Реферат по предмету "Банковское дело"


Нормативы Центрального Банка Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
КАФЕДРАТРУДОВОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Контрольнаяработа
«НормативыЦентрального Банка Российской Федерации»
Выполнила: студентка4 курса
Заочного факультета
Специальности «Юриспруденция»
Зачётная книжка № 07221
Срок обучения 3,5 г.
Мелентьева О.В.
Тюмень2010

Содержание
 
1.      Задание№ 1
2.      Задание№ 2
Список используемой литературы

1. Задание №1.Перечислите обязательные нормативы, устанавливаемые ЦБ РФ (Банком России) длякредитных организаций в целях обеспечения их устойчивости. Укажите размеруставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и максимальныйразмер крупных кредитных рисков
В целях обеспечения экономическихусловий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защитыинтересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом РоссийскойФедерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от10 июля 2002 года Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующиеобязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций:
— минимальный размер уставногокапитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственныхсредств (капитала) для действующих кредитных организаций;
— нормативы достаточностикапитала;
— нормативы ликвидностикредитной организации;
— максимальный размер рискана одного заемщика или группу связанных заемщиков;
— максимальный размер крупныхкредитных рисков;
— максимальный размер рискана одного кредитора (вкладчика);
— максимальный размер кредитов,гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам(акционерам,
пайщикам) и инсайдерам;
— максимальный размер привлеченныхденежных вкладов (депозитов) населения;
— нормативы использованиясобственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) другихюридических лиц.
Обязательные нормативы — предельный размер неденежной части уставного капитала, минимальный размер резервов,создаваемых под высокорисковые активы, размеры валютного, процентного и иных рисков-устанавливаются другими нормативными актами Банка России.
Минимальный размер уставногокапитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственныхсредств (капитала) для действующих кредитных организаций.
1.1. Минимальный размеруставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций устанавливается соответственно:
на 1 апреля 1996 г. в сумме,эквивалентной 2,0 млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций- 500 тыс. ЭКЮ);
на 1 января 1997 г. — 3,0млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 750 тыс. ЭКЮ);
на 1 января 1998 г. — 4,0млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 1,0 млн. ЭКЮ);
на 1 июля 1998 г. — 5 млн.ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 1,250 млн. ЭКЮ).
1.2. Минимальный размерсобственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставногокапитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, устанавливаетсяв сумме эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).
1.3. Минимальный размерсобственных средств (капитала) кредитной организации с ограниченным кругом операцийустанавливается в сумме эквивалентной 1 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

2. Задание №2.Кредитная организация грубо нарушила федеральный закон по организации своейдеятельности и формированию резервных фондов. На предписания Банка России оликвидации нарушений она не реагировала, а при проверке предоставила аудиторамложную информацию по существу вопроса. Каков порядок проведения провероккредитных организаций? Какие возможные меры может принять Банк России зауказанные нарушения?
Центральным банком РоссийскойФедерации издана Инструкция от 25 августа 2003 года N 105-И «О порядке проведенияпроверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центральногобанка Российской Федерации (далее — Инструкция N 105-И). Инструкция N 105-И (зарегистрированав Минюсте России 26.09.2003 N 5118) вступит в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования в „Вестнике Банка России“.
Со дня вступления в силууказанного документа нормы, относящиеся к вопросам проведения проверок кредитныхорганизаций (их филиалов), установленные нормативными актами Банка России, применяютсяв части, не противоречащей Инструкции N 105-И. Это положение относится и к применяемойв настоящее время Инструкции от 19 февраля 1996 г. N 34 „О порядке проведенияпроверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центральногобанка Российской Федерации (Банка России)“ (далее — Инструкция N 34). ИнструкцияN 105-И распространяется:
— действующие на территорииРоссийской Федерации кредитные организации;
— обособленные подразделениякредитных организаций (филиалы и представительства кредитных организаций) и внутренниеструктурные подразделения вне местонахождения кредитных организаций и филиалов кредитныхорганизаций (дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменныепункты и иные внутренние структурные подразделения кредитных организаций и филиаловкредитных организаций);
— на филиалы и представительствакредитных организаций, получивших лицензию Банка России на проведение валютных операций,находящиеся за пределами Российской Федерации (при наличии соглашения между БанкомРоссии и органом банковского надзора иностранного государства о сотрудничестве вобласти надзора за деятельностью кредитных организаций);
— на дочерние кредитныеорганизации уполномоченных банков, находящиеся за пределами Российской Федерации(при наличии соглашения).
