Реферат по предмету "Философия"


Эллинистическая философия

«Эллинистическая философия» Группа: ОП-23Б Выполнила: Кулакова Д.В. Преподаватель: Щекотин Е.В. Новосибирск 2007 Содержание. Введение….2 Основная часть 1. Эллинистическая философия….2. Эпикуреизм… 3. Стоицизм… 4. Кинизм….5. Неоплатонизм… 10 Заключение….13 Список использованной литературы…14

Введение. Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов. Одновременно в середине - второй половине VI в. до н.э в

Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии свою Школу. Собственно, с этого момента начинается античная философия, которая завершится через тысячу с небольшим лет, в 529 г когда эдиктом императора Юстиниана будут закрыты последние языческие школы и последний схоларх

Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины. Греческая философия возникла на Востоке, в Малой Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла расцвета в Афинах и через Александрийские школы и Родос перешла в Рим. В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение софистов - учителей красноречия; в противовес этому появляется учение Сократа, а через 40 лет, после смерти учителя школы его учеников.

Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387 г. до н.э.), последние следы деятельности которой можно увидеть почти 2000 лет спустя - в эпоху Возрождения. В 335 г. до н.э. ученик Платона Аристотель основал собственную школу - Ликей, или Перипат. По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение

киников и киренских философов. В 306 г. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год его отменяют, в Афинах остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа). В истории греческой философии выделяют три периода: космополитический (до

Сократа), антропологический (познание человека) и систематический (Платон, Аристотель и другие). Дальше начинается период эллинистической и римской античной философии, которая будет продолжать и разовьет многие из греческих учений. Основная часть. 1. Эллинистическая философия Начало этой философии совпадает с деятельностью Александра Македонского , с уходом с арены греческих городов - полисов и с образованием империи.

Жизнь изменилась, нарушился привычный ее темп. Культурная жизнь общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой богатый, центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только собирали, но и изучали литературу.

Здесь возникла филологическая наука, унаследованная последующими пополнениями. Громадное значение имело при этом возникновение общегреческого языка, постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Вместе с греческим языком к народам Востока проникают и греческие литературные жанры. Наконец, как известно, греческая литература эллинистического периода послужила исходным пунктом для создания римской литературы.

Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали новые формы; резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере философии и религии. Появление большей информации о жизни других народов, изменение образа жизни, во многом ее ухудшение, обилие войн ,несчастий, болезней изменяют и философские акценты. Раньше философия занималась или познанием природы, как у досократиков, или метафизикой - онтологией, гносеологией, как у Платона и Аристотеля . В философии эллинизма главенствующий характер приобретает

интерес к человеку. В эллинистических философских построениях метафизические вопросы уступают место интересам этики . Все главные философские эллинистические системы: -философия Эпикура (эпикурейство ), -стоицизм (философия стоиков), -скептицизм (философия скептиков ) - направлены на решение одного вопроса: как человеку жить в условиях существующего мира? Школы эпикурейства и стоицизма возникли в одно время, существовали долго, даже после

Р.Х закончили свое существование, когда распространилось христианство по Европе . Скептицизм был реакцией на философию стоиков, и в меньшей степени - эпикурейства . Была еще одна философская школа - школа неоплатонизма, которая возникает позже, хотя школы Платона продолжают существовать и в эпоху эллинизма. Неоплатонизм - самая мощная философская школа первых веков христианства .

2. Эпикуреизм. Эпикур (341—270 до н.э.) — древнегреческий фи¬лософ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по проис¬хождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной фило¬софской школы "Сад Э.". Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложе¬ны основные положения его учения, и ряд фрагментов: "Э. приветствует Пифокла" (письмо); "Э. приветствует Менекея" (письмо); "

Большой обзор" (предназначенный для начинающих); "Малый обзор", или "Письмо к Геро¬доту" (для более подготовленных последователей); "Главные мысли" (40 афоризмов); "О природе"; "О пре¬допределении" и др. Стремился создать практическое руководство для жизни (этику), для этого предназнача¬лась физика, а последней служила логика.

Учение Э. о природе утверждает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой ре¬зультат столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Пытаясь преодолеть тезис Демокрита о безраздельном господстве необходи¬мости в мире атомов (следствием которого применитель¬но к атомам души была невозможность свободы воли), Э. постулировал возможность случайного отклонения ("очень небольшого — меньше которого и быть

не мо¬жет") атома от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве. По Э в пространствах между эти¬ми мирами ("междумириях") обитают бессмертные и счастливые боги, равнодушные к посторонним страс¬тям. (Отрицая провидение и бессмертие души, Э. не пре¬кращал при этом почитать богов, убежденно провозгла¬шая значимость святости и благочестия: совершенство божественной природы — достаточная причина, чтобы их чтить).

