Реферат по предмету "Философия"


Философские идеи в психоанализе З.Фрейда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г. ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД Р Е Ф Е Р А Т Тема Философские идеи в психоанализе З. Фрейда Дисциплина ФИЛОСОФИЯ Выполнил студент гр. ГМ-5-03 Богданович Я.В. Проверил Ершова Л.С. доцент, к.ф.н.

2003 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 Топографическая и структурная модель личности 3 Основные понятия и идеи фрейдизма 4 Психоанализ и современная философия 5 Заключение 6 Список литературы 7 Личность Зигмунда Фрейда 1856 - 1939 австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа стала легендой. Распространение психоанализа во всем мире, как в области теории, так и в терапевтической практике,

стало давно бесспорным и очевидным фактором. Если в области практики современный психоанализ в разнообразных формах и вариациях модифицирует разработанную Фрейдом модель лечения, то в области теории его концепция становится сейчас предметом все большего внимания социологов, философов, лингвистов, специалистов в области философии культуры. Выводы, которые делаются из теории, далеко отходят от первоначальной доктрины. Бесспорным является признание того, что теория Фрейда внесла важный вклад в понимание культуры индивида,

его психического аппарата. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую топографическую модель. Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге,

и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы. Область предсознательного, область доступной памяти, включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического. Самая глубокая и значимая область разума бессознательное.

Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование. Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и предсознательного, объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания

в структуре психики человека. В начале 20-х годов теория личности Фрейда находит свое завершение в том виде, в каком она получила распространение и стала основой для более поздних исследователей психоанализа. Анатомия личности содержит три основные структуры Я эго, ОНО ид, СВЕРХ Я супер эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке. Под ОНО ид понимается наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна и является единственным источником психической энергии. Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, привела

бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется Я эго, как сознательное начало, действующее с учетом реальности выполняющее функции посредника между низменными стремлениями и желаниями ОНО и требованиями человеческого сообщества. Я, как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного ОНО с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью.

Особое значение придается СВЕРХ-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ОНО предопределено генетически, а Я продукт индивидуального опыта, то СВЕРХ-Я продукт влияний, исходящих от других людей, воплощает запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. Возникновение СВЕРХ-Я, согласно Фрейду, связано с комплексом

Эдипа, и оно остается практически неизменным в последующие годы. В определенном смысле это результат дрессировки индивида обществом. В процессе эволюции СВЕРХ-Я стало неотъемлемой частью, внутренним элементом личности. Для образного описания взаимоотношений между Я и Оно, Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью.

Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление всадник заснул или тяжело болен. Положение Я существенно сложнее, чем положение лошади

ОНО. Во-первых, Я должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, Я испытывает постоянное давление со стороны мощного ОНО, и этот конфликт между требованиями внешнего мира и потребностями глубинных уровней личности порождает у Я постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, Я подвергается отдельному нажиму СВЕРХ-Я, как моральному прессу, совести.

И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. Поскольку СВЕРХ-Я черпает энергию от ОНО, то и действует часто жестоко, даже садистски.

От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я спасается при помощи специальных защитных механизмов вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия соскальзывание на более примитивный уровень поведения

или мышления. Сублимация один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Задолго до Фрейда многие философы задумывались над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал

первичными влечениями. В первых публикациях в качестве первичных он рассматривал лишь сексуальные влечения. Далее он приходит к выводу, что первичные влечения составляют полярную пару созидательной любви и влечения к деструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции о том, что деятельность человека обусловлена переплетением сил инстинкта жизни Эрос и инстинкта смерти Танатос. Эти полярные силы являются основными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность

человека. И, если инстинкт жизни Эрос более ясен в качестве животворящей силы, то в отношении инстинкта смерти Танатос требуются дополнительные разъяснения. Предположение о существовании в человеке этого инстинкта Фрейд выводит из эволюции всего живого, которое, достигнув максимума органического бытия, со временем начинает обратный путь и в результате смерти возвращается к неорганическому состоянию.

В рамках этой гипотезы влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения целью всякой жизни является смерть, причем жизненный путь является ареной борьбы между Эросом и Танатосом. Сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются только лишь гипотезой. Бедствия, принесенные человечеству первой мировой войной, натолкнули

Фрейда на размышления о склонности индивида к агрессии и деструктивности. Социальные институты, пытаясь регулировать отношения в обществе в целях самого общества, противостоят индивиду как чуждая и сдерживающая сила. Развитие культуры рассматривается с этого периода Фрейдом как борьба общества с разрушительными тенденциями индивида и непрерывно протекающее противоборство инстинкта жизни Эрос и инстинкта смерти Танатос. С возникновения основных запретов табу в истории первобытного

общества, по Фрейду, и начинается, собственно культура общества. В рамках психоанализа любое общество имеет два варианта развития, в зависимости от подавляющего отношения общественной морали к сексуальности индивида, или разрешающего отношения. В первом случае общество с помощью всех социальных механизмов воспитывает человека в ханжески-ограничивающей атмосфере по отношению к проявлениям сексуальности.

Человек в таком обществе глубинно несчастен, невротичен, т.к. постоянно блокирует массу своих потребностей, внутренних импульсов. Общество же имеет много шансов на прогрессивное развитие, т.к. масса неотработанной сексуальной энергии индивида постоянно переключается сублимируется на общественно полезные виды деятельности наука, производство, искусство, бизнес и т.п. Второй вариант зеркально отражает описанное. Благодаря разрешительным по отношению к человеческой сексуальности установкам общества, индивид в этом

случае счастлив, раскован, лишен невротического напряжения. Само же общество обречено на застой, т.к. механизм сублимации не выражен, энергии, требуемой для развития общественно-необходимых сфер деятельности фактически нет. Психоанализ никогда не выдвигал ни единого постулата в защиту раскрепощения общественно вредных тенденций личности напротив, он всегда призывал к осознанию глубинных механизмов бессознательного, к сознательному

овладению влечениями человека, разоблачая всевозможные мифы и иллюзии, будь то политические, религиозные или психологические. Многочисленные суждения различных авторов о психоанализе, свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрении на существо фрейдовского учения. И, хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время упал, представляется актуальным обратиться к наследию Фрейда и его последователей и рассмотреть вклад психоанализа в развитие направлений современной

философии. Именно Фрейд поставил ряд проблем, которые до него в такой форме не ставились. Прежде всего это проблема непрозрачности Я для самого себя. Тезис о самосознании Я, как о чем-то абсолютно самоочевидном, был основой всего классического понимания человека, его познания и сознания. На этом тезисе основывалась классическая психология, в том числе и на том этапе, когда она стала экспериментальной.

Сегодня идея о том, что Я может быть неочевидным для себя, что оно может обманываться в отношении самого себя, признается если не всеми, то большинством философов и психологов. Между тем эта идея означает совершенно другое понимание и человека, и наук о нем. В пользу этой идеи говорит множество фактов нашей повседневной жизни. Факты этого рода получены и в психологических экспериментах, и в клинике.

Но как это возможно Очевидно, только в том случае, если допустить расщепление Я, если признать существование такого иррационального слоя в психике, который не осознается субъектом. Этот слой психической жизни Фрейд относил к бессознательному которое он в свою очередь подразделял на предсознание и подсознание. Революционным шагом здесь было не просто представление о наличии бессознательных процессов, так или иначе связанных с психической жизнью.

О том, что работа головного мозга и центральной нервной системы не осознается, писали задолго до Фрейда. Он постулировал существование не просто бессознательных процессов, а таких, которые не сводятся к возбуждению и взаимодействию нейронов и являются именно психическими процессами, т.е например, бессознательными желаниями, намерениями, мыслями, эмоциями и т.д. Именно такое понимание бессознательного очень долго не принималось. О невозможности существования бессознательной психики писали многие психологи и философы

до недавних пор. Нужно заметить, что сегодня проблема сознания стала одной из самых обсуждаемых в современной литературе по философской психологии. Хотя классическая философия исходила из тезиса о предельной ясности сознания в акте самосознания, и классическая психология переняла от философии этот тезис, в понимании того, что такое сознание, ясности было немного. Другое интересное открытие Фрейда, связанное с первым - это возможность объединения причинного объяснения с объяснением на основании

мотивов в том случае, когда речь идет о бессознательных психических процессах. Обычно эти два типа объяснения различаются. Причина действует как некая слепая сила, независимая от нашего сознания. Если в процессе рассуждения человек совершает логическую ошибку, это значит, что имеются какие-то причины этого факта. Но не мотив, ибо мотив предполагает сознание, а вряд ли человек нарушил в данном случае правила логики сознательно. Однако мы различаем объяснение на основании причин и на

основании мотивов . Между тем, в случае бессознательных психических процессов объяснение на основании причин и на основании мотивов объединяется. С одной стороны, эти процессы не контролируются сознанием. Поэтому они действуют причинным образом я совершаю некоторое действие не потому, что сознательно хотел его совершить, а потому, что меня толкает на это некий мой бессознательный импульс. С другой стороны, эти процессы - результат вытеснения того, что могло быть мотивом действия.

Поэтому они сохраняют нечто от мотивов, т.е. имеют смысл я совершаю некое действие не только потому, что меня толкает к нему некий слепой импульс, но потому, что я сам бессознательно стремлюсь совершить это действие. А это значит, что проникновение в область бессознательного имеет определенное сходство с истолкованием мотивов действия человека. Фрейд поставил под вопрос тезис о единстве Я, тот тезис, который был бесспорным для всей классической мысли.

Я, как показал Фрейд, сложно внутри себя, многослойно, не в ладах с собою. Вместе с тем весь смысл разработанный им теории и техники психоанализа состоял в том, чтобы дать средства для восстановления этого единства. Пациент в сотрудничестве с психотерапевтом получает возможность проникнуть в глубины своего бессознательного, вывести на свет сознания то, что таилось в темной глубине психики, и тем самым овладеть неподконтрольными разуму собственными стихийными импульсами.

Превращение больного в разумного человека, владеющего самим собой, и есть задача психоанализа, как теории и врачебной практики. Если разумное индивидуальное Я, сознающее свое единство и контролирующее само себя, не всегда является фактом нашей жизни, то это во всяком случае идеал с точки зрения Фрейда. Взаимоотношения между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны. Философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление

и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. С другой стороны, в своем органическом единстве, фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание, чем другие философские течения. Психоаналитические теории все активнее вторгаются в различные направления современной философии. Главная заслуга

Фрейда, как я думаю, заключается в том, что он сумел разрушить некоторые глубоко укорененные традиции мышления в науках о человеке и по существу открыл новый континент проблем. Что касается его решений, то одни из них выдержали проверку временем, другие нет. Лучшая форма уважения к наследию этого великого человека - обсуждение поставленных им проблем, их критический анализ. А проблемы эти связаны ни много ни мало, как с современным пониманием человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ З.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции 1 35 СПб, Алетейя СПб 1999 З.Фрейд. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. М 1980 Философия. Справочник студента. М 1999 Философский энциклопедический словарь. М 1983



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.