Реферат по предмету "Другое"


Развитие профессиональных качеств учителя в педагогической системе В.А. Сухомлинского


М.В. Богуславский


28 сентября 2013 года исполняется 95 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970)


Выдающийся педагог получил признание среди широких кругов педагогической общественности и родителей еще при жизни. Но истинное осознание его вклада в развитие мировой гуманистической педагогики, как это обычно, к сожалению, и бывает, пришло к Василию Александровичу уже после смерти. За прошедшие более сорока лет вышли и продолжают издаваться многочисленные произведения классика. В Украине и в России защищаются диссертации и дипломные работы, публикуются книги и статьи, посвященные изучению его педагогического наследия.


Хотя сейчас, после распада СССР, В.А. Сухомлинский считается не российским, а украинским педагогом - это чисто географическое отнесение. И дело не только в том, что он педагогический мыслитель всемирного масштаба. Главное заключается в ином - Василия Александровича Сухомлинского невозможно изъять из отечественной педагогической традиции, плотью и кровью которой он являлся. Нам еще предстоит в полной мере осмыслить оставленное павлышским учителем нравственно-интеллектуальное наследие, которое вобрало ведущие тенденции развития педагогики будущего.


Среди приоритетных вопросов, которые интересовали В.А. Сухомлинского, как педагогического мыслителя и директора школы, был один - судьбоносный для него - и связан он с Личностью Учителя. Организуя и внимательно изучая жизнь первичных коллективов (педагогического и детских), Сухомлинский особенно подробно и тщательно исследовал нравственные аспекты воспитания именно школьного коллектива. Такой коллектив включал в себя как учителей, так и учеников, между которыми, по его мнению, «нельзя провести какой-либо резкой грани, они не отделены друг от друга какой-то стеной, они в своем единстве представляют школьный коллектив» [1: с. 207-208].


Подобный подход, отвечая ведущим принципам педагогической системы


В.А. Сухомлинского, создавал возможность для достижения такой общности духовной жизни воспитателя и воспитанников (их идеалов, стремлений, интересов, мыслей и переживаний), при которой школьники забывали, что их учитель - официальное лицо, а «чувствуют только то, что он самый близкий к ним человек, их друг и единомышленник» [2: с. 17].


Однако для того чтобы единство духовной жизни общешкольного коллектива могло стать реальностью, необходимо было прежде всего создать творческое ядро педагогического коллектива единомышленников - энтузиастов.


На пути к этому В.А. Сухомлинскому как директору Павлышской средней школы вначале пришлось преодолеть немало трудностей, связанных с недостаточной профессиональной подготовкой большинства учителей, крайне низким уровнем знаний учащихся, многосменными занятиями без электрического света, очень бедным материальным обеспечением учебно-воспитательного процесса школы в местности, разоренной войной. Но уже к концу 1950-х годов большинство учителей среднего и старшего звена имели высшее образование или учились заочно. Павлышский директор кропотливо и творчески работал с каждым учителем над повышением его педагогического и методического мастерства.


Так, из года в год последовательно и планомерно вокруг Сухомлинско- го складывался работоспособный актив учителей, разделяющих его педагогические идеи и взгляды. Замечательный педагог-гуманист всегда подходил к своим коллегам с верой в их педагогическое мастерство. Никогда на районных совещаниях не позволял себе ни одного слова критики в их адрес. Более того на страницах своих произведений создавал идеализированный портрет коллектива Павлышской школы, наделяя его всеми уникальными профессиональными качествами и человеческими добродетелями. Особенно это характерно для статьи «Мы - сельские учителя», опубликованной в 1968 году в журнале «Советская педагогика».


Ценностным фундаментом педагогического коллектива единомышленников стало выработанное ими совместно, в процессе многолетней работы педагогическое кредо, важнейшими компонентами которого являлись: признание всеми учителями того, что не может быть ребенка полностью безнадежного, ни к чему не способного; осознание необходимости борьбы за человеческое счастье как основы оптимизма единомышленников, чьим девизом было: «Верь в человека, и он станет человеком» [3: с. 81-82].


Эти убеждения находили свое воплощение и в том идеале познавательной деятельности ученика, который был выражен Сухомлинским следующим образом: «...чтобы все воспитанники были влюблены в науку, в школу, чтобы книга, интеллектуальные богатства стали главной страстью и главным интересом человека, сидящего за партой» [4: с. 12].


Выработка общих убеждений и единого педагогического кредо способствовали складыванию своеобразной педагогической этики учителей Павлыш- ской школы, стержнем которой являлось осознание каждым членом коллектива своего учительского долга как внутренней потребности в насыщенном творческом труде, стремлении к постоянному пополнению и развитию знаний.


Все эти положения признавались павлышскими педагогами как своего рода закон, в основе которого находилось органическое соединение требований, предъявляемых к учителю всем коллективом, с созданием в нем той особой нравственно-интеллектуальной обстановки, в какой могло бы наиболее полно раскрыться своеобразие стиля каждого педагога.


В.А. Сухомлинский определял профессиональный стиль учителя как «творческую педагогику повседневного труда, в которой теоретические закономерности процесса влияния на духовный мир воспитанника будто сливаются с личностью учителя» [5]. Он неразрывно связывал это понятие с трактовкой им методов обучения и воспитания как средств воздействия, внутренне включающих в себя стимулирующее начало, от мастерства применения которых каждым педагогом зависело успешное пробуждение у воспитанников радости познания. Павлыш- ский директор был убежден, что «самая прекрасная, самая тонкая методика действенна лишь тогда, когда есть живая индивидуальность педагога, когда в общее он вносит что-то свое, глубоко продуманное» [6: с. 303-304].


Важнейшим проявлением творческого стиля работы педагогов Павлышской школы признавалось их умение придать познавательной деятельности учащихся поисково-исследовательский характер. В этих целях педагоги планировали учебно-воспитательный процесс как напряженный умственный труд детей, стремясь разбудить у них желание овладевать знаниями, познавательную активность и творческую инициативность, чувство веры в свои силы. В.А. Сухомлинский был убежден, что «исследование - это основа мышления, без умения исследовать нет живой мысли - значит, нет и крепких основательных знаний» [7].


Особую действенность стимулу поисково-исследовательской деятельности придавала его продуманная и разнообразная педагогическая инструментовка, включавшая в себя такой методический прием, как создание на уроке проблемной ситуации, когда учитель, объясняя, специально оставлял часть материала как бы недоговоренным. Это служило своеобразной «затравкой» для мышления школьников, рождало у них многочисленные вопросы, вызывало потребность продолжить размышления во внеурочное время. Большое значение также имело побуждение учащихся к самостоятельному составлению задач, подготовке научных докладов и рефератов, активному участию в опытническо-экспериментаторской и изобретательской деятельности и др.


Рассмотренный побудитель применялся павлышскими учителями, как правило, в комплексе со стимулом познавательной перспективы. Одним из ярких проявлений творческого стиля В.А. Сухомлинский считал умение педагога раскрыть перед учениками всю глубину, привлекательность познания, пробудить интеллектуальную потребность узнать больше, чем изучается, открыть перед ними пленительный мир знаний, как бы раздвинуть «стенки класса до далекого, манящего неизведанной далью горизонта науки» [2: с. 199].


Такое умение, по его мнению, являлось той искрой, зажигающей разум детей, без которой нельзя представить полноценной интеллектуальной жизни ученика. Так постепенно расширялся кругозор учащихся, побуждалось стремление к постоянному чтению научно-популярной литературы, а все отмеченное показывало школьникам, что «еще не изучено, что ожидает вмешательства их пытливого ума и трудолюбивых рук» [8: с. 51].


Неотъемлемой составной частью творческого стиля работы учителя Павлыш- ской школы являлось его владение методикой стимулирования познавательного интереса к своему предмету. Глубоко разрабатывая эту проблему, В.А. Сухомлин- ский приходит к выводу, что интерес - это особая эмоциональная окраска мыслей, способствующая процессу овладения знаниями, от яркости которой зависит очень важная черта умственного труда - умение ученика использовать то, что хранится в запасниках памяти. При этом, по его мнению, учитель не может рассчитывать только на какие-то специальные приемы побуждения познавательного интереса. Он должен стремиться к тому, чтобы сам процесс умственного труда возбуждал эмоциональные и волевые силы учеников, затрагивал их интересы, стимулировал к активной деятельности.


Развитие познавательных интересов учащихся в Павлышской средней школе было непрерывно связано с такой чертой творческого стиля работы учителя, как использование им широкого спектра эмоциональных побудителей и прежде всего с его умением, излагая материал, пробудить у школьников ответные чувства, соответствующие ценностно-познавательной направленности данного стимула.


Сухомлинский был убежден, что не только мысль стимулирует слово, но и слово, в свою очередь, активизирует мысль. «Если в изложении учителя нет подлинной, настоящей эмоциональности, - подчеркивал замечательный педагог, - если он не владеет материалом настолько, чтобы переживать то, что он знает, сердце ученика остается глухим к знаниям, а где в духовной жизни не участвует сердце, там нет убеждений» [9: с. 57].


Признаком высокой педагогической культуры в Павлышской школе считалось достижение учителем такого мастерства, когда «трепетала, волновалась, радовалась и негодовала живая человеческая страсть, способствующая осознанию учащимися нравственной красоты познавательной деятельности, ее социальной направленности». Для этого на уроках и во внеклассной работе, наряду с отрывками из художественных произведений, широко использовались сокровища мудрости народной педагогики - «драгоценнейшие, вечные богатства народа». Пословицы, поговорки, притчи, легенды, песни благодаря своей афористичности и глубине, в сочетании с доступностью, выступали как эффективный способ влияния на эмоциональную сферу личности.


Наиболее важное место среди таких приемов воздействия (преимущественно на младших учащихся и дошкольников) Сухомлинский отводил способности воспитателя фантазировать, мастерски рассказывать и самому сочинять сказки, которые он считал животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений ребенка. Как особо ценную сторону творческого стиля работы учителя, директор Павлышской школы отмечал умение насытить познавательную деятельности учеников романтикой, а также органично соединять их активный учебный и общественно полезный труд с игрой - этой «искрой, зажигающей огонек пытливости и любознательности».


Вместе с тем В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что все указанные выше черты творческого стиля работы учителей теряют свое эффективное воздействие, если не сочетаются с глубокой уверенностью педагога в том, что каждый ученик способен достичь состояния радости познания. Это находило свое воплощение в применении стимула доверия к познавательным силам и возможностям учащихся. По замыслу павлышского педагога, убедить человека, что намеченная цель достижима - это и означает по настоящему требовать и в то же время подлинно уважать его. Когда дети чувствовали веру учителя в них, подчеркивал гуманист, они верили в самих себя, «а это и есть моральный стимул, который имеет в нашем обществе главную духовную силу» [10].


Кроме того согласованная деятельность учителей (единое для всех них педагогическое кредо, обеспечивающее творческий стиль работы в ценностном и эмоциональном стимулировании радости познания у школьников) сама являлась для них своеобразным стимулом положительного примера-идеала, побуждающего к увлекательному познавательному труду, рождающему самые светлые и радостные чувства. «Наш педагогический коллектив, - с гордостью указывал в этой связи павлышский директор, - творческое содружество единомышленников, в котором каждый вносит свой индивидуальный вклад в коллективное творчество, каждый, обогащаясь духовно благодаря творчеству коллектива, в то же время духовно обогащает своих товарищей» [8: с. 57-58].


Достигнутое в Павлышской школе единство убеждений и этических принципов учителей, складывание и утверждение творческого стиля работы, исходящего из применения стимулирующего подхода к учащимся, послужило фундаментом для гармонизации нравственных взглядов и духовных ценностей педагогического и ученического коллективов и формирования на этой основе общешкольного коллектива. По мере его упрочения педагогические требования и другие методы воздействия на воспитанников все более приобретали статус стимулов, направленных на удовлетворение познавательных потребностей учащихся и тесно связанных с их разнообразными интересами. В.А. Сухомлинский был убежден, что в педагогическом труде «есть потребность тонкими, одухотворенными, благородными человеческими чувствами, умениями воплощать знания теоретических закономерностей в методы и приемы работы, совокупность этих способов, методов и приемов выражается во взаимодействии учителя и детей» [11].


Как в первичном коллективе, так и в общешкольном, отношения между их членами строились на принципах взаимоуважения. Побуждение учеников к творческой познавательной и общественно полезной деятельности осуществлялось с учетом индивидуальных особенностей их мотивационной сферы. Это обеспечивало живой отклик школьников на каждую творческую инициативу со стороны преподавателей и вместе с тем создавало благоприятные предпосылки для интериоризации таких воздействий, возникновения у учащихся автостимуляции.


Благодаря насыщенной духовной жизни педагогического коллектива непрерывно развивались и обогащались конкретные формы проявления духовной общности учителей и учащихся. Они реализовывались в осуществлении единых требований, специфически проявлявшихся как по отношению к воспитателям, так и по отношению к воспитанникам.


Плодотворной основой подобного единства духовной жизни являлась разнообразная совместная познавательная деятельность учителей и учащихся, во время которой между ними и возникала подлинная общность. Она охватывала все сферы жизни общешкольного коллектива: интеллектуальную, нравственную и эмоционально-эстетическую.


Ценность постоянного духовного общения, по мнению В.А. Сухомлинского, как раз и заключалась в том, что педагог, через которого ученики (особенно младшие школьники) в основном и познают мир, мог в полной мере проявить себя как мудрый Учитель, завоевать безграничный авторитет и доверие своих воспитанников. Поскольку для того, чтобы «дети любили учение, школу, книгу, науку, - надо, чтобы учитель своей любовью к ним, детям, зажигал в их сердцах огонек любви к себе» [2: с. 16].


Немаловажное значение имело и то, что такое многогранное общение, когда «ум учителя освещает путь в неведомое в любой обстановке», содействовало стимулированию творческой активности учащихся, побуждению у них желания учиться, жажды познания, стремления постигнуть тонкости интеллектуальной культуры. Это вело «к главной вершине педагогического мастерства - к гармонии взаимного проникновения сердец» [12: с. 429].


В этой связи павлышский директор отмечал, что только в процессе тесного общения учителей и учащихся, в обстановке единства их мыслей, чувств, интересов и переживаний педагог по-настоящему может познать духовный мир ребенка, найти путь к его сердцу. Вместе с тем подобное общение являлось мощным импульсом положительных переживаний самого учителя, рождало у него ощущение, что «вместе с детьми он счастлив, а без них нет». Это способствовало возникновению у педагога сильного внутреннего побуждения к творческой деятельности, само по себе выступало «неисчерпаемым источником той радости, благодаря которой дни и часы общения с детьми вспоминаются, как счастливейшее время жизни» [13: с. 314].


Основной организационной формой такого общения, в процессе которого возникает и развивается духовное единство педагога и ученика, их общее стремление к знаниям, дух уважения к научной мысли, книге, к ученым, образованным людям, В.А. Сухомлинский считал урок - «зеркало общей и педагогической культуры учителя, мера его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» [14: с. 71].


В Павлышской средней школе преподаватели стремились передавать ученикам на уроке не только знания, но и свои многогранные интеллектуальные интересы, увлеченность любимым предметом. «Мыслителем, - писал, обращаясь к учителям, В.А. Сухомлинский, - ваш воспитанник становится лишь тогда, когда вы приходите к нему с мыслью, зажигаете его своей любознательностью, жадностью и ненасытностью к познанию, передаете ему чувство гордости мыслителя» [15: с. 22].


В непосредственной взаимосвязи с возникающей на уроке интеллектуальной близостью педагогов и учеников находилась их совместная деятельность в составе функционировавших в Павлышской школе более чем восьмидесяти кружков и объединений. Участвуя в них, дети убеждались в том, «что общее образование - лишь первый шаг на пути к вершинам науки и знаниям, что труд высокой культуры неразрывно связан с постоянной учебой, что человеку необходимо учиться всю жизнь» [16: с. 10].


Идеалом Сухомлинского являлась школа, как «магнит притягивающая ребенка», такой учебно-воспитательный процесс, где каждый учитель, представляя собой своеобразный центр притяжения для 15-20 воспитанников, влюбленных именно в тот предмет, который он преподает, открывал в ученике «драгоценнейшую жилу» способностей, побуждал и утверждал в нем интерес к своей науке.


Возникновение в школе таких очагов, деятельность каждого из которых направлялась умным, увлеченным наукой педагогом, павлышский директор рассматривал как искусную, тактичную борьбу, своеобразное творческое соревнование учителей за познавательный выбор воспитанников, содействующее более ранней дифференциации интересов, наклонностей и призвания учеников. По его мнению, только там, где каждый педагог является личностью, способной воздействовать на учеников, - есть педагогический коллектив как могучая воспитывающая сила.


Наряду с рассмотренными формами духовной общности, Сухомлинский особо подчеркивал необходимость постоянного непосредственного общения на личностном уровне воспитателя и воспитанника, «одухотворение мысли и чувства ребенка нашими силами, нашей мыслью, нашей мудростью, нашими убеждениями, нашей эмоциональной культурой» [12: с. 431]. Важная роль в том придавалась побуждению как у педагога, так и у школьника органической потребности в чтении и любви к книге, что создавало богатые возможности для их совместной интеллектуальной жизни. «Это очень важная закономерность обучения, - писал талантливый педагог, - чем больше ученик должен сберечь в памяти, тем больше ему необходимо прочитать того, что не надо запомнить, а лишь знать, только переживать радость познания» [17].


Вместе с тем Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что постигнуть высшую интеллектуальную радость - общение с книгой - ученик может лишь тогда, когда его духовный наставник сам влюблен в чтение. Большинство павлышских учителей были как раз такими страстными книголюбами, не только имеющими библиотеки, насчитывающие тысячи томов, но и от всей души щедро открывающие доступ к ним своим воспитанникам.


Зная индивидуальные особенности ребенка, они продуманно и педагогически обоснованно подбирали ему из своей библиотеки именно ту книгу, которая в данный момент была для него наиболее необходима. Это могла быть и научная, научно-популярная литература, стимулирующая у школьников интерес к предмету, преподаваемому данным учителем, и книги о смелых и мужественных людях.


Благодаря этому у учеников постепенно создавался необходимый интеллектуальный фонд, книги помогали им преодолевать негативные черты своего характера, закаляли нравственную стойкость. Как правило, чтение учащимся книги завершалось откровенным обсуждением ее с учителем, что способствовало их сближению, тому, что педагоги и дети начинали одинаково видеть и понимать мир.


Самое тонкое прикосновение духовного мира наставника к сокровенным уголкам детского сердца, по мнению Сухомлинского, происходило именно во время этих задушевных бесед - «внимательного и вдумчивого, эмоционально богатого взгляда на жизнь», когда педагог оставался наедине со своими воспитанниками, пришедшими к нему «с открытой душой, со своими горестями, тревогами, сомнениями» [2: с. 127]. Под духовным общением Сухомлинский как раз и подразумевал повседневные встречи в товарищеской, непринужденной обстановке, во время которых учитель вводил своих воспитанников в мир науки, становясь для них человеком «высокой интеллектуальной культуры, который зажигает в их сердцах жажду знаний, утверждает чувство уважения к мысли, науке» [5].


Подобное же единство учителей и учеников возникало в том случае, если они совместно переживали какое-либо событие, имевшее ярко выраженную нравственную окраску. Страстное, идущее от сердца слово педагога, затрагивая самые тонкие струны детской души, создавало при этом обстановку подлинного единства их взглядов, чувств и убеждений, без чего невозможна та интеллектуальная атмосфера и благоприятный морально-психологический климат.


Эти индивидуальные беседы павлышский директор считал одним из наиболее ценных и ничем не заменимых средств педагогического воздействия, «важным средством морального, эмоционального, эстетического воспитания, стимулом самовоспитания» [18].


