--PAGE_BREAK--Достаточно быстрыми темпами растет совокупный капитал действующих банков. Позитивным фактором наращивания банками своей капитальной базы можно считать то, что источниками роста капитала стали не только увеличение размера уставного капитала и субординированные кредиты, но также прибыль и сформированные из нее фонды.
Продолжает наращиваться ресурсная база банков. Все большую роль в ней играют средства предприятий и организаций. Остатки средств на расчетных, текущих и прочих счетах предприятий и организаций выросли за 2000 – 2001 гг. в рублях более чем на 60%, а в иностранной валюте – более чем на четверть.
Рост капитала и ресурсной базы коммерческих банков, определенное повышение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. По состоянию на 01.01.2001 г. в финансово-устойчивых кредитных организациях было сосредоточено более 86% совокупных активов действующих банков. Этими банками привлечено более 84% средств от предприятий и организаций, около 75% бюджетных средств, 96% вкладов населения и 69% межбанковских кредитов.
Количество прибыльных банков на 01.01.2001 г. составило более 92% числа работающих банков.
В конце 2001 г. сняты определенные законодательные ограничения на иностранный капитал в банковской системе в России. В сентябре 2001 г. был отменен запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Сегодня каждый десятый российский банк имеет в собственном капитале долю иностранного капитала, при этом 26 банков были организованы только на основе иностранного капитала, в 10 банках доля иностранного капитала выше 50% и у 93 банков имеется неконтрольный пакет нерезидентов. На эти банки приходится 9,8% активов, 7,8% капитала и 6,1% кредитов российской банковской системы. Таким образом, следует констатировать, что присутствие иностранного капитала в отечественном банковском секторе невелико и оно гораздо ниже, чем в других странах с переходной экономикой, где зачастую контрольные пакеты всех крупнейших банков (включая национальный сберегательный банк) принадлежат иностранцам. С 1 октября 2001 г. ЦБ РФ отменил разрешительный порядок получения кредитов от иностранных банков на срок более 180 дней в сумме до 100 млн. долларов. С четвертого квартала 2001 г. ЦБР снизил величину минимального уставного капитала для вновь открываемых иностранных банков с 10 млн. до 5 млн. евро, тем самым, уровняв требования к иностранцам с требованиями, которые предъявляются к российским банкам. Все это заметно упрощает зарубежным банкам доступ на российский рынок.
Перед отечественными банками стоит задача наращивания их капитализации. Для достижения уровня капитализации хотя бы банков стран Центральной и Восточной Европы потребуется порядка 10 млрд. долл. (данное обстоятельство и стало причиной смягчения политики ЦБ по привлечению в банки иностранного капитала). При этом следует понимать: с одной стороны, непрозрачность структуры собственности и бизнес-операций российских банков служит барьером для интенсивного притока иностранного капитала, с другой – более высокий уровень процентных ставок в России удерживает в нашей стране средства, привлеченные иностранными банками.[2]
1.2. Основные задачи Центрального банка
В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Центральный банк – экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.
Центральный банк – общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Центральный банк России выполняет следующие задачи:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в России;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о госрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
- осуществляет все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует составление платежного баланса РФ;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует материалы и статистические данные;
- осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов; также выполняет иные задачи.
Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы.
Центральный банк РФ в отличие от коммерческих банков – федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой. Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно – кредитной политики.
1.3. Функции Центрального банка
Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк.
Деятельность Центрального банка любой страны, в том числе и Банка России, направлена на решение триединой задачи: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надёжности платёжной системы.
Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.
В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:
- монопольная эмиссия банкнот;
- «банк банков»;
- банк правительства;
- регулирование денежно-кредитной системы;
- реализация валютной политики;
- организация платежно-расчетных отношений.
- главный расчетный центр страны.
Рассмотрим перечисленные функции более подробно.
Эмиссия банкнот – эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций любого Центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с Центральными банками проводили эмиссию банкнот, то в процессе сосредоточения эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих кредитных учреждений в Центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком – Центральным. Правда, право чеканки монет было частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.
Банкноты только Центрального банка являются неограниченно “законным платежным средством” и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.
В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.
В условиях золотого монометаллизма банкноты Центрального банка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. После отказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.
«Банк банков». Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. Центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.