Основной целью проведенияБанком России проверок кредитных организаций, как и ранее, является оценка на местефинансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, выявлениефакторов, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков. Однако в отличие от ИнструкцииN 34, Инструкция N 105-И уточняет и конкретизирует цели проведения проверок. Этооценка общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности,в том числе: соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, достоверностиучета (отчетности), размеров рисков, активов, пассивов, качества активов, величиныи достаточности собственных средств (капитала), систем управления рисками и организациивнутреннего контроля кредитной организации.
При осуществлении БанкомРоссии функций банковского регулирования и банковского надзора основой для оценоки выводов об общем состоянии кредитной организации либо об отдельных направленияхее деятельности является информация, полученная в результате проверки в дополнениек данным отчетности кредитной организации.
Инструкцией N 105-И измененапериодичность проведения проверок. Установлено, что проверки кредитных организаций(их филиалов) проводятся не реже одного раза в год. В соответствии с ИнструкциейN 34 предусматривалось осуществление комплексных проверок, как правило, не режечем один раз в два года (понятие „комплексная проверка“ не применяетсяв Инструкции N 105-И). Более частое проведение проверок предполагает усиление контролясо стороны Банка России за деятельностью кредитных организаций и своевременное принятиенеобходимых мер в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков, кредиторов и стабильностибанковской системы.
По-прежнему в первую очередь(а также вне очереди) будут проверяться кредитные организации, в отношении которыхимеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных грубых нарушениях.Решение о проведении проверки принимается также с учетом результатов предыдущихпроверок.
В соответствии с ИнструкциейN 105-И проверки кредитных организаций проводятся уполномоченными представителями(служащими) Банка России на основании документа — поручения на проведение проверки,подтверждающего полномочия представителей Банка России на проведение проверки. Впоручении указывается персональный состав уполномоченных представителей, образующихрабочую группу.
Проверка кредитной организацииначинается с момента предъявления руководителем рабочей группы поручения на проведениепроверки и завершается после передачи акта проверки органам управления кредитнойорганизации для ознакомления.
Проверяемый период не можетпревышать пяти лет до года проведения проверки. Проверка, осуществляемая по ходатайствусамой кредитной организации, проводится по вопросам, за период и в сроки, согласованныес кредитной организацией.
Банк России не вправе проводитьболее одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один итот же отчетный период. Исключение составляют два случая: когда проверка проводитсяв связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации; если проведениепроверки осуществляется по мотивированному решению Совета директоров Банка России.Мотивированное решение может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориальногоучреждения Банка России, проводившего проверку, или на основании ходатайства соответствующегоструктурного подразделения Банка России, содержащего выявленные признаки неустойчивогофинансового состояния кредитной организации, создающего угрозу интересам кредиторови вкладчиков.
»Проведение повторнойпроверки на основании мотивированного решения по одним и тем же вопросам за одини тот же отчетный период осуществляется при участии представителей центральногоаппарата Банка России. Инструкцией N 105-И предусмотрена возможность приостановленияи прекращения проверки кредитной организации при наличии обстоятельств, свидетельствующихоб объективной невозможности и нецелесообразности дальнейшего проведения проверки"[1, стр. 25].
Определена процедура приостановленияпроверки и указаны случаи, при которых невозможно продолжение проведения проверки.Это, в частности, угрозы жизни и здоровью руководителя и членов группы.
Согласно Инструкции N 105-И[7] наличие оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществлениебанковских операций, а также угроза законным интересам кредиторов, вкладчиков истабильности банковской системы РФ дают возможность должностному лицу Банка России,поручившему проведение проверки, принять решение о ее прекращении. Инструкция N34 не содержит положений о приостановлении и прекращении проверки, за исключениемодного упоминания о возможности отмены проверки. Следует отметить, что ИнструкциейN 105-И значительно подробнее, чем Инструкцией N 34, регламентированы права, обязанностии ответственность как уполномоченных представителей Банка России, так и кредитнойорганизации при проведении проверки.
«Уполномоченным представителямБанка России предоставлено право запрашивать и получать от руководителя и работниковпроверяемой кредитной организации все необходимые для достижения целей проверкидокументы (информацию) за проверяемый период (учредительные документы, положения,регламенты, правила, иные внутренние документы кредитной организации, материалыслужбы внутреннего контроля и аудита, документы аналитического и синтетическогоучета кредитной организации по операциям, счетам и вкладам физических и юридическихлиц, бухгалтерская, статистическая, финансовая отчетность, справки, письменные иустные разъяснения руководителя и работников кредитной организации, документы валютногоконтроля, документы по исполнению Федерального закона „О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“)»[3, стр.77].
