Реферат по предмету "Другое"


Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства


Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие - буквальный перевод греческого «ортодоксия». «Orthos» - правильный (отсюда, например, «орфография»), а «doxia» имеет в греческом языке два значения: «суждение» и «слава». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Восточная церковь выбрала второй смысл. После разделения Вселенской христианской церкви в 1054 г. данное наименование закрепилось за восточной частью христианского мира, признавшей церковную юрисдикцию Константинопольского патриарха.


В широком смысле понятие ортодоксия означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с исходными установками. Чаще всего оно употребляется в отношении ряда религиозных доктрин, а именно, таких, которые в качестве особого долга верующих предписывают соблюдение чистоты и неизменности вероучения. Можно говорить, например, об ортодоксальном иудаизме, исламской ортодоксии и т.п.


С течением времени прерогатива в установлении «правильного мнения» по вопросам веры постепенно переходит к иерархам восточной (византийской) церкви. Влияние византийской церкви опиралось на поддержку государства в следовании первоначальной «истинной веры». Начиная с XI в. наибольшим авторитетом и духовной властью среди глав четырех поместных церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской) начинает пользоваться Константинопольский верховный епископ (патриарх) и Восточная церковь фактически превращается в Византийскую православную церковь. Остальные патриархи не могли контролировать подчиненные им области, потому что те были захвачены мусульманами, и главы церквей часто были вынуждены просто жить в Константинополе, при Византийском патриархе. Земли же в Европе, принявшие христианство восточного образца (Болгария, Румыния, Сербия, Русь), находились под церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата. Но в православной церкви не произошло государственного возвеличивания одного патриарха, возникновения своего рода «папы константинопольского». Продолжали созываться соборы поместные - как общие (с участием всех или нескольких патриархов), так и частные (при участии одного патриарха и подчиненных ему епископов). Частные соборы (синоды) действовали почти постоянно - в их ведении находились все вопросы церковного управления и дела о ересях.


Со временем оформилось и внутреннее устройство восточных поместных православных церквей. Низшей церковной единицей стал приход, объединявший общину верующих и церковнослужителей одного христианского храма (клир). В клир входили священнослужители (то есть те, кто был посвящен в священный сан), пресвитеры (священники), совершавшие богослужения, исполнявшие обряды и таинства, диаконы (помощники при богослужении) и низшие церковнослужители (псаломщики, чтецы). Членов клира могли избирать и посвящать только епископы. Церковное управление было связано с административным делением Римской империи в том виде, в каком оно было утверждено императором Константином Великим: империя делилась на четыре префектуры, префектуры на диоцезы, диоцезы на провинции, а провинции на парикии. Епископ в главном городе диоцеза стал носить титул экзарха, а епископ главного города провинции - митрополита. Главы поместных церквей получили звание патриарха (родоначальника). Распространение христианства на значительной территории и, особенно за пределами Римской империи привело к тому, что отдельным митрополитам было предоставлено право самостоятельного управления подконтрольными его церковной власти землями. Так появились первые автокефальные (самоуправляющиеся) церкви: кипрская, медиоланская, аквилейская, равеннская и карфагенская.


Положение православной церкви в Византии постоянно осложняло политическое давление со стороны императоров. Государи Восточной Римской империи, покровительствовавшие православной церкви, считали возможным вмешиваться в ее внутренние дела. В первую очередь от императора зависело, кто из епископов будет избран константинопольским патриархом. Император фактически назначал патриарха. Императорский произвол мешал развитию церковной самостоятельности, заставляя патриархов поддерживать имперскую политику. Это провоцировало отдельные поместные церкви к обособлению от Константинопольской патриархии, заставляло их стремиться к автокефалии, а иногда вызывало даже настоящие расколы. Православие оказало влияние на характер государственной власти, утвердив идею ее богоустановленности. Эта богоустановленность санкционирует и качество власти: хороший правитель воздвигается Богом на благо людей, плохой - в наказание за грехи. По традиции, идущей из Византийской империи, все члены церкви, включая ее предстоятеля, - подданные государя, обязанные подчиняться его воле. Государь является членом церкви, подчиняющимся всем ее установлениям в вопросах веры. Наиболее полно идея «симфонии» государства и церкви реализовалась в истории российской государственности.


Даже после падения Византийской империи православная церковь сохранила, лишь немного ее видоизменив, прежнюю систему церковного управления: поместные церкви, возглавляемые патриархами, делятся на епархии и экзархаты, управляющиеся соответственно митрополитами и экзархами. Епархии подразделяются на приходы. Управляющее церковью духовенство делится на две группы (белое и черное) и три чина: диаконы, иереи и архиереи. Белое духовенство - это духовенство приходское, непосредственно связанное с общинами мирян. Его представители должны быть женаты. Черное духовенство - это духовенство, которое обязано сочетать священнические обязанности с принятием монашеских обетов: безбрачия, строгого послушания, отречения от мира, отказа от собственности (нестяжания) и т.д. Высшие чины духовенства - архиереи - всегда избираются из черного духовенства. Здесь также несколько ступеней чиноначалия: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Монастыри возглавляются настоятелем (игуменом) - главой монастырской общины, часто носящим титул архимандрита. Обычно почетное звание архимандрита присваивается настоятелям крупнейших монастырей поместной церкви - лавр. Священные таинства исполняются посвященными священнослужителями (иеромонахами и иеродиаконами), простые же иноки не имеют права совершать обряды и таинства. Монахи отличаются от мирян только своим образом жизни, а вовсе не божественной благодатью, которой наделяются только посвященные в сан священнослужителей.


Особенности православного вероучения


Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) Вселенскими церковными соборами.


Перечисление членов «Символа веры в православии» («Верую») является основной молитвой, аналогичной по функции исламской шахаде. Произнесение «Символа веры» - обязательная часть ритуала принятия православной веры.


Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. Согласно православному богословию, Бог един, но выступает в трех ипостасях (лицах) - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, составляющих Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог Отец извечно порождает Бога Сына, Божественное Слово (Логос), вторую ипостась Троицы, и от него же извечно исходит Бог Дух Святой. Бог Отец сотворил из ничего Вселенную, создал первых людей - Адама и Еву, которые отреклись от него, совершив грехопадение. Для спасения людей от греха Бог Сын воплотился на земле как Богочеловек - Иисус Христос. Бог Дух Святой дарует людям благочестие, ниспосылает благодать, передает мудрость. Но все ипостаси равнозначны и, следует отметить еще раз, Троица - это единый Бог.


Различие православия с вероучением других христианских вероисповеданий и, прежде всего, с католическим, в следующем:


а) православная церковь не признает католические догматы: об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына («филиокве»); о непорочном зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы римского, о посмертном телесном вознесении Девы Марии, об индульгенциях, т.е. об отпущении грехов иерархами церкви;


б) церковно-организационное отличие состоит в том, что католики признают римского папу главой церкви и наместником Христа на земле, тогда как православные признают единого главу церкви - Иисуса Христа и считают единственно правильным, чтобы церковь управлялась вселенскими и поместными соборами;


в) обрядовые отличия состоят в следующем: православие не признает богослужения на латинском языке; оно признает, иконы, но не допускает скульптурных изображений в храме; православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона, у него иное знамение креста, иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое «приседание» и т.д.


г) политические отличия: православная церковь никогда не притязала ни на светское государство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии, католицизм же претендует и на духовную, и на светскую власть.


В отличие от католицизма православие не создало единой церковной организации, исторически сложившись, как система автокефальных (самоглавенствующих) церквей, обладающих независимой иерархией. Титулование Константинопольского патриарха Вселенским к настоящему времени обозначает «не первенство власти, но первенство чести».


Наиболее древними из ныне существующих автокефальных православных церквей являются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Три последних, возникшие в I веке, - апостольские (основаны непосредственно апостолами). Константинопольская церковь выделилась в IV веке из состава Гераклейской (Фракийской) митрополии после перенесения в Константинополь императорской столицы. К настоящему времени четыре названные православные церкви уже не являются крупными конфессиональными структурами. Они объединяют представителей православных христианских меньшинств в Турции (Константинопольская церковь), Сирии (Антиохийская), Египте (Александрийская), Израиле и Иордании (Иерусалимская).


Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Православию, с его подчеркнутой приверженностью традиции, свойственно обращение к Священному Писанию в строгих рамках церковной интерпретации. Поэтому среди помещенных в Библии текстов главная роль отводится тем, что принадлежат канону - официальному своду книг, вероучительный авторитет которых признается всем христианским сообществом. Библия разделяется на Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающие суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.


Мерилом конфессиональной идентификации православие полагает приверженность догматам, содержащимся в официальном церковном документе - Символе Веры. Православие, однако, отличается от других разновидностей христианства особым подчеркиванием текстуальной незыблимости именно Никео-Константинопольской редакции Символа Веры.


Конфессиональная специфика православия включает также и своеобразие богословского истолкования догматики.


Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. Понять всю глубину Священного Писания без знания Священного Предания невозможно.


В состав Священного предания входят: решения первых семи Вселенских соборов; решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так называемая патристика (святоотеческая литература) - сочинения восточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия. Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.


В славянской среде начало активному хождению православной литературы положили Константин (Кирилл) Философ и его брат Мефодий, Славянский перевод Библии сыграл существенную роль в становлении русского православия как особого типа христианской ортодоксии. С одной стороны, восприняв греческую редакцию Священного Писания, русская церковь идентифицировала себя с восточно-христианской вероучительной традицией. С другой же - возможность знакомства с догматикой и отправление культа на родном языке освобождали русское христианство от духовно-религиозной зависимости со стороны Рима и Константинополя.


В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751 г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Русский перевод выполнялся в 1818 - 1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко. Заметным явлением в истории православия было и издание в 1517 - 1525 гг. перевода Библии Ф.Скориной с еврейского, греческого и латыни на белорусский язык.


Традиция национальных переводов Св. Писания в славянских областях со времени своего возникновения (XI век) явственно отражала соперничество на этих землях православной и католической конфессий. В конечном итоге, западные славяне усвоили в основном те переводы (польский, чешский, словацкий, отчасти сербско-хорватский), которые осуществлялись полностью с текста Вульгаты. Среди восточных и южных славян предметом переводов стали греческие (с XVII в. - новогреческие) редакции Библии.


В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III - II веков до нашей эры (так называемой Септуагинты, перевода «70 толковников»); одна книга - с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию «для душевной пользы». Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий. Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов.


Православные богословы подчеркивают принципиальную непознаваемость сущности Бога. Об этом говорили даже самые авторитетные из теологов Восточной церкви (отцы церкви), такие, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Афанасий Александрийский. Григорий Богослов писал о сущности Бога: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно». Василий Великий подчеркивал, что любые имена, которыми человек характеризует Бога, есть только определения его нисходящих божественных энергий, но к познанию его сущности они не приближают. Поэтому в православии большее развитие получило отрицательное (апофатическое) богословие, выявляющее, чем Бог не является, по сравнению с положительным (катафатическим) богословием, истолковывающим свойства Бога. Наиболее последовательно учение о непознаваемости Бога изложено в «Ареопагитиках» - собрании богословских трактатов, приписанных одному из учеников апостола Павла - Дионисию Ареопагиту, и в трудах Максима Исповедника.


Однако, при всей принципиальной непознаваемости Божественной сущности, возможно единение человека и Святой Троицы. Эта возможность обоснована византийским богословом XIV в. Григорием Паламой, также считающимся отцом церкви. Григорий Палама утверждал, что следует различать непознаваемую сущность Бога и несотворенные божественные энергии, проявления его сил, извечно исходящие из его сущности, с которыми возможно единение человека. Соприкосновение с божественными энергиями является основой как будущего «обожения» («теозиса») всего сотворенного, так и восприятия православными мистиками божественного света, являющегося проявлением этих энергий. Учение о божественном свете развивалось в XIV в. «исихастами» («священнобезмолвствующими») - монахами Афонских монастырей в Греции, которых поддерживал Григорий Палама. Согласно «исихастскому» учению, божественный свет проявился во время Преображения Иисуса Христа на горе Фавор в праздник «Кущей». (Отсюда его синоним - Фаворский свет.) Созерцание Фаворского света (и, следовательно, соприкосновение с Божественными энергиями) должно быть главной наградой на долгом пути монашеского аскетизма, разработанного «исихастами». Мистик, надеющийся узреть Фаворский свет, должен заниматься умерщвлением плоти, созерцанием и искренне молиться. Для монаха - это самый верный путь спасения души.


Для мирян спасение может не потребовать таких усилий, так как, в сущности, спастись самостоятельно ни один человек не может. Освободить от греха, как от изначального нарушения божественной воли, так и от постоянных нарушений Божественных заповедей каждым человеком на протяжении всей жизни, могла только искупительная смерть Иисуса Христа. Своей кровью Бог Сын омыл грехи людей и сделал возможным полное спасение человека. Само же существование греха стало возможным по причине свободы, которую Бог даровал человеку, чтобы тот мог выбирать между добром и злом, между следованием по пути греха или пути спасения.


На выбор человека могут влиять другие существа, сотворенные Богом, прежде всего, обычно незримые духи добра и зла - ангелы и демоны. Ангелы, исполняющие роль божественных посланников, вместе с тем являются доброй силой, оберегающей каждого человека (ангелы-хранители). Существует три иерархии ангельских сил, делящихся на три чина: серафимы, херувимы и престолы; господства, силы и власти; начальства, архангелы и ангелы. Верховными и самыми приближенными к Богу считаются три архангела: Михаил - небесный военачальник (архистратиг), Гавриил, - главный божественный вестник, и Рафаил - архангел-целитель. Миру ангелов противостоит мир демонов, злых духов, возглавляемых Сатаной - противником Бога, падшим ангелом, восставшим против своего Творца и за это низвергнутым в ад - мир зла и мрака. Православие не знает разработанной демонологии, и поэтому такие имена, как Дьявол или Вельзевул, используются для обозначения этого верховного из злых духов. Все прочие демоны обобщенно называются чертями или бесами. Мир демонов существует по попущению Бога и будет уничтожен перед Страшным Судом. Ад предназначен для посмертного наказания грешников.


После смерти человека его душа подвергается мытарствам - лицезрению адских мук, а потом судится, после чего она попадает либо в рай - место блаженства, либо в ад, где мучается до Страшного Суда. Страшный Суд определит окончательную участь всех людей: праведники унаследуют райское блаженство на преображенной Земле, грешники вместе со всеми демонами будут низвергнуты в ад. Страшному Суду будут предшествовать ужасные события Конца Света и появления Антихриста. Антихрист - таинственная фигура в православном учении о Конце Света. Это человекозверь, воплощение Дьявола в человеке, в котором, искажая и пародируя боговоплощение, должны сочетаться две сущности - Сатаны и человека. Имя Антихриста зашифровано в числе 666. Он воцарится над всей Землей, начнет преследования и истребление христиан. Царствование Антихриста, которое будет сопровождаться природными катастрофами, войнами, когда торжество его будет казаться окончательным, тогда-то и произойдет Второе Пришествие Иисуса Христа. Антихрист со всеми своими дьявольскими помощниками будет побежден, а на Земле начнется Страшный Суд.


Избежать участи, предуготовленной грешникам, можно только приняв православное христианство. Причем важна не только вера, но и соблюдение таинств и обрядов, установленных в православии.


Православие исходит из недоступности всей полноты Откровения отдельному человеку. Подлинное восхождение к божественной истине мыслится как соборное действие. Святое Предание и предназначено закрепить совместно обретенные догматы, связать Писание с повседневной жизнью христиан.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://h-sciences.ru/


Дата добавления: 26.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование кыргызского народа
Реферат Праваслаўная царква на Століншчыне ў 19201930-я гг
Реферат Адсорбция радионуклидов цезия на донных отложениях и оценка радиоэкологической ситуации в Бассейнах Баренцева и Азовского морей
Реферат The Science Of Cosmetics Essay Research Paper
Реферат Генезис капиталистической экономики
Реферат Различают ли наземные легочные моллюски плоскость поляризации света?
Реферат Агропромышленный комплекс экономика отрасли
Реферат Пророки о будущем России
Реферат Сущностные характеристики массовой коммуникации. История и методология исследования МК
Реферат М а али Ма атаев М скеуде о ы ан кезе і
Реферат Рецензия на очерк И.С. Тургенева “Бирюк”
Реферат Creon Vs Antigone Essay Research Paper Creon
Реферат Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Автоматическое технологическое оборудование АТО Системы управления АТО
Реферат Психология атеизма