Реферат по предмету "Педагогика"


Физическая подготовка

Оглавление
Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся   2
1.1. Теоретическая подготовка… 5
1.2. Общая физическая подготовка… 6
1.3. Средства профессионально-прикладной физическойподготовки… 9
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей   11
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ   25
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ… 36
4.1. Организация учащихся на занятиях… 41
Заключение. 43
Глава I. Характеристика возрастных особенностейучащихся
В средних истарших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. Повозрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст- юноши 13-16 лет, девушки — 12-15 лет и юношеский возраст — юноши 17-21 год идевушки — 16-20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна ипозволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако вкаждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастныеособенности организма в значительной степени обусловливают содержание иметодику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подборсредств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования
Возраст 15-20лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этоговозраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширениеприспособительных возможностей организма.
Формированиескелета заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому временисформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16-18 годамзаканчивается формирование стопы. В возрасте 15-16 лет особое вниманиепреподавателя физического воспитания должно быть обращено на формированиеправильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия дляфункционирования внутренних органов и организма в целом.
У женщинрост заканчивается в 20-22 года, у мужчин в 23-25 чет. Рост тела сочетается сизменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могутпривести к задержке роста.
С возрастомувеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжаетвозрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается вменьшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу тела у подростков 15 летсоставляет 32,6%, а у юношей 17-18 лет — 44,2%.
К 18-21годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральнойнервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большойподвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормознымипроцессами.
В возрасте11-18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры сердца к 15-17годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объемполостей сердца в 13-15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250-300 см3. Еслиза семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30-35%, то за четыре года (от14 до 18) — на 60 — 70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение'просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеровтела. В возрасте 15-20 лет у 10 — 15% юношей и девушек отмечается относительное«малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессовпосле нагрузки.
Частотасердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а ввозрасте 20 лет — у юношей 65-70, у девушек 70-75 ударов в минуту.
Вобеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скоростькровотока. Время кругооборота крови в 14-16 лет составляет 18с, а у взрослых — 17-29с.
Дляукрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняяфизическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физическихнагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.
С возрастомпроисходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела потребность вкислороде увеличивается и органы дыхания работают более напряженно. Так,минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110-130мл, у взрослого же всего лишь 80-100 мл. Функциональные возможности аппаратадыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальнаялегочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14-16лет — 45 л, в 17-18 лет — 61 л в минуту. Особенно велика роль физическоговоспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращатьвнимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) груднойклетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильнодышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания.При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит вединстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периодыпредъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех илииных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрениясовершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зренияобеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышенияфункциональных возможностей растущего организма.
Уровеньразвития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическимнагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностейорганизма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень выносливостинаблюдается обычно к 23-25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17-18лет и особенно в 15-16 лет необходимо строго дозировать.
В возрасте15-16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствованиенервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако взанятиях с учащимися этого возраста следует воздерживаться от силовыхупражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создаютнесколько позднее в 19-20 лет.
Необходимоподчеркнуть, что обучение в средних и старших классах совпадает с периодомполового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость инеустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развитияучащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологическиевозможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтомув процессе физического воспитания важен индивидуальный подход. 1.1. Теоретическая подготовка
В процессеобучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общиесведения о физкультурном движении и организации физического воспитания; гигиеническиеосновы физического воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкойатлетине, спортивным играм, плаванию.
Знаниегигиенических основ физического воспитания имеет важное значение дляорганизации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры вих быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха,систематические занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условиеуспешного решения задач физического воспитания, предусмотренных программой. Полученныезнания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общимигигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.
Даваятеоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки, учащихсяследует познакомить с основами техники различных видов спорта, профилактикойтравматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместес практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивномусовершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в'быт учащихся.
Методысообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоретические сведения впроцессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителямифизического воспитания. 1.2. Общая физическая подготовка
Она составляетглавное содержание занятий физическими упражнениями в школах.
Основнымивидами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжнаяподготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятияпо гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным игрампредставляют собой единый процесс физического воспитания.
Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которогорешается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуютсякоординация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечнаячувствительность и др.
Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечиваетсяспециальная физическая подготовленность для успешного выполнения программныхтребований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играетбольшую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместес тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения идыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ееследует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.
Программа погимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и спредметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии,лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетикаимеет большое оздоровительное и прикладное значение.
Легкаяатлетика в учебной работе в школах содействует более успешному выполнениюучащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняетнедостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и впервую очередь гимнастике и плаванию.
Программа полегкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бегна короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толканиеядра, метание гранаты.
Лыжнаяподготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводитсязначительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательныйаппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловищаи брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярнаяустойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышаетсязакаленность организма.
Лыжнойподготовке способствуют предварительные занятия другими видами физическойподготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особоезначение имеет развитие общей выносливости.
Программа полыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения,строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов,подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части иправилах ухода за лыжным инвентарем.
Спортивныеигры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищопределенное место занимают спортивные игры.
В программепредусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом,волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбратьспортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятныеусловия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышаютэмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям,спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умениеподчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.
Спортивныеигры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха,содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другимосновным разделам физического воспитания.
Занятияплаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела,воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальномположении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плаваниезначительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции,способствуя закаливанию организма.
Обучениеплаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению физическойкультуры в быт учащихся.
Программа поплаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучениетехнике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотреноизучение плавания брассом на груди.
В связи стем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главнымявляются обучение технике плавания.
Занятиетуризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристическиепоходы проводятся во внеучебное время — в выходные дни по специальному плану. Онимогут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется взависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятсяс активным передвижением по всему маршруту.
Туризмпредоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятияэтим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладениенавыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуютвнедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся. 1.3. Средства профессионально-прикладной физическойподготовки
В качествесредств физической подготовки используют главным образом физические упражнения.
Взависимости от методической организации, от объема, интенсивности выполнения идругих условий одни и те же упражнения могут давать различный тренировочныйэффект. Исходя из этого средства физической подготовки систематизируют в группыпо их преимущественному значению для решения конкретных педагогических задач.
Для развитияважных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую,скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главнымобразом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики,спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, накоторые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развитьфизические качества, требуемые той или иной профессией.
Дляформирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяюттак называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание),упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма кнеблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующиеупражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но иодновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивостьк перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительнымтеплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах,коньках, спортивными играми, фехтованием.
Длясовершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на сигналы,восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других — большое значениеимеют используемые направленно физические упражнения и занятия определеннымивидами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качествнеодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активностьсоответствующих психических функций и степень их проявления. Например,спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект,быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точностьмышечных усилий при действии руками и др.
Совершенствованиюволевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми,прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементамиопасности и др.
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей июношей
Методикаучебно-тренировочной работы с детьми и. юношами по спортивным играм исходит изобщих положений педагогики и теории физического воспитания. Основу этойметодики — составляют:
1. полноесоответствие используемых методов особенностям психофизического развития детейи подростков;
2. осуществлениеспециализации на базе всесторонней физической подготовки;
3. строгоесоблюдение принципов доступности, постепенности и систематичности;
4. органическоеединство обучения, тренировки и воспитания;
5. овладениеспортивной специализацией на основе широкой универсальности;
6. тесноесотрудничество педагогов, врачей, родителей и школы.
Исходнымпунктом правильной организации занятий с детьми и подростками должно бытьглубокое понимание исключительно важного значения всесторонней физическойподготовки. Иначе узкая спортивная специализация нарушит естественный ходразвития организма и ослабит здоровье занимающихся. Поэтому одна из главныхзадач обучения и тренировки заключается в правильном сочетании всестороннейфизической подготовки со спортивной специализацией.
Результатыспортивной тренировки в большой мере зависят и от того, насколько удачно сумеетпреподаватель организовать обучение технике и тактике; сделать его интересным идоступным для понимания данной возрастной группы. Почти на всем протяжениизанятий с детьми младшего и среднего школьного возраста ведущее место отводитсякомплексному игровому методу (игра — обучение — игра). И лишь когда возраст детейдостигает 13-14 лет, на смену игровому методу постепенно приходитаналитико-синтетический метод (упражнение-игра — упражнение).
Особоезначение в работе с детьми имеет высокая эмоциональность процесса обучения. Однообразные,скучные занятия не дают хороших результатов и являются главной причинойбольшого отсева занимающихся. Чем младше возраст детей, тем больше потребностьв эмоциональности занятий. Высокая эмоциональность может быть результатом: 1) разнообразиясредств, методов и форм работы; 2) использования игровой соревновательной формыупражнений и большого количества игр; 3) чередования регламентированной исвободной деятельности динамического характера; 4) постановки конкретных целей,доступных возможностям занимающихся; 5) создания дружеских отношений вколлективе и между занимающимися и преподавателем; 6) регулярного участия всоревнованиях.
Для занятийспортивными играми группы создаются из детей одинакового возраста и пола. Вкаждой из этих групп дети занимаются, как правило, до двух лет. Из младшихшкольников (8 — 10 лет) комплектуются подготовительные группы. Школьники 11 — 12лет входят в группы начальной подготовки. В подростковые группы включаютсяшкольники, достигшие 13-14 лет. Из юношей формируются две группы — младшая (15-16лет) и старшая (17-Шлет).
Перед каждойиз групп ставятся свои. задачи. Так, в подготовительных группах главноевнимание уделяется отбору кандидатов для систематических занятий избраннымвидом игр, укреплению здоровья и улучшению физического развития, повышению уровняфизической подготовки; изучению основ техники и тактики и освоению процессаигры по упрощенным правилам; подготовке и сдаче норм ГТО. В группе начальнойподготовки решаются задачи комплектования, развития быстроты, ловкости,координации и способности к ориентировке; изучения техники и тактики; освоенияправил игры и сдачи нор комплекса ГТО. В подростковой группе основное вниманиеуделяется совершенствованию физической подготовки с преимущественным развитиембыстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости;овладению техникой и тактикой игры; участию в официальных соревнованиях и сдаченорм ГТО.
В младшейюношеской группе ведущими задачами будут достижение высокого уровняразносторонности физической подготовки, осуществляемой на основе комплексногосочетания средств, направленность на развитие ловкости, скоростно-силовыхкачеств и специальной выносливости; изучение и совершенствование техники итактики; приобретение соревновательного опыта, выполнение разрядных требований;сдача норм комплекса ГТО и получение звания «Юный судья по спорту».
При занятияхсо старшими юношами ведущими становятся задачи достижения высокого уровняспециальной физической подготовленности; совершенствования техники игры и ееиндивидуализация; овладения всеми тактическими средствами и формами веденияигры; накопления соревновательного опыта. Старшие юноши готовятся к выполнениюразрядных требований, получению звания инструктора-общественника и судьи поспорту, к сдаче норм III ступени комплекса ГТО назолотой значок.
Различие взадачах учебно-тренировочной работы с разными контингентами школьников требуетвыделения на отдельные стороны подготовки различного объема учебного времени. Навсем протяжении периода тренировки в детских и юношеских командах почти равноевремя отводится физической подготовке и изучению техники и тактики. Причемвначале большее место занимает физическая подготовка.
Вподготовительной группе на занятия по физической подготовке отводится 60%, вгруппе начальной подготовки — 50% учебного времени. Затем удельный весфизической подготовки постепенно сокращается, достигая в старшей юношеской группе35-37%. Соответственно увеличивается объем учебного времени, используемого натехнико-тактическую подготовку. В подготовительной группе для этого выделяется40%, в группе начальной подготовки — 50%, в подростковой и-юношеских группах — 60-65%времени. Постепенно изменяется и соотношение между общей и специальнойфизической подготовкой. Работа над развитием специальных двигательных качестввпервые начинается в группах начальной подготовки, где на эти цели выделяетсяпятая часть времени, отводимого физической подготовке. Затем это соотношениевсе более выравнивается, достигая в старшей юношеской группе 50% времени,используемого с этой целью. Практически неизменным остается лишь толькосоотношение времени, выделенного на теоретическую подготовку (2%), хотя вабсолютных цифрах количество часов, посвященных изучению теории, увеличивается.
Физическаяподготовка в детских группах складывается из общей и специальной подготовки. Приэтом общая подготовка основывающаяся на комплексе ГТО, занимает основное местои' предшествует углубленной работе над специальными качествами. В началеспециализированных занятий на физическую подготовку выделяется более половинывсего учебного времени, затем ее доля уменьшается. На начальном этапе подготовкизанятия основным видом спорта полезно сочетать с использованием разнообразныхупражнений иного характера и занятиями другими видами спорта (например, хоккейсочетается с теннисом, баскетбол — с легкой атлетикой и т.д.). Позднее, спереходом на углубленную специализацию, другие виды спорта используются какдополнительные. Работа над специальной физической подготовкой начинается придостижении подросткового возраста. Однако и в дальнейшем большое местоотводится общей физической подготовке.
В группахмладшего возраста (7-12 лет) соотношение средств физической подготовки исредств изучения техники и тактики на протяжении учебного года остается безсущественных изменений. В среднем и старшем возрасте это соотношение меняется изависит от периода учебно-тренировочной работы. Например, на физическуюподготовку юных футболистов время по периодам (в%) может распределяться так (поА.М. Четырко): Во всесторонней физической подготовке детей младшего возрастаглавный упор делается на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстротыреакции и сообразительности. В то же время параллельно, но не акцентируя наэтом особого внимания, следует развивать силу и общую выносливость.
Организмдетей младшего возраста нужно готовить к — специфической нагрузке постепенно. Упражненияна развитие быстроты лучше всего проводить с достаточными паузами отдыха. Повышатьнагрузку нужно незаметно для занимающихся, используя для этого упражненияигрового характера.
Развитиебыстроты и ловкости остается главной задачей и в средней возрастной группе. Нотеперь оно осуществляется главным образом посредством упражнений с мячом, чтопозволяет приобрести специальные качества, необходимые при объединении движенийс техникой владения мячом. Целенаправленное развитие силы и выносливостипроводится прежде всего в форме силовых и комбинированных упражнений,одновременно с развитием ловкости и быстроты. Наиболее подходящим для этого являетсяметод круговой тренировки.
В старшемюношеском возрастете 16 лет) начинается углубленная работа над развитиемспециальных двигательных качеств, и особенно силы и выносливости. Быстротадвижений без мяча и с мячом все более объединяется с техническими навыками. Вподготовительном периоде большое внимание уделяется силовым упражнениям. Выносливостьразвивается с учетом физической подготовленности занимающихся. При этом придерживаютсяпринципа большей частоты при сравнительно меньшей интенсивности нагрузок. Вотдельные периоды нагрузка приближается к соревновательной. С этой целью можетбыть использован интервальный метод тренировки. Самое большое увеличениенагрузки должно падать на последнюю треть занятий. Использование высокихнагрузок в старшем юношеском возрасте следует рассматривать как необходимуюпредпосылку к достижению высоких результатов в последующие годы.
Отсутствиедолжного внимания к воспитанию у юношей привычки всегда действовать на поле смаксимальной быстротой и отдачей сил может привести к закреплению неправильногонавыка игры вполсилы на замедленной скорости. В дальнейшем эта привычка можетстать препятствием к достижению высокого мастерства.
Физическаяподготовка детей осуществляется в основном при помощи тех же средств, что и увзрослых. При этом огромное значение приобретает широкое использованиеподвижных игр, упражнений с предметами и специальных упражнений с мячом.
В общем видеметодическая последовательность физической под-. готовки детей и подростковсводится к плавному переходу от развития быстроты, ловкости, динамической силык развитию выносливости с последующим максимальным ее совершенствованием назанятиях избранным видом спортивных игр.
Большуюпользу в занятиях с детьми приносят летние спортивно-оздоровительные лагеря,где совершенствование в игровых навыках проводится в сочетании с самой широкой физическойподготовкой, на которую выделяется до 65-75% учебного времени.
Техническаяи тактическая подготовка детей отличается некоторыми особенностями. Приобучении детей технике игры с гораздо большей последовательностью, чем взанятиях со взрослыми спортсменами, нужно придерживаться правила от главного квторостепенному, а при обучении тактике — от общего к частному. При этом чемменьше возраст занимающихся, тем более точно надо следовать этим принципам. Необходимоизбегать и характерных ошибок я подготовке детей. В погоне за очками некоторыетренеры основной упор делают на отбор физически одаренных ребят, с которымисразу ведется работа главным образом над тактикой командной игры. Вначалекоманды, скомплектованные подобным образом, выигрывают, но затем темпы роста ихрезко замедляются: сказывается отсутствие у юных игроков солидного техническогофундамент. Восполнить этот пробел в дальнейшем очень трудно.
В занятиях сдетьми, как уже говорилось, ведущее место должен занимать игровой метод. Приизучении отдельных элементов очень важно максимально использовать игры иигровые упражнения.
Сначалапроводятся соревнования на правильность и точность выполнения, затем наточность и быстроту. Потом переходят к упражнениям, включающим в себя соревнованияс противником, противоборствующим заранее обусловленным образом, после этогоприменяют упражнения в соревновании с противником, действующим произвольно, и,наконец, самыми последними используют игры подвижные и избранную). В младшемвозрасте использование игр в одном занятии может достигать 50-60% учебноговремени.
Прииспользовании игрового метода следует избегать применения тех же игр, что и взанятиях со взрослыми спортсменами, и двусторонней игры как единственногометода обучения тактике.
В обучениидетей, особенно младшего возраста, главное место занимают разнообразные подвижныеигры. Посредством их осуществляется обучение и технике и тактике избранной спортивнойигры. В этих играх совершается последовательный переход от не командных игр киграм с разделением на команды. Чтобы облегчить усвоение изучаемого материала,вначале используются игры в которых играющие не вступают в непосредственнуюборьбу друг с другом. Затем предлагаются игры с борьбой за мяч, где у нападающихвсегда имеется численный перевес над защищающимися.
На последнемэтапе шансы команд уравниваются, снимаются и всякие ограничения в передвиженииигроков по площадке. Теперь от игр, приближенных к изучаемой спортивной игре,переходят к упрощенным ее вариантам (игра в уменьшенных составах, с разделениемполя на зоны и т.д.).
Приразучивании нового материала основным в занятиях с детьми должен быть методцелостного обучения, применяемый в сочетании с подводящими упражнениями. Методрасчлененного обучения используется изредка, главным образом когда движениеочень сложное, или при разучивании многоходовых тактических комбинаций. Целостноеобучение полезно начинать с движения без мяча. Изучение отдельных приемовдолжно проходить с соблюдением такой последовательности: 1) от движений безмяча к движениям с мячом; 2) от упражнения на месте к упражнению во время бега!3) от простых, одиночных движений к движениям сложным, комбинированным; 4) отдвижений ритмичных, медленных к движениям неритмичным, выполняемым ссоревновательной скоростью.
Занятия сдетьми 7-9 лет в таких играх, как теннис, хоккей, баскетбол, имеют цельюзаинтересовать детей игрой и подготовить к последующей специализации. В этовремя осуществляется общее ~ ознакомление с содержанием и правилами игры,прививаются некоторые элементарные и необходимые навыки (например, передвижениена коньках в хоккее). Все обучение проводится через всевозможные игры, особенноподводящие. Важно больше показывать, чем объяснять. Особенно полезнопреподавателю самому включаться и игру, показывая детям образцы правильнойтехники и тактики.
В роботе сдетьми 10-12-летнего возраста главный упор делается на овладение техникой ииндивидуальными тактическими действиями. Основным средством подготовкипо-прежнему остаются игры, приспособленные к возрастным возможностямзанимающихся. Чтобы формирование навыков проходило правильно, целесообразнопрежде всего уменьшить вес и размеры используемого инвентаря (например,уменьшить размер мяча л высоту кольца в баскетболе, размер ворот в футболе). Можнотакже снижать нагрузку, сокращая размеры площадки, время игры и увеличиваяколичество перерывов в игре. Кроме того, практикуется упрощение правил,увеличение числа замен с обязательным участием в игре каждого заявленного впротоколе и т.д.
Наряду спрактическим овладением техникой и тактикой в 10 — 12-летнем возрасте полезноначинать систематическое изучение правил и теории игры.
В, занятияхс детьми очень важно уделять серьезное внимание развитию зрительнойориентировки. Специальные упражнения, развивающие этот навык, выполняются как восновной, так и в подготовительной части урока. Учитывая сложность ориентировкив соревновательной игровой обстановке при изучении тактических навыков,целесообразно чаще использовать игры в уменьшенном составе (2X2, 3x3, 4Х4, и т.д.).
Вбольшинстве случаев ошибки при обучении детей техническим приемам бывают общими.Устраняются они повторным объяснением, упрощением выполнения, расчленениемдвижения. В исправлении ошибок важна наглядность. Поэтому надо показывать детями правильное и неправильное выполнение приема и давать им такие задания, прикоторых они вовремя могли бы видеть' результат своих действий. Ошибки,возникающие из-за слабой физической подготовки, устраняются индивидуально.
Урок сдетьми младшего возраста должен отличаться особым разнообразием материала иформ работы. Этого можно достичь решением в уроке не одной, а двух-трехразличных задач. Важно, чтобы используемые упражнения носили комплексныйхарактер и включали в себя несколько различных движений. При обучении технике итактике нужно подбирать упражнения с конкретной игровой обстановкой, иначе онибудут непонятны детям и не вызовут у них интереса.
Для занятийс подростками 13-15 лет характерна значительно большая глубина технико-тактическойподготовки. Главная задача учебно-тренировочной работы состоит в уточнении исовершенствовании основных элементов игровой деятельности, приобретении навыковиндивидуальных и групповых действий в наиболее часто повторяющихся игровыхситуациях. В этом возрасте важно завершить изучение технических приемов иустранить имеющиеся ошибки.
Изучениеигровых действий проводится аналитико-синтетическим методом, когда определенныеигровые положения делятся на типовые комбинации и последовательно изучаютсявходящие в них индивидуальные и групповые действия, которые затем соединяются. Освоениеотдельных элементов, как и прежде, должно проводиться с использованием большогоколичества игр и игровых упражнений (1x1, 2X1, 3X2, 3X3 и т.д.). Ширеиспользуются двусторонние игры с неполными и полными составами команд; Важноезначение при этом имеет руководство действиями играющих, осуществляемоепредварительной постановкой задач, введением дополнительных условий,остановками игры и объяснением ошибок. Однако надо проявлять известнуюосторожность, так как обилие установок, строгая регламентация игры, большиепаузы ведут к потере занимающимися интереса к игре. Углублению теоретическихзнаний способствуют разборы проведенных игр.
Дляоблегчения усвоения материала в урок включается изучение не более одного — двухтехнических приемов и чередуются упражнения менее интересные с упражнениямиэмоционального характера, упражнения с интенсивной нагрузкой — с моментамиотносительного отдыха и упражнения на месте — с упражнениями в движении. Такойхарактер занятий менее утомителен и позволяет сохранять быстроту движений, чтоочень важно для правильного формирования стереотипа игровой деятельности.
В стремлениипобыстрее овладеть высокой техникой подростки обычно слепо копируют игру мастеров.Здесь им надо помочь отбросить ненужное и вредное. Наблюдения за разнымиигроками, сравнения должны помочь создать собственный стиль выполнения приемом.
Помня обинтересе подростков к овладению сложными приемами, преподаватель долженподбирать упражнения так, чтобы изучение сложных и более простых приемовобъединялось. Больше всего это замечание относится к изучению защитныхдействий, которыми ребята интересуются в гораздо меньшей мере.
Обучаятактическим системам игры, тренер Должен применять варианты, основанные напростейшем взаимодействии игроков, что отвечает стремлению детей к постояннойактивности в игре.
До 12-14 летеще должен преобладать универсализм в игровой подготовке. К специализации наотдельных игровых местах следует переходить позже, когда будет достигнутадостаточная разносторонность игровых умений.
Особенновнимательно нужно подходить к планированию игровой нагрузки. Количество итрудность соревнований должны соответствовать реальным возможностям детей и невызывать у них нервного и физического перенапряжения.
Так,например, юным футболистам 12-13 лет рекомендуется в соревновательном периодепроводить не более 10 двусторонних и 16 товарищеских игр; 13-15 лет — 6двусторонних, 4 товарищеских и 18 календарных игр, т.е. примерно односостязание в неделю. Так же подходят и к соревнованиям юных баскетболистов: до 11лет — не более 5 официальных игр; в 11-12 лет ~ — до 10, в 13 — 14 лет — до 20,а в 15-18 лет — до 30-40 календарных игр. В целом технико-тактическаяподготовка команд подростков (13 — 16 лет) занимает более половины всеговремени (50-55%).
Методикаработы с юношами и девушками старшего — возраста (16-18 лет) заметно отличаетсяот методики работы с предшествующими группами. Уровень подготовки юношей идевушек старшего возраста позволяет приблизить методику работы с ними к методамработы со взрослыми. Важнейшей задачей в занятиях со старшей группой нужносчитать достижение высокого совершенства в выполнении всех технических приемови овладение тактикой командной игры. Техническое мастерство растет, только сприобретением умения эффективно применять изученные приемы в игре. Поэтомусовершенствовать технико-тактическую подготовку в старших группах целесообразнов условиях, максимально приближенных к игровым (используемые упражнения, какправило, должны представлять собой отдельные фрагменты игры, а не случайноесочетание различных приемов).
Хорошеевладение техникой позволяет значительно повысить требования к тактическиправильному ведению игры. Центр тяжести теперь переносится на групповые икомандные действия. Используемые тактические схемы необходимо полностьюсогласовывать с уровнем технической подготовки занимающихся. Основное вниманиеуделяется развитию творческой инициативы, гибкости тактической мысли,приобретению умения свободно пользоваться основными тактическими системами. Всвязи с этим особую роль играет повышение количества и трудности соревнований,углубление знания теории и методики игры.
Морально-волевойподготовке юных спортсменов преподаватель должен уделять, постоянное и самоесерьезное внимание. Конечной целью должно стать воспитание активных строителейкоммунизма, готовых к труду и защите Родины.
В занятиях сдетьми младшего возраста в центре внимания преподавателя находятся вопросывоспитания коллективизма игровых действий и правильного поведения в игре,Хорошим воспитательным средством является привлечение ребят к выполнению ролейкапитана, судьи, тренера. Развитию воли и трудолюбия помогает использованиедомашних заданий.
В работе сдетьми особое значение имеют похвала и поощрение. Насколько возможно, похвалунужно адресовать всему коллективу и только в редких случаях отдельным игрокам,так как постоянное восхваление может вызвать зазнайство, пренебрежительноеотношение к товарищам по команде.
Вопросы воспитанияколлективизма в игре сохраняют свое значение и при занятиях с детьми среднеговозраста, где требование к коллективности действий еще более повышается. Дляобеспечения единого и глубокого воспитательного воздействия на детей создаетсяпрочная связь между спортивной секцией, семьей и школой. Особое значениеприобретает индивидуальный подход к занимающимся.
Участие всоревнованиях нужно использовать для воспитания моральных качеств: скромности,ответственности перед командой, корректного отношения к противнику и др. Неуравновешенностьподростков вынуждает с особым вниманием следить за моментами, где возможнысрывы в поведении: грубость, противопоставление себя коллективу,недисциплинированность. Подростки высоко ценят свой авторитет среди товарищей. Поэтомутренеру прежде всего нужно создать такой коллектив, который мог бы Оказывать накаждого занимающегося серьезное воспитательное воздействие. Нужно, как указывалА. С, Макаренко, «вызывать у мальчиков и девочек гордость не только своимиличными успехами, а главным образом успехами команды или организации; нужноумерить всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращатьвнимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде; нужно, наконец,добиться спокойного отношения к удачам и неудачам».
