Федеральное агентство по образованию Псковской области
Псковский государственный педагогический университет
имени С.М.Кирова
Кафедра физики
Выпускнаяквалификационная работа
ПСКОВСКИЕАСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Исполнитель:
студент51 группы физико-математического факультета
МитрофановПетр Игоревич
Научныйруководитель:
докторфизико-математических наук, профессор кафедры физики
Б.И.Фесенко
Псков
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1.
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ…. 4
Роль наблюдений в науке…………………………………………………4
Роль наблюдений вастрономии………………………………………… 7
Любительские наблюдения вастрономии………………………………9
Тематика астрономическихнаблюдений………………………………..13
Наблюдения невооруженнымглазом……………………………………15
Наблюдения вбинокль…………………………………………………...19
Наблюдения в любительскиетелескопы………………………………..21
Особенности астрономическихнаблюдений…………………………...29
Глава 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСКОВСКИХ
АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ…………………………..33
Введение…………………………………………………………………..33
Наблюдения переменныхзвезд………………………………………….35
Наблюдения покрытий звездастероидами……………………………...39
Изучение видимости небесныхсветил
в сумеречное время суток…………………..............................41
Изучениевлияния погоды на проведение
астрономическихнаблюдений…………………………………………...42
Заключение. ……………………………………………………………45
Приложения………………………………………………………….....48
Приложение 1
Распределение визуальныхнаблюдений
переменных звезд по годам……………………………………………….48
Приложение 2
Кривыеблеска переменных по результатам
визуальныхнаблюдений ………………………………………………….50
Приложение 3
Визуальные наблюденияпокрытий звезд
астероидами в 2003-2006г.г.……………………………………………...56
Приложение 4
Изучение видимости светил
в сумеречное время суток………………………………………………....57
Приложение 5
Изучение динамики измененияоблачности
в г. Пскове……………………………………………………………….....59
Список использованных источников…………………………...62
Введение
Развитие астрономиинемыслимо без проведения наблюдений. В настоящее время, несмотря на массовоеразвитие наблюдательной техники, позволяющей получать информацию о различныхобъектах и процессах во Вселенной, любительские астрономические наблюдения ещёне утратили своей значимости. Инструментальные возможности любителей астрономии,конечно, ограничены, но, тем не менее, даже с весьма скромными средствами онимогут получать ценные для науки результаты. В данной работе рассмотрены теастрономические наблюдения, которые с одной стороны дают полезные практическиеили даже научные сведения, а с другой технически доступны любителям астрономиии могут быть проведены в условиях г. Пскова. В первой главе работы рассмотреныобщие сведения о наблюдениях и их роли в астрономии, возможностях любительскойастрономии. Далее выделены основные виды любительских астрономическихнаблюдений в соответствии с имеющимися инструментальными возможностями(невооруженный глаз, бинокль, любительский телескоп). Также рассмотреныособенности проведения визуальных астрономических наблюдений. Большое место вданной работе уделено наблюдению покрытий звезд астероидов, поскольку внастоящее время эти наблюдения доступны многим любителям астрономии, обладающиххотя бы небольшими телескопами и могут приносить реальную научную ценность.
Вторая глава полностьюпосвящена конкретным астрономическим наблюдениям, проводимых автором даннойработы в г. Пскове и его ближайших окрестностях. Основное внимание уделенонаблюдениям переменных звезд. Исследование переменных ввиду многообразия их типов открывает передлюбителями астрономии большое поле деятельности. В то же время профессиональныеастрономы не в состоянии следить за всеми переменными. Кроме того, длянекоторых объектов характер изменения их блеска ещё до сих пор недостаточно хорошо изучен или нуждается в уточнении. Поэтим причинам целенаправленные систематические наблюдения переменных звездпо-прежнему представляют интерес для науки. Кроме изучения переменных звезд,в Пскове и его ближайших окрестностяхавтором проводятся наблюдения покрытийзвезд астероидами, покрытий звезд и планет Луной, серебристых облаков и др.Проведение астрономических наблюдений вышеперечисленных объектов невозможно безучета особенностей их видимости в данное время года. Следует отметить, что в г.Пскове наилучшие возможности для проведения астрономических наблюденийскладываются только в определенные периоды года. Это обусловлено, во-первых,географическим положениям г. Пскова (в июне серьезные наблюдения большинстваастрономических объектов и явлений оказываются практически невозможными из-засветлых ночей), а также метеорологическими особенностями (поздней осенью изимой благоприятная для проведения наблюдений погода устанавливается крайнередко, а весной и летом она неустойчива). В данной работе проведеноисследование динамики изменения облачности и установлены наилучшие периоды дляпроведения астрономических наблюдений.
Глава1
Любительские астрономические наблюдения
Роль наблюдений в науке
Наукапредставляет собой сферудеятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективныхзнаний о действительности. Основное отличие научного познания от обыденногосостоит в следующем:
а) стремление к максимальной объективности в описанииизучаемых предметов и явлений;
б) особый (научный) язык, используемый для описания изучаемыхобъектов (явлений);
в) специфические способы обоснования истинности полученныхзнаний;
г) желание получить знания, которыми удовлетворяются нетолько сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.
Выделяют два уровня научного познания:эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научногопознания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемогознания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходитобъяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов,принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемыхобъектов.
Науканачинается с непосредственных наблюдений отдельных явлений, регистрации фактов,которые фиксируются высказываниями.
В процессе эмпирического познанияиспользуются такие методы как наблюдение,эмпирическое описание и эксперимент.
Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельныхпредметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешнихсвойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.Итогом наблюдения является эмпирическоеописание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощьюсредств языка, либо в других знаковых формах.
В настоящее время, как и многовеков назад, наблюдения и эксперимент по-прежнему остаются важнейшими методамипознания научной истины. В то же время важно понимать, что эти методы возниклиеще в глубокой древности, на заре развития человечества. Именно наблюдения иэксперимент в то время были единственными средствами изучения окружающейдействительности.
Более совершенной формойэмпирического познания является эксперимент.Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя (в частности, посредствомфизических приборов) в процесс изучаемого явления. Экспериментатор в ходеэксперимента может изменять условия, в которых протекает данное явление с цельювыяснить его сущность, причины возникновения, а также зависимость характерапротекания от различных условий (или параметров). Кроме того, экспериментпозволяет выявить закономерности протекания явления и сделать прогноз характерапротекания явления при других условиях (в том числе и таких, какие влаборатории не могут быть получены).
Однако, несмотря на большое преимущество эксперимента переднаблюдениями, заключающееся в возможности исследователя непосредственно илиопосредованно управлять изучаемыми объектами (явлениями), всегда существуетмножество объектов (явлений), проведение эксперимента по отношению к которымоказалось бы затруднительным или вовсе невозможным. Основные причиныневозможности применения эксперимента для изучения данных объектов (явлений)состоит в их огромной пространственной и временной удалённости отисследователя. Также эти причины обусловлены колоссальными различиями между ихфизическими параметрами и теми параметрами, в которых может работать приборисследователя (например, для того, чтобы выяснить температуру на «поверхности»Солнца, мы не можем измерить её термометром). Поэтому практически весь научныйматериал о таких объектах (явлениях) мы пока можем получить только благодарянаблюдениям и выводам из них. Выводы из наблюдений подвергаются теоретическомуизучению, на их основе строятся гипотезы, согласование которых с результатами наблюденийдаёт возможность создать научные теории. Однако никакая научная теория не можетносить абсолютный характер, поскольку сам процесс познания никогда неостанавливается, так как непрерывно совершенствуются методы и средства познания.На теоретическом этапе познания, где происходит обобщение и систематизация эмпирическогоматериала, особое значение имеет построение моделей изучаемых объектов иявлений. Модель объекта (процесса) – этонекий новый объект (процесс), который отражает все существенные признакиизучаемого. В модели, конечно же, невозможно учесть все особенности того, что исследуется,поэтому несущественными факторами пренебрегают. В настоящее время важнейшимсредством моделирования изучаемых объектов (процессов) является ЭВМ.Компьютерные модели получили весьма широкое распространение, т.к. их применениедаёт весьма ценные для науки результаты.