В периоды напряженного положения на денежном рынке Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.
В последнее время взаимоотношения Центрального банка с кредитной системой в промышленно развитых странах претерпели значительные изменения, что связано, прежде всего, с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов. Взаимоотношения Центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, Центральный банк является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.
Банк правительства. Центральный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль Центрального банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета — государственные займы.
продолжение
--PAGE_BREAK--Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Кассовое исполнение бюджета означает прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, Центральный банк выступает кассиром правительства.
Денежно-кредитное регулирование. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций — это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Защита и обеспечение устойчивости рубля и снижение темпов инфляции является важной задачей деятельности Банка России. Главной особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темпов инфляции. В предстоящие три года Правительством РФ и Банком России предполагается реализовать задачу снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005году, 6,0-7,5% — в 2006году и 5,0-6,5% — в 2007г., что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2005год и на период до 2007 года.[3] Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Реализация валютной политики. Исторически сложилось, что для обеспечения банковской эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых учреждениях.
В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне Центральные банки управляют ими, т. е. формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение.
Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.
Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей.
Организация платежно-расчетных отношений. Центральные Банки начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологии платежей – перехода к бумажно-денежному обращению. Внедрение в повседневную жизнь не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя Центральный банк, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.
Задачами Центрального банка в организации платежной системы страны являются:
— поддержание стабильности финансовой структуры;
— обеспечение эффективного функционирования платежной системы;
— проведение денежно-кредитной политики.
Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т. е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам и дает возможность устранять возникшие проблемы (например, неплатежеспособность одного из ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создавшую угрозу для устойчивости всей финансовой системы в целом).
В случае неустойчивости и ненадежности платежей системы Центральный банк испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятия в этой сфере.
Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Через банки проходят платежи предприятий, организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим самым банк выполняет посредническую миссию. В руках банков эта функция становится значительно шире, чем элементарная посредническая деятельность. Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и суммировав их, направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Также банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, или перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Так как банки находятся в центре экономической жизни, они получают возможность изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства.
2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
Под денежно-кредитной политикой (монетарной) понимается совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Политика через изменение денежного предложения может стимулировать рост совокупного объема производства, обеспечивать занятость и стабильный уровень цен. Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Центральным банком РФ[4] путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установление экономических нормативов для банков.
Центральный банк РФ осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
В зависимости от экономической ситуации в стране денежно-кредитная политика может быть направлена на удешевление кредитов от Центрального Банка для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. В связи с этим можно выделить следующие основные направления денежно-кредитной политики:
1. Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика. Она направлена на увеличение объёмов кредитования и способствует росту количества денег в экономике. Центральный Банк проводит политику «дешевых денег», если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, следствием которой является снижение стоимости кредитов. Параллельно это способствует увеличению предложения денег в экономике, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, выступает стимулом роста объёма инвестиций, а также реального ВНП. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко прослеживается в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста.
2. Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика. Она направлена на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к удорожанию и труднодоступности кредита. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в долг. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции.
В развитых странах денежно-кредитная политика рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Таким образом, денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование должны действовать согласованно в достижении макроэкономических целей. Денежно-кредитная политика проводится Центральным Банком страны, который почти в любом государстве не зависит от правительства, а, следовательно, и от политического лоббизма, являющимся главной проблемой бюджетной политики. Также денежно-кредитная политика является более оперативной и гибкой, чем бюджетно-налоговая (например, решение об изменении объёмов покупки или продажи ценных бумаг Центральным Банком может быть принято в течение одного дня).
Денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Наиболее распространенными методами воздействия государства на деньги и кредит, составляющие суть кредитно-денежной политики, являются следующие: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования, изменение учетной ставки, валютное регулирование.
2.1. Цель денежно-кредитной политики
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.
Борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты, как конечная цель экономической политики государства и ее составной части – денежно-кредитной политики – достигается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов, то есть развития целесообразного взаимодействия финансового и реального секторов экономики.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
2.2. Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики
Основными методами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются:
- административные методы – к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как;
¨ квотирование отдельных видов активных и пассивных операций;
¨ введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;
¨ ограничения на открытие различных филиалов и отделений;
¨ лимитирование процентных ставок, тарифов и т.д.;
- экономические методы – к ним относят использование мероприятий, не предполагающих установления прямых запретов, например таких, как;
¨ налоговые меры;
¨ нормативные меры (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.
Рефинансирование коммерческих банковТермин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
продолжение
--PAGE_BREAK--Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность[5].
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения — не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками[6]
Политика обязательных резервов. Минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций[7].
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в странах Запада) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Операции на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Ограничение кредитования. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве.
Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Учетную ставку на Западе в частности применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский центробанк повышал учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагалось, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент. Правда, евро все равно продолжал падать. А вот Алан Гринспен, повышая ставку, не скрывал, что это может привести к подорожанию доллара. Прямо такая задача, конечно, не провозглашалась. Но доллар действительно дорожал, прежде всего, по отношению к евро.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
3. Банковская реформа в обеспечении функций Центрального банка РФ
Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство; перевод специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования. Центральное место в этой системе отводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от кредитования. Он также является координатором деятельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.
В 1987 году, на базе ранее существовавших институтов были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это привело к определенному оживлению банковской деятельности, но полноценной банковской реформы не произошло — экономические отношения остались прежними. Стали внедряться договорные отношения с клиентурой, улучшилась структура кредитных вложений. Отсутствие эффективной системы экономического регулирования денежного оборота усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиентуры в зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерное распределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, что монополия на проведение банковских операций осталась за государством.
Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двухуровневая банковская система.
Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать реальности сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет (распределение денежных накоплений, роль отдельных кредитных институтов, основные денежные потоки и т.п.). Не учитывалось, что будущая банковская система не может быть полностью адекватна классическим двухуровневым системам, созданным в индустриальных странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой. В отличие от них это — банковская система переходного и развивающегося хозяйства, отличающегося нестабильностью и резкими структурными сдвигами.
В результате ряда коренных реформ, предпринимаемых в последнее время в нашей стране, была создана качественно новая система экономических отношений. Одной из основных ее особенностей является высокая степень монополизации экономики, возникшая как в результате необдуманных экономических шагов руководства страны, так и вследствие высокой централизации советской экономической системы. Это создает существенные трудности при формировании цивилизованного рынка кредитных ресурсов.
Существует даже мнение, что на сегодняшний день на банковском рынке нет реальной конкуренции, так как спрос на кредитные ресурсы очень велик. На данный момент участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе в экономику страны сильно ограничено, поскольку последний сопряжен со значительными рисками и падением оборачиваемости капитала. В этом смысле современная двухуровневая структура не вполне отвечает потребностям преобразования макроструктуры экономики, то есть, не отражает объективных требований к достаточной оптимизации макроэкономических корпораций и к формированию воспроизводственной структуры, соответствующего рыночного типа.
Способ преобразования экономики и банков носил революционный характер. А если учитывать, что советская экономика к моменту начала реформ находилась в состоянии вялотекущего кризиса, то становится ясными причины сегодняшнего состояния российской экономики. Наилучшим способом перестройки банковской системы и экономики в целом, являются эволюционные изменения, постепенный переход от одной схемы экономических отношений — командной к другой — плановой, так как экономика в целом, в макро — и микроструктуре изменяется эволюционно. Банковская система должна была структурно организоваться на эволюционный процесс и сочетать в себе одно- и двухуровневые компоненты.
При реформе банковской системы следовало бы наряду с государственными специализированными банками создать банки с капиталом, сформированным на рыночных принципах. Они должны обслуживать текущую инвестиционную деятельность, выходящую за рамки государственных программ.
Отличие полутароуровневой системы от нынешней двухуровневой состоит в существовании сильных негосударственных банков. Ведь кредитный портфель всех Российских банков в 1995 году составил 5 млрд.[8] долларов США, что сопоставимо с аналогичным показателем одного среднего зарубежного банка. В такой ситуации государство располагало бы лучшей ресурсной базой для финансирования инвестиционных программ, более простой и дешевой системой обслуживания государственного долга и валютного контроля. В итоге темпы роста цен и экономического спада могли бы быть меньше, темпы реструктуризации экономики- выше, а все общество несколько ближе к социально ориентированному рынку, чем при функционировании существующей банковской системы. Но, эти возможности могут быть практически реализованы лишь при адекватной экономической политике в целом.
продолжение
--PAGE_BREAK--