Реферат по предмету "Социология и обществознание"


Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе



Федеральное агентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реферат по предмету «Человек и его потребности».

Тема:

«Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе».

Екатеринбург 2009 г.

ПЛАН

1. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

1.1. Концепции соотношения социального и био-логического в человеке.

1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.

1.3. Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло-гическими особенностями человека.

2. Список используемой литературы.

1. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.

Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле -- не как отдельный ин-дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движе-ния материи), он имеет биологические и социальные потребности.

Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала от-ветить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци-альное и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло-гическим или неким двойственным, социально-биологическим су-ществом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно-ванную на диалектической концепции развития, концепции соотно-шения основных форм (ступеней развития) материи и на исследова-ниях в области биологии и медицины.

1.1. Концепции соотношения социального и биологического в человеке.

В философии, социологии, психологии и других науках об обще-стве сложились четыре концепции соотношения социального и био-логического в человеке (обществе):

человек -- прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

человек -- чисто социальное существо;

человек имеет двойственную социально-биологическую приро-ду, является биосоциальным существом;

человек имеет целостную социальную природу, которая в сня-том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче-ской, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1. Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге-ля: с его точки зрения, человек -- прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество -- это закономерный этап развития абсолют-ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен-ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно-сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетво-ряются в особых, социально обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социального существа нико-гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со-циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы-сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо-го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской нау-ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологи-ческого, психического и социального. «Человек, -- пишет автор од-ного из лучших учебников философии, -- представляет собой це-лостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух -- природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче-ские, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выгля-дит как странное нарушение законов логики: психика, сознание яв-ляются социальными явлениями, следовательно, социальная состав-ляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формирова-нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты-вать и социальные факторы, И чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс-курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз-ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив-ных и образовательных услуг необходим учет биологических меха-низмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информа-ции, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие ин-формации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что мно-гие из этих потребностей -- насущные), поведение человека опреде-ляется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления -- в обществе есть и биологическое, и со-циальное -- то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако-нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об-ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассмат-ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со-храняются свойства и закономерности биологической формы мате-рии. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиня-ется следующим закономерностям:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло-гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз-можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще-ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю-ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере-стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно-сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни-чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на-пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно-стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи-вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер-ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре-мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша-ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера-зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль-ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус-лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству-ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге -- их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга-низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус-кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене-ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы -- голод, войны, экономические кризисы и т. п. -- приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче-ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи-ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя-ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости-гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово-рят, что человек -- «самое живое из всех живых существ». Биология человека -- самая развитая и совершенная биология. Это выражает-ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за-нятию любой экологической ниши, любой среды обитания -- вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи-большей в животном мире физической активностью. Существуют подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни-ки. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «…Практическая культура и состоит именно в при-вычке и потребности в занятии».

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента воз-никновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень ма-ло. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы лично-сти. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова-ны совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров -- интеллектуальные, творческие спо-собности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос-нователь компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по-воду, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка-кой-нибудь Зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определя-ет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа-лектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло-гическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи-более точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы че-ловека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы-тесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен-ного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче-ской основы человеческого организма уменьшается и сужается. Че-ловек становится все «более социальным» и все «менее биологиче-ским» существом.

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че-ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает-ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб-ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи-зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо-да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь-ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно-жество экономических и политических причин, однако логично по-ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель-ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони-мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че-ловека, биологическое -- основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме-сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес-няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества -- необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

Эта недостаточно понятая совре-менным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в тече-ние последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школь-ников по всей Российской Федера-ции явно связано с недостатком фи-зической активности. Согласно ис-следованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких рес-публиках СССР, школьники и сту-денты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, необходимый для поддержания нор-мального состояния здоровья, -- 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республи-ках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор-му двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»: С происходящим в современном обществе увеличе-нием психических нагрузок физические нагрузки должны не осла-бевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно-весить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак-терно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследова-нии был; обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е.. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея-тельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.

Еще одна важная черта биологии человека -- ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо-нотонных, однообразных физических движений несовместимо с био-логией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимаются попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейерным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мы-шечного и нервного напряжения -- с помощью асоциального (преступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общества, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах человеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия,: кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно воз-никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биоло-гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и но-вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований -- освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозмож-но носить в руках, обтачивать напильником и т. п. -- это несовмести-мо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор-ганизм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво-дящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и от-дыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это про-тиворечие не может разрешиться само собой.

1.3. Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека.

Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло-гическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в раз-личных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса -- в социальном и медицинском обслужива-нии, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в при-менении и обслуживании необходимых для них техники и обору-дования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био-логических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма -- которое все-гда происходит в той или иной социально выработанной форме -- могут создать сферы применения для новых направлений и техноло-гий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факторов развития человека и общества не остается неизменной. Она эво-люционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений -- одно из условий эффективно-го функционирования системы сервиса.

Список используемой литературы

1. Вернадский В. И. Живое общество и биосфера. М. : Наука, 1994г.

2. Романович В. К. Сервисная деятельность: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005 г.

3. Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004 г.

4. Бака М. М. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. Киев: Здоровя, 1983г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.