Уважительное отношение греков к умершим и сохранение памяти о них способствовало устройству больших некрополей вблизи городов. С самого раннего времени боспорцы также ставили над могилами различные памятники. Каждое надгробие независимо от его характера и формы, представляло собой своеобразный знак запрета разрушать или осквернять могилу. Надгробные и посвятительные надписи служат одним из главных источников о религиозных представлениях и обрядах древних греков. Они помогают исследовать этнический и социальный состав населения древнегреческих причерноморских, государств. Как правило, такие надписи составлены от имени частных лиц и свидетельствуют о культуре и быте населения. Значительное количество эпитафий найдено на Боспоре и в других районах Причерноморья. Некоторые имеют вид стихотворных эпитафий, что указывается на наличие местной поэтической традиции.
За последние годы в отечественной историографии уже появились работы, посвященные местной поэтической традиции на Боспоре. А имело ли здесь место такое общегреческое явление, как лирика?
Уже само слово «лирика» указывает на то, что греки не понимали под этим только один поэтический текст, но сопровождали этот текст определенным музыкальным инструментом, так называемой лирой, или кифарой. Однако известно, что в лирику входило также и танцевальное искусство; таким образом, под лирикой у греков понималось соединение слова, музыки и танца в самых разнообразных комбинациях [4, с. 74].
Анализ стихотворных эпитафий показывает, что боспорские поэты были хорошо знакомы с греческой лирической и эпической поэзией. О развитии поэзии на Боспоре косвенно свидетельствует встречающееся на некоторых монетах изображение Пегаса. В греческой мифологии это крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Муз - Геликон - возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса стал символом поэтического вдохновения ("оседлать Пегаса"). Изображение крылатого коня можно проследить и в скульптуре. Так, стенки пантикапейского саркофага, найденного в 1900 г., декорированы дощечками с изображением быка, собаки, коня с собаками и в том числе Пегаса. Маловероятно, что боспорцы стали бы просто копировать и использовать чуждый им образ, а значит, есть основания утверждать, что поэзия получила широкое признание и широкое распространение.
Надписи составлены в обычных для эллинских эпитафий размерах, выдержаны основные каноны того времени. Памятники эпиграфики упоминают философов, учителей, гимнасиархов. Самых достойных граждан именовали «любителями слова» и «воспитанниками Муз» [1, № 118, 145]. Среди последних, кстати, большинство, так или иначе, связаны с театром [3, с. 44]. К античному театру отношение имели все девять Муз, и поэтому театр был площадкой не только для постановки спектаклей - в театре играли на музыкальных инструментах, танцевали, историки представляли на суд зрителей свои творения, читали свои стихотворные и эпические произведения поэты [6, с. 85]. Греческие представления, совмещающие в себе декламацию, пение, пляску и музыку, несколько напоминают современные оперные представления.
На Боспоре проходили соревнования поэтов. Об этом позволяет думать находка в Пантикапее чернолаковой солонки IV века до н.э. с надписью «Победа Гигента и Патайка в стихах» [5, с. 333]. Зачастую автор декламировал стихи в сопровождении музыкального аккомпанемента, которым ведал находившийся при корифее хора авлет («флейтист»). Все это дополнялось популярными танцевальными номерами. В напластованиях зольника раннеэллинистического времени на Мирмекии найден фрагмент статуэтки танцовщицы с флейтой, аналогичной фигурке, найденной в Оринфе - города в Македонии [6, с. 85].
Косвенно существование лирики указывает и то, что в Северном Причерноморье театр, игравший значительную роль в общественный и культурной жизни, сохранял связь с именем и культом Диониса и основные представления проходили в дни празднеств в честь этого Бога. А они, как известно, всегда сопровождались песнями, музыкой и танцами [2, с. 43].
Все это позволяет нам говорить не только о наличии местной поэтической традиции на Боспоре, но и проследить ее связь с другими видами искусства, так, поэтическое наследие является частью лирики, как соединения слова, музыки и танца.
В ходе исследования местной поэтической традиции и лирики в более широком смысле на Боспоре возникает закономерный вопрос времени наивысшего расцвета этих явлений.
В современной историографии закрепилось мнение, что расцвет боспорской поэзии приходится на I в. до н.э. В начале же нашей эры развитие поэтического творчества и литературы в целом получает иное направление:расцветаетискусство красноречия, проза становится главенствующей (Молев, 2003, с. 350). На наш взгляд, эта тенденция к поэзии на Боспоре никак не применима.
Для анализа были взяты 46 стихотворных эпитафий, найденных в разных городах Боспорского царства, и опубликованных в КБН. Проведенное нами исследование эпиграфическихнадписей,хронологически охватывающих V в. до н.э. - III в. н.э., показало, что границы периода представлены наиболее скудно: 3 эпитафии V в. до н.э., 1 - III в. н.э. 8 стел датируются IV-III вв. до н.э. Основная же часть - это 16 эпитафий II-I в. до н.э. и, что примечательно, 18 эпитафий I-II в. н.э. То есть, несмотря на усилившееся варварское влияние и на общеэллинские тенденции, на Боспоре, вероятно, первые века нашей эры - это период расцвета поэтической традиции и такого более широкого явления, как лирика, в том понимании, как его воспринимали сами греки.
Подобное явление может служить ярким свидетельством того, что не I в.до н.э. (эпоха Митридата Евпатора и его первых приемников), а римское время стало своеобразным возрождением классических ценностей греческой культуры на Боспоре.
Список литературы
Корпус боспорских надписей / Под ред. В.В. Струве. - М.-Л.: Наука, 1965. - 951 с.
Кузина Н.В. Особенности отправления культа Диониса в сакральных комплексах Северного Причерноморья // В сб.: Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч.1. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - 300с.
Куликов А.В., Федосеев Н.Ф. Н.Ф. Глиняные куклы-марионетки античного Боспора // В сб.: Античность и драматургия / Под ред. Н.Ф. Федосеева. - Керчь, 2003. - 186 с.
Лосев А.Ф., Сонкина Г.А. Античная литература. - М.: Просвещение, 1980. - 494 с.
Молев Е.А. Эллины и варвары на северной окраине античного мира. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 399с.
Федосеев Н.Ф. Мельпомена в Пантикапее. Керчь театральная. - Керчь, 2001. - 130 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru
Дата добавления: 31.10.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Астана - столица Республики Казахстан |
Реферат | История гребли |
Реферат | Математическая интуиция |
Реферат | Одиссея Гомер |
Реферат | Революция 1905 |
Реферат | Доброкачественные опухоли и эхинококкоз легких |
Реферат | Анестезия |
Реферат | Разработка и совершенствование технологии переработки овса в крупу |
Реферат | География |
Реферат | Русская цивилизация |
Реферат | Hamlet Revenge Essay Research Paper In the |
Реферат | Меры электробезопасности |
Реферат | Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта |
Реферат | Россия в первой мировой войне 1914-1918 |
Реферат | Классицизм и барокко |