«Руководитель и членырабочей группы вправе входить в здания и другие служебные помещения проверяемойкредитной организации, в том числе занимаемые подразделениями, осуществляющими сбор,обработку и хранение информационных ресурсов, а также занимаемые подразделениями,осуществляющими операции с наличными денежными средствами и другими ценностями.
Документы, необходимые дляпроведения проверки, предоставляются членам рабочей группы на основании заявки напредоставление документов, составленной по типовой форме, в срок, устанавливаемыйв заявке. Кредитная организация обязана содействовать руководителю и членам рабочейгруппы в проведении проверки. Руководитель кредитной организации обязан определитьдолжностных лиц кредитной организации и работников, которые должны взаимодействоватьс членами рабочей группы. Руководитель и работники проверяемой организации обязаныобеспечивать беспрепятственный доступ в здания и другие служебные помещения проверяемойорганизации, обеспечить доступ к документам (информации), необходимым для проведенияпроверки, доступ к автоматизированным банковским и информационным системам кредитнойорганизации, обязаны неукоснительно исполнять заявки рабочей группы в полном объемеи в сроки, установленные в заявках»[4, стр. 64-65].
Наличие в документах сведений,содержащих банковскую, коммерческую, служебную и иную тайны, не может служить основаниемдля отказа в их предоставлении рабочей группе. Уполномоченные представители несутответственность за разглашение ими сведений, полученных в ходе проверки кредитнойорганизации, повлекшее нарушение банковской, коммерческой, служебной и иной тайн.
В случае отсутствия документови возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленныезаявкой сроки, руководитель и главный бухгалтер кредитной организации должны предоставитьруководителю рабочей группы до истечения установленного срока письменное объяснениепричин неисполнения заявки.
Отдельные разделы ИнструкцииN 105-И [8] посвящены вопросам подготовки к проведения проверок, процедуре проведенияпроверок, порядку оформления акта о противодействии проведению проверки кредитнойорганизации. Инструкция N 105-И детально определяет структуру и содержание акта,который оформляется по типовой форме в соответствии с приложением к Инструкции идолжен состоять из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.
Кредитная организация должнабыть ознакомлена с актом проверки. В случае ее несогласия с достоверностью и полнотойсведений или выводами рабочей группы руководитель кредитной организации вправе представитьписьменные возражения или замечания по акту проверки.
В отличие от ИнструкцииN 34, Инструкция N 105-И регулирует больший круг вопросов. В нее включены существенныепо значимости и объему информации разделы, посвященные особенностям проведения провероквыполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов; особенностямпроведения проверок организации работы, совершения и учета отдельных видов операцийс наличной иностранной валютой в обменных пунктах и операционных кассах вне кассовогоузла; отражены особенности проведения проверок зарубежных дочерних кредитных организаций,филиалов и представительств уполномоченных банков. Установлены формы типовых документов,изложенные в 11 приложениях (в Инструкции N 34 два приложения).
Инструкция N 105-И подробнои четко регламентирует порядок осуществления проверок кредитных организаций (ихфилиалов) Банком России, что способствует совершенствованию банковского надзора,устранению возможности злоупотреблений и нарушений со стороны банков, защите законныхинтересов вкладчиков, кредиторов и направлено на повышение стабильности банковскойсистемы.
Возможные меры, которыеможет принять Банк России за указанные нарушения, предусмотренных статьями 38, 72-75Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,статьями 19, 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»и иными федеральными законами, в том числе:
— недостоверная информацияо финансовом состоянии и имущественном положении кредитной организации вследствиенарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и искажения бухгалтерской,статистической и финансовой отчетности (далее — недостоверность учета (отчетности));
— факты (события) несоблюдениякредитной организацией (ее филиалом) федеральных законов, издаваемых в соответствиис ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации,представление неполной или недостоверной информации (далее — нарушения в деятельностикредитной организации (ее филиала));
— обстоятельства деятельностикредитной организации (ее филиала) действия (бездействие) работников и (или) органовуправления кредитной организации (ее филиала), не являющиеся нарушениями законодательстваРоссийской Федерации, нормативных актов Банка России, но отрицательно влияющие либоспособные оказать отрицательное влияние на финансовое состояние кредитной организации(ее филиалом) риски и (или) создающие предпосылки для возникновения нарушений идополнительных рисков.
