--PAGE_BREAK--2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка
Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.
Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:
— официальной ставки рефинансирования;
— уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;
— нормативов минимальных резервных требований;
— в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.
В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:
— предоставление займов;
— прием депозитов;
— валютные интервенции;
— выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;
— покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;
— переучет коммерческих векселей;
— другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.
Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.
Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей.
Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.
Официальная ставка рефинансирования Национального Банка на состояние 01.10.2010 г. составляет 7 %. [3] В таблице 2.1. приведены данные за период 2008- 2010 г.
Таблица 2.1.Официальная ставки Национального Банка
Дата установ-
№, дата постановления
Размер ставки, %
ления ставки
Правления НБК /
рефинансирования
РЕПО/
(с)
Cов.Директоров
(единая)
Обратное РЕПО
01.01.2008
№144 от 24.12.2007
11,0
11
01.04.2008
№20 от 28.03.2008
11,0
11
01.07.2008
№53 от 23.06.2008
10,5
10,5
01.10.2008
№76 от 22.09.2008
10,5
10,5
01.01.2009
№115 от 22.12.2008
10,0
10,0
05.02.2009
№ 8 от 04.02.2009
9,5
9,5
01.04.2009
№23 от 20.03.2009
9,5
9,5
12.05.2009
№41 от 12.05.2009
9,0
9,0
10.06.2009
№54 от 10.06.2009
8,5
8,5
10.07.2009
№62 от 09.07.2009
8,0
8,0
10.08.2009
№72 от 07.08.2009
7,5
7,5
04.09.2009
№88 от 04.09.2009
7,0
7,0
01.01.2010
№119 от 29.12.2009
7,0
7,0
01.04.2010
№17 от 29.03.2010
7,0
7,0
01.07.2010
№58 от 25.06.2010
7,0
7,0
01.10.2010
№79 от 27.09.2010
7.0
7,0
В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков. Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана.
Изменение нормативов минимальных резервных требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения. При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Минимальные резервные требования – это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно- конвертируемой валютах (резервные активы). [4].
Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных резервных требований – это доля в процентах от суммы обязательств, перечень которых установлен Правилами о минимальных резервных требованиях.
Структуру обязательств банка, принимаемых для расчета минимальных резервных требований, составляют внутренние и иные обязательства банка.
Внутренние обязательства банка – это обязательства банка перед резидентами по балансовым счетам.
Нормативы минимальных резервных требований устанавливаются постановлением Правления Национального Банка отдельно по внутренним и иным обязательствам.
Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату.
Так на 25.06.2008 г. Национальный Банк Республики Казахстан распространяет пресс-релиз, в котором сообщается об изменении нормативов минимальных резервных требования для банков второго уровня.
В целях регулирования краткосрочной ликвидности банков второго уровня Правлением Национального Банка Республики Казахстан были изменены нормативы минимальных резервных требований. Вместо действующих нормативов в размере 6% по внутренним обязательствам и 8% по иным обязательствам вводятся новые нормативы на уровне 5% по внутренним обязательствам и 7% по иным обязательствам.
В соответствии с действующим законодательством нормативы минимальных резервных требований вводятся в действие не раньше чем через месяц после принятия такого решения. Соответственно, новые нормативы вступают в силу с 29 июля 2008 года.
Снижение нормативов минимальных резервных требований позволит банкам высвободить, по оценке, около 90 млрд. тенге. Высвобожденные средства могут быть направлены на поддержание кредитной активности банков.
Национальный банк Казахстана в 2009 г. понизил нормативы минимальных резервных требований для коммерческих банков. по внутренним обязательствам минимальные резервные требования снижены с 2% до 1,5%, по иным обязательствам — с 3% до 2,5%.
Данная мера позволила предоставить банковской системе ликвидность в размере 50 млрд тенге.
В настоящее время нормативы минимальных резервных требований по внутренним обязательствам составляют 1,5%, по иным обязательствам — 2,5%. Пересматривались они в последний раз в марте 2009 года.При этом в прошлом году было принято постановление правления Национального Банка, в котором был установлен отдельный лимит по минимальным резервным требованиям для банков, находящихся в процессе реструктуризации долгов по решению суда. Для них установлен лимит 0. Данное решение было введено в действие в ноябре 2009 года.
Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.
Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики.
Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики. Порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.
2.2 Анализ инструментов денежно кредитной политики за 2009 год
Замедление инфляционных процессов в 2009 году позволило Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны.
В феврале 2009 года Национальным Банком был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за долл. +/-3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, улучшить состояние платежного баланса, сохранить золотовалютные резервы Национального Банка.
На внутреннем валютном рынке в 2009 году Национальный Банк выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. За 2009 год нетто-продажа Национального Банка на внутреннем валютном рынке составила 5,4 млрд. долл. При этом, если с января по октябрь Национальный Банк обеспечивал предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, то в ноябре-декабре 2009 года Национальный Банк проводил операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, объем которых в этот период составил около 4 млрд. долл.
В 2009 году Национальным Банком приняты дополнительные меры по обеспечению стабильности на финансовом рынке. Принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков Национальным Банком.
В 2009 году Национальный Банк предоставлял займы рефинансирования банкам посредством операций обратного РЕПО и в январе-феврале 2009 года – операций СВОП.
Общий объем операций обратного РЕПО за 2009 год составил 5,9 трлн. тенге, операций СВОП – 1,4 трлн. тенге. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней и 1 месяц.
В марте 2009 года Национальный Банк прекратил проведение операций валютный СВОП и СВОП под залог остатков денег на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке.
По состоянию на конец 2009 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком по операциям обратного РЕПО составлял 404,9 млрд. тенге (рис. 2.!.)
Рис. 2.1. Объем непогашенной задолженности по выданным банкам займам рефинансирования (на конец периода)
Был скорректирован перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО, который включает государственные ценные бумаги, облигации национальных компаний Казахстана, иностранных государств, международных финансовых организаций, АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Банк развития Казахстана», АО «Евразийский банк развития», а также долговые ценные бумаги банков, эмитенты которых находятся в прямой 100% собственности у государства или АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», или АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».
В результате предпринятых Национальным Банком мер на протяжении 2008-2009 годов по обеспечению стабильности финансового сектора ситуация с тенговой ликвидностью в банковском секторе значительно улучшилась. Как следствие, во второй половине 2009 года увеличился спрос со стороны банков на операции Национального Банка по изъятию ликвидности. Несмотря на то, что за 2009 год по сравнению с 2008 годом объем выпущенных краткосрочных нот уменьшился в 2,0 раза и составил 1,4 трлн. тенге, их объем в обращении в 2009 году вырос на 51,6% до 473,3 млрд. тенге (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Краткосрочные ноты в обращении (на конец периода)
Средневзвешенная доходность по нотам снизилась с 5,82% в декабре 2008 года до 2,23% в декабре 2009 года (рисунок 2.3.).
Рисунок 2.3. Эффективная доходность по краткосрочным нотам Национального Банка
С 10 августа 2009 года Национальный Банк приостановил размещение краткосрочных нот со сроком обращения 1 месяц, и начал выпускать ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев.
От банков в 2009 году было привлечено депозитов на сумму 16,3 трлн. тенге, что в 2,7 раза больше, чем в 2008 году. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке выросли с 33,0 млрд. тенге на конец 2008 года до 488,9 млрд. тенге на конец 2009 года, т.е. в 14,8 раза.
Итогом операций Национального Банка на внутреннем рынке стало изъятие ликвидности банков на 1,3 трлн. тенге за 2009 год (таблица 2.2.).
Таблица 2.2.Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке млрд. тенге
Cальдо операций
Национального Банка на
денежном рынке
(«-» – изъятие, «+» –
увеличение тенговой
ликвидности)
Участие Национального Банка
на валютном рынке
(«-» – нетто-продажа валюты,
«+» – нетто-покупка валюты)
Чистое изъятие
ликвидности
(«-» – изъятие
ликвидности, «+» –
увеличение тенговой
ликвидности)
2004 г.
— 303,5
478,0
174,5
2005 г.
211,2
-48,6
162,6
2006 г.
-997,8
1271,0
273,2
2007 г.
644,5
-771,8
-127,3
2008 г.
447,4
404,8
852,1
2009 г.
-596,1
-729,9
-1326,0
Также Национальный Банк привлек депозиты Министерства финансов в тенге на общую сумму 5 732,8 млрд. тенге по средней ставке 0,25% годовых, средний срок привлечения составил 7 дней.