Роль наблюдений в астрономии
Астрономия– это наука о мире вне Земли и о некоторых свойствах самой Земли. [2] Онаявляется одной из физико-математических наук, которая, используя достиженияматематики, физики и техники изучает окружающую нас Вселенную, частью которойявляется наша планета Земля, и множество других космических тел.
Какимже образом астрономы получают информацию об изучаемых объектах? Безусловно,основными источниками информации здесь являются наблюдения. Это обусловлено колоссальнойудалённостью космических объектов (к примеру, расстояние до ближайшей звезды –Проксима Центавра составляет около 4,3 светового года), а также громадной длительностью изучаемыхпроцессов развития космических тел и их систем (миллионы или даже миллиардылет) по сравнению с длительностью жизни человека. Поэтому за исключением рядаслучаев (например, исследование лунного грунта, который был доставленмежпланетными станциями с поверхности Луны) непосредственно воздействовать накосмические тела с целью их изучения мы пока не можем. Основными методами исследования в астрономииявляются:
1) Визуальный метод– наблюдения небесных объектов и явлений невооружённым глазом и втелескоп. Приёмником информации является глаз человека. Сюда также можноотнести и позиционные наблюдения, например, определение координат светил.
2) Фотографический метод, в котором приёмником излучения является фотографическая пластинка.Применяя длительные экспозиции при фотографировании можно изучать светила,которые в миллионы раз слабее, чем видимые невооружённым глазом.
3) Спектральный метод основан на разложении в спектр света, излучаемого раскалёнными парами игазами с помощью стеклянной призмы и дифракционной решетки. Этот метод используетсяпри изучении химического состава атмосфер небесных тел, а также даёт сведения отемпературах Солнца и звёзд, лучевых скоростях, магнитных полях[1] ивращениях звезд.
4) Радионаблюденияполучили широкое распространение во второй половине XXвека и связаны с успешным развитиемновой отрасли астрономии – радиоастрономии.
5) Наблюдения в инфракрасном, ультрафиолетовом,рентгеновском и гамма — диапазоне значительно пополнили сведения о небесных телах,полученные в оптическом ирадиодиапазонах.
6) Исследования тел Солнечной системы спомощью космических летательныхаппаратов (КЛА)
7) Внеатмосферные наблюденияс помощью орбитальных космических телескопов (например,телескоп имени Хаббла)
Такимобразом, наблюдения являются главным источником информации в астрономии. Сразвитием наблюдательной техники качество проводимых наблюдений всё времявозрастало: от простейшего созерцания вида звездного неба первобытными людьмидо составления точных каталогов Тихо и Гиппарх, в которых ошибка экваториальныхкоординат составила несколько десятысячных секунды дуги.
Любительские наблюдения в астрономии
Астрономия – одна издревнейших наук. Сознательными наблюдениями за небесными светилами люди стализаниматься очень давно, одновременно со своими основными занятиями(скотоводство, морская навигация, культовое служение и т.п.), поэтому всехранних исследователей неба формально можно было бы причислить кастрономам-любителям. В какой-то мере и великие умы Позднего Возрождения, такиекак И. Кеплер и Г. Галилей, также были астрономами-любителями.
Более определенныйсмысл это понятие обрело с появлением в XVII в. государственных астрономическихучреждений и работающих в них профессиональных астрономов. В ту эпоху рождаласьсовременная наука с ее характерными чертами: государственной поддержкой,подготовкой дипломированных специалистов, необходимостью проведения общественнополезных работ, (для астрономии это служба времени, картографирование, службаСолнца). Новые черты получила и сама методология науки, предполагающая точноеописание условий опытов и наблюдений, жесткое рецензирование работ и опору напубликации только в авторитетных научных журналах. Именно эти качества отделилипрофессиональную науку от любительской. Хотя движущая сила и той и другойзаключается в природной любознательности ученых, профессионалы обязанырегулярно выдавать качественные результаты исследований, а любители могутработать на любом доступном для них уровне и лишь в том объеме, которыйдоставляет им удовольствие. Уровень этих занятий может быть различен: отпростого любования ночным небом и созерцания доступных объектов (Луна, планеты,Солнце) до систематического поиска комет и астероидов, изучения переменныхзвезд и солнечной активности, конструирования новых приборов и участия в работепрофессиональных научных коллективов. [4]
В связи с этим нередкотех, кто увлечен созерцанием неба и чтением астрономической литературы,называют любителями астрономии; атех, кто в качестве хобби занимается систематическими исследованиямиопределенных небесных объектов, называют астрономами-любителями.О количестве тех и других можно судить по тиражам научно-популярных журналов икниг, по составу некоторых научных обществ. В США в 2002г. было около 100 тыс.активных любителей астрономии; в странах Западной Европы – десятки тысяч; вРоссии – несколько тысяч. [4]
Чтобы стимулироватьпоиск уникальных объектов, таких как кометы, метеориты, вспышки новых исверхновых звезд, официально приняты меры поощрения, особенно ценные дляастрономов-любителей. Например, новым кометам присваивают именапервооткрывателей; авторы открытия астероидов получают право предлагать для нихимена. В качестве поощрения некоторые обсерватории приглашают опытных любителейна курсы лекций, дают им возможность работать на крупных инструментах ипользоваться профессиональным оборудованием. А если обратиться к карте Луны, тои на ней можно найти немало имен выдающихся любителей астрономии.
Вконце XX в. ситуация с любительской астрономией существенно изменилась. С однойстороны, на некоторых обсерваториях начали работать автоматические телескопыдля поиска комет и астероидов, составившие серьезную конкуренцию любителям. Сдругой – появление персональных компьютеров, сети Интернет и недорогихэлектронных приемников света открыло перед любителями новые возможности.Например, любители получили возможность пользоваться профессиональнымикаталогами и базами данных крупнейших наземных и космических обсерваторий,вычислять эфемериды астрономических явлений именно для своего места наблюдения(это, в частности, позволяет наблюдать покрытия звезд Луной и астероидами).Теперь астрономы-любители могут делать серьезные открытия даже вне зависимостиот наличия у них телескопа или хорошей погоды: некоторые энтузиасты уже обнаружилинесколько новых комет на фотографиях неба, полученных через Интернет с бортаобсерватории SOHO.
В области оптическогопоиска и исследования новых объектов (кометы, переменные звезды и т.п.)астрономы-любители до сих пор успешно дополняют профессионалов, используя своиглавные преимущества – широкоугольные оптические приборы (бинокуляры,кометоискатели), прекрасное знание звездного неба и невероятное упорство впроведении наблюдений. Такие известные «ловцы комет», как Икейя, Бредфилд,Олкок, проводили визуальные наблюдения практически каждую ночь в течениенескольких десятилетий.
Англичанин Джордж Олкок(1912–2000), отслужив в армии и всю жизнь проработав школьным учителем младшихклассов, с юношеских лет проводил астрономические и метеорологическиенаблюдения, открыв за это время визуально, при помощи бинокуляра, 5 комет и 6Новых звезд. За научные заслуги он стал членом Британских КоролевскихАстрономического и Географического обществ, был удостоен множества наград, втом числе медалей Тихоокеанского астрономического общества и Американскойассоциации наблюдателей переменных звезд, его имя присвоено малой планете. Какпоказал опыт Гершеля и Олкока, облачное небо Англии – вовсе не преграда дляупорных наблюдателей.
Австралиец ПолКамильери с помощью обыкновенного фотоаппарата (фокусное расстояние объектива 135 мм, чувствительностьпленки 400 ед.) только в одном 1991 открыл четыре вспышки Новых звезд. [4]
Во всем мире существуетогромное количество кружков, клубов, обществ и союзов астрономов-любителей. Ониобъединяют энтузиастов либо по территориальному признаку, либо по тематикеисследований. Некоторые клубы обладают своими довольно мощными обсерваториями.По сравнению с индивидуальными любителями члены астрономических объединенийобладают гораздо большими возможностями при строительстве или покупке крупноготелескопа и аппаратуры к нему, включая современные ПЗС-матрицы[2].
Наиболее плодотворнымии авторитетными являются смешанные организации, объединяющие как любителей, таки профессионалов. К их числу относятся:
Тихоокеанскоеастрономическое общество (AstronomicalSociety of the Pacific) – объединение любителей и профессиональных астрономов,базирующееся на Западе США (www.aspsky.org);
Американская ассоциация наблюдателей переменных звезд – The American Association of Variable Star Observers(AAVSO) (www.aavso.org);
Американскоеметеорное общество – American MeteorSociety (www.amsmeteors.org);
АссоциациянаблюдателейЛуныипланет– The Association of Lunar and Planetary Observers (www.lpl.arizona.edu/alpo);
МеждународныйцентрнаблюденийпокрытийЛуной– International Lunar Occultation Centre (lunar-occultations.com).
Вбывшем СССР Всесоюзноеастрономо-геодезическое общество (ВАГО) активно работало с 1932 по 1994 втесном контакте с Академией наук СССР, объединяя 8000 действительных членов,около 2000 членов юношеских секций и 225 членов-коллективов. После распада СССРструктура ВАГО также распалась на ряд местных организаций и клубов.
Тематика астрономических наблюдений
Внастоящее время астрономические наблюдения невооруженным глазом и со скромными,доступными по цене рядовому любителю астрономии инструментами (бинокль,телескоп с диаметром зеркала до 150мм, зеркальный фотоаппарат типа «Зенит»),имеют в основном только любительское значение. Эти наблюдения на первых порах являютсядля начинающего любителя астрономии важнейшими источниками знаний об объектахкосмоса.
Приступатьк астрономическим наблюдениям следует с изучения вида звездного неба, созвездий, суточного изменения положений небесныхсветил, обусловленных вращением Земли, годичного изменения вида звездного неба,наблюдений за перемещением Луны среди звезд, сменой фаз Луны. При этомначинающий любитель астрономии должен не просто замечать происходящиеизменения, но и устанавливать закономерности этих изменений, а также уметьобъяснять причины их вызывающие. Например, суточное движение небесных светилсвязано с вращением Земли вокруг своей оси, годичное изменение вида звездногонеба – с движением Солнца по эклиптике, которое является «отражением» движенияЗемли по орбите вокруг Солнца и т.д. На этом же этапе начинающий любительзнакомится с основными точками и линиями небесной сферы, системами координат, атакже различными системами счёта времени, принятых в современной астрономии.
Эти представления будут служить в дальнейшемважнейшими элементами при планировании, подготовке, проведении наблюдений, атакже в их обработке и анализе полученных результатов. Например, знаниеэкваториальных координат какого-либо интересного объекта (скажем, ближайшей кнам галактики, расположенной в созвездии Андромеды) позволяет начинающемулюбителю астрономии отыскать этот объект на небе, а также спланироватьнаилучшее время для его наблюдений в текущую дату, когда объект находитсявблизи верхней кульминации. Очень большую помощь в решении подобных задач дляначинающего любителя может оказать использование подвижных карт звездного неба(ПКЗН), которые легко изготовить самостоятельно, пользуясь инструкцией,имеющейся в школьном учебнике астрономии[3]
Наблюденияна первом этапе носят ознакомительный характер, поэтому они, как правило, являютсявесьма разрозненными и в методическом отношении их желательно проводить приочень благоприятных атмосферных условиях.
Наследующем этапе любитель астрономииуже знаком с основными объектами и явлениями, которые можнонаблюдать в данном пункте, а также причинами, их вызывающими. Поэтому возникаетнеобходимость глубже разобраться в наблюдаемых объектах и явлениях: зафиксироватьбольше деталей, выявить или уточнитьзакономерности протекания данных явлений, их особенности.
Однако ввиду достаточнобольшого класса объектов и явлений, которые можно наблюдать на небе, возникает необходимостьсделать выбор объекта исследования. Чем может быть мотивирован этот выбор?Прежде всего, он определяется самим любителем, его способностями склонностями,интересами, а также индивидуальными особенностями восприятия. Например, еслилюбитель астрономии много читал о планетах Солнечной системы, то, естественно,у него возникнет желание увидеть, как выглядит та или иная планета в телескоп.Другим и, пожалуй, решающим фактором, определяющим выбор объекта исследования,являются – инструментальные возможностинаблюдателя. В зависимости от того, какая астрономическая техника имеется вналичии у любителя, ему целесообразно проводить наблюдения, соответствующейэтой технике. При этом каждый объект исследования накладывает довольно строгие рамки на средства егоизучения. Например, имея в распоряжении телескоп с диаметром объектива менее100мм, врят ли стоит ставить серьезные задачи изучения поверхности Марса,поскольку в такой телескоп даже во времена Великих противостояний детали наповерхности планеты, если и будут различимы (при больших увеличениях), то напределе видимости.
Дадим краткий перечень возможных систематическихнаблюдений любителей астрономии в зависимости от их инструментальныхвозможностей (невооруженный глаз, бинокль, телескоп). В приводимых нижеперечнях жирным шрифтом выделены те наблюдения,которые могут иметь научную ценность, если проводятся систематически, поопределённой программе, включающей не только конкретные методики их проведения,но и обработку полученных результатов.
Наблюдения невооруженным глазом
1. Детальное изучение звездного неба,созвездий.
2. Наблюдения метеоров.
3. Наблюдения переменных звезд
4. Наблюдения солнечных и лунныхзатмений
5. Наблюдения полярных сияний
6. Наблюдения серебристых облаков
7. Изучение местного астроклимата
8. Специфические наблюдения.
Изучениезвездного неба, конечно же, начинают с наблюдений невооруженным глазом. Вначаленеобходимо найти созвездия, содержащиенаиболее яркие звезды (предварительно с помощью ПКЗН нужно определить ихположение на небе в момент предполагаемых наблюдений). Найдя наиболее заметныеи выразительные созвездия, постепенно переходят к созвездиям, которые невыделяются характерной фигурой и содержат довольно слабые звезды (например,такие созвездия, как Жираф и Рысь). Поскольку вид звездного неба в течение годаизменяется, то изучение созвездий необходимо продолжать на протяжении всего календарногогода.
Параллельно с изучениемзвездного неба, можно рекомендовать и другие наблюдения в соответствии споставленными перед наблюдателем целями и задачами. Например, в период действиякрупных метеорных потоков, начинающимнаблюдателям можно рекомендовать проводить простой счет метеоров в пределахограниченной области (для этого используются специальные рамки, в простейшемслучае – оконная рама). Целью наблюдений в этом случае станет определениевеличины часового числа метеоров (ZRH). Более опытныенаблюдатели помимо простого счета метеоров, могут проводить квалифицированныйсчет, при котором одновременно отмечаются характеристики метеоров (блеск,продолжительность и т д.), кроме того, видимые пути метеоров наносятся назвездную карту. Коллективные наблюдения позволяют решать и более сложныезадачи. Например, наблюдая один и тот же метеор из разных точек, расстояниемежду которыми известно, можно оценить его высоту. Сотрудничество несколькихнаблюдателей может дать более объективную информацию о распределении метеорныхтел в пространстве в период действия метеорного потока, уточнить положениерадианта метеорного потока[4]
Начинающемунаблюдателю переменных звезд после теоретического ознакомления с данным классомобъектов и причинами переменности их блеска, следует, прежде всего, отыскать нанебе наиболее яркие переменные звезды: δЦефея, β Персея,ζ Близнецов и др. Прежде чем осваивать визуальные методы оценки блеска,представляет интерес просто проследить, что блеск звезды со временемизменяется. Особенно эффектны в этом отношении (для начинающего любителя)затменно-переменные звезды, поскольку заметное изменение блеска во времязатмения можно обнаружить уже в течение нескольких десятков минут. Однакопланирование этих наблюдений требуют предварительного расчета моментовминимумов. Затем можно переходить к освоению основных методов визуальных оценокблеска переменных (на звездах с известными звездными величинами) инепосредственным оценкам блеска переменных. Рекомендуется в качестве первойпеременной звезды выбрать классическую цефеиду δЦефея, поскольку она вг. Пскове является незаходящей и даже в нижней кульминации при хорошихатмосферных условиях, как показывает опыт автора, видна достаточно хорошо.
