Реферат по предмету "Педагогика"


Работа над изобразительными средствами языка в аспекте развития речи учащихся пятых классов на уроках русского языка

Министерствообразования Оренбургской области
ГОУ СПО«Педагогический колледж №2 г. Оренбурга»
Кафедрарусского языка и литературы
Выпускная квалификационная работа
Работа над изобразительными средствами языка в аспекте
развития речи учащихся пятых классов на уроках русского языка
Студента 54 группы
Горенюка Сергея
Оренбург,2008

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы работы над изобразительными средствамиречи учащихся 5 класса
1.1  Понятие об изобразительных средствахречи1.2  Работа над изобразительнымисредствами в свете развития речи учащихся 5 класса
Глава II. Пути и средства обогащения речи учащихся 5 классаизобразительными средствами
2.1 Система упражнений по обогащениюречи учащихся 5 классов изобразительными средствами
2.2 Этапы работы по обогащению речиучащихся 5 класса эпитетами
ЗаключениеЛитература

Введение
В последниегоды в образовательной политике России наметились существенные положительныеизменения. В центре внимания оказывается деятельность человека, обеспечивающаяему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание ипонимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире. Средиосновных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русскогоязыка в средней школе, названо «развитие и совершенствование способности к речевомувзаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевоеповедение в соответствии с задачами общения. Одним из актуальных аспектовобучения русскому языку в средней школе является формирование образности речиучащихся. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средствречи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысленияокружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.
Подростки практически непользуются образными средствами языка для придания речи выразительности,яркости. Причиной этому является отсутствие специальной работы на урокахрусского языка по обогащению речи учащихся изобразительными средствами. Актуальностьтемы, разрабатываемой в выпускной квалификационной работе, обусловленанеобходимостью совершенствования речи учащихся 5 класса обогащения ееизобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса курокам русского языка. Необходимо вводить упражнения на уроке русского языка,формирующие образность речи учащихся. Актуальность диктуется еще и тем фактом,что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ предлагаются заданияпо анализу текста и выявлению в нем различных языковых средствизобразительности.
Целью работы является: выявлениеособенности работы над изобразительными средствами языка в аспекте развитияречи учащихся 5 классов на уроках русского языка.
Задачи:
1)     раскрыть сущностьработы по развитию речи учащихся 5 классов.
2)     рассмотретьсущность изобразительных средств речи, изучаемых в 5 классе.
3)     Разработатьсистему упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительнымисредствами.
4)     Рассмотреть этапыработы по обогащению речи учащихся 5 класса эпитетами
Объект: речь учащихся 5 классов.
Предмет: обогащение речи учащихся 5 классов изобразительнымисредствами.Гипотеза:речь учащихся 5 класса будет более образной, если на уроках русского языкаиспользовать специально разработанную систему упражнений по обогащению речиизобразительными средствами.

Глава 1. Теоретические основы работы над изобразительно-выразительнымисредствами речи
 
1.1  Понятие об изобразительных средствахречи
Словополучает точный смысл во фразе. В значительной части фраз слова так крепкоспаяны и так взаимно определяются, что есть возможность вынуть из фразыотдельные слова без того, чтобы фраза потеряла смысл. В таком случае можновместо вынутого слова вставить любой, и значение этого слова определится изконтекста. Тот факт, что значение часто определяется контекстом, а не самимсловом, доказывается наличием в разговорном языке слов без значения или вернее,- его всеобщим значением.
Слова эти употребляются,когда говорящий затрудняется в выборе слова, смысл определяется контекстом.
Без этих слов фразаразрушилась бы. Эти нейтральные слова заполняют пустое место и предают фразезаконченный вид. Таким образом, можно вообще заставить всякое слово обозначатьто, чего оно в своем потенциальном значении не заключает, иначе говоря –изменять основное значение слова. Приемы изучения основного значения словаименуются тропами. Когда мы имеем дело с тропом, то мы должны различать в немпрямое значение слова и переносное, определяемое общим смыслом всего данногоконтекста.
В тропах разрушаетсяосновное значение слова; обыкновенно за счет разрушения прямого значения ввосприятие вступают его вторичные признаки. Называя глаза звездами, мы ощущаемпризнак блеска. Кроме того, возникает эмоциональная окраска слова. Тропы имеютсвойство пробуждать эмоциональное отношение к теме.
