Реферат по предмету "Транспорт"


Информационная система МП г Омска ПП9

Министерство образования РФ
Сибирская автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Кафедра организация перевозок и
управление на транспорте
Факультет Заочный
Контрольная работа
ТЕМА: Информационная система МП г. Омска ПП – 9
по дисциплине Разработка информационной
системы на предприятиях автомобильного транспорта
Омск – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Описание предметной области информационной технологии АТП 4
1.1 Полная предметная область
1.2 Характеристика организационных единиц предметной области
2 Характеристика процессов циркуляции и переработки информации
2.1 Характеристика процессов сбора информации
2.1.1 Источник внешней информации
2.1.2 Источник внутренней информации
2.2 Процесс передачи информации
2.3 Процесс переработки информации
2.4 Процесс хранения информации
2.5 Процесс доведения до пользователя информации
2.6 Преимущества и недостатки процесса циркуляции и переработки информации
Предлагаемая информационная система ПП – 9
3.1 Общая структурная схема
3.2 Основные автоматизированные рабочие места (АРМ)
3.3 Рекомендуемая последовательность реализации АРМ в АТП
4 Описание технологического обеспечения АСУ в АТП
4.1 Предлагаемые персональные компьютеры
4.2 Предлагаемые принтеры
4.3 Предлагаемая локальная сеть
4.4 Предлагаемая прикладная программа
5 Расчет затрат на реализацию АСУ в АТП
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Информационные технологии – новая формирующая наука. Но уже сейчас можно говорить, о том, применение информационных технологий может в значительной степени повысить эффективность систем управления.
В распоряжении экономистов и руководителей находиться мощный арсенал аппаратных и программных средств, который за последние годы стал все более доступным и совершенным. К аппаратным средствам относятся компьютеры, периферийные устройства, источники бесперебойного питания, технические средства презентаций, устройства коммуникаций. Программные системы – это операционные системы, пользовательские оболочки, вспомогательные программы, коммуникационные программы, антивирусные программы, текстовые и табличные редакторы, системы управления базами данных, офисные интегрированные пакеты, программы синтеза и распознания речи и программные продукты обеспечения распределенной обработки информации, бухгалтерские пакеты, финансовые пакеты, программные продукты планирования и прогнозирования деятельности предприятия и другие, корпоративные информационные системы.
Рациональное обоснование выбора необходимых информационных технологий и грамотное их использование на предприятии позволяет существенно повысить конкурентоспособность предприятия в целом, снизить трудоемкость рутинных работ, ускорить процессы получения информации, необходимой для принятия управленческого решения. Затраты на внедрение информационных технологий не только окупаются, но и дают прибыль.
Информационные системы будут стремительно эволюционировать и дальше, давая толчок в развитии науки экономических и управленческих информационных технологий и приобретая все большую значимость как важнейший инструмент научно-технического и социально-экономического развития общества.
1 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АТП
1.1 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
С вводом в эксплуатацию новых заводов, комбинатов, сдачей жилья для горожан, перед городскими властями остро встала проблема обслуживания граждан по перевозке к месту работы, службы, учебы, отдыха.
17 сентября 1968 года в составе Треста пассажирских перевозок Омского транспортного управления было создано Пассажирское предприятие №9 с парком 120 автомобилей. Организовано 2 автоколонны, обслуживающие 10 маршрутов, объем перевозок составил 194509 тыс.пас/км.
В настоящее время численность автомобилей в парке составляет 250 единиц, обслуживается 29 маршрутов, объем перевозок более 450000 тыс.пас./км.
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Заместитель директора по перевозкам отвечает за организацию перевозок и управление транспортным процессом. Отдел эксплуатации обеспечивает выпуск автомобилей на линию, контроль за исполнением перевозок, оформление первичной документации (путевок).
Главный инженер-организация ремонта подвижного состава. Главный бухгалтер-контроль за движением денежных средств предприятия, расчет заработной платы. Отдел АСУ – автоматизацию работы различных служб предприятия. Отдел кадров – организация по приему, увольнению, перемещению работников предприятия. Начальник ПТО — контроль за поступлением и выбытием подвижного состава, проведением ТО-1, ТО-2. Начальник БД — разработка мероприятий по безопасности движения и предотвращению производственного травматизма. Главный механик – организация водоснабжения, отопления, энергообеспечения предприятия. Начальник РММ — проведение планового и внепланового ремонта подвижного состава. Начальник планово-экономического отдела — планирование экономической деятельности предприятия.
Расчетный отдел – начисление и расчет заработной платы. Материальный отдел- контроль за поступлением и выбытием основных средств производства. ГСМ – организация обеспечения и контроль за расходом топливных ресурсов. Снабжение – обеспечение запасными частями РММ.
Юрист – организация и защита правовой деятельности. Билетная касса – обработка билетной продукции, выручки.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ЦИРКУЛЯЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
2.1.1 ИСТОЧНИК ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ
Источниками внешней информации являются:
пассажиры, которые при покупке билетов обеспечивают выручку кондукторам,
банки – обеспечивают оборот денежных средств,
заказчики – потребители автотранспортных услуг,
департамент транспорта – информацию о графиках, тарифах, планах выручки,
поставщики запчастей, договорных работ, резины.
заправочная станция – топливо.
Статуправление – формы отчетности.
2.1.2 ИСТОЧНИК ВНУТРЕННЕЙ ИНФОРМАЦИИ
Источниками внутренней информации являются:
бухгалтерия – выписка платежных поручений, счетов-фактур, сведения о состоянии основных средств, печать расчетных листков.
Автобусы – пробег, потребление топлива.
Плановый отдел – информация о выполнении плана по выручке
Склад-наличие запчастей, печать лимитных карт по автобусам.
Диспетчерская – путевые листы, наряды.
Билетная касса – сведения о фактической выручке.
Кондукторы – выручка с рейса.
2.2 ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Передача информации происходит на бумажных носителях, дискетах, лазерных дисках. С помощью телефонов и модемов.
2.3 ПРОЦЕСС ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Переработка информации осуществляется с помощью прикладных программ на компьютерах.
2.4 ПРОЦЕСС ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Хранение информации происходит в памяти компьютеров, а так же в архиве за любой год и месяц.
2.5 ПРОЦЕСС ДОВЕДЕНИЯ ДО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
До пользователя информация доводится на бумажных носителях, с помощью компьютерных сетей, в виде графиков, информации на мониторах компьютеров.
2.6 ПРИИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОЦЕССА ЦИРКУЛЯЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ--PAGE_BREAK--
Внедрение информационных систем может способствовать: получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.; освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; обеспечению достоверности информации; замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге; совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота; уменьшению затрат на производство и услуг; предоставлению потребителям уникальных услуг.
3 ПРЕДЛОГАЕМАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПП-9
3.1 ОБЩАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
Общая структурная схема включает в себя следующие АРМы:
АРМ отдела кадров, АРМ расчета заработной платы, АРМ бухгалтера(1С-предприятие), АРМ билетного кассира, АРМ диспетчера, АРМ ПТО, АРМ диспетчера ЦДС, АРМ по учету ГСМ, АРМ диспетчера ЦУП, АРМ склада, АРМ инженера БД.
Организационная структура управления Пассажирского предприятия № 9.
/>
/>

/>
Схема АСУ ПП-9
/>Диспетчерская Билетная касса
/>

/>/>/>

/>/>

/>/>/>/>/>/>

/>

3.2 ОСНОВНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИИ МЕСТА (АРМ)
АРМ диспетчера «Путевые листы». Здесь заполняется единая база данных для чтения с других рабочих мест, а так же доступная для работы АРМов «ГСМ», «Билетного кассира», «Табло», «Планирование ТО-1, ТО-2». База данных организована на SQL-сервере, что обеспечивает мобильность, надежность сохранения информации, упрощает сетевую обработку данных.
Данный АРМ обеспечивает стыковку с АРМом «Зарплата — кадры». Предназначен для оперативного планирования, учета, контроля работы водителей и кондукторов, обработки путевых листов, расчета плановой и фактической выручки, обработки данных по ГСМ, расчета заработной платы водителей и кондукторов, составления табеля работы.
Заполняются справочники работников, гаражных номеров, маршрутов, графиков, марок а/м, марок топлива, видов перевозок( маршрутных, заказных, хозяйственных, учебных, дежурных), норм горючего, подразделений, категорий работников, типов графика, температурных интервалов, тарифов, видов часов(город, пригород, заказ, резерв, простой, ремонт, ночные, вечерние).
Диспетчер составляет месячный график работы линейного персонала, вносит корректировки: отпуск, больничный, межсменный отдых, выходной, прогул, совмещение, составляет суточные наряды выходов на работу. Здесь же обрабатываются путевые листы по каждому гаражному номеру: разносятся часы работы, плановая и фактическая выручка, расчет пробегов и норм топлива.
В конце месяца диспетчер печатает табель по каждому водителю и кондуктору, рассчитывает заработную плату в зависимости от тарифов, видов часов, разные виды премий (за старую машину, за доходы, культуру и т.д.)
При расчете заработной платы, данные автоматом поступают в АРМ «Зарплата — кадры».
АРМ «Билетного кассира» предназначен для учета билетной продукции, обработки билетно-учетных листов, учета фактической выручки при работе на линии.
Так как данный АРМ состыкован с АРМом «Путевые листы», здесь используются те же справочники работников, маршрутов, графиков.
В начале каждого месяца кассир разносит плановую выручку в зависимости от маршрутов, марок, а/м, графиков, которая автоматом поступает в АРМ «Путевые листы».
Здесь же хранится информация о выданных билетах, их номинальная стоимость, количество, расход.
По итогам конца месяца, кассир так же может посмотреть и распечатать итоговые формы по выручке, учету билетной продукции, как в разрезе подразделений, маршрутов, так и по АТП в целом.
По команде билетного кассира, фактическая выручка ежедневно, после разноски, поступает автоматом в АРМ «Путевые листы».
АРМ «Табло» предназначен для учета фактической выручки по каждому работнику за каждый день и по концу месяца. Он позволяет наглядно на мониторе увидеть привезенную выручку по любому табельному номеру, а так же % выполнения премии за доходы. Так же состыкован с АРМом «Путевые листы», поэтому вся разнесенная выручка билетным кассиром автоматом появляется на мониторе.
Так как данный АРМ состыкован с АРМом «Путевые листы», здесь используются те же справочники работников, маршрутов, графиков.
АРМ ГСМ предназначен для ввода и корректировки разных видов топлива, топливных нормативов в зависимости от марок, а/м, пробегов, температурных интервалов. Техником ГСМ проводится ежедневный контроль правильности расхода топлива, как по гаражному номеру, так и по каждому водителю.
Так как данный АРМ состыкован с АРМом «Путевые листы», здесь используются те же справочники.
Данные о пробегах и расходе топлива формируются автоматически при обработке путевок.
Ежедневно и по концу месяца выдаются выходные формы анализа топливных нормативов, расхода, перерасхода, экономии топливных ресурсов.
АРМ «Планирования ТО-1, ТО-2» предназначен для постановки, а/м на ТО-1, ТО-2 и учета ремонтных воздействий.
Так как данный АРМ состыкован с АРМом «Путевые листы», здесь используются те же справочники гаражных номеров, марок подвижного состава. Данные о пробегах формируются автоматически при обработке путевок. Оперативно получаются данные об анализе состояния подвижного состава, готовности к выполнению транспортных работ, о простоях в ремонте.
Ежедневно и по концу месяца выдаются выходные формы анализа изменения подвижного состава, пробегах с начала эксплуатации, план-график постановки на ТО-1, ТО-2.
АРМ «Склад» предназначен для учета и отслеживания движения запасных частей по гаражным номерам, маркам, а/м.
Здесь заполняются справочники номенклатурно-ценник, марок, а/м, лимитов расхода деталей на каждую, а/м, марку автомобиля, подотчетников.
В ходе работы формируется приход, расход, остаток, так же оперативно ведется корректировка справочной и вводимой информации, что позволяет работникам склада отслеживать все перемещения запасных частей на складе.
Ежедневно и по концу месяца выдаются выходные формы анализа лимитов и расхода деталей, как по каждому гаражному номеру, так и по предприятию в целом. Выдается оборотно — сальдовая ведомость по складам и субсчетам, лимитная карта расхода запасных частей по каждому автомобилю, каждой марке, а/м, что позволяет видеть перерасход или экономию.
3.3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ АРМ В АТП
Внедрение информационной системы в АТП должно происходить в определенной последовательности.
На первой стадии необходимо запускать рабочие места, обеспечивающие систему нормативно-справочной информацией, на второй – текущей информацией, на третьей – выходными формами.
При реализации автоматизированной системы управления предприятием в первую очередь необходимо запустить АРМ «Путевые листы», АРМ «Зарплата — кадры».
Поскольку без сведений о персонале, подвижном составе ни одна другая система работать не будет.
На втором этапе – учет ГСМ, АРМ «Билетного кассира»,»Табло».
На третьем этапе- АРМ «Бухгалтерия ».
На четвертом этапе – АРМ «Склад», АРМ «Планирование ТО-1, ТО-2».
Внедрение АСУ в АТП необходимо выполнять в две стадии: на первой – реализация учетно-статистических задач, на второй – задачи управления эксплуатационными затратами (на топливо, запчасти и т.д.)
Функциональная схема работы АРМ «Путевые листы».
Функциональная схема АРМ «Путевые листы».
Функциональная схема АРМ «ГСМ».
Функциональная схема АРМ «Билетный кассир».
Функциональная схема АРМ «Табло».
Функциональная схема АРМ «Планирование ТО-1, ТО-2».
/>/>

/>

Функциональная схема АРМ «Склад».
/>    продолжение
--PAGE_BREAK--
/>

4 ОПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСУ АТП.
4.1 ПРЕДЛОГАЕМЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ
Так как на предприятии в основном ведется обработка данных, целесообразней применять компьютеры, совместимые с IBM PC, которые могут работать как локально, так и в сети.
Для АРМ «Путевые листы» необходимо 3 компьютера.
Один, из которых будет функционировать и как сервер, и как рабочая станция.
Установлена операционная система WINDOWS NT 2000.,SQL — сервер.
Тактовая частота Intel celeron 2.5 Ггц, 3.2 Гб ОЗУ, 2 винчестера емкостью 80Гб., привод CD-DVD RW для чтения CD – дисков, USB — порт для работы с Флэш – картой.
На одном из жестких дисков хранится резервная копия баз данных.
2 компьютера под рабочие станции соответственно для 2-х колонн.
Устанавливается операционная система WINDOWS XP PROFESSIONAL SERVICE PACK2.
Тактовая частота Intel celeron 1.7 Ггц, 1.7 Гб ОЗУ, 1 винчестер емкостью 80Гб.
Для АРМ «Билетный кассир» 2 компьютера.
Устанавливается операционная система WINDOWS XP PROFESSIONAL SERVICE PACK2.
2 компьютера под рабочие станции, один из которых является сервером для АРМ «Билетный кассир».
Для АРМ «Табло» 1 компьютер.
Устанавливается операционная система WINDOWS XP PROFESSIONAL SERVICE PACK2.
Тактовая частота Intel celeron 1 Ггц, 512Мб ОЗУ, 1 винчестер емкостью 40Гб.
Для АРМ «Зарплата — кадры» 4 компьютера под рабочие станции, один из которых является сервером для АРМ.
Устанавливается операционная система WINDOWS XP PROFESSIONAL SERVICE PACK2.
Тактовая частота Intel celeron 2.5 Ггц, 3.2 Гб ОЗУ, 2 винчестера емкостью 80Гб., привод CD-DVD RW для чтения CD – дисков, USB — порт для работы с Флэш – картой.
3 компьютера под рабочие станции.
Тактовая частота Intel celeron 1.7 Ггц, 1.7 Гб ОЗУ, 1 винчестер емкостью 80Гб.
Для АРМ «Бухгалтерия» 5 компьютеров под рабочие станции, один из которых является сервером.
Установлена операционная система WINDOWS NT 2000., SQL — сервер
Для сервера компьютер со следующими характеристиками:
Тактовая частота Intel celeron 2.5 Ггц, 3.2 Гб ОЗУ, 2 винчестера емкостью 80Гб., привод CD-DVD RW для чтения CD – дисков, USB — порт для работы с Флэш – картой.
4 компьютера под рабочие станции.
Тактовая частота Intel celeron 1.7 Ггц, 1.7 Гб ОЗУ, 1 винчестер емкостью 80Гб.
Для АРМ «Планирование ТО-1, ТО-2» 1 компьютер.
Устанавливается операционная система WINDOWS XP PROFESSIONAL SERVICE PACK2.
Тактовая частота Intel celeron 1.7 Ггц, 1.7 Гб ОЗУ, 1 винчестер емкостью 80Гб.
Для АРМ «Склад» 1 компьютер.
Устанавливается операционная система WINDOWS XP PROFESSIONAL SERVICE PACK2.
Тактовая частота Intel celeron 1.7 Ггц, 1.7 Гб ОЗУ, 1 винчестер емкостью 80Гб.
4.2 ПРЕДЛОГАЕМЫЕ ПРИНТЕРЫ
Для АРМ «Путевые листы», «Билетный кассир», «Склад», «Планирование ТО-1, ТО-2» устанавливаются матричные принтеры типа EPSON – FX 1170, которые имеют достаточно высокую скорость печати, позволяют напечатать большой объем информации (путевки, оборотно-сальдовую ведомость, билетно-учетные листы и т.д.) по одному на каждый компьютер. Здесь не требуется высокое качество печати.
Так же позволяют существенно экономить на картриджах и бумаге. Используется рулонная бумага, которая значительно дешевле бумаги формата А4.
Для АРМ «Зарплата — кадры», «Бухгалтерия» используются лазерные принтеры, 3 штуки, которые обеспечивают высокое качество печати и имеют высокую скорость печати.
4.3 ПРЕДЛОГАЕМАЯ ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ
Для АТП необходимо создать высокоэффективную информационную систему с помощью локальной компьютерной сети.
Для связи компьютеров используется провод типа «витая пара», который представляет собой многожильный кабель в общей пластиковой оболочке. Скорость обмена информацией от 10 до 100 Мбит в сек. Для стыковки компьютеров используется дополнительное устройство сопряжения типа «xub».
Для работы АРМ «Путевые листы» используется 16-ти портовый «xub», что дает возможность подключить до 16 компьютеров в сеть. Кабель обжимается с двух сторон специальным приспособлением типа «компьютер-«xub» ».Таким образом, с двух концов кабеля появляется пластиковый адаптер, что позволяет один конец кабеля подключить к компьютеру, а другой к «xub».
Для работы АРМов «Зарплата — кадры», «Бухгалтерия» достаточно 8-ми портового «xub».
Но кабель и «xub» позволяют организовать локальную сеть только внутри одного здания.
Для обмена информацией между компьютерами, находящимися в разных зданиях на расстоянии 200м. (например диспетчерская – административное здание), используются модемы. Один, из которых ведущий, другой – ведомый. Используются высокопрофессиональные, надежные модемы типа ZyXEL PRESTIG 841c.
Для конфигурации сети используется схема соединения типа «Звезда».
4.4 ПРЕДЛОГАЕМАЯ ПРИКЛОДНАЯ ПРОГРАММА
Из перечня предлагаемых прикладных программ выбрана VIBOR TI.
Программа производит расчет производительности подвижного состава и себестоимости перевозок для транспортных систем нижнего уровня применительно к различным маркам автомобилей.
5 РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АСУ в АТП.
Количество компьютеров -17 шт.
Цена 1 компьютера 20 тыс. руб.
Всего 340 000 руб.
Количество матричных принтеров -7 шт.
Для АРМов «Путевые листы», «Склад» — 4шт. формата А3.
Цена 1шт. – 9800 руб.
Всего – 39200 руб.
Для АРМов «Билетный кассир», «Планирование ТО-1, ТО-2»-3 шт. формата А4.
Цена 1шт. – 5500 руб.
Всего – 22000 руб.
Для АРМов «Зарплата – кадры », «Бухгалтерия» — 3шт. лазерных принтера формата А4.
Цена 1шт. – 8000 руб.
Всего – 24000 руб.
Для соединения в сеть:
200м кабеля по цене 8 руб. за 1м
Всего – 1600 руб.
2 «xub» — 16-ти портовый 1300 руб. и 8-ми портовый 650 руб.
Всего – 1950 руб.
2 модема 6000руб за 1шт.
Всего – 12000 руб.
Прикладная программа 30 000 руб.
Монтаж локальной сети 30 000 руб.
Всего затрат: 500750руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии на рубеже XX–XXI вв. становиться важнейшим инструментом научно-технического и социально-экономического развития общества, играя существенную роль в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний. Влияя на качество интеллектуальных ресурсов социума, информационные технологии повышают уровень и качество самой жизни. Управление современным АТП в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития. Информационные технологии, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение руководителей предприятия новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений. Информационные технологии в управлении – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств.
Рассмотрев в данной контрольной работе имеющиеся на п/п информационную систему, было принято решение ее модифицировать и рационально распределить технические средства по структурны подразделениям предприятия. Несмотря на то, что стоимость усовершенствования системы составляет 500750 руб. это будет способствовать быстрому и эффективному принятию управленческих решений, что в свою очередь принесет дополнительный экономический эффект.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Информационные технологии и средства связи на автомобильном транспорте: Учеб. Пособие / А. Э. Горев / СПб. гос. архит.- строит. ун-т. – СПб., 1999. – 162 с.
2. Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. – 360 с.
3. Николин В. И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. – М.: Транспорт, 1990. – 191 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.