ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДПРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ ИУПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
БИЗНЕС – КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Банковские операции» на тему
«Системастрахования физических лиц: проблемы становления и перспективы развития»
ВыполнилЕлагина Алена Валерьевна
Специальность,№ группы, курс банковское дело, 4 курс
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность страхования вкладовфизических лиц
1.1 Видыстрахования вкладов
1.2 Порядокстрахования
1.3 Законодательныйаспект
Глава 2. Анализ системы страхованиявкладов
2.1 Развитие системы страхования 2007-2009гг
2.2 Учет страхования вкладов
Глава 3. Проблемы и перспективы развитиясистемы страхования вкладов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темыисследования заключается в нескольких аспектах. Одним из проявленийстабилизации российской экономики является выраженная тенденция к ростуреальных доходов населения, соответственно, его сберегательного потенциала.Денежные накопления граждан являются важным резервом увеличения ресурсной базыбанковского сектора, столь необходимого для расширения его инвестиционныхвозможностей. Поэтому задача по активизации процесса мобилизации финансовыхресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическуюзначимость.
Периодическиебанковские и финансовые кризисы, имевшие место в России после созданиядвухуровневой банковской системы, повлекли за собой массовые банкротствакредитных организаций и резкое ухудшение финансового положения банков,устоявших в кризисной ситуации. Одной из главных причин банковских кризисов ифинансовой нестабильности банков в пост кризисный период являлся отток денежныхсредств вкладчиков в результате подрыва доверия к банкам, который, в своюочередь, был обусловлен значительными потерями вкладчиков обанкротившихся банков.В сложившихся условиях восстановление и повышение доверия вкладчиков кфункционирующим в России кредитным организациям и, на этой основе, обеспечениеустойчивой долгосрочной ресурсной базы банков, превратилось в важнейшее инеобходимое условие улучшения их финансового состояния, поддержаниястабильности кредитной системы страны, усиления взаимодействия банков среальным сектором экономики.
По мнению ведущихотечественных и зарубежных экспертов, до недавнего времени главным фактором,препятствующим успешному привлечению средств частных вкладчиков в коммерческиебанки, выступал низкий уровень доверия граждан к банковской системе. Созданиесистемы страхования вкладов должно было решить данную проблему.
С момента принятиязакона о страховании частных вкладов прошло уже более 5 лет, поэтому внастоящее время стоит актуальная задача: оценить результаты введения системыстрахования вкладов, проанализировать социальные и экономические последствияданной меры для банковской системы и экономики в целом, наметить дальнейшиепути совершенствования системы страхования вкладов физических лиц.
Решению данных вопросовв силу их значимости и актуальности ввиду продолжающегося роста доходовнаселения и посвящена данная работа. Уже несколько лет вклады населенияявляются одним из главных источников ресурсной базы коммерческих банков в нашейстране. Но, по некоторым оценкам, на руках у населения до сих содержится сумма,сопоставимая по размерам со всеми депозитами банковской системы.
Аккумуляция их в видебанковских вкладов способна принести значительный макроэкономический эффект засчет укрепления финансовых возможностей кредитных учреждений.
Поэтому дальнейшеесовершенствование системы страхования вкладов не теряет актуальности по сейдень, что и послужило основанием для выбора темы исследования. Выбранная темапредопределила цели и задачи курсовой работы.
Главная цель работы:произвести оценку влияния создания системы страхования вкладов на развитиесберегательного дела в РФ.
Задачи исследования:
— изучить теоретическиеосновы организации системы страхования вкладов населения;
— проследить историюсоздания системы страхования вкладов в Российской Федерации;
— охарактеризоватьдействующую в России систему страхования вкладов населения;
— оценить экономическиеи социальные последствия введения системы гарантирования вкладов, ее влияние наразвитие банковской системы России;
— определить путидальнейшего совершенствования и перспективы развития системы страхованиявкладов в РФ.
Глава 1. Сущностьстрахования вкладов физических лиц
1.1 Видыстрахования вкладов
Страхование банковскихвкладов- совокупность экономических отношений, служащая защите прав и законныхинтересов вкладчиков банков Российской Федерации и иным целям при наступленииопределенных страховых случаев за счет денежного фонда, формируемогостраховщиком из полученных страховых взносов, а также за счет иных средствстраховщика.
Виды страхования:
— добровольное
— обязательное
-традиционное
Добровольноестрахование
Модели добровольногострахования банковских вкладов заключается в следующем. Банк выходит на рынок спредложением страховать от риска невозврата сумму вклада гражданина свыше 100тыс. руб. При этом банк берет на себя бремя уплаты страховой премии завкладчиков.
Риск одновременногобанкротства и банка, и страховой компании минимален и возможен, пожалуй, лишь впериод системного кризиса экономики страны. Предлагаемая модель, основанная науправлении рисками, позволяет предусмотреть защиту и от правовых рисков(преднамеренное банкротство, мошенничество и т.п.), так как подразумеваетобременение активов банка. Предлагаемая модель добровольного страхованиявкладов, с одной стороны на тесном взаимодействии банков и страховыхорганизаций, с другой стороны, на эффективной системе защиты от рискафинансовых потерь страховщика. Объектом страхования выступают вклады граждан от100 тыс. руб. на всю сумму в рублях и иностранной валюте на фиксированный срок(например, на 6 или 12 месяцев). Фиксированный срок выбран не случайно, так какна вкладах граждан до востребования, как правило, находятся суммы менее 100тыс. руб., подпадающие под действие Закона. Важно и то, что банк заинтересованв долгосрочных пассивах, а страховая компания — в большем объеме страховыхпремий за ту же страховую услугу. Отсюда и минимальный срок размещения,например, 6 месяцев.
Целями добровольногострахования вкладов является:
-защита прав и законныхинтересов граждан и юридических лиц;
-укрепление доверия кбанковской и страховой системам Российской Федерации;
-привлечение денежныхсредств в экономику России;
Основными принципамифункционирования модели являются следующие:
-добровольность участия- вкладчик может отказаться от страхования своего вклада (депозита);
-минимизация рисканаступления неблагоприятного события (риска финансовых потерь или ухудшенияматериального положения вследствие неисполнения банком своих обязательств);
-юридическая ифинансовая прозрачность — банк выдает полис конкретной страховой компании. Внем по желанию вкладчика может быть указан выгодоприобретатели; вкладчик имеетвозможность выбора страховой компании среди тех, кто сотрудничает с банком;финансовая отчетность банка и страховой компании публикуются в средствахмассовой информации.
Теоретическаянаправленность представленной ниже таблицей исследования позволяет получить болеецелостное представление об обязательном и традиционном страховании, организациистраховой защиты депозитов частных вкладчиковкоммерческих банков и отразить основополагающую сущность изучаемых видовстрахования.