В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку
рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. С 10 августа 2009 года Национальный Банк принимает депозиты от банков сроком на 7 дней и 1 месяц. Ставки по данным депозитам были первоначально установлены на уровне 2,0% и 2,5%, соответственно, а в последствии постепенно снижались. С 1 декабря 2009 года ставки по депозитам от банков сроком на 7 дней составляют 0,5%, по депозитам сроком на 1 месяц – 1,0% (рисунок 2.4.).
Рисунок 2.4. Ставки по операциям Национального Банка
С 3 марта 2009 года нормативы минимальных резервных требований для банков были снижены с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам банка и с 3% до 2,5% по иным обязательствам банка. Данное снижение по оценке высвободило около 50 млрд. тенге ликвидности. С 30 ноября 2009 году в целях регулирования краткосрочной ликвидности для банков, находящихся в процессе реструктуризации, были установлены отдельные нормативы минимальных резервных требований в размере 0% для внутренних обязательств и 0% для иных обязательств банка.
В 2009 году векселя к переучетуне принимались. В портфеле Национального Банка на 1 января 2010 года векселей не имелось.
Динамика показателей денежного предложения в 2009 году демонстрировала показатели роста: денежная масса выросла на 17,9%, наличные деньги в обращении увеличились на 6,5%, расширение денежной базы составило 60,7%.
За 2009 год чистые международные резервы Национального Банкавыросли на 14,2% до 22,7 млрд. долл.
Увеличение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке и поступления валюты на счета Правительства в Национальном Банке были частично нейтрализованы операциями по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и операциями по обслуживанию внешнего долга Правительства. В результате чистые валютные запасы (СКВ) за 2009 год выросли на 13,0%. Активы в золоте в результате роста его цены на мировых рынках выросли на 25,0%.
За 2009 год международные резервыстраны в целом (в текущих ценах), включая активы Национального фонда в иностранной валюте (24,4 млрд. долл.), выросли незначительно – на 0,5% до 47,6 млрд. долл. Активы Национального фонда в национальной валюте на конец 2009 года составили 750 млрд. тенге (облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» по номинальной стоимости).
В 2009 году денежная базарасширилась на 60,7% до 2 451,2 млрд. тенге (в 2008 году – на 4,2%). Основной причиной расширения денежной базы стал рост как чистых внутренних активов (в основном, за счет роста требований к банкам и государственным нефинансовым организациям), так и чистых внешних активов Национального Банка.
Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков в Национальном Банке, расширилась на 31,5% до 1 962,1 млрд. тенге.
За 2009 год чистые внутренние активы Национального Банка (без учета активов Национального фонда) увеличились на 167,0%. В их структуре чистые требования к Правительству снизились в 9,0 раз за счет роста остатков на счетах Правительства, прочие чистые внутренние активы Национального Банка – в 2,1 раза. Вместе с тем, требования к финансовым организациям в результате предоставления банкам кредитов рефинансирования выросли на 184,3%. Требования к остальной экономике увеличились с 0,4 млрд. тенге до 181,4 млрд. тенге, основной причиной такого значительного роста послужил рост требований к государственным нефинансовым организациям.
За 2009 год денежная массавыросла на 17,9% и составила 7 386,5 млрд. тенге.
Основной причиной ее роста послужило увеличение чистых внешних активов банковской системы.
В структуре чистых внешних активов банковской системы в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились как чистые международные резервы Национального Банка, так и чистые внешние активы банков. Рост чистых внешних активов банков (на 58,0%) был в основном обусловлен снижением обязательств банков перед нерезидентами.
В структуре внутренних активов банковской системы требования к нефинансовым организациям выросли на 16,9%, требования к Правительству снизились в 2,4 раза, тогда как требования к небанковским финансовым организациям увеличились незначительно (рост на 2,6%), требования к домашним хозяйствам снизились на 3,0%.
Уровень монетизации экономики вырос с 39,0% на конец 2008 года до 46,5% по итогам 2009 года.
Денежный мультипликатор снизился с 4,11 в декабре 2008 года до 3,01 в декабре 2009 года в результате опережающих темпов расширения денежной базы по сравнению с темпами роста денежной массы. Этому способствовало повышение коэффициента резервирования из-за накопления банками значительных избыточных резервов в Национальном Банке.
