Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Символика света в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Содержание
Введение
Глава 1. Символ в литературе
Глава 2. Исследование работ по символике света Достоевского
Глава 3. Мифологическая символика света
Глава 4. Символика света в «Преступлении и наказании»
Заключение
Список литературы
Введение
Моя курсовая работаназывается «Символика света в романе Достоевского Ф. М. «Преступление инаказание».
Актуальностьисследования:
Актуальность даннойработы определяется следующими фактами:
1) Символика света вромане Достоевского Ф.М. «Преступлениеи наказание» недостаточно изучена.
2) Достоевский по правусчитается одним из лучших писателей в мире. Тонкий психологический анализвнутреннего мира героев его романов ещё глубже раскрывается через призмусимволики света, где не последнее место занимают христианские символы.
Объект исследования: Символика света в романе Достоевского Ф. М. «Преступление инаказание».
Целью исследования данной работы является раскрытие символики света в романе«Преступление и наказание».
Поставленная цельпредполагает решение следующих задач:
Задачи:
1) Изучить теорию вопроса по проблемесимвола.
2) Изучить историю исследований этойпроблемы у Достоевского.
3) Рассмотреть теоретический материалпо символике света.
4) Проанализировать символику света«Преступления и наказания»
Теоретико-методологическуюбазу исследованиясоставляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемысимвола и его связь с реалистическим искусством (Ф.В. Шеллинг, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский), работы по изучению символики светаДостоевского в данном произведении (А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский), а так же словарные статьи по символике света вмифологии (В.Н. Топоров,Дж. Трэссидер).
Глава 1. Символ в литературе
В искусстве символ всегдаимел особо важное значение. Это связано с природой образа — основной категорииискусства. Так как в той или иной мере всякий образ условен и символичен ужепотому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературеизвестная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, дажеподчас эпитете. В связи с этим ниже мы приведём несколько определений символа.
«СИМВОЛ художественный(греч, σύμβολον – знак, опознавательнаяпримета) – универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытиючерез сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака –с другой»[1].
Уже то обстоятельство,что любой символ вообще имеет «смысл», само символизирует наличность «смысла» умира и жизни. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символакак два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа своюявленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведенныемежду собой и порождающие между собой напряжение, в котором и состоит сущностьсимвола. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает»сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива,требующая нелегкого «вхождения» в себя.
Определение символа по А.Ф.Лосеву:«Символ есть принцип бесконечного становления с указанием всей тойзакономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления».
Всякий символ, во-первых,есть живое отражение действительности, во-вторых, он подвергается той или иноймыслительной обработке, и, в-третьих, он становится острейшим орудиемпеределывания самой действительности»[2].
«Функциональность иотражение действительности, обобщенность единичных явлений, закономерностьсоотношения общего и единичного и возможность разложения в бесконечные ряды —все это дается в символе непосредственно-интуитивно»[3].
По теории Лосева такжеочень важно наличие смысла у символа: «Дело в том, что всякий символ указываетна некоторый предмет, выходящий за пределы его непосредственного содержания. Онвсегда содержит в себе некоторого рода смысл, но не просто смысл самихвещей, отражающих друг друга. Смысл всегда указывает на нечто иное. Однакоздесь идет речь не просто об ином, но о том сознании и о том мышлении,в котором вещь отражается. Под символом же все языки, употребляющие такойтермин, понимают известного рода отражение, но уже в сознании и мышлении, а непросто в самой же физической или физиологической действительности. Смысл вещиесть нечто более общее, чем ее символ; и чтобы стать символом, он должен бытьеще определенным образом разработан и организован»[4].
«Символ – (греч,σύμβολον – знак, примета) многозначныйпредметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художникомдействительности на основе их существенной общности, родственности»[5].
Разные источникиутверждают, что символ близок к тропам, особенно к метафоре и сравнению, нообладает более глубоким смысловым содержанием. Формальное отличие символа отметафоры в том, что метафора создаётся как бы «на наших глазах»: мы видим,какие именослова сопоставлены в тексте, и поэтому догадываемся, какие ихзначения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и вметафорическое построение, но оно для него не обязательно. В отличие оталлегории, которая предполагает однозначное истолкование, символ несёт в себемножественность смысла, объясняемого по-разному, в зависимости от контекста.
В искусстве различаютсимволы с устоявшимися, понятными всем значениями (например, чёрный цветсимволизирует печаль, скорбь, утрату, смерть) и авторские, смысловое содержаниекоторых имеет значение в контексте творчества одного автора.
Символ можно обнаружить впроизведениях литературы разных эпох и направлений, они придают художественномуобразу глубину и выразительность, связывают разные планы текста (сюжетный,подтекстовый, реальный, мифологический, исторический).
Символ – универсальнаякатегория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление сосмежными категориями образа, с одной стороны, и знака – с другой. Беря словарасширительно, можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своейзнаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью мифа инеисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образесть, хотя бы в некоторой мере, символ); но если категория образа предполагаетпредметное тождество самому себе, то категория символ делает акцент на другойстороне той же сути – на выхождении образа за собственные пределы, наприсутствии некоего смысла, интимно слитого с образом, но ему нетождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуресимвола как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет внеобраза свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), нои разведенные между собой и порождающие между собой напряжение, в котором исостоит сущность символа. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилиемрассудка, в него надо «вжиться». Именно в этом состоит принципиальное отличиесимвола от аллегории: смысл символа не существует в качестве некоейрациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь изобраза. Соотношение между значащим и означаемым в символе есть диалектическоесоотношение тождества в не тождестве: «…каждый образ должен быть понят как то,что он есть, и лишь благодаря этому он берется как то, что он обозначает»[6].Здесь приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака.Если для чисто утилитарной знаковой системы полисемия есть лишьбессодержательная помеха, вредящая рациональному функционированию знака, тосимвол тем содержательнее, чем более он многозначен: в конечном же счетесодержание подлинного символа через опосредующие смысловые сцепления всякий разсоотнесено с «самым главным» – с идеей мировой целостности, с полнотойкосмического и человеческого «универсума». Уже то обстоятельство, что любойсимвол вообще имеет «смысл», само символизирует наличность «смысла» у мира ижизни. «Образ мира, в слове явленный»,– эти слова Б.Пастернака можно отнести ксимволике каждого большого поэта. Сама структура символа направлена на то, чтобыпогрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через этоявление целостный образ мира. Здесь заложено сродство между символом и мифом;символ и есть миф, «снятый» (в гегелевском смысле) культурным развитием,выведенный из тождества самому себе и осознанный в своем несовпадении ссобственным смыслом.
Откуда же берётсясимволический смысл образа? Основная особенность символов в том, что они, всвоей массе, возникают не только в тех текстах (или тем более в частях текста),где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя кдревним представлениям о мире, к мифам и обрядам. Определённые слова («утро»,«зима», «зерно», «земля», «кровь» и т. д.) с незапамятных времён запечатлелисьв памяти человечества именно как символы… Такие слова не только многозначны: мыинтуитивно чувствуем их способность быть символами. Позднее эти слова особеннопривлекали художников слова, включавших их в свои произведения, где ониполучали новые значения. «Так, Данте в своей «Божественной комедии» использовалвсё многообразие значений слова «солнце», которое восходило языческим культам,а затем к христианской символике. Но он создал и свою новую символику «солнца»,которая затем вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и так далее»[7].Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привносяв него весь багаж своих уже накопленных значений.
Поскольку значений усимвола неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному –в зависимости от индивидуальных способностей читателя.
Не все символы влитературе имеют столь длинную историю. Многие из них заново построены пообразцу общекультурных символов. Таковы, например, символические названиямногих реалистических произведений девятнадцатого века: «Мёртвые души», «Обрыв»,«Фальшивый купон» и др. Реализм, особенно реализм 19 века, явился мощным имногогранным литературным направлением в мировой и русской словесности.
Реализм открылнеограниченные возможности для проявления творческой индивидуальности писателя,потому что снял все ограничения в выборе темы произведения и способов еёхудожественного осмысления и раскрытия. В последней трети 19 века реализм сталутрачивать принадлежавший ему в культуре середины 19 столетия статусгосподствующего художественного направления. Его принципы всё чаще подвергалиськритике или пересмотру со стороны заявивших о себе новых школ, главным образом,натурализма и символизма. Идеалист и поэт В.С. Соловьёв представлял, что старыймир зла и обмана на грани полной гибели, что в мир сходит божественная Красота,(Вечная Женственность, Душа мира), которая должна «спасти мир», соединивнебесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать «царствобожие на земле». Таким образом, в поэтику русской литературы входит понятиесимвола. Красота понимается как гармония, земная жизнь – сон, тень,человеческое «я» — Бог, свободная личность, прямое изображение реальностискользит по поверхности жизни. Символ-намёк помогает эмоционально и интуитивнопостичь «тайны мира». Итак, миропонимание становится глубоко идеалистичным,индивидуализм и полная свобода личности оправданы, искусство выше «пошлой»реальности.
Выводы:
1) С.С.Аверинцев,считает, что символ – это универсальная категория эстетики, лучше всегоподдающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, содной стороны, и знака – с другой. А.Ф.Лосев предлагает такое определениесимвола: «Символ есть принцип бесконечного становления с указанием всей тойзакономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления».Квятковский А.П. говорит, что символом является многозначный предметный образ,объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности наоснове их существенной общности, родственности.
2) Для символаочень важно наличие смысла потому, что он символизирует наличность «смысла» умира и жизни.
3) Понятиесимвола в поэтике русской литературы: красота понимается как гармония, земнаяжизнь – сон, тень, человеческое «я» — Бог, свободная личность, прямоеизображение реальности скользит по поверхности жизни. Символ-намёк помогаетэмоционально и интуитивно постичь «тайны мира» в реалистическом искусстве.
Глава 2. Исследование работ по символике светаДостоевского
Существует множество замечательныхработ о творчестве Достоевского: К.В.Мочульский, например, рассуждаето трёх аспектах «Преступления и наказания»: единство места, времени и действия,пишет о христианских мотивах; Иосиф Бродский уверен, что: «великимписателем Достоевский стал не из-за неизбежных сюжетных хитросплетений и дажене из-за уникального дара к психологическому анализу и состраданию, ноблагодаря инструменту или, точнее говоря, физическому составу материала,которым он пользовался, т.е. благодаря русскому языку»[8],А.Ф.Анненский выделяет «в романах Достоевского два типа совести. Первый- совесть активная: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, номало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны. Другая — это совестьпассивная: эта растет молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильноосаждаемая призраками, и человек гибнет, наконец от задушения в кругу, который роковымобразом оцепляет его все уже и уже»[9], В.С.Соловьёв считал,что «общий смысл всей деятельности Достоевского, или значение Достоевского какобщественного деятеля, состоит в разрешении двойного вопроса: о высшем идеалеобщества и о настоящем пути к его достижению»[10], Л.В.Карасеввыделил следующие символы Достоевского: «1)такаяминутка, 2)чистое белье, 3)тлетворныйдух, 4)«заклад» Раскольникова 5)железо и медь, 6)камень наВознесенском проспекте»[11] и мн. др.
Но только в двух работахесть элементы символики света. В своей книге «Достоевский. Гоголь. Соловьёв», К.В.Мочульскийв книге «Достоевский. Жизнь и творчество» выделил некоторые световые символыромана как элементы пейзажа. А А.Ф.Лосев в статье «Достоевский» (в своей книге«Проблема символа и реалистическое искусство») выделил и доказал толькосимволику косых лучей заходящего солнца в творчестве Достоевского. Эти работымы рассмотрим ниже.
К.В.Мочульский в своей книгео Достоевском[12] очень хорошо описываетпсихологизм в его романах, но в то же время, мимоходом, обращает внимание наключевые моменты романа, связанные с символикой света, где-то он даже даёттолкование тому или иному символу, но при этом наибольшую часть внимания онуделяет психологизму Достоевского.
«Так же «психологично»описание квартиры старухи, — пишет Мочульский — ростовщицы: темная и узкаялестница, четвертый этаж, слабо дребезжащий колокольчик, дверь, приотворяющаясяна крошечную щелочку, темная (здесь и далее в текстахДостоевского полужирный курсив мой – Е.С.) прихожая, разгороженнаяперегородкой, и, наконец, комната «с желтыми обоями, геранями и кисейнымизанавесками на окнах». «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состоялаиз дивана, с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальнойформы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам, дадвух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень сптицами в руках,– вот и вся мебель. В углу, перед небольшим образомгорела лампада. Все было очень чисто — и мебель, и пол былиоттерты под лоск: все блестело». Герой сразу же переводит свое впечатление наязык психологии; «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота». Как точно итонко подметил Мочульский: «Поразительна безличность этой обстановки,бездушность порядка, мещанская пошлость «немецких барышень» и ханжеское благочестиелампадки».
«День обличаетРаскольникова, ночь поглощает в своем темном лоне его двойникаСвидригайлова» — полагает он.
«А между тем весь романпронизан воздухом Петербурга, освещен его светом. — считаетМочульский. — Душа города воплощается в Раскольникове, звучит в нем, кактоскливая песня уличной шарманки. «Я люблю,- говорит он,- как поют под шарманкув холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой,когда у всех прохожих бледнозеленые и больные лица; или еще лучше, когда снегмокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари сгазом блистают...»
Ключевые моменты романаприводятся с выделением важных для нас символов: «Раскольников совершаетпреступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время». Он бродит по городу.«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закатяркого, красного солнца». Когда, после преступления, убийца идет в контору,его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хотьбы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь излавочек и распивочных, опять поминутно пьяные… Солнце яркоблеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, иголова его совсем закружилась — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящеговдруг на улицу в яркий солнечный день». Раскольников — ночнойчеловек; в его каморке почти всегда темно; он — гордый дух тьмы, и его мечта огосподстве порождена мраком». Очень верно подметил Мочульский: «Ему чуждаземная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневногосознания». Но вот «идея» толкает теоретика на действие: ему приходится изсумерек отвлеченной мысли выйти в жизнь, столкнуться с реальностью. Светдня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции онпопадает в летний Петербург — жаркий, зловонный, душный. Это усиливает егонервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличаетего беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах запромахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети ПорфирияПетровича».
Мочульский даёт такоетолкование символа света — солнца: «Солнце у Достоевского — символ«живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию. Раскольников входитв комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем. Вуме его мелькает страшная мысль: «И тогда, стало быть, так же будет солнцесветить!» В ужасе преступника перед солнцем ужезаключается предчувствие гибели».
«Хаос душевный сливаетсяс хаосом природным, — пишет он и приводит прекрасный отрывок из романа, — описание этой грозовой ночи — вершина «мистического реализма» Достоевского«Вечер был душный и мрачный. К десяти часам вечера надвинулись совсех сторон страшные тучи — ударил гром, и дождь хлынул, какводопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молниясверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти в продолжениекаждого зарева». В полночь он идет на Петербургскуюсторону, снимает номер в грязной деревянной гостинице, но и эта крошечнаяклетушка не спасает его от разбушевавшихся стихий. Они преследуютСвидригайлова».
Символика света уДостоевского рассматривается и А.Ф.Лосевым. «Символ косых лучейзаходящего солнца,- по словам Лосева.[13] — которые, как показываетисследование, появляется в романах Достоевского в самые ответственные иглубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле какраз о переломном значении этих моментов. Достоевский прежде всегопротивопоставляет эти косые лучи заходящего солнца мрачному излому виду старого Петербурга, который всегда переживался Достоевским как некийпризрак и мутное наваждение.
На фоне этого сумрачногопризрака города постоянно и появляется у Достоевского символ косых лучейзаходящего солнца. Можно сказать, у Достоевского нет ни одного романаили повести, где бы эти лучи не появлялись. Символическая нагрузка этого образатрудноописуема. С одной стороны, это символ щемящей тоски, наступающегоконца и кончины, невозвратимой силы и молодости, погибших надежд и бесплодныхупреков, всегда таящий, однако, в себе нечто сладостное, красиво-грустное изадумчиво-скорбное. С другой стороны, однако, этот символ Достоевскогоуказывает на светлое и возвышенное среди этих болот, грязи, вечноморосящего неба, злого и упрямого, сердитого города».
«В «Преступлении инаказании» — пишет он — Раскольников после убийства старухи тоже идет по городуна закате солнца; а после его признания Соне в этом убийстве онтоже бродит по городу, причем Достоевский пишет: «… внутренняя, беспрерывнаятревога еще поддерживала его на ногах и в сознании, но как-то искусственно, довремени.
Он бродил без цели. Солнцезаходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнеевремя. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веялочем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной,мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». Ввечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мутить.
— Вот с этакими-тоглупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь закатасолнца, и удержись сделать глупость. Не то что к Соне, а к Дунепойдешь,— пробормотал он ненавистно. Собираясь повиниться в убийстве передСоней, он встречается с ней на закате солнца, и на закатеже солнца он целует землю на площади «с наслаждением и счастьем».
«Таким образом, — подводит итог Лосев — символика у Достоевского косых лучей заходящего солнцадоказана. Перед нами здесь насыщенный глубочайшими переживаниями образ,который, подобно математической функции, разлагается в бесконечный ряд своихперевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания оневозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжествои ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом,который, однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду напобедоносную правду. Исключение здесь основного символа привело бы или кнезаинтересованному и бескорыстному эстетическому любованию заходящим солнцем,или к его типологии, или даже к его аллегоризму. Однако совершенно ясно, чтосимвол здесь перевешивает все эти подсобные моменты, хотя они могут быть ибывают в оценке людьми заходящего солнца и, хотя они системносвязаны здесь с основной символикой».
Выводы:
1) К.В.Мочульскийотмечает безличность этой обстановки в доме Алёны Ивановны, бездушностьпорядка, и ханжеское благочестие лампадки. День обличает Раскольникова, считаетМочульский, ведь Раскольников — ночной человек; в его каморке почти всегдатемно; он — гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком. Ему чуждаземная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Свет дняослепляет его, как ночную птицу, когда ему приходится выходить из сумерекотвлечённой мысли в свет жизни. Солнце обличает его беспомощность и слабость.Мочульский даёт такое толкование символа света — солнца: «Солнце у Достоевского- символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию».
2) Символ косыхлучей заходящего солнца, считает А. Ф Лосев, появляется в романах Достоевскогов самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя вкомпозиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Символическаянагрузка этого образа трудноописуема. С одной стороны, это символщемящей тоски, наступающего конца и кончины, невозвратимой силы и молодости,погибших надежд и бесплодных упреков. С другой стороны, однако, этот символДостоевского указывает на светлое и возвышенное среди этих болот,грязи, вечно моросящего неба, злого и упрямого, сердитого города. Насыщенныйглубочайшими переживаниями образ, который разлагается в бесконечный ряд своихперевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания оневозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжествои ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом, который, однако,вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду.
Глава 3. Мифологическаясимволика света
В этой главе мы рассмотрим теоретическиесведения о мифологических световых символах, обнаруженных в романе Достоевского«Преступление и наказание»; также сюда мы включим сведения о не мифологическихсимволах света и проклассифицируем все световые символы.
Свет как общий символ. Свет — в народной традиции соотносится ссолнцем, месяцем, звёздами, днём, летом, теплом, золотом, белым, красным ижёлтым цветами, красотой, жизнью, является воплощением, истинности,праведности и святости, миропорядка (ср. белый свет).
Светоносной, солнечнойприродой по народно-христианским воззрениям, обладают Бог — Отец и ИисусХристос, и ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Освещая земнуюповерхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясьна ночь, оставляет во власти зла.
Солнечныйсвет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистуюсилу.
Свет символизирует проявление божества,космическое творение, логос, универсальный принцип, содержащийся в явлении,изначальный интеллект, жизнь, истину, просветление, гнозис, прямое знание,бестелесное, nous, источник блага. Излучение света олицетворяет новую жизнь,даруемую божеством.Свет, озарение, является результатом сверхъестественных сил, либо передает их.Ощущение света — это встреча с абсолютной реальностью. Достичь света — значитприйти к центру.[14]
Солярные символы несутв себе образ Бога, Божественной благодати и силы. Солнце — небесное светило, почитавшеесяславянами как источник жизни, тепла и света.
В фольклоре Солнценазывали ясным и красным, светлым и святым, добрым и чистым. Во многихславянских традициях солнцем клялись или упоминали его в проклятиях. Онопредстаёт как разумное и совершенное существо, которое является божеством, иливыполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце — это лицо или око Бога,либо оконце, через которое Бог смотрит на землю.[15]
Солнце и вода, жара ииспарения необходимы для любой жизни. Окруженное лучами Солнце и окруженноелучами сердце имеют ту же самую символику центра как места пребывания света иразума. Тепло и свет Солнца — созидание и мудрость[16].
В большинстве культур — основной символ созидательной энергии. Как источник тепла Солнце представляетжизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света,оно символизирует знания, интеллект.
Заря — световое явление, возникающее при восходе и заходе солнца, время совершениямагических действий[17]. Символ юности,надежды.
Лунарныесимволы связаны с инфернальными силами. Луна, месяц — небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях сзагробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божествудневного света, тепла и жизни. Лунный свет считался у всех славян опасным ивредным, особенно для беременных женщин и новорождённых.[18]
Рапространённость и мощь лунныхкультов и лунного символизма частично объясняется важностью света луны дляночной охоты, а также тем, что она была первой мерой времени. Кроме своеговлияния на отливы и приливы, луна, как полагали, управляла и человеческойсудьбой.
Целомудрие, непостоянство,изменчивость, «ледяное» безразличие — все эти качества символизировала луна. Полнаялуна делит символику с кругом как знак цельности и совершенства.
Психологи связывают лунус субъективизмом, интуицией и эмоциями, а также с изменениями настроения, чтосовпадает с основным символизмом ночного светила.[19]
Свет в мифологияхочень часто соотносится с глазами как носителями света. Свет соотнесён с жилищемчеловека и с его телесным миром. В наибольшей степени со светом связаныглаза человека, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бысами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей.Темнота соответствует состоянию человека, убитого горем, и картина заходящеговечером или спрятавшегося за тучами солнца вполне отвечает общемуэмоциональному настрою похоронных причитаний.[20]
Важным образом света вмифологии являются свеча, лампа и лампада. Свеча — как образ духовного света во тьменевежества, она является важнейшим символом христианских традиций, являясьэмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частномсмысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную,человеческую душу[21].
Означает свет во тьмежизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так желегко погасить, мимолетность. Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти,олицетворяя свет мира предстоящего[22]. Лампа означаетжизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Дух,правда, ум — качества, ассоциируемые со светом. Кроме того, лампа — это жизньотдельного человека в ее мимолетности; дела добрые, бросающие свет во тьму;воспоминание. Лампы или лампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяютпостоянное присутствие божественной силы. Могут быть использованы в качествесимвола Солнца в обрядах поклонения Солнцу или огню[23].
Выводы:
1) Свет какобщий символ соотносится с солнцем, месяцем, звёздами, днём, красотой, жизнью,является воплощением, истинности, праведности и святости. Светоносной, солнечнойприродой обладают Бог — Отец и Иисус Христос, и ангелы и святые, тьму воплощаютдьявольские силы. Солнечный свет изливается начеловека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу.
2) Солярныесимволы несут в себе образ Бога, Божественной благодати и силы. Солнце — источникжизни, тепла и света. Основной символ созидательной энергии. Тепло и светСолнца — созидание и мудрость. Как источник тепла — жизненную сила, страсть,храбрость и вечная молодость. Как источник света, оно символизирует знания,интеллект. Заря — символ юности, надежды.
3) Лунарныесимволы связаны с инфернальными силами. Луна, месяц связаны с загробным миром,с областью смерти и противопоставлены солнцу как божеству дневного света, теплаи жизни. Луна управляет человеческой судьбой, символизирует целомудрие,непостоянство, изменчивость, «ледяное» безразличие. Психологи связывают луну ссубъективизмом, интуицией и эмоциями, а также с изменениями настроения, чтосовпадает с основным символизмом ночного светила.
4) . Внаибольшей степени со светом связаны глаза человека, как носители света, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бысами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей.
5) Свеча, лампаи лампада представляют важный образ света в мифологии. Свеча – как образ духовного света во тьменевежества, а краткостью своего существования она символизирует одинокую,трепетную, человеческую душу. Означает свет во тьме жизни, озарение,живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить,мимолетность. Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект,указание пути, звезду. Дух, правда, ум — качества, ассоциируемые со светом. Крометого, лампа — это жизнь отдельного человека в ее мимолетности.Лампы илилампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствиебожественной силы.
Глава 4. Символика света в «Преступлении и наказании»
По словам А. Белого, «вдуше своей Достоевский носил образ светлой жизни, но пути, ведущие в блаженныеместа, были неведомы ему. Взоры его были устремлены туда, где ясные ликидетей-ангелов являли новый град русский. А вокруг него было хмуро и скучно: втумане мёрзлой осени усмехались огоньки кабачков, да шныряли подозрительныемещане…»[24]. На светлый образбудущей жизни легла тень жизни развратной, и от этого ангельские лики детейусмехались улыбкою сфинкса (см. сон Свидригайлова). В романе «Преступление инаказание» мы видим грандиозное художественно-философское исследованиечеловеческой природы, христианскую трагедию о смерти и воскресении души. Чтоподчёркивает его световая символика, которая так же связана с ключевымисобытиями романа. Ниже мы рассмотрим эту связь и расшифруем её смысл.
Свет как общий символ иДобра и Зла влияет на жизнь и поступки героев.Свет — жизнь, истина,источник духовного блага; соотносится с жизнью, красотой. Освещая земнуюповерхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясьна ночь, оставляет во власти зла. Излучение света олицетворяет новую жизнь,даруемую божеством. Ощущение света — это встреча с абсолютной реальностью.Достичь света — значит прийти к равновесию, гармонии.
«Стараясь развязатьснурок и оборотясь к окну, к свету (все окна у ней были заперты,несмотря на духоту), она на несколько секунд совсем его оставила и стала к немузадом» (Ч.1,VII, с. 115). Раскольников отдал старухеподложный заклад, чтобы отвлечь её внимание. Алёна Ивановна повернулась к светуи попыталась развернуть вещицу. Улучив момент, Раскольников ударил её топором. АлёнаИвановна заслонила Раскольникову путь к свету, отгородив от влияния божественныхсил. К преступлению его подвели те же инфернальные силы, благодаря которым в егоруки попадает другой топор.
«Та [Поленька] сбежалапоследнюю лестницу и остановилась вплоть перед ним, ступенькой выше его. Тусклыйсвет проходил со двора. Раскольников разглядел худенькое, но милоеличико девочки, улыбавшееся ему и весело, по-детски, на него смотревшее» (Ч.2, VII, с.235). Катерина Ивановна отправилаПоленьку вслед за Раскольниковым, чтобы та узнала его адрес. Тусклый светсимволизирует жизнь бедную, ограниченную, предопределённую.
 «Не умерла ещё моя жизньвместе с старою старухой! Царство ей небесное и – довольно матушка, пора напокой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, исилы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! – прибавил он заносчиво, как быобращаясь к какой-то тёмной силе и вызывая её. – А ведь я уже соглашался житьна вершине пространства!» (Ч.2,VII,с. 237). Увидев, что девушку, которая хотела утопиться, спасли, Раскольниковпередумал сводить счёты с жизнью. Он решил бросить вызов обуявшим его тёмнымсилам. Царство света – новая жизнь, даруемая божеством, за которую онхочет побороться.
«Разве не видишь? Светв моей комнате, видишь? В щель… Они уже стояли перед последнею лестницей,рядом с хозяйкиною дверью, и действительно заметно было снизу, что в каморкеРаскольникова свет» (Ч.2, VII, с.241). Раскольников возвращается домой и видит, чтов его комнате горит свет. Там его ждали мать Пульхерия Александровна и сестраАвдотья Романовна. Здесь свет символизирует источник духовного блага,который олицетворяют мать и сестра.
Также сюда мы отнесёмсвет предметов, который они обрели из-за воздействия на них инфернальных сил. «Вдругон вздрогнул. Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавкинаправо что-то блеснуло ему в глаза … Он бросился стремглав на топор...»(Ч.1,VI, с. 110-111). Раскольников не смогвзять топор своей хозяйки из кухни, так как Настасья затеяла там стирку.Проходя мимо каморки дворника, он заметил, как под лавкой что-то блеснуло.Подойдя ближе, он понял, что это топор и быстро схватил его. Блеск топорасимволизирует воздействие бесовских сил на Раскольникова. Во-первых, происходитподмена топора: вместо хозяйского он получает топор, подкинутый бесом.Во-вторых, преступление не спланировано и ведёт его не разум, а некаяинфернальная сила. Таким образом, в данном эпизоде мы имеем дело не со Светом,а с его зеркальным отражением; то есть не с божественным, а с дьявольскимсветом.
Солярные символы освещаюточень важные, ключевые моменты романа, в которых герои находят истину,приобретают важное для них знание, открывают правду. Солнце – источникжизни, тепла и света, основной символ созидательной энергии и мудрости, истины.Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
«В эту минуту лучсолнца осветил его левый сапог: на носке, который выглядывал из сапога,как будто показались знаки. Он сбросил сапог: «действительно знаки! Веськончик носка пропитан кровью»; должно быть, он в ту лужу неосторожно тогдаступил...» (Ч.2, I, с. 129). Придядомой после преступления, Раскольников осматривает свою одежду и обнаруживаетпятна крови на носке. Луч солнца изобличает его, являя собой символ истины.
«Солнце яркоблеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть иголова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного,выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день» (Ч.2, I, с. 132). Совершив преступление,Раскольников как бы «лишился души», поэтому в солнечный день он чувствует себяплохо, тогда как в сумерках и в вечерние часы ему становится легче. Солнце символизируетсозидательную энергию, в то время как теория Раскольникова предписываетему жить в сумерках.
«Наконец он совсем пришёлв себя. Произошло это утром, в десять часов. В этот час утра, вясные дни,солнце всегда длинною полосой проходило по его правойстене и освещало угол подле двери» (Ч.2,III, с. 159). Утром Раскольников оправился от лихорадки.Солнце, как всегда, освещало угол возле двери. Солнце, символизирующее божественнуюсилу, даёт понять, что у Раскольникова есть шанс на спасение. Оно освещаетпуть к двери, то есть указывает на то, что выход есть; нужно найти в себе силывыйти из тьмы.
«Солнце яркоосвещало комнату; кадильный дым восходил клубами; священник читал«Упокой, Господи» (Ч.6, I,с.515). Раскольников пришёл на похороны Катерины Ивановны. Солнечный свет –символ божьей благодати, символ того, что Катерина Ивановна уходит влучшую жизнь, которую она, несомненно, заслужила.
«Не во времени дело, а ввас самом. Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцупрежде всего надо быть солнцем» (Ч.6,II, с. 538). Эти слова принадлежат Порфирию Ивановичу. Онпроизносит их во время разговора с Раскольниковым, когда пытается донести донего следующее: не нужно быть Наполеоном, чтобы тебя заметили, нужно простостать Солнцем. В этом эпизоде солнце – источник духовного блага,неиссякаемой созидательной энергии, любви к людям. Нужно отдавать,а не отнимать.
«Там, в облитойсолнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевыеюрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, тамкак бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его»(Ч.6,II, с. 635). В Раскольникове происходитдуховный переворот, в конце концов, он обращается к Свету. Солнце предстаётздесь как символ свободы и новой жизни.
Заря – символ юности и надежды. «Выходитона, приседает, ну можете себе представить, еще в коротеньком платьице, неразвернувшийся бутончик, краснеет, вспыхивает, как заря (сказалией, конечно). Не знаю, как вы насчет женских личек, но, по-моему, этишестнадцать лет, эти детские еще глазки, эта робость и слезинки стыдливости, — по-моему, это лучше красоты, а она еще к тому ж и собой картинка» (Ч.6, IV, с. 560). Свидригайлов рассказываетРаскольникову о пятнадцатилетней девушке, на которой он якобы хотел жениться.Его прельщали её юность и неопытность. Здесь заря является символом юности.
В следующем эпизоде заряимеет совершенно другую символику. «Они оба были бледны и худы; но в этихбольных и бледных лицах уже сияла заря обновленногобудущего, полного воскресения в новую жизнь» (Эпилог, II, с. 636). Соня понимает, что Раскольников очень сильнополюбил её. Их чувства взаимны. Любовь даёт им право надеяться на лучшеебудущее. Заря — символ надежды.
Свет заката символизирует определённый итог,завершение какого-либо цикла или периода времени, а так же побуждает героев крефлексии.
«Небольшая комната, вкоторую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейнымизанавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.
-Тогда, стало быть, так жебудет солнце светить!..» (Ч.1, I, с.36).
Мотив косых лучей появляется вэпизоде, когда раскольников приходит к Алёне Ивановне на «пробу» убийства. Вданной цитате мы видим, что лучи заходящего солнца выражают с одной стороны бесконечностьи вечность самой жизни, с другой стороны, они противопоставленымыслям Раскольникова об убийстве старухи.
« Господи! – молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты … моей!
Проходя через мост, онтихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца.Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв насердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода!» (Ч.1,V, с.96-97). Раскольников просит Богауказать ему путь, он хочет отречься от своей теории (о Наполеонах и обычныхлюдях). На закате солнца он почувствовал себя свободным. Закат символизируетнекий итог его душевных терзаний.
«Через минуту он был ужена улице. Было часов восемь, солнце заходило… Голова его, слегкабыло начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала в еговоспалённых глазах и в его исхудалом бледном лице» (Ч.2,VI, с. 199-200). Раскольников чувствуетсебя очень плохо и принимает решение покончить жизнь самоубийством. Закат здесь- ни что иное, как символ принятого решения, определённости,стремление прийти к другой, более совершенной жизни.
«Склонившись над водою,машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, наряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдалённое окошко, где-тов мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечноголуча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и,казалось, со вниманием всматривался в эту воду» (Ч.2,VI, с. 215). Раскольников понимает, что он не способен насамоубийство. Он размышляет над возможностью добровольного признания. Закатпобуждает Раскольникова к самоанализу.
«Солнцезаходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. Вней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-топостоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящейтоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства».В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мучить.
— Вот с этакими-тоглупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь закатасолнца, и удержись сделать глупость! Не то что к Соне, а к Дунепойдешь! — пробормотал он ненавистно» (Ч.5,V, с. 501). Раскольников хочет пойти к Соне и во всём сознаться.На закате им овладевает жажда покаяния. И снова закат символизирует итогего размышлений, самоанализа.
«Раскольников шел в своюквартиру; он спешил. Ему хотелось кончить все до заката солнца.До тех же пор не хотелось бы с кем-нибудь повстречаться» (Ч.6,VII, с.602). Раскольников принялокончательное решение во всём признаться Порфирию Петровичу. Этот закатстановится символом границы между его жизнью во тьме и началом пути кискуплению греха, пути к свету.
Лунарные символы воздействуютна жизнь героев, их поступки. Луна ассоциируется в народных представлениях с загробным миром,с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света,тепла и жизни. Представляет инфернальное начало, символизирует изменчивость,непостоянство.
Символичен сонРаскольникова пред встречей со Свидригайловым. «Был уже поздний вечер.Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче иярче; но как-то особенно душно было в воздухе. … Вон окно в первом этаже;грустно и таинственно проходил сквозь стёкла лунный свет; вот ивторой этаж. Ба! Эта та самая квартира,… Вот и третий этаж; … В переднейбыло очень темно и пусто, ни души, как будто всё вынесли; тихонько, на цыпочкахпрошёл он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом;всё тут по-прежнему: стулья, зеркало, жёлтый диван и картинки в рамках.Огромный, круглый месяц глядел прямо в окна. «Это от месяцатакая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает».(Ч.3,VI, с. 332-334). Перед встречей соСвидригайловым Раскольников видит сон, описанный выше. Свидригайлов связан слунной символикой, он не брезгует пользоваться доверчивостью юных девушек. Малотого, он даже не пытается это скрыть. Луна здесь символизирует инфернальноеначало, антисолнце.
В наибольшейстепени со светом связаныглаза человека, являющиесяносителями света, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бысами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей.
«Немного спустя дверьприотворилась на крошечную щёлочку: жилица оглядывала из щели пришедшего свидимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки»(Ч.1, I, с.25). По описанию глаз АлёныИвановны можно сказать, что перед нами человек хитрый и корыстный. В данномслучае «сверкание глазок» символизирует алчность и недоверие.
Мотив света являетсясущественным при описании Мармеладова. «Это был человек лет уже за пятьдесят,среднего роста, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянногопьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и припухшими веками, из-за которых сияликрошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. Ночто-то было в нём очень странное; во взгляде его светиласькак будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же времямелькало как будто и безумие» (Ч.1, II, с. 41). Свет глаз выражает восторженность и безумие. Символизирует его душевность,степень его переживаний, бурные чувства.
Степень внутреннихпереживаний Раскольникова передаёт описание Достоевским его взгляда. «Раскольниковне вытерпел и злобно сверкнул на него загоревшимися гневомчерными своими глазами». (Ч.3,V, с.304). Взгляд Раскольникова выражает гнев и негодование поотношению к Порфирию Петровичу. Здесь сверкание глаз – символ злобы и гнева.
«А знаете что? — вскричалРаскольников, приподнимаясь на подушке и смотря на него в упор пронзительным, сверкающимвзглядом, — знаете что?» (Ч.2, V, с.198). Взгляд выражает ненависть Раскольникова к Лужину. Этотсверкающий взгляд символизирует негодование.
Описание глаз Сонипередаёт её глубокую веру, набожность и её внутреннюю силу духа. «Соня молчала,он стоял подле нее и ждал ответа.
— Что ж бы я без бога-тобыла? — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшимиглазами, и крепко стиснула рукой его руку» (Ч.4, IV, с.385). Взгляд отражает степеньверы, возмущение сомнением Раскольникова в Сониной вере. Засверкавшие глазаСони – символ истинной веры.
«С новым, странным, почтиболезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильноеугловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкатьтаким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькоетело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и болеестранным, почти невозможным» (Ч.4, IV, с.385). Здесь взгляд Сони раскрывает её внутреннюю силу и энергетику,которыми одарил её Бог. Взгляд символизирует внутреннюю силу духа.
Внутренний, душевныйсвет (важнуюсимволику которого мы видим на протяжении всего романа) внезапно озаряет героя,символизируя просветление, счастье и внутреннюю гармонию.
«Впрочем, и это бледное иугрюмое лицо озарилось на мгновение как бы светом,когда вошли мать и сестра, но это прибавило только к выражению его, вместопрежней тоскливой рассеянности, как бы более сосредоточенной муки. Светпомерк скоро, но мука осталась … ». (Ч.3, III, с. 272). Раскольников был рад приезду матери исестры, но его мучили мысли о его теории. Свет душевный символизирует мимолётноесчастье, которое Раскольников почувствовал при встрече с родными.
«Лицо матери осветилосьвосторгом и счастьем при виде это окончательного и бессловного примирения братас сестрой» (Ч.3, III, с. 274-275). Здесьописывается радость Пульхерии Александровны примирению её детей. Внутреннийсвет в данном контексте символизирует душевную гармонию.
В «Преступлении инаказании» свеча, лампа и лампадапредставляют собой важный образсимвола света. Ниже мы рассмотрим значение каждого из них в отдельности.
Свеча — означает свет во тьме жизни,озарение; жизнь, которую легко погасить, мимолетность. В более частном смысле свечакраткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческуюдушу.
«Маленькая закоптелаядверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещалбеднейшую комнату шагов в десять длиной; . На краю стола стоял догоравшийсальный огарок в железном подсвечнике» (Ч.1, II, с. 56). Здесь мы видим описание комнаты Мармеладова,беспросветную бедность, обречённость. У Мармеладова нет достаточно сильной волик жизни, он не способен добиться успеха на службе, обеспечить семью. Поэтомудогорающий сальный огарок символизирует здесь неверную жизнь, которуюлегко погасить.
«Возвратясь с Сенной, онбросился на диван, и целый час просидел без движения. Между тем стемнело; свечиу него не было, да и в голову не приходило ему зажигать» (Ч.1,VI, с. 104). После того, какРаскольников случайно услышал разговор, подтверждающий его теорию (необычныйчеловек, «Наполеон», ради блага многих может позволить себе убить обычногочеловека, «зловредную вошь»), пришёл домой и погрузился в тёмные мысли онеобходимости преступления. Таким образом, отсутствие свечи и её света выражаетвнутреннюю готовность совершить преступление, погружённость во тьму жизни.
«Раскольников в бессилииупал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании,в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал.Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечойи тарелкой супа» (Ч.2,II, с.157). Спрятав краденое, Раскольников вернулся домой и лёг спать. Проснулся он снестерпимым ощущением ужаса от кошмарного сна, поэтому свет от свечи, внесённойкухаркой Настасьей, показался ему очень ярким. Раскольников всё глубжепогружается во тьму, теперь свет озаряет не его самого, а тьму вокруг него.
«Все отступили. Исповедьдлилась очень недолго. Умирающий вряд ли хорошо понимал что-нибудь; произноситьже мог только отрывистые, неясные звуки. Катерина Ивановна взяла Лидочку, сняласо стула мальчика и, отойдя в угол к печке, стала на колени, а детей поставилана колени перед собой. Между тем двери из внутренних комнат стали опятьотворяться любопытными. В сенях же все плотнее и плотнее стеснялись зрители, жильцысо всей лестницы, не переступая, впрочем, за порог комнаты. Один только огарокосвещал всю сцену» (Ч.2,VII,с.230-231). Катерина Ивановна привела детей проститься с умирающим отцом(Мармеладовым). Огарок свечи с одной стороны символизирует краткостьчеловеческой жизни, а зажигаемый возле постели умирающего, освещают тьмусмерти, олицетворяя свет мира предстоящего.
«Огарок ужедавно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этойнищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечнойкниги» (Ч.3, IV, с.390). Ища путь к спасению,Раскольников приходит к Сонечке Мармеладовой. Вместе они читают Евангелие. Вэтом эпизоде мы видим сразу же два символа – огарок свечи (стремление ксвету) и «Евангелие» (символ пути к «свету», Богу), которые усиливаютважность момента.
Отдельно нужно выделить символбабочки, летящей на пламя свечи.
«Ну, да там какобернется… посмотрим… сейчас… хорошо иль не хорошо, что я иду? Бабочкасама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!..» (Ч.3, IV, с.299). Во время разговора сПорфирием Петровичем Раскольников чуть было не выдал себя. О том же метафорическиговорит Раскольникову Порфирий Петрович. «Видали бабочку перед свечкой?Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки,кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себякругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» (Ч.4, V, с.404). Порфирий Петрович говоритРаскольникову, что убийца подобен бабочке, он находится рядом и, пытаясьзапутать следствие, запутывается сам. На основании этих цитат, мы делаем вывод,что бабочка, летящая на свечку, – не что иное, как символ неизбежногопоражения, гибель, верная смерть.
Лампада, стоящая на алтаре или у образа,олицетворяет постоянное присутствие божественной силы и связь с ней.
«В углу перед небольшимобразом горела лампада» (Ч.1, I, с.36). В комнате, где жили Алёна Ивановна и Лизавета, передобразом горела лампада. Она является символом религиозности Лизаветы ивыражает её глубокую связь с богом. В то же время, она подчёркиваетбезбожность Алёны Ивановны, которая втридорога перепродавала вещи, взятые забесценок в заклад у бедных людей.
Лампа – символ правды, указание пути, свет вотьме
«В коридоре было темно;они стояли возле лампы. С минуту они смотрели друг на другамолча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взглядРаскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, всознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло междуними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное,безобразное и вдруг понятое с обеих сторон» (Ч.4, III, c.374).Здесь Разумихин с ужасом догадывается о том, что Раскольников – истинный убийцастарухи-процентщицы и её сестры. Таким образом, лампа в этом отрывке являетсясимволом пути к правде. В коридоре темно и свет лампы – ни что иное, каксвет истины во тьме неведения.
Далее мы видим, чтозначение символа может меняться.
«О господи, что это ябыло вздумал. Да-с, это было затмение, и я пред ним виноват! Это он тогда у лампы,в коридоре, затмение на меня навел. Тьфу! Какая скверная, грубая, подлая мысльс моей стороны! Молодец, Миколка, что признался» (Ч.6, I, с. 521). После признания Миколки в убийстве старухиРазумихин осуждает себя за то, что преждевременно обвинил Раскольникова впреступлении. В данном контексте значение символа меняется на противоположное,то есть для Разумихина, выведенная им первоначально истина, становитсязаблуждением.
Из вышесказанногоследует, что механический свет (свет лампадок, свечей) в данном произведении символическисвязан с поворотными событиями, с предопределённостью судеб героев, и, несмотряна это, с их стремлением к свету.
Выводы:
1) Итак, мывидим, что свет в романе Достоевского может быть как прямым, так и отражённым.Прямой свет символизирует божественное начало, источник блага, жизнь, тогда какотражённый свет или отсутствие прямого света – инфернальное начало.
2)  Солярныесимволы освещают очень важные, ключевые моменты романа, в которых герои находятистину, приобретают важное для них знание, открывают правду и дают им надеждуна светлое будущее, показывают, что выход из ситуации есть всегда (никогда непоздно «обратиться к свету»). Закаты побуждают героев к рефлексии, подводятитог, завершение чего-либо, создают временные рамки, а также дают возможность примиренияс жизнью, умиротворение и надежду на правду.
3) Лунарнаясимволика связана с героями, заблудившимися во тьме или осознанно, погрязшими вней. Инфернальные силы подводят к преступлению, помогая совершить его; а такжепомогают в тёмных делах. Причём искупить свои ошибки за связь с ними можно лишьочень сильным страданием и раскаянием или смертью.
4) На протяжениивсего романа символ света соотносится с глазами человека, как носителями света.Свет глаз, беспокойный, сверкающий, показывает натуру страдающую, бунтующую,порой безумную. Является символом выражения человеческих эмоций, бурных чувстви степени переживаний. Чтобы наиболее полно передать состояние героя в минутысильного душевного волнения, Достоевский делает сильный акцент на описание глазгероя, таким образом, усиливая воздействие на читателя.
5) Внутренний,душевный свет внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье ивнутреннюю гармонию. Через призму света и внутреннего, и света глаз писательпоказывает развитие тонких срезов психики человека. Чаще всего свет выявляет депрессивныеи в противовес этому – маниакальные состояния души, душевные муки героя и егопереживания.
6) Свеча, лампаи лампада представляют в данном произведении важный образ света, который символически связан с поворотнымисобытиями, с предопределённостью судеб героев, и, несмотря на это, с ихстремлением к свету. Свеча беспристрастно освещает давящую бедность жильягероев, при свете свечи происходят поворотные события романа, важныеумозаключения героев. Она символизирует, с одной стороны, краткость человеческойжизни и, с другой стороны, стремление к свету. Особое значение имеет так жесимвол летящей на пламя свечи бабочки — символ быстрой смерти. Лампа заключаетв себе символ истины, к которой стремятся все герои, а лампада — истинной верыв Бога некоторых героев.
Заключение
В данной работе мырассмотрели символику света в романе Достоевского Ф.М. «Преступление инаказание».
Сначала мы рассмотрелитеорию символа, его проблему и связь с реалистическим искусством. Затем исследовалиработы по символике света в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание».Изучили теоретические сведения о символах света, проклассифицировали их. Послеэтого мы интерпретировали символику света в романе и сделали следующие, выводы:
1. Свет уДостоевского также символизирует именно жизненное движение: свет солнца,закатные отблески, слабый сумеречный свет, свет сквозь тьму – имеет прямоевлияние на эволюционный виток человеческой жизни.
2. Ключевымисимволами в романе «Преступление и наказание» являются солнечный свет (закатови рассветов, сумерек) и свет внутренний, душевный; не последнюю роль играетсвет глаз и механический свет. Как и всё живое, человек стремится к свету. Этонепреложный закон биологического развития земной жизни.
3. Прямой светсимволизирует божественное начало, источник блага, жизнь, а отражённый свет илиотсутствие прямого света — инфернальное начало.
4. Солярные символы — как источник жизни, тепла и света, основной символ созидательной энергии имудрости, истины.
5. Лунарные символы символизируютинфернальное начало.
6. Свет соотнесённыйсо светом глаз, беспокойный, сверкающий, показывает натуру страдающую,бунтующую, порой безумную. Является символом выражения человеческих эмоций,бурных чувств и степени переживаний.
7. Внутренний,душевный свет внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье ивнутреннюю гармонию.
8. Свечи, лампы,лампады в данном произведении символически связан с поворотными событиями, спредопределённостью судеб героев, и, несмотря на это, с их стремлением к свету.
Таким образом, мывыполнили задачи, поставленные во введении.
Список литературы
1. Аверинцев С.С.София-Логос. Словарь. 2-е, исп. изд. К.: Дух i Лiтера, 2001. С. 155-162.
2. Анненский И.Ф.Достоевский // az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0400.shtml
3. Белый А.Символизмкак миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 5-10.
4. Бродский И. ОДостоевском // www.lib.ru/BRODCKIJ/Br_dost.txt
5. Вершины: Книга овыдающихся произведениях русской литературы / Сост. и общ. ред. Кулешова В.И.М.: Дет. лит., 1983. С. 25-30.
6. Достоевский Ф.М.Преступление и наказание: Роман. СПб: Азбука-классика, 2007.
7. Карасёв Л.В. Осимволах Достоевского // Вопросы философии. 1994. №10. С. 90-111.
8. Квятковский А.П.Поэтический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1996. С. 263.
9. Лосев А.Ф.Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд. М.: Искусство, 1995.
10. Мочульский К.В.Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Достоевский.Соловьёв. М., 1995. С. 362-364.
11. Словарь литературоведческихтерминов. / Ред. сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. М.: Просвещение, 1974. С.348-349.
12. Соловьёв В.С. Триречи в память Достоевского. Первая речь // Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. М., Мысль,1988. Т.2. С. 290-323.
13. Толстая С.М.,Агапкина Т.А., Белова О.В. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.Международн. отношения, 2002.
14. Трэссидер Дж.Словарь символов. М.: Фаир — Пресс, 2001.
15. Шеллинг Ф.В.Философия искусства. М., 1966. С. 110-111.
16. Энциклопедическийсловарь юного литературоведа. / Сост. Новиков В.И., Шкловский Е.А. 2-е изд. М.:Педагогика-Пресс, 1998. С. 299.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.