Министерствообразования и науки Украины
Приазовскийгосударственный технический университет
КафедраФинансов и Банковского дела
Контрольнаяработа
Подисциплине Банковские операции
Тема:Организация кассовой работы в банках и операции с наличностью
Выполнила
Студенткагруппы З-05-ФК
Клафас Н.С.
Проверила Кравченко
Мариуполь2010 г.
План
Введение
1 Кассовые операции
2 Порядок принятиябанками наличности
3 Порядок выдачи банкаминаличности
4 Осуществление кассовыхопераций через банкоматы
5 Обеспечение кассовойдеятельности банков
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Привлечениеюридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание связано с тем,что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой ресурсную базубанка, в соответствии с объемом которой строится его деятельность.
Операционно-кассовоеобслуживание — одна из базовых функций коммерческого кредитного учреждения.Понятие операционно-кассового обслуживание организации обычно включает в себяследующий набор услуг: открытие и ведение расчетного счета; прием платежныхпоручений; выдача выписок по счету; прием наличных денег для зачисления насчет; выдача наличных по чеку. Широкий спектр банковских услуг предлагается ипри обслуживании частных лиц.
Сегодня нарынке банковских услуг это направление вновь, как и на заре развития системыкоммерческих банков, выходит на первый план. Подобная тенденция связана сизменением состава и структуры как финансовых организаций, предлагающихбанковские услуги, так и компаний, потребляющих эти услуги. Поэтому в последнеевремя формирование новой клиентской базы стало весьма актуальной для банковзадачей. Чтобы привлечь новых и удержать постоянных клиентов, необходимообеспечить оперативность и четкость выполнения операционно-кассовогообслуживания.
Выборклиентом банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает и банк кобеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должнывыполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком порасчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работыбанка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества сбанком, о степени обоснованности установленных банком тарифов нарасчетно-кассовые услуги. Организация расчетно-кассового обслуживания является«визитной карточкой» любого банка.
1КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
Важным направлениемдеятельности банков являются кассовые операции. Они заключаются в принятииналичности от клиентов, зачислении ее на счета, сохранении принятых средств ивыдачи наличности по требованиям клиентов. Особенно важным и ответственным длябанка является своевременное и полное удовлетворение требований клиентов навыдачу наличности. От этого зависит доверие клиентов к банку, их возможность свободнораспоряжаться своими средствами, нормально выполнять свои обязательства позаработной плате и других платежах, которые осуществляются наличностью.
Кассовыеоперации имеют большое значение для самих банков, для их клиентов и длябанковской системы в целом. Принимая наличность от клиентов — юридических ифизических лиц, банки увеличивают свои свободные резервы, за счет чегорасширяют активные операции и обеспечивают рост доходов. Выдавая наличностьклиентам, банки взимают комиссионную плату, которая пополняет их доходы. Воперациях с наличностью банки могут предоставлять своим клиентам немалодополнительных услуг (из инкассации, самообслуживания и тому подобное), которыетакже дают дополнительные доходы.
Клиентыбанков через кассовые операции придают своим денежным средствам депозитнуюформу, которая способствует их лучшему сохранению и использованию, получениюдополнительных доходов от депозитных процентов. В то же время у них растетвероятность потерь благодаря риску неликвидности банков.
Банковскаясистема, регулируя кассовые операции, привлекает наличность во внутрибанковскийоборот. Благодаря этому она увеличивает свои резервы и сокращает расходы наналичное обращение, улучшает структуру денежной массы, повышает регулируемость ипрозрачность денежного оборота, ограничивает использование денег дляобслуживания теневых доходов.
Важная ролькассовых операций в деятельности банковской системы обусловливает необходимостьих централизованной регуляции. С целью его осуществления НБУ принял тринормативных документа:
— Инструкцию№ 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины;
— Порядокведения кассовых операций в национальной валюте в Украине;
— Инструкцию№ 4 “Об организации работы наличного обращения учреждениями банков Украины”.
Указаннымидокументами определены основные требования к организации банками кассовогообслуживания клиентов:
— соблюдениенорм действующего законодательства и требований нормативных актов НБУотносительно регуляции объемов и структуры денежной массы;
— прогнозированиеучреждениями НБУ наличного обращения на основании требований основныхнаправлений денежно-кредитной политики и контроль за соблюдением прогнозныхпоказателей;
— ограничениеналичной эмиссии в соответствии с изменением реального объема спроса наналичность;
— своевременная выдача учреждениями банков наличности в пределах имеющихся насчетах средств и на цели, предварительно определенные клиентами в их денежныхчеках;
— соблюдениеустановленных правил и порядка осуществления кассовых операций, единственныхдля всех банков Украины.
Дляосуществления кассовых операций учреждения банков организовывают прибыльныекассы, в которых осуществляется принятие наличности от клиентов, и расходныекассы, в которых осуществляется выдача наличности. В банках с небольшимиобъемами кассовых операций могут организовываться объединенныеприходно-расходные кассы. Если учреждение банка совершает инкассацию выторгаклиентов силами инкассаторского аппарата, то она может создать, кромеприбыльной кассы, еще и кассу пересчета, в которой перечисляется содержаниеинкассаторских сумок. Банки могут организовывать также вечерние кассы для принятияот клиентов выторга, который поступает по окончании операционного дня банка. Расходныеоперации вечерние кассы не осуществляют.
Банковскиекассовые операции базируются на организационных мероприятиях, связанных срегуляцией наличного обращения. Это, прежде всего, составление прогнозныхрасчетов кассовых оборотов та организация контроля за выполнением прогнозныхпоказателей из поступлений и выдач наличности; разработка календаря выдачналичности по дням месяца и по отдельным клиентам; установление для каждогоклиента лимита остатка кассы; определение сроков и порядка инкассации выторгадля организации этой торговли и сферы услуг и тому подобное. Согласно этиммероприятиям каждый клиент банка для получения кассовых услуг долженпредварительно:
— разработатьи подать банку прогнозный расчет своих кассовых оборотов на квартал (если банксоставляет свой прогноз кассовых оборотов);
— Сообщитьбанк определенный день получения наличности на выплату заработной платы идругие платежи;
— Сообщитьрасчет лимита и получить установленный банком лимит остатка кассы;
— Податьфамилию лица, ответственного за получение и доставку наличности из банка, испособ ее транспортировки.
2ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ БАНКАМИ НАЛИЧНОСТИ
Юридическиелица и частные предприниматели, которые имеют текущие счета в банках, согласнодействующему законодательству должны сдавать полученную наличность, непотраченную в тот же день на текущие потребности, в учреждения банков длязачисления на их счета. У себя они имеют право держать наличность только впределах лимита кассы, установленного соответствующими учреждениями банков.Предприятия могут использовать часть наличного выторга на текущие платежи.
Лимит кассыустанавливается индивидуально для каждого предприятия учреждением банку,которая ведет его текущий счет. Размер лимита определяется банком на основаниизаявления-расчета, поданного клиентом, с учетом режима работы предприятия, егоотдаленности от банка, размеру кассовых оборотов, порядка сдачи выторга в банки тому подобное. Предприятиям, которые имеют постоянный наличный выторг сежедневной сдачей его в банк, лимит кассы устанавливается на уровне, чтообеспечит ему нормальную работу в начале следующего рабочего дня. Всем другимпредприятиям лимит кассы может устанавливаться на уровне среднедневногопоступления выторга или среднедневного расходования выторга за три предыдущихмесяца. Коллективные сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяютлимит кассы, сообщают его обслуживающим учреждениям банков. Если предприятиеимеет несколько счетов в разных банках, то лимит кассы устанавливается заместонахождением основного счета.
Лимиты кассыне устанавливаются фермерским хозяйствам, которые занимаются исключительнопроизводством сельскохозяйственной продукции, и индивидуальным предпринимателям,а также иностранным официальным представительствам (посольствам, консульствам итому подобное), представительствам международных организаций, а такжепредставительствам других иностранных организаций, если они не занимаютсяпредпринимательской деятельностью.
Учреждениябанков и налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиямилимитов остатка денег в кассах и за своевременным и полным оприходованиемналичности в кассах с взиманием штрафов за обнаруженные нарушения.
Имеющаяся впредприятия наличность сверх лимита кассы может быть сдана в учреждение банку,в которой открыто основной или дополнительный текущий счет:
— черезприбыльную дневную или вечернюю кассу;
— черезинкассаторов НБУ или коммерческого банка;
— черезпредприятие связи, если учреждение банка расположено в другом населенномпункте.
Порядок ичастоту сдачи наличности в банк предприятие согласовывает с учреждением банка,который ведет его основной текущий счет.
