Реферат по предмету "Педагогика"


Тенденции современной педагогики

Содержание
Введение……………………………………………………………………...........2
1. Особенностигуманистического подхода в воспитании и обучении……......3
2. Процессразвития демократических тенденций в истории образования…...7
3. Сущность,основные тенденции и идеи демократизации образования…….9
Заключение……………………………………………………………….............11
Списоклитературы………………………………………………………............12

Введение
Трудно подобрать один термин, название педагогическойконцепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, непредставляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной дляспециалистов на протяжении века. Главное, что характеризует гуманистическийподход к воспитанию, — это акцент на деятельности ребенка и создании условийдля его развития.
Педагогический смысл демократизации образования сводитсяк преодолению негативных последствий авторитарной педагогики, порожденнойтоталитарной государственной системой, которая способствовала отчуждениюсубъектов образования от образовательных институтов.
Демократизация системы образования является важнойзадачей во многих странах. Их опыт позволяет увидеть реальный вклад образованияв развитие демократического общества.
В течение последних 10-15 лет можно наблюдать усилениетенденции применения гуманистического подхода в педагогике. На официальномуровне настойчиво и последовательно проводится идея гуманизации игуманитаризации педагогики, говорится о личностно-ориентированнойпедагогической концепции. Цели и задачи, которые формулируются в соответствующихдокументах, в целом укладываются в рамки гуманистической педагогики, хотя напрактике осуществляются с большим трудом.

1. Особенности гуманистического подхода в воспитании иобучении
В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академическийуровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, чтосчитали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повыситьуровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представителигуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критикитехнократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то,что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологическойсистемы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическаяпсихология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность,неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей вбезопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личностиявляется потребность в самоактуализации — реализации своих возможностей (по А.Маслоу).Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся,актулизирующейся личностью.
В психолого-педагогической работе с учениками, впсихотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет рядпринципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один изглавных принципов — безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть,положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимаютнезависимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивноразвиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходитформирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, поК.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией иконгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность — этоискренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой иоткрытым к сотрудничеству. Эмпатия — способность понимать, чувствоватьсостояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личностьучителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию дляоказания развивающей помощи.
В технике эмпатического общения разработаны такие приемы:Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержкиребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют егосамоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерсраспространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистическойпсихологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному наученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:
1. Демонстрировать доверие детям.
2. Помогать детям формулировать цели, стоящие передгруппами и индивидуумом.
3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся как источник опыта по всемвопросам.
5. Обладать эмпатией — способностью понимать, чувствоватьвнутреннее состояние, личность ученика и принимать его.
6. Быть активным участников группового взаимодействия.
7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придатьличностную окраску преподаванию.
8. Владеть стилем неформального теплого общения сучениками.
9. Обладать положительной самооценкой, проявлятьэмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
В рамках такого подхода на Западе, особенно в США,создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств посамопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентовпедвузов, родителей — в центрах помощи родителям.
К достоинствам гуманистической педагогики относитсяпрежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитиеличности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новыхметодов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однакогипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитаниеи обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивированииуникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роливзрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.
Принцип гуманизации требует:
Гуманного отношения к личности воспитанника;
Уважения прав и свобод;
Предъявления воспитаннику посильных и разумносформулированных требований;
Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда онотказывается выполнять предъявляемые требования;
Уважения права человека быть самим собой;
Доведения до сознания воспитанника конкретных целей еговоспитания;
Ненасильственного формирования требуемых качеств;
Отказа от физического и других унижающих честь идостоинство личности наказаний;
Признание права личности на полный отказ от формированиятех качеств, которые по каким-то причинам противоречат ее убеждениям.
Одним из центральных понятий гуманистического подхода впедагогике является понятие «личность»: говорится о личностипедагога, ребенка, о воспитании личности, создании условий для ее формированияи т. д. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ееразвитие — основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задачпедагогики — создание условий для самореализации личности. Идеологической ифилософско-методологической основой гуманистического подхода в современнойотечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся вэпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде досих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традициисостоят в признании человека высшей ценностью, всегда — целью и никогда — средством; в утверждении, что человек — «мера всех вещей», то естьчто потребности и интересы человека являются основным критерием для создания ифункционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав насвободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всехлюдей.
Для гуманизма характерен антропоцентризм, то естьрассмотрение человека как вершины эволюции, как самого совершенного, самогоразумного и могущественного существа. Человек, в силу своей изначальнойактивности, энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающиймир, использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системегуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество,безграничную мудрость, всесилие, всеблагость.
Такое понимание природы человека дало сильнейший импульсдля развития европейской культуры. В различных ее областях — философии,литературе, искусстве, науке, а также в педагогике — гуманистические идеи нашлияркое отражение. Для российской педагогики характерно усиление гуманистическихтенденций с середины ХIХ века. Идеи гуманизма, заложенные в работах Н. И.Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических воззрениях иконцепциях отечественных педагогов.
Не удивительно, что в условиях большей свободы идеиподлинного гуманизма вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Этоможно наблюдать и в педагогике. Усиление гуманистических тенденций являетсясвоеобразной реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможностисвободного творчества в области педагогики.
Само по себе нарастание гуманистических тенденций вобласти педагогики можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно,способствуют развитию педагогической теории и практики. Создание педагогическойпарадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс длявозникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую практикуболее гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо понимать, чтогуманистическая, личностно-ориентированная педагогика — это лишь один из этаповв развитии мирового педагогического процесса.
2. Процесс развития демократических тенденций в историиобразования
Период конца XIX-первого двадцатилетия XX в. богатпоисками, находками, разочарованиями и потерями. Многие педагогическиеконцепции и теории, а также образцы практического опыта прошли проверку впериод социальной нестабильности на этом коротком хронологическом отрезкевремени.
Во второй половине XIX в., началсяобщественно-демократический этап истории педагогики, сформировались основныедемократические идеи образования. В их числе были идеи всеобщего образования,единой школы, сотрудничества в обучении и воспитании, вариативности и открытостипроцесса образования, общественно-государственного управления школой и др.Представители российского общественно-педагогического движения были уверены,что для их реализации после революционных событий начала XX века и, особеннопосле свержения самодержавия, наступило подходящее время.
Попытки реализации идей демократической педагогики былипредприняты и в первые месяцы после октябрьской революции. Но поступательноеразвитие демократических тенденций в образовании было прерванопартийно-государственной педагогикой. Несмотря на то, что ходе строительствасоветской школы были достигнуты неоспоримые успехи в деле народногообразования, трансформация демократических идей привела к возвращениюавторитарной педагогики в новых исторических условиях.
Изучение демократических тенденций в образовании вобозначенный хронологический период сопряжено с определенными трудностями.Теоретическая и практическая деятельность педагогов-демократов дореволюционнойРоссии изучалась с точки зрения критики ими существовавшего государственногостроя. Исследований по развитию демократических тенденций в образовании царскойРоссии не проводилось.
При изучении демократических тенденций в областиобразования значительный интерес представляет период после свержениясамодержавия в феврале 1917 года. Сегодня уже имеется определенное количествоисследований, посвященных объективной оценке реформаторских инициативВременного правительства. Но в целом этот период для истории демократическойпедагогики все еще представляет собой «белое пятно».
Представляет научный интерес переосмысление перспективдемократизации образования и причин его редемократизации после октябрьскойреволюции.
Таким образом, в конце XIX в. происходило становлениедемократического педагогического идеала, который оказывал существенное влияниена социально-политическую ситуацию в стране. Идеи доступности образования, еговсеобщего характера; автономии педагогического процесса и свободного развитияребенка; преодоления административно-бюрократического характера образованияпутем децентрализации и общественно-государственного управления высказывалисьне только педагогами, но и приобретают характер политических лозунгов. Сдемократизацией образования связывалось решение проблемы гармонизации отношенийличности и общества.