При нарушении нормативов обязательных резервовБанк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счетакредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, атакже взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленномБанком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойнойставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующегорешения.
На обязательные резервы, депонируемые кредитнойорганизацией в Банке России, взыскания не обращаются.
Для осуществления своих функций банковскогорегулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций(их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранениивыявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральнымзаконом санкции по отношению к нарушителям.
В случаях нарушения кредитной организациейфедеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписанийБанка России, непредставления информации, представления неполной или недостовернойинформации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранениявыявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размерауставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельныхопераций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный БанкомРоссии срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельностикредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитнойорганизацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам еекредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штрафв размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процентаминимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
осуществления мероприятий по финансовомуоздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
замены руководителей кредитной организации,перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;
осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленныедля кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитнойорганизацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензиейна осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытиеею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлениюкредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельностивременной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствиис ними нормативными актами Банка России;
6) ввести запрет на осуществление реорганизациикредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применениямер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральнымзаконом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
7) предложить учредителям (участникам) кредитнойорганизации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения,либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействияимеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управлениякредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственныхсредств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдениеею обязательных нормативов.
Банк России вправе отозвать у кредитной организациилицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральнымзаконом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензиина осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Список используемойлитературы
 
Нормативныеисточники
1.      КонституцияРФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газетаот 25.12.93 г., № 237
2.      Гражданскийкодекс РФ (Часть первая) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФот 05.12.94, № 32, ст. 3301.
3.      Гражданскийкодекс РФ (Часть вторая) от 26.01.96 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФот 29.01.96, № 5, ст. 410.
4.      Федеральныйзакон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.07.06) «О банках и банковской деятельности»// Российская газета, № 27, 10.02.96
5.      Федеральныйзакон от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» (ред. от 12.06.06) // Собрание законодательства Российской Федерацииот 15.07.02
6.      Федеральныйзакон «О кредитных историях» от 30.12.04 № 218 ФЗ (ред. от 21.07.05) //Российская газета, №2, 13.01.05
7.      ИнструкцияЦБ РФ от 16.01.04 № 110-И (ред. от 20.03.06) «Об обязательных нормативах банка»// Вестник Банка России, № 11, 11.02.04
8.      ИнструкцияЦБ РФ от 25.08.03 № 105-И (ред. 16.12.04) «О порядке проведения проверок кредитныхорганизаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка РоссийскойФедерации» // Вестник Банка России, № 67, 09.12.03
9.      ПоложениеЦБ РФ от 29.03.04 № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»(ред. от 27.09.06) // Вестник Банка России, № 25, 30.04.04
10.   ПоложениеЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитнымиорганизациями денежных средств и их возврата (погашения)» (ред. от 27.07.01)// Вестник Банка России, № 70-71, 08.10.98
Литератураосновная
11.   Банковскоеправо Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. академика Б.Н.Топорнина.- М.: Юристъ, 2004
12.   Банковскоеправо Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Г.А.Тосунян. – М.: Юристъ, 2004. – Т.1.
13.   Банковскоеправо Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Г.А.Тосунян. – М.: Юристъ, 2004. – Т.2.
14.   ЭриащвилиН.Д. Банковское право. Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2007
Литературдополнительная
15.   АлексееваД.Г., Хоменко Е.Г. Банковское право: Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2002
16.   Банковскийаудит. Учебное пособие / Под ред. Л.С.Ефремовой. Белорусский гос. экономическийуниверситет, 2007
17.   Банковскоедело. Учебник для ВУЗов / Под ред. Е.С.Жукова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ, 2006
18.   ЖуковЕ.Ф. Банковское законодательство. Учебник для ВУЗов. М.: Вузовский учебник, 2007
19.   ЛаврушинО.И., Афанасьева О.Н., Корниенк. Банковское дело: современная система кредитования.Учебное пособие. М.: КноРус, 2007
20.   Правовоерегулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Учебно-консультационныйцентр «ЮрИнфоР», 2000
21.   ЭриашвилиН.Д. Банковское право: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000
Другиеинформационные источники
22.   Справочно-информационныесистемы «Гарант», «Консультант Плюс».
23.   Журнал«Банковское право»
24.   Banker.ru(тематикаматериалов: банковские новости, Аналитика, банковский архив).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.