Таблица 1.Сравнительная характеристика традиционного страхования и обязательногострахования банковских вкладов.Наименование Традиционное страхование Обязательное страхование банковских вкладов Форма страхования Добровольное и обязательное Обязательное Отрасль страхования Имущественное, личное, страхование ответственности Имущественное Объект страхования Имущество, жизнь, здоровье, предпринимательские и финансовые риски и т.п. Имущество (банковский вклад) Требования к страховщикам Наличие лицензии, требования к уставному капиталу и собственным средствам Наличие лицензии не требуется, требования к уставному капиталу и собственным средствам не предъявляются Участники страховых отношений Широкий круг участников Ограниченный руг участников Возникновение страховых отношений Возмездные отношения на основании договора. Отношения в силу законодательства Выгодоприобретатели Непосредственно страхователи и 3-ии лица 3-ии лица (вкладчики) Специфика распределения прав и обязанностей сторон Взаимоотношения страховщика и страхователя основаны на равноправных началах Наличие у страховщика властных полномочий Возможность организации страховых отношений в модифицированной форме Существует: перестрахование, соцстрахование, страховой пул, самострахование, взаимное страхование Отсутствует Индивидуальная эквивалентность страхования Существует в отдельных (накопительных) видах страхования Отсутствует Возможность участия страховщика в проведении проверок деятельности страхователей Отсутствует Существует Субъекты страховых отношений, деятельность которых подвержена надзору Страховщики Страховщик и страхователи
1.2Порядок страхования
Порядок и размерполучения возмещения по вкладам в соответствии с Федеральным законом «Остраховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
1.Вклады, подлежащиестрахованию.
В соответствии сФедеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации» (далее — Федеральный закон) застрахованными являютсяденежные средства в рублях и иностранной валюте, размещаемые физическими лицамив банке на основании договора банковского вклада или договора банковскогосчета, включая причисленные проценты на сумму вклада.
Не являютсязастрахованными денежные средства:
-размещенные набанковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связис указанной деятельностью;
-размещенныефизическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числеудостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой напредъявителя;
-переданные физическимилицами банкам в доверительное управление;
-размещенные во вкладыв находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банковРоссийской Федерации;
2. Страховой случай.
Право вкладчика на получениевозмещения по вкладам возникает со дня наступления страхового случая.
Страховым случаемявляется одно из следующих обстоятельств:
-отзыв (аннулирование)у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций; введениеБанком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка;
3. Размер возмещения повкладам.
В соответствии сФедеральным законом гарантированная государством выплата возмещения по вкладампроизводится в рублях в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более700 000 рублей. Вклады в иностранной валюте пересчитываются по курсу ЦБ на датунаступления страхового случая.
Если вкладчик имеетнесколько вкладов в банке, суммарный размер обязательств которого по этимвкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается покаждому из вкладов пропорционально их размерам. В случае если вклад размещен виностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в рублях покурсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.Выплата возмещения по вкладам производится в рублях. Если банк выступал поотношению к вкладчику также в качестве кредитора (выдал вкладчику кредит, ссудуи т.п.), то размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы междусуммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований этогобанка к вкладчику.
4.Порядок выплаты возмещения по вкладам.
Выплатавозмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестромобязательств банка перед вкладчиками в течение 3 дней со дня представлениявкладчиком в Агентство необходимых документов, но не ранее 14 дней со днянаступления страхового случая.
Припредставлении вкладчиком в Агентство документов ему выдается выписка из реестраобязательств банка перед вкладчиками с указанием размера возмещения по еговкладам. Сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявленийвкладчиков Агентство публикует в «Вестнике Банка России», а такжепечатном органе по месторасположению банка.
Втечение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка передвкладчиками соответствующее сообщение направляется вкладчикам банка, информацияо которых содержится в реестре, в индивидуальном порядке.
Выплатавозмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика, какналичными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств насчет в банке, указанный вкладчиком. Прием от вкладчиков заявлений о выплатевозмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплата возмещенияпо вкладам могут осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие отего имени и за его счет.
5.Право вкладчика требовать от банка выплаты оставшейся суммы, превышающейполученное от Агентства возмещение по вкладам.
Вкладчик,получивший от Агентства возмещение по вкладам, сохраняет право требовать отбанка выплаты оставшейся части вклада в соответствии с действующимзаконодательство.
1.3Законодательный аспект
1.Правовое регулирование отношений по страхованию вкладов.
Страхованиевкладов осуществляется преимущественно на основании Закона, и на отношения,вытекающие из этого института, не распространяется действие Закона РоссийскойФедерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»(далее — Закон об организации страхового дела) (п. 5 ст. 1). Из этого следует,что к Агентству не применяются предусмотренные Законом об организациистрахового дела требования к страховщику.
Вчастности, не требуется получения лицензии (ч. 3 ст. 15), что являетсянепременным условием осуществления любой страховой деятельности; не предъявляютсяустановленные Законом об организации страхового дела требования к уставномукапиталу страховщика, а также к собственным средствам страховщика; неприменяются правила об учете и отчетности страховщика; на Агентство нераспространяются положения о государственном надзоре за деятельностьюстраховщиков. Последнее, однако, не означает и бесконтрольность деятельностиАгентства: согласно ч. 1 ст. 42 Закона контроль за функционированием системыстрахования вкладов осуществляется Правительством Российской Федерации и БанкомРоссии путем участия их представителей в органах управления Агентством. Крометого, Агентство обязано представлять свой годовой отчет ПравительствуРоссийской Федерации и Банку России для его утверждения, а также опубликовыватьобобщенные данные этого отчета и бухгалтерский баланс в «Вестнике БанкаРоссии» и «Российской газете» (а не в любых средствах массовойинформации, распространяемых на территории деятельности страховщика, как этопредусмотрено в Законе об организации страхового дела).
2.Особенности правового статуса страховщика.
Всоответствии с Законом для осуществления функций по страхованию вкладов создананекоммерческая организация в форме государственной корпорации (Агентство),которая осуществляет свою деятельность на основании Закона.
Специфичность(можно сказать, уникальность) организационно-правовой формы, способа создания ицели деятельности Агентства позволяет утверждать, что оно является лицомпубличного права.
ДеятельностьАгентства заключается в установленной Законом обязанности всех банков, имеющихразрешение Банка России на привлечение денежных средств физических лиц вовклады и их дальнейшее размещение, входить в систему обязательного страхованиявкладов и страховать денежные средства физических лиц, находящиеся во вкладахили на счетах физических лиц (ст. 3, 6). Кроме того, участие в этой системеявляется одним из условий сохранения банком соответствующего разрешения БанкаРоссии.