Потебня А. А. в своей2Исторической поэтике» цитирует L. Zima: «Троп есть выражение, перенесенноедля красоты речи с его первичного естественного значения на другое, или, какчаще всего определяют грамматисты, выражение, перенесенное с места, где оноявляется подлинным, на место, где оно является неподлинным».
Без тропов наш язык былбы гораздо беднее, так как слово употреблялось бы только в одном главномзначении, а благодаря тропам мы употребляем слова в ряде значений.
Наряду с познавательнымсвоим значением он дает писателю еще очень существенное средство для того,чтобы, во-первых. Индивидуализировать явление, а во-вторых, дать емуопределенную субъективную оценку. Следовательно, троп имеет в языке три задачи:
-     познавательную;
-     индивидуализирующую;
-     субъективно-оценочную.
простейшим первичнымвидом тропа является сравнение – сближение двух явлений с целью поясненияодного другим при помощи его вторичных признаков.
Сравнение являетсяначальной стадией в порядке градации и разветвления, вытекают почти всеосновные тропы – параллелизм, метафора, гипербола и прочее.
Метафора – переносназвания с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафоричность –образное выражение объекта в яркой языковой наглядности. По законам ассоциацииперенос основывается на сходстве или контрасте, но один из сравниваемыхпредметов не назван и подразумевается и может быть восстановлен воображениемчитателя.
Для метафор характерныследующие случаи сближения прямого и переносного значения:
1.        Предметы иявления мертвой природы называются словами, выражающие живые явления
Земля кричала при обвале…(Н. Тихонов)
2.        Отвлеченное значение заменяется конкретным, явления порядка нравственногои психического – явлением порядка физического:
Есть человек: ему свежо
Он перестроен снизу вверх!(Н. Тихонов)
Эффект,производимый метафорой, часто обозначают словом «образность». Метафорическоеслово всегда стоит в контексте, значение которого препятствует возникновениюотчетливого представления в ряду первичного значения слова.
С понятием метафорытесно связано понятие аллегория. Это уже целое произведение, построенное попринципу метафоры, например, в басне, где животные замещают человека и гдеусловные действия и отношения соотносятся с определенными выводами («моралью)уже из области человеческих отношений. Эта иносказательность аллегории, ееусловность имеют обычно определенное прикрепление, устойчивость (закрепление заопределенными зверями определенных качеств: глупость и жадность – волк,хитрость – лиса…)
Олицетворение – один извидов аллегории; основной вид метафоры, когда неодушевленному предмету. Ненаделенному сознанием, предписываются свойства, действия, поступки, присущиечеловеку, например «Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой, Ведут беседумеж собой (Тютчев).
Олицетворения могут бытьнеразвернутыми, в рамках одного предложения «Полуденный луч задремал на полу»(Тютчев) и развернутыми, когда на основе олицетворения строится изображениецелостной картины, как, например в стихотворения «Утес», «Тучки небесные»Лермонтова.
Более сложным видом тропаявляется эпитет. Подобно грамматическому определению эпитет при существительномвыражается преимущественно прилагательным (пустынные леса, прохладный мрак) приглаголе и прилагательном (горячо любить – горячая любовь). В широком смыслеэпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее такили иначе какое-либо понятие.
Эпитет индивидуализируетявление, выделяет в нем те признаки, которые кажутся писателю важными изначительными на основе его представления об этом явлении. Возьмем описаниеСаши у Н. Некрасова («Саша»).Реет румянец и ярче и краше…
Мило и молодо дитятковаше,-
Бегает живо, горит какалмаз,
Черный и влажныйсмеющийся глаз,
Щеки румяны, и полны, исмуглы,
Брови так тонки, а плечитак круглы…
Как видим, именно эпитетыв этом отрывке являются основными средствами индивидуализации персонажа.
Эпитеты могут бытьпостоянными и навсегда закрепленными за некоторыми словами или именами,например «Аполлон сребролукий» и тому подобное.
В поэтическомупотреблении эпитет бывает весьма часто метафорическим. Отличается отобыкновенной метафоры тем, что в нем есть элемент сопоставления.
А.Н. Веселовский называетпервый род эпитета – тавтологический: солнце красное, белый свет и другие. Второйотдел по Веселовскому составляют эпитеты пояснительные: в основе какой-нибудьодин признак, либо 1) считающийся существительным в предмете, либо 2)характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству.Здесь особое внимание принадлежит эпитету-метафоре и синкретическому эпитету.
