Реферат по предмету "Другое"


Спорт в творчестве А. Дейнеки

«Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как все красивое». Эти слова принадлежат замечательному художнику А. А. Дейнеке. В своих картинах, рисунках, акварелях, плакатах, фресках, мозаиках, скульптуре Александр Александрович успешно воплощал тему спорта. Сам был настоящим спортсменом. И прежде всего по духу своему - боевому, новаторскому, целеустремленному.



А. Дейнека. «Вратарь». Масло. 1934.


С самого начала творческого пути Дейнеку волнуют бурные темпы новой эпохи. В годы учебы в институте он постоянно ищет такой пластический язык, который бы выражал ритмы юности, силы, движения. Молодой Дейнека остро чувствует, как занятия спортом, физическое воспитание становятся явлением массовым, созвучным духу соревнования, трудовым свершениям. Спорт, обеспечивающий резервы выдержки, хорошей закалки и духовного подъема, воспринимается неотъемлемой частью мыслей и чувств людей героической эпохи 20-30-х годов.


Рабы, разгибайте спины и колени!


Армия пролетариев, встань стройна!


Каждый гражданин Страны Советов слышит обращенные к нему строки Маяковского. Слышит их по-особому чутко и студент Дейнека.


С детства он был крепким, смелым, сильным мальчиком. Много бегал, плавал, занимался гимнастикой. Эту любовь к спорту художник сохранил на всю жизнь. В годы обучения во ВХУТЕМАСе продолжает уделять время спорту - осваивает волейбол и бокс. Стремится развить в себе волевое начало, вырабатывает точность, быстроту ориентировки. Первые уроки бокса Дейнека брал у прославленного спортсмена Градополова. Вхутемасовцы любили бороться. Дейнека выступал (полутяжелый вес) против П. Вильямса (средний вес). В великолепном по тем временам светлом зале их сменяла новая спортивная пара: Ю. Пименов и К. Вялов - также в будущем известные художники.


Собственный спортивный опыт обеспечивает Дейнеке вдохновенное решение этой темы в искусстве. Физкультура и спорт, их необходимость и новизна для народа находят в его творчестве соответствующее пластическое выражение. Художник видит спортсменов на фоне высокого голубого неба, в лучах солнца, вдыхает вместе с ними холодный утренний воздух водных стадионов, слышит свист ветра и чувствует динамику свободного легкого бега.



А. Дейнека. «Хорошее утро». Триптих. Мозаика. 1959-1960.


В 1924 году он демонстрировал свои первые картины. Одна из них на спортивную тему - «Футбол». В ней еще много отвлеченного, схематичного, свойственного ранним офортам и рисункам автора. Но полотно было особенно дорого художнику. О работе над ним он вспоминает: «Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был решать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».


Дейнека не расстается с альбомом. Бутсы и боксерские перчатки в постоянном обиходе художника. Но он все чаще берется за карандаш, который одной линией воспроизводит сложные ракурсы, повороты спортсменов, изображая острые моменты спортивной борьбы. Карандаш мастера неутомим. Он на какую-то секунду задержи вается в одной точке, затем стремительно бежит по бумаге «шероховато или легко», «зло или радостно». Повинуясь замыслу художника, запечатлевает едва различимые движения атлетов, прыгунов в воду, конькобежцев. Художник увлечен работой. Он «тренирует себя - приучает рисовать на память», «по свежему следу». У ринга, на катке, рядом с беговой дорожкой выполняя прекрасные, молниеносные рисунки, мастер открывает мир гармонии, красоту движений человеческого тела, наблюдает натуру часами, приучая глаз фиксировать тончайшие изменения фигуры спортсмена.


«Спорт - увлекательное зрелище. Слово «равнодушие» к нему неприменимо. Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля... Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического», - делился своими мыслями художник.


Физкультурники, спортсмены, зрители - в них мастер черпает вдохновение, ощущая поэзию волевого, активного начала. Он раскрывает грани атлетизма, видя в нем реальные задатки героического. ГТО - боевой физкультурный знак - для Дейнеки, как для многих молодых людей довоенных лет, звучит живым лозунгом, призывом к труду и обороне страны. Художник исторически верно воплощает в своем творчестве желание миллионов стать физически закаленными, сильными, дисциплинированными и выдержанными.


Александр Александрович Дейнека считает, что композиции на спортивные темы должны быть упругими, динамичными и в то же время естественными и свободными. Он постоянно советуется, делится своими художественными замыслами с мастерами спорта - Градополовым, Васильевым, братьями Старостиными, сестрами Второвыми. Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Работая с натуры, художник понимает, как трудно изобразить спортсмена в движении, это требует высокого мастерства. Он восхищается искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении.



А. Дейнека. «Крымские пионеры». Масло. 1934.


Требовательный подход к работе над образом, пристальное изучение исках композиционного решения. Эскизы и наброски он выполняет так, чтобы найденный образ легко было перевести в любой материал и технику.


Однажды художник сказал: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или в рабочем движении, на большом дыхании». Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в картине «Бег». Для раскрытия образа массового захватывающего бега автор строит композицию на сопоставлении движущихся спортсменов и неподвижной фигуры девушки на первом плане. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно. Лица бегунов сосредоточенны, каждое движение отточено. Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения.


В 1937 году художник создает одно из самых лирических своих полотен - «Будущие летчики». На фоне огромного летнего неба, освещенного солнцем синего моря изображены сидящие спиной к зрителю будущие летчики. Загорелые севастопольские ребятишки занять! обсуждением конструкции гидропланов. Каменные ступени, набережной, голубое небо, спокойное море гармонируют с жизнерадостным настроением юных мечтателей. Художнику нравятся чистые цвета, большие планы, как бы созвучные прекрасному будущему. Картина представляет гимн достижениям страны, радостной потребности народа в красоте, свободном дерзании, творчестве.


Дейнеку привлекает идея долго-временности искусства. Поэтому он обращается к мозаике. Классический материал, имеющий давние традиции и методы использования, в руках большого мастера обретает выразительное богатство. Перед художником стоят сложные задачи создания монументальных мозаик, предназначенных для станции метро «Площадь Маяковского». В 1938-1939 годах он выполняет эскизы плафонов. Они посвящены Стране Советов, ее героической молодежи. Соразмерность главных и второстепенных элементов станции выявила характер мотуозное владение материалом мозаики определили значительный успех работы. Размещение крупных по размеру фигур, исполненных жизненной энергии, внешней экспрессии, на фоне безграничного неба создает впечатление величественности. Восприятие мозаик на большой высоте символизирует авторскую мысль о вечной притягательности молодости, ее обаянии и силе.



А. Дейнека. «Бег». Масло. 1933.


В эти же предвоенные годы Дейнека увлекается скульптурой. Основной темой для него и в этом виде искусства остается спорт. Работы отличают прекрасное знание анатомии, высокая культура исполнения. Он не случайно обращается к объему, форме, стремясь новыми средствами показать свойственную игре, соревнованию остроту и упругость движений. Постепенно рождаются такие интересные композиции, как «Мальчик, прыгающий в воду», «Вратарь с мячом», «Эстафета», «Стометровка», «Боксер». Автор раскрывает образ волевой и физической собранности человека. Художник работает и в области портрета, привлекая различные материалы для создания убедительного, психологически выразительного произведения. Голова футболиста выполнена им в цементной крошке с бронзой, «Севастополец» - в технике гальванопластики. Использует мастер также металл, чеканку на меди, майолику, терракоту, оставаясь верным лаконичной трактовке образа.


Дейнека видит в теме спорта животворную силу, стойкость и непримиримость, поэтому вновь к ней обращается в годы Великой Отечественной войны. Картина «Раздолье» написана в 1944 году. Она проникнута радостным настроением бегущих от реки в гору девушек. Полотно не связано с темой войны непосредственно, но живые, искренние интонации счастья утверждают вepy людей в приближающуюся победу.