В структуре денежной массы наличные деньги в обращении(М0) за 2009 год выросли на 6,5% до 913,5 млрд. тенге, депозиты резидентов – на 19,7% до 6473,0 млрд. тенге.
Позитивная тенденция увеличения доли депозитов в структуре денежной массы сохранилась вследствие опережающего темпа роста депозитов резидентов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении. В течение 2009 года этот показатель вырос с 86,3% до 87,6%.
Рост наличных денег в обращении связан с повышением и ростом выплат по заработной плате, пенсиям и пособиям. Тем не менее, в 2009 году темпы роста наличных денег в обращении сократились с 16,0% в 2008 году до 6,5%. Среди факторов, которые сдерживали рост наличных денег в обращении, следует выделить низкую кредитную активность банков, увеличение объемов продаж обменными пунктами наличной иностранной валюты, поступления наличных денег в кассы банков от реализации товаров, работ и услуг, а также поступления наличных денег на срочные депозиты населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2009 гг.
Проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволил восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста ожидается медленным, несмотря на улучшение экономических и финансовых условий в мировой экономике со второй половины 2009 года.
В целом, рассматривая Динамику изменения кредитной политики (Рис. 2.5.), можно отметить в 2009 году стабильный рост.
Рис. 2.5. Диаграмма изменения кредитной политики
В макроэкономическом развитии Республики Казахстан в 2009 году также наметился переломный момент.
Начало 2009 года характеризовалось девальвацией национальных валют в странах –торговых партнерах Казахстана, а также низкими ценами и невысоким спросом на энергоресурсы, вызванным рецессией в мировой экономике.
Проведенная в феврале девальвация тенге способствовала улучшению состояния экономики, нисходящий тренд которой стал ослабевать. Однако слишком медленный рост цен на основные товары казахстанского экспорта, снижение внешнего и внутреннего спроса, стагнация кредитной деятельности банковского сектора привели к падению экономики в 1 полугодии 2009 года.
Улучшение со второго полугодия 2009 года внешнего спроса и ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках, а также антикризисные меры Правительства значительно снизили глубину падения экономики, в результате чего наметившиеся признаки восстановления, укрепившись в последнем квартале года, позволили завершить 2009 год с небольшим ростом.
Объем ВВП в текущих ценах по оперативным данным в 2009 году достиг 15,9 трлн.тенге. Темп реального роста ВВП по сравнению с 2008 годом составил 1,2% (Рис. 2.6.).
Рис. 2.6. Динамика реального ВВП
Начиная с 3 квартала 2009 года, наблюдается некоторое восстановление экономического роста, которое компенсировало существенное снижение реального ВВП в первом полугодии 2009 года. По предварительным итогам 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 году темпы экономического роста были ниже, чем в 2007-2008 годах, меры государственной поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и стабилизировать экономическую ситуацию.
Рост ВВП в целом был обеспечен увеличением на 2,0% сегмента производства товаров, где ведущую роль сыграли горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство. В производстве услуг, которое снизилось на 0,4% рост в операциях с недвижимым имуществом, связи, а также в государственном управлении и социальной сфере, не смогли в полной мере компенсировать падение других отраслей данного компонента.
При этом реальный сектор экономики более болезненно отреагировал на последствия мирового кризиса. Поквартальная динамика объема производства товаров, по оценке Национального Банка, продемонстрировала начало падения данного компонента в 3 квартале 2008 года, которое, продолжаясь на протяжении 4 периодов, лишь в 3 квартале 2009 года вышло на нулевой показатель роста, в то время как объем производства услуг снижался лишь на протяжении 1, 2 и 3 кварталов 2009 года. В итоге оба компонента отметились значительным ростом в 4 квартале 2009 года, который «вытянул» в положительную зону годовой показатель ВВП.
В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (54,8%), при этом с 2002 года их доля устойчиво превышает половину объема ВВП (рис.2.7.)
Рис. 2.7. Структура ВВП
Инфляционный потенциал в экономике Республики Казахстан в 2009 году был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2% (в декабре 2008 года – 9,5%). Накопленный уровень инфляции можно проследить на графике (рис 2.8.)
Рис. 2.8. Накопленный уровень инфляции
В 2009 году отмечалось стабильное снижение темпов инфляции в Казахстане.
По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2%. Данный уровень инфляции в 1,5 раза ниже по сравнению с инфляцией 2008 года. (Рис. 2.9.)
Рис. 2.9. Уровень годовой инфляции
Фактически сложившийся уровень инфляции в 4 квартале 2009 года (1,4%) был
ниже прогноза (1,8-2,0%), который был опубликован в предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Инфляция на протяжении всего периода была ниже прогнозных значений.
В 4 квартале 2009 года цены на продовольственные товары росли низкими темпами, что нехарактерно для данного периода. Прирост цен составил лишь 0,6%, что является исторически минимальным, за исключением 4 квартала 1998 года, когда цены на продовольственные товары снижались.
Формирование инфляционных процессов происходило, главным образом, под воздействием удорожания платных услуг населению. В их структуре наибольший прирост цен пришелся на регулируемые услуги. Влияние со стороны непродовольственных товаров было незначительным, и динамика цен на данные товары определялась, главным образом, фактором сезонности.
В 2009 году инфляционный фон в экономике оставался минимальным. Как следствие, ситуация на потребительском рынке характеризовалась постепенным снижением инфляции. Ее незначительное ускорение произошло лишь в конце года ввиду повышения потребительского спроса и фактора сезонности.
Фактический уровень инфляции в годовом выражении на конец декабря 2009 года также сложился ниже прогнозного, опубликованного в предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Так, в декабре 2009 года годовая инфляция сложилась на уровне 6,2% при прогнозе 8,0% (график 2.10.).
Рис. 2.10. Факт и прогноз инфляции в 2009 г.
Невысокая деловая активность, стагнация кредитной активности банков, низкие темпы роста реальных денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос послужили основными факторами снижения инфляционного фона в экономике.
Тем не менее, следует отметить, что макроэкономическая ситуация в Казахстане в 2009 году характеризуется большей стабильностью по сравнению с ситуацией 2007-2008 годов. При этом, если в первой половине года сокращался объем производства во многих отраслях экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, грузооборот, розничный товарооборот), то уже во второй половине 2009 года наметился переломный момент. По предварительным данным реальный рост ВВП по итогам 2009 года составил 1%.
Мировые цены на товарных рынках в 2009 году оставались волатильными. При этом отмечался рост цен на нефть, металлы, тогда как цены на пшеницу постепенно снижались. Рост мировых цен сказался на удорожании промышленной продукции казахстанских производителей, тем не менее, он не оказал значительного влияния на инфляционные процессы на потребительском рынке.
Минимальный инфляционный фон в экономике позволил Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. В частности, Национальный Банк продолжил предоставление банковскому сектору займов рефинансирования.
Необходимость сохранения золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей потребовала пересмотра подходов к валютной политике со стороны Национального Банка. В феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило значительно снизить девальвационные ожидания на рынке.
В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку
рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены минимальные резервные требования к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.
Предпринятые меры позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Спрос на ресурсы Национального Банка со стороны банков сократился, тогда как объем операций по изъятию ликвидности увеличился. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка, в то время как роста кредитования экономики не произошло.
В этих условиях Национальный Банк внес некоторые изменения в инструменты денежно-кредитной политики. Были увеличены сроки и снижены ставки по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка.
В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.
Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.
Однако ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.
В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.
В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.
В результате данных мер, а также возобновления роста мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2009 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики Казахстан удалось восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2009 года он составил 23,2 млрд. долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2008 годом.
Минимальный инфляционный потенциал в экономике позволил Национальному Банку Республики Казахстан в качестве основного направления денежно-кредитной политики определить принятие мер по восстановлению доверия населения к национальной валюте.
Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.
Кроме того, поддержка банковской системы со стороны государства в рамках Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со 2 квартала 2009 года сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.
Сохраняющиеся высокие риски в экономике Республики Казахстан и ограниченный спрос на кредитные ресурсы со стороны реального сектора, а также низкое качество ссудного портфеля банков не способствовали росту кредитной активности. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка Республики Казахстан, несмотря на снижение ставок вознаграждения и увеличение сроков по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан.
3.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г.
Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.
Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.
С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.
При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.
Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.
Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.
Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.
Таблица 3.1.Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2010 год
продолжение
--PAGE_BREAK--