Особое место в процессе формирования коллектива единомышленников учителей и учащихся занимала их разнообразная совместная творческая деятельность, основой которой выступало тонкое переживание ими красоты природы. Педагог-гуманист подчеркивал, что учить ребенка думать надо прежде всего среди «колыбели мысли, ее неисчерпаемого могучего источника - живой природы, в чьей чудесной музыке есть какая-то сила, зажигающая радостные огоньки в глазах ребят, усиливающая эмоциональную окрашенность детской мысли». Природа, по его мнению, представляла собой богатейший источник эмоций и именно благодаря непосредственному влиянию на чувства она воздействует на разум, делает «широким, ясным, светлым то оконце, сквозь которое ребенок глядит на мир» [19: с. 314].


Совместные наблюдения за процессами, совершаемыми в природе, вос- хищенность красотой восхода или заката солнца, вызывающая у учителя прилив поэтического творчества, откликались в душах воспитанников, в каждом из которых, по убеждению Сухомлинского, «дремлет поэт, сказочник, - надо только пробудить его» [2: с. 48].


Самыми счастливыми моментами своего труда павлышский директор считал те насыщенные мыслью и творчеством минуты, когда слово и мысль, сливаясь в детской душе в стремительный поток, рождает поэтический образ, создание которого побуждает у детей чувство гордости.


С особой силой духовная общность воспитателей и воспитанников проявлялась в их совместном творчестве, связанном с сочинением сказок, поэтических и прозаических миниатюр, когда «фантазии учителя были толчком для фантазии учеников» [22: с. 16]. Творение детьми сказок являлось, по замыслу В.А. Сухом- линского, как бы первой ступенькой самостоятельного мышления, на которой ребенок познает его радость, переживает моральное удовлетворение творца. Он был убежден, что сказка несет сильный эмоциональный стимул мышления, источник энергии для детского сознания, в ней есть все, что характерно для детской фантазии, восприятия мира: «без сказки нельзя представить детство» [20].


Планомерная и вдумчивая работа по стимулированию у учащихся потребности в творчестве, развитию у них умения создавать сказки начиналась в Павлыше с обучения педагогов в этой «тонкой изящной школе эмоциональной жизни». После того как наставники обретали вкус к художественному творчеству, сами создали не один десяток сказок, они могли побуждать к этому и своих воспитанников. Если педагогу удавалось дотронуться красотой эмоционально насыщенного слова до «поэтической струны» в душе ребенка, творчество начинало занимать важное место в его духовной жизни, приносить радость и наслаждение.


В Павлышской средней школе действовала стройная система реализации творческих возможностей учащихся, тонко учитывающая возрастные психологические особенности детей. Эта система включала следующие виды художественного творчества:


создание сказок (6-8 лет);


творение поэтических (8-9 лет) и прозаических (10-11 лет) миниатюр,


написание творческих сочинений на заданную (12-14 лет) и на оригинальную (15-17 лет) тему.


Подчеркнем, что педагогика не знает примера подобной деятельности ни по ее размаху (в художественном творчестве принимали участие почти все учителя и ученики, всего ими было создано 45 томов сказок, более тысячи - написаны самим Сухомлинским), ни по длительности (продолжалось более 10 лет), ни по результатам (многие сказки, написанные в Павлышской школе, могут украсить любую антологию). Такое совместное создание учителями и детьми сказок, стихов, поэтических и прозаических миниатюр способствовало утверждению прочного эмоционально-эстетического единства школьного коллектива.


Для подростков и старших школьников в Павлыше проводились различные викторины, олимпиады, вечера, увлекающие своим содержанием как учеников, так и учителей. На них учащиеся выступали с самостоятельными сообщениями по различным вопросам, связанным с новейшими достижениями науки, показывали возможности связи теории с практикой на примере собственной опытнической деятельности.


Таким образом, одним из существенных факторов плодотворной педагогической деятельности в теории и практике Сухомлинского было обеспечение единства духовной жизни учителей и учащихся в осуществлении требований, относящихся и к тем, и к другим. При этом большое значение придавалось в процессе сплочения общешкольного коллектива на творческой основе созданию в нем интеллектуальной и морально-психологической атмосферы.