Эпитет-метафора предполагает параллелизмвпечатлений, их сравнение и логический вывод уравнения. Черная тоска, например,указывает на а) противоположение тьмы и света – и веселого и грустногонастроения; б) на установление между ними параллели: света и веселья и т.д.; в)на обобщение эпитета световой категории в психологическое значение: черный какпризнак печали.
Развитие эпитета-метафорыобъясняются те случаи, когда:
а) действие совершаетсяпри известном объекте, в пределах одного представления, либо егосопровождающее, переносится на него как действие. Ему свойственное, при большемили меньшем развитии олицетворения (глухое окно, лес глухой);
б) эпитет,характеризующий предмет, прилагается к его частям (Зеленая тишина);
Л.А. Озеров пишет: «Еслиметафора показывает силу воображения поэта, богатство его ассоциативных рядов,то эпитет обнажает глубину его мысли». Словесно-художественный образ –незаменимое средство, с помощью которого поэт создает в нашем сознаниисложнейшие переживания, мысли, идеалы. Особенности поэтического произведенияможно осмыслить лишь на основе единого идейно-художественного представления онем. Ни один троп или словесный прием не выражает в непосредственной формесодержания, не имеет самостоятельного эстетического значения. Всехудожественно-изобразительные средства можно оценить только в их функциональнойзначимости.
1.2 Работа надизобразительными средствами в свете развития речи учащихся 5 класса
Развитие речи – это а)процесс обучения детей речи; б) область методики преподавания русского языка.Развитие речи учащихся — одна из главных задач учебного предмета «Русскийязык». В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали,а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речьюучащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередкооценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако толькона уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно вопределенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевогоопыта школьников. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которуюдолжны опираться учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно)решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Если, например,на уроках русского языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения инаучатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечатьна вопросы, которые начинаются словом «Почему...», на уроках истории,химии, математики и т.д.
Работа по развитию речиучащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формированиеобщей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущеговыпускника школы.
При определениисодержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя неучитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком.Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, еслимы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.
Работа по развитию речиучащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще вдореволюционной школе. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родногоязыка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский(1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями,для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестныхих памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами ивыражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д.Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовнойжизни народа»[1].
В.А. Добромысловвыделяет 2 направления в работе над развитием речи: 1) работа по развитию речи– это предупреждение и преодоление произносительных, лексических,морфологических ошибок; 2) обогащение словаря и грамматического строя речиучащихся. Вслед за Т.А. Ладыженской выделим три направления в работе надразвитием речи:
1)   Овладениенормами литературного языка.
Программане определяет содержания работы над языковыми нормами. С ними школьникизнакомятся при изучении основного курса русского языка; ученики должны усвоитьпрактическим путем некоторые произносительные, лексические, грамматическиенормы. При этом в программе обозначены лишь те нормативные правила, которые,как показывают специальные исследования,
— нарушаются носителямиродного языка;
— относятся к числубезусловно принятых;
— являютсякоммуникативно-значимыми, так как охватывают большую по объему группу языковыхсредств или частотные в речи слова, словоформы, конструкции.
Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильнойречи?
1. Четкая установкаучителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературногоязыка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознанииученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускникашколы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, еенормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.
2. Осмысление ученикамипонятия норма как принятого вязыке правила произношения, словоупотребления и т. д. и осмысление определеннойконкретной нормы. В тех случаях, когда это, возможно, необходимо объяснить сутьошибки, например: "Яблоков русском языке среднего рода, поэтому нужно говорить Спелое яблоко висело прямо надо мной, ане «спелый яблок висел...», или почему ошибочно построениепредложений с деепричастным оборотом типа: «Подъезжая к дому, у негослетела шляпа» и т.д. В других случаях учитель, опираясь на введенноепонятие нормы, замечает: «Так не говорят по-русски», «Этонарушает принятые нормы (правила) русского языка».
3. Учет необходимостимногократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ,словоупотребления и т. д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения,управления одного слова другим и т.д. Как показывают специальные исследования,при наличии у школьников сознательной установки на усвоение нормы таких повторенийможет быть от 5-7 до 50-70 и 100-150 раз (последнее — если речь идет опреодолении произносительной ошибки, которая давно вошла в речь ученика).Понятно, что само по себе количество повторений не решает вопроса — важно, вчем оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколькоученик будет сам заинтересован в достижении цели.
