Реферат по предмету "Психология"


Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
імені Володимира Даля
КРИМСЬКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, ФЕОДОСІЙСЬКЕ ВІДДІЛЕННЯ
Кафедра
КОНТРОЛЬНА РОБОТА
Тема: «Криминальная психология.
Психологическая характеристика личности»
З дисципліни
Юридическая психология
Студент
Кадыров А.Р.
Група Юизф-161
Керівник роботи
Денисенко Г.А.

План
Введение
1. Личность и типология преступников
2. Судебно-психологическая классификация личности
3. Мотивационная сфера личности преступника
4. Классификация, преступников посодержанию преступной деятельности
Вывод
Контрольное тестирование
Литература
/>Введение
Проблема личности преступникавсе более привлекает к себе внимание отечественных юристов.
Поэтому актуальность и цельданной работы это проведение психологического анализа личности преступника.
Деятельность, в том числе преступная,во многом обусловлена психологическими особенностями самого человека. Уголовно-процессуальныйзакон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющихна степень и характер ответственности обвиняемого, а также иных обстоятельств,характеризующих личность обвиняемого. Однако до настоящего времени на практикеобстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого с достаточнойполнотой, не устанавливаются. Лишь в отношении несовершеннолетних законуказывает несколько более подробный круг обстоятельств, которые необходимовыяснить. Поэтому разработка признаков личности преступника, подлежащихустановлению, является важной задачей юридической психологии.
При криминологическом изучениина практике важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой,поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, аименно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведениеносит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политическиеи культурные аспекты жизни общества оказывают внешнее воздействие наформирование моделируемого механизма преступления, тогда как психологические ипсихические особенности моделируемого преступника формируют его изнутри,составляя как бы внутреннее содержание. Такая градация факторов, конечно,весьма условна, и, тем не менее, это говорит о необходимости их комплексногоиспользования.
Личность преступникапредставляет для криминологии и самостоятельный интерес, ибо она не простоотражает определенные внешние условия, но является активной сторонойвзаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность.Связь социальных условий с преступным поведением является сложной, причемвсегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность.В ряде «случаев они в процессе длительного социального взаимодействиянакладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельныепреступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется вкомплексе конкретных правонарушений.
Отличие преступного поведения отправомерного коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальныхустановок, то есть в содержательной стороне сознания. Общепризнанно, что именнов координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, ихвзаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения.
Анализ криминалистическойлитературы показывает, что вопросу изучения психологии преступника уделялось иуделяется большое внимание (Ратинов А.Р., Игошев К.Е., Глазырин В.В., Дулов А.В.,Васильев В.Л. и др.). Практически каждая работа по криминалистической тактике иметодике включает в себя те или иные психологические аспекты. Тем не менее, каксвидетельствует практика, теоретические исследования психологическихособенностей правонарушителей не совсем полно освещают картину преступнойдеятельности. Многие вопросы остаются за кадром в силу узких рамок предметовобщей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершенияпреступления нередко осуществляется не только с учетом психологическихособенностей преступника, но и его психической специфики. Последнее, какизвестно, не является предметом психологии[1].
/>1. Личностьи типология преступников
Анализ личностных особенностейлица, совершившего преступление, необходим для ответа на вопросы: каким образоми почему совершено деяние данной личностью? какую ответственность должен нестиконкретный преступник? какой должна быть система мер по его ресоциализации? каковымеры предупреждения формирования личности преступника?
Характеризовать личностьпреступника — значит, исследовать и определить типологические криминогеннозначимые качества индивида[2].
Личность преступника — совокупностьтипологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.
В типологии личностейпреступников следует различать три градации:
1) общий тип преступника;
2) личность преступникаопределенной категории;
3) личность преступникаопределенного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее, особенное иединичное.
Поскольку социальным ядромличности являются ее направленность, система жизненных отношений,мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять типпреступника.
В основе криминально-психологическойклассификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, еепобуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мерадесоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности.