Крометого, Агентство вправе обратиться в Банк России с предложением о проведениипроверки деятельности банка, входящего в систему обязательного страхованиявкладов, либо о применении в отношении такого банка мер принудительноговоздействия (ч. 6 ст. 27). Банк России, в свою очередь, привлекает служащихАгентства к участию в проверке банков по вопросам, касающимся объема иструктуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов,а также исполнения банками иных обязательств, предусмотренных Законом остраховании вкладов (ст. 32). Исключительность же деятельности Агентства заключаетсяв том, что обязательное страхование вкладов физических лиц в иных учрежденияхили организациях не допускается, что не исключает возможности дополнительногострахования этих вкладов на добровольных началах в соответствии со ст. 39Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
3.Обязанность страховщика выплатить страховое возмещение возникает принаступлении страхового случая, не связанного с причинением вреда или убытковзастрахованному интересу.
Однимиз признаков страховых отношений является обязанность страховщика выплатитьденежную сумму (страховое возмещение) при наличии следующих условий: 1)наступление опасности, на случай возникновения, которой производитсястрахование (страховой случай); 2) причинение вреда или убытков застрахованномуинтересу; 3) причинно-следственная связь между двумя этими событиями.
4.Возникновение страховых правоотношений непосредственно на основании закона.
Обязательноестрахование вкладов осуществляется в силу Закона (ч. 3 ст. 5) и не требуетзаключения договора страхования. Из этого следует, что вклад физического лицасчитается застрахованным с момента заключения договора банковского вклада(банковского счета) (при условии, что банк входит в систему обязательногострахования вкладов) независимо от того, уплатил ли банк страховой взносАгентству за страхование соответствующего вклада (счета). Применительно же ктрадиционному страхованию договор страхования по общему правилу вступает в силув момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (п. 1 ст. 957 ГКРФ).Осуществление страхования непосредственно на основании Закона означаеттакже невозможность сторон по своему желанию выйти из страховых правоотношений(за исключением случаев, указанных в Законе), а также устанавливать илиизменять их содержание (размер страхового возмещения или страхового взноса),предусматривать дополнительные условия для выплаты страхового возмещения.
5.Осуществление Банком России надзорных функций в отношении банков — участниковсистемы обязательного страхования вкладов.
Являясьучастником системы обязательного страхования вкладов (п. 4 ст. 4), Банк Россииосуществляет следующие властные полномочия: выдает банку лицензию напривлечение денежных средств физических лиц во вклады и их размещение, наоткрытие и ведение банковских счетов физических лиц (ст. 13 Федерального закона«О банках и банковской деятельности»); выносит положительноезаключение о соответствии банка требованиям к участию в системе обязательногострахования вкладов (ст. 43, 45); проводит проверки деятельности банков (ст. 73Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» (БанкеРоссии) и п. 2 ч. 4 ст. 27 Закона); применяет к банкам меры принудительноговоздействия (ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке РоссийскойФедерации» (Банке России) и п. 3 ч. 4 ст. 27 Закона), издает обязательныедля исполнения всеми банками нормативные акты (ст. 7 Федерального закона«О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)), а такжеосуществляет иные полномочия. В результате рассмотрения 1 главы подробно быларассмотрена сущность страхования вкладов.
Глава2. Анализ системы страхования вкладов
2.1Развитие системы страхования 2007-2009 гг
Системастрахования вкладов (ССВ) – это инструмент защиты интересов частных вкладчиковв условиях возможной экономической нестабильности. Это защита, гарантированнаяна уровне государства. Система работает следующим образом, если банк прекращаетработу, и у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций, еговкладчикам незамедлительно производятся фиксированные денежные выплаты – по темвкладам, которые были открыты в данном банке. Для страхования вкладов клиентуне требуется заключения какого-либо специального договора: оно осуществляется всилу закона. Созданная для этих целей государством организация — Агентство пострахованию вкладов (АСВ) — за банк возвращает вкладчику его сбережения впределах установленной законом суммы (700 тыс. рублей по депозитам в одномбанке). После этого АСВ занимает место вкладчика в очереди кредиторов и вдальнейшем выясняет отношения с банком по возврату задолженности. Агентство пострахованию вкладов согласно закону начинает выплаты вкладчикам через 14 днейпосле отзыва у банка лицензии. Для этого АСВ, как правило, назначает одного илинескольких банков-агентов из числа наиболее крупных и надежных игроков. В2004-2005 году система страхования вкладов (ССВ) стала полноценно работающиммеханизмом. Это касается всех аспектов ее функционирования: начиная отформирования состава участников и заканчивая выплатами вкладчикам.
2005год для АСВ — первый год осуществления полномочий конкурсного управляющегонесостоятельных банков. Проводились ликвидационные процедуры в 48 банках. Вшести случаях лицензии были отозваны еще несколько лет назад. Более половины избанков, переданных на ликвидацию, к моменту отзыва лицензии утратили ликвидныеактивы и практически не осуществляли банковскую деятельность. Частоединственный способ рассчитаться с большинством кредиторов — опротестоватьвывод активов и привлечь виновных к имущественной и уголовной ответственности. Болеетого, ряд даже крупных банков, как выяснилось, просто не пожелал участвовать вССВ. Многие сознательно не входили в систему страхования вкладов, посколькусобирались заниматься инвестиционным бизнесом. По данным ЦБ, ходатайства овступлении в ССВ подали 1150 банков, имевших лицензию на работу с физическимилицами. На первом этапе, продолжавшемся с сентября 2004 года по 22 марта 2005года, ЦБ рассмотрел 1114 заявок банков и принял в ССВ 824 банка. Повторно же до27 апреля этого года подали заявки 265 банков. Как отмечает ЦБ, из банков,подавших повторные ходатайства, четыре их отозвали, еще у четырех были отозванылицензии. Положительные решения о вступлении в ССВ были вынесены в отношении 92банков. Еще 11 банков впервые получили лицензию на право привлечения средствнаселения и автоматически стали участниками системы страхования вкладов.
Такимобразом, на учете в системе страхования вкладов состояли 927 банков, чтосоставляет 80% от числа обратившихся с ходатайствами. Банки, не попавшие в ССВна втором этапе, могут в течение месяца обжаловать отрицательное заключениеКомитета банковского надзора (КБН). Свыше 50 банков, по сведениям ЦБ, так ипоступило. Банки, не прошедшие в ССВ, через два года могут сноваходатайствовать о приеме в нее.
Участиев системе страхования является обязательным для банков, желающих сохранитьлицензию на привлечение частных вкладов; для того чтобы кредитную организациювключили в систему, ей необходимо пройти проверку Центрального банка. Приотборе каждый банк получил две попытки. В сентябре 2004 года в реестручастников системы страхования были включены первые 26 кредитных организаций. Вмарте 2005-го ЦБ объявил о завершении первого этапа отбора, по итогам котороговклады застраховали 824 банка.
Вначале 2007 года в Госдуму поступил законопроект об увеличении гарантированнойсуммы страховых выплат до 300 тысяч рублей. Согласно расчету Агентства пострахованию вкладов (АСВ) минимальный уровень достаточности фонда долженсоставлять 5% от размера страховой ответственности (без учета Сбербанка). На 1февраля 2007 года при размере фонда в 41,2 млрд. рублей данный показательсоставил 5,5%.
Всоответствии с ранее действующим законодательством и изменениями к нему, пристраховании вклада сумма компенсации в одном банке до начала 2007 годасоставляла 190 000 рублей, даже если вкладчик хранит деньги на несколькихсчетах одного банка. Если вкладчик имел вклады в разных банках, то в каждом изних максимальная сумма возмещения составляла 190 000 рублей. (Решение ПравленияГосударственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов » от10.08.2006, протокол N 47).
Так,в соответствии с действующим ранее законом о страховании вкладов размервозмещения по вкладам выплачивался в размере 100 процентов суммы вкладов вбанке, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов в банке,превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 190 000 рублей. Начинаяс 2007 года, совокупная сумма возмещения составляет уже 400 000 руб. Если жеваш вклад больше этой суммы, то остальную сумму вам придется оспаривать черезсуд, в общеустановленном порядке.
За2007 г. число банков, имеющих право на привлечение во вклады денежных средствфизических лиц, снизилось лишь на 1 до 920 кредитных организаций, (см. рис 2).
/>
Посостоянию на 1января 2008г. в реестр банков-участников ССВ было включено 934банка. Объем размещенных в них средствнаселения превысил 5,1трлн. руб., увеличившись за 2007г. на 35,6%.
Вобщем объеме вкладов населения в банках-участниках ССВ депозиты и счета, накоторые распространяется действие закона о страховании вкладов, (страхуемыевклады) занимают свыше 99%.
Посостоянию на 1января 2008г. 99,6% вкладов и счетов имели размер до 400тыс. руб.(при этом по оценкам АСВ, около 50% этих вкладов и счетов имеют остатки менее100руб.). На депозиты и счета до 400тыс. руб. приходится 54,8% всей суммыстрахуемых вкладов.
В2007г. после повышения максимального размера страхового возмещения до 400тыс.руб. с 26марта 2007г. вырос и размер страховой ответственности АСВ(обязательств по выплате страховых возмещений). На 1января 2008г. он составил65,2% страхуемых вкладов. Без учета Сбербанка страховая ответственность АСВравняется 48,5%. Снижение показателей страховой ответственности за полгодасоставило около 2п.п. – на 1июля 2007г. они равнялись 67,5% и 50,5%соответственно, что говорит о постепенном росте «крупных» вкладов.
Годназад – 1января 2007г. при максимальном размере страхового возмещения в 190тыс.руб. общий размер страховой ответственности составлял 60,4% страхуемых вкладов,без учета Сбербанка – 42,8%.
Структуравкладов и размер страховой ответственности заметно различаются по различнымгруппам банков (структура на 1января 2008г.).
Сбербанк,занимающий 51,5% рынка вкладов, стоит «особняком» – у него вклады до400тыс. руб. имеют наибольшее значение – 71,6% общего объема, что объясняетсязначительным количеством средних и малых вкладов в его пассивах.
Востальных крупнейших игроках розничного рынка – банках с объемом вкладов более10млрд. руб. – преобладают крупные вклады (доля данной группы на рынке вкладов– 31,4%). В таких банках на вклады до 400тыс. руб. приходится 33,8% суммыдепозитов, что является минимальным уровнем по сравнению с другими группамибанков.
У банков с объемами привлеченных средств населения от 1 до 10млрд.руб. (данная группа занимает 14,1% рынка вкладов) наблюдается более высокаядоля вкладов, не превышающих 400тыс. руб. Она составляет 43,9% суммы ихвкладов.
Долястраховой ответственности АСВ по отношению к вкладам в перечисленных группах на1января 2008г. оценивается следующим образом: 81,1% в Сбербанке, 45,7% в банкахс объемом вкладов более 10млрд. руб. и 54,9% в банках с объемом вкладов от 1 до10млрд. руб. В целом в 2007г. по всем группам банков произошел рост долистраховой ответственности Агентства, вызванный повышением максимального размерастрахового возмещения со 190 до 400тыс. руб. с 26марта 2007г., однако по мерероста депозитной базы доля страховой ответственности Агентства будет постепенноснижаться.
На1января 2008г. вклады более 10млрд. руб. имели 50банков (5,5% численности). Приэтом в них сосредоточено 82,9% всей суммы вкладов. Указанное свидетельствует,что рынок вкладов населения характеризуется достаточно высокой концентрацией.
Средстваминаселения в размере от 1 до 10млрд. руб. обладают 234банка (25,8%), в сумме ониаккумулировали 13,7% средств.
414банков(45,6% по количеству) привлекли от 100млн. до 1млрд. руб. – в совокупности этосоответствует 3,3% привлеченных средств населения. Остальныебанки (210организаций или 23,1% общего количества), вклады физических лиц, в которых составляют менее 100млн. руб.,сумели аккумулировать лишь 0,2% средств населения.
Структура рынка вкладов физических лиц по количеству открытыхсчетов показывает похожее распределение. В целом можно отметить, что вслед заростом рынка вкладов происходит рост численности групп банков с большим объемомвкладов. За год, с 1января 2007г. по 1января 2008г. число банков, привлекшихсвыше 10млрд. руб. средств населения, выросло с 39 до 50. Количество банков собъемом вкладов от 1 до 10млрд. руб. увеличилось со 193 до 234банков.Соответственно снизилось число банков с объемом вкладов до 100млн. руб.
Следует отметить, что рост численности той или иной группы невсегда сопровождается соответствующим увеличением ее доли на рынке. Так, группасамых больших банков (с объемом вкладов свыше 10млрд. руб.) за период с 1января2007г. по 1января 2008г., помимо роста численности, увеличила долю на рынке с 81,6%до 82,9%. В тоже время группа банков с объемом вкладов от 1 до 10млрд. руб.,несмотря на рост своей численности, снизила долю на рынке вкладов с 14% до13,7%.
Это происходит потому, что наиболее крупные банки по мере роставкладов в них переходят в следующую группу, а новые, только перешедшие издругих групп банки, имеют относительно небольшой объем депозитов.
В 2007г. продолжилась тенденция постепенного сокращения доли 30-тикрупнейших по объему вкладов населения банков, – доля данной группы снизиласьна 1,7п.п., составив 77,2%. Данная тенденция наблюдается на протяжении уженескольких лет. Снижение концентрации вкладов в отчетномпериоде в первую очередь было вызвано снижением доли Сбербанка на рынке вкладовна 1,9п.п. Доли прочих банков из первой десятки также в основном снижались.Исключение составили группа ВТБ, Банк Москвы и Возрождение, доли, которыхнемного подросли. В свою очередь остальные 70банков из первой сотнипродемонстрировали рост заметно выше рынка (52%), а их доля выросла на 1,3п.п.до 11,9%. По нашему мнению, основными причинами этого являются более высокиеставки по вкладам плюс повышение размера страхового возмещения. Сумма этихфакторов позволила средним банкам активно включиться в борьбу за деньгисостоятельных вкладчиков, ранее отдававших предпочтение крупнейшим банкам.
В2008г. число банков, имеющих право на привлечение во вклады денежных средствфизических лиц, снизилось на 20пунктов до 886кредитных организаций, причемосновное сокращение пришлось на IVквартал 2008г., когда произошло 14 страховыхслучаев. По состоянию на 1января 2009г. в реестр банков – участников ССВ было включено 937банков. Объем размещенных в них средствнаселения составил около 5,9трлн руб., увеличившись в 2008г. на 14,7%.
Вобщем объеме вкладов населения в банках – участниках ССВ депозиты и счета, накоторые распространяется действие закона о страховании вкладов, застрахованныевклады занимают свыше 99%.
С1октября 2008г. максимальный размер страхового возмещения по вкладам былувеличен до 700тыс. руб. Одновременно была отменена ранее действовавшаяступенчатая шкала выплат и установлено стопроцентное покрытие суммы вкладов, непревышающих 700тыс. руб.
Посостоянию на 1января 2009г. 99,8% вкладов и счетов имели размер до 700тыс. руб.(по оценкам Агентства по страхованию вкладов (АСВ), около 50% этих вкладов исчетов имеют остатки менее 100руб.). На депозиты и счета до 700тыс. руб.приходится 63% всей суммы застрахованных вкладов.
На1января 2009г. размер страховой ответственности АСВ (обязательств по выплатестраховых возмещений) составлял 71,4% всех застрахованных вкладов, а без учетаСбербанка – 54,1%.
На1июля 2008г. при размере страхового возмещения в 400тыс. руб. уровень страховойответственности составлял 63,6% (без учета Сбербанка – 46,7%), а на 1января2008г. – 65,2% всех вкладов (без учета Сбербанка – 48,5%).
Структуравкладов и размер страховой ответственности заметно различаются по группамбанков (структура на 1января 2009г.).
Сбербанк,занимающий 51,8% рынка вкладов, стоит «особняком». У него вклады до700тыс. руб. имеют наибольшее значение – 80,4% общего объема, что объясняетсязначительным количеством средних и малых вкладов в его пассивах.
Востальных крупнейших игроках розничного рынка – банках с объемом вкладов более10млрд руб. – преобладают крупные вклады (доля данной группы на рынке вкладов –32,9%). В таких банках на вклады до 700тыс. руб. приходится 41,5% суммыдепозитов, что близко к минимальному уровню в сравнении с другими группамибанков.
У банков с объемами привлеченных средств населения от 1 до 10млрдруб. (данная группа занимает 12,3% рынка вкладов) наблюдается более высокаядоля вкладов – до 700тыс. руб. Она составляет 52,3% суммы их вкладов.
Долястраховой ответственности АСВ по отношению к вкладам в перечисленных группах на1июля 2008г. оценивается следующим образом: 87,6% – в Сбербанке, 51,6% – вбанках с объемом вкладов более 10млрд руб. и 60,7% – в банках с объемом вкладовот 1 до 10млрд руб. Произошедшее увеличение доли страховой ответственности АСВпо всем группам банков в 2008г. было вызвано повышением с 1октября 2008г.максимального размера страхового возмещения с 400 до 700тыс. руб.
На1января 2009г. вклады на сумму более 10млрд руб. имели 53банка (5,9%численности). При этом в них сосредоточено 84,7% всей суммы средств населения.Указанное свидетельствует о том, что рынок вкладов населения характеризуетсядостаточно высокой концентрацией.
Средстваминаселения в размере от 1 до 10млрд руб. обладают 236банков (26,4%), в сумме ониаккумулировали 12,3% средств.
399банков(44,7% по количеству) привлекли от 100млн до 1млрд руб. – в совокупности этосоответствует 2,8% привлеченных средств населения. Остальныебанки (205организаций или 23% общего количества),в которых вклады физических лиц составляют менее 100млн руб., сумели аккумулироватьлишь 0,15% средств населения.
Структура рынка вкладов физических лиц по количеству открытыхсчетов показывает похожее распределение.
В целом можно отметить, что вслед за ростом рынка вкладовпроисходит рост численности групп банков с большим объемом вкладов. В то жевремя за прошедший год данные изменения были не очень значительны. С 1января2008г. по 1января 2009г. число банков, привлекших свыше 10млрд руб. средствнаселения, выросло с 50 до 53, а количество банков с объемом вкладов от 1 до10млрд руб. увеличилось с 234 до 236банков. Соответственно, снизилось числобанков с объемом вкладов до 1млрд руб.
В первой половине 2008г. продолжалась тенденция постепенногосокращения доли 30-ти крупнейших по объему вкладов населения банков – доляданной группы в Iполугодии снизилась на 0,6п.п. до 76,6%. Данная тенденциянаблюдалась на протяжении нескольких лет.
Однако в III-IVкварталах 2008г. впервые за долгое время на фонекризисных явлений на финансовых рынках доля 30крупнейших на рынке вкладовбанков выросла до 79,1%.
Еслив Iквартале 2008г. снижение концентрации вкладов в первую очередь было вызваноснижением долей банков первой десятки (на 0,4п.п.), за исключением Сбербанка игруппы ВТБ, то во IIквартале сокращение доли крупнейших банков определялосьуменьшением доли Сбербанка – крупнейшей организации на рынке вкладов. При этомснижение доли Сбербанка (на 1,3п.п.) в целом было компенсировано перетокомсредств части клиентов в другие крупнейшие банки. В результате общее снижение30-ти крупнейших банков во IIквартале 2008г. составило лишь 0,2п.п.
ВIIIквартале начался обратный процесс – рост доли крупнейших банков в первуюочередь определялся ростом доли Сбербанка (на 0,5п.п.) и группы ВТБ (на0,2п.п.). Напротив, доли остальных крупнейших банков снижались, тем не менее вцелом доля всей группы выросла на 0,2п.п.
ВIVквартале рост доли 30 крупнейших банков (+2,3п.п.) определялся ростом долейСбербанка (+1,1п.п.) и группы ВТБ (+0,7п.п.), а также некоторых другихкрупнейших сетевых банков.
Всвою очередь, остальные 70банков из первой сотни в Iполугодии 2008г. показывалирост несколько выше рынка (15,5%), а их доля соответственно выросла на 0,4п.п.до 12,3%. Но в IIIквартале на фоне общей неопределенности на финансовых рынкахони сбавили темпы (1,4%), а в IV показали отрицательные темпы (–9,8%), врезультате чего их доля сократилась до 11%. Рост доли средних банков донедавнего времени был многолетней тенденцией. Одной из его причин была их болееактивная политика по привлечению средств населения во вклады. Однако в условияхнестабильности российские вкладчики предпочитают доверять свои сбережениякрупным федеральным банкам, а также банкам с преобладающим государственнымучастием.
Предполагаетсячто сумма страхования вкладов будет постепенно расти и дальше. Это повыситзащищенность мелких и средних вкладчиков, и увеличит их активность понакоплению сбережений. Для крупных вкладчиков, чьи сбережения исчисляютсямиллионами, такое увеличение ничего не дает. Им остается только выбирать междукрупными вкладами с самыми высокими процентными ставками, но без полногострахования вклада в одном банке или дроблением сбережений для размещения внескольких банках.
2.2Учет страхования вкладов
БанкРоссии установил следующий порядок бухгалтерского учета операций, связанных сосуществлением банками-агентами выплат Банка России по вкладам физических лиц(далее— выплаты Банка России) в признанных банкротами банках, не участвующих всистеме страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации(далее— банки-банкроты), и бухгалтерского учета в банках-банкротах сумм выплатБанка России. Основные понятия применяются в значениях, определенных статьей3Федерального закона «Овыплатах Банка России по вкладам физических лиц впризнанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладовфизических лиц в банках Российской Федерации».
1.Банк-агент осуществляет следующие бухгалтерские проводки:
1.1.В день получения от Банка России денежных средств, предоставленных дляосуществления выплат Банка России:
Дебетсчета №30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»
Кредитсчета №31213 «Депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитнымиорганизациями от Банка России до востребования» по лицевым счетам,открываемым по каждому банку-банкроту.
1.2.В день, указанный в объявлении о выплатах Банка России вкладчикам Дебет счета№31213 «Депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитнымиорганизациями от Банка России до востребования»
Кредитсчета №47422 «Обязательства по прочим операциям» по отдельномулицевому счету «Средства, полученные для осуществления выплат Банка России»по лицевым счетам, открываемым по каждому банку-банкроту.
1.3.Получение суммы агентского вознаграждения за организацию выплат Банка России:
Дебетсчета №30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»
Кредитсчета №70107 «Другие доходы» с отражением по символу «Комиссияполученная по другим операциям».
Вкладыграждан отличаются от вкладов юридических лиц более жесткими условиями –проценты по вкладам граждан не могут быть изменены банком в одностороннемпорядке, если это не оговорено в договоре вклада. Вести операции физических лицразрешается только банкам, проработавшим более двух лет и получившим разрешениена работу со средствами граждан.
Учетвкладов физических лиц ведется на пассивных счетах:
№423 – «Депозиты физических лиц-резидентов»;
№426 – «Депозиты физических лиц-нерезидентов».
БанкРоссии разрешает ведение учета вкладов физических лиц на отдельных программныхкомплексах с отражением операций на соответствующих балансовых счетах итоговымисуммами. Банк может привлекать средства граждан во вклады по истечении двух летработы с момента образования. При привлечение средств во вклад от физическоголица с ним заключается депозитный договор, а так же оформляется лицевой счетвкладчика. Взнос вклада наличными (8000 рублей) в кассу банка оформляетсяследующей бухгалтерской проводкой:
Дебетсчета. № 20202 «Касса кредитных организаций»;
Кредитсчета. № 423 (02-07) «Депозиты физических лиц».
Приходныекассовые операции совершаются с применением бланка приходного кассового ордера(см. приложение №8). Иногда ордер делают двусторонним: с оборота одной стороны– приходный, с оборота второй стороны – расходный. Правилами разрешаетсяоформлять документы и делать записи по счету до фактического внесения денежныхсредств в кассу банка. Ордера подписываются сотрудниками банка, отвечающими заработу с вкладами, и передаются кассиру совершения приходных кассовых операций.
Порядокпринятия вклада наличными деньгами.
Клиент.
1.Оформлениедоговора на открытие вклада и приходного кассового ордера, передача ихответственному исполнителю.
Ответственныйисполнитель.
2.Оформление лицевого счета и вкладной книжки вкладчика.
3.Отбор образцов подписей вкладчика на лицевой счет.
4.Проверка представленных документов. При правильном оформлении ответственныйисполнитель ставит свою подпись на документах.
5.Лицевой счет, приходный кассовый ордер, вкладная книжка и договор передаютсяконтролеру.
Контролёр.
6.Проверка документов. В случае правильного оформления закрепляет своей подписью.Лицевой счет и один экземпляр договора возвращаются ответственному исполнителю.
7.Подписывает вкладную книжку.
8.Приходный кассовый ордер регистрируется в кассовом журнале по приходу.
9.Приходный кассовый ордер и вкладная книжка передаются кассиру.
Кассир.
10.Проверяет приходный кассовый ордер, ставит свою подпись, принимает сумму денегот клиента и сверяет ее с суммой в приходном кассовом ордере.
11.Подписывает вкладную книжку и отдает ее вкладчику. Один экземпляр договора также возвращается клиенту.
12.Приходный кассовый ордер подшивается в документы дня.
Есливклад образуется посредством перевода со счета до востребования
(3200рублей), то проводки имеют вид:
Дебетсчета. № 42301 «Депозиты физических лиц до востребования»;
Кредитсчета. № 423 (02-07) «Депозиты физических лиц».
Прибезналичных переводах средств с вклада вкладчик заполняет бланк поручения наперевод (см. приложение №9). Бланк поручения состоит из двух частей: поручениявкладчика и извещения, которые заполняются вкладчиком. Поступление суммы вкладаиз другого кредитного учреждения отражается как:
Дебетсчета. № 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в БанкеРоссии»;
Кредитсчета. № 423 (02-07) «Депозиты физических лиц».
Проценты,начисляемые по вкладам, относятся на операционные расходы банка в момент ихвыплаты или причисления ко вкладу. В первом случае эта операция отражаетсяследующим образом:
Дебетсчета. № 70203 «Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам»;
Кредитсчета. № 423, 426 «Депозиты физических лиц», 20202 «Кассакредитной организации».
Еслипроценты не причисляются ко вкладам, то их начисление отражается проводкой:
Дебетсчета. № 47502 «Предстоящие выплаты по операциям, связанными спривлечением денежных средств от клиентов (кроме банков)»;
Кредитсчета. № 47411 «Начисленные проценты по вкладам».
Привыплате процентов вкладчику делают запись:
1.Через кассу
Дебетсчета. № 47411 «Начисленные проценты по вкладам»
Кредитсчета. № 20202 «Касса кредитной организации».
2.В безналичном порядке путем перевода процентов на счет в других банках
Дебетсчета. № 47411 «Начисленные проценты по вкладам»;
Кредитсчета. № 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в БанкеРоссии».
Причислениепроцентов во вклад:
Дебетсчета. № 47411 «Начисленные проценты по вкладам»;
Кредитсчета. № 423, 426 «Депозиты физических лиц».
Одновременнорасходы будущих периодов списываются на расходы проводкой:
Дебетсчета. № 70203 «Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам»;
Кредитсчета. № 47502 «Предстоящие выплаты по операциям, связанным с привлечениемденежных средств от клиентов».
Ежемесячно,в последний день месяца банк осуществляет наращивание процентов и в день ихначисления делается проводка:
Дебетсчета. № 47502 «Предстоящие выплаты по операциям, связанным с привлечениемденежных средств от клиентов».
Кредитсчета. № 47411 «Начисленные проценты по вкладам».
Процентыначисляются от начала срока вклада или от дня последнего начисления процентовдо последней даты месяца. Также необходимо отметить, что по депозитам гражданначисленные проценты подлежат обложению подоходным налогом в том случае, еслипроцентная ставка превышает ставку рефинансирования Банка России.
Прижелании закрыть вклад клиент должен предоставить в банк договор о вкладе ивкладную книжку, которая должна быть погашена. Банк предлагает клиенту оформитьрасходный кассовый ордер на сумму вклада и процентов по нему Схемудокументооборота на закрытие вклада можно представить так:
Схемадокументооборота на закрытие вклада.
Клиент
1.Представляет депозитный договор и вкладную книжку ответственному исполнителю.
Ответственныйисполнитель.
2.Проверяет предъявленные документы, записи во вкладной книжке и по лицевомусчету.
3.Начисляет проценты на день закрытия вклада и делает соответствующие записи влицевом счете и вкладной книжке.
4.Предлагает клиенту оформить расходный кассовый ордер на сумму вклада ипроцентов по нему.
5.Передает контролеру лицевой счет вкладчика, его вкладную книжку и расходныйкассовый ордер контролеру.
Контролёр.
6.Проверяет записи в лицевом счете и вкладной книжке, в подтверждение проверкиставит свою подпись.
7.Подписывает расходный кассовый ордер и регистрирует его в журнале расходов.
8.Лицевой счет вкладчика закрывается и передается ответственному исполнителю длясдачи в специальный архив.
9.Вкладная книжка и расходный кассовый ордер передаются кассиру.
Кассир.
10.Проверяет представленные документы и в подтверждение правильности ставит своюподпись.
11.Уточняет сумму к выдаче у клиента, выдает деньги клиенту и погашает вкладнуюкнижку.
12.Вкладная книжка и расходный кассовый ордер погашаются и подшиваются в документыдня.
Пример.
Вкладчикимеет в банке рублевых вклада на общую сумму 380 000 рублей икапитализированные проценты на день наступления страхового случая 16 000рублей. Кроме того, этот вкладчик имеет в банке задолженность по кредиту.Непогашенный остаток потребительского кредита на этот же момент составляют 30000 рублей, а начисленные, но еще не непогашенные проценты по нему 475 рублей.Итак, получается, что:
Размеробязательств банка перед вкладчиком составляет:
380000 + 16 000 = 396 000 (руб.)
Размервстречных требований данного банка к вкладчику:
30000 + 475 = 30 475 (руб.)
Размеробязательств банка за вычетом встречных требований к вкладчику:
396000 – 30 475 = 365 525 (руб.)
Суммастрахового возмещения составит:
(100000 х 100% + 265 525 х 90%): 100 = 338 972,5 (руб.)
Остаток,не покрытый страховкой, составит:
365525 – 338 972,5 = 26 552,5 (руб.)
Итак,пример показывает, что чем больше была сумма вклада, тем больше оказалисьвозможные потери, не покрытые страховым возмещением. И сам собой напрашиваетсявывод – нельзя хранить слишком большие суммы средств на вкладах в одном банке.Их надо рассредоточивать в нескольких банках.
Глава3. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов
Всистеме страхования вкладов по состоянию на 1 июля 2009 года зарегистрировано 935банков, однако требованиям к участникам этой системы перестали соответствоватьцелый ряд игроков. Одним из критериев соответствия банка требованиям к участиюв системе страхования вкладов является его финансовая устойчивость. Онапризнается Банком России достаточной при получении удовлетворительных оценок попяти группам показателей: достаточности капитала, качества активов, качествауправления банком, рентабельности и ликвидности. Чтобы избежать массовогоисключения банков из системы страхования вкладов, Ассоциация российских банковобсуждала с Банком России поправки в закон о страховании вкладов,предполагающие радикальное изменение подхода к оценке финансовой устойчивостибанков для участия в ССВ.
ИдеяАРБ, состоит в том, чтобы запрет на привлечение средств граждан во вклады ЦБвводил лишь при наличии оснований для отзыва у банка лицензии. Первые прогнозыпо возможному массовому исключению банков из системы страхования вкладовпоявились еще в начале октября.
Самибанки официально не признаются в несоответствии требованиям для работы совкладами, однако столь масштабное послабление, естественно, приветствуют.«Когда требования у финансовой устойчивости банков для участия в ССВутверждались, такой подход был правильным. В условиях кризиса, когда показателифинансовой устойчивости снижаются по объективным причинам у большинства банков,докризисный подход был бы формализмом: в результате проблемы могут возникнуть утого же АСВ, которому придется выплачивать возмещение вкладчикам слишком многихбанков».
Основнаяпроблема, которую финансовому сообществу предстоит решать совместно с государством,- это изменение менталитета россиян в части банковских вкладов. Необходимоуходить от стереотипа, будто банковские вклады и услуги – это удел лишь оченьбогатых людей. Крупные банки могут воспользоваться ситуацией и переманить частьвкладчиков из мелких и средних банков. Именно небольшие банки, особеннорегиональные, сейчас находятся в группе риска: отток депозитов из некоторыхтаких структур составил около половины от общего портфеля.
