Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок разрешения земельных споров исполнительными и распорядительными органами в Республике Беларусь

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье 154 Кодекса о земле определено, что споры повопросу землепользования или землевладения рассматриваются местнымиисполнительными и распорядительными органами по заявлению одной из сторон.Обязательно при этом участие заинтересованных сторон, которые должны бытьуведомлены о времени и месте рассмотрения спора не позднее чем за три дня. Вслучае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о разбирательстведела в ее отсутствие, рассмотрение дела откладывается. Неявка стороны безуважительных причин по повторному вызову не является препятствием длярассмотрения. Необходимые для разрешения спора материалы подготавливаютсягосударственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Дляподготовки материалов по разрешению споров местные исполнительные ираспорядительные органы могут в необходимых случаях образовывать комиссии.
Материалы подготавливает землеустроительный орган. Внекоторых случаях (скажем, нарушения экологических норм и правил) материалможет быть предоставлен и соответствующим территориальным органом Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды. Кроме того, для разрешения спораместная администрация вправе образовать комиссию из депутатов и представителейземлеустроительных органов.
Решение местных исполнительных и распорядительных органов поитогам рассмотрения спора должно быть вынесено по существу, обосновано фактамии полностью соответствовать материалам дела и доказательствам.
При рассмотрении земельных споров местной администрациейдолжны неуклонно соблюдаться права сторон, участвующих в их разрешении.
Стороны имеют право:
·    знакомиться с материалами по разрешению земельных споров, делатьиз них выписки;
·    участвовать в рассмотрении земельного спора;
·    предоставлять документы и другие доказательства;
·    заявлять ходатайства;
·    давать устные и письменные объяснения;
·    возражать против ходатайств и доводов другой стороны;
·    получить копию решения по земельному спору и при необходимостиобжаловать его в соответствии с законодательством Республики Беларусь ввышестоящий орган.
Решение по земельному вопросу исполняется государственнымиорганами по земельным ресурсам и землеустройству или органом, указанным в решении.При обжаловании решения по земельному спору исполнение решения может бытьприостановлено органом, вынесшим решение, либо вышестоящим органом.
На основании нового Кодекса о земле все земельные споры,разрешаемые в судебном порядке, можно условно разделить на две группы.
Первую образуют споры, подведомственные только суду, — споры, составляющие исключительную судебную подведомственность.
Ко второй относятся споры, которые вправе разрешить исоответствующий исполнительный и распорядительный орган, и суд. Их можнообозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомственность.
Исключительную судебную подведомственность образуютземельные споры:
а) связанные с правом собственности на землю;
б) связанные с возмещением убытков и определением ихразмеров, причиненных изъятием или временным заня тием земельных участков, атакже ограничением прав зем левладельцев или землепользователей ухудшениемкачества земель в результате деятельности юридических и физических лиц;
в) между наследниками в случае смерти главы крестьянского(фермерского) хозяйства, а также между наследниками и другими гражданамиРеспублики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведениекрестьянского (фермерского) хозяйства;
г) между гражданами, имеющими строения в общейсобственности, о порядке владения общим земельным участком.
Кроме того, в судебном порядке разрешаются споры, касающиесяоценки, переоценки земель, земельных участков.
Кодекс о земле 1999 г. содержит ряд новелл, касающихсясудебного порядка разрешения земельных споров.
К компетенции судов отнесено разрешение споров по вопросамвладения и пользования землей, поскольку подведомственность споровземлевладельцев и землепользователей определена альтернативно: данные спорымогут стать предметом рассмотрения соответствующего исполнительного ираспорядительного органа или судебного разбирательства.
Анализ главы 13 Кодекса о земле позволяет сделать вывод, чтовыбор органа по разрешению спора принадлежит заинтересованной стороне(участнику спора).
Обращение за защитой в суд не может связываться стребованием о предварительном соблюдении досудебного порядка разрешения спора.Землепользователь, землевладелец или собственник земли могут обращаться зазащитой нарушенных прав непосредственно в суд. Возможность обратиться зазащитой прав в суд является одной из важных гарантий защиты прав граждан,владеющих землей на праве собственности, важным средством защиты прав граждан,имеющих землю на праве пожизненно наследуемого владения или землепользования.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своемпостановлении от 25 сентября 1997 г. № 11 “О некоторых вопросах примененияземельного законодательства” с изменениями, внесенными постановлением Пленумаот 25 марта 1999 г. № 4, разъяснил, что дела по спорам из земельныхправоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон вспоре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением импредпринимательской деятельности.
Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонамив которых являются юридические лица, и том числе крестьянские (фермерские)хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образованияюридического лица, а также жалобы названных лиц на решения соответствующихисполнительных и распорядительных органов.
Все земельные споры такого рода можно разделить на несколькогрупп:
·    споры граждан между собой и юридическими лица ми;
·    земельные споры граждан, связанные с жалобами на решения органовгосударства, администрации предприятий и организаций по земельным делам;
·    споры о преимущественном праве наследования земельного участкаили сохранения права пользования им в установленных законодательством случаях.
Самостоятельную группу составляют имущественные спорыземлевладельцев и землепользователей, а также споры, связанные с оценкой,переоценкой земель, земельных участков. Например, судам подведомственны спорымежду гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владенияземельным участком. Частью 2 ст.157 Кодекса о земле установлено, что порядоквладения частью земельного участка определяется с учетом долей строения,принадлежащих гражданам, с соблюдением требований ст.17 Кодекса о земле.
Выделенный совладельцу строения земельный участок долженприлегать к его части дома. Общий двор в пользование совладельцев строениявыделяется, если исключается возможность устройства отдельных проходов(проездов) к принадлежащим каждому из совладельцев строениям. Если надворныепостройки, принадлежащие одному совладельцу строения, окажутся на той частиземельного участка, которая передана в пользование другому совладельцу,необходимо обсудить вопрос о переносе надворных построек, сооружений,насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозможно, следуетобсудить возможность их сноса либо выплаты денежной компенсации.
Порядок владения землей определяется с учетом заключениясудебно-строительной (судебно-землеустро-ительной) экспертизы. Выводы экспертовподлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательствпо делу.
Изменение долей дома в результате пристройки, надстройки,перестройки одним из собственников дома не является основанием для измененияразмера земельного участка.
В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдениемустановленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройкасоздает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, судвправе по иску последнего изменить порядок пользования таким участком, не меняяпри этом его размер. Участок устройства необходимых проходов, проездов, общихдворов, устраняющих созданные в результате возведения пристройки препятствия впользовании участком.
Иски о разделе, порядке владения земельными участками всадоводческих товариществах также подведомственны общим судам.
Вторую группу судебных споров с участием граждан составляютжалобы граждан на действия (бездействие) государственных органов и иныхюридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, идолжностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актамизаконодательства, — и права юридических лиц.
Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает,что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иныхюридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, идолжностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешенияотдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной,несудебный порядок обжалования (ст.353 ГПК Республики Беларусь).
В судебном порядке могут быть рассмотрены:
·    требования о признании неправомерным отказа местногоисполнительного и распорядительного органа в предоставлении земельного участка;
·    требования о признании неправомерным отказа администрациисубъекта хозяйствования в предоставлении земель;
·    дела по жалобам на отказ в выдаче и регистрации государственногоакта на земельный участок;
·    жалобы на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;
·    жалобы на решения местных органов о прекращении правасобственности на землю, аренды земли, пользования земельным участком;
·    жалобы на решения местных исполнительных и распорядительныхорганов об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд ииные решения местных органов власти и управления по земельным вопросам,которыми ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника,землевладельца, землепользователя;
·    другие требования.
В силу п.1 ст.43 Закона Республики Беларусь “Огосударственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним”заинтересованное лицо, считающее, что регистратор своими действиями(бездействием) нарушил его гражданские права, имеет право подать жалобу надействие (бездействие) регистратора в суд либо обратиться с заявлением всоответствующую территориальную или республиканскую организацию погосударственной регистрации.
В судебном порядке может быть признана недействительной:
·    государственная регистрация создания, изменения, прекращениясуществования земельного участка как недвижимого имущества;
·    государственная регистрация возникновения, перехода, прекращенияправа или ограничения (обременения) права на земельный участок как недвижимоеимущество;
·    государственная регистрация сделки с земельной недвижимостью(ст.7,8,9 Закона Республики Беларусь “О государственной регистрации недвижимогоимущества, прав на него и сделок с ним”).
Граждане вправе обратиться в суд с жалобой насоответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, отказавший впредоставлении земельного участка:
а) для создания крестьянского хозяйства [ст.53 Закона окрестьянских (фермерских) хозяйствах, ч.5 ст.79 Кодекса о земле РеспубликиБеларусь];
б) для ведения личного подсобного хозяйства (ч.4 ст.
70 Кодекса о земле Республики Беларусь);
в) для строительства и обслуживания жилого дома в го родах,сельских населенных пунктах, поселках городского типа (ч.4 ст.70 Кодекса оземле Республики Беларусь);
г) для ведения коллективного садоводства;
д) для дачного строительства;
е) для традиционных народных промыслов (ч.1 ст.69 Кодекса оземле Республики Беларусь).
Дела такого рода рассматриваются судами в порядке,предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством. При удовлетворенииэтих требований суд обязывает государственный орган или должностное лицо устранитьдопущенное нарушение. Решение суда в этом случае является основанием дляоформления землеустроительными органами отвода земельного участка илиоформления прав на данный земельный участок. Дополнительного решения Совета илиего исполнительного или распорядительного органа по этому вопросу, т.е. опредоставлении земельного участка, не требуется. Обращаясь в суд с заявлением,гражданин должен указать цель использования и размер земельного участка,который просит предоставить, местоположение участка (по возможности).
Особую группу земельных споров граждан составляютимущественные споры, связанные с земельными отношениями. Они разрешаются общимисудами или хозяйственными судами в зависимости от субъектного составаучастников спора и характера спорных правоотношений.
К этой группе относятся споры:
·    о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятиемземельных участков, а также иным ограничением права землепользователей илиземлевладельцев;
·    о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, причиненныхсубъектам землепользования ухудшением качества земель в результате деятельностиюридических и физических лиц;
·    о возмещении убытков, причиненных собственникам илиземлепользователям в результате установления сани-тарно-защитных и охранных зонвокруг объектов народного хозяйства;
·    о возмещении убытков, связанных с самовольным занятием земель, ихзагрязнением;
·    о возмещении убытков, причиненных несвоевременным возвратомземель;
·    о возмещении убытков, причиненных при производстве строительных ииных работ;
·    о возмещении убытков, причиненных в связи с производствомизыскательских работ;
·    о взыскании стоимости затрат на улучшение земель (при прекращенииправа владения и пользования) и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.     Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканскомреферендуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск“Беларусь” 2004г.
2.     Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам /Комментарии В.Ф. Чигира. — 3-е изд. — Мн.: Амалфея, 2000. — 704с.
3.     Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425.Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. ОдобренСоветом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база “ЮСИАС”.
4.     Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. — Мн.: ПолиБиг. Позаказу общественного объединения “Молодежное научное общество”. 1999. — 360с.
5.     Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. –Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.