Реферат по предмету "Маркетинг"


по Маркетингу 28

--PAGE_BREAK--2. Формы финансирования инвестиционных проектов из бюджета


Финансирование прямых инвестиций из государственного бюджета может производиться в следующих формах:

— прямые инвестиции в развитие государственных предприятий;

— прямые инвестиции на возвратной основе в частные проекты (важные для страны, региона, города);

— долевое участие в инвестиционных проектах.

Следует отметить, что проектное финансирование (финансирование капитальных вложений) со стороны государства регулируется специальным законом [3].

Согласно ст. 13 данного закона, решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

— в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

— бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Челябинская область, например, согласно принятому закону о стимулировании инвестиционной деятельности осуществляет следующую финансовую поддержку инвестиционных проектов:

1) предоставление областных государственных гарантий для обеспечения возврата денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности, под залог в пределах средств, предусмотренных в законе Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, устанавливаемом Губернатором Челябинской области;

2) предоставление субсидий, в том числе возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам коммерческих банков, полученным для финансирования капитальных вложений, процентов по облигациям юридических лиц, выпущенным для финансирования капитальных вложений, а также лизинговых платежей по договору лизинга в порядке, устанавливаемом Губернатором Челябинской области;

3) предоставление бюджетных кредитов под залог в пределах средств, предусмотренных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

4) предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области[4].

Многие экономисты считают, что для экономического роста экономики инвестиционный капитал должен иметь следующий путь, и этот путь — единственный.

Когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями (доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересованно в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала (см.рис.1).

Государственные ценные бумаги в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в «локомотивные» объекты экономики (выпуск государственных ценных бумаг для привлечения денежных средств является не инфляционным вариантом решения данной проблемы в отличие от денежной эмиссии).


Рис 1. Возможное направление внешних инвестиционных средств в экономику России (через государство)[5]
Доходность рублевых «государственных инвестиционных ценных» бумаг в этом случае не должна превышать 8 – 15 % в СКВ (6 % «нормальная» ставка дохода, плюс 2 – 9 % премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е., при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении — выкупать. Доходность также может быть плавающей, т.е. гарантированный процент плюс возможный дополнительный доход, зависящий от различных обстоятельств.

Предприятия, а возможно и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы, после обновления основных фондов, хорошо поставленного менеджмента и эффективной работы могут быть частично приватизированы. Полученные от приватизации денежные средства направляются на погашение государственных ценных бумаг.

Локомотивной отраслью, может быть машиностроительная отрасль. Предпосылки для этого следующие:

Во-первых, объективно присутствует потребность обновления основных производственных фондов всех отраслей хозяйства, общий износ которых достигает в среднем 70%.

Во-вторых, машиностроение, создавая конечную продукцию с высокой степенью передела и добавленной стоимости, само является крупнейшим потребителем продукции других отраслей, начиная от металлов и энергоносителей, заканчивая продукцией нефтехимии, строительной и лесной промышленности. Машиностроение объективно является основным заказчиком инновационных разработок в широком спектре прикладных наук — от новых материалов до новых технологических решений, в том числе и в других отраслях хозяйства, куда поставляет свою продукцию.

В-третьих, развитие машиностроения создает основной прирост новых рабочих мест. Известно, что одно рабочее место в машиностроении требует создания нескольких рабочих мест в других отраслях. Например, одно рабочее место в автомобилестроении создает два-три у поставщиков.

Государственное вмешательство в экономические процессы, может рассматриваться в широком и более узком диапазонах в зависимости от задач и сроков исполнения.

В широком диапазоне, инвестируя денежные средства в определенные предприятия, государство дает заказ покупать оборудование, произведенное в России в определенной номенклатуре и в установленных ценах конкретных предприятий поставщиков. Последние обязуются покупать комплектующие у отечественных предприятий по определенным ценам. Обязательное условие для успешной реализации такой программы — должен быть задействован весь национальный хозяйственный комплекс, т.е. государство должно сбалансировать национальную экономику в части госзаказа и прогноза товарооборота по всем рынкам и объемам на основе планов всех предприятий, не покрытых государственными заказами. Такой «директивный» подход обеспечит:

·                     рост ВВП;

·                     снижение уровня безработицы;

·                     создаст условия для обновления производственных фондов многих предприятий.

В узком диапазоне, когда локомотивной отраслью выбирается машиностроение, основная цель — обновление основных фондов на стратегически важных предприятиях — может быть выполнена, если государство будет иметь на всех предприятиях контрольный пакет акций. После модернизации их можно выборочно приватизировать, ориентируясь на предприятия, выпускающие импортозамещающие товары. При таком подходе:

·                     государство находится на пути рыночных реформ;

·                     произойдет рост ВВП и уменьшение безработицы;

·                     повысится конкурентоспособность отечественных производителей;

·                     обновляются производственные фонды многих предприятий;

·                     увеличится капитализации России[6].

