ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт управления производственными иинновационными программами
Кафедрауправления финансами
Дисциплина:Бюджетная система РФ
К о н т р о л ь н а я р а б о т а
на тему:
«Особенности обязательного медицинскогострахования в РФ»
ВЫПОЛНИЛ:
студентка 3курса ЭГИ
Группа 634
Шифр 6710310103
Степанович А.С.
ПРОВЕРИЛ:
к.э.н.,доцент кафедры
Федорова Е.В.
Санкт-Петербург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Системаобязательного медицинского страхования
2. Фондыобязательного медицинского страхования в Российской Федерации
3. Основныеучастники системы ОМС и их функции
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Медицинскоестрахование является формой социальной защиты интересов населения в охранездоровья и составной частью системы социального страхования. Созданиевнебюджетных фондов явилось первым организационным шагом в попыткереформирования системы социального страхования в России.
Врезультате реформы системы социального страхования были определены следующиеосновные цели:
–формирование различных видов социального страхования и его разветвленнойинфраструктуры;
–построение страховых систем с учетом профессиональных и региональныхособенностей;
–обязательное участие работающих во взносах по большинству видов социальногострахования;
–осуществлениесоциального страхования структурами, не находящимися в непосредственном ведениигосударства;
–развитие механизмов самоуправления и саморегуляции в страховых структурах.
Всевышеперечисленное можно отнести и к системе медицинского страхования. Конечно,сразу добиться осуществления данных целей очень трудно. Однако, несмотря на всепроблемы, связанные с внедрением в России обязательного медицинскогострахования, организационно эта система уже внедрена.
Цельюработы является рассмотрение особенностей обязательного медицинскогострахования. Для этого рассмотрим системы обязательного медицинскогострахования. Фонды обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации, их задачи и функции. И основных участников системы обязательногомедицинского страхования и их функции.
1. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Запериод существования системы здравоохранения в Советском Союзе она в разноевремя достигала как значительных успехов, так и в последние годыдемонстрировала существенные недостатки в сравнении с системами здравоохранениястран индустриального мира. Если в первой половине XX века советская система организации здравоохраненияпревосходила системы частного и социального страхования, существовавшие встранах капиталистического лагеря, то с конца 60-х годов начало намечатьсяотставание по показателям, характеризующим качественные составляющиедеятельности этой системы указанных стран. Недостаточным становилось ифинансирование сферы здравоохранения.
Так, в1990 году расходы государства и населения на здравоохранение в ВВП Россиисоставляли 3,0%. В странах с развитой рыночной экономикой эта цифра в среднем равнялась9,2%. Причем расходы из государственного бюджета составляли соответственно 2,0%и 5,6% [8, с.374].
Причины,по которым необходимость изменений в здравоохранении, стали насущными, С.Шишкин определяет так [8, с.375]:
–неудовлетворенность показателями состояния здоровья населения (уровеньсмертности, в том числе детской, уровень заболеваемости) в сравнении сгосударствами Западной Европы и Северной Америки; увеличивающийся разрыв вдинамике этих показателей;
–недофинансирование здравоохранения, низкая доля затрат на охрану здоровья вВВП;
–медленное обновление медицинского оборудования, нехватка современногооборудования в медицинских учреждениях;
–недостаток инноваций в методах лечения и медикаментах;
–избыток врачей и больничных мест при низкой эффективности их использования;
– низкаязаработная плата врачей — ниже, чем в среднем по народному хозяйству;
–отсутствие у медицинских работников экономических стимулов к эффективнойработе;
– низкоекачество медицинских услуг, предоставляемых населению;
–минимальныевозможности у пациентов влиять на качество предоставляемых услуг, используялегальные механизмы воздействия на медицинские организации и их персонал;
–развитие теневой оплаты услуг врачей, медсестер, теневого рынка лекарственныхсредств.
Реформированиесистемы здравоохранения было порождено, в том числе, пониманием невозможностиизменить качество медицинского обслуживания в лучшую сторону, исходя только извозможностей государственного бюджета. Изменение структуры системыздравоохранения стали выражением стратегии на увеличение ресурсной составляющейобщественного здравоохранения через расширение источников поступления средств иизменения порядка их движений в структуре взаимодействия субъектовздравоохранения.
Помнению Ю.М. Комарова, существует четыре основные формы организацииздравоохранения [6, с.16]:
1) преимущественночастная;
2) страховая;
3) государственная;
4) национальная.
