Карагандинский Экономический Университет
Казпотребсоюз
кафедра«Банковское дело»
Допускаетсяк защите
Зав.кафедрой
к.э.н.Кузгибекова С.Б.
_________________________
"_____"__________200__г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
натему"Регулирование и надзор деятельности банков второгоуровня"
050509«Финансы»
Выполниластудентка
гр.Ф-42 (БД)
Галина Лиля
Научныйруководитель
старшийпреподаватель
ТаттимбетоваЖ.К.
Караганда 2008
Содержание
Введение
1.Теоретические основы регулирования и надзорабанковской деятельности
1.1 Цели, принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковскойдеятельности
1.2 Правовые основыгосударственного регулирования банков второго уровня
1.3 Регулирование банковскогосектора на макроуровне
2. Анализрегулирования и надзора деятельности банков второго уровняв Республике Казахстан
2.1 Анализ выполненияпруденциальных нормативов банков второго уровня
2.2 Оценка результатовдеятельности АФН в части банковского регулирования и надзора
3.Совершенствование банковского надзора в Республике Казахстан
Заключение
Списокиспользованных источников/>/>/>/>/>/>/>/>
Введение
Во всех экономически развитых государствах регулирование банковскойдеятельности имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводитсяодновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействияна макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержаниистабильного социального климата.
Как показывает мировая практика, оперативный и комплексный контроль завсеми финансовыми институтами и защите прав и интересов инвесторов наиболее эффективныдля развития финансового сектора. Не последнюю роль при этом играет улучшениекачества и снижение стоимости финансовых услуг за счет конвертации финансовыхуслуг и создания условий добросовестной конкуренции.
Основной целью банковского регулирования и надзора в Казахстане, как и вдругих странах, является поддержание стабильности банковской системы, защитаинтересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся переднадзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяютсяэтой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями исовременным состоянием банковской сферы, социально-экономической ситуацией встране в целом. В Казахстане в целях внедрения консолидированного надзора зафинансовыми группами, в частности возможности централизованного оперативногоконтроля над всеми финансовыми институтами, принятия скоординированных решенийдля предотвращения кризисных ситуаций создано Агентство Республики Казахстан порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН).
В своём Послании народу Казахстана «Рост благосостояния гражданКазахстана — главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 г.Президент Н.А. Назарбаев в качестве главной задачи Агентства совместно сНациональным Банком и Министерством финансов определил повышениеконкурентоспособности и устойчивости финансовой системы страны, особеннобанковского сектора. АФН должно более внимательно отслеживать ситуацию в каждомбанке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры [1].
Обеспечить решение этих задач в условиях рыночной экономики невозможнобез мощной, развитой, независимой национальной банковской системы. Мировой опытпоказывает, что развитие банковской системы приобретает стратегический характер.Это вопрос сохранения Республики Казахстан как экономически независимогогосударства и обеспечения ее экономического и политического суверенитета. Отконкурентоспособной, обеспеченной ресурсами банковской системы зависит развитиечеловеческого потенциала государства, развитие национальной экономики, в первуюочередь обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, обеспеченностьказахстанцев качественным жильем, формирование конкурентоспособной системыобразования.
Таким образом, проблемы государственного регулирования банковскогосектора, практическая значимость их решения подчёркивают актуальность темы исследованияи обусловили её выбор.
Целью данной дипломной работы является анализ регулирования и надзорадеятельности банков второго уровня. Для достижения данной цели были поставленыследующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты регулирования и надзора банковскойдеятельности.
2. Определить правовые основы регулирования банков второго уровня.
3. Выделить особенности регулирования банков второго уровня со стороныНационального Банка.
4. Провести анализ выполнения пруденциальных нормативов банков второгоуровня.
5. Рассмотреть пути совершенствования инструментов регулированиябанковского сектора в Республике Казахстан.
Методологической основой для написания дипломной работы послужили трудыотечественных и зарубежных учёных-экономистов, материалы периодической печати,законодательные и нормативно-правовые акты банковской деятельности.
/>1.Теоретические основы регулирования и надзора банковской деятельности/>1.1Цели, принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковскойдеятельности
Во всех экономически развитых государствах регулирование банковскойсистемы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводитсяодновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействияна макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержаниистабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзоррассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/илиминистерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильногоразвития денежно-кредитных рынков.
В настоящее время в Казахстане действует двухуровневая банковскаясистема. В нее входят Национальный Банк Республики Казахстан. Формированиесовременной казахстанской банковской системы происходило в весьма короткиесроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшейинфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии. Частькоммерческих банков, организованных на базе бывших государственныхспециализированных банков, даже войдя в этап подлинной экономическойсамостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности,сохранили за собой не только собственный экономический потенциал исоздававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру исвоеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию [2, с.105].
Регулирование деятельностиориентированных на рынок банков и надзор за ней является обеспечениемэффективного руководства банками, своевременным решением задач, с которымисталкиваются банки, стимулированием банков к ведению эффективной деятельности иликвидации неплатежеспособных банков. Хорошая система регулирования и контроляна правовой нормативной базе выступает основой, ориентированной на рынокчастной и хорошо управляемой банковской системы. Установив рамки конкуренциибанков, система регулирования банковской деятельности в республике будетобеспечивать добросовестную конкуренцию и процветание наиболее эффективныхбанков. В свою очередь, контроль за деятельностью банков обеспечиваетсоблюдение банками правил, регламентирующих их деятельность, и стимулируетэффективное руководство. Поэтому, наиболее эффективные банки должны бытьзаинтересованы в создании хорошей системы регулирования их деятельности, атакже в создании такого положения, при котором надзор в состоянии обеспечитьсоблюдение банками соответствующих норм и правил.
По состоянию на 01.01.2008 общее количество банков второго уровнясоставило 35, на деятельность которых оказывает прямое влияние системабанковского надзора.
Система банковского надзора — это система мер регулирования и контроля задвижением денежных потоков в банковской системе, основной задачей которойявляется формирование финансово устойчивой банковской системы, содействующейрешению проблем стабилизации и экономического роста, направлена напредотвращение таких макроэкономических последствий, как: системный финансовыйкризис, чрезмерное изменение денежной массы, крах платежной системы. Намикроэкономическом уровне задачи системы банковского надзора направлены наповышение эффективности работы банковского сектора, защиту интересов вкладчиков,развитие здоровой конкуренции внутри банковского сектора и предотвращениекрупной концентрации в банковском секторе, ориентирование банковских денежныхпотоков в реальный сектор экономики.
Систему банковского надзора образуют:
— надзорный орган (АФН);
— принципы осуществления надзора (Базельские принципы эффективногобанковского надзора);
— методы надзора.
Среднесрочные перспективы экономики Казахстана остаются благоприятными.Однако без необходимого ужесточения макроэкономической политики при помощиденежно-кредитной политики и укрепления обменного курса в краткосрочнойперспективе возможно закрепление более высокой инфляции и усиление уязвимостибанковской системы. Такие обстоятельства могут привести к серьезнымотрицательным последствиям для экономического роста и конкурентоспособности.
Предлагаемые ограничения на внешнее заимствование могут привести к тому,что сократится выдача кредитов как юридическим, так и физическим лицам, попричине отсутствия достаточных финансовых средств на рынке. Сегодня кредитыявляются единственной возможностью для многих граждан обеспечить себя жильем истабильным будущим, по причине того, что рост цен на недвижимость не прекращаетувеличиваться, и многим на сегодняшний день приобретение жилья являетсянепосильной задачей. Усиливая ограничения, АФН ставит перед банками странысложную задачу, реализация которой приведет к отсутствию средств на рынке и ихудорожанию.
Для решения проблем сложившейся ситуации предлагается рассмотретьобщепризнанные Базельские принципы, состоящие из 25 основных принциповбанковского надзора, по которым следуют большинство банковских систем мира. Несмотря на функционирование Агентства Финансового Надзора и выполнение имосновных функций по государственному регулированию и надзору банковской системы,в том числе на консолидированной основе, все же деятельность данного агентстватребует совершенствования системы регулирования деятельности банковскойсистемы.
Данные принципы были разработаны Базельским комитетом в близкомсотрудничестве с органами банковского надзора 15 стран с нарождающейся рыночнойэкономикой и при плодотворных консультациях со многими органами банковскогонадзора во всем мире. Разработанные принципы представляют собой базовыеэлементы эффективной системы банковского надзора. Они носят всеобъемлющийхарактер и создают предпосылки для налаживания эффективного банковскогонадзора, лицензирования и создания структуры, введения разумных требований иправил регулирования, разработки методов текущего банковского контроля иинформационных требований, определения формальных полномочий органовбанковского надзора и организации банковского дела в международном масштабе
«Базельские основные принципы» призваны служить отправнойточкой для органов банковского надзора и других государственных органов во всеммире. Темпы возможного введения соответствующих изменений будут варьировать, взависимости от наличия у органов банковского надзора необходимых установленныхзаконом полномочий. Там, где необходимы изменения в законодательстве,национальные законодательные органы призываются к безотлагательномурассмотрению вопроса о внесении таковых для обеспечения возможности примененияБазельских принципов на практике.
Рассмотрим Базельские принципы в качестве предпосылок эффективногобанковского надзора.
Эффективная система банковского надзора устанавливает четкие пределыответственности и задачи каждого органа, связанного с надзором за банковскимиорганизациями. Каждый из подобных органов должен обладать оперативнойнезависимостью и надлежащими ресурсами. Необходимо также наличиесоответствующей правовой основы банковского надзора, включая предоставлениеполномочий банковским организациям и текущий надзор за ними; полномочия попринудительному обеспечению соблюдения законодательства, а также решению проблембезопасности и обоснованности; и предоставлению гарантий правовой защитыорганам банковского надзора. Следует наладить соответствующие механизмы обменаинформацией между органами банковского надзора и обеспечения конфиденциальностиподобной информации. Лицензирование и структура
Необходимо четко определить допустимые действия учреждений, получившихразрешение на банковскую деятельность и подлежащих банковскому надзору;использование термина «банк» в названиях учреждений должномаксимальным образом контролироваться.
Предоставляющие лицензии органы должны иметь право устанавливать критериии отклонять заявки учреждений, не отвечающих принятым стандартам. Процесслицензирования как минимум должен включать в себя оценку структуры владениябанковской организацией, ее директоров и высшего исполнительного руководства,ее оперативного плана деятельности и механизмов внутреннего контроля, а такжеоценку предполагаемого финансового положения этой организации, включая еесобственные средства; в тех случаях, когда предполагаемый владелец или головнаяорганизация представляют собой иностранный банк, необходимо получениепредварительного согласия соответствующего органа банковского надзора этойстраны.
Органы банковского контроля должны обладать полномочиями, рассматриватьпредложения по переводу значительной доли владения или контрольного пакетаакций имеющихся банков другим сторонам и отказывать в подобном переводе.
Органы банковского контроля должны иметь полномочия по установлениюкритериев рассмотрения приобретений крупных компаний и активов или вложениябольшого капитала тем или иным банком и обеспечению такого положения, прикотором филиалы компаний или корпоративные структуры не подвергали бы этот банкнеобоснованному риску или не препятствовали бы осуществлению эффективногоконтроля банковской деятельности.
Органы банковского надзора обязаны устанавливать для всех банков разумныеи надлежащие требования в отношении наличия соответствующего минимальногоразмера капитала. Подобные требования должны отражать принимаемые на себябанками риски и определять компоненты капитала, принимая во вниманиеспособность этих банков, возмещать понесенные потери. По крайней мере, длябанков, проводящих активную деятельность на международной арене, эти требованиядолжны быть не ниже требований, установленных Базельским соглашением покапиталу и соответствующими поправками к этому соглашению.
Жизненно важная часть любой системы банковского надзора — оценкаполитики, практики и процедур банка, относящихся к предоставлению ссуд, займови прочих кредитов, а также вложению капитала и текущему управлению кредитными иинвестиционными портфелями.
Органы банковского контроля должны убедиться в том, что банкиустанавливают надлежащую политику, практику и процедуры оценки качества активови соответствующие положения для адекватного обеспечения на случай потерь покредитам и создания резервов для возмещения потерь по ссудам — и придерживаютсяим.
Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки обладаютсистемами информации, позволяющими руководству определять концентрации в рамкахразличных портфелей, и органы контроля за банковской деятельностью должныустанавливать разумные лимиты с целью ограничения потерь банка при невыполненииобязательств отдельным заемщиком или группой взаимосвязанных заемщиков.
С целью предотвращения злоупотреблений в результате связанногокредитования органы банковского надзора должны выдвигать требования о том,чтобы банки предоставляли кредит связанным с ними компаниям и отдельным лицамтак, как будто между сторонами нет никаких связей для избежание конфликтаинтересов, чтобы предоставление подобных кредитов подвергалось эффективномумониторингу, а также, чтобы принимались и другие соответствующие меры контролянад связанным с этим риском или по его снижению.
Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки имеютнадлежащую политику и процедуры выявления, отслеживания и контроля риска,присущего конкретной стране, и риска, связанного с переводом средств призарубежном кредитовании и инвестировании, а также политику поддержаниясоответствующих резервов на случай подобных рисков.
Органы банковского контроля должны убедиться в том, что банки обладаютсистемами точного измерения, отслеживания и соответствующего контроля рыночныхрисков; органы банковского контроля должны иметь полномочия в случаенеобходимости устанавливать конкретные ограничения и/или залог капиталов всвязи с риском потенциальных убытков.
Органы банковского контроля должны убедиться в том, что в банках имеетсякомплексный процесс управления риском (включая соответствующий надзор состороны правления или высшего руководящего звена), позволяющий определять,измерять, отслеживать и контролировать все другие существенные виды риска, итам, где это целесообразно, иметь необходимый запас капитала на случайвозникновения этих рисков.
Органы банковского контроля обязаны определять наличие у банков средстввнутреннего контроля, соответствующих характеру и масштабам их деятельности.Эти средства внутреннего контроля должны включать в себя четкие механизмыпередачи полномочий и ответственности; отделения от общей деятельности банкаего функций, связанных с взятием на себя кредитных обязательств, выплатой егосредств и учетом его активов и пассивов; сведения воедино этих процессов;охраны его активов; проведения независимых внутренних или внешних ревизорскихпроверок на предмет проверки соблюдения этих мер контроля, а такжесоответствующих законов и правил.
Органы банковского надзора должны добиваться наличия у банковсоответствующих политики, практики и процедур, включая строгие правила«знай своего клиента», содействующие поддержанию высокихморально-этических и профессиональных норм в финансовом секторе ипредотвращению сознательного и непреднамеренного использования банкакриминальными элементами.
Эффективная система банковского надзора должна состоять из определенныхформ надзора, осуществляемого как на месте, так и за пределами банка.
Органы банковского надзора обязаны поддерживать регулярные контакты сруководством банка и хорошо понимать особенности его деятельности.
Органы банковского контроля должны иметь возможность сбора, просмотра ианализа разумного набора отчетных и статистических данных, получаемых ототдельных банков и их групп.
Органы банковского надзора должны иметь возможность независимой проверкиподнадзорной информации либо с помощью проверок на местах, либо с помощьюиспользования внешних ревизоров.
Жизненно важный элемент банковского надзора — возможность осуществлениянадзора за деятельностью банковской группы на консолидированной основе.
Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банк ведетнадлежащую отчетность, составляемую в соответствии с последовательнымипринципами бухгалтерского учета и бухгалтерской практикой, что позволяет органубанковского контроля получать подлинную и ясную картину финансового положениябанка и доходности его деятельности, а также в том, что банк на регулярнойоснове публикует свои финансовые отчеты, дающие реальное представление о егосостоянии Формальные полномочия органов банковского надзора.
Органы банковского надзора должны иметь в своем распоряжении надлежащийдиапазон мер надзора за банковской деятельностью, с тем, чтобы вовремяпредпринимать действия по исправлению положения, когда банки не выполняютразумных требований (таких как поддержание минимальной доли собственногокапитала), когда имеются случаи нарушения регулирующих положений или когдавкладчикам грозит какая-либо другая опасность. В чрезвычайных обстоятельствахони должны иметь полномочия аннулировать банковскую лицензию или рекомендоватьее аннулирование.
Органы банковского контроля обязаны осуществлять глобальныйконсолидированный надзор над своими банковскими организациями, действующими намеждународной арене, осуществляя надлежащий мониторинг и применяясоответствующие разумные нормы ко всем аспектам деловой деятельности,проводимой этими банковскими организациями во всем мире, и, прежде всего в ихзарубежных отделениях, совместных предприятиях и дочерних компаниях.
Один из ключевых компонентов консолидированного банковского надзорасостоит в налаживании контакта и обмена информацией с различными другимиорганами банковского надзора, прежде всего органами по контролю над банковскойдеятельностью в зарубежной стране, где ведутся банковские операции.
Органы банковского надзора должны добиваться того, чтобы местные операциииностранных банков проводились на уровне тех же высоких стандартов, соблюдениекоторых требуется от отечественных финансовых институтов, и должны обладатьполномочиями предоставления информации органам банковского надзора страннациональной принадлежности этих банков в рамках информационных ресурсов.
Рассмотрим основные методы банковского надзора подробнее.
I. Пруденциальный (камеральный) надзор – это текущий контроль нарегулярной основе, механизмом реализации которого является предоставлениекредитной организацией различных видов отчётности регулируемой АФН.
Основные направления пруденциального банковского надзора:
1) проведение анализа деятельности кредитной организации и выявлениепроблемных банков;
2) установление и проверка соблюдения экономических норм;
3) анализ документов, предоставляемый кредитной организацией длярегистрации и получения лицензии;
4) контроль за качеством руководящего состава кредитной организации;5)Применение мер воздействия к кредитной организации.
II. Инспектирование на местах – представляет собой комплексвзаимосвязанных, целенаправленных мероприятий, реализацию уполномоченныхподразделений АФН непосредственно к кредитной организации для определениясоответствия выполняемых операций действующему законодательству инормативно-правовым актам АФН и Национального Банка, а также для проверкидостоверности предоставляемой отчётности и оценки реального финансовогосостояния банка.
Таким образом, надзор за банковской системой в широком плане распадаетсяна три взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковскойсистемы, надзор за отдельным банком. Надзор должен быть нацелен в первуюочередь на максимальное укрепление общественного доверия к банковской системе,предотвращение массовых банкротств банков.
Законом Республики Казахстан «Огосударственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовыхорганизаций» от 4 июля 2003 года установлено, что регулирование и надзорфинансового рынка и финансовых организаций осуществляет единый уполномоченныйорган, определяемый Президентом Республики Казахстан (Агентство погосударственному регулированию и надзору финансового рынка и финансовыхорганизаций).
Законом Республики Казахстан «Огосударственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовыхорганизаций» были определены новые цели государственного регулирования инадзора на финансовом рынке и финансовых организаций:
1) обеспечение финансовойстабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия кфинансовой системе в целом;
2) обеспечение надлежащего уровнязащиты интересов потребителей финансовых услуг;
3) создание равноправных условий длядеятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестнойконкуренции на финансовом рынке.
Принципами государственногорегулирования и надзора банков второго уровня являются:
1) эффективное использование ресурсови инструментов регулирования;
2) прозрачность деятельностифинансовых организаций и финансового надзора;
3) стимулирование управленияфинансовых организаций, основанного на оценке рисков;
4) комплексность мер по обеспечениюзащиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новыхфинансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовомрынке;
/>5)ответственность органов финансовой организации.
/>Задачамигосударственного регулирования и надзора банков второго уровня являются:
1) установление стандартовдеятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшениякорпоративного управления финансовых организаций;
/>2) мониторингфинансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивостифинансовой системы;
/>3)сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболееподверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;
/>4)стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты идоступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций иоказываемых ими финансовых услугах.
Решение большинства проблем банковского надзора видится в усилениисистемного подхода, преодолении обособленности отдельных подразделенийнадзорного блока, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Короткоохарактеризуем возможные направления совершенствования банковского надзора насистемной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета.
Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеютправа заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачулицензий органы банковского надзора внимательно анализируют минимальные размерыуставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналиидиректоров и высших менеджеров; оперативный финансовый план; организациювнутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.
Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подходк деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе,состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собойсложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируютсяподсистемы по разным признакам: · размерам капитала и активов (крупные,средние, мелкие);· организационно-правовой форме (акционерные, паевые); ·преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные,экспортно-импортные и пр.);· принадлежности капитала (национальные,иностранные) и др. В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк(базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейсяопределенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла. Всилу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:· надзор забанковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;· надзор за отдельновзятыми коммерческими банками. Каждая из этих разновидностей надзора имеет своиприоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия состороны государственных органов.
Главная цель надзора за банковской деятельностью — сохранение общейстабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путемпостоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременныхкорректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора вКазахстане в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитныхорганизаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем созданияобособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, зареорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников иисполнительных органов кредитных организаций и их филиалов. Действующие банки,ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальнымкапиталом на соответствующий период размере. Их финансовое положение должнобыть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования,соблюдать все экономические нормативы и другие требования АФН, не иметь убыткови задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами,выполнять технические и квалификационные требования [4, с.12].
Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлениюдеятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутреннийаудит). Кредитная организация обязана информировать надзорные органы обизменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках,доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщатьнадзорному органу обо всех изменениях в персональном составе руководителейисполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данныедолжности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к даннымкатегориям банковских работников, то АФН не дает согласия на подобныеназначения.
Регулирование деятельности банковосуществляется как в отношении отдельного банка, так и на консолидированнойоснове, т.е. в отношении банковской группы.
В целях осуществления регулирования инадзора за банковской деятельностью Агентство:
1) определяет порядок выдачи и отказав выдаче разрешения на приобретение физическими и юридическими лицами статусакрупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретениебанками дочерней организации, выдает либо отказывает в выдаче указанныхразрешений;
2) устанавливает минимальные размерысобственного капитала баггков;
3) устанавливает требования поформированию резервного капитала банков;
4) утверждает пруденциальныенормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для банковских групп;
5) устанавливает порядокобязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов);
6) устанавливает порядокклассификации активов и условных обязательств и создания против них провизии.Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных ибезнадежных определяется по согласованию с государственным органом,обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств передгосударством;
7) ведет реестр банков и аудиторскихорганизаций, имеющих лицензию на проведение аудита банков;
8) определяет порядок применения ипринимает решение о применении к аффилированным лицам банка принудительных мер,предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
9) принимает в случаях, установленныхбанковским законодательством Республики Казахстан, решение о консервации банкаи назначает временную администрацию (временного управляющего банком);
10) принимает в случаях,установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение оботзыве лицензии на проведение всех или отдельных операций, предусмотренныхбанковским законодательством Республики Казахстан, и назначает временнуюадминистрацию (временного администратора);
11) осуществляет иные функции всоответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Признаками существования финансовых трудностей у банков считаются:·нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдениеэкономических нормативов и резервных требований;· наличие неоплаченных документовклиентов и претензий к корреспондентскому счету;· резкие колебания ежедневныхостатков средств на корреспондентских счетах банков, особенно если минимальныеостатки составляют критическую, близкую к нулю, величину;· выявление в ходепроверок банка фактов нарушений правил бухгалтерского учета, представлениянедостоверной отчетности, проведения рискованной кредитной и процентнойполитики;· неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системеранней диагностики;· убыточная деятельность, в том числе не обеспеченноесобственными средствами банка развитие внутренней инфраструктуры;· выплатадивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в том числе доитогов отчетного года); резкие изменения в составе участников и руководителейбанка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;·информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поступающая изминистерств и ведомств, от граждан, средств массовой информации, жалобыклиентов на его работу. Разработаные рекомендации по определению степенипроблемности банков, позволяют достаточно точно оценивать их состояние. Всекредитные организации в зависимости от характера выявленных у них проблем ипричин их возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки,имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности;банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово нестабильные)банки.
Таким образом, необходимость банковскогорегулирования и надзора обосновывается необходимостью поддержания и укреплениядоверия банковской системе, предотвращения нарушений банковских законов инормативных правовых актов, возможностью понять глубину и установить причину проблем в том или ином банке.1.2 Правовые основы государственногорегулирования банков второго уровня
Государственное регулирование инадзор банковской деятельности основывается на Конституции РеспубликиКазахстан. Контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня РКосуществляется Агентством Республики Казахстан по peгулированию и надзору финансового рынка и финансовыхорганизаций на основании Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. №474-11 «Огосударственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовыхорганизаций» [7]. Кроме того, организациябанковского надзора в Республике Казахстан основывается на национальной законодательной базе и рекомендацияхмеждународных банковских комитетов.
Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования инадзора национального финансового рынка являются приоритеты создания новойсистемы государственного регулирования деятельности финансовых институтов,предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этомувопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одногоспециализированного органа.
В Казахстане в целях внедрениянадзора за деятельностью банков на консолидированной основе еще в 2001 г. былиприняты, инициированные НациональнымБанком Республики Казахстан, измененияи дополнения в Закон «О банках и банковской деятельности в РеспубликеКазахстан» [6], устанавливающие основныепринципы осуществления такого надзора. Кроме того, Национальным Банком былиразработаны ряд нормативных правовых актов по вопросам консолидированногонадзора, в частности:
1) «Правила участия банкавторого уровня в уставном капитале других юридических лиц, а также выдачиразрешения на создание или приобретение банком второго уровня дочернейорганизации» от 14 ноября 2001 г. №427;
2) «Правила предоставленияотчетности и сведений крупными участниками банков и банковскими холдингами»от 25 июня 2001 г. №256;
3) Правила о порядке дачи согласияНационального банка Республики Казахстан на приобретение статуса крупногоучастника банка второго уровня или банковского холдинга от 25 июня 2001г. №255;
4) Правила составленияконсолидированной финансовой отчетности банками второго уровня РеспубликиКазахстан от 11 февраля 2000 г. №25;
5) Правила о пруденциальныхнормативах для банковских групп от 25 июля 2003г. №250;
6) Закон Республики Казахстан «Огосударственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовыхорганизаций» от 12 июля 2003 г.
Главным мотивом преобразований былостремление приблизить банки к интересам хозяйства и активизировать ихдеятельность.
Характерная особенность нового этапареформы заключается в создании четко организованных рыночных структур,обеспечивающих условия для развития конкуренции в банковском секторе.Государственное регулирование позволяет определить наиболее важные,приоритетные отрасли экономики, целенаправленно и рационально использоватьимеющиеся ресурсы.
В 2003 году Национальный БанкРеспублики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны.Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны былапромежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органанадзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.
До 2004 г. Нацбанк был единственнойорганизацией регулирующей деятельность банковского сектора Казахстана. Важнымфактором развития банковского сектора страны стало начало деятельности с 1января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзоруфинансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующиефункции и полномочия от Национального Банка.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности вРеспублике Казахстан» банк — юридическое лицо, являющееся коммерческойорганизацией, которое правомочно осуществлять банковскую деятельность.Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридическоголица в качестве банка в органах Министерства юстиции Республики Казахстан(далее — органы Министерства юстиции) и наличием лицензии Национального банкаРеспублики Казахстан (далее — Национальный банк) на проведение банковскихопераций [6].
В январе – марте 2008 года повопросам регулирования деятельности банков второго уровня и банковскихконгломератов Правлением Агентства было принято 9 постановлений:
– «О внесении изменения впостановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию инадзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 марта 2007 года №76 „Овнесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты повопросам представления документов в Агентство Республики Казахстан порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций“;
– „Об утверждении Правил выдачи,отказа в выдаче и отзыва согласия на приобретение статуса крупного участникабанка, банковского холдинга, крупного участника страховой (перестраховочной)организации, крупного участника открытого накопительного пенсионного“;
– „О внесении дополнений иизменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от2 июня 2000 года № 262 “Об утверждении Инструкции по размещению частисредств банков во внутренние активы»;
– «О внесении изменений идополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 9 января2006 года №6 „Об утверждении Правил назначения и деятельности временнойадминистрации (временного администратора) банка, страховой (перестраховочной)организации и накопительного пенсионного фонда“;
– „О внесении дополнений внекоторые нормативные правовые акты Агентства Республики Казахстан порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций “.
– „О внесении изменений идополнений в постановление Правления Агентства Республики Агентства порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25декабря 2006 года № 300 “Об утверждении Правил представления отчетностибанками второго уровня Республики Казахстан и внесении изменения впостановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию инадзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 августа 2005 года №310 „О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовыеакты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынкаи финансовых организаций“;
– „О внесении изменений идополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 апреля2007 года № 128 “Об установлении рейтинговых агентств и минимальногорейтинга для облигаций, с которыми банки могут осуществлять сделки»;
– «О внесении изменений идополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30сентября 2005 года № 358 „Об утверждении Инструкции о нормативныхзначениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второгоуровня“;
– „О внесении изменений идополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан порегулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 17 июня2006 года № 136 “Об утверждении Правил представления отчетности овыполнении пруденциальных нормативов банками второго уровня».
В ответственность Агентства входит определение и снижение в определенноймере основных рисков с которыми сталкиваются банки второго уровня прикредитовании клиентов.
В соответствии с Правиламиклассификации активов, условных обязательств и создания провизии (резервов)против них (далее — Правила классификации), утвержденными постановлением ПравленияАгентства от 25.12.06 г. № 296, введенными в действие с 1 апреля 2007 года,предусмотрено понятие «портфель однородных кредитов» и порядок ихформирования, мониторинга, создания провизии (резервов) против них.
Правила классификации устанавливаютособенности классификации однородных кредитов, основные требования к однороднымкредитам и к внутренним политикам банка.
В этой связи, внутренняя политикабанка играет важную роль в портфельном подходе оценки рисков, которая в деталяхдолжна раскрывать признаки однородности, включая порядок, методы, сроки ихгруппировки, а также мониторинг, методику, процедуры классификации(реклассификации) и формирования (расформирования) провизии (резервов) противтаких кредитов.
В целях диверсификации ссудногопортфеля внутренняя политика банка может содержать требования к объему портфеляоднородных кредитов, отдельных видов кредитов, включаемых в портфель.
Следует отметить, что прежде чемсоздавать портфель однородных кредитов, банку необходимо утвердить внутреннююполитику, провести мероприятия по созданию портфеля однородных кредитов.Уполномоченный орган банка принимает решение о создании портфеля однородныхкредитов и утверждает внутренние правила по данному виду портфеля однородныхкредитов, содержание которых соответствует пункту 34 Правил классификации.Кредиты группируются в портфель однородных кредитов в соответствии с внутреннейполитикой в пределах 0,02 процентов от величины собственного капитала банка,рассчитанного в соответствии с требованиями уполномоченного органа по методикерасчета пруденциальных нормативов для банков.
В соответствии с пунктом 41 Правилклассификации, предусмотрен ежеквартальный анализ портфеля, соответственнодатой оценки риска является каждое первое число квартала, следующего заотчетным. Таким образом, в течение отчетного квартала в портфель однородныхкредитов включаются займы, размер которых не превышает 0,02 процентов отвеличины собственного капитала банка, рассчитанного на начало квартала.
Необходимо обратить внимание, что прирасчете размера кредитов, включаемых в портфель однородных кредитов, за основуберется совокупный размер задолженности на одного заемщика.
Кредиты включаются в портфельоднородных кредитов с даты их выдачи в сумме, установленной в договоребанковского займа, и не допускается включение кредитов по остатку долга. Такжесогласно пункту 39 Правил классификации, не предусматривается вывод отдельныхзаймов из портфеля в связи с ухудшением их качества.
Портфель однородных кредитов можетформироваться отдельно по физическим июридическим лицам, с разбивкойвнутри по соответствующим признакам однородности.
В соответствии с пунктом 21 Правилклассификации критерии, используемые банками при анализе кредитоспособностизаемщиков (должников), в том числе при оценке финансового состояния заемщика истоимости предмета залога, а также процедуры принятия и исполнения решений посозданию провизии (резервов), регламентируются Правилами классификации, а такжевнутренними документами банка, определяющими кредитную, инвестиционную иучетную политику и, в том числе, содержащими требования относительно порядканачисления и приостановления начисления вознаграждения по активам.
Кроме того, при рассмотрении данного вопроса банкам необходиморуководствоваться положениями МСФО.
Регулирование прав депозиторов в Республике Казахстан основывается наЗаконе РК «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банкахвторого уровня Республики Казахстан» от 12 января 2007 года № 222-III.Данный Закон направлен на защиту прав депозиторов — физических лиц и определяет правовые основыфункционирования системы обязательного гарантирования депозитов, размещенных вбанках второго уровня Республики Казахстан, порядок создания и деятельностиорганизации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, участиябанков второго уровня в системе обязательного гарантирования депозитов, а такжеиные вопросы взаимоотношений участников системы.
Целью системы обязательного гарантирования депозитов является обеспечениестабильности финансовой системы, в том числе поддержание доверия к банковскойсистеме путем выплаты гарантийного возмещения депозиторам в случаепринудительной ликвидации банка-участника.
/>Основными принципами системыобязательного гарантирования депозитов являются:
/>1) обязательность участия банков,осуществляющих прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физическихлиц, в системе обязательного гарантирования депозитов;
/>2) обеспечение прозрачности системыобязательного гарантирования депозитов;
/>3) снижение рисков, связанных сфункционированием системы обязательного гарантирования депозитов;
/>4) накопительный характерформирования специального резерва, предназначенного для выплаты гарантийноговозмещения.
Депозиторы в основном самостоятельно несут все риски, связанные свложением денег в банк, за исключением только гарантируемой АО «Казахстанскийфонд гарантирования депозитов» (далее – Фонд) суммы остатка по депозитубез начисленного вознаграждения не более максимальной суммы гарантируемого возмещения– 700 000 тыс. тенге.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об обязательном гарантированиидепозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» сянваря 2007 года не предусмотрено право Фонда устанавливать максимальныйразмера ставок вознаграждения по вкладам (депозитам) физических лиц, что вцелом соответствует современной международной практике.
Банки получили возможность привлекать депозиты по самостоятельноустанавливаемым ставкам вознаграждения, без соблюдения ограничения их предельногомаксимального размера, ранее определяемого Фондом. Таким образом, в настоящеевремя полностью отсутствуют квази–регулирующие меры, обеспечивавшие приемлемый «потолок»ставок для привлечения депозитов физических лиц.
В условиях жесткой конкуренции некоторые банки проводят агрессивнуюполитику, в том числе путем установления ставок вознаграждения по депозитам икредитам выше среднерыночных, кредитования без требования подтвержденияплатежеспособности заемщика, предложения различных призов и других необычныхбонусов клиентам.
Подобная политика банка должна вызывать как минимум осторожность ивнимательное изучение его показателей на предмет наличия скрытых проблем сликвидностью и возможной неплатежеспособности банков.
В частности, повышенный доход по вкладам устанавливается банком – кпримеру, для привлечения средств под высокодоходные инвестиционные проекты,продвижения новых продуктов, увеличения доли в розничном секторе или освоенияновых региональных рынков. Однако, высокие ставки по депозитам могут служитьпризнаком рисковой политики банка.
Так, рост массы накоплений влечет увеличение ссудного портфеля банка.Стремясь завоевать нишу либо увеличить свою долю на новых, быстроразвивающихсярынках, таких как потребительское кредитование, ипотека, овердрафт по кредитнымкарточкам, кредитование субъектов малого предпринимательства и т.д., банкизачастую кредитуют компании и физических лиц, не имеющих кредитной истории, безподтверждения их доходов и наличия залогового обеспечения.
Деятельность банков второго уровнякак участников платежной системы — банков второго уровня — регулируется Законом«О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998 г. ПостановлениемПравления Национального банка РК от 25 апреля 2000 г., который определяет видыи порядок оформления и использования платежных документов, а также права,обязанности и ответственность участников платежей и переводов денег. В целяхрегулирования выпуска и обращения чеков, векселей, платежных карточек,использования документарных аккредитивов, порядка прямого дебетованиябанковского счета и осуществления платежей без открытия банковского счета былиразработаны соответствующие нормативно-правовые акты Национального Банка РК.
Для урегулирования отношений,связанных с предоставлением услуг Казахстанским Центром Межбанковских Расчетов(КЦМР) по безналичным переводам денежных средств, постановлением ПравленияНационального банка РК №242 от 21 ноября 1998 г. были разработаны и утверждены «Правилапереводов денег в межбанковской системе переводов денег» и «Правилаосуществления клиринга в Республике Казахстан», утвержденныепостановлением Правления Национального банка РК 16 июня 2000 г. №273.
Таким образом, государственноерегулирование и надзор за банковской деятельностью направлено на повышениестабильности банковской системы Республики Казахстан и создание условий понедопущению нарушений прав и законных интересов потребителей банковских услуг,которые будут подробнее рассмотрены в пункте 2.1.1.3 Регулированиебанковского сектора на макроуровне
Банковский сектор в РеспубликеКазахстан функционирует на принципах рынка. Динамика основных параметров,характеризующих состояние банковских секторов в 2000-2007 годах,свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпамиувеличиваются активы и капиталы кредитных организаций, расширяются их ресурсныебазы, особенно за счет внешнего заимствования. Рост доверия к банкам со стороныкредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков банковскогосектора в этот период. Сохраняется устойчивая тенденция кредитных вложений,согласно отчетности кредитных организаций, качество их кредитных портфелейостается, в основном, удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечаетсяопределенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц.
Казахстанские банки показываютвысокие темпы роста. Активно происходят качественные изменения в развитиибанковской системы. Кредитные организации стремятся к наибольшей прозрачности,открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новыебанковские технологии (банк-клиент, системы денежных переводов, дебетовые икредитные карты и т. д.), различные виды кредитования (потребительские,ипотечные и др.).
Базовым условием успешного развитиябанковского сектора является проведение государством взвешенной,последовательной политики в этой сфере. Политика государства в отношениибанковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночного началадеятельности кредитных организаций и на использовании преимущественнокосвенных, то есть экономических методов влияния на процессы, происходящие вбанковской сфере. Воздействие государства на банковские секторы осуществляетсяпутем формирования нормативной базы деятельности кредитных организаций ифункционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнениемтребований законодательных и иных нормативных правовых актов.
Надзорная практика учитывает различные этапы жизненного цикла банкалицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рассматривая ихкак элементы единой системы. Для реализации поставленных целей необходимовыработать новые подходы к отчетности банков. Документация должна позволятьвыявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной инеперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедрение нетрадиционныхэкономико-статистических методов мониторинга. Совершенствование надзорнойпрактики должно опираться на соответствующие структурные преобразования,модернизацию методов деятельности, максимальную координацию усилий всехподразделений надзорного блока. Воздействие на деятельность коммерческих банковможет осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е.косвенный), так и экономико-административный (прямой) характер.
Кредитное регулирование, далее, включает совокупность методов, выборкоторых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелостирыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банковобъектом регулирования становятся определенные макроэкономическиехарактеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять наэкономику в целом, а с другой, — обеспечивать ликвидность банковской системы.
Национальному Банку РеспубликиКазахстан принадлежит главная роль в функционировании банковской системы игосударства в целом, поскольку именно он способствует достижениюмакроэкономической стабилизации государства.
На деятельность банковской системыКазахстана Национальный Банк оказывает непосредственное влияние посредствомденежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики взначительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитногорегулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуютпрактически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудногокапитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных формкредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментамиденежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательныхрезервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.
Национальный Банк, таким образом,регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а, вконечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень занятостинаселения.
Основные инструментыденежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемые центральнымибанками, являются:
— установление минимальных резервныхтребований;
— регулирование официальной учетнойставки;
— рефинансирование коммерческихбанков;
— операции на открытом рынке.
Установление минимальных резервныхтребований — один из старейших и наиболее применяемых центральном банкоминструментов денежно-кредитного регулирования. Минимальные резервы — этообязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке страны,выступающая обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам.Минимальные резервы устанавливаются в законодательном порядке как процент отобщей суммы вкладов. Базой политики обязательных резервов служит банковскиймультипликатор. Мультипликационный эффект возникает вследствие того, что банкисоздают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная массасокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.
Эти резервы имеют двойное назначение:во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческихбанков, во-вторых, они являются инструментами для регулирования денежной массыи кредитоспособности банков. Посредством изменения нормы минимальных резервныхтребований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданныхпараметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результатеповышения нормы обязательных резервных требований уменьшаются суммы свободныхденежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков. В последнеевремя политика установления минимальных резервных требований как эффективныйинструмент денежно-кредитной политики заметно утратила свое значение.
Изменение учетной ставки — старейшийметод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право НациональноБанка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочнымфинансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются вдополнительных средствах. За предоставленные средства Национальный Банк взимаетс заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетнойставкой. Таким образом, учетная ставка — это «цена» дополнительныхрезервов, которые Центральный банк предоставляет коммерческим банкам.Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денегв стране [2, c.361].
При понижении учетной ставкиувеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, НациональныйБанк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков.Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, какправило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у Центральногобанка средства коммерческие банки могут полностью использовать длякредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведетк снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которомупредоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле,что стимулирует развитие производства.
При повышении учетной ставкипроисходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссудыЦентрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денеги повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предпринимателиберут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.
Считалось, что обязательные резервыкоммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег вслучае банкротства. Однако, как показала практика, они оказалисьмалоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возвратаденег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получилидругое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежноймассы и кредитом.
