--PAGE_BREAK--Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Республики Казахстан, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности тенге, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из коммерческих банков, задача которых – обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит от предшествующей, поэтому имеет «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в Казахстане еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.
Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные части банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной – появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и оказывать банковские услуги.
Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если из банковской системы исчезает первый ярус – центральный банк, то вся система не разрушится, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.
Банковская система не находится в статичном состоянии, напротив, она пребывает в динамике. Важны два момента.
Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.
С выходом нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу.
Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между последними.
Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении [10, с. 115].
Банковская система – самоорганизующаяся, т.е. саморегулируемая, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.
Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо органу исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, работают в соответствии с общим и специальным банковским законодательством, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который контролирует деятельность кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы) [11, с. 198].
Все эти признаки свойственны казахстанской банковской системе, которая, находясь в переходном периоде, тем не менее является развивающейся системой. Взаимодействие между звеньями банковской системы приобретает более разносторонний характер, улучшается нормативная база ее деятельности. Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему экономической системы.
1.2 Основные этапы становления банковской системы Республики Казахстан Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:
На первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;
Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (таблицы 1, 2).
Данные таблицы 1 показывают динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993 году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 годуихколичество сократилось до 38 единиц, а в 2008 году уменьшилось до 35.
Таблица 2 – Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций
Наблюдаемая тенденция напрямую связана с проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. Одновременно с уменьшением общего количества банков второго уровня отмечается увеличение числа организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, так если в 1993 году их количество составляло всего 5 единиц, то 2002 году их общее число выросло до 117 единиц, а в 2005 году увеличилось до 272 единиц. К моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а центральный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном собственной денежно-кредитной политики [12, с. 89]. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.
Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.
Количество банков за годы реализации Программы (1996–2001 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (таблица 3).
Таблица 3 – Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году
По данным таблицы 3 в 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике.
В начале 2000 года 16 банков стали и участниками системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг и в конечном итоге доступности их для широких слоев населения республики. В течение 2000 года число банков-участников данной системы увеличилось до 18, а к настоящему времени – более 20.
Также совершенствовалась система зашиты вкладов населения – в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство, по банковской тайне применительно к депозитным счетам физических лиц [19, 208].
Комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе, а в сознании людей произошел своего рода «перелом», когда они перестали хранить деньги в «чулках» и предпочитают для своих сбережений отечественные банки.
Самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской системы на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макро содержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.
Третий этап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой и принятием Концепции развития финансового сектора на 2003–2006 годы.
Главная цель Концепции – определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности на перспективу.
В настоящее время финансовый сектор находится на таком уровне, когда основные реформы уже проведены законодательно, нормативная база в целом построена. Задачи, которые ставились в начале процесса реформирования, уже выполнены. В связи с полной передачей Национальному банку Казахстана функций по регулированию всего финансового рынка встала задача комплексного определения путей развития финансового сектора.
В этом контексте переход финансового сектора Казахстана на стандарты Европейского союза позволит создать рынок, где будут существовать «правила игры», понятные любому инвестору или участнику. Национальный Банк Казахстана использует такой же механизм регулирования денежного рынка, как и Европейский центральный банк [13, с. 132].
Выбор стандартов Евросоюза предопределен и тем, что до 80% товарооборота Казахстана осуществляется либо со странами, входящими в ЕС, либо со странами, которые в будущем могут в него вступить (Россия, Турция, Украина). В дальнейшем влияние Еврозоны на экономику страны будет постепенно превалировать. В этих условиях, несомненно, углубление взаимоотношений финансовых систем Казахстана и Европейского союза.
Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
В целях обеспечения покрытия возможных потерь от банковской деятельности и повышения финансовой устойчивости отечественных банков второго уровня 30 ноября 2007 года Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняты постановления:
1. №256 «О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 февраля 2000 года №70 «О минимальном размере резервного капитала банков второго уровня» В целях покрытия убытков, связанных с осуществлением банковской деятельности, банки обязаны за счет чистого дохода до выплаты дивидендов по простым акциям формировать резервный капитал. Данным постановлением с 1 мая 2008 года изменяется требование по размеру резервного капитала банков, который должен составить величину, равную не менее 2 процентов от ссудного портфеля банков, подлежащего классификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. По предварительным оценкам совокупный размер резервного капитала после введения в действие постановления увеличится в 3 раза и окажет положительное воздействие на капитал первого уровня.