Всвязи с этим остро встают два вопроса. Во-первых, не слишком ли мягким былотбор банков в систему страхования вкладов. Проблема не в критериях отбора, а втех нормативах, которым должны соответствовать банки, уже будучи в системестрахования вкладов. Эти нормативы недостаточны, они «не отражают возможногориска», следовательно, более жесткий отбор банков не решает проблемы.
Второйвопрос, обсуждаемый уже довольно давно, — это возможность введения безотзывныхвкладов. С одной стороны, это позволило бы избежать проблемы вымываниядепозитов, но с другой стороны это вполне возможным, лишь усилило бы паникунаселения. Кроме того, и это отмечает Агентство по страхованию вкладов, в любомслучае такой закон, если он появится, не будет иметь обратной силы, то есть небудет распространяться на уже действующие вклады.
Ещеодна проблема — это проблема российского менталитета. «Большая частьнаселения считает, что не слишком богата, чтобы делать сбережения». Ноесть и «юридическая» проблема: она состоит в том, чтобы взаимоувязатьвклады и кредиты. Например, определенная накопленная сумма вклада может статьосновой для жилищного кредитования. Для решения этой проблемы нужнасоответствующая законодательная основа, и проект закона, касающийся жилищныхнакопительных вкладов, уже разработан.
Выявленыобщие черты и различия «вклада» и «депозита» всберегательной, накопительной, инвестиционной и страховой функциях. Обоснованоразличие между понятиями «страхование» вкладов и «гарантирование»вкладов. Последнее является более широким явлением, включающим систему правовыхнорм, организационно-финансовых механизмов и участие государства. Доказано, чтоиспользование термина «страхование» применительно к банковскимвкладам правомерно лишь в качестве составляющего элемента общенациональнойсистемы их гарантирования. Аргументирована целесообразность внесения измененийв Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации» в части установления норматива страхового взноса.
Системастрахования вкладов – это надежная защита депозитов граждан, однако она нерассчитана на крупномасштабный кризис. Если государство не захочет потерятьбанковский сектор, то ему придется компенсировать вклады в сгоревших банках изсвоих резервных фондов. На заседании Госдумы был принят в первом чтениизаконопроект о повышении уровня страхового возмещения по частным вкладам до 700тысяч рублей.
Пополнениефонда АСВ происходит за счет регулярных, ежеквартальных платежей коммерческихбанков. Однако надо полагать, у Агентства существуют внутренние, пусть даже инеопубликованные, ориентиры, собственное представление об объеме страховогофонда. И как только определенная планка будет достигнута, скорее всего,произойдет увеличение страхового покрытия. То есть Агентство будет привлекатьбольше ресурсов и направлять их на страхование более существенных суммавкладов. по ликвидации должно обеспечить определенное равенство кредиторов.
АСВсамо станет одним из кредиторов: оно обязано обеспечить страховые выплатывкладчикам и, соответственно, от их лица приобретает право требования к этомуже ликвидируемому им банку. В итоге получается, что ликвидацией банказанимается один из кредиторов. Налицо конфликт интересов. Возможно, что онбудет решаться за счет разделения функций на институциональном уровне внутрисамого Агентства".
Заключение
Привыходе российской экономики из состояния депрессии потребность в страховыхуслугах будет расти вместе с ростом объемом хозяйственной деятельности. Вомногих отраслях страхование является необходимой предпосылкой экономическогороста, его составной компонентой. Это относится, в частности, к инвестициям вжилищное строительство, которое финансируются ипотечным кредитованием игарантируются в значительной части страхование жизни заемщика в пользукредитора. Поэтому более чем скромные объемы российского страхования отнюдь несвидетельствуют об отсутствии у него огромного потенциала развития.
Темакурсовой работы выбрана, потому что это касается каждого человека. В процессенаписания курсовой работы было изучено много литературы, на основании которой ибыли сделаны все выводы.
Впервой главе были рассмотрены все виды страхования вкладов, проведены различныеанализы и приведены характеристики по страхованию вкладов.
Вовторой главе проведен анализ системы страхования вкладов по развитию системыстрахования за 2007 – 2009 годы. Рассмотрены порядок бухгалтерского учетаопераций, связанных с осуществлением выплат по вкладам физических лиц, порядокпринятия вклада наличными деньгами, схема документооборота на закрытие вклада ит.д.
Втретьей главе делается упор на проблемы и перспективы развития системыстрахования вкладов на основе всех изученных материалов.
Восстановлениедоверия к банкам будет способствовать усилению притока денежных ресурсов набанковские счета и обеспечит дополнительный внутренний источник развитияэкономики.
Списокиспользованных источников
1. Федеральный закон от 22 декабря 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках».
2. Федеральный закон от 27 октября 2008 года «Обанках и банковской деятельности».
3. Федеральный закон от 19 июля 2000 года «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
4. План счетов бухгалтерского учета в кредитныхорганизациях, 2009.
5. Белоглазова Т.Н., Кроливецкая Л.П., Банковскоедело, С.-П., 2004
6. Букато В.И., Головин В., Банки и банковскиеоперации в России, М., «Финансы и статистика», 2005.
7. Булатов А.С., Экономика. — М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005.
8. Воблый К.Г. Страховое дело: Основы экономиистрахования. – М.: «АНКИЛ», 2006.
9. Галаганов В.П. Страховое дело. – М.: «Академия»,2006.
10. М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. Банковскиеоперации. – М.: «Академия», 2008.
11. Книга страховщика. Книга страхового менеджера/ответственный редактор. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. – М.: «СОМИНТЭК»,2004.
12.Коломин Е.В. К закону «О страховании».2007. //" Банковское дел/>/>о.2006.-№5.- С. 18-24.
13. Крутик А.Б., Т.В. Никитина, Страхование, изд.Михайлова В.А., С.-П., 2005.
14. Лаврушин О.И., Банковское дело, «Финансы истатистика», М., 2004.
15. Мусина А.Д. Страхование. Учет и налоги.- «Вершина»,2008.
16.Николенко Н.П. Состояние и перспективы развитиядобровольного страхования в России. «Финансы». 2005. — №2.-с.44 – 49.
17.Страховое дело. /Под редакцией профессораРейтмана Л.И. – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2003.
18. Страховое дело. /Под редакцией профессораРеймана Л.И. – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2005.
19. Т.А. Федорова, Основы страховой деятельности,М., изд. БЭК, 2004.
20.Фогельсон Ю. Введение в страховое право. – М.: ИздательствоБЕК, 2005.
21. Худяков А.И. Теория страхования. – «Статус»,2009.
22.Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.:Страховой полис, ЮНИТИ, 2001.
23. Шахов В.В. Введение в страхование: Учебноепособие. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Финансы истатистика,2006.