Виктор Васильевич Антонов
Об отце и сыне Кавосах — итальянских архитекторах, в XIX веке живших и работавших в России
В истории русского искусства XVIII–XIX ве- ков большую роль играли художественные династии — например, Ивановых, Брюлловых, Скотти, Шарлеманей, Бенуа, Лансере. Династия итальянцев Кавосов, происходившая из венецианского рода греческого происхождения (на острове Корфу есть город Кавос), отличилась в России главным образом в архитектуре, хотя ее основателем был талантливый композитор Катерино Альбертович Кавос (Catаrino Cavos, 1775–1840), прибывший в Петербург в самом конце XVIII столетия.
Сын танцовщика и хореографа оперных театров Венеции Альберта Джованни Кавоса, он учился у композитора Ф. Бьянки и в сентябре 1798 года заключил контракт с дирекцией Императорских театров в Петербурге, будучи уже в столь молодом возрасте профессиональным композитором и дирижером1. В России он создал музыку к операм, балетам и водевилям и, используя либретто русских литераторов и народные сюжеты, существенно содействовал становлению национального музыкального театра.
Катерино Кавос долгие годы руководил в столице русской оперной труппой и одновременно преподавал музыку и пение в театральном училище, Смольном и Екатерининском институтах. Многие оперные певцы вышли из его школы. Россия стала для Кавоса второй родиной. 19 октября 1815 года состоялась премьера его двухактной оперы «Иван Сусанин», имевшей большой успех. Однако когда в 1836 году появилась опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки, Кавос великодушно признал ее превосходство и способствовал постановке новой оперы на сцене. Она, однако, не вытеснила из репертуара произведение самого Катерино.
Некоторые творения композитора («Илья-богатырь», «Казак-стихотворец», «Любовная почта») ставились до середины XIX века. Отпевали К. А. Кавоса в Екатерининском костеле и похоронили на Волковском лютеранском кладбище, где затем хоронили и других Кавосов2. Супруга Катерино — певица Камилла Бальони (1773–1832) — умерла раньше, оставив после себя дочь Каролину (1801–1835) и двух сыновей: Джованни (Ивана Катериновича. 1805–1861), который тоже посвятил себя музыке и служил в столице сперва капельмейстером, затем старшим режиссером итальянской труппы, и старшего — Альберта Катериновича (1800–1863), избравшего своим занятием архитектуру. У Джованни Кавоса и его жены балерины Елизаветы Федоровны (урожденной Эраш. 1820–1893) было четверо детей: Екатерина (1843–?), Камилл (1843–1900), Альберт (1847–1898) — будущий юрист и крестный А. Н. Бенуа, и Степан (1850–1906), офицер итальянской армии. Семья не нуждалась, ибо ее глава хорошо зарабатывал учителем пения в Екатерининском училище и часто получал от двора ценные подарки3. Альберт Катеринович Кавос с дипломом инженера-архитектора и званием доктора математики окончил в 1822 году Падуанский университет. Вернувшись в Россию (1829), поступил к знаменитому К. И. Росси архитекторским помощником с окладом 1500 рублей. К прошению о приеме приложен аттестат, где перечислены фамилии итальянских преподавателей по архитектуре: Даль Негро, Аванцини, Ардуино, Тантини, Даниелетти, Форини. Из аттестата также явствует, что в 1820–1823 годах выпускник практиковался в качестве помощника инженера-гидравлика по регулированию итальянских рек Фрассине и Адидже. Вероятно, за этот труд А. К. Кавос получил от Великой герцогини Пармской орден Святого Людовика 1-й степени4. Молодой специалист «со времени вступления в [русскую] службу был откомандирован в строительную комиссию при Кабинете Его Императорского Величества при строениях нового (Александринского. — В. А.) театра и дома Министерства народного просвещения и на Александровский чугунно-литейный завод для перевозки чугунных стропил». В апреле 1829 года Кавоса направляют в помощь К. И. Росси «к строению дома для департамента Министерства внутренних дел». Росси быстро оценил способности новичка и вскоре ходатайствовал о присвоении ему чина 10-го или 12-го класса, так как «в непродолжительное время он <…> по чертежной явил отличные опыты усердия и деятельности». Однако Кавосу дали только 14-й класс, не приняв в расчет степень доктора наук, ибо иностранные дипломы в России не признавались5. В то время Кавос был женат на венецианке Каролине Кароббио (1801–1835) и имел четверых детей — Станислава (1823–1875), Цезаря (1824–1883) — будущего архитектора, Константина (1825–1890) и Камиллу (1828–1891). Через пять лет после смерти жены Альберт Катеринович сошелся с юной белошвейкой Ксенией Ивановной (?–1905), родившей ему до брака Софью (1841–1865) и Михаила (1842–1898), а после венчания — Ивана (1846 — около 1895). Всех детей крестили в православие. В 1859 году Альберт Кавос с семьей принял российское подданство.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/
Дата добавления: 02.05.2012
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |