Реферат по предмету "Архитектура"


Планировка и застройка городских и сельских поселений (ГОСТ ДБН 360-92**)

Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Е  С Т Р О И Т Е Л Ь Н Ы Е  Н О Р М Ы
У К Р А И Н Ы

















Г Р А Д О С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О

П Л А Н И Р О В К А И  З А С Т Р О Й К А
Г О Р О Д С К И Х И  С Е Л Ь С К И Х
П О С Е Л Е Н И Й




Д БН 360 — 92 **



























К и е в  2002


ДБН 360-92 ** является переизданием ДБН360-92*
с учетом изменений № 4 — № 10 сразрешения Госстроя Украины
(письмо от 19.03.2002 г. № 1/52-170)
                                                                                                                                                                                 
                                                                                                                                                                                 
РАЗРАБОТАНЫ:         НИПИградостроительства (д-р арх., проф. В.Ф. Макухин, д-р арх. Г.И. Фильфаров-руководители; д-р т.н.:  Е.Е.Клюшниченко, И.К. Быстряков; д-р арх. Т.Ф. Панченко; канд. арх.: Ю.А. Бондарь,Б.В.Павлышин, Е.Д. Симонова, Н.Ю. Войко; канд. техн. наук: Г.А. Заблоцкий, Н.М.Христюк; канд. геогр. наук С.Н. Проценко; канд. мед. наук Л.И. Литвинова; канд.с-х наук Я.Л. Садовенко, Ю.В. Авдеев, Н.А. Байбакова, Р.И.Бесшейко, А.М.Григор, Е.А. Добрунова, И.Я. Панченко, Н.Х. Соковнина, А.И.Сташук, В.И.Тымчинский, С.Н. Трегуб, Т.В. Устенко, В.Н. Христофоров, Б.А.Циткин,А.Л.Чечик)
при участии:
Госстроя Украины (канд. арх.:Т.С.Нечаева, Л.И. Тузова; А.А. Экономов, Г.А. Урусов, А.Б. Крищук, Т.Г.Друцкая);
Гипрограда(д-р геогр. наук В.И. Нудельман, к.т.н. Э.В. Шаповалов; Б.В. Скоробогатов, Л.А.Акимова, О.А. Мищук, С.И. Крылова);
КиевНИИТИАГ(канд. арх. Т.А. Трегубова);
КНУСА  (д-р арх. И.А. Фомин);
«Киевгенплан» ОАО Киевпроект(Е.Е. Лишанский, Е.И.Курило);
КиевЗНИИЭП(д-р арх. Л.Н. Ковальский, канд. арх. С.И. Лапоногов, В.В. Куцевич,И.Н.Алферова, Б.Н. Губов, Н.Н. Кирьянова, Л.Г. Крамаренко, О.И. Сахно,Л.И.Сырова);
УкрНИИПграждансельстроя(д-р арх. З.В. Моисеенко; канд. арх.: Г.Н. Рогожин, Г.Н.Блинова);
КрымНИИпроектf (Б.Д. Ябчаник, канд. арх. Т.Л. Жебровская, канд. техн. наукЭ.Я. Кильвандер, канд. техн. наук В.В. Костецкий, А.Г. Гагаркин, А.А.Гордашник, Б.А. Могильников, В.И. Приступа, К.М. Харин, Л.Б. Шапиро);
Украинского гигиенического центра(д-р мед. наук И.С. Киреева, канд. мед. наук И.Г. Чудова);
Киевского филиала Одесскогоэлектротехнического института связи (Л.И.Долинский, Б.В. Каток);
Минэнерго Украины(И.Н. Катренко, А.Г. Николаенко);
Укргипронефтетранса(Л.И. Сало);
ГУГПО МВД Украины(А.А. Евсеенко);
УГАИ МВД Украины(Е.И. Кравченко);
УНГЦ Минздрава Украины(д-р мед. наук И.С. Киреева)
                                                                                                              
                                                                                                                                                                                 
В ДБН 360-92*
были внесены
изменения:
№ 1 — утвержденное приказом Мининвестстроя Украины от 22 января 1993 г. № 8;
№ 2 — утвержденное приказом Минстройархитектуры Украины от 23 июня 1993 г. №91;
№ 3 — утвержденное приказом Минстройархитектуры Украины от 17 декабря 1993 г. №231;

В ДБН 360-92**
кроме изменений
№ 1, № 2, № 3, внесены
изменения:
№ 4 — утвержденное приказом Госкомградостроительства Украины от 29 апреля 1996г.№ 73;
№ 5 — утвержденное приказом Госкомградостроительства Украины от 11 марта 1997 г. №33;
№ 6 — утвержденное приказами Госкомградостроительства Украины от 25 сентября 1997 г. №164 и Госстроя Украины от 25 ноября 1997 г. № 29;
№ 7 — утвержденное приказом Госстроя Украины от 2 февраля 1999 г. № 21;
№ 8 — утвержденное приказом Госстроя Украины от 16 сентября 1999 г. № 227;
№ 9 — утверждено приказом Госстроя Украины от 11 апреля 2001 г. № 89;
№ 10 — утверждено приказом Госстроя Украины от 18 июля 2001 г. № 145.

Пункты,таблицы, примечания и дополнения, в которые внесены изменения или которыми дополнентекст Норм (изменения № 1 — № 10),обозначены звездочкой: *.      

С изданием ДБН 360-92** прекращаетраспространение ДБН 360-92*.
 
ДБН 360-92** прошел экспертизу ТК«Будтехнормирование»
(акт от 19 апреля 2002 г.)


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ

Градостроительство.                                                                                                               ДБН 360-92**
Планировка и застройка городских и сельских поселений

Государственные строительные нормы«Градостроительство. Планировка и застройка город­ских и сельских поселений»распространяются на проектирование новых и реконструкцию сущест­вующих городскихи сельских поселений Украины.
Настоящие нормы обязательны для органовгосударственного управления, местного и регио­нального самоуправленияпредприятий и организаций независимо от форм собственности и ведом­ственнойподчиненности, общественных объединений и граждан, которые осуществляют проекти­рование,строительство и благоустройство на территории городских и сельских поселений.
Настоящие нормы рассчитаны на переходный период-до разработки общей концепции норма­тивной базы Украины в областиградостроительства и капитального строительства.
При проектировании поселений Украины наряду сположениями настоящих норм следует также руководствоваться СанПиНом«Планировка и застройка населенных мест Украины», ДБН Б.2.4-1-94 «Планування і забудова сільськихпоселень», требованиями других действующих нормативно-инст­руктивныхдокументов.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Проектирование городских и сельскихпоселений должно основываться на законах Украины, имеющих основополагающеезначение для градостроительства, и региональных программах по решению важнейшихсоциальных, экологических и экономических проблем.
1.2 Городские и сельские поселения следуетпроектировать как элементы единой системы расселения Украины с учетомтерриториально-административного деления, социально-экономи­ческого и природно-градостроительногорайонирования.
Физико-географическое и градостроительноерайонирование территории Украины приведены в приложениях 1.1, 1.2.
1.3 В качестве основы проектирования, планировкии застройки городских и сельских посе­лений должна служить предварительноразрабатываемая концепция их социально-экономичес­кого развития, обеспечивающаяреализацию прав и свобод населения в соответствии с Консти­туцией Украины.
Концепция должна разрабатываться наальтернативной основе и до утверждения рассматри­ваться и обсуждатьсяпрофессиональными и общественными организациями, жителями населенных пунктов.
1.4 Развитие систем расселения должно опиратьсяна сложившуюся сеть городских и сельских поселений, включая существующие иформирующиеся агломерации. Проектирование новых поселе­ний предусматривается всвязи с необходимостью размещения новых промышленных предприятий, разработки полезныхископаемых и пр., а также в связи с отселением населения из зон происшедших илипотенциальных катастроф, экологических бедствий и пр.
Примечание. Размещение дачных поселенийи садоводческих товариществ в пригородных зонах предусматривается на землях,которые не могут быть использованы для перспектив­ного территориальногоразвития городских и сельских поселений.
1.5. Городские и сельские поселения взависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяютсяна группы (таблица 1.1).
1.6 Для обеспечения территориальных условийразвития городов на долгосрочную перспективу, а также размещения истроительства сооружений, связанных с функционированием городского хозяйства,следует на прилегающих к городу территориях выделять пригородные зоны многофунк­циональногоназначения. В их составе необходимо выделять территории зеленых зон городов,предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата,состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.
Пригородную зону следует проектироватьодновременно с генеральным планом города как единый хозяйственный ипланировочный комплекс с разработкой предложений, нацеленных на экономическое и социально-культурноеее развитие и структурно-территориальную организацию.

Таблица 1.1
Группы поселений
Население, тыс. чел.

городов
сельских поселений
Крупнейшие
Свыше 1000

Крупные
Свыше 500 до 1000
Свыше 5
Свыше 3 до 5
Большие
Свыше 250 до 500
Свыше 1 до 3
Свыше 0,5 до 1
Средние
Свыше 100 до 250
Свыше 50 до 100
Свыше 0,2 до 0,5
Малые*)  
Свыше 20 до 50
Свыше 10 до 20
До 10
Свыше 0,05 до 0,2
До 0,05
-
*) В группу малых городов включаются поселки городского типа

1.7 Уровень социально-экономического развития проектируемогопоселения определяется с учетом приоритетности социальных и экологическихкритериев на основе комплексной оценки территории, исходя из полного раскрытияпотенциальных ресурсных возможностей и потребностей населения, планов социально-экономическогоразвития данного поселения. При этом следует уста­новить виды деятельности, развитиекоторых должно быть стимулировано, прекращено или огра­ничено в проектируемомпоселении или в группе взаимосвязанных поселений, а также определить сдвиги вотраслевой структуре сложившегося народнохозяйственного комплекса по числузанятых и изменения в функциональном использовании территории. Развитиесоциальной инфраструктуры должно быть намечено, исходя из обеспечения целевыхпоказателей жизненных условий.
2 ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙФункционально-планировочная структура городскихпоселений

2.1 Территория города по функциональному назначению и характеруиспользования подразде­ляется на селитебную, производственную, в т.ч. внешнеготранспорта, и ландшафтно-рекреационную.
2.2 Селитебная территория включает участки жилых домов,общественных учреждений, зданий и сооружений, в т.ч. учебных, проектных,научно-исследовательских и других институтов без опыт­ных производств,внутриселитебную улично-дорожную и транспортную сеть, а также площади, парки,сады, скверы, бульвары, прочие объекты зеленого строительства и места общегопользования.
2.3 Производственная территория предназначена для размещенияпромышленных предпри­ятий и связанных с ними производственных объектов, в т.ч.комплексов научных учреждений с опытными предприятиями, коммунально-складскихобъектов, предприятий (по производству и переработке сельскохозяйственныхпродуктов; санитарно-защитных зон промышленных предпри­ятий; объектовспецназначения (для нужд обороны); сооружений внешнего транспорта и путейвнегородского и пригородного сообщения, внутригородской улично-дорожной итранспортной сети; участков общественных учреждений и мест общего пользованиядля населения, работающего на предприятиях города.
Примечание. Промышленные предприятия,которые не выделяют в окружающую среду экологичес­ки вредных, токсичных,пылеобразных и пожароопасных веществ, не создают повы­шенных уровней шума, вибрации,электромагнитных излучений, не требуют подъезд­ных железнодорожных путей,допускается размещать в пределах селитебных террито­рий или в непосредственнойблизости к ним с соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарныхтребований.
2.4 Ландшафтно-рекреационная территория включает озелененные иводные пространства в границах застройки города и его зеленой зоны, а такжедругие элементы природного ландшафта. В ее состав могут входить парки, лесопарки,городские леса, охраняемые ландшафты, земли сельско­хозяйственного использованияи другие угодья, которые формируют систему открытых прост­ранств; загородныезоны массового кратковременного и длительного отдыха, межселенные зоны отдыха;курортные зоны (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы).
2.5 Совершенствование и развитие планировочной структуры городаследует увязывать с исто­рической зоной города, его историко-архитектурнымопорным планом и зонами охраны памятников истории, культуры и природы (раздел11).
2.6 Для обеспечения необходимыхфункциональных связей мест расселения с местами приложе­ния труда и отдыха,учреждениями культурно-бытового обслуживания, а также для снижения затратвремени на передвижение населения следует формировать относительно устойчивыйтрудо­вой баланс проживающих и работающих в пределах основныхструктурно-планировочных элемен­тов города (планировочных районов, зон).
Примечание. Функциональную организацию,величину, емкость, границы основных структурно-планировочных элементов города,количество последних следует определять исходя из местоположения и концентрацииосновных функций.
В малых, средних и больших городах с компактной планировочнойструктурой трудосбалансированность может достигаться в масштабе всего города.
2.7 При определении емкости основных структурных единиц города — планировочных районов в больших и крупных городах — необходимо ориентироватьсяна следующие показатели: численность населения должна составлять от 100 до 300тыс. чел.; трудящихся в градообразующем комплексе -от 30 до 100 тыс. чел.; вгородах, характеризующихся сильной расчлененностью планировочной структуры,особенно в городах добывающей промышленности (формирующихся на базе отдельныхтерриториально закрепленных производств и расселения — шахт, бывших шахтерскихпоселков и др.), население планировочного района составляет от 50 до 120 тыс.чел.
В крупнейших городах с численностью населения более 1 млн. жителейпри наличии мощных комплексов машиностроения и тяжелой индустрии,сосредоточенных в крупных промышленных производственных зонах, следуетформировать трудо- и социально сбалансированные селитебно-производственныеобразования — планировочные зоны, численность населения которых не должнапревышать 450-900 тыс. чел.
2.8 Формирование планировочных зон в крупнейших городах с населениемболее 1 млн. жителей следует осуществлять путем сочетания комплексныхселитебно-производственных районов с высо­кой степенью трудосбалансированности,селитебных, промышленных районов с формированием многофункциональных центровприложения труда и обслуживания.
2.9 Для достижения высокого социально-экономического эффектаформирования планировоч­ной структуры города следует стремиться к компактномуразвитию его плана, что достигается повышением интенсивности использованиятерритории под основные функции. При этом необхо­димо учитывать неоднородностьфункционально-планировочных качеств городских территорий, которые взначительной мере определяются различной интенсивностью их освоения инеодинаковы­ми условиями транспортной доступности.
Ценность участка городской территории следует определять пооценкам его доступности отно­сительно жилых районов, мест приложения труда,учреждений обслуживания общегородского зна­чения, мест массового отдыха сучетом их размещения в зонах различного градостроительного качества (приложение2.1).
2.10 В городах со сложными инженерно-геологическими условияминеобходимо предусматри­вать в пределах их территорий или в пригородных зонахплощадки для размещения части населения этих городов в случае неожиданныхкатастроф, наводнений и т.п. Там же следует предусмотреть комплекс инженерногооборудования, обеспечивающий временное проживание населения.
Система общественных центров городов

2.11 В пределах основных структурно-планировочных элементов городаследует предусматри­вать территории для размещения объектов и учрежденийкультурно-бытового обслуживания насе­ления. Места их концентрации формируютсякак общественные центры различных уровней. *
Число, состав, размещение общественных центров в плане городапринимаются с учетом его величины, функционально-планировочной структуры,исторических особенностей формирования городского плана, ландшафтно-природныхособенностей, а также роли города в системе расселения.
Примечание. В крупнейших городах навъездах следует размещать общественные центры для обслу­живания населенияпригородной зоны.
2.12 Общегородской центр необходимо рассматривать какпространственную систему, в состав которой, кроме центрального ядра иприлегающей центральной зоны, входят взаимосвязанные с ним центры наиболеекрупных планировочных районов, зон или других структурно-планировоч­ныхэлементов.
В зависимости от размеров и планировочной организацииобщегородского центра необходимо в его пределах создавать системувзаимосвязанных общественных пространств с выделением главной площади, улицы,пешеходных улиц и зон.
2.13 При определении площади общегородского центра и его ядранеобходимо учитывать численность населения, административную значимость,масштабы территориального развития го­рода, местные градостроительные иприродные условия.
Для определения площади общественных территорий общегородскогоцентра и его ядра следует ориентироваться на удельный показатель 5-8 м2/чел.,исходя из перспективной численности населе­ния города.
Примечание 1. В южных городах,расположенных в III Б и IV Б климатических подрайонах, следует стремиться к снижениюпоказателя расхода территорий (до 4 м2/чел.), кроме зон повышеннойсейсмичности.
Примечание 2. В городах II В и III В климатическихподрайонов, в малых и курортных городах удельный показатель может быть увеличенна 15-30 %, но составлять не более 10-12 м2/чел. 
Удельный вес территории для системы общегородского центра и егоосновных элементов в балансе территорий города и центра составляет, процентов:
Центр города                                                            3,5-5,0для крупнейших и крупных городов
(от площади города)                                                6,0-8,0 длядругих групп городов
Ядро центра города                                                  30-35для всех категорий городов
(от площади центра)
Общественные территории                                       70и более
в ядре центра
(от площади центра)
Интенсивность освоения территории ядра центра, эффективная с точкизрения градостроитель­ной ценности, приводится в таблице 2.1.

Таблица 2.1



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.