Идеи и опыт В.А. Сухомлинского в этой области его педагогической деятельности позволяют выделить составные компоненты того творческого стиля педагога, который по своему замыслу и направленности отражает в себе лучшие черты работающих учителей:


широкое применение в обучении и воспитании поисково-исследовательских стимулов;


умение как бы приоткрыть перед учащимися занавес в большой мир науки и воодушевить их этим;


личная увлеченность учителя своим предметом, сочетаемая с подвижничеством в педагогической деятельности;


умение ставить проблемы, доступные пониманию и познавательным возможностям школьников, способность учить их самостоятельно и творчески находить пути их решения;


оптимизм по отношению к познавательным и творческим возможностям воспитанников и дар внушать этот оптимизм ученикам.


Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлинского, и началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует теплый Мир Детства, надежным защитником которого он так самозабвенно был. Перефразируя известную мысль Василия Александровича о том, что мир вступает в мир Человека, сегодня с уверенностью хотелось бы утверждать: «Мир вступает в век Сухомлинского!»


Список литературы


Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. - Т. 3. - М.: Педагогика, 1981.- С. 205-377.


Сухомлинский В.А. Наша добрая семья / В.А. Сухомлинский // ЦГА Украины. Ф. 5097. Оп. 1. Д. 205.


Сухомлинский В.А. Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе / В.А. Сухомлинский // Радяньска школа. - 1977. - № 11. - С. 77-89.


Сухомлинский В.А. Нет плохих учеников! / В.А. Сухомлинский // Неделя. - 1978. - № 39. - С. 12-13.


Сухомлинский В.А. Наша «скрипка» / В.А. Сухомлинский // Радяньска осви- та. - 1966. - 21 мая.


Сухомлинский В.А. Зависит только от нас / В.А. Сухомлинский // Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти тт. - Т. 5. - Киев: Радяньска школа, 1980.- С. 300-304.


Сухомлинский В.А. Знания и умения / В.А. Сухомлинский // Кировоградская правда. - 1966. - 3 февраля.


Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. - 383 с.


Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. - Т. 3. - М.: Педагогика, 1981. - С. 8-205.


Сухомлинский В.А. Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс / В.А. Сухомлинский // Кировоградская правда. - 1951. - 26 декабря.


Сухомлинский В.А. Искорка и пламя / В.А. Сухомлинский // Радяньска осви- та. - 1966. - 18 мая.


Сухомлинский В.А. Слово к преемнику / В.А. Сухомлинский // Сухомлин- ский В.А. Избранные произведения: В 5-ти тт. - Т. 5. - Киев: Радяньска школа, 1980.- С. 424-433.


Сухомлинский В.А. Суть процесса воспитания / В.А. Сухомлинский // ЦГА Украины. Ф. 5097. Оп. 1. Д. 692.


Сухомлинский В.А. Самый важный участок работы руководителя школы /


В.А. Сухомлинский // Радяньска школа. - 1965. - № 7. - С. 70-77.


Сухомлинский В.А. Трудность и радость познания / В.А. Сухомлинский // Работница. - 1968. - № 9. - С. 22-23.


Сухомлинский В.А. Воспитание любви к знаниям, школе, учителю / В.А. Сухомлинский // Радяньска школа. - 1964. - № 7. - С. 9-15.


Сухомлинский В.А. Книга источник знаний, добра, красоты / В.А. Сухомлинский // Кировоградская правда. - 1965. - 22 октября.


Сухомлинский В.А. Сумейте понять ребенка / В.А. Сухомлинский // Горьковская правда. - 1968. - 19 сентября.


Сухомлинский В.А. Как любить детей / В.А. Сухомлинский // Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти тт. - Т. 5. - Киев: Радяньска школа,


- С. 308-326.


Сухомлинский В.А. «Без сказки нельзя представить детства» / В.А. Сухомлинский // Комсомольская правда. - 1976. - 3 октября.


Сухомлинский В.А. Что такое добро и зло / В.А. Сухомлинский //Свободное воспитание. ВЛАДИ. - 1993. - № 3. - С. 2-8.


Протоколы заседаний психологической комиссии Павлышской средней школы 1965-1967 гг. Кн. 1 // Мемориальный педагогический музей В.А. Сухомлинского (с. Павлыш).


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 23.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.