Личность преступникахарактеризуется совокупностью следующих признаков:
1) видом совершенногопреступления — объектом преступного посягательства, тяжестью и характеромпреступных последствий: совершением преступления впервые, „случайно“,повторно, систематически или рецидивистом;
2) формой вины, мотивом и цельюпреступления;
3) способом совершенияпреступления как показателем интенсивности антисоциальной направленностипреступника;
4) ситуацией и поводомсовершения преступления;
5) наличием отягчающих исмягчающих ответственность обстоятельств;
6) отношением преступника ксовершенному деянию — поведением преступника после совершения преступления (явкас повинной, уклонение от следствия и суда, оговор невиновных, помощь илипротиводействие следствию, поведение во время отбывания наказания).
Совокупность указанных признаковхарактеризует меру десоциализированности личности преступника. Основа типологиипреступников — степень их десоциализированности, мера социально-ценностнойповеденческой дезадаптации.
По степени социальнойдезадаптации мы различаем два типа личности преступника:
1. Антисоциальный тип — лица,неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальнойнаправленности, — тип „злостного“ преступника.
2. Асоциальный тип — лица,впервые совершившие преступление на основе общей асоциальной направленности, — несоциализированный,»менее злостный" тип преступника.
По психорегуляционному основаниюмы выделяем тип личности преступника, характеризующийся дефектами психическойсаморегуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результатеслучайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общемутипу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектамипсихической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогеннойситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля,ситуативная обусловленность поведения.
Этот тип преступников сдефектами саморегуляции подразделяется нами на четыре разновидности:
а) лица, допускающие преступнуюхалатность, бездействие;
б) лица, совершающиепреступления в результате чрезвычайной самонадеянности;
в) лица, совершающиепреступления в результате сильного душевного волнения и в ответ нанеправомерные действия других лиц;
г) лица, совершающие преступленияв силу повышенной ситуативной дезадаптации.
По содержаниюценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группыпреступников:
1. Преступники с антисоциальнойкорыстной направленностью.
Эта группа преступников посягаетна основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствиис мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четыре подгруппы:
а) корыстно-хозяйственнаяподгруппа преступников (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения,лицензирования и др.);
б) корыстно-служебная подгруппапреступников (хищения путем злоупотребления служебным положением, обманаклиентов, вымогания взяток);
в) воры — лица с корыстнымипосягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);
г) мошенники (подделкадокументов, обманное вымогательство и т.п.).
2. Преступники с антисоциальнойКорыстно-насильственной направленностью — лица с корыстными посягательствами,соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи,разбойные нападения).
3. Преступники с антигуманной,агрессивной направленностью — лица с крайне пренебрежительным отношением кжизни, здоровью и личному достоинству других людей. В этой группе выделяютсяследующие четыре подгруппы:
а) хулиганы;
б) злостные хулиганы;
в) лица, причиняющие ущерб честии достоинству личности путем оскорблений и клеветы;
г) лица, совершающиеагрессивно-насильственные действия против личности, — убийства, изнасилования,причинение телесных повреждений.
Наряду со степенью десоциализации,дефектами ценностной направленности следует различать личностьпреступника-индивидуалиста и личность преступника — члена преступной группы. Впоследнем случае существенным криминально значимым признаком преступникаявляются его групповой статус, ролевая функция в преступной группе.
Каждый из приведенных типовпреступников имеет своеобразную «схему личности» — спецификупотребностно-мотивационной направленности, интеллектуальных, волевых,эмоциональных и инструментально-поведенческих свойств.
Анализируя личность преступникачерез его тип, юрист выявляет степень социальной дезадаптации и ориентационно-поведенческуюсхему личности преступника.
Итак, личность преступника — совокупностьнегативных социально значимых качеств преступника, проявляющаяся в конкретномпреступном деянии. Качества личности виновного должны быть рассмотрены с точкизрения их иерархической структурированности. И здесь на передний планвыдвигаются как общая ценностно-ориентировочная схема личности, так ипсихологические особенности отдельных категорий преступников[3].
 2. Судебно-психологическаяклассификация личности
С психологической стороныдеятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходныхпсихологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этихкомпонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачейявляется познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становитсяконструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу — этоего основная и исключительная функция.
Но данная конструктивнаядеятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базесобранной, всесторонне оцененной и проверенной информации.