Самымрешительным образом надо бороться с попытками подростков начать курить. Кюношам и девушкам старшего возраста предъявляются более высокие требования. Теперьв распоряжении преподавателя находится весь арсенал средств и методов воспитательноговоздействия. Повседневная, терпеливая воспитательная работа обязательно должнаосновываться на знании особенностей возрастного развития и личности каждогоученика.
Вниманиепреподавателя прежде всего должно быть направлено на воспитание у занимающихсясильной воли, трудолюбия, критического отношения к своему поведению истремления к устранению своих недостатков.
Воспитываячестность в спортивной борьбе, тренер не должен пропускать ни одного случая грубости,неспортивного поведения. Необходимо также бороться против стихийности в игре,которая ведет к закреплению многих ошибочных навыков, порождает индивидуализм,зазнайство и эгоизм.
Ввоспитательном отношении большую пользу приносят установки на игру ипоследующие разборы игр. Нужно подчеркивать заслуги всего коллектива ианализировать игру каждого занимающегося. Здоровая товарищеская критика можетстать лекарством против многих «болезней».
Полезнытакже беседы преподавателей и врача о тренировке и гигиене спортивного режима. Большоевоспитательное значение имеют встречи с выдающимися спортсменами, просмотрспортивных кинофильмов, совместные посещения соревнований взрослых спортсменов,культпоходы в кино и театр.
Совместныепосещения спортивных и культурных мероприятий не только помогают создать идеалнастоящего советского спортсмена, но и сплачивают коллектив, расширяюткультурный уровень занимающихся.
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХКАЧЕСТВ
Одна изглавных задач общей физической подготовки в школах — воспитание и всестороннееразвитие у учащихся физических качеств.
Сфизиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И.П. Павлова,рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены всекачества человека. При этом развитие одного из качеств, положительно влияет наразвитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или несколькихзадерживает развитие остальных.
Принципвсесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися приобретаетособое значение. В подростковом и юношеском возрасте еще не завершеноформирование организма. Необходимо целенаправленно воздействовать на него впериод обучения учащихся в школах.
Осуществляемоев неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должноспособствовать эффективному проявлению тех физических качеств, для развитиякоторых есть благоприятные возрастные предпосылки.
Педагогическийопыт свидетельствует о том, что даже при условии двух уроков физ., воспитания внеделю можно добиться положительных результатов в развитии у учащихся основныхдвигательных качеств. В первую очередь следует уделять внимание развитиюбыстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и общей выносливости.
Каждоефизическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, анекоторые только определенных физических качеств учащихся. Например, при помощибега на 30 м со старта в основном развивается быстрота, при помощи упражненийсо штангой — мышечная сила.
Эффектвоздействия физического упражнения на развитие физических качеств во многомопределяется методикой его применения. Например, однократное выполнениеупражнения со штангой способствует развитию в основном мышечной силы искоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же упражнения, но снесколько меньшим отягощением — развитию силовой выносливости.
В процессеразвития быстроты движений необходимо всесторонне повышать функциональныевозможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразныхвидах двигательной деятельности. Для подростков и юношей желательна болеепоздняя спортивная специализация при предварительной физической подготовке напротяжении ряда лет. Нецелесообразно преждевременно начинать скоростнуюузкоспециализированную подготовку. Чтобы достигнуть определенных положительныхрезультатов в развитии быстроты движений, лучше использовать преимущественноскоростно-силовые и силовые упражнения.
Дляулучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения, требующиемгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Например, по сигналупринять определенную позу, начать движение и т.п. Выход со старта следуеттренировать, изменяя длительность пауз между предварительной и исполнительнойкомандами.
Ценнымсредством развития быстроты и улучшения двигательной 'реакции являютсяспортивные и подвижные игры.
Вциклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) быстрота проявляетсяглавным образом в частоте движений. Высокий темп движений зависит от умениябыстро сокращать и расслаблять мышцы, и полезными упражнениями для развитиябыстроты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте в упоре,при котором учащийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимальнобыстрые движения рук; семенящий бег и др.
Основноесредство развития быстроты — упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Например,преодоление небольших расстояний, бег с ускорением на 50-60 м, со старта и схода на 30-50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговыеупражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Длина преодолеваемогорасстояния дистанции должна быть такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движениявыполняют с предельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делаютнастолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил.
Быстрота взначительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силыучащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать визменяющихся ситуациях и формах.
Основнойметод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит всистематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, атакже комплексов специальных подготовительных упражнений.
Другимэффективным методом развития быстроты является метод повторного выполненияупражнения — скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), с предельнойи около предельной скоростью, в облегченных условиях).
Значительноеместо в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитиюмышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособностьтканей, систем и организма в целом, помогает совершенствованию координациидвижений, формированию и проявлению других физических качеств. Важно, чтобыгармоничное развитие всей мускулатуры сочеталось со способностью проявлятьмышечную силу в определенных движениях. Основные задачи силовой подготовки юношейсреднего возрастаукрепление мышечных групп всего двигательного аппаратаучащихся, воспитание умения проявлять усилия динамического характера вразличных условиях.
Наиболееэффективны для развития силы у подростков динамические упражнения сотягощениями малого и среднего веса. Целесообразны упражнения со штангой приусловии правильного дозирования их и тщательного учета возрастных особенностейи уровня подготовленности учащихся.
Применениеоптимальных по объему силовых нагрузок позволяет за короткий срок добиться уюношей 15-17 лет увеличения мышечной силы на 18-20%, а силовой выносливости-на35-45%.
Для болееразностороннего воздействия на силовую подготовленность учащихся и повышенияэмоциональности занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями (8, 10, 16,20, 32 кг) следует использовать упражнения с мешком, наполненным песком,упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями 1, 2, 3, 6 «г,пружинными и резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развиваютмышцы кисти рук и протяжении ряда лет. Нецелесообразно преждевременно начинатьскоростную узкоспециализированную подготовку. Чтобы достигнуть определенныхположительных результатов в развитии быстроты движений, лучше использоватьпреимущественно скоростно-силовые и силовые упражнения.
Дляулучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения, требующиемгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Например, по сигналупринять определенную позу, начать движение и т.п. Выход со старта следуеттренировать, изменяя длительность пауз между предварительной и исполнительнойкомандами.
Ценнымсредством развития быстроты и улучшения двигательной 'реакции являютсяспортивные и подвижные игры.
Вциклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) быстрота проявляетсяглавным образом в частоте движений. Высокий темп движений зависит от умениябыстро сокращать и расслаблять мышцы, и полезными упражнениями для развитиябыстроты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте в упоре,при котором учащийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимальнобыстрые движения рук; семенящий бег и др.
Основноесредство развития быстроты — упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Например,преодоление небольших расстояний, бег с ускорением на 50-60 м, со старта и схода на 30-50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговыеупражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Длина преодолеваемогорасстояния дистанции должна быть такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движениявыполняют с предельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делаютнастолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил.
Быстрота взначительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силыучащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать визменяющихся ситуациях и формах.
Основнойметод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит всистематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, атакже комплексов специальных подготовительных упражнений.
Другимэффективным методом развития быстроты является метод повторного выполненияупражнения — скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), спредельной и около предельной скоростью, в облегченных условиях).
Значительноеместо в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитиюмышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособностьтканей, систем и организма в целом, помогает совершенствованию координациидвижений, формированию и проявлению других физических качеств. Важно, чтобыгармоничное развитие всей мускулатуры сочеталось со способностью проявлятьмышечную силу в определенных движениях. Основные задачи силовой подготовки юношейсреднего возрастаукрепление мышечных групп всего двигательного аппаратаучащихся, воспитание умения проявлять усилия динамического характера вразличных условиях.
Наиболееэффективны для развития силы у подростков динамические упражнения сотягощениями малого и среднего веса. Целесообразны упражнения со штангой приусловии правильного дозирования их и тщательного учета возрастных особенностейи уровня подготовленности учащихся.
Применениеоптимальных по объему силовых нагрузок позволяет за короткий срок добиться уюношей 15-17 лет увеличения мышечной силы на 18-20%, а силовой выносливости-на35-45%.
Для болееразностороннего воздействия на силовую подготовленность учащихся и повышенияэмоциональности занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями (8, 10, 16,20, 32 кг) следует использовать упражнения с мешком, наполненным песком,упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями 1, 2, 3, 6 «г,пружинными и резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развиваютмышцы кисти рук и грудные, с гирями — мышц спины и ног, со штангой легкого веса- эффективны для всех мышц".
Основнымиметодами развития мышечной силы являются: метод повторного выполненияупражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных усилий (сотягощениями около предельного и предельного веса) и метод динамических усилий(повторное выполнение скоростно-силового упражнения).
Для развитиямышечной силы и силовой выносливости рекомендуется круговая тренировка. Круг(цикл) может состоять из таких упражнений: скачки через гимнастические скамейки(3-4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа в положениесидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногах через 2-3барьера и другие упражнения. На упражнения затрачивают примерно 15 мин-три-четырекруга (цикла). По мере развития силы и силовой выносливости увеличиваютколичество повторений и одновременно усложняют упражнения.
Кроме этого,периодически можно увеличивать тренировочную нагрузку: повышать вес отягощения,увеличивать число подходов к снаряду и др. Однако не надо забывать, чточрезмерно быстрое форсирование силовой нагрузки может привести к утомлению илидаже перетренированности. Поэтому необходимо правильно дозировать силовые искоростно-силовые упражнения с учетом возраста учащихся.
Высокийуровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается нафизической и технической подготовленности учащихся. Развить скоростно-силовыекачества можно с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений.
Наиболеераспространенными являются прыжковые упражнения, и им в процессе физическоговоспитания отводится значительное место.
Степеньскоростно-силовых качеств у подростков и юношей зависит в основном отспособности максимально проявить мышечную силу в небольшой промежуток времени. Свозрастом совершенствуется нервно-мышечная координация движений, и этообусловливает более эффективное проявление скоростно-силовых качеств.
Основнымисредствами развития скоростно-силовых качеств на занятиях с учащимися являютсяпрыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшимиотягощениями, легкоатлетические прыжки, акробатические упражнения, динамическиеупражнения на гимнастических снарядах.
Методамивоспитания скоростно-силовых качеств у юношей являются метод повторноговыполнения упражнения (скоростно-силового без отягощения, с отягощениями малогои среднего веса) и метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
Развитиеобщей выносливости имеет важное значение для всесторонней физическойподготовленности учащихся.
Главноесредство развития общей выносливости — длительный мало интенсивный бег. Онсоздает благоприятные предпосылки для повышения функциональных «потолков» всехсистем и органов, обеспечивает высокую слаженность в их работе. Допустимыенагрузки при беге на одном занятии для юношей 15-16 лет составляют до 10 км,для юношей 17-18 лет до 12 км.
Другие эффективныесредства развития выносливостиразличные циклические упражнения (лыжные гонки,конькобежный спорт, гребля, велоспорт), а также и подвижные спортивные игры.
На первыхзанятиях основным средством развития общей выносливости становится бег вравномерном темпе с невысокой интенсивностью, с постепенным увеличениемпродолжительности с 5-8 до 25-30 мин. В дальнейшем общую выносливость повышаютс помощью равномерного и переменного бега.
Первоначальнуюнагрузку усиливают путем постепенного увеличения длительности непрерывнойработы при сохранении относительно невысокой средней скорости. Все это приучаетучащихся выполнять сравнительно большой объем работы.
Эффективнымиметодами развития общей выносливости являются преодоление дистанции вравномерном темпе, в различных вариантах, игровой и круговой методы тренировки.
В комплексупражнений при круговом методе тренировки целесообразно включатьлегкоатлетический бег, особенно в игровой и в соревновательных формах. Этопозволяет выполнять значительную по объему нагрузку. Круговой метод тренировкиследует использовать с учетом индивидуальных возможностей подростков и юношей. Преподавательдолжен определить максимально возможное число повторений для каждогозанимающегося и после этого постепенно увеличивать нагрузку.
Специальнуювыносливость развивают в двух направлениях. Если общая выносливость развиваетсяпреимущественно путем применения упражнений циклического характера, тоспециальная — посредством тех видов упражнений, в которых специализируетсяучащийся. Другая особенность состоит в том, что упражнения при развитииспециальной выносливости выполняются с интенсивностью, соответствующейсоревновательной или близкой к ней.
Основныезадачи развития ловкости у учащихся — овладение новыми двигательными навыками иумениями и совершенствование способности эффективно перестраивать двигательнуюдеятельность при изменении обстановки. Поэтому развитие ловкости предполагает,во-первых, развитие способности осваивать координационно-сложные двигательныедействия, во-вторых, способности перестраивать двигательную деятельность всоответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.
Средствамиразвития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительнымизаданиями (перетаскивание предметов, переступание через предметы), всевозможныеметания, упражнения, требующие высокой координации движений. Полезны такжеупражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег с преодолением препятствий,равновесие и др.). Особое значение для развития ловкости имеют спортивные игрыи гимнастические упражнения.
Большое значениедля приобретения двигательного опыта, овладения умением ориентироваться впространстве и времени имеют гимнастические и акробатические упражнения. Ихразнообразие позволяет учащимся непрерывно обогащаться все новыми двигательнымиощущениями и упражнять способность осваивать новые действия. Из богатогоарсенала средств гимнастики и акробатики, способствующих развитию ловкости,особо следует выделить упражнения, формирующие умение правильно расслаблятьмышцы.