Сразу же после войны написана картина «Эстафета по кольцу „Б“». Дейнека обращается к панораме спортивного праздника. Справа, в толпе москвичей, наблюдающих соревнование молодых спортсменов, он изображает себя. Лицо художника сосредоточенно, он внимательно и взволнованно вглядывается в будущее Родины - в черты молодого поколения.


Броскость цветовых отношений, широкий свет, живые подвижные тени на асфальте, трепещущие блики создают радостное чувство. Нежные оттенки цвета пронизаны энергией движения. Городской пейзаж органично связан с состоянием группы спортсменов. Соединение в картине больших пространственных планов продиктовано желанием воспеть безграничность устремлений и богатство внутреннего мира своих героев.



А. Дейнека. «Толкание ядра». Тонированный гипс. 1957.


Дейнека тщательно выполнил портретные изображения бегунов и зрителей, подчеркнул в каждом индивидуальность, подробно прописал детали одежды. Корпусное, рельефное письмо переднего плана постепенно ослабевает, переходя в едва различимые оттенки на отдельных предметах. Изображен самый ответственный момент - передача эстафетной палочки. События развиваются во временной последовательности. Художник показывает несколько этапов, как это бывает на соревнованиях: эстафетная палочка передана, в центре - мгновение передачи палочки и напряженное ожидание приближающейся спортсменки.


В 1959-1961 годах Дейнека создает серию мозаик под общим названием «Люди Страны Советов». Подлинным украшением этой декоративно-монументальной серии стало великолепно исполненное панно «Хорошее утро». На берегу спокойного бескрайнего моря расположилась группа юношей. Атмосфера южного утра пронизана щедрым теплом солнца, свежим, чистым дыханием моря. Обычный мотив силой вдохновения и живописного мастерства автора превратился в яркое романтическое повествование, в образ красоты и радости жизни. Мозаика вобрала в себя поэтические интонации мира юности, все естественные краски природы. Она чарует поэтической окрыленностью, здоровьем и молодостью человеческого тела, сплавляет в единый бравурный мотив жар и свет солнца, влажный блеск моря, сочный звук прибоя.


Мозаика «Хорошее утро» свидетельствует о ясности эстетических убеждений автора, исповедующего идеал активной трудовой жизни, утверждающего гармонию силы и разума, индивидуальной воли и коллективного созидания. В серию мозаичных панно «Люди Страны Советов» вошла также композиция «Хоккеисты». Страстный любитель спорта, Александр Александрович увековечил в этом панно миг захватывающей открытой борьбы, могучий азарт спортивного соревнования. Образность панно строится на точности цветовых отношений, красоте многофигурного силуэта.


В 1964 году Александр Александрович Дейнека удостоен Ленинской премии за комплекс мозаик, среди которых - «Хорошее утро», «Хоккеисты». Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда, Дейнека был истинным гражданином своей Родины. Как свидетель и участник замечательных социалистических преобразований, он сделал достоянием искусства не меркнущий с годами идеал гармонически развитой личности, готовой к доблестному труду и суровым испытаниям.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chernorukov.ru


Дата добавления: 28.07.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вексель как финансовый инструмент
Реферат Анализ динамики и структуры доходов и расходов ФСС
Реферат Аннотация наименование магистерской программы
Реферат Мусульманське право (шаріат)
Реферат Бизнес-план 14
Реферат Эндоскопические методы гемостаза. Показания к оперативному лечению. Особенности экстренных операций
Реферат Человек в психологической науке
Реферат Romeo And Juilet Essay Research Paper Romeo
Реферат Понятие и значение договора
Реферат Антична колонізація Північного Причорноморя
Реферат Развитие региональной торговли проблемы и перспективы на примере Ставропольского края
Реферат Правовое регулирование оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения
Реферат Радиационное излучение и его проявление в Сверловской области и городе Екатеринбурге
Реферат Психологизм Достоевского
Реферат Секстакорди головних трезвуків