2. №257 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня, а также о внесении изменения в постановление Правления Агентства от 25 октября 2004 года №304 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций» (в новой редакции) в соответствии с которым утрачивает силу предыдущее постановление Правления Агентства от 2 июня 2001 года №190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня».
Данным постановлением предусматривается:
– увеличение минимального размера собственного капитала (действующий минимальный размер – 1 млрд. тенге):
с 1 января 2009 года – до 1,5 млрд. тенге;
с 1 января 2010 года – до 2 млрд. тенге;
– увеличение минимального размера уставного капитала (действующий минимальный размер – 1,5 млрд. тенге):
с 1 января 2010 года – до 2 млрд. тенге [18].
Таким образом, нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в настоящее время вынуждает Национальный банк, АФН и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей недопущения кризисных ситуаций в банковской сфере. Центральными органами власти Республики Казахстан было произведены ликвидация и объединение неплатежеспособных и находящихся в кризисном положении крупных банков республики, имеющих широкую сеть филиалов – это, в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой – внушает надежду на то, что финансовый и банковский кризис банковской системе Казахстана не грозит.
2. Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан и основные проблемы её функционирования 2.1 Национальный банк Республики Казахстан как основное звено банковской системы Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.
После объявления суверенитета республики в декабре 1990 года Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.
продолжение
--PAGE_BREAK--Однако, отсутствие собственной валюты делало невозможным проведение самостоятельной независимой денежно-кредитной политики. Поэтому реально самостоятельную денежно-кредитную политику Национальный Банк начал проводить с момента ввода в обращение национальной валюты Республики Казахстан – тенге – с 15 ноября 1993 года. С момента введения национальной валюты Национальный Банк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, платежной системы, внедрение системы регулирования деятельности банков.
Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк Казахстана при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли. Виды, правовой статус, порядок создания, функционирования и ликвидации банков второго уровня определяются банковским и иным законодательством Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном банке Республики Казахстан» №2155, а также Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» законодательными актами Президента Республики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан.
Национальный Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан. Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает: назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты – казахстанского тенге; представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные правовые акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях – «Казакстан Yлттык Банкi нiн Хабаршысында», «Вестнике Национального Банка Республики Казахстан» на казахском и русском языках.
Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в организационно – правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.
Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.
Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.
Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.
Организационно Национальный Банк включает центральный аппарат, 16 территориальных филиалов, 2 филиала в городе Алма-Аты (Банкнотная фабрика и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство Национального Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные организации (Республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Национального банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.
Национальный банк Республики Казахстан, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач Национального банка Республики Казахстан по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Это во многом определяется макроэкономической средой и коммерческими банками, потому что без них вообще невозможно выполнение Национальным банком своих задач:
-коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;
-деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача Национального Банка Республики Казахстан достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.
2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.
3. Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов.
Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).
Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования Национального Банка становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, – обеспечивать ликвидность банковской системы.
Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).
Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Национального банка имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них:
– учетная (дисконтная) политика;
– операции на открытом рынке;
– изменение норм обязательных резервов банков.
Эти методы используются и в практике деятельности Нацбанка.
Регулирующие мероприятия Национального банка сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия Национального банка на денежную массу и экономику в целом.
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.
Пассивные операции:
1. Эмиссия банкнот – является главным источником ресурсов (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы ЦБ. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции ЦБ «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота.
2. Прием средств коммерческих банков.
Коммерческие банки и казначейства могут помещать часть своих пассивов на счетах открытых в ЦБ, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия ЦБ. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.
Активным операции ЦБ: учетно-ссудные операции, банковские инвестиции; а также операции с золотом и иностранной валютой.
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
а) ссудные операции – к ним относят ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
б) учетные операции – покупка ЦБ векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.
Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции ЦБ состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка ЦБ государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). В портфеле ЦБ находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком.
Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент воздействия на массу денег повышенной эффективности.
Под операциями на открытом рынке понимается покупка и продажа национальным банком государственных облигаций, и других ценных бумаг. В развитых странах государственные облигации считаются одним из самых надёжных активов, и хотя по ним выплачивается меньший процент, чем, например, по облигациям частного сектора, они приобретаются очёнь охотно.
Операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным и к тому же, предсказуемым по результатам, инструментом денежной политики.
Однако, в Казахстане, где фондовый рынок находится в стадии формирования применение этого инструмента затруднено, потому, что объём частной торговли государственными ценными бумагами, мягко говоря, недостаточны. Рынок государственных долговых обязательств чрезвычайно узок, темпы инфляции часто непредсказуемы и поэтому население не всегда имеет возможность и реальные долговые обязательства государства. Но, тем не менее, операции на открытом рынке проводятся.
Когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он тем самым увеличивает резервы последнего, «впрыскивая» в банковскую систему дополнительные деньги повышенной эффективности. Коммерческий банк, в результате получает новые возможности выдавать кредиты и ссуды, мультипликативно расширяя денежную массу.
Если Национальный банк продаёт ценные бумаги, то процесс принимает обратную направленность – денежная масса уменьшается.
Вторым инструментом воздействия Национального банка Республики Казахстан на предложение денег является изменение учетной (дисконтной) ставки (или ставки рефинансирования). По этой ставке Нацбанк выдаёт кредиты коммерческим банкам через так называемое дисконтное окно. Коммерческие банки используют возможность получения кредита для различных целей. Во-первых, для корректировки уровня наличных денежных резервов, когда они не достигают требуемого нормами регулирования Национальным банком уровня. Во-вторых, для получения в своё распоряжение средств, которые коммерческий банк может одолжить клиентам, что принесёт ему прибыль. В этом случае коммерческие банки сравнивают условия заимствования через дисконтное окно с условиями получения средств из альтернативных источников и выбирают наиболее выгодный для себя вариант.
Дисконтные операции приводят к изменению предложения денег высокой эффективности. Кредит через дисконтное окно увеличивает денежную базу на величину займа. Однако не все банки могут воспользоваться дисконтным окном: с точки зрения Национального банка причины обращения за займами могут оказаться неприемлемыми.
Обычно Национальный банк представляет краткосрочные ссуды коммерческим банкам, для пополнения их резерва, а среднесрочные и долгосрочные – для выхода из тяжелого финансового положения или для сезонных нужд.
Поскольку объём кредитов, получаемых коммерческими банками у Национального банка, не составляет основную долю привлекаемых банками средств, изменение учётной ставки незначительно влияет на объём предложения денег в экономики и служит чаще «индикатором» предстоящих изменений.
Так, если Национальный банк объявляет о повышении ставки рефинансирования, следует ожидать в ближайшем будущем ужесточение кредитно-денежной политики. Вслед за повышением учетных ставок будут возрастать и ставки на рынке межбанковского кредита, и ставки коммерческих банков по ссудам. Общим результатом станет уменьшение денег в экономике.
продолжение
--PAGE_BREAK--Национальный банк воздействует на денежное предложение также путём покупки и продажи иностранных валютных активов. Это называется интервенцией национальных валют, которая меняет денежную базу. Если Национальный банк покупает иностранную валюту или золото, то денежная база растёт, так как банк платит своими собственными обязательствами за покупаемые валюту или золото.
Далее Национальный банк может провести стерилизацию, то есть попытаться нейтрализовать влияние своих операций с иностранной валютой на денежную массу. Например, Национальный банк продаёт иностранную валюту, тем самым сокращает денежную базу, когда покупатели иностранной валюты платят Национальному банку. Одновременно Национальный банк покупает облигации на открытом рынке и тем самым, восстанавливает денежную базу до первоначального уровня. В результате денежная база не изменяется, но произойдёт изменение состава портфеля активов в балансе национального банка.
Таким образом, Национальный банк способен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике, но не может полностью его контролировать.
2.2 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза. В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность). Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, они обеспечивают основной оборот средств и служат основными поставщиками финансовых инструментов.
По данным АФН на 01.02.2008 г. на казахстанском финансовом рынке функционируют следующие банки второго уровня:
1.АО «Казахстанский инновационный коммерческий банк»
2.АО «Delta Bank»
3.АО «Альянс Банк»
4.АО «АТФБанк»
5.АО «БАНК «КАСПИЙСКИЙ»
6.АО «Банк ТуранАлем»
7.АО «Банк ЦентрКредит»
8.АО «ДАБ «ABN AMRO Банк Казахстан»
9.АО «ДАНАБАНК»
10.АО «ДБ «Национальный Банк Пакистана» в Казахстане
11.АО «ДОЧЕРНИЙ БАНК «КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЕШНЛ БАНК»
12.АО «Евразийский банк»
13.АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана»
14.АО «Заман-Банк»
15.АО «Казинвестбанк»
16.АО «Казкоммерцбанк»
17.АО «Мастербанк»
18.АО «МБ «Алма-Ата»
19.АО «Народный сберегательный банк Казахстана»
20.АО «Нурбанк»
21.АО «СЕНИМ-БАНК»
22.АО «Ситибанк Казахстан»
23.АО «Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы»
24.АО «Цеснабанк»
25.АО «Эксимбанк Казахстан»
26.АО «ЭКСПРЕСС БАНК»
27.АО «МЕТРОКОМБАНК»
28.АО ДБ «Альфа-Банк»
29.АО ДБ «Банк Китая в Казахстане»
30.АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк»
31.АО СБ «ЛАРИБА-БАНК»
32.АО «ДЕМИР КАЗАХСТАН БАНК»
33.ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»
34.ДБ АО «Сбербанк России»
35.ДО АО «Банк Туран Алем» – АО «Темiрбанк».
Таким образом, по состоянию на 1 февраля 2008 года в Казахстане работают 35 банков второго уровня, в том числе в городе Алматы расположено 34 банка, 34 филиала и 370 расчетно-кассовых отдела банков. Динамика развития банковского сектора РК за период 01.01.2007 по 01.01.2008 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика развития банковского сектора РК за период с 01.01.2007 по 01.01.2008 гг.
Таблица 5 – Динамика капитала банков второго уровня РК (в млрд. тенге)
Как видно из таблицы 1 по сравнению с прошлым годом почти по всем показателям очевиден явный прогресс, увеличилось количество банков второго уровня с 33 до 35, количество филиалов банков второго уровня увеличилось на 28 единиц, а количество расчётно-кассовых отделов на 539 единиц. Увеличилось также количество представительств банков-нерезидентов – их стало на 3 больше [19].
Размер совокупного расчетного собственного капитала банков второго уровня с начала 2007 года увеличился на 613,2 млрд. тенге (52,5%) и составил по состоянию на 1 января 2008 года 1 781,8 млрд. тенге. При этом, капитал первого уровня увеличился на 57,2% до 1 283,7 млрд. тенге, капитал второго уровня увеличился на 45,5% или до 560,9 млрд. тенге (таблица 2).
Таблица 3 – Изменение показателей адекватности собственного капитала
Как видно из таблицы 3, показатели адекватности собственного капитала банковского сектора по состоянию на 01 января 2008 года не изменились и составили k1 – 0,11 (при нормативе – 0,06) (для банка, участником которого является банковский холдинг норматив – 0,05), k2 – 0,14 (при нормативе -0,12) (для банка, участником которого является банковский холдинг норматив – 0,10).
Вместе с тем, с начала года собственный капитал по балансу банков второго уровня увеличился с 1 января 2007 года на 556,3 млрд. тенге (63,9%) и составил на отчетную дату 426,7 млрд. тенге.
Согласно таблицы 4 за прошедший 2007 год размер совокупных активов банков увеличился на 2 811,4 млрд. тенге (31,7%) и составил на отчетную дату 11 683,4 млрд. тенге. Прирост совокупных активов банковского сектора сектора по ценным бумагам уменьшился на 36,5%.
Таблица 4 – Динамика совокупных активов банковского сектора
\s\sСогласно рисунку 2 в структуре активов банков большую долю занимают займы (требования к клиентам), предоставленные клиентам (75,9%), наличные деньги, аффинированные драгметаллы и остатки на корреспондентских счетах (8,7%), портфель ценных бумаг (6,7%), вклады, размещенные в других банках (5,5%). Займы, предоставленные клиентам – увеличились на 2 876,5 млрд. тенге или 48,0%, наличные деньги, аффинированные драгметаллы и остатки на корреспондентских счетах увеличились на 27,0 млрд. тенге или 2,7%, ценные бумаги – уменьшились на 452,6 млрд. тенге или 36,5%, вклады, размещенные в других банках – увеличились на 119,0 млрд. тенге или 22,9%, инвестиции в капитал – увеличились на 125,4 млрд. тенге или в 2,3 раза.
С начала года просроченная задолженность по балансу увеличилась с 75,5 млрд. тенге на 25,0 млрд. тенге (в 1,3 раза) и составила на отчетную дату 100,5 млрд. тенге. Остатки на счетах по отражению просроченного вознаграждения увеличились с прошлого года в 3,6 раза и составили на 1 января 2008 года 17,0 млрд. тенге.
Таблица 5 – Динамика качества активов и условных обязательств (млрд. тенге)
Согласно таблицы 5, с начала года размер активов и условных обязательств, подлежащих классификации, увеличился на 2 135,2 млрд. тенге (на 19,0%) до 13 377,7 млрд. тенге. Удельный вес стандартных активов и условных обязательств составил 57,5%, сомнительных – увеличился с 26,9% до 41,5%, доля безнадежных активов и условных обязательств составила 1,0%. Рассмотрим динамику активов коммерческих банков более подробно.
По своим размерам шестерка наиболее крупных банков занимает доминирующее положение в банковской системе. На долю этих банков приходится более 80% совокупных активов банковской системы. Роль государственных банков в экономике невысока, основная роль государственного сектора – внедрение системы жилстрой сбережений и кредитование крупных проектов в недобывающей сфере экономики (через банк развития).
По данным АФН, представленным в таблице 9, активы 15 банков с января 2005 г. по март 2007 г. претерпели значительные изменения. Нужно отметить, что активы многих банков увеличились в 3 и более раза.
Таблица 6 – Динамика изменения активов 15 крупнейших банков второго уровня 2005–2007 гг.
С точки зрения ренкинга, в настоящее время можно выделить первую шестерку крупных банков, хотя, как по объему активов, так и по другим количественным показателям АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» пока еще заметно опережают четыре остальных банка и входят в категорию крупнейших.
Выделив из таблицы 6 наиболее крупные банки, построена диаграмма (рисунок 3), которая наглядно отображает динамику роста активов крупнейших банков Казахстана.
\s
Рисунок 3 – Динамика активов крупнейших банков Казахстана
Традиционно, тройка крупнейших банков являлась основной составляющей банковского сектора Казахстана, как по размеру активов, так и по объему совершаемых операций. Жесткая конкуренция между ними позволяла избежать образования монополий на банковском рынке Казахстана.
\s
Рисунок 4 – Динамика капитала крупнейших банков Казахстана
Последний год принес достаточно много сюрпризов в части ренкинга казахстанских банков. В настоящее время уже, пожалуй, не существует устойчивого понятия «первая тройка» банков, куда традиционно входили АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем» и АО «Народный банк». Существенный рост активов как «Альянс Банка», так и «АТФ Банка» позволили им поочередно занимать третье место по такому показателю, как величина активов.
Из рисунка 4 видно, что тройку лидеров по количеству активов возглавляет Казкомерцбанк, на втором месте Банк ТуранАлем. Необходимо отметить, что увеличение активов практически во всех банках отмечается до начала 2007 года. Далее у всех банков, кроме Банка ТуранАлем, прослеживается тенденция к снижению активов.
Рассматривая динамику капитала крупнейших банков Казахстана, представленную на рисунке 4, можно отметить, что в 2006 году капитал банков значительно возрос. К тройке лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный сберегательный банк Казахстана. Рассмотрим основные финансовые показатели крупнейших банков – Казкоммерцбанка и Банка ТуранАлем.
Данные финансовые институты являются универсальными банками, оказывающими широкий спектр услуг как корпоративным, так и розничным клиентам. По состоянию на 1 октября 2007 года доля активов двух крупнейших банков составляла 45,9% от совокупных активов банковской системы, кредиты, выданные клиентам – 49,2%. Обязательства крупнейших банков на указанную дату составляли 45,6% совокупных обязательств банковской системы, розничные депозиты – 39,5%, корпоративные – 50,9%. Данные показатели в денежном выражении представлены в таблице 7.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 7 – Основные финансовые показатели крупнейших банков на 01.10.2007 г., млн. тенге
Согласно таблицы 7 чистый доход Казкоммерцбанка на 01.10.2007 г. составил 38 567 млн. тенге, что на 2096 больше чем в Банке БТА на ту же дату.
Позиции АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» сильны прежде всего за счет крупного и среднего бизнеса. В первую очередь, их размер позволяет им без ущерба для ликвидности обслуживать крупные добывающие и промышленные предприятия. С этой точки зрения, дальнейший рост крупнейших банков особенно важен с точки зрения экономического развития страны.
Розничный банкинг, который является основой феноменального роста некоторых банков в своей основе, пока еще не может конкурировать по объему с корпоративным сектором. При этом необходимо отметить, что лидеры банковской системы не сдают свои позиции и в розничном секторе. Последний пример тому – активизация «Казкоммерцбанка» в сегменте розничного бизнеса, проявившаяся в ребрендинге розничного направления и увеличении числа отделений, работающих с физическими лицами.
Несмотря на то, что «Казкоммерцбанк» по-прежнему удерживает с небольшим преимуществом лидерство по величине активов, учитывая приобретение банком «ТуранАлем» «Темирбанка», совокупная доля обоих банков является крупнейшей по объему в Казахстане. Значение стратегических направлений развития четверки крупных банков существенно влияет на общую стратегию развития банковского сектора. Кроме того, существенная доля рынка в сегменте розничного банкинга и обслуживания малого и среднего бизнеса позволяет им быть во многом «законодателями мод» в данном секторе. По состоянию на 1 октября 2007 года доля активов крупных банков составляла 38,1% от совокупных активов банковской системы; кредиты, выданные клиентам – 39,9%. Обязательства крупных банков на указанную дату составляли 40,9% совокупных обязательств банковской системы; розничные депозиты – 49,3%, корпоративные – 35,0%.
Разница в активах между крупными банками достаточно небольшая, и, как показывает практика, ренкинг (ранг по показателям) первой тройки банков вполне сопоставим. В целом, данный факт объясняется активными внешними заимствованиями, при которых привлеченная крупная сумма от нерезидентов могла изменить положение в группе. В дальнейшем, в условиях затрудненного доступа на внешние рынки, положение в группе будет также зависеть от графика выплат по внешним обязательствам и, соответственно, от оттока ранее привлеченных пассивов.
Таблица 8 – Основные финансовые показатели крупных банков на 01.10.2007 г., млн. тенге
Согласно данных, приведённых в таблице 8 чистый доход Альянс Банка на 01.10.2007 год составил 30 133 млн. тенге и превысил чистый доход Народного банка на 1063 млн. тенге.
\s
Рисунок 5 – Динамика прибыли крупнейших банков Казахстана
Отображённая на рисунке 5, динамика прибыли крупнейших банков ещё раз подтверждает о наличии в банковском секторе Казахстана трёх «китов», которые реально опережают своих конкурентов по всем показателям.
Таблица 9 – Доля от совокупного банковского сектора
Как видно из таблицы 9, по состоянию на 1 января 2008 года доля 3 крупнейших банков в совокупных активах банковского сектора увеличилась с 57,9% до 59,3%, доля 3 крупнейших банков в совокупных обязательствах банковского сектора увеличилась до 59,6%. Доля кредитов 3 крупнейших банков в совокупном ссудном портфеле банковского сектора составила 61,4%. По состоянию на 1 января 2008 года на долю 3 крупнейших банков приходится 63,1% от общего объема депозитов физических лиц в банках второго уровня.
Казахстанские банки активно расширяют масштабы деятельности в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине и других странах СНГ, проводя транснациональные операции из головных офисов в Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои представительства. По состоянию на начало 2008 г., суммарный объем прямого кредитования и инвестирования казахстанских банков в странах СНГ за пределами Казахстана составлял примерно 12% совокупных активов национальной банковской системы, но у крупных банков (а именно БТА и ККБ), наиболее агрессивно расширяющих бизнес в других странах СНГ, удельный вес внешних кредитов и инвестирования в активах выше [22].
3. Современные тенденции в развитии банковской системы Республики Казахстан Глобальный кризис ликвидности, начавшийся в середине 2007 г., подверг банковский сектор и регулирующие органы Казахстана самому трудному за последние годы испытанию. Развитие банковской системы страны достигло критической точки, когда на фоне возникших проблем резко проявилась необходимость коренного преобразования деловой практики, стратегий и регулирования. Это может стать для банков настоящей встряской – особенно если учесть, что до кризиса они долгое время имели относительно легкий доступ к кредитным ресурсам. Хотя непосредственной причиной дестабилизации казахстанского банковского сектора стал дефицит внешнего финансирования, вызывают большее беспокойство внутренние, структурные недостатки этого сектора, которые обостряют возникшие проблемы.
Уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структур собственности, по-прежнему нереструктурированный корпоративный сектор, высокая концентрация кредитных операций и источников ресурсов, недостаточная «выдержанность» быстро наращенных кредитных портфелей, высокая степень долларизации операций, слабая капитализация и непроверенность систем риск-менеджмента. Исходя из своей оценки страновых и отраслевых рисков, рейтинговое агентство Standard & Poor's включает банковскую систему Казахстана в 8-ю группу. Используя градацию BICRA, Standard & Poors делит банковские системы с точки зрения их подверженности страновым и отраслевым рискам на 10 групп. Самые сильные входят в 1-ю группу, самые слабые – в 10-ю. В 8-ю группу, помимо Казахстана, входят Россия, Аргентина, Египет и Индонезия.
Казахстанские банки довольно успешно пережили первый шок, вызванный глобальным падением ликвидности, благодаря грамотному управлению активами и пассивами, внутренним запасам ликвидности, поддержке правительства и акционеров, а также ролловеру и рефинансированию части долговых обязательств. До сих пор нетто-снижение внешней задолженности казахстанских банков не было очень большим, но в 2008 г. условия рефинансирования могут ужесточиться [29].
Вызывает обеспокоенность все возрастающая вероятность того, что по мере затягивания рыночной напряженности качество активов банков будет ухудшаться. Этому могут способствовать ожидаемое замедление экономического роста и сложная внутренняя ситуация с кредитными ресурсами и ликвидностью, которая, скорее всего, сохранится на протяжении всего 2008 г. и даже, возможно, в 2009 г. Кроме того, банковскому сектору Казахстана предстоит, по всей видимости, пережить трансформацию – как отраслевого профиля, так и бизнес-моделей и практик, что создает неопределенность относительно способности отдельных банков приспособиться к новой реальности. Именно поэтому в начале декабря 2007 г. изменены прогнозы по рейтингам большинства казахстанских банков на «Негативные», хотя сами рейтинги понизились пока лишь в редких случаях.
Рисунок 6 – Ежеквартальные выплаты в счёт погашения внешнего долга банками Казахстана по состоянию на 30 сентября 2007 г.
Согласно финансовым данным НБК на 30 сентября 2007 г., внешние обязательства казахстанских банков, подлежащие исполнению в 2008 г., составляли: по основной сумме – почти 11 млрд. долл., по процентам – почти 3 млрд. долл. (рисунок 6). В 2009 г. предстоит выплатить еще 5 млрд. долл. по основной сумме долга и 2 млрд. долл. по процентам – а может быть, и больше, если будут новые заимствования. Впрочем, более трети этих обязательств приходится на операции торгового финансирования, депозиты казахстанских юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, секьюритизационные сделки, операции РЕПО, прямое финансирование зарубежных дочерних предприятий и транзитные платежи, по которым риски погашения и рефинансирования невелики.
Объем внешних долговых обязательств казахстанских банков существенно не уменьшился после начала рыночных неурядиц. Во 2-м полугодии 2007 г. эти обязательства сократились менее чем на 1 млрд. долл., в то время как общая сумма внешних обязательств, подлежащих погашению в этот период (в соответствии с условиями договоров), первоначально оценивалась в более чем 8 млрд. долл. Очевидно, что, несмотря на неблагоприятные рыночные условия, казахстанские банки сумели рефинансировать часть своих внешних долгов – а именно обязательств по торгово-финансовым кредитам – и заместить часть внешних обязательств с наступающими сроками погашения новыми заимствованиями, в том числе двусторонними займами и новыми депозитами казахстанских юридических лиц, зарегистрированных за рубежом. Во 2-м полугодии 2007 г. основная сумма внешних заимствований казахстанских банков пришлась на октябрь – по оценкам, она составила 2 млрд. долл. Однако эта сумма включает 750 млн. долл., привлеченных Банком ТуранАлем путем выпуска через специализированную финансовую компанию облигаций, обеспеченных диверсифицированными платежными правами, а также примерно 400 млн. долл., полученных АТФ-Банком от холдинга UniCredito, который на тот момент являлся потенциальным, а сейчас стал фактическим владельцем этого банка. В 2008 г. отток внешних источников финансирования повысится. Возможности новых заимствований пока весьма ограничены, к тому же основной доступной формой заимствований являются двусторонние кредиты. Рынки синдицированных и двусторонних кредитов менее волатильны, чем рынки долговых инструментов, поскольку их участники (контрагенты казахстанских банков) глубже осознают существующие риски и имеют более продолжительный опыт взаимоотношений с казахстанскими банками. Однако даже эти кредиты для большинства казахстанских банков труднодоступны, а их условия невыгодны. У казахстанских банков, имеющих наиболее высокое бремя внешней задолженности, расходы по погашению внешних обязательств до конца 2008 г. будут составлять в среднем 10–15% от текущей величины их активов (таблица 10).
Очевидно, что в связи с нехваткой внешних финансовых ресурсов резко возросло значение отечественной базы вкладов, хотя и недостаточной для поддержания прежнего роста банковского бизнеса. Внутренние источники ресурсов по-прежнему недостаточны, слабо развиты, имеют короткие сроки и отличаются нестабильностью, поэтому очевидно, что казахстанские банки вернутся на международные рынки капитала, как только ситуация улучшится. Остается надеяться, что объемы их заимствований будут более умеренными.
Таблица 10 – Расходы крупных казахстанских банков по погашению внешних долгов, млн. долл. США
Прогнозируя развитие событий в банковском секторе Казахстана, рейтинговое агентство Standard & Poor's считает, что неопределенность и происходящая переоценка рисков будут способствовать сохранению – по крайней мере, в ближайшем будущем – проблем с ликвидностью, широких кредитных спредов и повышенной волатильности. Чем продолжительнее окажется спад, тем вероятнее его влияние на основные показатели казахстанских банков, тем реальнее перспектива негативных изменений в их кредитных рейтингах. К числу показателей, наиболее чувствительных к продолжительной дестабилизации банковской системы, относятся качество активов, ликвидность, рентабельность и динамика развития бизнеса. Устойчивый приток финансовых средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынках сырья (особенно нефти и газа) и динамично растущим потреблением домохозяйств, лишь немного смягчает остроту этих проблем [29].
Однако меры, которые необходимо предпринять, принесут банковской системе не одни только проблемы. При всей болезненности этих мер они должны в конечном счете способствовать оздоровлению финансового сектора, выработке более устойчивых бизнес-стратегий, развитию внутренних источников фондирования и формированию более консервативных финансовых профилей банков. В нынешних непростых условиях особенно трудно приходится относительно слабым банкам, в то время как более сильные финансовые организации имеют возможность усилить свои рыночные позиции. Казахстанская банковская система стала жертвой собственного успеха, который позволил ей активно пользоваться внешними источниками заимствований. Органы регулирования и сами банки долго не решались взяться за растущие структурные проблемы, связанные с казалось бы неудержимым ростом бизнеса. Однако сейчас у них есть уникальная возможность восстановить равновесие, обеспечить долговременную стабильность и улучшить перспективы развития банковской системы. Даже если казахстанские банки справятся с текущими проблемами, их возможный возврат к прежним стратегиям быстрого наращивания кредитования за счет оппортунистического использования оптовых источников ресурсов был бы расценен нами отрицательно и мог бы отразиться на уровне кредитных рейтингов. В будущем возможны новые «встряски», но в следующий раз макроэкономическая обстановка и финансовое положение государства могут оказаться менее благоприятными, чем сейчас.
С точки зрения готовности предоставить системообразующим национальным банкам поддержку в случае возникновения у них финансовых трудностей правительство Казахстана относится к группе «интервенционалистских». Standard & Poor's относит Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Халык Банк к числу системообразующих финансовых организаций и прибавляет дополнительную рейтинговую ступень к рейтингам, основанным на анализе их собственной кредитоспособности. Это отражает, во-первых, доминирующую роль указанных трех банков в финансировании экономики и финансовом обслуживании населения страны и, во-вторых, проводимую политику благоприятствования деятельности банковского сектора. Говоря о потенциальной государственной поддержке, мы имеем в виду конкретные действия – рекапитализацию, поддержку ликвидности, покупку проблемных активов, позволяющие банкам, в том числе частным, избежать банкротства. Что касается менее крупных банков, то в связи с последними событиями они подвергаются значительно более высоким рискам. Лишь очень немногие банки, не относящиеся пока к категории системообразующих, могут впоследствии получить этот статус и рассчитывать на дополнительную рейтинговую ступень, но для этого им необходимо доказать, что они способны сохранить свои не столь давно возросшие рыночные позиции в текущих непростых рыночных условиях.
продолжение
--PAGE_BREAK--