Важныйсоставной элемент ловкости — быстрота ответа на новую ситуацию, и длясовершенствования ее целесообразно применять такие методические приемы, которыезаставляла бы учащихся реагировать с каждым разом быстрее. В спортивных играх — это сокращение расстояния между игроками.
Длякомплексного совершенствования ловкости наиболее ценным средством следуетпризнать подвижные и спортивные игры, так как во время игр непрерывно ивнезапно изменяется ситуация и условия деятельности, происходит переключение отодних действий к другим, когда играющим приходится в кратчайшее время решатьсложные двигательные задачи. Изменение нагрузок, направленных на развитиеловкости, должно идти в основном по пути постепенного повышения координационныхтрудностей. При этом надо использовать методические приемы, стимулирующие болеесложное проявление координации движений: применение необычных исходныхположений, зеркальное выполнение упражнений, смена способов выполненияупражнений, усложнение упражнений дополнительными движениями и др.
При оценкестепени ловкости учащихся можно использовать следующие критерии: координационнуюсложность выполнения двигательной задачи (например, преодоление расстоянии спрепятствиями); точность выполнения движения (качество выполнения подъема махомна гимнастических брусьях); время, затраченное на освоение движения (учебноевремя, затраченное на овладение определенной гимнастической комбинацией).
Наиболееблагоприятны возможности для развития ловкости в подростковом и юношескомвозрасте, когда организм учащихся более пластичен, чем в последующие периодыразвития. Типичными: для развития гибкости являются упражнения «нарастягивание». Они характеризуются постепенным увеличением амплитуды движенийдо возможного на данном занятии предела. Упражнения «на растягивание»представляют собой, как правило, элементарные движения из основной иливспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группымышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи).
Упражненияна гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической стенке и другихснарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличить амплитудув этих упражнениях можно собственными усилиями — при маховых движениях рукамиили ногами, либо за счет приложения внешних сил, например, усилий партнера впарных упражнениях.
Для развитиягибкости следует использовать разнообразные подвижные и спортивные игры,упражнения с движениями большой амплитуды (без предметов и с предметами),упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями на укрепление суставов,связок и мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливают взависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровняподготовленности учащихся.
Основнойметод развития гибкости — повторное выполнение упражнений. Гибкость следуетразвивать систематически. Лишь после многократных повторений упражнений нагибкость (10-15 раз) можно добиться увеличения амплитуды движения. Наибольшийэффект в развитии гибкости достигается в том случае, если занятия проводятсяежедневно или два раза в день. Кроме того, необходимо заниматься исамостоятельно во время утренней гимнастики.
Воспитаниеосновных физических качеств учащихся — единый процесс, и поэтому правильнееговорить не об отдельных процессах, а о различных сторонах единого процессафизического воспитания Учащихся с учетом возрастных особенностей последних.
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
Групповыеучебные занятия — основа всей учебно-воспитательной работы по физическомувоспитанию. На учебных занятиях решается большой круг задач: сообщаютсяспециальные знания, выявляются и совершенствуются физические способностиучащихся, прививается любовь к физической культуре и спорту, формируютсядвигательные навыки. От качества групповых занятий зависит успешное применениевсех других форм физического воспитания. Поэтому методику проведения плановыхучебных занятий следует разрабатывать с учетом их связи с другими формамифизического воспитания.
Формамифизического воспитания в режиме учебного дня являются учебные занятия, проводимыепо расписанию училища, самостоятельные занятия по заданию преподавателя и. производственнаягимнастика (вводная гимнастика и физкультурная пауза). Для физически слабоподготовленных учащихся могут быть организованы дополнительные занятия подруководством преподавателя.
По своейпедагогической направленности учебные занятия могут быть комплексными,видовыми, специализированными.
Наилучшаяформа учебных занятий по общей физической подготовке — комплексные занятия,характерной особенностью которых является комплексное применениепредусмотренных программой средств физического воспитания в одном занятии. Цельпроведения комплексных занятий обеспечить в каждом занятии разностороннеевоздействие средств физического воспитания на организм, сформировать и развитьразличные по своему характеру двигательные умения и навыки, физические качестваи подготовить организм учащихся к успешному выполнению программных требованийочередного цикла занятий. Комплексирование программного материалаосуществляется по признаку положительного переноса двигательных навыков ифизических качеств.
Характернаяособенность видовых занятий заключается в том, что содержание отдельных занятийограничивается средствами какого-либо одного раздела общей физическойподготовки (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), а последовательностьзанятий по этим разделам определяется временем года или сроками предоставленияспортивных сооружений (стадиона, бассейна, лыжной станции и др.). С точкизрения общей физической подготовки и разрешения оздоровительных задач видовыезанятия менее эффективны, так как средствами одного вида нельзя обеспечитьнужную подготовку учащихся к успешному выполнению программных требований.
Видовыезанятия оправданы в тех случаях, когда комплексирование в одном занятиинескольких видов по организационным (занятие в бассейне, на лыжной станции) илиметодическим (отрицательный перенос двигательных навыков или физических качеств)признакам невозможно или нецелесообразно.
Самостоятельныезанятия по заданию преподавателя являются важным дополнением обязательныхзанятий и могут включать в себя изучение теоретических вопросов по литературнымисточникам, составление комплексов гигиенической и производственной гимнастики,'выполнение специальных упражнений, направленных на устранение недостатков вфизическом развитии или физической подготовленности и т.д.
Самостоятельныезанятия по заданию преподавателя имеют большое воспитательное значение,способствуя внедрению физической культуры в быт учащихся.
Одной изобязательных форм физического воспитания, являются туристские походы. Туристскиепоходы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во внеучебное время. Впроцессе туристских походов формируются прикладные двигательные умения, навыкии физические качества в условиях походной жизни.
Производственнаягимнастика в режиме учебного дня решает общеоздоровительные и прикладные задачи.
Внеучебныеформы физического воспитания организуются коллективом физической культуры исамими учащимися в 'быту на добровольных началах. К ним относятся мероприятияпо закаливанию организма, прогулки, оздоровительный бег, экскурсии,учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и др. Они призваны обеспечитьздоровый и культурный отдых, удовлетворить спортивные запросы учащихся 'испособствовать их физическому совершенствованию.
По сравнениюс другими педагогическими дисциплинами физическое воспитание имеет своюспецифику, и это предъявляет особые требования к организации и проведениюучебных занятий по физическому воспитанию.
Правильнаяорганизация учебного процесса предполагает однородный состав учащихся по полу,состоянию здоровья и физической подготовленности. Необходимо эти требованияучитывать при комплектовании учебных групп.
Один изважнейших вопросов методики физического воспитания определение структурызанятий. Построение занятий обусловлено педагогическими, психологическими ифизиологическими закономерностями.
Учетпедагогических и психологических закономерностей предполагает:
организованноеначало учебных занятий, благоприятную обстановку, рабочее настроение и желаниезаниматься физическими упражнениями;
ясноепредставление о цели и задачах предстоящих занятий;
установлениенеобходимой связи в содержании предшествовавших и предстоящих занятий;
обеспечениеобразовательной ценности и воспитывающего характера процесса обучения, связиего с жизнью;
соблюдениеметодических принципов обучения и воспитания;
организованноеокончание занятий, стимулирующее у обучаемых желание заниматься физическимиупражнениями.
Не менееважны и физиологические закономерности: реакция организма на физическуюнагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия (предстартовое состояние,врабатываемость, устойчивое состояние). В соответствии с этим необходимопредусмотреть подготовку органов и систем организма к предстоящей двигательнойдеятельности; чередование работы и отдыха, постепенное повышение физическихнагрузок с учетом достигнутого уровня функциональной подготовленности организма;приведение организма при окончании занятий в относительно спокойное состояние,создание благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности.
С учетомпедагогических, психологических и физиологических закономерностей разработанаобщая структура занятий физическими упражнениями, включающая в себя три части: подготовительную,основную и заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам.Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный момент исообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата, сердечно-сосудистой,дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим нагрузкам; основнойчасти: формирование необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знанийв области физического воспитания; воспитание физических, волевых и другихкачеств; заключительной части: организованное завершение занятия, подведениеитогов, стимулирование интереса к предстоящим занятиям, задание длясамостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время; приведениеорганизма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее 'переход к другимвидам деятельности. К делению занятий на три части нельзя подходить строгоформально. Общевоспитательные и образовательные задачи, как правило,осуществляются на протяжении всего занятия, начиная с подготовительной части икончая последней, заключительной частью. Так, строевые упражнения вподготовительной части применяют не только для организации учащихся, но и дляформирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно в основной и взаключительной частях занятия. Общеразвивающие упражнения в подготовительнойчасти занятия проводят не только в целях функциональной подготовки организма,но и в известной мере для обучения движениям, воспитания осанки и др. Поэтомузначение подготовительной части занятия нельзя сводить только к функциямразминки.
Организуязанятия по физическому воспитанию, необходимо руководствоваться еще и такимиположениями: занятия по своему содержанию должны отвечать требованиям учебнойпрограммы; каждое занятие, как правило, должно складываться не из одного, а изряда взаимосвязанных 'компонентов (обучения движениям, функциональнойподготовки организма, сообщения специальных знаний и пр);
Необходимостремиться полнее реализовать общеметодические принципы; (сознательность,активность, наглядность, доступность, индивидуализацию, систематичность и т.д.);
учебныезанятия должны проходить на достаточно высоком эмоциональном уровне, вызывать уучащихся чувство удовлетворения и желание систематически заниматься физическимиупражнениями;
каждоезанятие должно быть органически связано с предшествующими и последующимизанятиями и составлять часть общей системы последовательного обучения,воспитания и физического совершенствования;
в проведениизанятий надо избегать шаблона, проявляя творческую активность, совершенствуяформы организации и методы обучения и воспитания;
каждоезанятие должно быть строго целенаправленным и разрешать конкретные задачи. Научныеисследования и опыт работы помогли установить наиболее целесообразный порядокпроведения занятий. Упражнения на овладение техникой движений рекомендуетсяпроводить непосредственно после подготовительной части, когда организм еще неутомлен; упражнения на быстроту, координацию движений также лучше проводить вначале занятий; упражнения на выносливость целесообразно отнести к концуосновной части занятия;
упражнения,направленные на развитие гибкости, силы, надо включать в занятия в зависимостиот разрешаемых задач и типа занятий; после упражнений, требующих значительного напряжения,необходимо предусматривать отдых и упражнения на расслабление. 4.1. Организация учащихся на занятиях
В практикефизического воспитания применяют следующие способы организации учащихся: фронтальный,групповой посменный, станционно-круговой, поточно-круговой, индивидуальный.
Фронтальныйспособ позволяет преподавателю проводить учебные занятия со всеми учащимисяодновременно. Он предполагает однородный состав занимающихся и применяется припроведении строевых, порядковых и общеразвивающих упражнений в подготовительнойи заключительной частях, а иногда и в основной части занятий.
Пригрупповом способе учащихся делят на группы (отделения) по половому признаку,физической подготовленности; этот способ применим главным образом в основнойчасти занятий.
Посменный способпредполагает разделение учащихся на смены. Численный состав смен определяетсяпропускной способностью используемых снарядов (например, по количеству пролетовгимнастической стенки) или условиями, в которых проводятся занятия. Посменныйспособ применяют для проведения спортивных игр, когда число занимающихсяпревышает число участников в игре.
Станционно-круговойспособ предусматривает разделение всех занимающихся на мелкие группы по 2-3человека для выполнения установленных на каждой «станции» упражнений. Приопределении численного состава группы исходят из необходимости обеспечитьзанятость всех занимающихся одновременно и пропускной способности «станций». Этотспособ обеспечивает значительное повышение моторной плотности занятий ииспользуется одновременно как один из методов тренировки.
Поточно-круговойспособ — выполнение упражнений непрерывно поочередно по кругу группой.
Индивидуальныйспособ организации занятий предполагает выполнение учащимися упражненийсамостоятельно по заданию преподавателя. При этом способе разрешаютсяиндивидуальные для каждого учащегося задачи.
В процессеодного занятия обычно применяют несколько способов организации учащихся.
Выборпорядка выполнения упражнений определяется в первую очередь подготовленностьюзанимающихся и задачами, стоящими перед уроком.
Заключение
Такимобразом, физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Оновоспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добитьсяуспехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанныешкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
В последнеевремя наряду с другими проблемами, физическое воспитание является актуальным. ВРоссии в 2002году президентом Российской Федерации было принято постановление кглобальной агитации Российского народа: «О здоровом образе жизни».
Быливыделены средства на развитие и восстановление спортивных комплексов, потелерадиовещанию и другим СМИ, проводятся агитации к здоровому образу жизни,такие как: «борьба с курением», «скажи, нет наркотикам» Это показывает, как всовременной России актуальна эта проблема.
Приучаялюдей к активному образу жизни, мы продлим не только нашу жизнь, но и обеспечимдолголетие нашего Государства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Television Violence 2 Essay Research Paper
Реферат Реалии как средство выражения национально-культурного своеобразия рассказов ОГенри
Реферат Интеллигент и интеллект
Реферат Конституційні основи становлення громадянського суспільства в Україні
Реферат 7slov com Высоцкий Владимир Семенович
Реферат Conservative Movement Essay Research Paper Many people
Реферат Патриотические мотивы в лирике Лермонтова 2
Реферат Металлургический комплекс
Реферат Створення математичної моделі процесу обробки кінцевими фрезами для прогнозування параметрів процесу різання
Реферат «Современные научные направления и актуальные клинические вопросы в акушерстве и гинекологии»
Реферат Остап Вишня
Реферат 1 Наличие эффективной системы выявления и реализации общественного заказа на образовательные услуги в рамках современной модели образования
Реферат Методика написания дипломной работы по маркетингу
Реферат Коммунистическая партия большевиков Литвы и Белоруссии
Реферат Актуальность вопросов энергосбережения