Реферат по предмету "Другое"


Эпоха в литературе, наступившая после восстания 14 декабря 1825 года

С этим переходным периодом и совпала вся сознательная жизнь Лермонтова. Только принимая во внимание весь конкретный опыт исторической действительности того времени и ведущие тенденции эпохи, можно правильно понять творчество самого передового поэта тридцатых годов. В нем слышится тот же призыв, что и в стихотворении декабриста Александра Одоевского, ответившего на пушкинское послание «В Сибирь»:


Мечи скуем мы из цепей


И вновь зажжем огонь свободы...


Вот это: «Мечи скуем мы из цепей!» - основной подтекст поэзии Лермонтова. Ее мотивы тоски и отчаяния связаны с темой «цепей» - с крахом декабризма. Ее бодрые, мажорные ноты - с усилением протеста в самих народных массах, с нарастанием новой революционной волны.


Кризис крепостнической системы в России на протяжении тридцатых - сороковых годов все углублялся, и все возрастал гнев народной массы: крепостное право становилось «пороховым погребом» под государством.


Русь еще только едва-едва начинала просыпаться от фабричных гудков, но уже какая-то новая беспокойная сила гнала молодежь в города. Год от года нарушался круг патриархальной сословной замкнутости. Судьба многих крестьянских сыновей перестала повторять судьбу отцов. Сыновья больше не хотели влачить рабскую лямку, стремились вырваться всеми правдами и неправдами из крепостной неволи, с паспортом или без паспорта бежали в города на заработки, тянулись к новой жизни, к свободе, к свету, знанью.


В фондах архивов тридцатых - сороковых годов до сих пор хранится большое количество дел о побегах крепостных, о подделках отпускных, фальшивых видов па жительство, о поисках и укрывательстве беглых.


Необычайно сильное впечатление производят дела о людях, рвущихся из рабства, стремящихся тем или иным путем освободиться от власти помещика: «отыскивающих свободу» или «ищущих воли». Такими заглавиями пестрят описи архивных фондов >. Их нельзя читать без волнения. Ведь за какой-нибудь сухой канцелярской надписью «дело Александровой Пелагеи, крестьянской девки, отыскивающей свободу» скрывается подлинная драма человеческой жизни.


«Год от года распространяется и усиливается между помещичьими крестьянами мысль о вольности», - писал шеф жандармов Бенкендорф в своем отчете за 1834 год. Он отмечал, что в истекшем году было много примеров неповиновения крестьян помещикам и что почти все такие случаи происходили от «мысли иметь право на свободу». А еще через несколько лет, в 1839 году, Бенкендорф писал, что «весь дух народа направлен к одной цели, к освобождению», и утверждал, что народ уже не тот, каким он был «25 лет перед тем». Шефа жандармов очень тревожило появление в стране «большого количества либералов из самых разных слоев общества». По его словам, они привили народу «много новых идеи и раздули в сердце искру, которая может когда-нибудь вспыхнуть»


В города тянулись не только дети крепостных. Туда стремились и дети разорявшихся помещиков. Бросая родовые гнезда, они пополняли армейские полки и канцелярии. Склонясь над ненавистными бумагами, с блеском молодости в глазах, наиболее талантливые ив них под нудный скрип гусиных перьев и думали и мечтали.


Мелкие чиновники, бедняки в офицерских мундирах, крепостная интеллигенция, вольноотпущенники - вся эта пестрая, разнообразная по своему составу масса деклассированных и деклассирующихся возрастала на протяжении первой половины столетья; создавался новый промежуточный слой разночинцев. Это были те «новые люди», о которых позднее, в начале шестидесятых годов, писал Герцен, говоря «о новой фазе» русской литературы: сын чиновника, не желающий служить, сын священника, становящийся светским деятелем, сын нищего дворянина, барин-пролетарий1. Но уже и в тридцатые годы наряду с передовой дворянской интеллигенцией, к которой относились Герцен и Огарев, мы видим и передовую разночинную молодежь. В год приезда Лермонтова в Москву был разгромлен революционный кружок студентов-разночинцев братьев Критских, так же вдохновленных примером декабристов. А в университете вместе с ним учился разночинец Белинский, который, по словам Ленина, был «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении».


В середине столетия передовой отряд разночинной интеллигенции вырабатывает новую революционно-демократическую идеологию. Этот отряд сближался с гневной крестьянской массой.


Резкая непримиримость, «нечто неумолимое», некоторое «раздражение» отличает, по мнению Герцена, «новых людей» от дворянской интеллигенции. Те же черты наблюдаем мы и в творчестве Лермонтова. В нем часто, особенно в юношеском периоде, звучит тема возмездия и в стихах слышится гнев. Эту гневную интонацию от Лермонтова наследует Некрасов, а вслед за ним, в наше время Маяковский.


На протяжении первой половины XIX века старые феодальные связи начинали постепенно расшатываться и создавался мир новых общественных отношений. Этот процесс усилился в тридцатые годы. Человек развивался в личность, развивался «в человека» (выражение Герцена). Изменялся даже самый смысл слова «личность». И если в начале века слово «личность» звучало оскорблением, назвать человека «личностью» значило унизить его, то к середине века со словом «личность» стали связывать совершенно иное: право человека на развитие и уважение.


Человеческая личность все больше и больше привлекала внимание передовой общественной мысли. В то же время личная независимость, своеволие, нежелание раболепствовать, протест против «покорности и страха» считался признаком политической неблагонамеренности, опасным вольнодумством.


«Внутренний человек» (выражение Белинского) с его мыслями, чувствами, желаниями, и в первую очередь человек, униженный в обществе, ущемленный в своих человеческих правах, становится в центре внимания передовых писателей. Ищут новых способов художественного изображения богатого мира человеческой души. И здесь одно из первых мест принадлежит Лермонтову. А пафос его поэзии, по словам Белинского, заключается в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://soshinenie.ru/


Дата добавления: 30.07.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Абдуллаев Э. Г., Бабышин В. В., Кончугов Р. Ю
Реферат Актуальність класичного фейлетону образи та форми
Реферат The Importance Of Literature Vs Science Essay
Реферат Решение задач с помощью современых компьютерных технологий
Реферат Реинжиниринг автоматизированной системы БАЗ филиала ОАО СУАЛ
Реферат Даосизм как религия и философия
Реферат Система личных неимущественных прав
Реферат Общественно-исторические проблемы в литературе
Реферат Поняття та підстави звільнення від відбування покарання
Реферат Утрехтское епископство
Реферат Реакция правительства генерала П. Мушаррафа на гражданские, конституционно-демократические рефор
Реферат Анализ состояния и эффективности методической работы в школе за 2010-2011 учебный год
Реферат Технико-экономические показатели 2
Реферат Реляционная модель данных 2
Реферат Разработка физической модели базы данных Уч т затрат на медицинские услуги