Реферат выполнила студентка группы 8362 Агапова Д. Ю.
Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет.
Санкт-Петербург – Пушкин 2011
Введение
Бухгалтерский учёт – информационная система, отражающая хозяйственные процессы организации, созданная в интересах управления этими процессами.
Предмет бухгалтерского учёта в широком смысле сводится к информационному отражению хозяйственной деятельности организации в периодическом аспекте – как смена прав и обязанностей (обязательств) участников хозяйственного процесса – и одновременно в экономическом – как движение средств и их собственных и привлеченных источников (капиталов).
Цели бухгалтерского учёта:
-контроль деятельности подотчетных материально ответственных лиц;
-представление информации для управления хозяйственными процессами;
-исчисление финансовых результатов (часто подчеркивается, что бухгалтер должен предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности);
-оптимизация распределения производительных сил страны.
Управленческий учёт включает обработку информации, предназначенной для достижения управленческих целей. Менеджеры используют эту информацию для определения глобальных целей компании, оценки работы отделов и индивидуумов, принятия решений. Большинство управленческой информации, по сути, является финансовой информацией, но интерпретированной особым образом. Однако, управленческая информация часто включает оценку нефинансовых факторов: политической ситуации, возможного воздействия на окружающую среду, общественного мнения о компании и производительности труда. Финансовая информация, в свою очередь, включает большую часть управленческих данных. Причина проста: каждое экономическое решение требует финансового рассмотрения.
1. Цели и концепции управленческого учёта.
Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и её структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.
Основной целью управленческого учета является предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.
Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.
Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей оно получает:
- интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации и её основных структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период времени;
- материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и её основных структурных подразделений;
- плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.
Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают:
-управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент времени;
-результаты их аналитической обработки;
-плановую и прогнозную информацию о подразделении;
-информацию о смежных подразделениях и контрагентах.
Специалисты получают:
-информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений;
-прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Самыми важными являются четыре концепции управленческого учёта:
1. Концепция действующего предприятия, которая исходит из предположения, что предприятие является действующим до тех пор, пока не появятся свидетельства обратного, поэтому активы компании не оцениваются по отдельности;
2. Концепция наращивания, которая предполагает учет доходов и расходов в момент их возникновения, а не после того, как они получены или выплачены;
3. Концепция неизменности, которая требует, чтобы отчетность за последовательные периоды времени велась на основе неизменности методов учета;
4. Концепция осторожности, которая требует, чтобы учет вёлся на консервативной основе, то есть записи поступлений прибыли или дохода не должны делаться до того, как деньги реально поступят, а записи убытков производятся в тот момент, когда эти убытки только прогнозируются.
2. Системы учёта издержек в связи с особенностями технологии и организации производства.
Организация производственного учёта на предприятиях в основном зависит от характера выпускаемой продукции, структуры управления и других факторов, которые предопределяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отражение, ведение синтетического и аналитического учёта, разграничение и распределение затрат между незавершенным производством и готовой продукцией и т. д.
В зависимости от характера технологического процесса все производства в самом общем виде можно подразделить на добывающие и обрабатывающие.
К добывающим относятся производства, в которых осуществляется извлечение природного сырья путём добычи его из недр земли. В таких производствах отсутствуют затраты сырья и основных материалов на получаемый продукт. Для большинства добывающих отраслей характерны относительная непродолжительность производства, один предел, отсутствие промежуточного продукта – полуфабрикатов собственного производства, поэтому в них нет незавершённого производства или оно очень незначительно. В этих отраслях добывается относительно простая продукция и в большом количестве. Особенности добывающих производств предопределяют аналитический учёт затрат и калькулирования себестоимости продукции. Так, производственные затраты учитываются по переделу в целом с подразделением в аналитическом учёте по цехам, производственным участкам, а в необходимых случаях и по видам выполненных работ.
Обрабатывающие отрасли превращают промышленное и сельскохозяйственное сырьё в готовую продукцию или полуфабрикаты. В этих производствах изготавливается относительно сложная продукция. В них, как правило, всегда есть незавершённое производство.
Предприятия обрабатывающих отраслей перерабатывают материалы путём их химической или механической обработки.
К первому виду обработки сырья относятся производства, в которых готовый продукт получают путём последовательной обработки исходного сырья на отдельных, технологически прерывных стадиях, фазах или переделах. На таких производствах учёт издержек ведётся не только по процессу в целом, но и по отдельным технологическим переделам (фазам), а внутри них – по видам изготовляемой продукции.
Ко второму виду обработки сырья относятся производства, в которых готовый продукт получается путём механической сборки заранее изготовленных отдельных деталей, узлов и других сборочных соединений. Для таких видов производств характерны сложность технологических процессов, большая номенклатура используемых компонентов и другие особенности, которые сказываются на построении производственного учёта.
Под организацией производства следует понимать определённую организацию труда, расстановку рабочих и оборудования, движение материалов и полуфабрикатов, взаимную увязку работы на отдельных участках производства и операциях.
Различают поточную и непоточную организацию производства.
Поточная организация производства является наиболее совершенной. При такой организации всё оборудование и рабочие места установлены по ходу в виде технологических линий, причём на каждой поточной линии выполняется полный цикл операций, связанных с обработкой деталей или изготовлением той или иной продукции. Поэтому на каждой поточной линии процесс обработки завершается выпуском деталей или готовой продукции.
При поточной организации основные издержки (расход материалов, амортизация оборудования, расход энергии, расходы на оплату труда и т. д.) можно учитывать по каждой поточной и автоматической линии в зависимости от конкретных особенностей производства.
На конвейерных поточных линиях с установленным регламентированным ритмом работы процесс производства стабилен, что упрощает распределение затрат между готовой продукцией и незавершённым производством: все затраты отчётного периода относят на выпуск готовой продукции.
При непоточной организации производства, как правило, применяется групповая расстановка оборудования. При этом каждая группа оборудования выполняет одну или несколько операций, не имеющих законченного характера. Поэтому обрабатываемые детали по необходимости передаются от одной группы оборудования к другой, а нередко несколько раз возвращаются к одной и той же группе оборудования, что ведёт к значительному увеличению длительности производственного цикла и межоперационных заделов незавершенного производства.
В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска продукции, его подразделяют на основное и вспомогательное.
К основным относятся производства, изготавливающие профильную продукцию, для выпуска которой и создано данное предприятие. Продукция основных производств предназначается для реализации на сторону, поэтому они имеют решающее значение для экономики предприятия.
Вспомогательные производства обеспечивают нормальную работу основных производств, предоставляя им определённого вида услуги или выполняя работы.
Выделение основного и вспомогательного производств позволяет раздельно осуществлять учёт издержек на отдельных счетах: счёт 20 «Основное производство» и счёт 23 «Вспомогательные производства».
На предприятиях могут быть также непромышленные производства и хозяйства (жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады, ясли и т. д.). Но они не попадают под классификацию производств, поскольку непосредственно не связаны с изготовлением продукции основного производства. Учёт затрат таких предприятий ведётся на счёте 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
В зависимости от структуры и организации управления производством существуют предприятия с цеховой и бесцеховой структурой управления.
Каждое производство или его отдельная часть (стадия, передел), выделенная организационно, именуется цехом. В соответствии с разделением промышленного производства на основное и вспомогательное различают цехи основного и вспомогательного производств.
Цеховая и бесцеховая структуры управления производством оказывают влияние на построение аналитического сводного учёта производственных затрат. Так, при наличии на предприятии предметно-замкнутых цехов, создаются предпосылки для применения полуфабрикатного метода сводного учёта. Цеховая структура управления обычно применяется на крупных предприятиях. При этом затраты каждого цеха учитываются обособленно, на счёте 25 «Общепроизводственные расходы».
На небольших и средних предприятиях применяется бесцеховая структура управления, при которой вместо цехов основного и вспомогательного производств организуются производственные участки. В этих условиях сводный учёт издержек ведётся на основе бесполуфабрикатного варианта, при котором движение полуфабрикатов собственного производства не отражается в бухгалтерском учёте.
Существенное влияние на организацию учёта издержек на производство продукции (работ, услуг) оказывает комбинированная форма организации производства. Во многих случаях производственные предприятия представляют собой комбинаты и объединения, выпускающие продукцию нескольких отраслей. В этих условиях экономическая эффективность производства выражается, в основном, в росте производительности труда и снижении издержек в результате рационального использования сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и др. При этой форме бухгалтерский учёт ведётся централизованно, с обязательным условием правильного распределения и соотнесения расходов между производствами.
В зависимости от характера выпускаемой продукции различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.
К единичному производству относят производство, связанное с выполнением индивидуальных заказов по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции или строительно-ремонтных работ по заказам потребителей. Здесь учёт издержек осуществляется отдельно по каждому заказу.
К серийному производству относится производство, связанное с изготовлением продукции партиями или сериями. Серийное производство часто подразделяется на мелкосерийное, средне- и крупносерийное.
Массовое производство – это производство непрерывно повторяющейся однородной продукции в течение длительного периода времени при строгой повторяемости производственного процесса на всех участках, линиях и рабочих местах.
По характеру вырабатываемой продукции различают также простое и сложное производства.
Производство, состоящее из одного передела и предназначенное для производства одного вида продукции, называется простым производством.
Производство же, состоящее из ряда переделов или предназначенное для изготовления нескольких видов продукции, называется сложным. В сложном производстве после каждого передела выпускается полуфабрикат и лишь в последнем переделе – готовая продукция.
На производственных предприятиях учёт затрат можно организовать различными методами, в зависимости от способа оценки затрат, характера производственного процесса, полноты включения издержек в себестоимость продукции.
В зависимости от характера производственного процесса учёт издержек можно организовать попередельным или позаказным методами.
Попередельный метод учёта издержек применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах.
Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или получением законченного готового продукта.
Сущность попередельного метода состоит в том, что учёт затрат ведётся по переделам (процессам), а внутри них – по статьям калькуляции и видам продукции. Прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные – по цеху, производству, предприятию в целом, с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов, согласно принятым базам распределения.
Существуют два варианта попередельного метода учёта издержек: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.
При полуфабрикатном варианте продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализовываться на сторону. Это определяет необходимость оценки полуфабрикатов по фактической, нормативной или плановой себестоимости, либо по расчётным или отпускным ценам. При этом варианте стоимость полуфабрикатов отражается по особой статье – «Полуфабрикаты собственного производства».
При бесполуфабрикатном варианте по каждому переделу учитываются, главным образом, только затраты на обработку. Себестоимость готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырьё, исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и общепроизводственных расходов.
Позаказный метод учёта издержек можно применять в индивидуальных, мелкосерийных, опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах.
По этому методу учёт издержек осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. На каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения.
Прямые затраты учитываются в разрезе цехов и заказов на основании первичных документов. Первичная документация по учёту таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в себестоимость заказов путём распределения пропорционально принятой на предприятии базе распределения.
В течение срока выполнения заказа издержки учитываются как незавершённое производство. После окончания заказа он закрывается, подсчитываются издержки на его выполнение, которые, за вычетом возвратных отходов, окончательного брака и возврата неиспользованных материалов на склад, становятся фактической себестоимостью произведённой по заказу продукции.
В большинстве случаев в практической деятельности организаций и предприятий используют гибридные (смешанные) методы, сочетающие элементы как попередельного, так и позаказного методов. Гибридные методы используются в серийном и поточном производствах. Наиболее перспективным гибридным методом является пооперационный, при использовании которого основным объектом учёта издержек является операция. Затраты на каждую операцию распределяют по единицам продукции, прошедшим данную операцию, пропорционально средней величине добавленных затрат. Затраты на основные материалы относят на определённый вид продукции, аналогично позаказному методу. Преимущество пооперационного метода состоит в «привязке» калькуляции к технологическому процессу.
Заключение.
Переход экономики страны на рыночные отношения требует эффективного ведения хозяйства. В этих условиях неизменно возрастает роль бухгалтерского учёта, поскольку требуется не только соизмерять произведённые затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную, коммерческую и финансовую деятельность предприятий и организаций.
Одним из важных участков бухгалтерского учёта является учёт затрат на производство продукции. В этом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От величины издержек зависит объём прибыли и уровень рентабельности предприятия: чем эффективнее используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производства, тем больше прибыль.
На построение производственного учёта издержек большое влияние оказывают также сезонность производства, объём и разнообразие выпускаемой продукции, принципы организации производственных цехов, уровень концентрации и специализации производства, а также другие факторы.
Список литературы
1. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учёт: высшее финансовое образование. – М.: Омега-Л, 2006. – 576 с.
2. Волкова О. Н. Управленческий учёт: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 472 с.
3. Керимов В. Э. Учёт затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 480 с.
4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 448 с.
5. Ларионов А. Д., Нечитайло А. И. Бухгалтерский учёт: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 354 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
Дата добавления: 02.05.2012
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |