Реферат по предмету "Общая психология"


Природа понятия экстраверсия - интроверсия в трактовке К.Г.Юнга

Природа понятия Экстраверсия - Интроверсия в трактовке К.Г.Юнга
Интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации.
Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеетбиологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально различных способа адаптации, которые обеспечиваютнепрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства, при относительной низкой защитной способности и короткойпродолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкойотносительной плодовитости... Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом ивнедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленнойпрямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение".
Кроме того, для определения природы "интроверсии-экстраверсии" Юнг использовал следующие понятия:
· личностная установка;
· направление движения энергии;
· ведущая мотивация;
· сознательная ориентация.
ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНТРОВЕРТОВ
Основнойкритерий:
Движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру, субъект изначально более важен, чем объект.
Ключевые признаки
1. Рефлексия, связь с внутренней реальностью - впечатлениями, которые вызывает у него (субъекта) объект.
2. Оборонительная позиция, склонность удаляться от объектов.
Особенности поведения
· Застенчивость и определенное недоверие к объектам проявляется в нерешительности и некоторой трудности в приспособлении квнешнему миру.
· Держится в стороне от внешних событий, не вступает в них.
· Необщительный. Стремится к уединению, близкие отношения устанавливает только с ограниченным числом людей. Испытываетотчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей: чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает егосопротивление. Не проявляет никакого радостного энтузиазма от людской сплоченности.
· Пессимистичен в нормальных условиях.
· Легко становится недоверчивым, своевольным.
· Имеет тенденцию обесценивать вещи и других людей, отрицать их значение.
· Склонен глубоко продумывать вещи и все внимательно рассчитать прежде, чем начать действовать.
· Он всегда должен доказывать, что все им делаемое, основывается на его собственных решениях и убеждениях, и что никтоникогда на него не влияет, а он не стремится кому-то понравится или примирить чье-то лицо или мнение.
· Лучшая работа делается им с помощью собственных ресурсов, по собственной инициативе, собственным путем.
· Чувствует себя в своем мире как дома.
· "Система защиты": добросовестность, щепетильность, педантичность, умеренность, бережливость, осторожность,болезненная совестливость, честность и прямота, вежливость и открытое недоверие.
Последствия интроверсии, выраженной в крайней степени:
"Чем больше эго интроверта борется за сохранение своей независимости, за отсутствие обязательств и всяческоепреобладание, тем сильнее оно попадает в рабскую зависимость от объективных данных. Индивидуальная свобода разума заковывается в цепи унизительнойфинансовой зависимости, независимый образ действий раз за разом робко уступает, сломленный общественным мнением. Моральное превосходство попадает в болотомалоценных отношений. Властолюбие завершается жалобной тоской - жаждой быть любимым. Бессознательное печется прежде всего об отношении к объекту и притомтаким путем, который способен самым основа-тельным образом разрушить в сознании иллюзию власти и фантазию превосходства. Личность истощает себя оборонительнымимерами (для того, чтобы сохранить иллюзию превосходства), в то же время делая бесплодные попытки утвердиться - навязать свою волю объекту". "Избоязни перед объектами развивается своеобразная трусость, мешающая отстаивать себя или свое мнение, ибо такой человек боится усиленного влияния со стороныобъекта. На него наводят ужас потрясающие аффекты окружающих его лиц, и он едва удерживается от страха при мысли попасть под чужое (читай, враждебное)влияние... Это отнимает большое количество энергии. Всю дорогу необходима чудовищная внутренняя борьба, чтобы удержать себя в русле движения. Вследствиеэтого интроверт особенно подвержен психастении, "болезни, отличающейся, с одной стороны, большой сенситивностью, а с другой, непомерной истощаемостью ихроническим утомлением".
Проявление интроверсии у ребенка
"Очень редко появляется стремление утверждать себя с помощью знакомых предметов... Все неизвестное встречается с недоверием -внешние влияния, как правило, наталкиваются на сильное сопротивление. Ребенок стремится все делать по-своему и ни при каких условиях не подчиняется правилу,которое не может понять. Когда он задает вопросы, то делает это не из любопытства или из желания получить ощущение, но потому что хочет, чтобы имена,смыслы, объяснения давали ему субъективную защиту против объекта...".
ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЭКСТРАВЕРТОВ
Основнойкритерий:
Движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру, объект (предметы или другие люди, внешняя реальность)оказывается изначально более важным. Сознательная ориентация обычно определяется объективной реальностью, фактами, получаемыми из внешнего мира.
Ключевые признаки
1. Психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно как реакция на окружающую среду.
2. Интерес к внешнему объекту, потребность присоединиться и быть "включенным".
Особенности поведения
· Постоянное внимание к окружающему миру. Отзывчивость и готовность к принятию внешних событий и ситуаций, желание влиятьна них и находиться под их влиянием.
· Подвижность. Легкость приспособления.. Способность к "подгонке" в соответствии с существующими внешнимиусловиями.
· Интерес и внимание сфокусированы на объективных событиях, на предметах и других людях, обычно сосредоточенных внепосредственном окружении.
· Широкий круг общения. Легкость образования связей и привязанностей. Стремление иметь друзей и знакомых, не очень тщательноих выбирая.
· Склонность к риску. Сначала действует, потом думает - действие оказывается быстрым и не подчиненным дурным опасениям иликолебаниям.
· Способность терпеть суматоху и шум любого рода и даже находить в этом радость.
· Сильная привязанность к выделенной для себя фигуре и, следовательно, мощная тенденция демонстрировать самого себя.Прекрасный рассказчик.
· Зависимость от общественного мнения (в том числе и в этических вопросах). Свои собственные взгляды он неизменно ставит взависимость от условий, обнаруживаемых во внешнем мире. Очень важен вопрос: "Что о нем подумают другие?". Высокая восприимчивость к влияниям,идущим от других.
· "Живет в других и через других... Любое общение с собой приводит его в содрогание".
· Отсутствие склонности подвергать личные мотивы критической проверке: прячет свою личность от самого себя по покровамибессознательного.
· Отсутствие секретов ("он не хранит их долго, поскольку делится ими с друзьями; если случается что-то, не могущее бытьупомянуто, он предпочитает это забыть").
· Игнорирование собственного тела - до тех пор, пока с ним не случится что-нибудь серьезного (тело недостаточно"объективно", оно не настолько "внешне", чтобы обращать на него внимание). Смотрит сквозь пальцы на удовлетворение элементарныхпотребностей, необходимых для нормального самочувствия.
Последствия экстраверсии, выраженной в крайней степе-ни:
Засасывается объектом и, в крайнем случае, совершенно в нем теряется. Получающиеся в результате функциональныерасстройства, нервные или телесные, обладают компенсаторной ценностью, как если бы они вынуждали его к невольному ограничению.
Самая чистая форма невроза - истерия: преувеличенное отношение к людям из окружающей среды; подражательнаяприноровленность к внешним обстоятельствам; постоянное стремление делать себя интересным и производить хорошее впечатление на окружающих.
"Чем более полной делается сознательная установка экстраверсии, тем более инфантильной и архаичной будет установкабессознательная. Эгоизм, характеризующий бессознательную установку экстраверта, идет гораздо дальше детского эгоизма - он граничит с безжалостностью ижестокостью. Конечная драма может принять объективную форму, когда внешняя деятельность экстраверта станет неблагоприятной или искаженной субъективнымисоображениями".
Проявление экстраверсии у ребенка
"...Быстрое приспособление к окружающей среде и необычное внимание, которое он уделяет объектам, в особенности, темрезультатам, которые он от них получает. Страх перед предметами минимален - он живет и перемещается среди них с уверенностью... и может, поэтому, свободноиграть с ними и учиться. Благодаря им, ему нравится доводить свои начинания до крайности и подвергать себя риску. Все неизвестное его манит."
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМАТРИВАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ:
· обнаруживаются у обоих полов и на всех социальных уровнях;
· не представляют предмет сознательного выбора или унаследования, или образования;
· их появление - общее явление, имеющее, по-видимому, случайное распределение;
· два ребенка в одной семье могут оказаться противоположными по типу;
· никто не является интровертом или экстравертом в чистом виде;
· хотя каждый из нас развивает одну из установок более, чем другую, противоположная установка в нем потенциально сохраняется;
· семейные обстоятельства могут заставить кого-либо в раннем возрасте принять установку, которая оказывается для негонеестественной ("Как правило, везде, где такая фальсификация имеет место, индивид в более позднем возрасте становится невротичным и может быть вылеченразвитием в нем той установки, которая созвучна его натуре);
· то, что составляет ценность для интроверта, противоположно тому, что важно для экстраверта;
· оба типа созданы для симбиоза;
· степень личностной активности не всегда является надежным показателем типа установки. Решающим фактором является не то, чточеловек делает, а, скорее, сама мотивация к деланию - само направление, по которому течет энергия человека, течет естественно и привычно: для экстравертасамым интересным и привлекательным является объект, в то время как субъект или сама психическая реальность оказываются более важными для интроверта;
· к трудностям установления типологической основы человека добавляется и тот случай, когда люди уже "подустали" жить сосвоей доминантной установкой. Они часто уверяют вас с абсолютной искренностью, что являются типом совершенно противоположным тому, к которому они принадлежатна самом деле. Экстраверт клянется, что он глубоко интровертирован, и наоборот. Поэтому, не стоит думать о том, что имеет самое большое значение, когдапытаешься определить свой тип. Вместо этого лучше всего спросить: "Чем я больше всего обычно занимаюсь?"


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :