Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры

Цели и задачи физкультурного образования детей и подростков в настоящее время представляют собой основные общественные ценности. Иерархия общественных ценностей не является постоянной и изменяется на протяжении веков. В конце этого тысячелетия отчетливо наблюдается возникновение новой системы общественных ценностей в нашей действительности. Во всем мире повышается интерес к социальному феномену, называемому в Польше и Восточной Европе физической культурой, а в большинстве стран Западной Европы - культурой движения. К основным терминам, которые используются при описании данного социального феномена, относятся: "постмодернизм", "индивидуализм", "медиятизация", "создание нового тела", "спортификация общества", "современное суперзанятое общество" и др. Иными словами, с ростом цивилизации социальное и личностное значение физической культуры будет увеличиваться как естественное средство профилактики негативного влияния индустриального и постиндустри ального общества на физическое и духовное состояние человека. Культурные изменения, происходящие в мире, оказывают значительное влияние на эволюцию физического воспитания. По данным B.J.Grum (1993), физическое воспитание, будучи процессом обучения, должно одновременно готовить молодое поколение к самостоятельной, на всю жизнь, культуре движения.
Учитывая социальную значимость физической культуры, Сейм Польши [16] принял в 1996 г.закон о введении в школьные программы пяти еженедельных уроков физической культуры (единственный прецедент в Европе). Физическое воспитание должно иметь ценности "здесь и сейчас", изменяющиеся на каждом этапе образования. К сожалению, исследования, проведенные в большинстве европейских стран, показали, что увеличивается количество подростков, которые считают, что заниматься физическим воспитанием - скучно, а преподаватели не знают либо игнорируют потребности и ожидания молодых людей. Важным фактором, ослабляющим мотивацию учащихся к занятиям физическим воспитанием, является все увеличивающаяся пропасть между тем, что предлагают внеучебные учреждения (главным образом средства массовой информации и производители спортивного инвентаря и оборудования) в сфере массово-спортивной и рекреационной активности, и организационно-педагогическими методами и средствами, предлагаемыми учебными заведениями. Большое значение в формировании мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни имеют средства массовой информации [17] и коммуникабельные способности специалистов [5]. Возникает вопрос: "В каком направлении должны произойти изменения в теории и практике физического воспитания подрастающего поколения?", принимая во внимание тот факт, что результаты физического воспитания должны проявиться в таких сферах, как здоровье, двигательные и физические способности , физическое состояние безопасности и культура, навыки и потребность в здоровом образе жизни [11]. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическое воспитание должно развивать бихевиористическую компетенцию, которая предполагает мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных проблем. По мнению B.J. Grum [12], ученик должен овладеть следующими необходимыми знаниями и умениями: - уметь реализовывать свои способности; - уметь правильно оценивать и организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями для поддержания здоровья; - критически оценивать свои действия в соревновательной деятельности; - критически относиться к массовой информации. Программа физического воспитания в Англии направлена на решение следующих задач: - учить детей и молодежь владеть своим телом и иметь знания о теле и его двигательных способностях; - стимулировать физическое развитие и учить молодых людей оценивать пользу физической активности в учебном учреждении и вне его, в том числе и после окончания учебного заведения; - развивать необходимые умения и навыки в области физического воспитания и формировать потребность участия в полезных формах физической активности; - развивать чувство эстетики движения; - учить объективно оценивать свое физическое состояние; - учить управлять собой, помогать себе в ситуациях победы или поражения как в индивидуальных, так и в коллективных соревнованиях; - развивать умение разрешать различные жизненные проблемы; - укреплять связь школы с окружающей средой. Данные концепции соответствуют целевым установкам российского физического воспитания, которое предполагает не только физическое совершенствование индивида, но и активное целенаправленное воздействие на его интеллектуальную и духовную сферы [1, 7, 8, 4 и др.], речь идет уже не о "физическом воспитании", а о "физическом образовании". Такой подход позволяет полнее осмыслить задачи физического образования (воспитания) ("воспитание" - термин, используемый в странах Запада). Главную роль в функционировании образовательных систем исполняет преподаватель. Его профессиональная компетенция, его мотивация и представление об эффективности физического образования предопределяют эффективность образовательного процесса. Как в европейских странах готовят педагогические кадры в области физической культуры? Учитывают ли программы обучения изменяющееся общественное отношение к данному социальному институту? Существует ли определенная, четко выраженная концепция подготовки специалистов? Можно ли говорить о сравнении профессионального образования в европейском масштабе? В странах Восточной Европы в связи с произошедшими социальными преобразованиями актуализировалась проблема модернизации подготовки специалистов высшей квалификации в гуманитарной области. Данное положение касается и профессионализма в сфере физической культуры. За это время в России проведен ряд аналитических [2, 6 и др.] и экспериментальных исследований, направленных на совершенствование организационных и методических компонентов процесса профессионального физкультурного образования [3, 5, 9, 10 и др.]. W. Dufor [15] провел сравнительные исследования более чем в 60 вузах 22 европейских стран, готовящих педагогические кадры в области физической культуры. Сопоставление полученных данных с результатами исследования, проведенного по поручению Международной федерации физического воспитания и ЮНЕСКО в 1976 г., позволило выявить европейские проблемы, ориентиры и тенденцию в подготовке специалистов, которые выглядят следующим образом: - в большинстве европейских стран имеются сложности с трудоустройством преподавателей физического воспитания по окончании обучения. Данное положение должно вызвать пересмотр существующих программ с целью повышения шансов на трудоустройство выпускников; - необходима гарантия обеспечения студентам возможности получения нескольких специальностей, основанных на широкой программной базе. Реализация этого принципа - дело сложное, но обязательное. Большое количество специальностей, увеличение субдисциплин могут, однако, поставить под сомнение общую концепцию образования;
- традиционные программные блоки включают естественные, биологические, гуманитарные науки, педагогику физического воспитания, разные формы спортивной и рекреационной активности, а также специализацию. Соотношения между этими блоками весьма различны; - по сравнению с результатами исследований 1976 г. уменьшается количество учебных заведений, готовящих только специалистов по физическому воспитанию. Очевидной становится тенденция интеграции самостоятельных учебных учреждений с университетами в качестве факультетов;
- большинство программ ориентировано на четырехлетний срок образования или 3500 учебных часов; - соотношение теории и практики в 1970г. было следующим: 38% - теория, 62 - практика; в 1993г., соответственно - 57 и 43%. В теоретических науках в равных долях представлены блок естественных и биологических дисциплин, гуманитарные науки и педагогика физического воспитания; - большинство стран предлагают обучение по двум специальностям, сокращая программу по курсу физического воспитания до 1500 ч. Оставшиеся около 1500 ч отводятся для овладения другой специальностью; - ряд вузов предлагают образование по одной узкой специальности, например экономике спорта, тренера по одному из видов спорта; - почти все европейские страны предлагают факультеты или специальности на выбор, например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер, фитнес и др. Новая европейская действительность, в том числе возможности свободного перемещения специалистов в рамках государств Европейского Союза, требуют новых подходов к регулированию рынка труда. Следовательно, необходимой становится разработка профессионального сертифика та, признаваемого всеми членами Европейского Союза. С 1995 г. в рамках программы "Сократ" под руководством Willa Laporte проводились работы по созданию европейской модели программы подготовки педагогических кадров, а также (совместно с Европейским обществом физического воспитания) программы профессионального европейского сертификата. На основании проделанного анализа предложена унифицированная "Европейская модель" учебных планов для профессионального образования в сфере физической культуры, где отражены количество учебных часов (среднее) по отдельным блокам и дисциплинам, а также частота наличия отдельных дисциплин в учебных планах 60 вузов Европы (см. таблицу). В рамках данной модели планируется введение единой системы балльной оценки (EСTS). Баллы EСTS - это оценка количества труда студента (самостоятельной и аудиторной работы) с учетом значимости отдельной учебной дисциплины. Условия перевода студента с курса на курс предусматривают получение им определенного количества баллов и выполнение программных условий. Как оптимальный вариант предлагается сумма в 60 баллов, которую должен набрать студент в течение учебного года. Система EСTS упрощает процедуру переводов студентов из одного учебного заведения в другое в рамках государств, входящих в Европейский Союз. При наличии необходимой суммы баллов студент при переводе в другое учебное заведение освобождается от необходимости ликвидации имеющейся разницы в учебных программах вузов. № п/п Блоки/ Учебные дисциплины Частота повторяемости, % Количество часов I. Естественнонаучный, биологический 1 физиология 100 121 2 Анатомия 92 85 3 Здоровье 88 52 4 Биомеханика 73 58 5 Статистика 58 46 6 Биохимия 54 55 7 Биометрия 42 58 8 Биология-гистология 38 76 9 физика 38 85 10 Химия 27 90 II. Гуманитарный 1 Психология 92 87 2 Педагогика 65 107 3 Социология 65 49 4 Организация 46 41 5 Теория движения 46 59 6 Антропо моторика 46 59 7 философия 42 50 8 Иностранные языки 27 130 9 Право 23 41 III. Педагогический 1 Дидактика 85 123 2 Методика физического воспитания 73 124 3 История физического воспитания 58 61 4 Теория физического воспитания 58 61 5 Теория спортивной тренировки 58 94 6 Подготовка дипломных работ 46 104 IV. Спортивных дисциплин 1 Игры 96 221 2 Плавание 92 130 3 Легкая атлетика 88 156 4 Гимнастика 85 190 5 Дидактика физического воспитания 73 278 6 Ритмика 73 120 7 Танцы 62 120 8 Предметы по выбору 58 202 9 Рекреация 50 61 10 Лыжный спорт 27 110 11 Занятия на природе 23 64 Из таблицы виден большой разброс в учебных планах различных учебных заведений. В учебных планах разных стран и вузов прослеживается единство лишь по основным блокам учебных дисциплин, но с большой дифференциацией внутри самих блоков. Учебные дисциплины можно сформулировать в следующие основные блоки:
Формы физической и спортивной активности. Науки о воспитании и преподавании. Науки биологические и естественные. Науки общественные и гуманитарные. Научная работа. Курсы на выбор. Пятилетний срок работы над этой проблемой убеждает в сложности ее разрешения. Не случайно лишь 11 вузов Европы выразили готовность вести подготовку специалистов по унифицированной программе. Но процессы интеграции как в социальной, так и в образовательной сфере будут продолжаться. Это - веление времени, требующее реформирования систем подготовки специалистов с целью придания им приемлемой конгруэнтности.
Список литературы 1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 23-27. 2. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. - М.:ФОН,1995. - 186 с. 3. Каргополов Е.П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: Автореф. докт. дис. М.,1992. - 49 с. 4. Костюченко В.Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры. - CПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 102 с. 5. Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Автореф. докт. дис. СПб., 1997. - 40 с. 6. Куликова Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений. //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 9, c. 52-56. 7. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с.11-19. 8. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: 1996. № 9, с. 5-11 9.Шашкин Г.А. Организационно-методические аспекты подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: Автореф. докт. дис. - СПб., 1998 - 48 с. 10. Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. докт. дис. - М., 1995. - 33 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.