3. Сущность, основные тенденции и идеи демократизацииобразования
Демократический стиль воспитания характеризуетсяопределенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником вотношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается приниматьрешения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказыватьсвое мнение, делать самостоятельный выбор. Часто такой педагог обращается квоспитаннику с просьбой, советом, реже – приказывает. Систематическиконтролируя работу, отмечает положительные результаты и достижения, личностныйрост воспитанника, обращая внимание на те усилия, которые требуютдополнительных усилий, работы над собой. Педагог требователен, но одновременносправедлив. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив идоброжелателен.
Демократический стиль может на практике реализовываться вформе метафор: «Равный среди равных», «Первый среди равных».
Первый стиль взаимоотношений – это отношения междувоспитанником и воспитателем в рамках которого педагог в основном выполняетнеобходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации егоучебной деятельности, самообразования, учитывая его интересы и собственноемнение.
Вторая позиция реализуется в отношениях между педагогом иучащимся, в которых реализуется высокая культура деятельности и отношений,большое доверие педагога к воспитаннику и уверенность в правильности всех егосуждений, действий и поступков.
Демократическое взаимодействие – это такой типвзаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нетвозможности заставить другую что-либо делать.
Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников — есть единственный возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то,что данный способ обладает не только плюсами, но и минусами. Это может бытьследствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности истановления характера или следствием обстоятельств, конкретной ситуации.

Заключение
Сегодня никто не сомневается в том, что системаобразования нуждается в демократизации. Общество признает за ней определеннуюответственность за социализацию подрастающего поколения, его готовность жить вусловиях постсоветского государства и постиндустриального общества.Гуманистическая демократическая направленность педагогической теории и практикиспособствует формированию демократических ценностей, становлениюдемократической культуры в обществе.
В самом общем смысле демократизация означает процессполитических и социальных изменений, направленных на становление демократическогообщества. Развитие демократических тенденций обычно тесно связано с процессомреформирования всех сторон жизни общества, в том числе и образования
На сегодняшний день система демократического образованиясреди педагогов и других работников образования практически отсутствует.Поэтому необходимо уточнение представлений о демократии в соответствии ссовременной социально-культурной ситуацией для решения проблемы демократизацииобразования.

Список литературы
1.        Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – Спб.: Питер.– 2000, — 304 с.
2.        Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред.Н.Л.Селивановой. М., 1998 – 233 с.
3.        Детство без жестокости и насилия/ авт.-сост. Е.А. Климкович, С.В.Дормаш. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с.
4.        Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. длястудентов высш. и средн. учеб. заведений / С.А.Смирнов; Под ред. С.А.Смирнова.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
5.        Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Атеросклероз: эпидемиология, факторы риска, этиология, патогенез, клиника и диагностика атеросклероза различных локализаций, лечение, профилактика
Реферат Исследование традиций и культуры питания народов Германии
Реферат Логическое программирование
Реферат Воспитание физических качеств методом круговой тренировки 2
Реферат Вивчення порушень моторної функції товстої кишки в діагностиці, лікуванні та прогнозуванні гострого перитоніту
Реферат Drinking And Driving Essay Research Paper Physical
Реферат Управление внутренней средой муниципального образования
Реферат Развитие политологии в ХХ веке
Реферат Информационное обеспечение системы управления подъёмно-транспортным механизмом
Реферат Professional
Реферат Особливості становлення і розвитку демократії в сучасній Україні
Реферат Журналистика для начинающих: "Есть ли у Вас склонность к творчеству?"
Реферат Политическая программа Ленина в работах последних лет (1922-1923 гг.)
Реферат Процес виготовлення деталі поршневої групи
Реферат Privacy And The Internet Essay Research Paper