Основная цель познавательнойдеятельности в суде — получение доказательственного материала для осуществленияконструктивной деятельности — вынесения приговора.
Психология поведения подсудимогово многом определяется отрицательными психическими состояниями — стрессом ифрустрацией, которые он постоянно испытывает. Сочетание указанных состояний,переживаемых подсудимым, удачно выразил А.Ф. Кони: «Нельзя забывать, чтоподсудимый почти никогда не находится в спокойном состоянии. Естественноеволнение после долгих, тяжелых недель и месяцев ожидания, иногда в полномодиночестве тюремного заключения, страх перед приговором, стыд за себя или заблизких и раздражающее чувство выставленности „напоказ“ пред холоднолюбопытными взорами публики — подавляющим или болезненно возбуждающим образомдействует на сидящего, на скамье подсудимых»[4].
Поведение подсудимого в судехарактеризуется более основательной продуманностью своей позиции. Всем ходомпредварительного расследования он подготовлен к восприятию особенностейпроцессуальной формы судопроизводства. Тем не менее, сильными факторамивоздействия на подсудимого всегда является присутствие в зале судебногозаседания большого числа лиц, сам процесс суда.
Поведение обвиняемого один наодин со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая илисковывает его действия и поведение, или заставляет держаться более развязно,чтобы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость и т.д. Большая аудиторияиногда подавляет подсудимого, а в ряде случаев и поддерживает, если он ощущает,что она относится к нему сочувственно. В присутствии единомышленников он будетдержать себя более уверенно.
Определенную уверенностьподсудимому придает участие в деле адвоката, который оказывает своемуподзащитному существенную помощь в определении избираемой защитительнойпозиции, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в процессесудебного разбирательства. Все это вносит определенную успокоенность впсихическое состояние подсудимого накануне его допроса в суде.
Допрос потерпевших и свидетелейв суде имеет свои психологические особенности. Они заключаются, прежде всего, втом, что здесь в условиях гласного судебного разбирательства свидетели ипотерпевшие должны давать показания по истечении довольно продолжительноговремени после показаний на предварительном следствии. Возникает целый рядпсихологических обстоятельств, которые должны учитываться как судом, так иучаствующими в рассмотрении дела обвинителем и защитником. Во-первых, такоесвойство человеческой памяти, как забывание. Человек почти всегда припоминаетчто-либо не полностью, неточно, в других случаях и вовсе может не вспомнитьтого, что было когда-то воспринято, пережито. Забывание зависит от многихпричин, в частности от таких явлений, как: а) проактивное торможение, когдазабывание события активизируется предшествующей деятельностью, действиямиданного лица; б) ретроактивное торможение, когда на предыдущее событиенаслаиваются последующие.
Отсюда вытекает необходимостьдля суда и участников процесса оказывать психологическое воздействие на указанныхсвидетелей и потерпевших (в меньшей мере), чтобы побудить их вспомнить забытыеими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела. Задаваемыевопросы должны быть построены таким образом, чтобы каждый предыдущий вопросподготавливал последующий, а каждый последующий являлся бы логическимпродолжением предыдущего; чтобы ответы допрашиваемого воссоздавали полнуюкартину того события, которое он воспринимал.
Особую сложность представляетдопрос малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшиенарушения в тактике допроса этих лиц, допущенные судом и участниками судебногоразбирательства, могут привести к ложным показаниям.
Суду необходимо учитывать, чтомалолетние и несовершеннолетние свидетели и потерпевшие легко поддаютсявнушению, они могут неправильно воспринять и истолковать отдельные факты. Поэтомупри допросе им нужно ставить уточняющие, детализирующие, контрольные вопросы оботдельных обстоятельствах дела.
Допрос названных лиц осложняетсявоздействием на них обстановки судебного заседания. В связи с этим УПКпредусматривает ряд дополнительных условий, гарантирующих возможность успешногопроведения судебного допроса. Так, допрос несовершеннолетнего свидетеля дочетырнадцати лет, а по усмотрению суда — до шестнадцати лет, проводится сучастием педагога. Если суд признает необходимым, он вызовет вместе сосвидетелем и его родителей или иных законных представителей. Суд вправеиспользовать присутствие этих лиц для установления психологического контакта снесовершеннолетними свидетелями.
 3. Мотивационная сфера личностипреступника
В основе преступного поведениялежат те или иные мотивы. Юристы считают, что преступления совершаются главнымобразом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений[5].
В мотивах конкретизируютсяпотребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека неможет быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационнойсферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя междусобой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимныепротиворечия, результатом чего может явиться аморальное и даже преступноеповедение.
Отдельные поступки, а тем болееповедение человека в целом, в том числе и преступное, в основном направляетсяне одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложныхиерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые и стимулируютповедение, придают ему личностный смысл. Так, в большинстве случаев в основехищений лежат не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения личностив глазах престижной (референтной) группы.
Кроме того, как установленоисследованиями, именно ведущие мотивы носят неосознаваемый характер. По этойпричине преступники во многих случаях не могут вразумительно объяснить, почемуони совершили данное преступление.
Обобщая результаты исследованийпоследних лет, можно выделить следующие мотивы антисоциальной деятельности: мотивысамоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивысамооправдания.
Мотивы самоутверждения. Потребностьв самоутверждении — важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектрчеловеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себяна социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Утверждение личностина социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т.е.к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного спризнанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности. Утверждениена социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета,успешной карьерой, обеспечением материальных благ.
Среди взяточников и расхитителейвстречаются лица, стремящиеся к утверждению и на социальном, и насоциально-психологическом, и на индивидуальном уровнях. Среди воров,грабителей, разбойников, мошенников чаще обнаруживаются те, которыеутверждаются на втором и третьем уровнях.
Нередко совершение корыстногопреступления обеспечивает лицу решение каких-либо внутренних проблем, помимостатусных. Обладание материальными благами придает человеку уверенность,снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, устраняет, чащевременно, чувство зависти, собственной неполноценности.
Самоутверждение — распространенныйведущий мотив при совершении изнасилований. Изнасилование — не толькоудовлетворение сексуальной потребности, не только проявлениечастнособственнической психологии и примитивного отношения к женщине, не тольконеуважение к ней, к ее чести и достоинству, но прежде всего утверждение своейличности таким уродливым и общественно опасным способом.
Защитная мотивация. Исследованияпоказывают, что значительное число убийств имеет субъективный, как правило,неосознаваемый, смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительностиможет и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычностимулирует совершение упреждающих агрессивных действий. Нередко защитноймотивацией вызывается изнасилование и последующее убийство жертвы, это имеетместо в тех случаях, когда поведение женщины, реальное или мнимое,воспринимается преступником как унижающее его мужское достоинство илиугрожающее его самовосприятию и оценке себя в мужской роли.
Мотивы замещения. Нередки случаисовершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Сутьэтих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится покаким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — доступной.Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психическогонапряжения в состоянии фрустрации.
Игровые мотивы. К числу основныхмотивов преступного поведения относится игровой. Этот тип мотивации достаточнораспространен среди воров, расхитителей, особенно мошенников, реже — средидругих категорий преступников. К представителям преступников — «игроков»принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и нестолько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острыеощущения.
Мотивы самооправдания. Одним изуниверсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаевявляется мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствиераскаяния за содеянное. Искреннее осуждение своих действий встречается довольноредко, но и при этом вслед за признанием обычно следуют рассуждения,направленные на то, чтобы свести вину к минимуму. Обобщенно мотивысамооправдания преступного поведения проявляются в: искаженном представлении окриминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение однихэлементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзиянеобязательности применения уголовного наказания; исключении ответственности завозникновение криминальной ситуации, которая понимается как роковое стечениеобстоятельств; изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства иобмана других лиц либо собственных ошибок и заблуждений, которые и привели кпротивоправным действиям; убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденностиподобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые; отрицаниижертвы преступления и предмета преступного посягательства и тем самымигнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния; умалении иприукрашивании своей роли в совершенном преступлении; облагораживании истинныхмотивов своих действий, в результате чего они представляются извинительными идаже правомерными (защита справедливости и т.д.); рассмотрении себя в качествежертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули насовершение преступления; гипертрофии собственных личностных качеств вутверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона.
Преступление можно рассматриватькак отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальнойсредой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормальноговзаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Частопроисходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповыххулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный видконфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием,слабым уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к конформизму слицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могутслужить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам[6].
Психология лиц, совершившихубийства, выявляет у них сильную зависимость от другого лица. Убийцы в целомотносятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельнаяадаптация к жизни — всегда трудная проблема. Факт преступления показывает, чтовыход из контакта с жертвой для иных — практически невозможный способ поведения.Следует иметь в виду, что эта зависимость может реализовываться не только вконтакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказываетсяопосредованным зависимостью от третьего лица.
 4. Классификация преступников посодержанию преступной деятельности
Личностные особенности виновногоустанавливаются посредством анализа психологических особенностей совершения импреступного деяния.
Насильственный тип преступника. Основнаяхарактерная черта лиц, совершающих насильственные преступления, — дефектностьсоциальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица,виновные в убийствах, телесных повреждениях, истязаниях, изнасилованиях,хулиганских действиях, отличаются крайней десоциализированностью,стереотипизированностью асоциальных поведенческих навыков, во многих случаяхстрадают алкоголизмом. Для их поведения характерны крайний эгоцентризм,стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникших желаний,примитивизм и цинизм. В насилии они усматривают единственное средстворазрешения конфликтов. Для этих лиц характерно широкое использование средствпсихологической самозащиты — самооправдание ими своего антисоциальногоповедения, переложение вины на потерпевшего и внешние обстоятельства.
Негативные качества даннойкатегории преступников формируются в крайне отрицательных условиях микросреды,в условиях пониженного социального контроля. Существенные факторы формированияэтого поведения — эмоциональная депривация в детстве, отчуждение от семьи исоциально-положительных групп. В их жизнедеятельности агрессивное поведениепостоянно оказывалось предпочтительным — формировалась устойчивая готовность кнанесению ущерба другим людям.
В насильственных преступленияхчасто проявляется жестокая агрессивность — причиняются тяжелые физические ипсихические травмы. Этот тип агрессивного поведения свидетельствует о глубокойличностной деформации, о сформированности у личности устойчивой установки наагрессивное поведение, на постоянную готовность индивида наносить ущерб людям,о крайне пониженном социальном самоконтроле личности. Указанные личностныедефекты в ряде случаев усугубляются алкоголизацией, перенесеннымичерепно-мозговыми травмами, психическими заболеваниями.
Большинство насильственных преступлений,совершаемых несовершеннолетними, связано с импульсивной агрессивностью. Ихвозникновение ситуативно обусловлено, связано с субъективными оценкамиситуации, с соотнесенностью данной ситуации с нравственными дефектами личностивиновного.
В корыстно-насильственныхпреступлениях агрессивность часто используется лишь как средство достижениякорыстной цели. В этих случаях имеет место так называемая инструментальнаяагрессия. В насильственных же преступлениях на передний план выступает такназываемая враждебная агрессивность — агрессия, нанесение ущерба выступает каксамоцель.
Злостный убийца — особыйпсихологический тип преступника. Этот тип преступника отличается устойчивойантисоциальной установкой, глубокой антисоциальной деформированностью личности.Его крайне примитивная жизненная ориентация, аморальность, преобладаниеквазипотребностей обусловливают и крайне примитивные способы действий. Этообычно лица, ранее судимые, не ресоциализированные в местах лишения свободы ине имеющие значительного социального статуса. Повседневное их поведениепредпреступно, асоциально, осуществляется в условиях криминальной субкультуры. Любоевоздействие извне они встречают как личные нападки, с ненавистью относятся к«правильным», благополучным людям. Испытывая хроническуюэмоционально-психическую напряженность, тревожность, они готовы к импульсивнойразрядке по самым незначительным поводам.
Многие убийства совершаются натак называемой бытовой почве, импульсивно, иногда по поразительно ничтожнымповодам. Убийцы этой категории часто отягощены комплексом неполноценности, ихагрессивные деяния связаны с гиперкомпенсацией, являются результатомдлительного накопления неотомщенных обид.
В ситуации личностного поражения(оскорбления, грубые издевательства, побои) личность попадает в полнуюзависимость от травмирующей ситуации, оказывается предельно полезависимой,неспособной к надситуативному поведению.
Длительно подготавливаемые,умышленные убийства связаны, как правило, с устранением повышенной опасностидля наиболее значимых сторон жизнедеятельности индивида, решением кардинальныхпроблем ее жизнеобеспечения, устранением опасной зависимости. В конечном итогеи здесь имеет место ситуативная зависимость поведения.
В основе хулиганских деянийлежат малоосознанные, импульсивные действия со смещением мотива и целидействий, низкая адаптированность в конфликтных ситуациях, крайне повышеннаяагрессивность и малокультурность.
По хулиганским побуждениямпроисходит значительная часть убийств и телесных повреждений. Такого родапреступления характеризуются внезапно возникшим побуждением на основе злобы,личной неприязни, гнева и характеризуются мотивационной ригидностью личностипреступника.
Уровень рецидива хулиганскихпреступлений выше среднего уровня рецидива. Это свидетельствует об установочномстереотипном, малоосознанном характере этих преступных деяний.
В контингенте насильников ихулиганов преобладают лица молодого возраста с устойчивыми отрицательнымипривычками поведения, систематически нарушающие общественный порядок.
К насильственным относятсясексуальные преступления. Во всей популяции сексуальных преступниковдоминирующим психическим качеством является сексуальная агрессивность — устойчиваясклонность причинения жертве полового насилия еще и физического ущерба, нередко- лишение жизни. 'Это свидетельствует о психопатическом отклонении личности. Дляданной популяции характерны также эмоциональная черствость игиперчувствительность к эротогенным раздражителям.
Половые преступления — изнасилование,понуждение женщины к вступлению в половую связь, половое сношение с лицом, недостигшим половой зрелости, развратные действия в отношении несовершеннолетних.Преступники этой категории отличаются инверсированностью системы «мотив — цель».Значимые для их примитивных потребностей объекты порождают криминальноецелеобразование, а сформированная криминальная цель получает защитную мотивацию.Они достигают цели примитивными, грубыми, агрессивными способами. Критическая. оценкадостигнутого криминального результата у насильственных преступников крайнеограниченна, выведена за пределы морально-оценочной сферы.
Корыстный тип личностипреступника. Лица, совершающие кражи — личность преступника — вора, какправило, деформирована его устойчивым включением в криминальную среду,дефектами семейного воспитания уже в раннем возрасте, хроническим неудовлетворением его насущных потребностей, постоянной ситуативной зависимостью.Квартирные воры по своим психологическим особенностям сближаются снасильственными преступниками имея опыт преодоления препятствий в материальнойсреде, они легко переходят на совершение грабежей и разбоя. К особой группеследует отнести хозяйственно-корыстный и служебно-корыстный типы преступников. Дляэтого типа преступников характерны узкогрупповые эгоистические интересы,реализуемые через приписки, обман, получение незаслуженных вознаграждений и т. Приэтом вырабатывается определенный тип психологической защиты — прикрытиепротивозаконных махинаций «интересами дела», «служебным долгом»и т.п.
Побудительные механизмы всехкорыстных преступников имеют общую основу — устойчивость корыстных побуждений. Этимобъясняется высокий уровень повторности и специального рецидива в данном видепреступлений.
Психологические особенностипреступников — профессионалов и рецидивистов. Преступник-профессионал — это,как правило, рецидивист. Рецидивистом, как известно, считается лицо,совершившее новое преступление до снятия или погашения судимости за ранеесовершенное преступление. В психологическом же отношении рецидивист — устойчивыйпреступник, лицо, привычное к наиболее общественно опасной форме поведения. Рецидивист- антисоциальный тип личности с криминально ориентированным сверхсознанием: егопреступные деяния совершаются вопреки даже собственному рассудку, он становитсярабом устойчивых криминально направленных побуждений, его правосознаниеприобретает черты аномии, его поведение получает санкцию полного самооправдания.
Стойкая антисоциальнаяориентация личности преступника-рецидивиста проявляется в его устойчивойготовности к разрешению трудностей и конфликтов насильственными способами. Особаяактивность проявляется у рецидивистов в групповых эксцессах криминализированнойсреды.
Одним из распространенныхпсихических дефектов многих рецидивистов является их равнодушие к угрозенаказания, общественному осуждению. Преступники-рецидивисты — ядро преступногомира, блюстители криминальной субкультуры, разработчики ухищренных способовсовершения преступлений и их маскировки.
Психологические особенности лиц,совершающих неосторожные преступления. В неосторожных преступлениях нет прямыхпобуждений к совершению преступления — преступный результат здесь не совпадаетс мотивами и целями действия. К случайным неосторожным преступникам можноотнести лиц, впервые совершивших неосторожное преступление в условиях провоцирующейситуации или в состоянии временного неблагоприятного психофизиологическогосостояния, К «неустойчивым» неосторожным преступникам относятся лица,впервые совершившие преступление, но сознательно нарушившие правилабезопасности. К «злостным» неосторожным преступникам относятся лица,ранее осуждавшиеся за совершение неосторожных преступлений и нарушающие правилабезопасности по антиобщественным мотивам.
/>Вывод
Исходя из вышеизложенного мыможем сделать вывод. Личность правонарушителя представляет собой совокупностьвзаимосвязанных личностных черт и образований, ядром которых являютсянегативные свойства, образовавшиеся в результате смены образа жизни, социальныхролей и характера контактов с другими людьми.
Кардинальным вопросом дляюридической психологии является нахождение психологических различий междуличностью правонарушителя (преступника) и законопослушного человека. Преступник- это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствиенеуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительнойотчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокаячувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склоннырешать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным являетсянизкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степеньотчуждения от важных малых социальных групп: семья, профессиональный коллектив,друзья и т.п.
Деформации в ценностно-мотивационнойсфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению илипроизводительному труду, с другой стороны, демонстрирует гипервлечение котдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Совершениепреступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированныхдосуговых потребностей и интересов. Проведение досуга правонарушителями связанос употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальныесвязи и т.п.
Анализ мотивационной сферыправонарушителей позволяет обнаружить различные формы регуляции ими поведения. Односторонность,незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временнойориентации мотивации, выражающейся в стремлении «жить сегодняшним днем»,«плыть по течению», пользоваться тем, что «попадает в руки»и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок напреодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет кситуативности, импульсивности в действиях и поступках.
Имеющиеся факты показывают, чтонасильственным преступникам присущи такие качества, как пренебрежениеинтересами личности, неуважение к чести, достоинству и здоровью другогочеловека. Корыстные преступники проявляют лживость, лицемерие, корысть истяжательство, стремление уклониться от производительного труда. Хулиганыпроявляют черты моральной распущенности, пренебрежения правилами поведения вобществе и несдержанности. Среди характерологических качеств правонарушителейчасто называют недисциплинированность, неорганизованность, недоверчивость,замкнутость, лень и др.
У многих правонарушителейзначительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость»,нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечаетсяэмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватнымситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные изменения воли и волевыхкачеств.
/>/>/>/>/>Контрольное тестирование
1. Предмет юридическойпсихологии:
А — закономерностивозникновения, особенности протекания психических процессов у человека;
Б — закономерности и механизмыпсихики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;
В — пограничные психическиерасстройства личности;
2. К задачам юридическойпсихологии относятся:
А — синтез психологических июридических знаний; обеспечение морально психологической закалки юристов; раскрытиепсихических особенностей различных субъектов правоотношений;
Б — раскрытие особенностейпротекание нейрофизиологических процессов в мозге; установление психологическихконтактов с больными людьми;
В — синтез психологических июридических знаний; научная организация труда педагогов; морально-политическаязакалка личности.
3. Раздел юридическойпсихологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений,психологические аспекты правотворчества, правосознания — это:
А — криминальная психология;
Б — возрастная психология;
В — правовая психология.
4. Раздел юридическойпсихологии, изучающий психологические аспекты имущественных, экономических иличных отношений, регулируемых гражданским правом — это:
А — судебная психология;
Б — психологиягражданско-правового регулирования;
В — криминальная психология.
5. Раздел, изучающий психологиюдесоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступногоповедения,, психологию личности преступника и преступных групп — это:
А судебная психология;
Б — криминальная психология;
В — психология исправительнойдеятельности;
6. Психология исправительнойдеятельности решает проблемы:
А — установления вменяемости — невменяемости;установление формы вины; изучения социального окружения;
Б — ресоциализации и реадаптацииосужденных после отбывания наказания; проблемы исполнения уголовного наказания;
В — проблемы исполненияуголовного наказания; проблемы эстетического воспитания.
7. Методологическую основуисследований по юридической психологии составляю:
А — системный подход,детерминизм, научная обоснованность;
Б — анкетирование, тестирование,системный подход;
В — детерминизм, эксперимент,включенное наблюдение.
8. Наиболее древним попроисхождению является раздел юридической психологии, изучающий:
А — психологию преступногоумысла;
Б — правовое мировоззрение;
В — психологию судебнойдеятельности.
9. Самый первый фундаментальныйтруд «Криминальная психология» принадлежит:
А — Г. Гроссу,
Б — Ч. Ломброзо;
В — Пиаже.
10. Основатель антропологическойшколы, автор теории преступных типов:
А Фрейд;
Б — Юнг,
В — Ломброзо;
11. Русские судебные ораторы,впервые интегрировавшие в своей деятельности знания по праву, психологии исоциологии:
А Бехтерев, Плевако;
Б — Фрезе, Кони;
В — Кони, Плевако.
12. Автор научных концепций,пограничных между психологией и психиатрией, а также трудов по патопсихологии:
А — Сербский;
Б) Кони;
В) — Петражицкий.
13. Биологическую основу дляформирования личности составляют:
А — характер, темперамент, типнервной деятельности;
Б — темперамент, экстраверсия,нейротизм;
В — знания, умения, навыки.
14. Психологическое состояние,связанное с накоплением отрицательных эмоций в результате невозможностиудовлетворения желаний " конфликт желания " — это:
А — Фрустрация;
Б — апатия;
В — аффект.
15. Человек как носительсовокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимыеформы его деятельности и поведения — это:
А — индивид;
Б — личность;
В — индивидуальность.
16. Индивидуально-психологическиеособенности личности, в которых отражается сила, подвижность и уравновешенностьнервных процессов:
А — поведение;
Б — темперамент;
В — талант.
17. Крайний вариант нормы,который при определенных условиях может стать патологией:
А — адаптация;
Б — интеграция;
В — акцентуация.
18. Поведенческий подход кизучению личности, теория, на базе которой выделены аверсивные стимулы:
А — бихевиоризм;
Б — фрейдизм.
19. Выработка социального опыта,усвоение социальных норм личностью:
А. — ресоциализация;
Б — десоциализация;
В — социализация.
20. Система доминирующихличностных ценностных ориентации, ее интересы, установки, идеалы, желаниясоставляют:
А — направленность личности;
Б — характер личности;
В — способности личности.
21. Отклоняющееся от нормыповедение подростков, выражающееся в систематическом совершении незначительныхпроступков:
А — ситуативное поведение;
Б — дезадаптивное поведение;
В — делинквентное поведение.
22. Стремление подросткавысвободиться от опеки, самоутвердиться:
А — реакция группирования;
Б — реакция компенсации;
В — реакция эмансипации.
23. Качество психики,обеспечивающее человеку возможность сознательно регулировать свои действия ипоступки в соответствии с поставленной целью:
А — эмоции;
Б — воля.
24. Эмоциональное переживание,протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью, бурное проявление икратковременное:
А — стресс;
Б — прострация;
В — аффект.
Литература
1.        Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: ИздательствоНОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 517 с.
2.        Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М. Право иЗакон, 1997. — 320 с.
3.        Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственныйредактор доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов — М.: Издательство«Зерцало»' 1998. — 352 с.
4.        Розин В.М. Психология для юристов. Учебное пособие для высшей школы. — М.:Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. — 128 с.
5.        Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998 — 488 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.