4. Целенаправленнаясистема упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначалеосмысленных умений, а в последующем — речевых навыков.
2) Обогащение словарногозапаса и грамматического строя речи учащихся.
Коммуникативный смыслэтой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, новоспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждогоконкретного случая языковые средства, особенно изобразительные.
Наукой накоплено немалоданных о том, как усваивается звуковая сторона речи, как пополняется словарныйзапас детей. Надо отметить, что речь школьников изучена меньше, чем речь детейдошкольного возраста. В школе речь выступает как средство передачи знаний.Сталкиваясь с речью в ее различных функциях, учащиеся знакомятся сфункциональными стилями и овладевают их элементами.
3. Обучение различнымвидам речевой деятельности:
Известно, что примерно70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает,пишет, т.е. занимается речевой деятельностью, связанной со смысловымвосприятием речи и ее созданием.
Слушание — разновидность речевойдеятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученнуюписьменную речь.
Слушание — этосмысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.
Безусловно, умениюслушать, как и говорить, учит ребенка прежде всего жизнь: еще до школы детивоспринимают (исполняют) речевые команды, отвечают на реплики собеседника,соглашаясь с ним или возражая ему, при этом чутко реагируют на интонацию высказывания.
В школе слушание — одиниз важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяетсяизвестное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя,высказывания товарищей и т.д.
Психологи утверждают, чтопри слушании происходят такие основные процессы: опознавание речевых единиц, ихсмысловая переработка и на этой основе — понимание речи.
Чтение — один из видовречевой деятельности — заключается в переводе буквенного кода в звуковой,который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характернойособенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста сцелью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание ивоспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читательопределенным образом реагирует на эту мысль. Следовательно, с помощью чтениячеловек реализует возможности так называемого опосредованного общения:восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя савтором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание.Восприятие текста и активная переработка информации — вот основные компонентычтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности- важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.
Обучение устной иписьменной речи в методике издавна называется развитием связной речи.
При определениисодержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какимикоммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу.
Ребенок с самого рожденияслышит звучащую речь, а затем овладевает устной формой речи, связанной сопределенной жизненной ситуацией и понятной только в этой ситуации. Это репликидиалогической разновидности речи, которые представляют собой побудительныепредложения, выражающие просьбу, требование, призыв. Уже в 2-3 года встречаютсяэлементы монологической речи. К 6-7 годам наряду с диалогической детипользуются в зависимости от задач и условий общения и монологической устнойречью.
Письменной речью, как ичтением, дети, как правило, овладевают в школе; при этом используется ихпрактическое владение устной речью, знание общеупотребительной лексики, основграмматики родного языка.
В школе обе формы(устная и письменная) и обе разновидности речи (диалог — монолог) получаютдальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и,наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формылитературного языка. Работа по развитию речи производится на всех урокахизучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развитиясвязной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевыеумения.
Работа по формированиюправильной и хорошей речи связана с изучением основных языковых единиц – такихкак звук, слово, словоформа…
Развитие речи на урокахрусского языка – это вся работа, проводимая словесником специально и попутнодля того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (в произношении, дарении, впостроении предложений), а также умениями выражать свои мысли в устной иписьменной форме., пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии сцелью, содержанием речи и условиями общения.
В методике преподаваниярусского языка принято выделять разделы Работы по развитию речи. Например –работа над лексикой и фразеологией в аспекте обогащения словарного запаса – А.В.Текучев, М.Т. Баранов, Н.В. Колокольцев, работа над словосочетанием ипредложением – А. Текучев и др.
При этом предметомработы по развитию речи на уроках русского языка становится функционированиеязыковой единицы, под которым необходимо понимать не просто значение, функцию,роль той или иной единицы языка в системе языка, а назначение, применение,использование языковых средств для передачи некоторого «интеллектуального»содержания, их употребление живом общении, организацию языковых единиц и ихвзаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойствязыковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, целивысказывания.
Т.А. Ладыженская и В.И.Капинос разработали методику работы над единицами языка в их соотношении васпекте коммуникативного плана их усвоения. Рассмотрим соотношение единицязыка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитиюречи (таблица 1) Предлагаемый подход выделения основных разделов работы по развитиюречи в соответствии с основными единицами языка отражает традиции отечественнойметодики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашемувремени объем работы по развитию речи.
В соответствии с этимподходом выделяется, по крайней мере, семь разделов работы по развитию речи (ихнаименование смотрите в таблице 1, в графе 3). «Культура речи», «Стилистика»,«Связная речь» — собственно речевые разделы; в первых двух предметом изученияявляется функционирование языковых средств, в третьем – такое сложное речевоеобразование, каким является текст.Разделы школьного курса русского языка Единицы языка, изучаемые в этих разделах Разделы работы по развитию речи (в которых рассматривается функционирование указанных единиц языка) Фонетика Звук Работа над звуковой стороной языка Словообразование Части слова Работа над значащими частями слова Лексика и фразеология Слово Работа над словом (изобразительными средствами) Морфология Словоформа Работа над морфологическими средствами речи Синтаксис
Словосочетание
Предложение
Сложное синтаксическое целое Работа над синтаксическими средствами речи (выразительные средства) Культура речи Все единицы языка Культура речи
Стилистика
Связная речь Текст
Стилистика
Связная речь
Эти разделы в отличие отдругих разделов работы по развитию речи предполагают введение определенныхсведений теоретического характера (например, понятие о стиле, норме, описании итак далее).
Что касается орфоэпии,которая сейчас не выделена в школьном курсе в особый раздел (знакомство снормами произношения производится рассредоточено, в связи с изучением другихраздело школьного курса русского языка), то, по мнению Т.А. Ладыженской,вопросы методики орфоэпии могут рассматриваться как в разделе «Культура речи»,так и в разделе «Работа над звуковой стороной речи». В данной книге вопросыорфоэпии и вопросы интонационной выразительности речи освещаются в разделе«Работа над звуковой стороной речи», что объясняется стремлением авторов болеекомпактно изложить весь материал, относящийся к звуковым средствам речи. Вопросо вычленении особого раздела – «Работа над фразеологическими средствами речи» — требует специального изучения. Действительно, одно дело, например, несвободныесочетания «в которых лексические компоненты выступают как строевые элементысловообразовательных моделей» (дать обязательство, обещание), другое –несвободные сочетания, обусловленные «связностью значений» (глубокая старость)и третье – пословицы, поговорки, крылатые выражения и так далее. И еслинесвободные сочетания двух типов могут быть предметом работы над словом или надсинтаксическими средствами речи, то задачи обогащения речи учащихся позволяютпоставить вопрос о правомерности вычленения третьего типа несвободных сочетанийкак особого объекта для работы по развитию речи и в соответствии с этим овычленении раздела «Работа над пословицами, поговорками, крылатыми выражениями»как особого раздела работы по развитию речи. Работа по развитию речи не должнастроиться отдельно по разным разделам. Необходимость взаимосвязи междуразличными сторонами работы по развитию речи не нуждается в особыхдоказательствах. Эта взаимосвязь обусловлена объективно существующими в языкевзаимосвязями между различными языковыми единицами, изучаемыми в школе (в томчисле и на уровне речи), особенностями обучения, поставленного в такие условия,когда важно искать экономные пути и средства передачи знаний учащимся, формированияу них умений и навыков. В чем же состоит взаимосвязь между различными сторонамиработы по развитию речи, каковы пути реализации этой взаимосвязи?
Первый путь – изучениеязыковых средств в их отношении к средствам другого, высшего уровня. Так,изучая звуки и значащие части слова, мы показываем, как они соотносятся сединицами более высокого уровня – с морфемой и словом, как «участвуют ввыражении смысла, входя в состав звуковых оболочек морфем и слов»[2].Таким образом, звуковые и словообразовательные средства рассматриваются не самипо себе, а во взаимодействии с теми языковыми средствами, которым они помогаютвыразить языковые и внеязыковые значения. Анализируя лексические,морфологические, синтаксические средства потенциально способные ксамостоятельному употреблению, мы тем не менее используем языковые средствадругого, более высокого уровня (как правило, для слова – словосочетание ипредложение, для словосочетания — предложение, для последнего – сложноесинтаксическое целое), чтобы показать особенности обозначения внеязыковойинформации, речевую семантику рассматриваемого языкового средства, правильностьи целесообразность ее использования. Второй путь – рассмотрение языковыхсредств в их отношении к связной речи, к тексту, высказыванию. Это необходимо втех случаях, когда информационное значение языкового средства, еговыразительность выявляются «только на содержательном фоне связного текста, вряде случае весьма значительного по объему»[3], с учетом задачи иусловий общения. Рассматриваемый путь реализации идеи взаимосвязи между различнымисторонами работы по развитию речи тем эффективнее, чем больше отдельные стороныэтой работы подчинены решению общей, четко определенной задачи. Практическимсредством осуществления принципа коммуникативной направленности в обучениирусскому языку в школе являются упражнения по развитию речи, которые проводятсяспециально и попутно в связи с изучением материала основной программы.
