Реферат по предмету "Разное"


Активное воспитание, а не "цветочек и две руки"

От : Зиновий Тененбойм. Вы зашли на : http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.docАктивное воспитание, а не "цветочек и две руки".ZT. Важны не звёзды-имена на педагогическом небосводе, а важны: структурные решения. Именно поэтому-то А.С. Макаренко и заявлял-то: ничего нет!, пустое место! Как ничего нет? - Всё педагогическое небо вообще, и даже, как бы, и педагогическое небо конкретно и именно педагогики воспитания – всё ведь в исторических звездах-именах. Да, может и медицинское небо тоже в исторических звездах-именах, но в медицине в итоге наработаны и упорядочены структуры-методы. То же – в металлургии. И т.д. А в педагогике лишь "ура!" - всё небо педагогики вообще и педагогики воспитания в частности - в звездах-именах. Но вот ясных упорядоченных структурных наработок как руководств к широко-плодотворному практическому действию в педагогике воспитания - кот наплакал... Хватит в педагогике воспитания коллекционировать "блистательные", или даже действительно блистательные имена. Надо переходить к коллекционированию ясных структурных наработок как руководств к широко-плодотворным практическим действиям для любого, лишь входящего в сферу педагогики воспитания, начинающего...03.03.2010 ZT. В действительности, как показала реальность, не имело и не имеет особого смысла собирать практиков и рассказывать им об А.С. Макаренко, как это мы в нашей макаренковской секции СПб 2 или 3 раза по моей инициативе делали. Теперь мне стыдно, что я обзванивал практиков, приглашал их, они приезжали и в сущности зря теряли время.Не много для практиков даст и покупка ими Нового собрания сочинений А.С. Макаренко на DVD-пластине (НСС): практикам некогда будет из этого огромного массива текстов вычленять что-то ясно-конкретное именно для практики.Валентина Максакова> Хорошо бы практические материалы излагать по единому алгоритму: проблема (что было не так, как хотелось, трудности) - стратегия - конкретные методы - результаты.ZT. Тут штука такая. Все интернатные учреждения,- с производственно-трудовым или без него, -и все производственно-трудовые для подростков и юношей учреждения,- с интернатом или без него, -работали и работают в конкретном "контексте" доставшихся им условий, и этот "контекст" весьма разбросан, весьма различен.И именно из-за различия условий скорее всего бесперспективно пытаться осуществить алгоритм вычленения: проблема (что было не так, как хотелось, трудности) - стратегия - конкретные методы - результаты.И в этом смысле меня особенно привлекает путь журнала "Детский дом" 1928-31 гг. Там, как правило, практики не занимались общими рассуждениями, а: 1) описывали "контекст" своей работы и 2) описывали свои методы достижения лучших результатов в условиях этого "контекста".Ведь методы, которые сработали в рамках одного "контекста", могут даже не иметь смысла в ином "контексте".Вывод:1) Приложить к электронному НСС А.С. Макаренко дайджестное электронное переиздание журнала "Детский дом" 1928-31 гг. Вообще, разные выдержки из этого журнала найдутся на разных страницах моего огромного сайта http://zt1.narod.ru/ , и добавления подобного от меня там ещё, может быть, будут, ибо я собираюсь снова пролистывать журнал "Детский дом" 1928-31 гг., да, кроме того, кое-что такое есть у меня в черновой электронной базе (ждет выкладывания в интернет).Можно на пластине НСС сделать отсылку и на данное моё: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc2) В эту же DVD-пластину НСС Макаренко вставить и практико-ориентированный дайджест журнала военного ведомства по его интернатным учреждениям "Педагогический сборник" СПб 1864-1918.ZT. 04.07.2010 . Надо "коллекционировать" систематизировать реальные в истории педагогики истинного социального воспитания приблизительно сходные "начальные контексты", и иллюстрировать: как конкретные в истории практики истинно социального воспитания начинали реально действовать в соответствующих "начальных контекстах", как они преодолевали трудности и достигали успехов...ZT. 04.07.2010. -1) Надо "коллекционировать" и систематизировать реальные в истории педагогики истинного социального воспитания приблизительно сходные "начальные контексты", и иллюстрировать: как конкретные в истории практики истинно социального воспитания начинали реально действовать в соответствующих "начальных контекстах", как они преодолевали трудности и достигали успехов...2) Надо стратегически отклонить сведение педагогики воспитания только к "цветочек и две руки" = Надо стратегически отклонить сведение педагогики воспитания только к так называемому "развитию". Так называемое "зомбирование" – это проработка мозгов. Но даже если вы проповедуете ребятам толерантность = антиксенофобию, - то вы всё равно прорабатываете мозги. Но ( см. в http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc ): надо прорабатывать в ребятках и позитивные волевые качества и позитивные привычки + надо тормозить в натуре тех или иных конкретных ребят те или иные скверные их задатки + надо впрок оснащать (! оснащать !) ребят всем практически позитивным, что а) совершенно необходимо или б) очень может пригодиться ребятам в их будущем.Значит. –Сведению педагогики воспитания только к "цветочек и две руки" = только к идее так называемого "развития" – наш макаренковский бой!--В http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23. ZT. "Великие педагогические учёные", a la В.Н. Сорока-Росинский, с треском проваливались = садились в лужу ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ), а в эти же года простые, безо всякого педагогического образования, рабочие строили замечательные интернатные подростковые учреждения.а.с. макаренки, включая таких, как Филипп Иванович Егерман, - это разработчики ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОСНАЩАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВСЕРЬЁЗ.Лично Ф.И. Егерман, как кажется, исходил из разработок ЦИТа = из разработок Гастева Алексея Капитоновича (1882-1938), но и из других так сказать близко-макаренковских установок 1920-х гг.А.С. Макаренко примерно в 1922 .. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .. (т.1, М.1983, с.13).I) Главные утверждения А.С. Макаренко из материалов к "Педагогической поэме" и II) вечный двигатель и вечный же педагогический идиотизм немакаренковцев.I) А.С. Макаренко. - .. Великое разгильдяйство нашей интеллигенции сочетается с обильным разгильдяйством наших воспитанников именно в малых делах. / Это же стремление к великим делам так назойливо заставляло нас выпускать художников, писателей и артистов вместо обыкновенных здоровых людей. / …Детские дома почему только для беспризорных? Почему до сих пор мы делаем ставку на семью? Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать. Беспризорное детство искусственно изолируется и поэтому всегда сохраняет свой анархизм. Возможно и совершенно необходимо организовать настоящее коллективное воспитание именно для нормального семейного детства, причем это будет и материально выгодно, и для государства полезно ..ZT. Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.А.С. Макаренко ПП-2003 .. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, .. , нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство (с.111). .. Ученый педагог будет говорить .. Можно улыбаться до самого утра, если думать об этом ученом педагоге. Он, этот промотавшийся интеллигент, этот последовательный последователь всех “великих” педагогов .. (с.348). .. С илистого дна растут древние, как ихтиозавр, проблемы человеческого поведения. На длинных-предлинных стеблях качаются среди водяных тростин красивые бледные цветы, прекрасные слова и мысли великих людей и великих педагогов. / По долгу службы и, кроме того, из приличия я обязан ходить вокруг этих цветов осторожно… оказывать им знаки почтения и время от времени убедительным голосом выражать восторг перед “вековым наследством”… (с.505).ZT. Из: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения М.: 1991 .. Пошлость от Викниксора: "Возраст второклассников и третьеклассников соответствует, согласно гипотезе о повторении развитием человека главных этапов в истории всего человечества, тому состоянию людей, когда начал образовываться племенной быт и война, грабеж, разбой и воровство вовсе не считались отрицательными качествами. Поэтому, как показывает G.H. Schneider, дети любят совершать походы на чужие сады и огороды, любят воровать ягоды и вообще иначе относятся к воровству, чем мы, взрослые, — похищение чужой собственности вызывает в их душе отголосок того торжествующего, счастливого чувства, которое испытывал наш предок, первобытный дикарь, возвращаясь домой после удачного грабежа или воровства. В известный период детского возраста .. ребенок не может равнодушно смотреть на соседний сад, его тянет к воровству .." (с.39, с.127).ZT. Столь же пиететно Викниксор и Крупская рассуждали и о Фрейде тогда, когда этот пресловутый Фрейд в начале 20-го века был в большущей моде.То есть: что какая-либо умничащая книжка или какое-либо массовое последнее увлечение неким умничаньем скажет, то Викниксору сверху на мозги и ляжет. А так как Викниксор читал много, то помимо замысловато-умничащего он читал и здраво-реалистическое, и соответственно у него так сказать вопиюще неправильное перемешивалось с вопиюще же правильным, и обратно. Тексты и самого Викниксора насквозь пронизаны фрагментами невыносимого (же) кокетливого умничанья.Отличное от Макаренко - это разнообразное респектабельное умничанье вне представления о задаче больших чисел и о задаче проработки натур ( http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc ). Вот пример такого респектабельного умничанья в духе и стиле С.Д. Ахапкина ("УГ" 10.10.1989).[ Лернер Павел Сем. , С.Д. Ахапкин, А.Г. Войтов и др. ПРЕДЛОЖЕНИЯ по основным направлениям перестройки трудового воспитания в школе – М. ВНИК "Школа" 1988.17 350 экз. NLR Шифр 89-4/11794 / (Лернер П. С. и др.) Трудовое начало школы. Концепция труд. воспитания –2-я ред., перераб. И доп. М. ВНИК "Школа" 1990.44 1000 экз. NLR Шифр 90-4/3719 ]Из: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского" ( http://zt1.narod.ru/winrar/vikniksr.rar ), из главки 8 .. Что такое труд? Это - целенаправленное превращение одного материала в другой. Это - столь же целенаправленное применение энергии, физической или душевной. Это, наконец, превращение мысли человека в вещь, в предмет ..ZT. В отличие от массы А.С. Макаренко умел не ловиться на приманку респектабельного умничанья и не очаровываться им.Бейлин А. Подготовка кадров в СССР за 15 лет 1932.55. / Подготовка кадров в СССР 1927-1931 гг. М.-Л. 1933.259. / Профили специалистов социалистической промышленности: рабочих (ФЗУ), техников (техникумы) и инженеров (втузы) Сб. 1931.216. / Рец. Марков В. Беспомощность сектора кадров ВСНХ // Коммунистическое просвещение 1931,15 с.68-78. ZT. и тому подобное. А ведь есть ещё проблема преодоления, - в широких размерах, - молодёжного хулиганства и преступности. О такого рода проблемах именно больших чисел мещане от педагогики не задумывались.ZT. Область биения мысли – вот что важно. Биение мысли может быть многодесятилетно бурным, рекламируемым, со всевозможными Академиями и НИИ, с докторами наук, с десятками развеликих имён и с их (этих развеликих) портретами и памятниками, с соответствующими регулярными юбилейными чтениями и изданиями. А.С. Макаренко в ПП, в гл. "Чернильницы по-соседски" : "Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время .." ZT. для собственно практиков вся эта странично многотонная масса в конце концов оказывается нулём без палочки. И тогда образуется отдельная область биения мысли: биение мысли собственно практиков ориентированное, соответственно, собственно и специально опять же на и для практиков. Это последнее и есть А.С. Макаренко и журнал "Детский дом" 1928-1931 гг. Указанный журнал ( "Детский дом" ) весь переполнен биением мысли о педагогически позитивной организации микросреды в детском доме, в семье. То же - у А.С. Макаренко. У рутинеров же (имя им - легион) микросреда жизни "ребёнка" берётся как таковая во всём её разбросе, и муссируется "обще-закономерное", - без биения мысли о педагогически позитивной организации микросреды в детском доме, в семье. А.С. Макаренко т.1 М.1983 .. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах. И если все-таки что-то получалось из наших детей, то только потому, что вообще из ребенка что-то должно получиться, и потому, что вообще в жизни больше хорошего, чем плохого .. (с.13). В том же томе .. Наши предки-педагоги надеялись на одно спасительное обстоятельство: "В жизни хорошего больше, чем плохого, а потому из воспитания всегда что-нибудь да выйдет" (с.177). В том же томе, в письме М. Горькому 10.02.1926 .. Условия создаются многочисленными усилиями разных секретарей, делопроизводителей, помощников бухгалтеров, всеми теми, кто никакого отношения ни к какой идеологии не имеет, но которые способны сбить с толку любую идеологию. Все это приводит к тому, что на деле никакого нового воспитания у нас просто нет, а все строится по формуле Стоюнина [1826-88]: "Все же в жизни больше хорошего, чем плохого, и из каждого человека что-нибудь да выйдет" (c.227-8). А.С. Макаренко т.4 М.1984 Во фрагменте "Что значит воспитать ребенка?" .. Пути воспитания. Конечно, на первом плане общая сумма правильных представлений, сумма правильных, марксистски освещенных знаний. Знания приходят из учебы и еще больше из замечательного советского опыта, из газеты, книги, из каждого нашего дня. Многим кажется, что этого достаточно. Это действительно много. Наша жизнь производит самое могучее впечатление на человека и действительно воспитывает его. (Примеры.) Но мы не можем останавливаться на этих достижениях, мы прямо должны сказать, что без специальной заботы о человеке, заботы педагогической мы многое теряем. Правда, получаются хорошие результаты, но мы ими довольны только потому, что не знаем, какими грандиозными они могут быть. Я - сторонник специальной воспитательной дисциплины .. (с.364-5). С конца 1978 я, ZT, увлекся А.С. Макаренко, а в нём - популярной в то время (в 1920-е) идеей, что только (только!) здорово поставленный детдом может в общем случае дать настоящее воспитание и оснащение, хотя, конечно, в некоторых не общих случаях это получается и у семьи. А.С. Макаренко при этом говорил: надо в здорово устроенные интернаты не только не имеющих родителей, но и подростков, имеющих родителей, причём, это можно устроить так, чтобы не образовался полный отрыв и отчуждение ребят от семьи."Учебная лодка разбилась о неумение организовать быт", разбилась просто о не взятие быта подопечных в профессионально-воспитательные интернатные педагогические руки. Но и лодка морали разбивается об это же.ZT. Тут вначале мои маленькие претензии к выдающемуся теоретику и практику, Филиппу Ивановичу Егерману. Сам текст брошюры Ф.И. Егермана – чуть ниже.В отличие от А.С. Макаренко у Ф.И. Егермана встречаются^ ДЕЖУРНЫЕ РЕВЕРАНСЫв сторону расхожих установок московских педагогических писак 1920-х - 1930-х гг.Но после этихДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВу Ф.И. Егермана как правило тут же следует нечто реалистическое = макаренковское.1) Так у Егермана - при его рассказе на стр. 9 о детском суде.2) Так у Егермана - и при его рассуждении о педологии на стр. 62 : после реверансов в сторону педологии у Егермана там: ".. Необходимости углубленной педологической работы по изучению личности детгородок не ощущал. Гораздо целесообразнее в условиях Кр. городка создать психотехнический кабинет для изучения учащихся с точки зрения профориентации ..".ZT. Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.Завзятые темы, в русле = в колее которых вьются как мухи налетевшие туда писаки и говоряки. Плюс: завзятые имена. Например, восторгаются Ф.М. Достоевским не потому, что вот когда-то лично = автономно = самостийно наткнулись на его (Достоевского) тексты .. (как это у меня, ZT, в 1978 случилось с текстами А.С. Макаренко) .. и стали их (тексты Ф.М. Достоевского) листать-читать, и вот в итоге самолично и автономно пришли в неисходимый = в нескончаемый восторг от этого самого Ф.М. Достоевского. Нет. - Ф.М. Достоевский - это имя, вокруг которого как бы сверху спущена = как бы сверху директирована обязанность: изливаться в завзятых восторгах, кои не есть итог собственно личностных, независимых, автономных впечатлений от лично читаемых текстов указанного писателя, а (см. выше). И, безусловно, тысячелетия ещё в большей степени указанное относится к текстам так называемых "священных (ух ты!) писаний" и к главным персонажам этих самых священных (ух ты!) писанин. Тут тысячелетия завзятая некритичность была всегда ужасная. Но, как говаривали когда-то: кто в иудействе, в христианстве и в исламе "умный", тот в Одессе едва-едва дурак...Религиозное - это общественный официоз. Все знают, что бывает государственный официоз. Например, при Сталине государственный официоз был достаточно противен. Но всегда = во все времена наиболее противным был общественный официоз. Скажем, - беря близкое время, - культ В.А. Сухомлинского, и/или культ Игоря Петровича Иванова, и/или культ пресловутого же Викниксора, и/или многое тому же (в жёлтой интеллигенции) подобное, так вот, беря и рассматривая указанное, мы говорим, что всё это суть общественный официоз. Широко-общественное, - и лишь в частности - религиозное, - предполагает слепо, - как эхо или как "хоровое пение", - принимаемые имплицитные аксиомы и постулаты, которые индивидуальные критические умы для себя эксплицируют, пропускают их через реальную, а не усечённую информацию, пропускает их через трезвый и реальный здравый смысл, и (!) - элементарнейшим образом ну никак не могут принять установившуюся бодягу дежурных реверансов и славословий. Атаки на индивидуальное враньё терпятся. Атаки на враньё интеллигентских групп поклонников Сухомлинского ( http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm ), и/или поклонников И.П. Иванова ( http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm ), и/или поклонников Викниксора ( http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc ) "терпятся" уже с огромным скрипом и брюзжанием. Атаки же на враньё для масс (на религиозное) - крайне не терпятся, объявляются кощунством, объявляются оскорблением чувств, объявляются чего-то там "разжиганием", а для большей же гарантии на такого рода масс-враньё нацепляют словечко: "священное"...Рутинная склонность к ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ суть многодесятилетняя убогая черта наших патентованных "макаренков" и "макаренковедов" прошлого и настоящего.Повторю:Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.Заниматься в религиях "миссионерством" и вводить в школах подобие "Закона Божьего" - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.Преподавать в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах Историю педагогики - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.И в религиозном, и в Истории педагогики против этого и произвёл ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ Антон Семенович Макаренко.Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня тех, кто в московском Музее А.С. Макаренко (ул. Поклонная 16) повесили рядом три совершенно несовместимых портрета: Ушинского, Сухомлинского и Макаренко ..Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня Светланы Сергеевны Невской и/или супругов Соколовых в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах, или не знаю где ещё, были уж прозомбированы на как эхо безвникающие и в сущности бессмысленно-рефлексные повторения ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.То есть, со времён убогой на голову Марии Петровны Павловой (1896-1984) и до Анатолия Аркадьевича Фролова, дежурно повторяющего в адрес пресловутого Игоря Петровича Иванова "последователь Макаренко", 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою склонность к ненавидимым А.С. Макаренко ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ.То есть, 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою в сущности глубоко антимакаренковскую натуру...[ ZT. Пример правильно организованной жизни подростков см.и в файле http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc ]Итак. – Егерман Филипп Иванович. На путях к общественному воспитанию детей (практика работы саратовского Красного детского городка). Саратов 1930.78. РНБ 30.10/1991. БАН 1930б/2989.-- Стр.3[Эпиграф] Если бы мы избавились от нашей нищеты, я бы сказал, что детский дом — лучшая форма воспитания детей, воспитания подлинно социалистического, вырывающего ребят из семенной обстановки и ее мещанского уклада. А. Луначарский.Война, разруха и голод создали целую армию беспризорных детей, почти до единого выходцев из нуждающихся, трудовых, пролетарских слоев населения. Борьба с беспризорностью стала задачей государственной важности, т. к. борьба с беспризорностью — это спасение от гибели десятков и сотен тысяч детей и освобождение в будущем трудового государства от неминуемо - в дальнейших условиях беспризорности — изуродованных, дезорганизованных и развращенных граждан. Для этой борьбы создана целая сеть учреждений социального воспитания — детдомов. Детские дома работали в чрезвычайно тяжелых условиях. Не говоря про материальную необеспеченность, не было опыта, не было методики этой работы. Все пришлось творить на практике, идти ощупью, создавать свою практику, вырабатывать свою методику. Много было промахов и ошибок. Сейчас, на 13-м году революции, детдома кончают первый этап своего развития. Накоплен определенный опыт, почти ликвидирована уличная беспризорность. Следующая задача детдомов — окончательно изжить уличную беспризорность и пропустить через свои стены смену беспризорных — безнадзорных, — этот громадный резерв беспризорности. Это — второй этап развития работы детдомов. На этом более спокойном периоде работы детские дома должны учесть опыт—практику своей работы и на основании этой практики выработать теорию социального воспитания. Только после установки всей работы в детдомах на основании проверенной на практике и признанной трудящимися массами подлинно марксистско-ленинской теории социального воспитания, детдома постепенно превратятся в учреждения общественного воспитания для всех детей [ ZT. для всех детей, то есть и для детей, имеющих родителей ] трудящихся масс. Осветить опыт и практику работы одного из крупных учреждении в сети детских домов Союза - цель и задача нижеследующего очерка.-- Стр.4^ ЗАРОЖДЕНИЕ КРАСНОГО ГОРОДКА.Саратов — крупный город в центре Поволжья. В годы гражданской войны сюда стремились, как к хлебному району, беспризорные из голодных северных и центральных губерний. Голод в Поволжье увеличил в несколько раз в Саратове армию беспризорных. Здесь сотнями и тысячами искали убежища от надвигающегося призрака голода и смерти дети заволжских степей. Целыми эшелонами в 1921-м году отправляли из Саратова детей на Украину и в центральную Россию. Но всех не отправить. Заволжская степь постепенно в течение всей зимы, группами и по одиночке, пешком и на вагонных подмостках неумолимо наводняла Саратов голодными детьми. Прошел голод, но не сразу ожила степь, не сразу приняла она своих изгнанников. У многих сотен детей родители погибли голодной смертью, для них родина была потеряна, путь к возвращению отрезан. Они осели в саратовских детдомах и в приемниках. Не хватало у города средств, чтобы все детдома и приемники обеспечить нормальными условиями жизни, учебы и труда. Вот картина 3-го саратовского детприемника по статье в саратовских "Известиях" от 23/ХII–[19]23 г.:Поднимаюсь по лестнице от парадной двери во 2-й этаж. В лицо стремительным зловонным потоком пахнуло ароматами выгребной ямы, под ногами сырой, липкий пол. Открываю первую попавшуюся дверь: на сыром полу в изорванной рубашонке, от грязи - серо-землянистого цвета, уснула съежившись, девочка. К шуму, холодному полу, к постоянным толчкам шагающих через нее она привыкла. Как видно, такое положение сидящего ребенка нормально. "Комиссия, комиссия", - закричали дети, обступив тесным кольцом вошедшего. Все 200 человек детей, находящихся в комнате - босы, на три четверти голые, все иззябшие, бледные и все почесываются. Несмотря на это, радостная встреча, какая-то надежда, громкие приветствия: "Здравствуйте, здравствуйте, дядя комиссия, долго нас будете держать здесь. Мы в детский дом хотим, здесь холодно, нас заедают вши, мы три месяца не ходим на улицу, нас не мыли с октября, мы голодны". Жалобы росли. В голове от спертого воздуха мутилось. А где вы спите? - "Вот здесь, прямо на полу, друг на дружке, оно теплее". - Постели нет, есть несколько десятков матрацев, набитых соломой, они не в состоянии обслуживать тысячу детей. Мальчики посильнее отбирают их у "мелочи", распарывают, забираются во внутрь в солому и таким образом с комфортом ночуют. Вхожу в трахомное отделение. Три четверти детей приемника больны заразной болезнью глаз - трахомой. Раздают ужин. Около ведра с мутной жижицей из-- Стр.5воды и пшена большие очереди. В руках каждого малыша банка из под консервов. Это его миска, ложка и все, что к столу полагается. У некоторых и этого нет. "Дядя комиссия, а почему нам мисок не дают, у нас на все отделение одна миска". И мне, как достопримечательность, показали железную миску, тщательно вычищенную детскими ручками. "Мы заражаемся здесь, у нас есть сифилитики, кто заболеет, его отправляют в больницу и потом опять сюда". При употреблении пищи из одной консервной банки вдвоем и втроем больной ребенок режет рот о рваные острые края банки, передает банку другому здоровому, и тот, раня губы, заражается. "Дядя, а хотите, мы вам песенку споем — сами сочинили". И детским голосом, на тюремный мотив, полилась жалоба о том, что они сидят взаперти, что они хотят учиться и их не учат, что они голодны, что единственная радость — это комсомольцы, которые приходят к ним и играют с ними. "Дядя, а елка у нас будет? Не надо елки, нам холодно, дядя, пришлите нам книжку почитать, нам скучно".Такое же положение в приемнике № 1. Там сгруппированы мальчики. Ежедневно драки, грабежи, нападения на своих же руководителей, вызов милиции для усмирения. Не лучше в детдомах. Материальное положение неважное, труда нет, учеба в городских школах плохо налажена. Попавшие в детдом беспризорные, не видя через детдом выхода в нормальную трудовую жизнь, снова бегут на улицу. Положение становится катастрофическим, общественность и печать бьют тревогу.10 января 1925 года последовал приказ губисполкома - организовать Детский красный городок в помещениях бывшего епархиального училища. На основании плана соцвоса, согласованного с массовыми работниками, решено было в Красном городке организовать интернат на 600 человек детей обоего пола, школу и мастерские. По этому плану приемники на 1000 детей расформировываются, расформировываются также 3 нормальных детских дома. В городок направляются 400 детей из приемников и 200 детей из 3-х расформированных домов. Остальные дети младшего возраста из приемников распределяются в 3 освободившиеся детдома и в Институт социального перевоспитания. На каждого воспитанника отпускается по 70 рублей: в эту сумму входят обмундирование, кровать, постельные принадлежности и всё оборудование школы и мастерских. После 10 января началось заселение Д/городка детьми, которых из приемников доставляли на возах почти голыми. Набирался штат, открывались мастерские, сами дети в мастерских делали всё оборудование, ничего на сторону не заказывалось, - на это бы не хватило средств. Через месяц по организации [учреждения] местная печать от 4/II-[19]25 года пишет о городке:-- Стр.6"Жизнь налаживается. Почти весь намеченный состав детского населения уже переведен в Красный городок. Детские приемники и сюда внесли часть своих дефектов. У многих тяга к воровству, к картежной игре и т. п. Но как бы то ни было - у руководителей и преподавателей есть надежда и желание поставить дело так, как намечено общим планом".Постепенно открываются мастерские: чулочная, швейная, сапожная, слесарная. Оборудование их - разный хлам, собранный по школам и детдомам. Все это приспосабливается к делу. Из досок делаются плотничные верстаки, про столярные рано думать. Налаживается школа, сперва из групп переростков, потом пятилетка и семилетка. Возникают клубные кружки, организуются вечера. В спальнях, в коридорах идет упорная борьба с курением, матом, кражами со взломом, хулиганством. Борьба упорная, тяжелая. Не легко поддается уличная стихия. Годами она своевольничала, не знала никаких рамок и пределов. Сейчас стараются уложить её во времени, в пространстве, заставить принять во что бы то ни стало организационные формы трудового коллектива, нормы поведения культурного общества. Но идет время - и сознательное побеждает. Ячейки КСМ и ЮПЛ становятся основными факторами и руководителями жизни. Против них не может бороться уличная стихия, т. к. они несут с собою организованную волю миллионов трудящихся.В первую годовщину существования Красного городка местная печать от 1 февраля 1926 года пишет следующее:Отпетые.Длинное, казарменного типа, облупившееся здание. Огромный загроможденный двор. Это — внешний вид Детского городка - бывшего епархиального училища.Внутренний вид городка значительно уютнее. Большие комнаты и коридоры согреты шумом станков и машин, оживлены песнями и гомоном детской толпы. Чтобы внимательно осмотреть городок, войти в его жизнь и быт, надо потратить по меньшей мере неделю, две. Здесь шестьсот детей ежедневно получают общественную и трудовую закалку. Большие светлые комнаты-спальни. Мало обстановки: ничего, кроме кроватей. В углу на лестнице группа учеников, освободившись от работы, репетируют к вечеру тут же сложенные частушки. Творчество коллективное:Ой теперь совсем другое Жизнь кипит большим ключом. Песни льются целый день, Стучит молоток в мастерской.-- Стр.7и дальшеСмейся, смейся бывший шкет, ты ль не весел, не одет. Ой радость, ребетня: Смейся, елки-палки. Мы ячейку создадим в коллективной спайке.Беспризорные "уличные" дети, столь чудесно превращенные в жаждущих коллективной спайки полноправных членов трудовой семьи. Какую же лучшую аттестацию можно придумать "юбиляру".Проходит еще год. Мастерские механизируются. Школа превращается в 9-летку. Комсомольская ячейка растет до сотни, пионерских отрядов — 2. Все дальше и дальше отходит улица. Но зачатки ее еще живут и будут долго жить, их воскрешают вновь прибывшие — смена. А есть кого сменить. Первый отряд воспитанников Д/городка уходит в жизнь. Их, привыкших к труду, умеющих кое-что работать, выводят в общежития, откуда устраивают на работу. В городке им делать нечего: годков много, учиться в нормальной школе поздно и желания особого нет. Но они сознают, что стали людьми, что рабочая семья на фабриках и заводах примет их.Во вторую годовщину местная печать от 2/1—[19]27 года пишет:"Совсем недавно, два года тому назад, из развалин старого здания бывшего епархиального училища вырос "Красный-- Стр.8детский городок", первыми обитателями которого были собранные из ночлежных домов, приемников и попросту с улицы. Большую работу нужно было проделать, чтобы развалины превратились в жилое помещение с некоторой претензией на уют. Как будто два года не много, но то, что проделано за эти два года, можно считать большим достижением. За два года уже около 250 человек ушли на производство, имеется школа 9-летка, около 10 хорошо поставленных мастерских. Ведется большая культурно-просветительная работа. Существует самоуправление — оргком. Имеется свой земельный участок - 10 десятин огородной земли, 6 коров, 3 лошади, 10 свиней. За живым инвентарем любовно ухаживают сами воспитанники. Красный детский городок к 2-х-летнему существованию является показателем возможности сделать из беспризорного обитателя улицы и берегов Волги — воспитанного дельного советского гражданина".Так возник, рос и окреп саратовский Красный городок. При организации и долго после этого общественность не была уверена, что из этой затеи что-нибудь выйдет. Все пророчили — очередной номер приемника и больше ничего. Разве можно перевоспитать "шпану" в таком большом коллектив. Эти неверия с трудом, но постепенно рассеялись, — Красный городок вышел победителем. Считаю не лишним остановиться на тех факторах и методах работы, которые имели место в Красном городке с первых дней организации. Они могут быть примером для других и предметом обсуждения педагогической мысли для построения определенной методики по организации детских коллективов более крупного масштаба.При организации Городка имелись налицо:1. Внимание и заинтересованность общественности, особенно печати.2. Наличие средств, хоть и небольших по размеру.3. Сравнительно небольшое ядро организованных ребят, педагогически обработанных в детдомах.4. Наличие 3 взаимно-связанных частей - школы, мастерских и интерната - под единым управлением и руководством.5. Ясная целевая установка не только для персонала, но и детей, обеспечивающая им выход в жизнь.6. Полная загрузка рабочего дня воспитанника.7. Главенствующая роль в жизни Д/городка ячейки КСМ, ЮПЛ и оргкома, как факторов, организующих и дисциплинирующих детскую среду.8. Соответствующий и преданный делу штат.9. Твердое, умелое и уверенное руководство.1. Меры педагогического воздействия. Коллективное воздействие и твердый регламент.Выход из городка с 7 до-- Стр.911 часов вечера свободен с первых дней организации, причем на общих собраниях воспитанникам объявляется, что этот свободный выход будет закрыт в случае крупного нарушения дисциплины со стороны воспитанников. В городке случается крупная пропажа или замечается порча вещей, - сейчас же у дверей выходных (ворот) становятся члены оргкома и пропускают только по разрешению администрации. Воспитанники собираются на общее собрание, где им объявляется о случившемся, разъясняется недопустимость этого, вследствие чего выход закрыт до возвращения вещей или обещания собрания стараться в будущем предотвратить такие явления. Почти каждый раз на другой же день или вещи находятся, или виновный признается. После этого жизнь идет опять нормальным чередом.2. Конфликтная комиссия. Педагогически нежелательное мероприятие, если оно превращается в детский суд, как это имело место в городке один раз, когда кражи и безобразия не прекращались и даже общие собрания мало действовали. Тогда устроили товарищеский суд над 2-мя пойманными мальчиками, по 16 лет каждому. Заседание комиссии в присутствии всех воспитанников было бурное, масса была против суда, за виновных. Комиссия после подробного разбора дела постановила: считать кражи и хулиганство позором для всего городка и пойманных уже несколько раз в воровстве 2-х воспитанников удалить из городка в Институт социального перевоспитания. Когда "осужденные" прямо со сцены были направлены из городка, это сильно подействовало на массу. Чувствовалось, что происходит глубокое переживание всех присутствующих. После этого настроение массы резко изменилось в пользу дисциплины и порядка. [ZT. см. и стр. 67]3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.