Реферат по предмету "Банковское дело"


Модель актуарного развития пенсионной системы России

Содержание
 
Введение
1 Общие принципымоделирования
2 Модель актуарногооценивания системы обязательного пенсионного страхования России
2.1 Задачи и структура актуарноймодели ПФР
2.2 Методы актуарногомоделирования демографических показателей развития пенсионной системы
2.3 Прогнозированиемакроэкономической ситуации
2.4 Методика оценкидоходов бюджета ПФР
2.5 Методика оценкирасходной части бюджета ПФР
3 Проблемы и перспективыактуарной оценки ПФР
Список литературы

Введение
Пенсионноестрахование, обычно предлагаемое страховыми компаниями, состоит из страхованияна дожитие и договоров отложенных аннуитетов со сроком начала выплат,привязанным к некоторому возрасту выхода на пенсию. Оно может рассматриватьсякак частный вид страхования жизни, хотя с иными правилами налогообложения иограничениями на отказ от страхования.
Во многихстранах, в том числе в России, пенсионное обеспечение осуществляется с помощьюсущественно другого механизма, а именно пенсионных схем, учреждаемых в видепенсионных фондов. Одни из них создаются для определенной конкретной группылиц, обычно для работников одного работодателя или группы работодателей. Другиефонды создаются для людей определенного вида деятельности или профессии,например, фонды, создаваемые профсоюзами в США. В Финляндии же, например,национальная пенсионная схема функционирует децентрализованно, через частныеагентства.
Институциональныеформы пенсионных схем могут быть различны. Ответственной организацией можетбыть юридически независимый фонд, хотя бы и учрежденный работодателем илигруппой работодателей, или же работодатель может выплачивать пенсиинепосредственно из собственных ресурсов компании. Некоторые части организации,- управление инвестициями или выплата пособий, — могут быть перепорученыстраховой компании. Для целей актуарного оценивания, описанных ниже,институциональная структура не имеет значения. Поэтому будет говориться простоо пенсионной схеме, которая несет ответственность за обеспечение определенныхпособий группе членов и получает взносы. Реальная природа этих взносов также неиграет роли; они могут вноситься государством в государственных схемах,работодателем (спонсором) в корпоративных схемах, самими членами и т.д. Однакобудет предположено, что схема имеет персонифицированный учет историй взносовсвоих членов, и в этой связи можно говорить о взносах членов схемы.

1 Общие принципы моделирования
Для обеспечения адекватной текущей оценки и долгосрочногопрогнозирования финансового состояния системы пенсионного страхования актуарнаямодель должна удовлетворять следующим основным требованиям.
1. Соответствие главным принципам пенсионного страхования, таким,как:
-солидарность материальных обязательств в пенсионной системе;
-возвратность пенсионных платежей;
-индивидуальный учет (персонификация) уплаченных взносов;
-целевое использование страховых взносов на выплату пенсий и пособий;
-эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;
-зависимость размера пенсии от трудового (страхового) вкладазастрахованных лиц;
-поддержание уровня жизни пенсионеров (адекватность величины пенсиисовременным условиям
-сохранение ее покупательной способности в течение всего периодаполучения).
2. Соответствие основным нормам пенсионного законодательства государства,для которого она разработана.
3. Возможность быстрой адаптации основных блоков и параметровмодели к изменениям в законодательстве.
4. Учет изменений макроэкономической ситуации.
Структура модели, как правило, не является жестко определенной иможет включать в себя произвольное количество блоков. Однако общий вид актуарноймодели может быть представлен следующей схемой:

/>
В зависимости от задач, стоящих перед актуарной моделью:задаваемой точности прогноза, получения качественных и (или) количественных результатовмоделирования, необходимости (или нет) проведения краткосрочного оцениванияпенсионной системы, устойчивости законодательных норм и связанной с ниминеобходимости изменения входных, внутренних и выходных параметров модели, –могутбыть установлены дополнительные требования, как к структуре модели, так и котдельным ее параметрам, например:
— по разработке демографического и макроэкономического прогнозов внутриили вне рамок модели;
-по степени дифференциации категорий плательщиков взносов (или застрахованныхлиц, за которых уплачиваются страховые взносы);
— по требованиям к ставкам взносов и базе их начисления и т.п.
В разработке актуарных пенсионных моделей учитываются несколько факторов,оказывающих наибольшее воздействие на состояние пенсионной системы:макроэкономические, демографические, социально-экономические и собственнопенсионные (рис.1).
/>
Рис. 1. Факторы стабильности пенсионной системы
К важнейшим демографическим факторам относятся показатели рождаемости,смертности и миграции населения страны, соотношение численности населениятрудоспособного возраста к численности населения старше трудоспособноговозраста.
Среди экономических факторов наибольшее воздействие на функционированиепенсионной системы оказывают темпы роста валового внутреннего продукта, фондаоплаты труда работающих по найму, доходов иных категорий населения, среднейзаработной платы, темпы инфляции, фактическая доходность инвестиций, уровеньбезработицы и ряд других показателей.
К собственно пенсионным (иначе их можно определить как правовые) факторамотносятся особенности национального законодательства в области социальногострахования и пенсионного обеспечения, включая степень охвата населенияпенсионной системой, источники финансирования пенсионных выплат, ставкиотчислений в пенсионную систему, пенсионную формулу, виды и условия назначенияпенсий, а также размеры предоставляемых пенсионных льгот.
Актуарные модели для различных типов пенсионных систем существенноотличаются по принципу расчета баланса. В настоящее время существуют традиционные,апробированные многолетней практикой и хорошо зарекомендовавшие себя в условияхстран с различными социально-экономическими системами методы проведенияактуарного оценивания пенсионных систем, построенных на основе какраспределительных, так и накопительных принципов (которые, как правило,функционируют в рамках негосударственных пенсионных фондов).
Наиболее широкое применение актуарные методы получили для оценки ирегулирования перспективной деятельности пенсионных систем, основанных нанакопительных или частично накопительных принципах, что объективно обусловленосуществованием ограниченного числа разновидностей накопи-тельных пенсионныхсхем, которые существенно упрощают разработку методов их формализации.
Значительно сложнее обстоит дело с разработкой комплекса методовдля управления и оценки пенсионных систем, основанных на солидарно-распределительныхпринципах, используемых по традиции в общегосударственном масштабе.
Основная проблема определения более или менее типовой схемы актуарногооценивания распределительных пенсионных систем вызвана отсутствием единообразия(точнее, исключительным многообразием) используемых схем обязательногопенсионного страхования не только в национальном масштабе, но и в рамках однойсолидарной пенсионной программы. Каждая национальная пенсионная система (и в первуюочередь, сама пенсионная формула) опирается на исторически сложившиесянакопленные государственные пенсионные обязательства, формируемые исходя изколичества и видов предоставляемых такими системами многочисленных пенсионныхльгот. Это влечет за собой формирование специфических механизмов и масштабовперераспределения финансовых ресурсов внутри системы, что отражается наколичественных и качественных характеристиках размеров назначаемых пенсий иобъемах расходов на их выплату.
Указанные особенности непосредственно определяют структуру экономико-математическихмоделей, разработанных для актуарного оценивания распределительных пенсионныхсистем, которая основана на достаточно сложных взаимосвязях накопленныхпенсионных прав застрахованных лиц и долгосрочных пенсионных обязательствгосударства, а также сопоставлениях объемов страховых поступлений и текущихпенсионных выплат.
В практике деятельности различных национальных пенсионных систем применяютсядостаточно сложные актуарные модели. Однако все они полностью ориентированы насобственные специфические особенности пенсионного обеспечения и не могутиспользоваться в российских условиях.
Наиболее известные зарубежные актуарные модели (модель PROST Всемирногобанка и модель Международной Организации Труда) являются в определенной степениуниверсальными и позволяют осуществлять актуарное оценивание как чистораспределительных, так и смешанных, и полностью накопительных систем вне зависимостиот особенностей пенсионного законодательства конкретного государства.
Однако при стремлении к универсальности модель лишается главногонеобходимого для ее практического применения достоинства: достоверности оценок.Разработчики модели PROST в комментариях относительно условий ее примененияотмечают, что модель производит качественную оценку тенденций и перспективразвития ситуации в пенсионной системе, но не позволяет получить достоверныеколичественные характеристики (особенно в первые годы прогноза).
Несмотря на это, вышеупомянутые модели используются рядом российскихи зарубежных экспертов (в том числе в Казахстане, Грузии, странах Центральной иВосточной Европы). Но как свидетельствует опыт специалистов ПФР, такжеприменявших их в практической деятельности на начальном этапе развитияактуарного оценивания в системе ПФР, погрешность расчетов на первое десятилетиепрогноза неприемлемо велика. Она обусловлена следующими особенностямироссийской пенсионной системы.
Как правило, расчеты доходов пенсионной системы в подобных моделяхосуществляются исходя из среднего размера заработной платы. Дифференциациязастрахованных лиц по уровню получаемой зарплаты обычно не производится, всвязи с чем возникают сложности в оценке изменения нагрузки на фонд оплатытруда в долгосрочной перспективе, при различных способах индексации шкалырегрессии. Кроме того, вышеназванные методы модели используют ограниченное количествокатегорий плательщиков (или, применительно к российскому законодательству,застрахованных лиц, за которых производится уплата взносов) и тем более неосуществляют разбивку внутри одной категории застрахованных лиц (например,наемные работники в российском пенсионном законодательстве подразделяются нанаемных работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, иостальных наемных работников). Это не позволяет оценить объемы поступленийкаждой категории застрахованных и их будущие пенсионные права.
Некорректный подход к исчислению доходов пенсионной системы при расчетепоступлений от различных категорий застрахованных лиц на порядок увеличиваетпогрешность расчетов.
Следующим недостатком использования типовых актуарных моделей для оцениванияроссийской пенсионной системы является методика формирования расходного блока.
Размер пенсии в типовых зарубежных моделях рассчитываетсядостаточно укрупненно: определяется средний размер пенсии и далее он, какправило, индексируется по заданному темпу роста (инфляции, средней заработнойплаты или комбинированному). Для актуарного оценивания финансового состояния пенсионнойсистемы России и в дореформенный период такой подход был неприемлем, посколькутрудовая пенсия включала в себя массу дополнительных выплат, не зависевших оттрудового вклада застрахованного лица (различные надбавки, повышения, компенсационныевыплаты и пр.), индексация которых осуществлялась темпами, отличными от темповроста основного размера пенсии.
С введением условно-накопительной схемы и разделением пенсии на базовую,страховую и накопительную части расчет еще более усложнился и требует, кромеобособленного исчисления каждой составляющей пенсии, определения пенсионныхправ застрахованных лиц, заработанных в течение всего периода трудовойдеятельности. Таким образом, возникает потребность в перекрестных расчетах(когда отслеживаются взносы каждой группы застрахованных лиц в течение всегострахового стажа и исходя из них определяется размер расчетного пенсионногокапитала и пенсионных накоплений).
В новых условиях потребовалось осуществить разбиение совокупности пенсионеровна две группы: вышедшие на пенсию до старта реформы и вышедшие на пенсию послестарта реформы, и постоянно отслеживать численность доживающих до следующегогода представителей каждой группы. Подобное усложнение расчетов вызвано разнымиспособами оценки прав застрахованных лиц, вышедших на пенсию в различныемоменты времени. У пенсионеров, пенсия которым назначена до начала реформы,отсутствует накопительная часть, а также расчетный пенсионный капитал,заработанный в новой системе.
Как следствие, в российской практике актуарных расчетов возниклатакже потребность в расчете численности так называемых «доживающих пенсионеров»внутри группы лиц, вышедших на пенсию после начала реформы.
Это обусловлено как особенностями формулы исчисления расчетногопенсионного капитала в распределительной части пенсионной системы в переходный период,так и необходимостью оценки объема расходов на выплату накопительной частитрудовой пенсии (законом установлены собственные тарифы отчислений дляразличных возрастных групп).
Наконец, ни одна из известных моделей не предусматривает постепенногоперевода части лиц, имеющих право выхода на пенсию до достижения общеустановленногопенсионного возраста, в профессиональные пенсионные системы, финансируемые наоснове накопительных принципов за счет взносов по дополнительному тарифу.
Вышеназванные причины потребовали от ПФР разработки собственной актуарноймодели.

2 Модель актуарного оценивания системы обязательного пенсионногострахования России
 
2.1 Задачи и структура актуарной модели ПФР
Особенности отечественной пенсионной системы и новые задачи пенсионнойреформы в России, определенные в принятых законодательных и нормативно-правовыхактах, внесли существенную специфику в традиционные методы проведения актуарныхрасчетов и в саму структуру актуарной модели.
В первую очередь это относится к формированию финансового блока актуарноймодели. Модель оценки финансового состояния пенсионной системы Россииориентирована:
-на характеристику объемов поступлений в каждый из компонентов пенсионнойсистемы по каждой категории плательщиков в соответствии с установленнымитарифами взносов (ставками единого социального налога) и дифференциацией шкалыоблагаемого дохода;
-на оценку обязательств пенсионной системы в разрезе каждойкатегории застрахованных лиц в каждый год прогнозного периода;
-на исчисление размера пенсии в страховом и накопительном блокахпенсионной модели исходя из размера пенсионного капитала застрахованных лиц,адекватного объему уплаченных взносов;
-на выработку мер по обеспечению стабильного функционирования пенсионнойсистемы;
-на выработку рекомендаций по корректировке доходной части бюджетав случае возникновения дефицита;
-на выработку рекомендаций по использованию бюджетного профицита врамках действующего законодательства, включая возможность формированиястрахового резерва финансовых средств и (или) дополнительной индексации пенсий,и (или) снижения ставок отчислений в пенсионную систему.
Модель оценки финансового состояния системы обязательного пенсионногострахования в РФ реализована в виде программы, созданной средствами VisualBasic for Application, имеющей блочную структуру, и представляет собой набортаблиц формата Excel 97.
Программа включает три модуля (рис. 2):
1) модуль подготовки исходных данных (разработка демографическогои макроэкономического прогнозов);
2) расчетный модуль, состоящий из:
2.1) блока доходов,
2.2) блока расходов распределительной части пенсионной системы,
2.3) блока расходов накопительной части,
3) модуль выходной информации (результирующий модуль), включающий:
3.1) блок формирования (сведения) баланса системы обязательногопенсионного страхования (результирующий блок),
3.2) блок графической интерпретации выходных параметров,
3.3) блок-систему архивации и хранения данных.
/>
Рис. 2. Структура актуарной модели системы обязательного пенсионногострахования
2.2 Методы актуарного моделирования демографических показателей развитияпенсионной системы
Входными данными для актуарной модели системы обязательного пенсионногострахования Российской Федерации являются долгосрочные демографический имакроэкономический прогнозы, которые, ввиду возможности их представления вразличных формах, нуждаются в предварительной подготовке для дальнейшегоиспользования в расчетах.
Долгосрочный демографический прогноз разрабатывается с использованиемспециальной демографической модели и включает в себя прогнозы трех видов,каждый из которых содержит соответствующие категории населения в
разрезе одногодичных возрастных групп отдельно по мужчинам иженщинам:
-прогноз численности населения;
-прогноз рынка труда;
-прогноз численности пенсионеров.
Исходными данными для расчета являются данные, представленные ГоскомстатомРоссийской Федерации и Минтрудом Российской Федерации по форме «94-собес»:
-демографическое распределение населения Российской Федерации пополу и возрасту в базовом году;
-коэффициенты смертности населения по полу и возрасту в базовомгоду;
-коэффициенты рождаемости по возрастам (от 15 до 49 лет) в базовомгоду;
-количество эмигрантов и иммигрантов в зарубежные страны по полу ивозрасту в базовом году;
-количество пенсионеров базового года по основным видам пенсий;
-количество новых назначений пенсионеров базового года: всего и поосновным видам пенсий.
Прогнозирование демографической ситуации осуществляется на основе предположенийоб изменении параметров рождаемости, смертности и миграции населения. Основнымпоказателем воспроизводства населения является коэффициент рождаемости, которыйопределяет количество рождений детей у женщин репродуктивного возраста (от 15до 49 лет включительно) в данном году.
Количество детей, рожденных в данном году, будет равно суммепроизведений числа женщин одного возраста в предыдущем году на коэффициент рождаемостидля женщин данного возраста в предыдущем году, т.е.:
/>
где child(year) – количество детей, рожденных в данном году;
d_fem(age, year-1) – количество женщин репродуктивного возраста в году,предшествующем рождению детей;
d_fert(age,year-2) – коэффициент рождаемости для женщин определенноговозраста в году, предшествующем рождению детей;
F – коэффициент изменения рождаемости [] по сравнениюс предыдущим годом.
Если коэффициент рождаемости задан как количество рождений на n женщин,количество детей, рожденных в данном году, примет вид:
/>

Для определения количества рождений мальчиков и девочекиспользуется допущение о том, что соотношение рождений мальчиков и девочек составляетсоответственно 0,51 и (1-0,51) от всех рожденных детей года, так как согласно статистическимнаблюдениям мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Для мальчиковзначение коэффициента boy = 0,51, для девочек girl = 1-boy.
Тогда количество рождений мальчиков и девочек приметсоответственно вид:
d _men(age0, year) =boy *child( year) ,
d _ fem(age0, year) =girl * child( year) .
Подставив в это выражение формулу расчета количества детей, рожденныхв данном году, получим соответственно для мальчиков и девочек:
/>
/>
Таким образом, определяется численность и состав населения в возрастедо 1 года в данном году.
При определении численности населения (по полу и возрасту),доживающего до следующего года, используются коэффициенты смертности для соответствующихкатегорий (пол/возраст). Функция дожития населения данного возраста и пола принимаетвид: для мужчин — 1 – mort_men(age –1, year – 1), а для женщин — 1 –mort_fem(age – 1, year – 1), где mort_xxx(age – 1, year –1) – коэффициентсмертности на одного человека населения (коэффициент смертности / 1000).
Количество мужчин/женщин, доживающих до следующего года определяетсякак:
d _men(age, year) =d _ men(age –1, year –1) * (1–M *mort _men(age–1, year –2)) ,
d _ fem(age, year) =d _ fem(age –1, year 1) * (1–M *mort _ fem(age–1, year –2)) ,
где d_men(age –1, year –1) –количество мужчин возраста age –1 впредыдущем году; d_fem(age –1, year –1) –количество женщин возраста age –1 впредыдущем году; M–коэффициент изменения смертности [0] по сравнению спредыдущим годом.
Таким образом, используя формулы рождаемости и дожития населения, можнополучить распределение по полу и возрасту в последующем году после базового.Применяя данные методы n раз, можно получить распределение численностинаселения по полу и возрасту в любом году прогнозного периода.
Миграция населения – важный фактор изменения численностинаселения, который выражается как разность между прибывшим (иммиграция) и выбывшим(эмиграция) населением. Отрицательная миграция отражает отток населения изстраны, положительная – приток населения в страну.
Исходя из данных о численности и возрастно-половой структуре эмигрантови иммигрантов в базовом году, можно сделать предположение о характере изменениямиграционных потоков в прогнозном периоде.
Процесс миграции можно описать следующим образом:
/>

где imigr_men(age, year) —иммиграция мужчин по возрасту и году;
imigr_fem(age,year) —иммиграция женщин по возрасту и году; emigr_men(age, year) — эмиграция мужчинпо возрасту и году; emigr_fem(age, year) — эмиграция женщин по возрасту и году;migr_men(age,year) — миграция мужчин по возрасту и году;
migr_fem(age,year) —миграция женщин по возрасту и году;
migr_all(age,year) —миграция мужчин и женщин по годам; K — коэффициент миграции относительнопредыдущего года.
При учете миграции года year –1 в составе населения года year численностьнаселения, в возрасте от 1 года до 100 лет, в году year составит:
/>
С учетом детей, рожденных в данном году, численность населения вгоду year будет выражаться:
d _ all(0 –100, year) =d _ all(1–100, year) + d _ men(age0, year)+ d _ fem(age0, year) .
Ситуация на рынке труда характеризуется долгосрочным прогнозом численностиэкономически активного населения, состоящим из прогнозов численности занятогонаселения и безработных. Численность занятого населения представляет собойсовокупность прогнозов численности наемных работников (с разбивкой на занятых всельскохозяйственном производстве и занятых в других отраслях экономики),численности индивидуальных предпринимателей (включающего прогнозы численностилиц, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью и адвокатов),численность остальных категорий самозанятого населения.
Долгосрочный прогноз численности пенсионеров разрабатывается всоответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» и включает в себя: общую численностьполучателей трудовой пенсии, численность получателей трудовой пенсии постарости, численность получателей трудовой пенсии по инвалидности, численностьполучателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Каждая из категорий пенсионеров содержит сведения о численностипенсионеров всего данного года, численности доживших до данного года, численностиновых назначений данного года, численности доживших из числа новых назначенийкаждого из предыдущих лет с момента старта реформы и численности лиц, дожившихдо данного года из числа лиц, вышедших на пенсию до 2002 г., до данного года.Модель позволяет осуществить более детальную разбивку численности получателейпенсий по старости, выделив среди них получателей пенсий по Спискам № 1 и № 2 ив связи с работой на Крайнем Севере (рис. 3).
Для каждого из видов пенсий определяется вероятность наличияпенсионеров в зависимости от пола и возраста.
Предположим, что эта зависимость имеет вид:
P(вид пенсии, пол, возраст) =a * age3 +a* age2 +a * age +a ,
где a1, a2, a3, a4 – коэффициенты, которые зависят от вида пенсиии рассчитываются как регрессные коэффициенты; age – возраст человека.
Тогда численность пенсионеров данного вида (кроме получателейтрудовой пенсии по старости на общих основаниях) вычисляется по формуле:
/>
Для пенсионеров по старости на общих основаниях:
/>
где d_men(age, year) – количество мужчин данного возраста в данныйгод по демографическому распределению (или женщин); P(вид пенсии, men, age) – вероятностьналичия пенсионеров данной категории, данного пола, данного возраста).
/>
Рис. 3. Схема построения демографического прогноза
2.3 Прогнозирование макроэкономической ситуации
Макроэкономический прогноз, выполненный с учетом влияния всех факторов,является одним из самых сложных компонентов модели, поскольку при егоразработке необходимо не только учесть темпы изменения основных показателейсоциально-экономического развития страны, но и отразить обратную связьмакроэкономики с пенсионной системой, например: зависимость колебаний на рынкетруда от изменения миграционных потоков или от увеличения пенсионного возрастаи пр.
Поэтому разработка полноценного самостоятельного макроэкономическогоблока требует продолжительного периода времени. B настоящее время в актуарноймодели ПФР макроэкономический прогноз представлен в блоке исходных данных ввиде одномерных временных рядов основных макроэкономических показателей. Приэтом в качестве основы для расчетов используется официальный макроэкономическийпрогноз, разрабатываемый Министерством экономического развития и торговли РоссийскойФедерации. Указанный прогноз в обязательном порядке включает в себя данные:
-о валовом внутреннем продукте и индексе-дефляторе ВВП;
-об индексе потребительских цен;
-о фонде оплаты труда или средней заработной плате в экономике.
В зависимости от представленного набора показателейсоциально-экономического развития России пользователю предлагается выбратьшаблоны для расчета производных показателей. Расчет производится автоматическипо каждой из трех групп показателей: ВВП, ФОТ, средняя заработная плата. Изпроизводных (расчетных) показателей формируется итоговая таблица, которая используетсяв качестве исходных данных в блоке расчета баланса системы обязательногопенсионного страхования.
 

2.4 Методика оценки доходов бюджета ПФР
Оценка финансового состояния системы обязательного пенсионногострахования на долгосрочную перспективу осуществляется в блоке расчетовпоэтапно (рис. 4).
Расчет доходов пенсионной системы производится на основе следующихисходных параметров:
1) прогнозные данные о состоянии рынка труда, являющиесярезультатом
расчетов в демографическом модуле;
2) данные о распределении численности наемных работников по уровнюзаработной платы, используемые для определения объемов поступлений в пенсионнуюсистему с фонда оплаты труда наемных работников. В расчетах предусмотренодифференцированное распределение по уровню заработной платы отдельно длянаемных работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и для остальныхнаемных работников. В модели используется допущение о том, что наемный работникв течение всей трудовой деятельности может переходить из одной доходной группыв другую;
3) данные о распределении численности индивидуальных предпринимателейпо уровню дохода, используемые для расчета поступления ЕСН в федеральный бюджетдля финансирования базовой части трудовой пенсии;
4) данные о распределении численности адвокатов по уровню дохода,используемые для расчета поступления ЕСН в федеральный бюджет для финансированиябазовой части трудовой пенсии;
5) оценка ожидаемого коэффициента сбора единого социального налогаи страховых взносов;
6) оценка ожидаемого коэффициента льготности (или облагаемости),используемая при расчете поступлений страховых взносов и ЕСН.
/>
Рис. 4. Структура блока доходов модели системы обязательного пенсионногострахования
Расчет доходной части баланса проводится в соответствии с положениямифедеральных законов № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г. «Налоговой кодекс РоссийскойФедерации. Часть вторая», № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации», № 198-ФЗ от 31 декабря 2001 г.«О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и внекоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», №57-ФЗ от 29 мая 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторуюНалогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации».
Доходы Пенсионного фонда России формируются за счет поступлений отнаемных работников и самозанятого населения.
/>
где I – доходы, IN – доходы накопительной составляющей пенсионнойсистемы; IDS – доходы распределительной составляющей пенсионной системы; IB –доходы на формирование базовой части пенсии; IS – доходы на формирование страховойчасти пенсии; FPSL – суммарные поступления фиксированного платежа от адвокатовна формирование страховой части трудовой пенсии; FPSIE – суммарные поступленияфиксированного платежа от индивидуальных предпринимателей на формирование страховойчасти трудовой пенсии; FPNL – суммарные поступления фиксированного платежа отадвокатов на формирование накопительной части трудовой пенсии; FPNIE –суммарные поступления фиксированного платежа от индивидуальных предпринимателейна формирование накопительной части трудовой пенсии; HW – сокращенноеобозначение термина «наемные работники за вычетом работающих в организациях,занятых производством сельскохозяйственной продукции»; A0 – сокращенноеобозначение термина «работающих в организациях, занятых производствомсельскохозяйственной продукции»; L – сокращенное обозначение термина«адвокаты»; IE – сокращенное обозначение термина «индивидуальныепредприниматели».
Моделью предусматривается осуществление за наемных работников (включаяработающих в организациях, занятых производством сельскохозяйственнойпродукции) следующих видов отчислений:
-единого социального налога на финансирование базовой частитрудовой
пенсии;
-страховых взносов на формирование страховой части трудовойпенсии;
-страховых взносов на формирование накопительной части трудовойпенсии.
Поступления от наемных работников рассчитываются с применением дифференцированныхставок взносов для различных возрастных групп. В соответствии с Федеральнымзаконом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» расчетыосуществляются по трем возрастным группам:
-мужчины, женщины моложе 1967 г.р.;
-мужчины 1953-1966 г.р., женщины 1957–1966 г.р.;
-мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше.
Для указанных категорий застрахованных лиц установлены различные ставкиотчислений на страховую и накопительную части пенсии (на базовую часть ониидентичны). В процессе расчетов пропорции между ставками отчислений могут бытьпо желанию пользователя сохранены или изменены в произвольном порядке.
/>
где IPB – единый социальный налог на финансирование базовой частипенсии; IPS – страховые взносы на финансирование страховой части пенсии; IPN –страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии; IG – доходы группы,TR – ставка единого социального налога; TIP – ставка страховых взносов; TIPSJ –ставка страховых взносов на страховую часть пенсии в зависимости от пола и годарождения застрахованного лица; A – отчисления на накопление, G – собираемостьстраховых взносов; T – процент облагаемого фонда оплаты труда.
В модели предусмотрена возможность индексации шкалы регрессии ЕСН истраховых взносов в любом году прогнозного периода по следующим вариантам:
-индексация шкалы регрессии с поддержанием эффективного тарифа на уровнезаданного года;
-индексация шкалы регрессии с постепенным увеличением границ на заданнуювеличину;
-индексация шкалы регрессии с изменением границ шкалы в произвольномпорядке;
-отмена шкалы регрессии и введения ее в произвольно выбранномгоду.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страхованиив Российской Федерации» индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают впенсионную систему страховые взносы в виде фиксированного платежа наформирование страховой и накопительной частей пенсии. Модель предусматриваетвозможность осуществления расчетов с учетом уплаты фиксированного платежа трехвидов: в минимальном, среднем и максимальном размерах. Индексация величины фиксированногоплатежа может производиться по темпам роста средней заработной платы, инфляцииили любому другому произвольно выбранному показателю (как с учетом индексациишкалы регрессии ЕСН и страховых взносов, так и без учета), причем каждыйэлемент фиксированного платежа может индексироваться собственными темпами.
(8) FP = FPmin + FPaverage + Fpmax,
где FP – суммарные поступления фиксированного платежа; FPmin –поступления от индивидуальных предпринимателей, уплачивающих фиксированный платежв минимальном размере; FPaverage – поступления от индивидуальных предпринимателей,уплачивающих фиксированный платеж в среднем размере; FPmax – поступления отиндивидуальных предпринимателей, уплачивающих фиксированный платеж вмаксимальном размере.
Отчисления категорий самозанятого населения в виде фиксированного платежанаправляются на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии впропорции, установленной для минимального фиксированного платежа в базовомгоду. Однако модель предусматривает возможность изменения долей, направляемыхна финансирование различных составляющих пенсии, а также учет при этом возрастазастрахованного лица.
Результативными показателями доходного блока являются:
-доходы с фонда оплаты труда наемных работников (за вычетомсельхозработников) на финансирование каждой из составляющих частей трудовойпенсии;
-доходы с фонда оплаты труда наемных работников, занятых в производствесельхозпродукции, на финансирование каждой из составляющих частей трудовойпенсии;
-эффективный тариф с оплаты труда наемных работников;
-поступления от индивидуальных предпринимателей и адвокатов на финансированиекаждой из составляющих частей трудовой пенсии.
Эффективный тариф определяется в соответствии с приводимымиформулами.
/>
где ETFB – эффективный тариф базовой части пенсионной системы; ETFS– эффективный тариф страховой части пенсионной системы; ETFN – эффективный тарифнакопительной части пенсионной системы; SETF – суммарный эффективный тариф; WBf– фонд оплаты труда в фактических ценах.
На основе этих данных формируется обобщающая таблица доходов, котораявпоследствии используется при расчете баланса пенсионной системы.
 
2.5 Методика оценки расходной части бюджета ПФР
В расходном блоке модели вычисления осуществляются отдельно для каждойсоставляющей пенсионной системы (базовой, страховой и накопительной) и каждойиз трех основных категорий получателей трудовых пенсий:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по потере кормильца (рис. 5).
Актуарная модель ПФР полностью учитывает нормы действующего законодательствав части определения размеров соответствующих элементов каждого вида пенсии ипозволяет проанализировать весь процесс их формирования и выплаты.
В настоящее время каждая категория пенсионеров разделена на двегруппы: вышедшие на пенсию до начала пенсионной реформы и вышедшие на пенсиюпосле начала пенсионной реформы.
Исчисление пенсионных прав и размеров выплачиваемых пенсий осуществляетсядифференцированно в зависимости от группы заработной платы, в которую входилозастрахованное лицо в период трудовой деятельности. При этом предполагается,что застрахованное лицо в течение всего периода трудовой деятельности можетоставаться в одной и той же группе заработной платы или переходить в другую.
Оценка расходов распределительной части пенсионной системы происходитпо следующему алгоритму.
В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерацииот 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по формуле:
/>
где PK – расчетный пенсионный капитал; PP – расчетный размертрудовой пенсии; B – базовая __________часть пенсии; T–количество месяцевожидаемого периода выплаты трудовой пенсии; Rs – стажевый коэффициент; AWz –среднемесячная заработная плата застрахованного за 2000 – 2001 годы, либо залюбые 60 месяцев подряд; AWs –среднемесячная заработная плата в РоссийскойФедерации за тот же период; AWu – среднемесячная заработная плата в РоссийскойФедерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличенияразмеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РоссийскойФедерации.
/>
Рис. 5. Структура блока расходов модели системы обязательного пенсионногострахования
Расчетный размер трудовой пенсии PP определяется для мужчин, имеющихобщий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стажне менее 20 лет.
Стажевый коэффициент Rs зависит от продолжительности стажа застрахованноголица до 2002 г… При выработке мужчинами и женщинами соответственно 25 и 20 летон составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудовогостажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Величина расчетного пенсионного капитала PK при неполном общем трудовомстаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала приполном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), котораяделится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на числомесяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Размер базовой части трудовой пенсии B дифференцирован в зависимостиот категорий получателей и оговорен положениями Федерального закона от 17декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В расчетах на перспективу при определении среднего размера базовойчасти пенсии учитывается удельный вес каждой категории получателей всех элементовбазовой части пенсии в общей численности получателей трудовой пенсии.
Для каждой категории пенсионеров расчет страховой части пенсиипроизводится на основании величины расчетного пенсионного капитала. Размер страховойчасти пенсии вычисляется по формулам:
/>
где P –сумма одной установленной пенсии с учетом повышений икомпенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерациис применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавокна уход и на нетрудоспособных иждивенцев; PK –расчетный пенсионный капитал поправам за работу в старой системе; PKn –пенсионный капитал застрахованноголица, заработанный после 01 января 2002 г.; T –количество месяцев ожидаемогопериода выплаты трудовой пенсии.
Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц и при определении размерастраховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый периодвыплаты трудовой пенсии по старости, установлен равным 12 лет (144 месяца) иежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) додостижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
При определении страховой части трудовой пенсии по инвалидности ипо случаю потери кормильца в формулу вводятся дополнительные делители.
Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности рассчитывалась по формуле:
/>
где К –отношение нормативной продолжительности страхового стажа (вмесяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам.
Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидомвозраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждыйполный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
В модели системы пенсионного страхования при вычислении расходовна выплату пенсий по инвалидности К = 0,78, поскольку средний размер стажа, принятыйдля исчисления пенсии по инвалидности составляет 31,6 лет и ему соответствуетнормативная продолжительность страхового стажа, равная 140 месяцам.
Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца:
/>
в этом случае К –отношение нормативной продолжительностистрахового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершимкормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца закаждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Вмодели при вычислении расходов на выплату пенсий по случаю потери кормильца К=0,58,поскольку средний размер стажа, принятый для исчисления пенсии по случаю потерикормильца, составляет 23 года и ему соответствует нормативная продолжительностьстрахового стажа, равная 104 месяцам; КН –количество нетрудоспособных членовсемьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий,установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, скоторого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующемунетрудоспособному члену семьи. В проводимых расчетах вышеназванный коэффициентравен 1.
Размер базовой части трудовой пенсии индексируется в соответствиис темпами роста индекса потребительских цен.
Индексация страховой части трудовой пенсии и расчетногопенсионного капитала осуществляется в модели в полном соответствии с нормами Федеральногозакона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В зависимости от темпов инфляции предусмотрена поквартальная,полугодовая, годовая индексация, а также доиндексация пенсии с 1 апреляследующего года с учетом роста заработной платы и доходов Фонда, приходящихсяна одного пенсионера, направляемых на финансирование выплаты страховой части трудовойпенсии.
Расчет расходов на выплату базовой и страховой частей каждого извидов трудовой пенсии осуществляется по одинаковой схеме (рассмотрим дляпримера схему расчета расходов на выплату трудовой пенсии по старости).
Расходы на выплату базовой части пенсии по старости (млрд.руб.):
(19) EoB = B * CHo*12/1000,

где CHo – численность получателей трудовой пенсии по старости.
Расходы на выплату страховой части пенсии по старости (млрд.руб.)
(20) EoS = (Sn * CHo n + So * CHo o) *12/1000,
где EoS –расходы на выплату страховой части пенсии по старости; Sn– размер страховой части пенсии по старости для пенсионеров, вышедших на пенсиюпосле 2002 г.; So – размер страховой части пенсии по старости для пенсионеров, вышедшихна пенсию до 2002 г.; CHo n – численность пенсионеров, вышедших на пенсию после2002 г.; CHo o– численность пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г.
В случае определения расходов на выплату базовой части трудовойпенсии расчет можно производить по ее средней величине и разграничение численностиее получателей на вышедших на пенсию до (после) 2002 года не требуется. Приоценке расходов на выплату страховой части трудовой пенсии необходимо четкоразделять численность получателей и средние размеры страховой части пенсии длявышеназванных групп.
Суммарные расходы на выплату базовой части пенсии включают в себя:
(21) EB = EoB + EdB + EvB + EsB,
где EoB – расходы на выплату базовой части трудовой пенсии постарости; EdB – расходы на выплату базовой части трудовой пенсии поинвалидности; EvB –расходы на выплату базовой части трудовой пенсии за выслугулет; EsB – расходы на выплату базовой части трудовой пенсии по случаю потерикормильца.
Суммарные расходы на выплату страховой части пенсии состоят из:
(22) ES = EoS + EdS + EvS + EsS,
где EoS – расходы на выплату страховой части трудовой пенсии постарости;
EdS – расходы на выплату страховой части трудовой пенсии по инвалидности;EvS – расходы на выплату страховой части трудовой пенсии за выслугу лет; EsS –расходы на выплату страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Несмотря на то, что Федеральным законом Российской Федерации «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет исключена из видовтрудовой пенсии, в расчете расходной части системы пенсионного страхования этакатегория получателей присутствует, поскольку в соответствии со ст. 27 и 28вышеназванного Федерального закона для большинства лиц, претендовавших ранее наназначение пенсии по выслуге лет, сохраняются права на досрочное назначениетрудовой пенсии.
Средний размер базовой части трудовой пенсии исчисляется исходя изобъема соответствующих расходов:
/>
Средний размер страховой части трудовой пенсии исчисляется поаналогичной формуле исходя из объема расходов на выплату страховой части пенсии:
/>
Следующим этапом является расчет расходов на базовую составляющуюпенсионной системы:
(25) ЕBå= EB+ED,

где ED – расходы на доставку базовой части пенсии.
Объемы расходов на доставку и пересылку пенсий задаются какпроцент от объема расходов на выплату базовой части трудовой пенсии.
Расходы на страховую составляющую пенсионной системы включают в себя,помимо расходов на выплату страховой части пенсии и расходов по ее доставке ипересылке (определяемых по тому же принципу, что расходы на доставку базовойчасти пенсии), расходы на погребение умерших пенсионеров, не работавших на деньсмерти. Размер пособия на погребение установлен на 2003 г. в соответствии сбюджетом ПФР, а в последующие годы прогнозного периода индексируется с учетомтемпов инфляции. Коэффициент индексации размера указанного пособия может бытьизменен в любой момент времени по усмотрению эксперта, производящего расчет.
(26) ЕSå= ES+ED+Ep,
где ES – расходы на страховую часть пенсионной системы; ED –расходы на доставку; EP – расходы на погребение.
Суммарные расходы распределительной составляющей системы пенсионногострахования складываются из расходов на базовую и страховую составляющиепенсионной системы, административных расходов распределительной системы и снорматива оборотных средств на конец года:
(27) Е = ЕSå+ ЕBå+ Ea + Norma,
где Ea – административные расходы пенсионной системы, Norma –норматив оборотных средств на конец года.
Величина административных расходов и норматив оборотных средств – задаваемыепараметры, которые могут быть изменены по желанию пользователя исходя изпринимаемых актуарных допущений.
Начиная с 2002 г. застрахованные лица в возрасте моложе 46 лет(женщины) и 51 года (мужчины) уплачивают взносы в накопительную составляющую пенсионнойсистемы в соответствии с тарифами, установленными Федеральным законом №167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Застрахованныелица в зависимости от года рождения разделены на три группы, каждая из которыхв свою очередь подразделена в соответствии с уровнем получаемой заработнойплаты. Общая структура расчетов представлена на рис. 6.
В настоящее время в расчетах используются 3 возрастные группы и группызаработной платы для каждой возрастной группы. Таким образом, расчет ежегодноуплачиваемых в накопительную составляющую пенсионной системы страховых взносовосуществляется по 69 группам. В последующие годы прогноза происходитпостепенное смещение численности застрахованных лиц в одну возрастную группу засчет выхода на пенсию представителей старшего поколения и вступления в трудовуюдеятельность молодежи, и с середины 1930-х гг. расчет производится для однойвозрастной группы с 23 группами заработной платы.
Средняя продолжительность страхового стажа для внесения взносовдля финансирования накопительной части пенсии принята равной среднему сложившемусяв настоящее время стажу при исчислении трудовой пенсии по старости и составляет36,4 года (с учетом нестраховых периодов).
В данной модели не предусматриваются конкретные направления инвестированиясредств, уплаченных в накопительную составляющую пенсионной системы.Предполагается лишь возможность задать любой произвольный уровеньинвестиционного дохода.
Формула инвестиционного процента складывается из двух составляющих:реального инвестиционного дохода и уровня инфляции (индекса потребительскихцен).
Задавая величину реального инвестиционного дохода равной соотношениютемпов роста заработной платы и темпов инфляции, мы получаем возможностьподдержания стабильного коэффициента замещения для накопительной части пенсии.Соответственно, задание реального инвестиционного дохода ниже вышеназванногоуровня при прочих равных условиях приведет к уменьшению коэффициента замещения,выше – к его росту.
/>
Рис.6. Структура блока накопления модели системы обязательного пенсионногострахования
Однако возможности модели позволяют осуществлять расчет исходя из предположенияо том, что уплачиваемые взносы будут ежеквартально или ежемесячно вкладыватьсяв некие финансовые инструменты для защиты их от инфляции в течение года, и лишьзатем вся годовая сумма поступлений будет направляться на инвестирование.
К моменту выхода застрахованного лица на пенсию его накопленный капиталсоставит:
/>
где b – год начала уплаты взносов в накопительную систему, t – годвыхода на пенсию, l – группа заработной платы, HK l t –накопленный капитал дляновых назначений t-го года l-ой группы заработной платы, I k –номинальный инвестиционныйпроцент в k году, Pkl –взносы на накопление в k году для лица из l-ой группызаработной платы.
Модель не предусматривает выплату накопительной части пенсии додостижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста, посколькудоля получателей, имеющих в соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации» право на назначение ее в более раннемвозрасте, незначительна.
Также нецелесообразно выделять отдельной строкой единовременную выплатунакопленных средств получателям пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, выплата накопительной части пенсии начнется с 2012г. для лиц, уплачивавших в накопительную составляющую взносы по тарифу 2%. Начинаяс 2026 г. начнут получать пенсию лица, уплачивавшие в накопительную системупоследовательно 3, 4, 5 и 6% заработка.
В год назначения накопительная часть пенсии рассчитывается путемделения величины накопленного пенсионного капитала на момент выхода на пенсию врасчете на каждого застрахованного на число месяцев ожидаемого периода выплатыпенсии по старости.
Оставшийся после выплаты капитал в следующем году инвестируется подпроцент, аналогичный используемому при инвестировании уплаченных в текущем годупенсионных взносов, и исходя из этой суммы рассчитывается накопительная пенсияследующего года и т.д.
Такой расчет производится для каждого года новых назначений вкаждой группе заработной платы. Для получения годовых расходов на выплату накопительнойчасти трудовой пенсии по новым назначениям необходимо полученный средний размерпенсии каждой группы новых назначений по заработной плате умножить начисленность соответствующей группы и полученные результаты просуммировать.
Объем расходов на выплату накопительной части пенсии по всемполучателям рассчитывается как сумма расходов на выплату указанной пенсии по новымназначениям и по получателям, дожившим до текущего года с предыдущих лет.
В модели вышеописанные расчеты производились по следующим формулам:
/>
где k ≥t, N – число лет ожидаемого периода выплаты пенсии; Пkl ,t –накопительная часть пенсии в k-ом году для новых назначений t-го года l-ойгруппы заработной платы; ОК kl ,t –оставшийся капитал в k-ом году для новых назначенийt-го года l-ой группы заработной платы; Qkl ,t –количество доживших до k-огогода из числа вышедших на пенсию в t-ом году; Расхkl ,t –расходы на выплатупенсии в k-ом году для новых назначений t-го года l-ой группы заработной платы.
В настоящее время в актуарных расчетах не предусмотрены расходы наоплату услуг специализированного депозитария и управляющих компаний, однакоархитектура актуарной модели позволяет их учесть.
Общая схема расчетов в расходном блоке модели представлена на рис.7.
Актуарная модель ПФР создавалась для обеспечения прогнозных расчетовв условиях реформирования пенсионной системы при переходе к условно накопительнойсхеме. Однако она также может быть использована при сохранениираспределительной пенсионной системы. При этом в расходной части обнуляютсярасчеты, связанные с базовой и накопительной частями пенсии.
Модель системы пенсионного страхования позволяет оперативноучитывать изменения в законодательстве, дополняя существующие блоки расчетов.
/>Рис. 7. Структура расходов навыплату трудовой пенсии
 

3 Проблемы и перспективы актуарной оценки ПФР
Разработка модели оценивания финансового состояния пенсионной системыявляется лишь начальным этапом работы в направлении внедрения актуарных методовв практику обязательного пенсионного страхования в России.
Следующим этапом работы станет решение комплекса проблем,связанных с разработкой методологии актуарного оценивания и формированиемнеобходимого информационного поля для актуарных расчетов.
Выделим несколько основных проблем развития актуарных методов оцениванияфинансового состояния пенсионной системы в Российской Федерации:
-теоретическая (связанная с внедрением накопительной составляющей пенсионнойсистемы);
-проблема разработки методики оценки финансового состояния ПФР с учетомвнедрения профессиональных пенсионных систем;
-информационная, вызванная недостатками имеющейся статистической отчетности.
Коротко поясним каждую из упомянутых проблем.
В условиях набирающей темп пенсионной реформы становится актуальнымвопрос профессионального управления средствами накопительной составляющей. Инесмотря на то, что сам ПФР не будет принимать непосредственного участия винвестировании средств, для адекватного оценивания финансового состоянияпенсионной системы потребуется разработка специальной модели оптимизацииинвестиционного портфеля накопительной составляющей системы обязательногопенсионного страхования в Российской Федерации, предполагающей необходимость:
-создания базы данных разрешенных объектов инвестирования;
-оценки инвестиционного качества ценных бумаг;
-определения оптимальной долевой пропорции между разрешенными классамиактивов в структуре инвестиционного портфеля;
-определения состава бумаг по каждому классу активов;
-выработки стратегии и тактики переформирования портфеля с учетомменяющейся ситуации на рынке, новых поступлений, выплат и т.д.
В современных российских условиях невозможно в полной мере применитьактуарные методы для формирования и оптимизации инвестиционного портфеля из-замалой продолжительности, существенной неоднородности и неструктурированностироссийского рынка ценных бумаг. В силу малого срока существования российскогорынка ценных бумаг индексы большинства разрешенных классов активов еще нужносоздавать, причем основываясь на минимальной статистической информации. По этойже причине для российских условий становятся неприемлемыми существующиеметодики оптимизации инвестиционных портфелей. Таким образом, необходимаразработка не имеющей аналогов методики применительно к российским условиям.
Следующая проблема – выделение обязательных профессиональных пенсионныхсистем как самостоятельного элемента взаимодействия с застрахованными лицами. Вэтой связи потребуется с высокой степенью достоверности оценить численностьлиц, пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста которым будетвыплачиваться из средств ПФР, и тех, кто перейдет в ППС.
Наконец, третья, самая болезненная на сегодняшний день проблема, –недостаточность имеющейся в наличии статистической информации, вызванная какотсутствием необходимых статистических данных, так и разобщенностью имеющейсяинформации, которая собирается различными министерствами, структурирована длярешения иных задач и не может применяться для актуарного оценивания.

Список литературы
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации. М., 2002.
2. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. М., 2001.
3. Об основахобязательного социального страхования в Российской Федерации. Федеральный законРФ №165-ФЗ от 16 июля 1999.
4. Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации.
Федеральный законРоссийской Федерации №167-ФЗ от 15 декабря 2001.
5. О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации №173-ФЗ от 17декабря 2001.
6. О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации. Федеральный закон РФ №166-ФЗ от15 декабря 2001.
7. Концепциядемографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001. №1270-р.
8. Пенсионная реформа вРоссийской Федерации. Приложение к журналу «Вестник ПФР». М., 2010.
9. Соловьев А.К. Экономикапенсионного страхования. М., 2006.
10. Соловьев А.К. Основыгосударственного пенсионного страхования. М., 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет основных экономических показателей деятельности предприятия отрасли
Реферат Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
Реферат Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и района
Реферат Affirmative Action And Discrimination Essay Research Paper
Реферат Вплив стилю педагогічного спілкування вчителя на процес формування пізнавальної активності старшокласників на уроках загальної біології
Реферат Институт омбудсмена - защитника прав и свобод человека в историко-правовом аспекте
Реферат Трава череды трехраздельной
Реферат Технико-экономическое обоснование деятельности лизинговой компании
Реферат Коллективный договор в РФ: понятие, стороны, порядок заключения и действие
Реферат Рычаги государственного воздействия на развитие экономики инструменты прямого и косвенного возд
Реферат Противостояние Востока и Запада
Реферат Формирование страховых резервов и принципы инвестирования временно свободных средств страховщика
Реферат IV. Склад І послідовність дій одержувача та адміністративного органу, опис етапів надання послуги
Реферат Рынок труда и безработица 5
Реферат Проблемы финансирования геологоразведочных работ в России