Таким образом, одним изразделов работы по развитию речи учащихся 5 классов является работа надизобразительными средствами языка — эпитетами, метафорами, олицетворениями идр. Обратимся в следующих разделах выпускной квалификационной работы кразработке упражнений по обогащению связной речи учащихся 5 классовизобразительными средствами.

Глава II. Пути и средства обогащения речиучащихся 5 класса изобразительными средствами
2.1     Системаупражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными средствами
Однимиз актуальных направлений современной методики русского языка являетсяформирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению,развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевоговысказывания, а также умело использовать его в собственной речи.
Намибыли проанализированы учебники русского языка для 5-6 классов под редакцией М.М.Разумовской.
Впятом классе автор предлагает ребятам знакомиться с такими тропами, как эпитет,метафора и олицетворение. Работа с эпитетом представлена в следующих разделах:«Синтаксис и пунктуация», «Словосочетание», «Имя прилагательное»; работа солицетворением – в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное»; работас метафорой – в разделе «Словосочетание».
В 6классе автор развивает у учащихся понятие об олицетворении, метафоре и эпитетеи знакомит со сравнением. Работа с олицетворением и эпитетом представлена вразделах «Правописание» и «Причастие и деепричастие»; работа метафорой – вразделе «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов»;работа со сравнением в разделах «Речь», «Причастие и деепричастие» и«Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов».
Былипроанализированы учебники и программы по литературе для 5-6 классов.Относительно тропов выявляем, что в 5 классе учащиеся знакомятся с эпитетом,сравнением, метафорой и олицетворением; в 6 классе изучают понятие гиперболы,постоянного эпитета и развивают понятие об олицетворении и метафоре.
Приходимк выводам: работа над образной стороной речи в 5-6 классах проводится, но не вполном объеме.
Какговорилось выше, одним из актуальных направлений современной методики русскогоязыка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к егоупотреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительныйаспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственнойречи. На уроках русского языка и литературы в 5 классе школьники получаютпонятие о тропах, они специально обучаются анализу и пониманию речевой формывысказывания и поиску выразительных средств при написании творческих работ.
Опираясьна опыт учителя высшей категории средней школы №73, Зориной Ольги Сергеевны, мыразработали ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствамиречи учащихся 5 классов.
Даннаясистема упражнений включает 2 группы:
I. традиционные упражнения:
1)  Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;
2)  Определить функцию или значение изобразительных средств;
3)  Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и каковаего синтаксическая роль в предложении;
4)  Определить художественную значимость и необходимость изобразительныхсредств в данном контексте;
5)  Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;
6)  Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;
7)  Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;
8)  Привести свои примеры обозначенных тропов.
II. нетрадиционные упражнения:
1)  Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаическийтекст с пропусками);
2)  Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифметропами;
3)  Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используяизобразительные средства;
4)  Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительныхсредств.
Представленнаяклассификация упражнений способствует эффективному развитию образной речишкольников.
Возможныдругие виды традиционных и нетрадиционных упражнений.
Приведемфрагмент урока русского языка связанный с выявлением изобразительных средствязыка в поэтическом тексте.
Этап урока: Анализтекста.
В изображении природыЕсенин часто прибегает к приему олицетворения. Давайте вспомним, что такоеолицетворение (Прием изображения неживых существ живыми).
В стихах Есенина черемуха«спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнилисьдевушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и так далее. Заря, дороги, реки,небо, кусты – все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком.
Природа у Есенина играети переливается всеми цветами радуги:
Синий туман. Снеговоераздолье.
Тонкий лимонный лунныйсвет…
или
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихойводе…
Отсюданеожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэтговорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».
-     А что такоеэпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, котороехарактеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать егохарактеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.
-     Напомнитеопределение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречаетсятакая метафора: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву».
ДляЕсенина природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.
Работа с текстами:
-     Давайте обратимсяк стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).
-     Какова тема этогостихотворения? (красота русской природы).
-     Перед нами образберезы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко кстихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть,кто-то из вас представляет другую картину? (Вид из окна и так далее).
Давайтеназовем все изобразительные средства, которые мы здесь увидели. (Можно выписатьв тетради).
·    Белая (береза) –цветовой эпитет;
·    (береза)принакрылась – олицетворение;
·    принакрыласьснегом, точно серебром – сравнение;
·    на пушистых(ветках) – эпитет;
·    снежною (каймой)– эпитет;
·    в сонной (тишине)– эпитет;
·    в золотом (огне)– цветовой эпитет;
·    И горят снежинкив золотом огне – метафора;
·    А заря, обходя,осыпает – олицетворение;
·    (Обсыпает веткиновым) серебром – метафора.
Такимобразом, мы видим, что стихотворение «Береза» состоит из сплошных тропов.
Обратимся к еще одномустихотворению С. Есенина – «Топи да болота». Прочитайте его и назовитеизобразительные средства.
·    синий (платнебес) – цветовой эпитет;
·    хвойной позолотойвзвенивает лес – метафора;
·    меж лесных кудрей– метафора;
·    темным (елям) –эпитет;
·    елям снится –олицетворение;
·    суховатой (липой)– эпитет;
·    слухают ракиты –олицетворение;
·    посвист ветряной– эпитет;
Каковаже тема этого стихотворения? (Описание природы родного края).
-     С какой цельюпоэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также дляэмоционального воздействия на читателя).
Вследующем разделе выпускной квалификационной работы обратимся к этапам работынад эпитетом в 5 классе, как одним из наиболее интересных изобразительныхсредств в речи.
2.2     Этапыработы по обогащению речи учащихся 5 класса эпитетами
Система работы надэпитетом в пятых классах является важным звеном в работе по развитию образнойречи и заключается в объяснении, закреплении и активизации в речи учащихсяэпитетов, с которыми они встречаются в процессе обучения. Работа над эпитетомвоспитывает внимание к слову, понимание оттенков его значения. Поэтому задачинашего экспериментального обучения в период педагогической практике следующие:
1. Научить учащихсявыделять эпитеты среди других образных выражений в художественных текстах и вчужой речи, понимая их художественную необходимость.
2. Развить такие качестваучащихся 5 классов, как ассоциативность мышления, художественную зоркость,эмоциональность.
3. Обогатить речь детей(устную и письменную) яркими разнообразными эпитетами.
Основное отличие этойсхемы, разработанной учителем. От действующей в том, что в начале изученияизобразительных средств языка дается понятие образное выражение как «яркаякартина жизни», которую можно увидеть, пережить. Понятие об эпитете формируетсяу учащихся в результате анализа языкового материала. При этом важно помнитьпредостережение Л.С. Выготского: если знакомить пятиклассников с образнымисредствами языка путем прямого обучения понятиям, то этим «не достигаетсяничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма…». В целях формированияосознанного владения эпитетами, способствующими развитию образной речиучащихся, а также во избежание формализма в знаниях вводится понятие образноевыражение.
Важной составляющейметодики обучения учащихся 5 классов пользованию эпитетов являетсяразработанная нами система упражнений в образной речи, в которой выделяется тригруппы в соответствии с типами мыслительной деятельности и девять подгрупп всоответствии с основными макроумениями в области образной речи: 1)аналитическиеупражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения втексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты средиобразных средств языка; 2) аналитико-синтетические упражнения направленные наформирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова егосинтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формированиеумения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данномтексте; 3)синтетические упражнения — направленные на формирование умениясоставлять словосочетания с эпитетами.
Исследование образнойречи учащихся 5 классов позволяют сделать вывод, что в большинстве случаевученики редко используют эпитеты в своей речи, а если и используют, то безэлементарного знания теории. Поэтому в ходе исследования мы пришли к мысли онеобходимости введения теоретических основ изучения эпитета, так как лишенныетеоретического обоснования занятия по русскому языку не могут на необходимомуровне обеспечить языковую подготовку учащихся к использованию эпитетов в ихречи.
Исходя изобщедидактических принципов научности, сознательности и активности в усвоениизнаний, систематичности, а также опираясь на методический принцип оценкивыразительности речи, мы определили необходимый минимум теоретических сведенийиз области развития образной речи учащихся, достаточный для изучения эпитета.
В целях эффективногоформирования специальных коммуникативно-речевых умений в области развитияобразной речи посредством эпитета в данном исследовании разработаны критерииотбора практического языкового материала, используемого в процессе обученияпятиклассников использованию эпитетов: 1) коммуникативный; 2) частотный; 3)познавательный; 4) образовательно-воспитательный 5)адапционно-возрастной; 6)критерий преемственности и последовательности.
В методической системевыделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.
Этапы работы надэпитетом. Этап Цель Методы Упражнения Пример 1. Пропедевтический Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи. Сообщение, беседа, наблюдение. Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка.
Задание. Прочитайте.
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину)
— Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении?
-Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки).
-Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок). 2. Репродуктивный Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте. Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала. Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте
Задание. Прочитайте.
Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)
— Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро).
-Почему утро серебряное?
-что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести) 3. Продуктивный Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов. Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение. синтетические упражнения — направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.
Задание. Прочитайте и озаглавьте текст.
Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).
-Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение.
Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты.
Построенная такимобразом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речиучеников пятого класса посредством эпитета способствует формированиюкоммуникативно-речевых умений.

Заключение
Израссмотренного и представленного нами материала можно сделать следующие выводы:
1.изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с ихособенностями, функциями и целями использования;
2.на уроках русского языка в 5-6 классах мало внимания уделяется образной сторонеречи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речиизобразительные средства языка;
3. существует рядупражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которыенеобходимо использовать на уроках русского языка.
4.при изучении тропов необходимо проводить параллели с литературой, так как науроках литературы их изучение более обширно.
Науроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образнойстороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будетспособствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственнойречи.
Литература
1. Валгина Н.С.,Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С.Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002.-528 с.
2.Веселовский А.Н. историческая поэтика.-М.,1989.
3    Виноградов В.В. Русский язык.-М.,1986.
4    Виноградов В.В. Стилистика. Теорияпоэтической речи. Поэтика.-М.,1963.
5    Винарская. Е.Н. выразительныесредства текста.-М.,1989.
6    Винокур Г.О. О языке художественнойлитературы.-М.,1991.
7    Винокур. О. Избранные работы порусскому языку.-М.,1959.
8    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секретыхорошей речи.-М.,1993.
9    Дэвидсон Д. Что означают метафоры..-М.,1990.
10   Зарецкая Е.Н. Риторика: теория ипрактика речевой коммуникации.-М.,2002.
11   Квятковский А.П. Поэтический словарь.-М.,1966.
12   Квятковский А.П. Школьныйпоэтический словарь.-М.,1998.
13   Ковалев В.П. Языковые выразительныесредства русской художественной прозы.-М.,1984.
14  Константинова С.К. Изучениеолицетворений.//Русский язык в школе.1994.№3.
15   Краткая литературнаяэнциклопедия.-М.,1978.
16   Методика преподавания литературы.//под ред. О.Ю. Богдановой .-М.,1999.
17   Новикова Л.И. Дидактическиематериалы о стилистике и культуре речи// Русский язык в школе.2001.№3.
18   Одинцов В.В. О языке художественнойпрозы.-М.,1973.
19   Перепелкина Н.А. Работа с эпитетомкак путь к постижению образности художественного текста// Русский язык в школе.2001.№3.
20  Полянских И.Н. Учимся видетьметафору.// Русский язык в школе.2000.№5.
21   Потебня А.А. Теоретическаяпоэтика.-М.,1990.
22   Программа для образовательныхучебных заведений на 1992/93 учебный год. Русский язык.//под.ред. В.Л.Склярова. М.,1992.
23   Программно-методические материалы.Лит-ра.-5-6 кл/сост. Т.А. Калканова.-М.,1990.
24   Русский язык. Энциклопедия/ Филин Ф.П..-М.,1979.
25  Серебрянников Б.А. Общееязыкознание.-М.,1970.
26  Скляревская Г.Н. Слово в меняющемсямире. Русский язык начала 21 столетия. Состояние, проблемыперспективы/Исследования по славянским языкам. -№6. –2001.
27  Сосновская И.В. Программа по литературедля 5-х классов «Школа гармонии души и мысли».
28   Тимофеев Л.И. Основы теориилитературы.-М.,1976.
29  Тодоров Л.В. Восхищение поэтическимтропом.//Русская словесность. 2005 №1.
30  Томашевский Б.В. Теория литературы.Поэтика.-М.,1996.
31  Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая»(О метафоре)// Русская словесность. 2000 №6.
32  Чернец Л.В. Ирония как стилистическийприем// Русская словесность. 2001 №5.
33   Ясинская С.Г. Секрет художественногослова. Тропы//Русская словесность. 2001 №5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :