновационнойэкономики необходимо:
1.  принять меры для создания государственной политики по развитиюинновационной экономики
2.  увеличить инвестиции на разработку и реализацию инновационныхпроектов
3.  выбрать приоритетные направления в инновационном развитии
4.  создать государственные проекты по финансированию из бюджетаинновационных предприятий
5.  обучать и привлекать высококвалифицированных специалистов к инновационнымпроектам
Во второй главе были рассмотрены государственный контроль надстраховой деятельностью и финансовая устойчивость страховых компаний. Приизучении первого пункта к формам государственного контроля были отнесены:страховой надзор, лицензирование, обязательное страхование, налогообложение,контроль над платежеспособностью, инвестиционной деятельностью,ценообразованием, антимонопольное регулирование. К методам были отнесены:правовое регулирование, программирование и планирование, регулированиефинансовой деятельности и денежно-кредитное регулирование.
Изучая финансовую устойчивость страховых компаний, былирассмотрены источники формирования финансового потенциала страховых компаний.Среди источников выделяют: оплаченный уставный капитал, страховые взносыклиентов, доходы от инвестиционной деятельности. Так же была исследованаструктура собственного капитала страховщиков, которая подразделяется на:уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды потребления,фонды накопления и нераспределенную прибыль. В ходе исследования былорассмотрено влияние страхового портфеля на уровень финансовой устойчивостистраховых организаций и перестрахование как фактор повышения платежеспособностистраховщиков. Изучая рейтинги различных страховых компаний, как показатель ихфинансовой устойчивости, автор пришел к выводу, что свое мнение о финансовомсостоянии страховых организаций нельзя основывать только на оценке рейтинговыхагентств, поскольку эти оценки не всегда являются объективными.
В третьей главе было рассмотрено, каким образом страхование сможетпоспособствовать инновационному развитию экономики России. Во-первых,целесообразно в некоторых отраслях заменить лицензирование страхованиемответственности. Сущность данного предложения заключается в том, чтопредприятия должны будут материально отвечать за ущерб, нанесенный им третьимлицам в ходе осуществления своей деятельности. Ущерб будет возмещатьсястраховой компанией, с которой предприятие заключило договор страхованияответственности. Замену лицензирования страхованием предлагается ввести последующим вилам деятельности: перевозка грузов водным транспортом,погрузочно-разгрузочная деятельность, деятельность по осуществлению буксировокморским транспортом, оказание услуг почтовой связи. Одним из факторов,сдерживающих развитие инновационных предприятий, выступает высокий уровеньинновационных рисков. Самым эффективным способом снижения инновационных рисковявляется их страхование. Страхование позволяет минимизировать убыткипрактически от всех видов рисков, включая, политические.
Кроме того, было отмечено, что большинство инновационно развитыхстран относят к приоритетным направлениям своего развития улучшениеэкологической обстановки, ведь многие инновационные предприятия, в связи соспецификой своей деятельности, отрицательно влияют на экономику. Одним изспособов снижения этих отрицательных последствий выступает страхованиеэкологических рисков. Страхование экологических рисков позволяет, во-первых,полностью возместить весь ущерб, нанесенный предприятием экологии. Во-вторых,поскольку, эти возмещения будет осуществлять страховщик, то инновационноепредприятие не понесет огромных финансовых потерь и сможет в дальнейшемзаниматься своей деятельностью. В процессе рассмотрения экологического страхованияавтором был изучен опыт инновационно развитых стран. На примере США быларассмотрена нормативная база, регулирующая экологическое страхование. Так жебыли приведены примеры страховых полисов применяемых в США. Кроме того, былразработан и предложен ряд мер необходимых для развития экологическогострахования в России:
·  совершенствование нормативной правовой базы в областиответственности за причинение вреда окружающей среде и страхованияэкологических рисков;
·  создание реальных экономических стимулов для развития экологическогострахования через изменение налоговой политики;
·  усиление контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов — потенциальных причинителей вреда окружающей среде, как со стороныгосударственных органов, так и со стороны общественности, включая профсоюзныеорганизации;
·  повышение экологической сознательности всех заинтересованныхсторон;
·  совершенствование методологии оценки экологических рисков иущербов, практическое применение уже разработанного инструментария;
·  улучшение координации работы ведомств, занимающихся вопросамиобеспечения безопасности населения и территорий, по развитию оценки истрахования экологических рисков;
·  укрепление сообщества профессионалов в области экологическогострахования с привлечением представителей страхователей.

Список литературы
 
1. Федеральный Закон «Об инновационной деятельностии государственной инновационной политике в Российской Федерации»
2. Федеральный закон РФ «Об организации страховогодела в Российской Федерации»
3. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»
4. Федеральный Закон «О промышленной безопасностиопасных производственных объектов»
5. Артемова А., Журов А., Селезнев П., “ПерспективыРоссийской инновационной сферы” Обозреватель. Март 2007
6. Глазьев С. Ю. О стратегии развития Российскойэкономики. Научный доклад. Москва.
7. Интервью Тохиржона Иминова, генеральногодиректора компании «Alskom», доктора экономических наук, профессора. Журнал«Экономическое обозрение». 8 Июня 2008 / Опубликовано в № 4 (103)2008
8. Кирилова М. В. Оценка финансового состояниястраховых компаний корпоративными страхователями. Страховое дело. Июнь 2006.
9. Кошкин Д. С. Тенденции развития страхового рынка.Финансы. Январь 2006.
10. Лайков Выступление на круглом столе«Страхование в инновационной экономике» 22 апреля 2008 г. вФинансовой Академии при Правительстве РФ.
11. Насырова Г. А. Формы и инструментыгосударственного регулирования страховой деятельности. Страховое дело. Август2006.
12. Натхов Т. Рынок страхования в России: основныетенденции и проблемы развития. Вопросы экономики. Декабрь 2006.
13. Никулина Н. М. Зарубежный опыт инвестиционнойполитики страховых организаций. Страховое дело. Ноябрь 2007.
14. Никулина Н. Н. Концептуальная модельформирования инвестиционной политики страховых организаций. Страховое дело.Ноябрь 2006.
15. Нерсисиям Т. Я. Страхование экологических рисковв мировой практике. Страховое дело. Декабрь 2006.
16. Платонов Ю. А. «Инновационное развитие страховойдеятельности в современной России» Автореферат.
17. Сердюкова Е. В. Страховой бизнес в России:тенденции развития. Страховое дело. Январь 2004.
18. Сплетухов Ю. А. Анализ инвестиционнойдеятельности страховщиков. Финансы 2006.
19. Теляпин Я. Е. Финансовая устойчивость иплатежеспособность страховых компаний. Страховое дело. Январь 2005.
20. Цыганов А. А. Страхование инновационных рисков иобъектов интеллектуальной собственности. Страховое дело. Июль 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.