Практически во всех странах мира коммерческиебанки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которыепредоставляются под определенный процент. Учетная ставка, применяемаяцентральными банками при учете государственных облигаций, переучете векселейявляется официальной и служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам.Устанавливая учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечениякредитных ресурсов. Учетная ставка является методом регулирования стоимостибанковских кредитов.
Повышая ставку по кредитам, Центральныйбанк побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Этозатрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок покоммерческим кредитам и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций встране. Если Центральный банк снижает учетную ставку, он облегчает длякоммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитнуюэкспансию. Рефинансирование коммерческих банков — это предоставление кредитныхресурсов коммерческим банкам в форме прямых кредитов, ссуд под залог ценныхбумаг (ломбардный кредит), учета векселей [3, c. 209].
Ужесточение денежно-кредитнойполитики предполагает изменение направления влияния официальных ставокНационального Банка на рыночные ставки по кредитам с целью осуществления переходана использование уровня рыночной доходности вместо ранее использованного уровняликвидности банковской системы. Примеры центральных банков развитых странпоказывают, что данная операционная цель является более эффективной длярегулирования финансового рынка.
Для усиления регулирующих свойствофициальной ставки рефинансирования, Национальный Банк внедрил в практикупериодический (ежеквартальный) пересмотр и установление официальной ставкирефинансирования.
Таблица 1 — Ставка рефинансирования(в %)2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 1кв. 2кв. 3кв. 4кв. 7,5 7 7 1кв. 3кв. 9 11 12,5 12 11 9 7,5 8 Примечание — составлено автором на основании данных Национального Банка Казахстана
/>
Рисунок 1 –Динамика изменения ставки рефинансирования
Примечание –составлено автором на основании данных Национального Банка Республики Казахстан
В Республики Казахстан только совторой половины 1995 года впервые ставка рефинансирования Национального Банкастала позитивной, то есть превышающей уровень инфляции, что позволило снизитьинфляцию спроса. Выполнение требований МВФ по достижению положительной величиныучетной ставки по централизованным кредитам Национального Банка и ставкирефинансирования стала носить постоянный характер.
Сведения оставках рефинансирования и динамика ее изменения за последние пять летоформлены в таблице 1 и изображены на рисунке 1.
Для усилениярегулирующих свойств официальной ставки рефинансирования ПравлениеНационального Банка планирует внедрить в практику периодический(ежеквартальный) пересмотр и установление официальной ставки рефинансирования.Опыт центральных банков развитых стран показывает целесообразность такойпрактики. Национальный Банк, периодически пересматривая официальную ставкурефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса ипредложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий, тем самым даетфинансовому рынку актуализированные ориентации по ожидаемым тенденциям вфинансовой сфере [4, с.6].
Вторым важныминструментом по обеспечению равновесия денежного рынка, регулирования уровняликвидности банков, снижению рисков неплатежей банками по их обязательствам, атак же защиты интересов вкладчиков и акционеров банков является нормативобязательных резервов. Обязательные резервы – это вклады коммерческих банков вцентральном банке. Размер этих вкладов устанавливается законодательно вопределенных границах (есть минимальная граница). Обязательные резервы даютвозможность центральному банку регулировать объем денежной массы в обращении икредитоспособность коммерческих банков.
Положительнаясторона нормы обязательных резервов центрального банка заключается в том, что вгосударстве всегда есть централизованные ресурсы, есть источники для расширениякредитного рынка. Являясь одной из принудительных мер, норматив обязательныхрезервов позволяет мгновенно замораживать без прямого стоимостного воздействияфакторы банковской ликвидности и в случае необходимости размораживать этунакопленную ликвидность.
Введение нормрезервов – исторически одна из первых форм вмешательства государства вбанковское дело. Твердые коэффициенты банковской задолженности применялись ужево второй половине прошлого века. Но как инструментарий денежно-кредитнойполитики система резервов начала применяться значительно позже. Впервые онабыла введена в США в 1913 г. (не случайно центральный банк США называетсяФедеральная резервная система). Ее развитие было связано с мировым экономическимкризисом 30-х гг. Наибольшее распространение она получила после второй мировойвойны в Италии, Германии, Англии [5, с.102].
Нормырезервов варьируются центральным банком в соответствии с осуществляемойкредитной политикой. Так, желая ограничить кредитную экспансию банков,центральный банк страны повышает нормы. Это сокращает кредитоспособность банковв осуществлении активных операций и выступает дефляционной мерой. Понижениенорм, наоборот, способствует расширению кредитования, усиливает инфляционную тенденцию.Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку влиять наситуацию в желаемом для него направлении. В зависимости от величины депозитовон рассчитывает предельную величину изменения норм резервов, ниже которой имеетместо повышение банковской ликвидности, а выше – ее снижение.
Итак, высокаянорма обязательных резервов устанавливается с целью:
- обеспечитьликвидность банков;
- уменьшить эмиссиюкредитов при высокой инфляции;
- расширитьфинансовые возможности центрального банка в области денежно-кредитногорегулирования.
Для банковвторого уровня резервирование по высоким требованиям означает удорожаниестоимости привлеченных ресурсов. Дорогие ресурсы в свою очередь, могутразмещаться только в высокодоходные операции с высокой степенью риска.Постепенное снижение норматива обязательных резервов активизирует возможностипо кредитованию экономики, соответственно увеличивает предложение денег. Болеевысокий уровень резервирования средств связан с проблемой поддержанияликвидности банковской системы и высокими рисками накопления денежного капиталабанками.
Последствияизменения норм обязательных резервов неоднозначно. Многократные их изменение центральнымбанком бумерангом сказываются на ликвидности коммерческих банков и могутпривести к значительному нарушению денежного и финансового равновесияэкономики. Следовательно, при неумелом использовании эта политика может статьсвоеобразным генератором нестабильности.
Поэтомуизменения норм обязательных резервов, за исключением кризисных периодов,характеризуются невысокими амплитудами (как правило, повышение на один илиполовину пункта), и, что бы банкир не был застигнут врасплох часто об этихмодификациях объявляют заранее.
Регламентацияобязательных резервов, виды устанавливаемых норм, их уровень различны в разныхстранах. В США банки, являющиеся членами ФРС, обязаны держать в ФРС 3% отостатков на счетах до востребования и депозитов. Лишь по некоторым остаткамвеличина резерва увеличивается до 12%. В Швейцарии норма обязательных резервов –2,5%. В Казахстане (и, к примеру, в России) норма обязательных резервов сегоднявыше, чем в других странах. Вначале она была достаточно высокой в размере 30%,но постепенно снижалась по мере уменьшения денежной массы и уровня инфляции [3,с.17].
12 июля 2006 года Национальным БанкомКазахстана было внесено изменение в механизме формирования обязательныхрезервов. Так, вструктуру обязательств банка, которые принимаются для расчета минимальныхрезервных требований, включается сумма внутренних обязательств банка и иныхобязательств банка. Внутренние обязательства банка определяются как суммаобязательств перед резидентами по строго определенному перечню вне зависимостиот сроков их погашения. Иные обязательства банка рассчитываются как суммаобязательств банка перед нерезидентами и обязательств по долговым ценнымбумагам вне зависимости от признака резидентства. При учете резервныхобязательств (как для внутренних, так и для иных обязательств) в расчет беретсясумма обязательств банка по основному долгу, вознаграждению и просроченнойзадолженности по ним. Период определения минимальных резервных требованийсоставляет четырнадцать календарных дней и начинается с первого вторника неделии заканчивается последним понедельником четырнадцатидневного периода определенияминимальных резервных требований.
Выполнение нормативов минимальныхрезервных требований осуществляется путем формирования банками резервныхактивов, к которым относятся наличные тенге в кассе и деньги накорреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной исвободно-конвертируемой валютах. Банк должен размещать деньги в резервныхактивах таким образом, чтобы средняя величина резервных активов за периодформирования резервных активов была не менее среднего размера минимальныхрезервных требований за период определения минимальных резервных требований.
/>
Рисунок 2 – Выполнение нормативаминимальных резервных требований БВУ [19]
Период формирования резервных активовсоставляет четырнадцать календарных дней и начинается с первого четверганедели, в которой начинается период определения минимальных резервныхтребований, и заканчивается в среду недели, в которой заканчивается периодопределения минимальных резервных требований.
По состоянию на 01.01.2007 нормативыминимальных резервных требований банкам второго уровня составляют в размере 6%для внутренних обязательств банка и в размере 8% для иных обязательств банка.