В чистомвиде частная форма организации здравоохранения практически отсутствует. Еезамещение происходило в процессе эволюционирования систем социальной защиты, попричине того, что не все население имеет возможность из собственных средствоплачивать медицинские услуги. Эта форма существует в сочетании с другимиформами систем здравоохранения. Для того чтобы ее стимулировать в некоторыхстранах существует субсидирование частного здравоохранения в виде налоговыхльгот, либо (Австрия, Португалия, Ирландия) полное освобождение от некоторыхвидов налогов. Но, например, в Германии, Голландии наоборот ограничена практикаосвобождения от налоговых платежей для частных страховщиков, поскольку отналогов освобождено все социальное обеспечение. Считается, что состоятельныеграждане сами в состоянии оплатить свое лечение. В Швейцарии частноемедицинское страхование носит обязательный характер. В большинстве странчастное медицинское страхование сочетается с обязательным. Например, в Канаделечение в медицинских учреждениях осуществляется через систему обязательногомедицинского страхования, лекарства оплачиваются через систему частногострахование, из средств последнего оплачиваются услуги стоматологическойпомощи.
Государственнаямодель системы здравоохранения была предложена Н.А. Семашко, и в дальнейшемполучила развитие на территории Советского Союза и стран советского лагеря.Государственная система основана на принципе прямого финансированиялечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскуюпомощь.
В основустраховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий илипредпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или черезпосредничество страховых медицинских организаций.
Честьразработки положений национальной модели принадлежит англичанину У. Бевериджу.В этой стране широко развита сеть государственных и общественных медицинскихучреждений. Обязательное медицинское страхование носит всеобщий характер [6,с.18-20].
Спринятием Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» 28 июня 1991 г. [1]можно говорить о новом этапе в развитии обязательного медицинского страхованияв нашей стране.
Всоответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РоссийскойФедерации» обязательное медицинское страхование является составной частьюгосударственной системы социального страхования.
Медицинскоестрахование представляет собой систему механизмов общественногоздравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование изспециальных страховых фондов.
В основеОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы:
– Всеграждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства,уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг,включенных в государственную программу ОМС. Нормы, касающиеся ОМС,распространяются на всех взрослых граждан с момента заключения с ними трудовогосоглашения, а также детей.
Гарантиябесплатной медицинской помощи обеспечивается государственными институтами.Средства ОМС находятся в собственности правительства РФ. Для реализациигосударственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальныефонды ОМС, которые являются некоммерческими учреждениями и осуществляютфинансово-кредитные операции по управлению средствами обязательногомедицинского страхования.
– Всеграждане, участвующие в системе ОМС, имеют равные права на получениемедицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежиперечисляются всеми гражданами, участвующими в ОМС, но перечисление финансовыхресурсов осуществляется только в случае обращения за медицинской помощью.
Переченьи объем предоставляемых услуг не зависят от количественного порядка взносов на обязательногомедицинского страхования. Граждане с различным уровнем дохода и,соответственно, с различным объемом начислений на заработную плату имеютодинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программуобязательного медицинского страхования (принцип «богатый платит за бедного»).
– Междуразличными участниками системы обязательного медицинского страхованиявыстраиваются договорные отношения при активном участии и контроле государствав лице уполномоченных им органов.
Важнейшийпринцип ОМС — активная роль государства, которое определяет правила игры,контролирует их соблюдение, а также принимает финансовое участие в деятельностивсей системы ОМС.
Участникамиобязательного медицинского страхования являются:
–страхователи (для неработающего населения — государство в лице местных органовисполнительной власти; для работающих граждан — предприятия, учреждения иорганизации независимо от форм собственности и хозяйственно- правового статуса);
–застрахованные — все граждане РФ, а также граждане иностранных государств,постоянно проживающие на территории России;
–Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования(специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующиегосударственную политику в области обязательного медицинского страхования);
–страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по обязательномумедицинскому страхованию;
–медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи,включенной в программу обязательного медицинского страхования.
Средствами,включенными в систему обязательного медицинского страхования, управляютФедеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фондыобязательного медицинского страхования.
Каждыйгражданин Российской Федерации имеет право на [1]:
–обязательное и добровольное медицинское страхование;
– выбормедицинской страховой организации;
– выбормедицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного идобровольного медицинского страхования;
–получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в томчисле за пределами постоянного места жительства;
–получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиямдоговора, независимо от размера выплаченного страхового взноса;
–предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскомуучреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их винеущерба независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинскогострахования;
–возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании,если это определено условиями договора.
Нормы,касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые Законом омедицинском страховании распространяются на работающих граждан с моментазаключения с ними трудового договора.
Защитуинтересов граждан осуществляют Правительства РФ и республик в составе РФ,органы государственного управления автономных областей и округов, краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация,профсоюзные, общественные или иные организации [1].
А смомента введения единого социального налога (январь 2001 г.), контроль заполнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальныевнебюджетные фонды, в том числе в фонды обязательного медицинского страхования,осуществляется налоговыми органами.
«Дляреализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальныефонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения»[1,статья 12].
Обязательноемедицинское страхование имеет своей целью обеспечение граждан РФ бесплатноймедицинской помощью в соответствии с действующими программами государственныхгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Однако следуетотметить, что бюджетное финансирование не заменяется страховыми механизмами, алишь дополняется. Например, целевые программы по-прежнему финансируются изфедерального бюджета. Таким образом, система финансирования здравоохраненияизначально предусматривала взаимное дополнение формируемых схем финансированияучреждений здравоохранения.
2. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фондыобязательного медицинского страхования предназначены для аккумулированияфинансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспеченияфинансовой стабильности государственной системы обязательного медицинскогострахования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Закономпредусматривается, что финансовые средства фондов обязательного медицинскогострахования находятся в государственной собственности Российской Федерации, невходят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [4].
Изосновных задач Федерального фонда можно выделить:
1)финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерацииправ граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинскогострахования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации» [1];
2) обеспечениефинансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объемаи качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территорииРоссийской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинскогострахования;
3) аккумулированиефинансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильностисистемы ОМС.
В целяхвыполнения основных задач Федеральный фонд выполняет в обществе следующиефункции:
1) осуществляетвыравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондовобязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования;
2) разрабатывает ив установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательноемедицинское страхование;
3) осуществляет всоответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средствФедерального фонда;
4) выделяет в установленном порядкесредства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в томчисле на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальныхпрограмм обязательного медицинского страхования;
5) осуществляет совместно стерриториальными фондами обязательного медицинского страхования и органамиГосударственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременными полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательногомедицинского страхования;
6) осуществляет совместно с территориальнымифондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональнымиспользованием финансовых средств в системе обязательного медицинскогострахования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевыхпроверок;
7) осуществляет в пределах своейкомпетенции организационно- методическую деятельность по обеспечениюфункционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) вносит в установленном порядкепредложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовыхактов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработке базовойпрограммы ОМС граждан;
10) осуществляетсбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системыобязательного медицинского страхования, и представляет соответствующиематериалы в Правительство Российской Федерации;
11) организуетв порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовкуспециалистов для системы обязательного медицинского страхования;
12) изучает иобобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросамобязательного медицинского страхования;
13) обеспечивает впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациюнаучно-исследовательских работ в области обязательного медицинскогострахования;
14) участвует в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросамобязательного медицинского страхования;
15) ежегодно в установленном порядкепредставляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законовоб утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о егоисполнении.
Финансовыесредства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят всостав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовыесредства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховыхвзносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательноемедицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
2) ассигнований изфедерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования;
3) добровольныхвзносов юридических и физических лиц;
4) доходов отиспользования временно свободных финансовых средств;
5) нормированногострахового запаса Федерального фонда;
6) поступлений изиных источников, не запрещенных законом РФ.
Страховыевзносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектамии иными организациями в соответствии с установленным порядком [2].
Территориальныефонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) не входит в систему законодательных иисполнительных государственных органов субъектов Федерации. В соответствии с«Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования» [3],ТФОМС является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.Положение о ТФОМС не устанавливает какой-либо организационной подчиненности дляТерриториальных фондов. Они действуют самостоятельно в соответствии с Положениеми требованиями действующего законодательства.
Всоответствии со ст. 12 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» территориальныефонды создаются совместным решением органов законодательной и исполнительнойвласти субъектов РФ [1].
Несмотряна то, что органы исполнительной власти субъектов РФ обладают праваминазначения исполнительных директоров территориальных фондов и заслушиванияотчетов Территориальных фондов о его деятельности. Указанные органы не имеютправа вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность Фонда (финансовыесредства ТФОМС не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат), производить изъятие и распоряжаться финансовыми средствами ТФОМС.
Такжепринимает участие в работе ТФОМС комитеты по здравоохранению субъектовФедерации.
Ихосновные функции в системе ОМС [3]:
–контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, а такжеизделий медицинского назначения;
–разработка Территориальной программы ОМС;
–участие в утверждении тарифов на медицинские услуги в системе обязательногомедицинского страхования.
В целом,и Федеральный, и территориальные фонды обязательного медицинского страхованияявляются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии сзаконодательством РФ [4, с.66].
Федеральныйи Территориальный фонды обязательного медицинского страхования являетсясамостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением,реализует государственную политику в области обязательного медицинскогострахования граждан как составной части государственного социальногострахования.
3.ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ ОМС И ИХ ФУНКЦИИ
Страхователь- это физическое или юридическое лицо, выражающее страховой интерес ивступающее в гражданско-правовые отношения со страховщиком в силу закона илидвусторонней сделки (договора страхования). Страхователями в РФ признаютсяюридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщикамидоговоры страхования, либо являющиеся страхователями в силу закона.Страхователи могут заключать договоры о страховании третьих лиц в пользупоследних (застрахованных лиц). При этом они могут назначать физических илиюридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат подоговорам страхования. Страхователь обязан своевременно вносить страховыевзносы (страховые премии). Страхователь (в системе ТФОМС) — для неработающегонаселения – Администрация субъекта федерации, для работающего населения — предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты, а также лица,занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий,зарегистрированные в установленном порядке в субъекте РФ. Конкретный переченьплательщиков страховых взносов на ОМС определяется в соответствии сзаконодательством РФ.
Основныефункции страхователей-предприятий в системе ОМС:
– уплатастраховых взносов на ОМС в порядке, установленном действующимзаконодательством;
–заключение договора ОМС работающих граждан с выбранной страховой медицинскойорганизацией.
Страховщик- юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотреннойзаконодательством РФ, созданное для осуществления страховой деятельности(страховые организации и общества взаимного страхования) и получившее вустановленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельностина территории РФ. Страховщик — страховая медицинская организация, котораяоплачивает оказанную ею застрахованным гражданам медицинскую помощь влечебно-профилактическом учреждении, и имеющих с ней договоры на предоставлениелечебно-профилактической помощи.
Основныефункции страховщиков (страховых медицинских организаций) состоят в том, чтобы:
–осуществлять ОМС путем заключения договоров ОМС со страхователями и договоровна оказание медицинских услуг застрахованному контингенту с медицинскимиучреждениями;
–принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
–контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии сусловиями договора;
–защищать интересы застрахованных.
Застрахованныйпо ОМС — лицо, в пользу которого заключен договор обязательного медицинскогострахования. Граждане, застрахованные по ОМС – это граждане РоссийскойФедерации, беженцы и вынужденные переселенцы, имеющие регистрацию по местужительства или по месту пребывания (на срок более шести месяцев), и иностранныеграждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства;граждане, проживающие и осуществляющие трудовую деятельность на территорииодних субъектов РФ, но состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, организациями,учреждениями и иными работодателями, зарегистрированными в установленномпорядке на территории других субъектов РФ и являющимися плательщиками страховыхвзносов в данный ТФОМС (в отношении которых заключен Договор взаимодействияСтрахователя и Страховщика).
Действиязастрахованного гражданина при непредоставлении и при несоблюдении условийпредоставления ему медицинской помощи, предусмотренной территориальнойпрограммой обязательного медицинского страхования, регламентируются действующимзаконодательством, договором обязательного медицинского страхования. Принесоблюдении медицинским учреждением условий предоставления застрахованномугражданину медицинской помощи, гражданин должен обратиться в страховуюмедицинскую организацию, выдавшую ему страховой полис. Страховая медицинскаяорганизация обязана защищать интересы застрахованных ею граждан иконтролировать объем, сроки и качество помощи по договору с медицинскимучреждением.
Страховательобязан уплачивать налог в размерах, сроки и порядке, предусмотренном НалоговымКодексом Российской Федерации; заключить договор обязательного медицинскогострахования в пользу работающего гражданина сразу после подписания с нимтрудового договора; представить страховщику данные, необходимые дляосуществления обязательного медицинского страхования. С момента расторжениятрудового договора обязанности работодателя по обязательному медицинскомустрахованию перед работником прекращаются и переходят к другому страхователю, взависимости от нового статуса застрахованного [5, с.62-64].
Крометого, Правительство республик в составе Российской Федерации, автономныхобластей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга, местная администрация, являющиеся согласно ст. 2 ЗаконаРоссийской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 « О медицинском страхованииграждан в РФ» страхователем неработающего населения, обязаны заключить договоробязательного медицинского страхования при наличии двух условий:
1) гражданин недолжен работать;
2) гражданин долженпостоянно проживать на территории, подведомственной органу государственногоуправления, это касается вынужденных переселенцев и лиц попавших вэкстремальные ситуации.
Апрекращается обязанность органа государственного управления как страхователя [1]:
– при поступлениигражданина на работу;
– приперемене гражданином места жительства;
– вслучае смерти гражданина.
Следуетособенно отметить, что ст. 9 закона «О медицинском страховании граждан вРоссийской Федерации» предусматривает право выбора страхователем страховоймедицинской организации. Страхователю следует, прежде всего, проверить, имеетли страховая медицинская организация государственную лицензию на правоосуществления страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованиюна данной территории, а также показатели ее финансового состояния иплатежеспособность. Если страхователь удовлетворен степенью надежностивыбранной им страховой медицинской организации, то он вправе приниматьсамостоятельное решение по заключению договоров обязательного медицинскогострахования.
Всеграждане, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию, имеют правона выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договоромстрахования. Получение медицинской помощи на всей территории РоссийскойФедерации, в том числе за пределами постоянного места жительства, возмещениеущерба, причиненного им в результате оказания медицинской помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,изучение темы позволяет сделать следующие краткие выводы:
1)Обеспечение бесплатной медицинской помощи и равных возможностей поддержанияуровня здоровья через внедрение системы медицинского страхования являетсяважнейшей составной частью государственной социальной политики.
2)Медицинское страхование представляет собой систему механизмов общественногоздравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование изспециальных страховых фондов. Цель ОМС — обеспечить гражданину привозникновении ситуации, требующей медицинской помощи, ее получение за счетфинансовых средств, аккумулированных в системе обязательного медицинскогострахования.
3)Средствами, включенными в систему ОМС, управляют Федеральный фонд ОМС итерриториальные фонды ОМС.
4)Обязательное медицинское страхование предусматривает страхование двух категорийнаселения: работающих граждан — по месту работы, независимо от местарегистрации; неработающих граждан РФ — по месту постоянного проживания натерритории РФ.
В целомпереход к новым экономическим отношениям в здравоохранении благодарямедицинскому страхованию создал основу для внедрения страховых принципов оплатымедицинской помощи и системы защиты прав граждан в обеспечении качественноймедицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовыедокументы
1. Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2006г.). Режим доступа: www.minzdravsoc.ru/docs/laws/87
2. Устав Федерального фондаобязательного медицинского страхования, утвержден постановлением ПравительстваРФ 29 июля 1998 г. № 857. Режим доступа: www.minzdravsoc.ru/docs/ffoms/regulations
3. Положение отерриториальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденноеПостановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. №4543-1. Режим доступа: www.minzdravsoc.ru/docs/ffoms/regulations
Учебная литература
4. Буянова М.О., Кобзева С.И.,Кондратьева 3.А. Право социального обеспечения: Учебник. — М.: ТК Велби,КноРус, 2007. — 384 с.
5. Право социальногообеспечения России: Учебник. / Под ред. К. Н. Гусова. — 3-е изд., перераб. идоп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 488 с.Дополнительная литература
6. Комаров Ю.М.Организация медицинского страхования в России и за рубежом. // Вестникгосударственного страхования.-№9. — 2005. — с.16-23.
7. Кузнецов А.В. Реформасистемы обязательного медицинского страхования на современном этапе. // Современныеаспекты экономики. — №8. – 2007. — c.33-36.
8. Шишкин С. Выборстраховой модели финансирования и процесс практического внедрения обязательногомедицинского страхования. // Социальная политика в постсоциалистическомобществе: задачи, противоречия, механизмы. — М.: Наука, 2001. — с.376-389.