Принятиеналичности через прибыльную кассу банк осуществляет в течение операционного дняна основании стандартного документа “Объявление на внесение наличности”. В немуказываются сумма и характер взноса (торговый выторг, плата за транспортныеуслуги и тому подобное), на какой счет вносится наличность и др. объявление навнесение наличности сначала проверяет операционный работник кассы, которыйучитывает ее в специальном журнале, заполняет ордер к Объявлению, выписываетквитанцию о принятии наличности от клиента. Все настоящие прибыльные документы операционныйработник передает кассиру, который принимает объявленную сумму от клиента с полистовымпересчетом и выдает ему квитанцию.
От физическихлиц банки принимают наличность для:
— зачисленияна их счета (текущие, сберегательные) на основании стандартного документа«Объявление на внесение наличности» или «Прибыльный кассовый ордер», с записьюсуммы взноса в сберегательной книжке;
— совершенияплатежей по обязательствам клиента на основании “Сообщения” и с выдачей“Квитанции” об осуществленном платеже.
При принятииналичности кассиры банка проверяют банкноты и монеты на подлинность,обнаруживают фальшивые и те, которые потеряли признаки платежности, и изымаютих из обращения. Остальная наличность упаковывается в установленном порядке,оприходуется к операционной кассе банка, передается к хранилищу или расходнойкассе и зачисляется на соответствующие счета клиентов. Если деньги были принятывечерней кассой, то на счета клиентов они будут зачислены в следующий рабочийдень. На сумму фактически полученных от представителя клиента денег, заисключением фальшивых, ему выдается квитанция о внесении наличности.Обнаруженные фальшивые банкноты и монеты клиенту не возвращаются, а передаютсяправоохранительным органам. На их сумму представителю клиента выдастся справкаоб исключении фальшивых денег.
Если торговыеи другие организации получают наличный выторг регулярно и на значительныесуммы, то сдавать их в учреждения банков целесообразно через специализированнуюслужбу инкассации и перевозки ценностей. Эта служба выдает каждому клиентудостаточное количество специальных сумок, в которые их кассиры помещаютналичный выторг и справку о сумме вложенных денег. За установленным графикоминкассаторы забирают подготовленные сумки с деньгами у торговых организаций идоставляют в учреждения банков. Передача денег инкассаторам работниками торговыхорганизаций и принятия их у инкассаторов работниками банков осуществляется заколичеством сумок без побумажного перечисления их содержания. Поэтому винкассации важно четко следовать установленным правилам и процедурам передачи ипринятия сумок.
Доставленныеинкассаторами сумки с наличностью передаются сначала к прибыльным кассамбанков, где проверяется их целость, правильность пломбирования, правильностьзаполнения сопроводительных документов и соответствие фактического количествасумок указанной в этих документах. Если замечаний по этим вопросам нет, сумки сналичностью передаются в кассы пересчета, где они раскрываются и пересчитываютсяпобумажно содержание каждой сумки. Вся инкассированная наличность оприходуетсяпо оборотной кассе, засчитывается на счет клиентов и передается в хранилище илив расходную кассу.
Важныммоментом принятия наличности кассами банков являются экспертиза банкнот и монети их обработка.
Цельюэкспертизы является определение подлинности банкнот, их платежности и степениизноса. Экспертиза на подлинность банкнот совершается с помощью специальныхприборов, которые дают возможность выявить особенные признаки настоящих ифальшивых денег. Умению осуществлять такую экспертизу кассиры периодическиучатся по специальным программам.
Если банкнотапризнана настоящей и имеет определенный износ и незначительное повреждение,однако от нее осталось не менее ¾ начального размера и видимы водянойзнак, номинал, буквы серии и номер, она считается платежной и остается вобращении. Банкнота с существенными повреждениями считается неплатежной идолжна изыматься из обращения. Неплатежных банкнот предприятия не должнопринимать в платеже, но банки принимают их для обмена на платежные при такихусловиях:
— если невозникает сомнения в их подлинности;
— есливидимый номинал банкнот;
— еслиотсутствующая часть банкноты не может быть принята для обмена, то есть она несоставляет половины и больше общего размера банкнот.
Цельюобрабатывания наличности является формирование банкнот в стандартную упаковку сединственным для всех банков оформлением, на котором обозначается названиебанка, который персонально формировал упаковку, номинал и количество банкнот,суммы, даты. Банкноты одного номиналу формируются в одну упаковку по 100 штук,которая называется корешком. 10 корешков одного номиналу формируются в упаковку,которая называется пачкой. Сформированные пачки обвязываются шпагатом ипломбируются. Единственный порядок обрабатывания денежных знаков создает значительныеудобства для их последующего перемещения, использования, хранения, повышаетответственность кассиров, поскольку дает возможность быстро обнаружить виновныхв недостаче или пропуске фальшивых денег в упаковках.