В результате изменения механизмаформирования и выполнения минимальных резервных требований в 4 квартале 2006года избыточная ликвидность банков второго уровня оставалась на относительностабильном уровне. В среднем за данный период резервные активы на 17% превышалинеобходимый объем резервирования (в 3 квартале 2006 года – на 15%), какпоказано на рисунке 2.
Постепенно такие методыденежно-кредитного регулирования как рефинансирование и обязательноерезервирование утрачивают свое первостепенное по важности значение, и главныминструментом денежно-кредитной политики становятся интервенции центральногобанка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, чтоцентральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковскойсистеме. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсыпоследних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральныебанки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования,изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операциицентрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямаяоперация представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается вкупле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки позаранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффектих воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Такдоля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран наоткрытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можноувидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залогценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценныебумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, собязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи,«набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения всобственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким образом, операции на открытомрынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются отдвух предыдущих. Главное отличие — это использование более гибкогорегулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая приэтом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлениемполитики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенностьданного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, недопуская при этом ухудшения ликвидности.
Таким образом, предпринятыеНациональным Банком меры по регулированию деятельности банков второго уровняспособствуют стабилизации банковского сектора и устойчивости финансовой системыв целом. ДеятельностьНационального Банка и АФН направлена на решение задач, обозначенных всоответствующих программных документах по развитию секторов финансового рынка,на обеспечение роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а такжепрозрачность и стабильность финансового рынка.
/>/>2. Анализ регулирования и надзора деятельности банковвторого уровня в Республике Казахстан/>2.1Анализ выполнения пруденциальных нормативов банков второго уровня
Для обеспечения стабильности и надежности банковской системы органыбанковского надзора устанавливают для коммерческих банков экономическиенормативы, последние в банковской практике Казахстана называютсяпруденциальными. В состав пруденциальных нормативов входит:
— минимальный размер уставногокапитала;
— коэффициент достаточностисобственного капитала;
— максимальный размер риска на одногозаемщика.
Основным показателем пруденциальных нормативов является достаточностьсобственного капитала. Достаточность собственного капитала банкахарактеризуется двумя коэффициентами:
— отношением капитала первого уровня за вычетом инвестиций банка, взятыхв пределах доли капитала первого уровня в общей сумме капитала первого уровня ивключаемой в расчет собственного капитала части капитала второго уровня, кразмеру активов банка, уменьшенных на сумму инвестиций банка, взятых в пределахдоли капитала первого уровня в общей сумме капитала первого уровня и включаемойв расчет собственного капитала части капитала второго уровня (К1);
— отношением собственного капитала к сумме: активов, условных и возможныхобязательств, взвешенных по степени кредитного риска, уменьшенной на суммуобщих резервов (провизии), не включенных в расчет капитала второго уровня;активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетомрыночного риска; операционного риска (К2).
Согласно инструкции о нормативных значениях и методике расчетовпруденциальных нормативов для банков второго уровня Значение коэффициентадостаточности собственного капитала банка К1 должно быть не менее 0,06, азначение коэффициента достаточности собственного капитала банка К2 должно бытьне менее 0,12.
Цель анализа достаточности собственного капитала банка – поддержание егона определенном уровне, достаточном для адекватного роста банковских активов, атакже возмещения возможных убытков и защиты интересов вкладчиков и кредиторовбанка.
Достаточность капитала банка — это основной критерий при комплекснойоценке финансовой устойчивости коммерческого банка. Это вытекает из основнойфункции собственного капитала банка: он оберегает банк от финансовойнеустойчивости и чрезмерных рисков, обеспечивает защиту банка от банкротства.
Исходя из этого, при расчете капитала важно определить какой капиталбанка может быть использован для защиты вкладчиков и достаточна ли еговеличина.
В мировой банковской практике существует много способов расчетадостаточности капитала. Наибольшее распространение получил коэффициентныйметод.
Для расчета коэффициентов достаточности следует определить так называемыйрегуляторный капитал. Для этого из акционерного капитала банка вычитаютсяопределенные активы, которые не считаются надежным источником средств в случае,если банк должен быть продан или ликвидирован. Вычитаются также инвестиции вкапитал дочерних организаций и других юридических лиц, чтобы банкротство одногоих них не вызвало уменьшение капитала банка. Определенные пассивы, напротив,прибавляются к акционерному капиталу, например, субординированный долг.Благодаря всем этим поправкам регуляторный капитал может стать больше илименьше акционерного.
Рассчитанный таким образом капитал делится на капитал первого уровня икапитал второго уровня.
Капитал первого уровня включает самые устойчивые и стабильные источники,которые реально служат мерой защиты кредиторов и депозиторов. Его называют «базовыйкапитал».В отличие от него капитал второго уровня или «вспомогательныйкапитал» состоит из статей, которые по различным причинам не в полной мерезащищают кредиторов и депозиторов.
Подробно компоненты капитала первого и капитала второго уровней изложеныв Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальныхнормативов для банков второго уровня.
После того, как определен капитал, необходимо рассчитать то, что с чемего соотносить. Это в одном случае размер активов банка, уменьшенных на суммуинвестиций банка. Во втором случае сумма активов, условных и возможныхобязательств, взвешенных по степени риска, уменьшенной на сумму специальныхпровизий. Затем рассчитываются коэффициенты достаточности собственногокапитала, т.е. это К1 и К2 .
Таким образом, определить достаточность собственного капитала банканелегко, но очень важно. Чтобы банк рос, увеличивались его депозиты иприбыльные активы, он должен наращивать свой капитал и в то же время сохранятьнеизменным уровень риска.
В процессе анализа достаточности собственного капитала коммерческимбанком ставятся следующие задачи:
— определение фактических значений коэффициентов достаточности капитала;
— соответствие фактических показателей нормативным значениям;
— выявление факторов, вызвавших отклонение фактических значений коэффициентовот установленных органами банковского надзора.
Способность коммерческого банка своевременно и полностью отвечать посвоим обязательствам зависит не только от работы самого банка, но и финансовогоположения заемщиков. Ухудшение финансового положения заемщика может привести кневозврату полученных ссуд, что негативно повлияет на доходность и ликвидностьбанка. Во избежание подобных ситуаций коммерческие банка используют в своейдеятельности различные инструменты, одним из которых являются лимиты концентрациикредитов по одному заемщику. Лимитом в данном случае считается максимальныйразмер кредита, включая гарантии и условные обязательства, одному заемщику илигруппе лиц, контролируемых одним лицом, в процентном соотношении к капиталу.
В практике отечественных банков в соответствии с Правилами опруденциальных нормативах для банков второго уровня введено ограничение выдачикредита одному заемщику (коэффициент К3).
При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов,займов, выданных банком одному заемщику (или группе связанных заемщиков), атакже гарантий и поручительств.
Под термином «один заемщик» следует понимать каждое физическоеили юридическое лицо, к которому у банка имеются требования или могутвозникнуть требования, по которым банк принял на себя обязательство за заемщикав пользу третьих лиц или перед заемщиком, а также по иным основаниям,предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан или заключеннымидоговорами.
Размер риска наодного заемщика (Р), в том числе банка,рассчитывается как сумма:
1) требованийбанка к заемщику, учитываемых на балансе банка;
2) требованийбанка к заемщику, списанных с баланса банка в течение последних пяти лет,предшествующих текущему году;
3) требований,по которым банк принял на себя обязательство зазаемщика в пользу третьих лиц или перед заемщиком, а также по иным основаниям,предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан или заключеннымидоговорами;
4) за минусомсуммы обеспечения по обязательствам заемщика в виде:
— вклады,предоставленные в распоряжение банка в качестве обеспечения данногообязательства;
— государственных ценных бумаг Республики Казахстан, выпущенных ПравительствомРеспублики Казахстан и Национальным Банком;
— аффинированныхдрагоценных металлов;
— гарантийПравительства Республики Казахстан;
— гарантийдругих банков, имеющих долгосрочный долговой рейтинг не ниже «А»агентства Standard&Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из другихрейтинговых агентств.
Для расчета максимального размера риска на одного заемщика используетсяформула(1):
/>, (1)
где, Р – совокупная задолженность одного заемщика банка по любому видуобязательств перед банком (или размер риска на одного заемщика)
К – капитал банка.
Отношение размера риска банка на одного заемщика по его обязательствам ксобственному капиталу банка не должно превышать: для заемщиков, являющихсялицами, связанными с банком особыми отношениями – 0,10.
Следует иметь в виду, что совокупная сумма рисков по заемщикам, связаннымс банком особыми отношениями, не должна превышать размера собственного капиталабанка; для прочих заемщиков – 0,25 (в том числе не более 0,10 по бланковымзаймам).
В расчет рискана одного заемщика не включаются:
— требования кПравительству Республики Казахстан, Национальному Банку, и требования пооткрытым корреспондентским счетам к банкам, имеющим долгосрочный рейтинг нениже «ВВВ» агентства Standard&Poor's или рейтинг аналогичногоуровня одной из других международных рейтинговыхорганизаций, признанных в качестве международных рейтинговых агентств.
/>Отношениеразмера риска банка на одного заемщика по его обязательствам к собственномукапиталу банка не должно превышать:
— для заемщиков,являющихся лицами, связанными с банком особымиотношениями (k3.1), — 0,10. Совокупная сумма рисков по заемщикам, связанным сбанком особыми отношениями, не должна превышать размера собственного капиталабанка;
— для прочихзаемщиков (k3) — 0,25 (в том числе, не более 0,10 побланковым займам, необеспеченным условным обязательствам перед заемщиком либоза заемщика в пользу третьих лиц, по которым у банка могут возникнутьтребования к заемщику в течение текущего и двух последующих месяцев, а также пообязательствам нерезидентов Республики Казахстан,зарегистрированных или являющихся гражданами оффшорных зон, за исключениемтребований к резидентам Республики Казахстан с рейтингом агентстваStandard&Poor's или рейтингом аналогичного уровня одного из другихрейтинговых агентств не более чем на один пункт нижесуверенного рейтинга Республики Казахстан и к нерезидентам с рейтингом не ниже «А»агентства Standard&Poor's или рейтингом аналогичного уровня одного издругих рейтинговых агентств).
Совокупная суммарисков банка на одного заемщика, размер каждого изкоторых превышает 10 процентов от собственного капитала банка, не должнапревышать размер собственного капитала банка более чем в восемь раз.
К числу обязательных к соблюдению коммерческими банками показателейотносятся нормативы ликвидности. Для оценки ликвидности баланса коммерческогобанка в первую очередь следует проанализировать структуру активов и пассивовбаланса.
Цель анализа ликвидности банка заключается в стремлении оптимизироватьсоотношение доходность – риск – ликвидность в границах нормативных требованийорганов банковского надзора. Для достижения указанной цели необходимопроанализировать структуру баланса коммерческого банка.
На ликвидность коммерческого банка влияет ряд факторов. В первую очередь– это структура его активов. Для анализа структуры активов следует произвестигруппировку статей по степени ликвидности и рискованности. При этом следуетучесть:
а) чем больше доля первоклассных ликвидных активов в общем объемеактивов, тем выше ликвидность баланса банка;
б) чем выше доля высокорискованных активов в балансе банка, тем ниже еголиквидность.
Кроме того, ликвидность банка зависит и от структуры пассивов баланса.Если по вкладам до востребования вкладчики вправе потребовать деньги в любоймомент, а срочные вклады находятся в распоряжении банка более длительныйпериод, то, следовательно, повышение удельного веса вкладов до востребования ипонижение доли срочных вкладов снижают банковскую ликвидность. Надежностьзаймов, полученных банком от других банков, также влияет на уровень ликвидностибаланса банка.
На практике уровень ликвидности баланса банка оценивается путемсопоставления значений показателей ликвидности конкретного банка сустановленными органами банковского надзора нормативами.
Расчеты нормативов ликвидности банков второго уровня характеризуютсядвумя коэффициентами: коэффициент текущей ликвидности (К4) и коэффициенткраткосрочной ликвидности (К5).
Коэффициент текущей ликвидности банка рассчитывается как отношениесреднемесячного размера высоколиквидных активов к среднемесячному размеруобязательств до востребования. Коэффициент краткосрочной ликвидности банкарассчитывается как отношение среднемесячного размера активов с первоначальнымсроком погашения не более трех месяцев, включая высоколиквидные активы, ксреднемесячному размеру обязательств со сроком привлечения не более трехмесяцев, включая обязательства до востребования.
Минимальные значения указанных выше коэффициентов устанавливаютсяуполномоченным органом. Процедура анализа и оценки показателей ликвидностибаланса коммерческого банка включает несколько этапов. На первом этапенеобходимо составить таблицу, характеризующую уровень ликвидности банка. Навтором этапе производится сопоставление фактических значений каждого показателя(коэффициента) соответствующему нормативному уровню и прогнозному. На третьемэтапе анализа необходимо рассмотреть состояние каждого показателя в динамике,что позволит выявить устойчивость или случайность возникшей ситуации. Напоследнем четвертом этапе следует провести факторный анализ выявленныхотрицательных моментов и тенденций.
В случае допущения коммерческим банком превышения ограничений поразличным причинам об этом он должен проинформировать органы банковскогонадзора и принять обязательства по устранению превышения в течение текущего ипоследующего месяца.
В целом пруденциальные нормативы, устанавливаемые для обязательного ихсоблюдения банками второго уровня, должны рассчитываться и анализироваться длярегулирования и оценки деятельности банка с позиции надежности.
В таблице, приведённой в приложении А отображены данные по выполнениюпруденциальных нормативов банками второго уровня на 01.01.07., из которыхвидно, что все банки второго уровня выполнили требования пруденциальныхнормативов.
Введенные в 2006 году меры по установлению максимального лимитакраткосрочных обязательств перед нерезидентами РК позволили снизить росткраткосрочных обязательств перед нерезидентами с первоначальным срокомпогашения до одного года к собственному капиталу. Согласно рисунку 3, данныйпоказатель уменьшился за период с 1 января по 1 декабря 2007 года с 0,81 до0,31, соответственно, что стало результатом введенных норм.
/>
Рисунок 3 – Динамика изменения обязательств перед нерезидентами РК ксобственному капиталу [22]
Введение и установление максимального лимита по коэффициентамкапитализации банков к обязательствам перед нерезидентами (К8 и К9) с 1 апреля2007 года позволило сократить фактический рост обязательств перед нерезидентамидо начала финансовых потрясений, что отразилось на снижении коэффициента с 3,65до 3,05.
С 1 января 2009 года требования к нормативам будут усилены:
- К8 — нормативбудет составлять от 2 до 2.5 в зависимости от размера собственного капитала;
- К9 — нормативбудет составлять от 4 до 5 в зависимости от размера собственного капитала.
По состоянию на 1 января 2008 года уровень ликвидности банковской системысохраняется на избыточном уровне. Сводный коэффициент текущей ликвидности посостоянию на 26 декабря 2007 года составил 1,45 (минимально допустимое значениеК4= 0,3), коэффициент краткосрочной ликвидности – 0,96 (минимальная величинаК5= 0,5).
На рисунке 4 можно заметить цикличность изменения коэффициентакраткосрочной ликвидности. Например, с июля 2006 года также наблюдалосьнезначительное снижение данного коэффициента. Таким образом, процесс снижениядоли ликвидных активов в совокупных активах банковской системы с началатекущего года (динамика значений с января по август 2007 года) наметился еще довозникновения проблем на внешних рынках.
/>
Рисунок 4 – Динамика изменения коэффициентов текущей и краткосрочнойликвидностей по банкам второго уровня [22]
Согласно рисунка 5 отношение ликвидных активов к совокупным активам посистеме по состоянию на 01.12.2007 года составляет 13,9%. При этом, в разрезебанков, данное отношение выше среднего показателя по банковской системе у 22банков, ниже среднего показателя – у 12 банков, из которых 3 крупных БВУ.
По прогнозным оценкам погашение внешних обязательств в 2008 году составитпорядка 12 млрд. долларов США, при этом объем ликвидных активов по системе на 1декабря 2007 года — более 13 млрд. долларов США, что свидетельствует оплатежеспособности банковской системы республики.
/>
Рисунок 5 – Динамика изменения доли ликвидных активов в совокупныхактивах БВУ [22]
/>
Рисунок 6 – Динамика изменения капиталов 1 уровня и 2 уровня,собственного капитала банков второго уровня (млрд.тенге) [22]
На рисунке 6 отображено, что в 2007 году собственный капитал банковвторого уровня увеличился на 50,6% или на 591 млрд.тенге и составил на01.12.2007 года 1 760 млрд. тенге. При этом за рассматриваемый период капиталпервого уровня увеличился на 56,1% или до 1 274 млрд. тенге, капитал второгоуровня – на 41,8% или до 546 млрд.тенге.
Выполнение пруденциальных нормативов крупнейшими банками второго уровняна 01.01.2008 г. приведены в таблице 2.