Душа и живые существа состоят из легчай¬ших, тончайших и наиболее подвижных атомов. Вопре¬ки классическим представлениям античной философии, ощущения, по Э всегда истинны ибо обусловлены объективной реальностью. Ошибочным может быть истол¬кование ощущений. Согласие с чувственными восприя¬тиями и с основанными на них общими представления¬ми — подлинный критерий истинности знания.

Позна¬ние природы, философские искания — не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков. Это является необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженст¬ва, в основании которых лежит духовное удовольст¬вие — более устойчивое нежели простые чувственные удовольствия, т.к. не зависит от внешних обстоятельств. Разум людей — бескорыстный дар богов, полагающий приведение человеческих устремлений к согласию.

Ре¬зультат последнего — удовольствие вкупе со спокойст¬вием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием этих ду¬шевных качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для человека чем деятельность. К общест¬венности (культовым традициям и государственным уч¬реждениям), по Э необходимо относиться дружествен¬но и сдержанно ("Живи уединенно!"). Термин "эпикуре¬изм" вошел в философскую категориальную традицию как

синоним "гедонизма". Эпикурейцы полагали, что источник всех благ не спокойствие духа, а "отсутствие страдания". Чтобы устраниться от тревог и опасностей, избежать их, есть один путь – путь удовольствий. Но как наслаждаться, когда мучает мысль о неизбежной смерти? Эпикуреец не приемлет подобного рассуждения. Его ответ: когда мы есть, то смерти еще нет; когда же наступает смерть, то нас уже нет. Жажда бытия – единственная и неоспоримая ценность, в которой "

человек" и "Бог" как бы сливаются: божественное обнаруживается только тогда, когда индивид испытывает наслаждение. Эпикурейский мудрец свободен, как Бог. Возвышаясь над повседневностью и собственной участью, он находит счастье только в себе самом и в своей добродетели, однажды приобретенной и не могущей быть утраченной. 3.Стоицизм Приобретает популярность философия греческого стоицизма, основоположником которой был

Зенон, уроженец Кипра. Стоицизм — одна из школ древнегреческой фи¬лософии. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве само¬стоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа — ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа — ученика Клеанфа. К более поздней

Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вави¬лонии), ставшего впоследствии афинским послом в Ри¬ме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия — учителя Цицерона, Посидония, так¬же жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2—1 вв. до н.э. Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает

здесь все более риторический и назида¬тельно-этический характер, теряя собственно физичес¬кую часть учения своих древнегреческих предшествен¬ников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицеро¬на, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков — главным образом

Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдельным сохранив¬шимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные ча¬сти: физику (философию природы), логику и этику (фи¬лософию духа). Главное в стоицизме это этика, учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы.

Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи, с некоторыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотношение между материей и формой прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стоиков, напротив, мир есть единое тело – живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»).

Стоицизм превратился в популярную морализирующую философию, которая сконцентрировала в себе благородные заветы древности. Центральный пункт стоицизма – идеал мудреца. Основной мотив – стремление изобразить совершенного человека, абсолютно свободного от влияний окружающей жизни. Этот идеал определяется в основном отрицательно, как внутренняя свобода от аффектов. Мудрец испытывает искушение, но преодолевает их. Для него добродетель не только высшее, но и единственное

благо. Аффект противен природе и разуму. Мудрец же следует разумной природе человека. Этический принцип Стои – это повиновение мировому закону. "В наследии стоицизма немало привлекательных черт. Во-первых, философы данной традиции усматривали основание морального феномена в надындивидуальной и потому "необыденной" инстанции (природе мироздания, велении Творца, законах социальной истории); это придавало онтологические гарантии весьма ригористической

моральной программе, в которой добродетель представала как самоограничение, самодисциплина, соответствие требованиям и смыслу целого. Во-вторых, универсализм нравственного критерия позволял стоику занять принципиально критичную позицию в отношении нравственной повседневности (нравов) и служил одновременно базой для своего рода моралистической психотерапии кризисных, катастрофических ситуаций в этой повседневности (болезнь, угроза смерти, пожар, кораблекрушение и т.п.). В-третьих, метафизические основания морального добра

при "физичности" самой нравственной практики позволяли (при последовательности в отстаивании этих позиций) включить в стоически обосновываемую моральную теорию исторический, универсально-телеологический момент". Величайшая заслуга стоической концепции человека состоит в том, что эта концепция дала человеку одновременно и глубокое чувство гармонии с природой, и чувство моральной независимости от нее. В сознании философа-стоика между этими утверждениями нет разлада.

Они соотнесены друг с другом. Человек чувствовал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая внешняя сила не может нарушить это равновесие. 4. Кинизм Киники - представители древнегреческой философской школы, последователи Антисорена. Наиболее известный представитель – Диоген из Синопа. Киники выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества.

Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий. (IVв. до н.э.) Киническая философия - это философия противопоставления себя обществу, пренебрежения приличиями и общепринятыми нормами. Известные киники - Кратет, Гиппархия не основывали школы, не писали трактатов. Они и их последователи выбирали свободу и независимость.

Философская школа киников провозглашала как высшую добродетель человека, его умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи. Знаменитым киником был Диоген, согласно легендам вообще бросивший вызов общепринятому порядку и живший в бочке. Когда его посетил знаменитый Александр Македонский и спросил, что он желает, то лишь ответил: "Не заслоняй солнца". 5. Неоплатонизм Последней крупной и по-своему эпохальной философской

системой западной античности является неоплатонизм. Основоположника неоплатонизма - Плотин (204/205 - 270 гг.). Философия неоплатонизма возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха. Плотин написал 54 опуса на различные темы.

Он не претендовал на оригинальность. На Плотина оказал значительное влияние Платон. На его мировоззрение также повлияли многие другие греческие, и даже римские философы, в том числе Сенека и Аристотель. Характерно, что возврат к идеям Платона и потребность в их переосмыслении возникают в период, когда античный способ философствования подходит к концу, постепенно уступая новому и радикально отличному от него, философствованию, основывающемуся

на христианском мировоззрении. Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения разнообразных учений, пытающихся сочетать в себе несоединимые элементы древних философских систем. Подобно тому, как стоицизм был характерен для теоретического мировоззрения Ранней Римской империи, так для Поздней Римской империи характерен неоплатонизм. Он возникает в вакууме между империями. Этот вакуум продолжался полвека: с 235 г до 284 г.

Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Вся деятельность души такого человека обусловлена его пребыванием в теле, целиком зависит от тела.

Но это потому, что душа такого человека заужена, ведь он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того. Наиболее значимым моментом в философии неоплатонизма является учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. В лице Плотина античная философия приходит к тому, с чего начала индийская философия в «Упанишадах» с их непознаваемыми разумом атманом и брахманом.

Неоплатонизм выходит даже за пределы философии, если под философией понимать разумное мировоззрение. Неоплатонизм сверхразумен. В нем наблюдается возврат к мифологии или ремифологизация. Согласно учению неоплатонизма, во главе иерархии сущего стоит одно начало, единое как таковое, сверхбытийное и сверхразумное, постижимое только в состоянии экстаза и выразимое только средствами апофатической теологии. Мировая система является строго иерархичной, она строится не снизу вверх, а сверху вниз.

Неоплатонизм радикально отличается от своего первообраза - философии Платона. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в учении Платона, так и в философии его лучшего ученика, Аристотеля. Плотин основал неоплатоновскую школу в Риме. В Сирии существовала школа Ямвлиха, в учении которого были сильны элементы пифагорейства.

Последняя неоплатоновская школа была организована Проклом в Афинах и просуществовала до 529 года. Неоплатонизм, первоначально враждебный христианству и содержавший многочисленные элементы восточной магии и мифологии, тем не менее оказал огромное влияние на христианскую патристику и на развитие философии феодального общества как в христианстве, так и в мусульманских странах. Неоплатонизм оказал мощное — прямое и косвенное — влияние на становле¬ние христианского

вероучения и теизма в целом. Ока¬зал содержательное влияние на всю европейскую тра¬дицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для истории философии особо отмечал Гегель: "в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтернретации.

Заключение. Время эллинистической философии отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский) медицины, географии, филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной. Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории античного общества особенно четко отразились в эллинистической культуре, что дало повод некоторым историкам видеть в эллинизме только явление культурно-

историческое. Если политическое и экономическое единство, которое стремились создать Александр и его приемники, оказалось непрочным и неглубоким, но выросшая на почве эллинизма культура вышла даже за рамки эллинистического мира; будучи унаследована Римской империей, Византией и народами Передней Азии, она оказала значительное влияние на культуру нового времени. Список использованной литературы 1. Дж. РЕАЛЕ,

Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность ТОО ТК "Петрополис", 1994 336 с. 2. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий). 3. Философия Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной,

В.П.Филатова М.: Русское слово, 1996 432 с . (Фрагменты) 4. Бертран Рассел История западной философии 5. Кириленко Г.Г Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003 672 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концептуальный подход к системе нематериальной мотивации работников сельскохозяйственных организ
Реферат Eminem Essay Research Paper White rap sensation
Реферат Міжнародні економічні організації та їх роль в інтернаціоналізації виробництва
Реферат настоящей доверенностью уполномочивает гр. ,  200  г р
Реферат Отчёт о прохождении производственной практики в банке Филиал акционерного банка Газовой промышленности «Газпромбанк» (ЗАО) в г. Новосибирске
Реферат Проблемы детско-родительских отношений
Реферат Антропологические основания этики как философии счастья
Реферат Franklin Delano Roosevelt Essay Research Paper The
Реферат Современный российский федерализм и перспективы развития
Реферат Татьяна Ларина в Москве. Анализ седьмой главы романа А.С.Пушкина Евгений Онегин.
Реферат Павел Петрович и Александр Благословенный
Реферат Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области
Реферат Русский модерн
Реферат Музичне виховання молодших школярів засобами мультимедійних технологій
Реферат Анализ синергетической стратегии холдинга