3ПОРЯДОК ВЫДАЧИ БАНКАМИ НАЛИЧНОСТИ
Учреждениябанков выдают наличность через свои расходные кассы в течение операционного дняв таких случаях:
— предприятиям, организациям, учреждениям из их текущих счетов на основанииденежных чеков установленной формы с определением целевого назначения полученнойналичности;
— физическимлицам из их текущих или сберегательных счетов по случайным расходным кассовымордерам установленной формы;
— индивидуальнымзаемщикам полученные ими займы по расходным кассовым ордерам;
— населениюпри выплате ему пенсий, помощи, переводов из других банков, заработной платыработникам данного банка на основании, соответственно, поручений пенсионныхорганов, других организаций — плательщиков или по расходным кассовыми ордерам..
К началуоперационного дня кассиры получают у заведующего кассы под отчет достаточноеколичество наличности. Представители клиентов для получения наличности подаютуказанные расходные документы (чеки, ордера) операционному работнику кассы дляпроверки. Расходные документы должны быть заполнены, подписаны изасвидетельствованы согласно установленным НБУ правилам. Операционный работникдолжен также проверить, есть ли на счете у клиента необходима сумма средств.Если поданные клиентом документы не вызывают замечаний, операционный работниквизирует их, подписывает у лиц, которые имеют право позволить выдачуналичности, и передает кассиру для выполнения.
Полученырасходные документы кассир еще раз проверяет, прежде всего достоверностьподписи лица, которое позволило выдачу денег, наличие данных о предъявлении паспортаи подписи о получении денег представителем клиента — получателя наличности.Если настоящие документы не вызывают сомнения, кассир отчисляет отмеченнуюсумму наличности и передает представителю клиента. Деньги выдаются полнымипачками и корешками, если упаковка их не повреждена. В случае выдачи большихсумм наличности они могут готовиться банком предварительно. Получатель можетперечислить выданную ему сумму наличности побумажно. Это делается в отдельномпомещении под надзором работника банка. Выданная клиентам сумма наличности втот же день списывается из их счетов.
Если во времяпроверки расходных документов операционным работником или кассиром будутобнаружены нарушения действующих правил их оформления, они возвращаются без исполнения.Если представитель клиента, перечисляя в помещении банка полученную наличность,обнаружит недостачу, то она покрывается из кассы банка и предъявляетсяпретензия на эту сумму учреждению банка, кассир которого сформировалсоответствующую пачку и корешок. Избыток выданной суммы возвращается к кассебанка.
Предприятияпри получении наличности должны указывать в чеке цели, на которые они будуттратиться, и сумму на каждую цель. Налоговые и другие контролирующие органы,коммерческие банки периодически проверяют использование предприятиямиполученных средств по целевому назначению.
С декабря в1998 г. в кассовое обслуживание клиентов внесены существенные изменения,направленные на его улучшение. В частности, предприятиям предоставлено правоосуществлять в определенных пределах расчеты между собой и с гражданаминаличностью, полученной в кассах банков, и из выторга. Однако если у них естьзадолженность перед бюджетом, то наличные выплаты, связанные с оплатой труды,осуществляются лишь за сет средств, полученных из касс банков.
Налоговые идругие контролирующие органы, учреждения банков периодически проверяютсоблюдение предприятиями установленных правил использования наличности извыручки и полученной в банке для расчетов между собой и с гражданами, вчастности наличие товарных и кассовых документов, которые подтверждают платежналичностью, и отсутствие задолженности перед бюджетом.
4ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ЧЕРЕЗ БАНКОМАТЫ
Операции попринятию и выдаче наличности могут осуществляться также с помощью банковскихидентификационных карточек и банковских автоматов. В первом случае кассовыеоперации осуществляются в изложенном выше порядке, только вместо прибыльных илислучайных бумажных документов применяются пластиковые идентификационныекарточки.
Во второмслучае (при применении банкоматов) в организацию и технологию кассовогообслуживания вносятся существенные изменения.
Банкомат — это устройство для автоматизированного кассового самообслуживания клиентов.Банкоматы включаются в систему автоматизации банков и применяются с целью:
— сокращениятекущих расходов банков на ведение кассовых операций;
— расширенияспектра банковских услуг для клиентов;
— расширениячастицы банка на рынке розничных услуг.
Достижениеэтих целей оправдывает значительные первичные расходы на приобретениябанкоматов и их установления, потому они нашли широке приложение в развитыхстранах. Банкоматы активно внедряются в банковскую практику в Украине.
Современныебанкоматы могут выполнять такие операции:
— информироватьклиентов о состоянии их счетов; выдавать наличность из счетов;
— приниматьналичность для размещения на счетах клиентов;
— приниматьналичность для погашения заемов;
— приниматьпоручение о переводе денег из одного счета клиента на другой и тому подобное.
Предоставлениебанкоматами указанных услуг осуществляется с помощью пластиковыхидентификационных карточек и ПІН-кодов клиентов. После каждой операции банкоматвыдает клиенту квитанцию с полной ее характеристикой (сумма, время, порядковыйномер, вид операции, название банка и тому подобное).
Порядокпредоставления кассовых услуг через банкоматы достаточно простой. Заключивдоговор с клиентом, банк выдает ему за небольшую плату пластиковую карточку иПИН-код, сообщает сеть размещения банкоматов, которыми он может пользоваться, врежим их работы. Для клиента важно, чтобы банкоматы работали круглосуточно иразмещались не только в помещении банка или его филиалов, но и во многих другихместах. Поэтому банки стремятся разместить свои банкоматы и в таких местах, какбольшие торговые, сервисные центры, вокзалы, центры развлечений и томуподобное.
Для получениякассовой услуги клиент с помощью пластиковой карточки входит через считывающееустройство в «память» банкомата и вводит туда с помощью цифровой клавиатурысвой ПИН-код. Удостоверившись в идентичности полученной из двух каналовинформации, банкомат дает разрешение клиенту осуществлять любую из операций, висветившихсяна специальном табло. С помощью клавиатуры клиент дает банкомату команду навыполнение выбранной операции, указывает ее сумму и по какому счету (текущемуили сберегательному) осуществлять. Приняв и обработав эту информацию, банкоматчерез специальное устройство (окно) принимает или выдает банкнот, а такжевыдает квитанцию клиенту.
Использованиебанкоматов в кассовом обслуживании связано с повышенным риском, особенно еслиони размещены за пределами помещения банка. Поэтому банкоматы настраиваютсятак, чтобы усилить безопасность осуществляемых операций. Если клиент не может “войти”в банкомат за определенное количество попыток (например две) или “общается” сним дольше установленного времени (например 2,5 минуты), банкомат конфискуетпластиковую карточку.
Для успешногоразвития этого нетрадиционного для Украины вида банковских услуг важно, чтобыбанки четко и своевременно обеспечивали банкоматы наличностью и поддерживали ихв рабочем состоянии. “Молчаливые” кассиры-автоматы могут не толькоскомпрометировать прогрессивную идею, но и повлечь их поломку разгневаннымиклиентами, что дорого будет стоить банку. Поэтому банки, которые решили внедрятьбанкоматы, должны разработать действенную систему функционального и сервисногоих обслуживания. Порядок обеспечения банкоматов наличностью определенИнструкцией № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков,утвержденной Правлением НБУ.
5ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
Кассовоеобслуживание клиентов осуществляется банками через специальный подраздел — операционную кассу, в составе которого могут создаваться несколько отдельныхкасс: прибыльная, расходная, вечерняя кассы, касса пересчета, а такжеобязательно создается хранилище. Все наличные средства и другие ценности,которые поступили в операционную кассу и не были в тот же день выданные избанка, к концу дня помещаются в хранилище. При обеспечении сохранности денег идругих ценностей в хранилище ответственность несут руководитель, главныйбухгалтер и заведующий кассой банка. Порядок передачи денег и других ценностейк хранилищу, размещению и хранению их там, доступу в хранилище служебных лицбанка, выноса денег из хранилища, проверки остатков ценностей в хранилище идругие процедуры четко определены НБУ в Инструкции № 1 по организацииэмиссионно-кассовой работы. Соблюдение банками требований этой инструкцииспособствует сохранности наличных средств и улучшению кассового обслуживанияклиентов.
Уровенькассового обслуживания зависит также от наличия в операционной кассе банкадостаточной для выполнения заказов клиентов суммы банкнот и монет. Для этогонормативными документами НБУ предусмотрен специальный механизм подкреплениякасс банковских учреждений.
Учреждениякоммерческих банков удовлетворяют потребности клиентов в наличности в первуюочередь за счет денег, которые поступили в их кассы от клиентов, которые сдаютналичность в банки. Однако наличности иногда поступает недостаточно дляобеспечения текущих выплат, что вызывается неравномерностью поступлений и выдачналичности по отдельным банкам и неравномерностью распределения клиентуры междубанками. Поэтому учреждения банков предварительно определяют свои потребности вподкреплении операционной кассы, исходя из прогнозных расчетов наличныхпоступлений и выплат. За два-три дня до наступления даты, когда возможныерасходы наличности превысят поступление, учреждение банка подает региональномуучреждению НБУ заявку на подкрепление кассы. Размер заявленного подкрепленияможет отклоняться от прогнозируемого превышения расходов над поступлениемналичности на величину уменьшения или увеличения остатка наличности воперационной кассе банка. Учреждения коммерческих банков также сообщаютрегиональные учреждения НБУ о продаже им избытков наличности из своихоперационных касс. Эта информация, полученная предварительно, дает возможностьучреждениям НБУ своевременно отрегулировать свои оборотные кассы для удовлетворениязаявок учреждений коммерческих банков на подкрепление операционных касс.
Подкреплениеоперационных касс банков осуществляется из оборотных касс региональныхучреждений НБУ по платежным поручениям, поданным им учреждениями банков.Указанная в поручении сумма наличности списывается из корсчета учреждениякоммерческого банка и выдается ей в тот же день. Доставку полученной наличностиучреждения банков осуществляют собственными средствами или через инкассаторовНБУ.
Учреждениебанка может подкрепить операционную кассу путем покупки наличности в другомучреждении того же или другого банка. Выдача наличности из операционной кассыбанка-продавца осуществляется после перечисления на ее корсчет соответствующейсуммы денег из корсчета банка — покупателя наличности. О таком подкреплении своейоперационной кассы банк должен сообщить соответствующее учреждение НБУ.
Еслиучреждение банка имеет избыток наличности в кассе, она может сдать ее воборотную кассу регионального учреждения НБУ или продать другому банковскомуучреждению с зачислением соответствующей суммы на ее корсчет. Имеющиеся запасыизношенных банкнот учреждение банка может обменять в региональном учрежденииНБУ на пригодные, или сдать для зачисления на свой корсчет. Обмен изношенныхбанкнот совершается безвозмездно, по предыдущему соглашению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческиебанки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различныхсекторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляютклиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д.Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограниченыопределенными функциями.
Коммерческиебанки — это финансовые институты, получившие специальную лицензию НБУ, котораяпозволяет принимать вклады от населения и предприятий, а также предоставлятькредиты. Они обслуживают население и предприятия, “занимая” деньги от своегоимени, они затем ссужают эти средства своим заемщикам.
Показательприбыли официально считается основным показателем деятельности коммерческогобанка. Но без доходности не может быть прибыльности.
Кассовыеоперации являются одними из наиболее доходных и важных в банковскойдеятельности. Впрочем, в силу различных причин в Украине не всегда уделяетсядостаточное внимание их совершенствованию, изучению передового зарубежногоопыта.
В настоящеевремя все кассовые операции, сопровождающие обращение наличных денег,становятся все более дорогостоящими. Поэтому, прежде чем вкладыватьдополнительные средства в совершенствование этих процессов, каждый изучастников цепочки обращения наличности анализирует перспективы использованияналичных денег на своем конкретном участке. Несмотря на развитие безналичныхплатежей, практически все выступающие отметили ежегодное возрастание объемовопераций с наличностью. Кроме того доля операций с чеками постепенно снижается,а в дополнение к кредитным и дебетовым картам расширяется применениесмарт–карт.
Такимобразом, необходимо отметить, что основными тенденциями в совершенствованиикассовых операций являются улучшение взаимодействия центральных, коммерческихбанков и других структур, осуществляющих коммерческие кассовые операции созначительными объемами наличности, разработка и внедрение новых схем,функциональных и структурных изменений, использование современного оборудованиядля обработки денежной наличности и разнообразных систем управления денежнымипотоками, а также изучение потребностей клиентов.
Литература
1. Васюренко О.В. Банківські операції: Навчальнийпосіб. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: “Знання”, КОО, 2001. – 255 с.
2. Капран В.І., Кривченко М.С., Коваленко О.К.,Омельченко С.І. Банківські операції: Навчальний посібник – К.: Центр навчальноїлітератури, 2006. – 208 с.
3. Мороз А.М. Банківські операції: Підручник –К.: КНЕУ, 2000 – 384 с.