Наблюдениятаких явлений, как солнечное или лунное затмение, имеют большое эстетическоезначение для начинающего наблюдателя. Тем не менее, весьма полезно зарисоватьобщий ход затмения, делая рисунки частных фаз затмения через постоянныйинтервал времени (например, через 10мин). Сразу же следует предупредить: даженевооруженным глазом на Солнце смотреть нельзя, нужно воспользоватьсясолнечным светофильтром (в крайнем случае, им может служить закопченноестекло). Одно из самых грандиозных астрономических явлений (не только длялюбителей астрономии, но и вообще для жителей Земли) – это полное солнечноезатмение, поскольку в одном и том же месте Земли оно в среднем происходит раз в200-300 лет[5]. ВПсковской области ближайшее полное солнечное затмение произойдет только 16октября 2126г. Во время полных фаз лунных затмений, которые могут продолжатьсяболее часа, представляет интерес визуальная оценка яркости затмения по шкалеДанжона.
К специфическим наблюдениям можно отнеститакие, которые, как правило, не ставят своей целью изучения конкретных объектов(явлений), но могут представлять большой интерес или решать практические задачи.К первой группе можно отнести, например, кажущееся увеличение видимых размеровдисков Солнца и Луны при их приближении к видимому горизонту. Данное явление несвязано с атмосферной рефракцией (онапроявляется в искажении видимых дисков Луны и Солнца), а является следствиемпсихофизиологических особенностей восприятия объекта у горизонта. При этом, какпоказывают наблюдения, видимые размеры дисков Солнца (Луны) у горизонта могутизменяться в зависимости от прозрачности атмосферы. Ко второй группе можноотнести наблюдения измерительного характера, которые можно выполнить, имеятолько часы с секундной стрелкой (или лучше – секундомер). Например, измеряяпродолжительность захода диска Солнца, расположенного вблизи горизонта, заровную горизонтальную крышу (или вертикальную трубу), можно приблизительноустановить географическую широту места наблюдения. Географическую долготу местанаблюдения можно определить, если установить момент пересечения Солнцем линиинебесного меридиана. В этот момент тень от вертикального шеста будет совпадатьс полуденной линией[6]. Более точно географическую долготу можноопределить, если воспользоваться кольцом С.П. Глазенапа. Это устройствонесложно изготовить из обычного алюминиевого кольца, проделав в нем небольшоекруглое отверстие; на внутреннюю поверхность кольца нужно наклеить миллиметровую бумагу.
Как показали результатыизмерений, проведенных Псковским астроклубом «Фомальгаут» в 2004г., дляопределения географической долготы с ошибкой 5' оказывается достаточно около 10измерений положения зайчика на шкале с фиксации моментов времени с точностью до1 мин. Подобные практические работы имеет смысл проводить с учащимися 10-11 классов,проявляющим интерес к астрономии, а также в школьном астрономическом кружке.
Наблюдения в бинокль
1. Детальное изучениезвездного неба
2. Наблюдения метеоров
3. Наблюдения переменных зве