Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Другое"


Античный миф об амазонках: женщина-идеал или эорпата (мужеубийца)?

Тюхтина А.В.


Одним из самых ярких мифов античной цивилизации по праву может считаться миф об амазонках. Цикл данных мифов, а также разнообразные свидетельства древних авторов, комплекс материальных источников в новейших исследованиях получают определение - «античная амазонская традиция» (А.Н. Чернышев) [10; с. 213]. В дальнейшем мы будем пользоваться вышеуказанным понятием. В последних отечественных работах рассматриваются определенные аспекты обозначенной проблемы, предлагаются различные версии. Но количество подобных современных работ крайне ограничено, поэтому перспектива дальнейшего исследования представляется нам достаточно продуктивной и результативной.


Существует ряд направлений изучения античной амазонской традиции: мифологическое (или психологическое), историческое, религиозномифологическое и этнографическое. Каждое из этих направлений, акцентируя внимание на определенную отрасль научного знания, выдвигает свою версию относительно амазонок [10; с. 213-214].


Литературная история легенды об амазонках насчитывает около 25 столетий. Предания об амазонках представлены как в фольклорной традиции многих народов, так и географической, исторической и даже художественной литературе. Источниковая база по данной проблеме представлена двумя обширными группами источников: нарративные и материальные.


Кто же такие амазонки? По свидетельствам античных авторов (Гомер, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский, Гиппократ, Эсхил, Еврипид, Плутарх и мн. др.) этим словом греки называли народ, состоявший исключительно из женщин, отличавшийся крайней воинственностью [9; с. 243-244]. Слово «амазонки» переводится как «безгрудые». Скифский вариант трактовки - эорпаты - «мужеубийцы». В русских «Азбуковниках» - а мазаникы - «посвященные в священный женский союз», «омуженные». Эти женщины в мифологической традиции отличались удивительной красотой, здоровьем, сообразительностью и остроумием, а также военными талантами и силой (Каллисфен. III, 27; Диодор. II, 44, 45; XVII, 77, 2). Данный набор качеств полностью отвечает так называемому «греческому идеалу».


Мифологическая традиция, прежде всего, связывает амазонок с великими греческими героями [3; с. 31]. Одним из первых мифов, в которых упоминаются амазонки является миф о герое Беллерофонте. Он уничтожил чудовище Химеру и затем сразился с амазонками, победив их (Аполлодор. I, 9, 3; Гомер. Илиада. VI, 155-203). Следующий миф, который даёт более обширную информацию о женщинах-воительницах - миф о девятом подвиге Геракла - «Пояс Ипполиты». Герой, в качестве подвига должен был добыть пояс царицы амазонок Ипполиты. Геракл получил его ценой гибели Ипполиты и её соратниц. Данный миф рассказывает о происхождении амазонок, их образе жизни, богах, внешнем виде, территории расселения (Аполлоний Родосский. II, 776 и слл.; Страбон XII, 5, 4). Далее следует миф о Тезее и амазонках. Он повествует о похищении Тезеем амазонской царицы Антиопы и осаде войском амазонок Афин. Тезей разбил амазонок, и они в малом количестве впоследствии осели в Скифии (Плутарх. Тезей. 26; Павсаний. I, 41, 7; Диодор. Сицилийский IV, 28). Большое внимание уделяется осаде, воинственности амазонок, а также обосновывается более позднее географическое размещение амазонок в Скифии.


Самым поздним мифом, в котором фигурируют амазонки, является миф троянского цикла, повествующий о гибели героя Троянской войны Ахилла. Речь идёт снова о царице амазонок, Пентесилеи, которая сражалась на стороне троянцев и погибла от руки Ахилла. Основным источником данного мифа являются поэмы Гомера. Таким образом, можно отнести самое раннее упоминание об амазонках к VIII-VII вв. до н.э. Затем, на протяжении столетий, миф о племени женщин-воительниц постоянно культивировался греческим обществом и пополнялся новыми подробностями, представляя собой уже целый цикл мифов. Амазонская традиция была очень устойчива в античном мире и, зародившись в глубокой древности, пережила саму древнегреческую цивилизацию.


На сегодняшний день известно множество различных, порой противоречивых и взаимоисключающих версий проблемы реального существования, территории расселения, этнической принадлежности, внешнего вида, общественной организации амазонок. Нас же в этой связи интересует ментально-психологический аспект происхождения амазонской традиции, причины невероятной актуальности образа амазонки для древнего грека, а также внешнее и внутреннее содержание данного образа. Данный аспект является неисследованным в отечественной историографии.


Для установления внутреннего и частично внешнего образа женщины- воительницы, необходимо проанализировать нарративные источники. Информацию, извлеченную из них можно разделить по двум направлениям. Первое - амазонки прекрасны, сильны, храбры и умны. Второе - подчеркивает их дикость, принадлежность к варварским племенам, суровость обычаев. По свидетельствам такого рода, амазонки - это типичные мужененавистницы, «эорпаты». Какой же из этих образов был ближе древнему греку-мужчине?


Определенную помощь могут оказать материальные источники - в частности предметы изобразительного искусства - вазопись, скульптура. Следует отметить, что вариативные сюжеты амазономахии, одиночные скульптуры амазонок, их изображение в вазовой живописи в огромном количестве присутствуют как в искусстве собственно Древней Греции, так и Северного Причерноморья. Четыре великих скульптора - Фидий, Поликлет,


Кресилай и Фрадмон - создали для храма Артемиды в Эфесе (по легенде его основали амазонки для своей богини-покровительницы) прекрасные статуи одногрудых героинь; сохранились лишь многочисленные более поздние копии этих статуй. Каждый художник изобразил их по-своему, но ни один не увидел в них извращения женской сути, тщеславия или жестокости; они восславили их как опору богини Артемиды [1; с. 34-35]. Например, статуя «Амазонка с копьем» Фидия (V в. до н.э.). На героине коротко подобранный хитон, правая, вырезанная грудь прикрыта. Лицо амазонки выражает печаль пленницы, но не упорство мужеподобной женщины. То же можно сказать и о «Раненой амазонке» Поликлета.


Что же касается религиозного аспекта, то покровительницей дев- воительниц считалась уже упомянутая Артемида [2; с. 117], имеющая различные ипостаси, в том числе и жестокую, требующую человеческих, а именно мужских жертвоприношений (Геродот. IV, 103; Аполлодор. Эпитома VI, 26; Диодор Сицилийский. IV, 44, 7). Артемида была защитницей девственниц. Для амазонок девственность была характерна - девушка не могла выйти замуж, пока не убьет трёх врагов [6; с. 148]. В мифе о Тезее и амазонках также отмечается, что Антиопа, после встречи с Тезеем, была верна ему до конца жизни (Павсаний. I, 22, 2;Аполлодор. Эпитома I, 17).


Таким образом, на основании анализа различного вида источников, мы можем предположить, что, возможно, амазонка - некий идеальный, гармоничный образ женщины для древнего грека-мужчины, включающий в свою сущность несколько составляющих. Здесь мы обратимся к античному Эросу и представлениям эллинов об идеальном возлюбленном [4; с. 206]. Первый идеал - женщина-гетера - красивая, остроумная, чувственная, женщина, которую нужно завоевать [5; с. 322]. Второй идеал - женщина- жена, верная, покорная, преданная. Третий идеал можно обнаружить в особенности древнегреческой цивилизации [7; с. 79] - любви мужчин к юношам - отсюда мужественность, доблесть, отвага образа амазонки. Античная традиция наделяет героинь воинственностью и силой. В этом явлении, вероятно, выражается естественное стремление видеть женщину равной себе (учитывая древнегреческую реальность, в которой женщины занимали подчиненное положение). Н.Л. Пушкарева высказывает мысль о том, что в воинственности девушек-амазонок скрыт некий мужской страх перед сильной женщиной. Возможно, это имеет место, но та популярность и любовь эллинов к амазонкам, выраженная, прежде всего, в искусстве, скорее свидетельствует о том, что данный образ являлся определенным недосягаемым, поэтому столь манящим (из греков только самые прославленные герои могли сделать амазонку своей возлюбленной), гармоничным женским идеалом. Идеалом для мужчин, женщины которых находились в зависимом, подчиненном положении.


Список литературы


Вардиман Е.Е. Женщина в Древнем мире. - М.: Наука, 1990. - 335 с.


Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л.Я. Жмудя. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.


Зубарь В.М., Русяева А.С. На берегах Боспора Киммерийского. - Киев: Стилос, 2004. - 239 с.


Кессиди Ф.Х. О «греческом чуде» и менталитете древних греков // Философия и общество. - 2003. - №1.


Крупа Т.Н. Зеркало Лаиды. Истории античных гетер. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 416 с.


Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 400 с.


Павлов А.А. Греческая natSspaoria и античный полис: миф, реальность, философия // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. СПб.: Алетейя, - 2003.


Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. - 1988. - Вып. 5. - С. 29 - 39.


Фиалко Е.Е. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам // Боспорский феномен. - СПб.: - Изд-во Гос. Эрмитажа. - 2005. - С. 242-247.


Чернышев А.Н. К вопросу о формировании античного цикла легенд об амазонках // Боспорский феномен. Ч. 2. - СПб.: - Изд-во Гос. Эрмитажа. - 2007. - С. 213-220.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru


Дата добавления: 27.10.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие, виды, формы государства
Реферат Конфлікт інтересів як проблема етики державного службовця
Реферат The Twelve Angry Men Essay Research Paper
Реферат Twelve Angry Men Essay Research Paper May
Реферат 12 Angry Man Essay Research Paper Twelve
Реферат Twelve Angry Men Essay Research Paper Dmitry
Реферат Понятие третьих лиц в гражданском процессе
Реферат 1 Підвищення ефективності агропромислового комплексу 21 Додаток 1
Реферат Решение задачи одномерной упаковки с помощью параллельного генетического алго-ритма
Реферат Проект сервисного центра по обслуживанию автовладельцев Московского округа, гор. Калуги. Разрабо
Реферат Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии
Реферат Понятие, содержание и социальное назначение выборов
Реферат Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве
Реферат Понятие, стороны и содержание коллективного договора
Реферат Понятие, предмет, методология и сущность судебной бухгалтерии