Реферат по предмету "Банковское дело"


Анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ) АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХБУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие иэкономическая природа ценных бумаг
1.2 Типы ценных бумаг
1.3 Виды ценных бумаг
1.4 Понятие, сущностьи структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг
1.5 Деятельность фондовойбиржи как элемента регулируемого рынка ценных бумаг
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1 Анализ состава, структуры, динамики рынка ценных бумаг вРеспублике Беларусь
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 

ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой составляющейразвития экономики Республики Беларусь является становление рынка ценных бумаг.Это обусловлено, с одной стороны, внедрением в экономические отношенияакционерного капитала, а с другой – применением различных механизмов фондовогорынка в целях мобилизации свободных средств юридических и физических лиц иперераспределения их в сферы, наиболее эффективные и нуждающиеся вдополнительном финансировании. Рассматривая белорусский фондовый рынок,необходимо отметить, что его главными сегментами, обусловливающиминеобходимость его формирования и развития, как в зарубежных странах, являютсяакции и облигации. Причем, если в существовании рынка облигаций в первуюочередь заинтересовано государство (решая путем выпуска и размещениягосударственных облигаций проблему безынфляционного финансирования бюджета), тов формировании и развитии рынка акций более заинтересованы инвесторы иакционерные общества. Государство же путем правового закрепления порядкавыпуска, размещения и обращения облигаций (в том числе при разгосударствлении иприватизации государственной собственности) предоставляет инвесторамальтернативный набор финансовых инструментов.
Рынок ценных бумагнуждается в сложной инфраструктуре, состоящей из десятков элементов,большинство из которых носит критический для рынка характер.
Своим существованиемфондовый рынок обязан ликвидности обращающихся финансовых инструментов.Ликвидность характеризует способность владельцев (покупателей) быстро продать(купить) определенные ценные бумаги и имеет обратную зависимость по отношению киздержкам проводимых операций. Чем выше ликвидность, чем ниже издержкиучастников рынка ценных бумаг, тем более привлекательным является сам рынок.
Проблемы ликвидностиценных бумаг, если они носят системный характер, развиваются с молниеноснойскоростью. «Благодаря» той легкости, с которой рынок ценных бумаг позволяетпокупателям и продавцам осуществлять операции с капиталом, даже незначительноелокальное нарушение ликвидности может привести к катастрофическим последствиям.Именно поэтому главными целями практически всех звеньев инфраструктуры рынкаценных бумаг являются повышение ликвидности посредством увеличения прозрачностисовершаемых на рынке операций и роста качества информационного обеспечения,устранения информационного искажения, предотвращения искажения системныхкризисов.
Создать фондовый рынокодновременно со всеми необходимыми элементами и атрибутами не представляется возможным.В уже созданной части инфраструктуры белорусского фондового рынка заметнопреобладают технические звенья, в то время как информационные и аналитическиесферы развиты очень слабо или вообще не развиты. Безусловно, техническийуровень имеет очень большое значение, однако это всего лишь фундамент для созданияполноценного института [1,89 ].
В целом проблемы рынкаценных бумаг можно объединить в три группы: критические, стимулирующие,сопутствующие.
Курсовая работа включаеттри части:
В первой части данаобобщенная характеристика ценных бумаг, рассмотрены основные аспектыорганизации рынка ценных бумаг, порядок совершения сделок на территорииРеспублики Беларусь с ценными бумагами как белорусских, так и иностранныхэмитентов.
Во второй части произведенанализ эффективности использования рынка ценных бумаг на территории Республики Беларусь.В третьей части рассмотрены основные направления и перспективы развития рынкаценных бумаг в Республике Беларусь.
Целью данной курсовойработы является исследование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, анализэффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
Для достижения цели намибыли поставлены следующие задачи:
1)  определение понятия ценных бумаг;
2)  рассмотрение видов и типов ценныхбумаг;
3) исследование основныхтеоретических аспектов организации рынка ценных бумаг;
4)анализ исследованиярынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
5) выявления перспективразвития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;

1. ОСНОВНЫЕ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
1.1 Понятиеи экономическая природа ценных бумаг
В соответствии со ст. 128Гражданского кодекса Республики Беларусь ценные бумаги являются одним изобъектов гражданских прав. При этом законодательство содержит два обобщающихюридических определения такого правового института, как ценная бумага.
Так, под ценнойбумагой понимается:
—   документ, удостоверяющие выраженные внем и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права илиотношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту (п. 3 ст. 1Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах»);
—   документ, удостоверяющий ссоблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественныеправа, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.В случаях, предусмотренных законодательством или установленном им порядке, дляосуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточнодоказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютерном)(ст. 143 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК РБ)).
Определение ценнойбумаги, закрепленное в Гражданском кодексе содержит практически все существенныехарактеристики ценной бумаги:
— ценная бумагапредставляет собой документ, удостоверяющий наличие имущественного права;
— это документустановленной формы и содержащий в себе обязательные реквизиты. В соответствиисо ст. 145 ГК РБ обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценнойбумаги и другие необходимые требования определяются законодательством или вустановленном им порядке. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги илинесоответствие ценной бумаги установленной ей форме влечет ее ничтожность;
— неразрывность самойценной бумаги и зафиксированного в ней имущественного права, т.е. передачаправ, закрепленных в ценной бумаге, возможна лишь с одновременной передачейсамой ценной бумаги.
Указанные характеристикисвойственны всем ценным бумагам. При этом каждому типу и виду ценных бумагприсущи свои признаки, отличающие их друг от друга [2,47 ].
Таким образом, ценнаябумага по своей сути имеет двойственную природу. Иными словами, ценная бумага,с одной стороны, представляет собой имущественное право, а с другой – документ,удостоверяющий наличие этого имущественного права, т.е. вещь (движимоеимущество), и следовательно, имеет характеристики, свойственные вещи.
1.2 Типыценных бумаг
Ценные бумаги бываютразличных типов. Такое подразделение основывается на выделении из всейсовокупности фондовых инструментов ценных бумаг, обладающих определеннымнабором классифицирующих признаков, определяющих специфику их выпуска,обращения и погашения, в том числе и объема прав, закрепленных в них (ценныхбумагах), правового положения эмитента и владельца (собственника) ценных бумаг.
Ценные бумагиклассифицируются на различные типы по ряду оснований.
1. В зависимости отусловий выпуска: эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги.
Эмиссионной ценной бумагойявляется любая ценнаябумага, в том числе бездокументарная, характеризующаяся одновременно следующимипризнаками:
— закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав,подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдениемустановленных законодательством формы и порядка;
— размещается выпусками;
— имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одноговыпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.
При этом необходимо отметить, что из-за отсутствия взаконодательстве (в частности, в ГК РБ) понятия «тип ценных бумаг» эмиссионныеи неэмиссионные ценные бумаги определяются как виды ценных бумаг. К эмиссионнымценным бумагам относятся акции и облигации.
2. В зависимости от субъектов прав, удостоверенных ценной бумагой:
— ценная бумага на предъявителя (права, удостоверенные ценнойбумагой, принадлежат ее предъявителю);
— именная ценная бумага (права, удостоверенные ценной бумагой,принадлежат названному в ценной бумаге лицу);
— ордерная ценная бумага (права, удостоверенные ценной бумагой,принадлежат названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить этиправа или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо).
3. В зависимости от формы выпуска:
— документарные ценные бумаги– это форма ценныхбумаг, при которой владелец устанавливает на основании предъявления оформленнойнадлежащим образом ценной бумаги или в случае ведения учета прав на ценныебумаги депозитарием на основании записей на счетах «депо»;
— бездокументарные ценные бумаги– форма ценныхбумаг, при которой владелец устанавливает на основании записей на счетах «депо»в депозитарии.
Документарные ценные бумаги выпускаются на бланках особогообразца, содержащих все обязательные реквизиты того или иного вида ценнойбумаги. При этом одни виды ценных бумаг могут выпускаться только вдокументарной форме, а другие — как в документарной, так и бездокументарной.
4. В зависимости от рода прав, удостоверяемых ценной бумагой:
— ценные бумаги, удостоверяющие только право денежного требования(государственная облигация, облигация, вексель и т.д.);
— ценные бумаги, удостоверяющие право на получение имущества(товарораспорядительные ценные бумаги). Владелец таких ценных бумаг имеет правотребовать получения указанного в ней товара (простое и двойное складскоесвидетельство, коносамент);
— ценные бумаги, удостоверяющие право участия в управлениихозяйственным обществом (простые акции).
Кроме того, в системе фондового рынка ценные бумаги могутклассифицироваться и по другим признакам:
а) в зависимости от формы собственности эмитента: государственные;частные, (корпоративные); международные;
б) с учетом территории, на которой обращаются: региональные;национальные; мировые;
в) взависимости от механизма выплаты доходов: с фиксированным и изменяющимся(плавающим) доходом [2,93].
1.3 Виды ценных бумаг
Основными видами ценных бумаг в Республике Беларусь являются государственнаяоблигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат(банковские сертификаты), банковская сберегательная книжка на предъявителя, акция,приватизированные ценные бумаги, коносамент, а также другие документы,отнесенные законодательством о ценных бумагах.
Облигация – ценнаябумага, подтверждающаяобязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальнуюстоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное непредусмотрено условиями выпуска).
Вексель – ордернаяценная бумага, содержащая ничем не обусловленноеобязательства указанного в векселе лица выплатить по наступлениипредусмотренного в векселе срока определенную денежную сумму векселедержателю.
Чек – ценнаябумага, содержащая ничем не обусловленноераспоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Банковский сертификат– ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенногов банк, и право вкладчика или его правопреемника на получение по истеченииустановленного срока суммы вклада и процентов по нему в банке, выдавшемсертификат, или любом филиале (отделении) этого банка.
Банковская сберегательная книжка на предъявителя– сберегательнаякнижка, по которой правона получение вклада, а также процентов по этому вкладу имеет лицо, предъявившееданную сберегательную книжку.
Акция– ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственностиакционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу наполучение части прибыли общества в виде дивиденда (простая акция) или дивидендав качестве фиксированного процента (привилегированная акция) и на участие вуправлении общества (простая акция) либо не дающая такого права(привилегированная акция).
Приватизированные ценные бумаги– именные приватизированные чеки,являющиеся государственными именными ценными бумагами, выпущенными на срок,установленный Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с ПрезидентомРеспублики Беларусь, которые свидетельствует о праве их владельцев на долю вприватизированной государственной собственности и выражают размер этой доли(квоту).
Коносамент– ценная бумага, выдаваемая перевозчиком или егопредставителем, которая определяет условия договора перевозки, указывает нагрузоотправителя; описывает груз, принимаемый к транспортировке способом,позволяющим его идентифицировать, и содержит обязательство передать товар вопределенном месте грузоотправителю или лицу, которому будет передан коносамент.Необходимо отметить, что областью применения коносамента в большинстве случаевявляются морские перевозки, и соответственно правовой режим данной ценнойбумаги в основном установлен законодательством, регулирующим морские перевозки.
Двойное складское свидетельство, каждая из двух егочастей (складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант)) и простоескладское свидетельство – ценная бумага, выдаваемая товарным складом товаровладельцув подтверждение принятия от него товара на хранение.
Кроме того, действующим законодательством выделяется такаяспецифическая категория ценных бумаг, как производные ценные бумаги,под которыми понимаются ценные бумаги, предоставляющие права и (или)устанавливающие обязанности по покупке или продаже базисного актива (базисныйактив – фондовый индекс, ценная бумага, движимое имущество либостандартизированные услуги, являющиеся предметом купли-продажи посредствомпроизводной ценной бумаги).
В свою очередь производные ценные бумаги классифицируются наразличные виды. К производным ценным бумагам относятся фьючерсы, опционы иопционы эмитента.
Фьючерс — контракт (соглашение) на покупку (продажу)базисного актива в день, установленный контрактом, по фиксированной цене.
Опцион – контракт (двухстороннее соглашение), по которому одна из сторонприобретает право на покупку (опцион на покупку (колл)) или продажу (опцион напродажу (пут))определенного базисного актива по фиксированной цене,действующей в течение всего указанного в контракте (соглашении) срока, а другаясторона обязуется обеспечить осуществление этого права.
Опционэмитента — опцион, базисным активом по которому являются (могут выступать)выкупленные на баланс акции собственного выпуска или зарегистрированные вустановленном порядке облигации.
1.4 Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценныхбумаг
 
Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупностьдвух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов:первичного и вторичного рынка ценных бумаг.
Основными критериями их разделения являются время и способпоступления ценных бумаг на рынок, а также функции, которые они выполняют.Первичный рынок означает эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, в товремя как вторичный – организацию их обращения.
Первичный рынок ценных бумаг – рынокпервых и дополнительныхэмиссий фондовых инструментов, на котором осуществляется их начальноеразмещение среди инвесторов. Первичным рынком ценных бумаг являетсяэкономическое пространство, на котором ценная бумага проходит путь от эмитентадо первого держателя (владельца).
Важнейшая черта первичного рынка ценных бумаг – полное раскрытиеинформации для инвесторов, позволяющей последним сделать обоснованный выборвида ценных бумаг для инвестирования. Основной функцией первичного рынкаявляется создание необходимых условий для проведения эмиссии иначальногораспространения ценных бумаг.
Так, в частности, акции акционерных обществ при их первичном распространениимогут размещаться путем открытой подписки (акции открытых акционерных обществ)либо распределения только среди учредителей (акции закрытых акционерныхобществ).
Государственные ценные бумаги (государственные облигации) при ихпервичном размещении могут распространяться:
— на условиях аукциона;
— посредством индивидуального размещения;
— при посредничестве банков неопределенному кругу лиц и др.
Первичный рынок государственных облигаций можно разделить на биржевойи внебиржевой. Биржевой рынок означает размещение государственныхоблигаций на аукционе, проводимом через открытое акционерное общество«Белорусская валютно-фондовая биржа», а внебиржевой — размещениеоблигаций вне системы названной биржи. Приобретая ценные бумаги на первичномрынке, их владельцы выходят на вторичный фондовый рынок, который выполняет двефункции: сводит нового покупателя с продавцом и способствует стабилизации цен,уравновешивая спрос и предложение.
Вторичный рынок ценных бумаг – рынок, на котором обращаютсяранее эмитированные и размещенные на первичном рынке ценные бумаги. Важнейшейчертой вторичного рынка ценных бумаг является ликвидность, т.е. возможность вкороткое время при незначительных колебаниях и низких издержках обращенияреализовать приобретенные ценные бумаги. Таким образом, основной функциейвторичного рынка является, прежде всего, обеспечение ликвидности выпускаемыхценных бумаг.
Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на организованный(биржевой) и неорганизованный(внебиржевой, или«уличный») рынок.
Важнейшимэлементом регулируемого вторичного рынка ценных бумаг является фондовая биржа,которая выступает как торговое, профессиональное, нормативное и технологическоеядро данной системы правоотношений [2,62].
Таким образом, можно сделать вывод и выделить отличия вторичногорынка ценных бумаг от первичного: первичный рынок предшествует вторичному иценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. Напервичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. Напервичном рынке капиталы инвесторов путемкупли-продажи ценных бумагпопадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумагот одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумагипоступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынкепроисходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют наположение дел эмитента) [3,64].
 
1.5 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемогорынка ценных бумаг
По мере формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость вучреждении специальных органов, в основные функции которых входят организацияторгов, контроль и регулирование оборота ценных бумаг. Такими органами являютсяфондовые биржи, существование которых обусловлено мировой практикой функционированияфинансовых рынков.
Фондовая биржа— это организация с правом юридического лица,созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумагнеобходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса(рыночной цены) иего публикации в целях ознакомления всехзаинтересованных лиц регулированиядеятельности участников рынка ценныхбумаг (ст. 24 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах).
Объединяя профессиональных участников рынка ценных бумаг в одномпомещении, фондовые биржи создают условия для концентрации спроса ипредложения, а также повышения ликвидности рынка в целом. Для бирж присущаопределенная система организации торговли, к основным принципам которойотносятся:
— проверка качества и надежности продаваемых ценных бумаг;
-установление на основе аукционной торговли единого курса наодинаковые ценные бумаги одного эмитента;
— гласность совершаемых на бирже операций.
Отличительной чертой биржи является некоммерческий характер еедеятельности. Для того чтобы извлекать высокую прибыль от работы биржи,потребовалось бы максимально увеличить сборы с ее членов, что вынудило бы частьиз них искать иное место для совершения сделок. Доходы биржи ограничиваются суммами,необходимыми для обеспечения ее нормального функционирования и развития, ине используются на выплату дивидендов субъектам, внесшим свои средства вуставный капитал биржи.
В РеспубликеБеларусь в соответствии со ст. 25 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах»фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества.
Следует отличать учредителей фондовой биржи от ее акционеров ичленов Членами фондовой биржи могут быть акционеры, являющиесяпрофессиональными участниками рынка ценных бумаг. Устав и правила фондовойбиржи должны предусматривать, что членство в ней доступно для любогопрофессионального участника рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, чточленами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти иуправления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а такжеорганы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатныедолжностные лица. При этом физическое лицо, обладающее долевым участием вуставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другогочлена биржи, а также служащим самой биржи.
Фондовая биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядоксовершения сделок в торговом зале, расчетов и учета по сделкам, различныеправила и другиедокументы, связанные с деятельностью биржи. При этомцентральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг,вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи,если они противоречат действующему законодательству, Фондовая биржа не имеетправа заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций,не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительныхуслуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты поценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др. [4,106 ].
В Республике Беларусь биржевой рынок представлен главным образомоткрытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО«Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «Осовершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг»путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютнаябиржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа ПрезидентаРеспублики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценныхбумаг»
Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»является единственным допустимым местом торгов. К таким бумагам, в частности,относятся: государственные кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочныеоблигации Национального банка Республики Беларусь, облигации местных займов иценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества инадежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.
Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются врамках секции валютного рынка, секции фондового рынка и секции срочного рынка.Сделки с финансовыми активами заключаются только в электронных торговых системах.Участники торгов имеют возможность работать с использованием автоматизированныхрабочих мест, расположенных в залах торгов, или установить удаленный торговыйтерминал в своем офисе.
В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членомМеждународной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, являетсясодействие формированию единого биржевого пространства с использованиемпередовых технологий биржевой торговли [5,18 ].
Можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности биржи,является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективнойторговли ценными бумагами.

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ
 
Анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использованияинформации финансового характера, имеющей целью:
— оценить текущее и перспективное финансовое состояние;
— оценить возможные и целесообразные финансовые темпы;
— выявить доступные источники средств и оценить возможность ихмобилизации.
Основной целью анализа является получение небольшого числаключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точнуюкартину.
Рынок государственных облигаций в настоящее время переживает нелучший период. Из всех секторов отечественного финансового рынка наиболееуязвимым в кризисный период оказался именно рынок ценных внутреннихгосударственных заимствований. Фактически он вообще перестал функционировать. Вэтой связи возникает реальная опасность того, что рефинансировать погашениеоблигаций выпуском новых бумаг в текущем году вряд ли удастся.
Отсутствие спроса на государственные долговые инструментынаблюдалось уже в конце прошлого года. Начало процесса стагнации было положенов июле, когда Нацбанк принял решение повысить базовую ставку рефинансированиядо 10,25 %. Причиной является рост темпов инфляции. За январь-июнь 2008 годаинфляция составила 7,3 % против 3,6% за январь –июнь 2007 года.
Весь октябрь эмитент поддерживал предложение бумаг на первичном рынке,но спрос на них оказался нулевым. За месяц не было продано ни одной облигации. Вноябре и декабре Минфин вообще прекратил проводить аукционы по продаже новыхвыпусков, а также реализовать бумаги в ходе доразмещения. Таким образом,финансирование бюджета за счет выпуска долговых ценных бумаг прекратилось.Вместе с тем бюджет прошлого года не пострадал. Доходная часть превысиларасходы на 1 трлн. Br, или 0,6% ВВП. Проанализируем объемы выпуска, размещения,погашения ценных бумаг и динамику структуры за предшествующие годы[6, 14].
Таблица 2.1 – Анализ структуры показателей по государственнымценным бумагам в Республике БеларусьНаименование 2005 2006 2007 Динамика структуры
Сумма,
млрд.руб. Уд. вес, %
Сумма,
млрд.руб. Уд. вес, %
Сумма,
млрд.руб. Уд. вес, %
2006/
2005
+/- п.п.
2007/
2006
+/- п.п. объем выпуска 2136,6 44,2 3310,9 49,2 3225,2 45,4 +5 -3,8 объем размещения 1827,8 37,7 2248,3 33,4 2132,2 30,1 -4,3 -3,3 объем погашения 875,0 18,1 1167,9 17,4 1741,1 24,4 -0,7 +7,1 ИТОГО 4839,4 100 6727,1 100 100 100 - -
Примечание. Источник: собственная разработка.
Наибольший удельный вес занимает объем выпуска по ценным бумагам.Самый значительный удельный вес в объеме выпуска занимает в 2006 году – 49,2%.В структуре всего объема удельный вес объема выпуска ценных бумаг в 2006 годупо отношению к 2005 году увеличился на 5 процентных пунктов, а в 2007 году поотношению к 2006 году уменьшился на 3,8 процентных пункта. Наименьший удельныйвес занимает объем погашения ценных бумаг. Самый значительный удельный весздесь занимает в 2007 году – 24,5%. В структуре всего объема удельный вес объемапогашения ценных бумаг в 2006 году по отношению к 2005 году уменьшился на 0,7процентных пункта, в 2007 году по отношению к 2006 году увеличился на 7,1процентных пункта..

Таблица 2.2 – Анализ динамики показателей по государственнымценным бумагам в Республике БеларусьНаименование 2006/2005 2007/2006 Абсол. прирост, млрд. руб. Темп роста, % Абсол. прирост, млрд. руб. Темп роста, % объем выпуска 1174,3 155 -85,7 97 объем размещения 420,5 123 -116,1 95 объем погашения 292,9 133 573,2 149 ИТОГО 1887,7 139 371,4 106
Примечание. Источник: собственная разработка.
В 2006 году по отношению к 2005 году абсолютный прирост составил1887,7 млрд. рублей (в том числе объем выпуска – 1174,3 млрд. рублей, объемразмещения – 420,5 млрд. рублей, объем погашения – 292,9 млрд. рублей.Наибольшее поступление в 2006 году по отношению к 2005 году составило от объемавыпуска ценных бумаг – 1174,3 млрд. рублей. Прирост составил 55%.
В 2007 году по отношению к 2006 году абсолютный прирост составил371,4 млрд. рублей. Наибольшее поступление составило от объема погашения –573,2 млрд. рублей.
В настоящее время ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» — единственная в республике целостная структура, на основе которой созданаобщественная система биржевых торгов на всех основных сегментах фондового рынка– валютном, фондовом и срочном.
Для фондового рынка 2007 год прошел под знаком рекордного ростаторговых оборотов. Такая позитивная динамика во многом стала возможнойблагодаря проведенной ОАО «Белорусской валютно-фондовой биржей» работе поразвитию нормативной и технологической базы фондового рынка, запуску новыхфинансовых инструментов [6,16].
Для наглядности проанализируем состав и структуру операций сценными бумагами на фондовом рынке в Республике Беларусь за три года.

Таблица 2.3 – Анализ состава, структуры операций с ценнымибумагами на фондовом рынке в Республике БеларусьНаименование 2005 2006 2007 Сумма, млрд. руб. Уд. вес, % Сумма, млрд. руб. Уд. вес, % Сумма, млрд. руб. Уд. вес, %
Государственные
Ценные бумаги:
 
2699,6
57,7
3413
62,2
 
4368,5
 
65 Долгосрочные облигации 1299,9 48,2 1014,6 29,7 1937,1 44,3 краткосрочные облигации 1399,7 51,8 2398,4 70,3 2431,4 55,7
Негосударственные ценные бумаги:
 
1976,9
 
42,3
 
2078,3
 
37,8
 
2353
 
35,0 акции банков 1704,1 86,2 1821,6 87,6 2031,7 86,3 векселя 200,1 10,1 191,1 9,2 219,6 9,3 Облигации (ваучеры) 67,3 3,4 60,1 2,9 95,8 4,1 акции бирж 5,4 0,3 5,5 0,3 5,9 0,3
ВСЕГО
4676,5
100
5491,3
100
6721,5
100
Примечание. Источник: собственная разработка.
Таблица 2.4 – Анализ динамики операций с ценными бумагами на фондовомрынке в Республике БеларусьНаименование Прирост, млрд. руб. Темп роста, % 2006/2005 2007/2006 2006/2005 2007/2006
Государственные ценные бумаги:
+713,4
+955,5
126,4
128 Долгосрочные облигации -285,3 +922,5 78,1 190,9 краткосрочные облигации +998,7 +33 171,4 101,4
Негосударственные ценные бумаги:
+101,4 +274,7
105,1
113,2 акции банков +117,5 +210,1 106,9 111,5 векселя -9 +28,5 95,5 114,9 Облигации (ваучеры) -7,2 +35,7 89,3 159,4 акции бирж +0,1 +0,4 101,9 107,3
ВСЕГО
+8148,8
+1230,1
117,4
122,4
Примечание. Источник: собственная разработка.
Наибольший удельный вес в составе ценных бумаг занимают государственныеценные бумаги: в 2005 году – 57,7%, в 2006 году – 62,2%, в 2007 году – 65%.Прирост за 2006 год в сравнении с 2005 годом составил 713,4 млрд. рублей, чтона 26,4% больше чем годом ранее.
Прирост за 2007 год по отношению к 2006 году составил 955,5 млрд.рублей, а темп роста составил 128%.
Наибольшую долю в государственных ценных бумагах составляюткраткосрочные облигации: в 2005 году – 51,8%, в 2006 году – 70,3% в 2007 году –55,7%. Прирост по этому разделу составил в 2006 году – 998,7 млрд. рублей, чтона 71,4% больше чем в 2005 году, а в 2007 году прирост составил 33 млрд.рублей. Темп роста – 101,4%. Удельный вес долгосрочных облигаций в общем объемегосударственных ценных бумаг составил: в 2005 году – 48,2%, в 2006 году –29,7%, в 2007 году – 44,3%. В 2006 году по отношению к 2005 году произошлоснижение объема долгосрочных облигаций на 285,3 млрд. рублей, зато в 2007 годупо отношению к 2006 году прирост составил 922,5 млрд. рублей.
Удельный вес негосударственных ценных бумаг в общем объеме ценныхбумаг составил:2005 год – 42,3%, 2006 год – 37,8%, 2007 год – 35%. Прирост в2006 году составил 101,4 млрд. рублей, что на 5,1% больше чем годом ранее, а в2007 году – 274,7 млрд. рублей.
Наибольшую долю в негосударственных ценных бумагах составляют акциибанков: 2005 год – 86,2%, 2006 год – 87,6%, 2007 год – 86,3%. Прирост за 2006год составил 117,5 млрд. рублей, что на 6,9% выше, чем годом ранее.
Наименьшую долю в составе негосударственных ценных бумагсоставляют акции бирж – 0,3%. Темп роста в 2006 году в сравнении с 2005 годомсоставил 101,9%, а в 2007 году по отношению к 2006 году — 107,3%.
В настоящее время лидером по облигациям в Республике Беларусь являетсяОАО «Приорбанк». На внебиржевом рынке ценных бумаг объем сделок купли-продажиувеличился на 45,9%, до 48,174 млрд. рублей. С акциями ОАО совершено 5 сделокна 1,431 млрд. рублей (рост в 5,6 раза), с акциями ЗАО – 174сделки на сумму3,365 млрд. рублей ( снижение на 67.7%), корпоративными облигациями — 60 сделокна 43,378 млрд. рублей (увеличение на 94,2%).
По обороту на внебиржевом вторичном рынке ценных бумаг лидировалиоблигации Приорбанка, с которыми заключено 27 сделок на 17,128 млрд. рублей.
В биржевой торговой системе совершено 513 сделок купли-продажиакций, и их объем по сравнению с ноябрем сократился на 0,4% до 8,08 млрд.рублей. Сделок с расчетами за белорусские рубли заключено на 7,031 млрд. рублей(507сделок) и в долларах СШАВ – 6 сделок на 478,872 тыс. USD [7, 11].

3. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
Основныенаправления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективуизложенных в Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг РеспубликиБеларусь на 2008- 2010 годы, утвержденные постановлением Совмина и Нацбанка от21.01.2008 №78 /1. Ее реализация должна создать необходимые условия длястановления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценныхбумаг как составной части финансового рынка в нашей стране, регулируемогогосударством и интегрированного в мировой рынок капитала, способствующегопривлечению инвестиций.
ВПрограмме констатируется, что сегодня создана весьма внушительная правовая базарегулирования обращения ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь междудолгосрочными темпами экономического развития и уровнем развития рынка ценныхбумаг, который способствует:
— ростуобъемов общественного производства за счет повышения эффективностиперераспределения капитала в рамках национальной экономики;
— развитиювысокотехнологичных отраслей и организаций;
— привлечениюв экономику долгосрочных инвестресурсов;
— снижениюстоимости ресурсов для развития реального сектора экономики;
— своевременной адаптацией национальной экономики к изменяющимся внешним условиямразвития.
Жальтолько, для Беларуси все это почему-то стало важным лишь сегодня, а не лет 10назад. Теперь же государство намерено осуществлять регулирующую функцию в целяхупорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленныхправил его участниками, поддержания доверия к этому рынку и обеспечения его динамичногоразвития.
ВПрограмме признается низкая ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг.Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются :
— ограниченияна отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ у государства за денежныесредства на льготных условиях;
— высокийудельный вес (72,5 процентов) АО с долей госсобственности;
— особоеправо («золотой акции») государства на участие в управлении хозобществами(вводилось в 23 АО);
— ставканалогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами, равная40 процентам.
Такимобразом, на практике акции не выполняют своей основной функции по привлечениюдополнительных денежных ресурсов.
Дляактивизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной правовой базыпо следующим направлениям:
— оптимизациядоли государства в акционерном капитале;
— снятиеограничений на отчуждение акций;
— отменапреимущественного права государства на приобретение долей (акций) в уставныхфондах приватизированных предприятий, пользующихся различными формамигосподдержки;
— освобождениедоходов АО, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальнойстоимости, от уплаты налогов и сборов;
— поэтапноесовершенствование системы налогообложения доходов от операций а акциями и облигациями.
Дляразвития рынка облигаций юридических лиц необходимо:
— изменить порядок налогообложения доходов, полученных от операций с облигациями;
— определитьединый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям изаемщика при уплате процентов по кредитам;
— активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредствомподготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментовфондового рынка в привлечении инвестиций.
Одной изприоритетных задач Программы назван выход на зарубежные фондовые рынки путемвыпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основнымтребованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам являетсяналичие свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. Прокаже 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится вгоссобственности, выполнить это требование не удается.
Врезультате осуществления мероприятий по реализации Программы ожидаетсяактивизация процесса привлечения ресурсов, что выразится:
— вувеличении объема выпуска облигаций юридических лиц в 2008- 2009 г. на 100 процентов с последующим ежегодным увеличением на 20 процентов;
— вполучении кредитных рейтингов эмитентов;
— вувеличении к 2010 году доли акций ведущих организаций республики и акций,находящихся в свободном обращении;
— вувеличении объемов вторичного рынка корпоративных ценных бумаг до 5 процентов кВВП;
— впоявлении возможности расчета капитализации рынка ценных бумаг, основанной нарыночных ценах, сложившихся в ходе биржевых торгов, за счет активизациипроцесса обращения этих бумаг;
— вснижении нагрузки на бюджет путем сокращения различных форм господдержкиорганизациям и расширения практики привлечения инвестиций с использованиеминструментов рынка ценных бумаг;
— вувеличении бюджетных поступлений за счет расширения состава плательщиков налогана доходы от операций с этими бумагами.
Заметим,что о потребности в благоприятном налоговом климате и информационной прозрачностиговорилось еще 5-6 лет назад, а о необходимости отмены моратория на свободноеобращение акций и ограничении введения «золотой акции» — с момента введенияэтих норм. Между тем мы до сих пор больше увлечены созданием препятствий напути развития фондового рынка, чем его стимулированием. Это не позволило нашиминституциональным и частным инвесторам накопить достаточно опыта и ресурсов,чтобы конкурировать сегодня с иностранным капиталом за белорусские предприятия.Теперь государство очередной Программой стремится убедить само себя внеобходимости снятия барьеров, им же и созданных. А эмитентов и потенциальныхинвесторов – в том, что все это всерьез и надолго [9, 19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях острейшей необходимости модернизации производствабелорусских предприятий развитие фондового рынка может стать тем источникомфинансовых ресурсов, который позволит преодолеть существующий кризиснедостаточного инвестирования. Даже при условии существования полноценногорынка ценных бумаг вполне возможно, что средства потенциальных инвесторов непоступят на фондовый рынок. Это может происходить по тем причинам, которыеявляются следствием взаимосвязи трех составляющих финансового рынка.
Во-первых, средства могут быть использованы на потребление.Основную часть инвестиций на фондовый рынок поставляет население. Еслинаселение имеет доходы, превышающие его расходы на потребление, то инвестицииувеличиваются наоборот. Увеличение занятости, рост заработной платы, снижениеналогов способствует притоку капитала на фондовый рынок. Однако высокий уровеньинфляции может привести к тому, что практически все средства населения будутиспользованы на потребление.
Во-вторых, инвесторы вместо биржевых активов могут отдатьпредпочтение любым другим способам использования средств. Конкуренциясуществует не только между реальными инвестициями и финансовыми вложениями, нои внутри секторов финансового рынка, например вложение средств в валюту, надепозиты в банк или для приобретения биржевых активов.
В-третьих, доходы могут быть инвестированы за границей, а такойинвестор становится международным. Выбор страны для инвестиций определяетсябазовыми рыночными законами и обусловлен социально-политическим илиэкономическим климатом в рассматриваемой стране, налоговой политикойправительства и т.д.
Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси ужезатянулся на много лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусскогорынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Оназаключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий,подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов,которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этомнаправлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизмапо поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.
Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к моделирынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать только вкачестве гаранта законности действий участников рынка. Его присутствие должноощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государственных органовравносильно нарушению естественного баланса сил спроса и предложения.Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее можно с достаточнойуверенностью утверждать, что государственное регулирование экономики будетносить скорее негативный т.е. ограничительный характер, что особенносправедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономическиетрадиции и устои.
Причиной потенциально негативного характера государственногорегулирования является так называемая «диалектика регулирования». Предпосылкамипротивостояния участников рынка и государственных органов являются различныецели их деятельности. Деятельность регулирующих органов, как правило,направлена на обеспечение безопасности, стабильности, в то время как участникирынка ставят своей максимизацию каких-либо показателей доходов, размера и т.д.при условии ограничения и ищут «дырки» в законах. Регулирующие органы реагируютна эти действия, закрывая существующие недостатки законодательства. Несмотря натот факт, что эта борьба стимулирует финансовые инновации, выгоды и стоимостьрегулирования очень тяжело оценить, поскольку выгоды очевидны в краткосрочномпериоде, а полная оценка убытков и потерь от регулирования требует намногобольше времени.
Для оздоровления экономики необходимы смена экономическихприоритетов и переход к использованию стимулирующих методов, таких, какналоговые льготы для инвесторов, бюджетная поддержка при развитии стратегическихнаправлений экономики и т.д. Очень важно также предоставить возможностьнаселению легализировать денежные средства в иностранной валюте. Для успешногорешения данного вопроса целесообразно разрешить гражданам зарегистрировать своивалютные средства без указания на источник их поступления, т.е. без налоговых иштрафных санкций.
На начальном этапе своего развития фондовый рынок, безусловно,будет иметь спекулятивный характер. Это объективный закон, свойственныйчеловеку, а не каким-либо искусственным механизмам. Лишь после появленияучастников рынка доверия к системе рынка, его организации, качествугосударственного контроля и т.д., рынок ценных бумаг будет приобретатьинвестиционный характер.
В целом проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, чтобелорусский фондовый рынок испытывает большое количество разнообразных посвоему характеру и влиянию проблем. Фактически единственным полноценнымфинансовым инструментом на белорусском рынке ценных бумаг являются государственныеоблигации. Однако и этот сегмент рынка испытывает достаточно серьезныетрудности.
Последние несколько лет государственные органы власти и управлениязанимают более активную позицию в отношении национального фондового рынка посравнению с предыдущим периодом существования рыночной экономики.Целенаправленная государственная поддержка позволяет ожидать в ближайшее времясущественных изменений в сфере ценных бумаг. Однако только после разрешенияцелого комплекса проблем рынок ценных бумаг может стать полноценным механизмомпривлечения и заимствования финансовых ресурсов субъектами хозяйствованияразличных форм собственности, а также государственными органами власти иуправления.
Хотя процесс реформ иногда и приобретает обратный характер, вцелом в регионе наблюдается поступательный процесс. Развитие рынка ценных бумагявляется жизненно необходимым элементом в этом процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бердникова Т.Б. Оценкаценных бумаг: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2006. — 143 с.
2. Килячков А.А. Рынокценных бумаг и биржевое бело: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. – 164 с.
3. Новик С.В. Рынокценных бумаг: Белорусские перспективы. — Мн.: Альвена, 2001. — 112 с.
4. Рубцов Б.Б. Зарубежныефондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М., 1996.– 198 с.
5. Тихонов Р.Ю. Рынокценных бумаг. — Мн., 1999. — 147 с.
6. Лопатин Д. ГКО: кризисна рынке внутренних заимствований // Новая экономическая газета. – 2009. 14апреля. – С. 24
7. Федорова А. Лидер пооблигациям – Приорбанк // Новая экономическая газета. – 2009. 3 февраля. – С.24.
8. Статистическийежегодник / Сост. В.И. Зиновский, И.А. Костевич, В.Г. Михно, В.С.Метеж, Е.И.Кухаревич, Е.М. Палковская. — /Министерство статистики и анализа РБ/ 2008 г., Мн.: 2008 г. С. – 552-553.
9 Тимошенко О.Перспективы развития ценных бумаг // Новая экономическая газета. – 2008. 2марта. – С. 24.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.