Вмешательство государства в экономику многие экономисты считают возвратом к директивным методам управления народным хозяйством. По нашему мнению, в настоящий момент без этого не обойтись, и сочетание рыночной экономики с частичным госрегулированием вполне сочетаемые вещи. Такие страны как Китай и Япония в той или иной степени сочетают, казалось бы два разных «полюса».

Возможный вариант увеличения роста промышленного производства и ВВП посредством госинвестиций в частный и госсектор экономики представлен в виде схемы на рис. 2.

Создается государственный инвестиционный фонд, или подобная инвестиционному фонду структура (банк), основная задача которого — кредитование реального сектора экономики России. Подобным учреждением может выступать Сбербанк РФ.


Рис. 2 Государственные инвестиции в частный и государственный сектор экономики РФ[7]

     На рынке ценных бумаг, за счет размещения долговых обязательств в национальной валюте, производятся заимствование, которые направляются как в промышленный сектор экономики России, так и в частный сектор. Напомним еще раз, что привлечения капитала на рынке ценных бумаг не является единственным источником финансирования. Можно предположить, что финансовые ресурсы, которые будут размещаться в ценных государственных бумагах под минимальный процент дохода, не направлялись бы в реальный сектор экономики при отсутствии данного финансового инструмента, а в большей степени были бы пассивными.

Следует отметить, что даже для развивающихся стран характерны тенденции сокращения участия государства в финансировании перспективных инвестиционных проектов. Так, в принятой Мексикой Национальной программе развития на 2002 – 2006 гг. предусматривается дальнейшее снижение доли государства на внутреннем рынке инвестиционных ресурсов примерно до 30% к 2006 г. по сравнению с 55% в 1995 – 2000 гг[8].

В той же Латинской Америке произошло изменение отраслевой ориентации капитальных расходов государства. Поскольку многие сферы промышленности в ходе приватизации перешли в частные руки, главной областью государственных капвложений в экономически более развитых странах региона стала инфраструктура. При формировании объектов инфраструктуры активно используется частный национальный и иностранный капитал. Подобное сочетание призвано компенсировать нехватку у государства финансовых ресурсов на строительство и содержание объектов энергетики, транспорта, связи; привлечь частные капиталы в производственный сектор путем создания гарантированных рынков сбыта и уменьшения степени риска капиталовложений; выработать механизмы долгосрочного сотрудничества государственного и частного секторов. Так, в Чили с 1998 г. стала применяться система концессий объектов транспортной инфраструктуры частным компаниям, которые несут ответственность за строительство новых и эксплуатацию уже действующих дорог, мостов, терминалов и т.д. Одновременно в чилийском казначействе учрежден целевой фонд, средства которого используются для предоставления государственных гарантий при сооружении объектов инфраструктуры.

Одновременно происходит перемещение деятельности государства в сферу поддержки слабых звеньев реальной экономики, в частности малого и среднего бизнеса, оказавшегося в наиболее тяжелом положении в условиях рыночного реформирования; на реализацию природоохранных экологических проектов, не являющихся сферой интересов частного бизнеса; на решение социальных задач, включая поддержку малообеспеченных слоев населения (строительство жилья, организация системы профессионального обучения и т.д.).

В настоящее время в латиноамериканских странах возрастает значение государственных ценных бумаг в качестве главного инструмента обеспечения инвестиционной деятельности, хотя в структуре источников финансирования капитальных затрат государства заметную роль продолжают играть займы правительства и государственных компаний на внешнем рынке ссудных капиталов; кредиты транснациональных, а также международных банков.

Интересным является опыт Латинской Америки по мобилизации средств для финансирования государственных инвестиций. В частности, в ряде латиноамериканских стран этот процесс во многом осуществляется через банки развития, которые действуют в рамках общей финансовой политики государства. Несмотря на снижение их позиций в экономической жизни, они сохранили свое влияние в качестве крупных институтов развития инвестиционного типа. Среди них в первую очередь можно выделить: в Мексике – NAFIN (Nacional Financiera S. A. – Национальная финансовая корпорация), в Бразилии – BNDES (Banco Nacional do Desenvolvimiento Economico y Social – Национальный банк экономического и социального развития), в Чили – CORFO (Corporaci у n de Fomento – Корпорация развития), в Перу – COFIDE (Corporaci у n Financiera de desarrollo – Финансовая корпорация развития), в Колумбии – IFI ( Instituto de Fomento Industrial – Институт промышленного развития) и др[9]. Их кредитные ресурсы концентрируются на таких направлениях, как малый и средний бизнес, сельское хозяйство, внешняя торговля, городское хозяйство. Кредиты этих банков выступают в качестве альтернативного источника средств для финансирования бюджетных расходов по инвестициям. В рамках рыночной системы эти банки стали действовать в основном на условиях самоокупаемости. Мобилизация ресурсов ими осуществляется путем размещения на внутреннем рынке ценных бумаг, эмитируемых как от своего имени (под гарантию государства), так и по поручению правительства.

Таким образом, видно, что основной идеей проектного финансирования инвестиций является финансирование их из специальных фондов, создаваемых государством за счет бюджетных средств.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.