Е.Н. Ярославова
Южно-Уральский государственный университет
Модернизация системы образования в целом и иноязычного образования в частности обусловлена изменением в подготовке специалистов социальной роли иностранного языка, который стал реальным фактором развития личности и общества. Гуманистическая направленность модернизации образования предполагает создание условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей обучающихся, что нашло выражение в идее непрерывного иноязычного образования, которое позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Под самореализацией личности в иноязычном образовании мы понимаем трансформацию (преобразование) потенциальных возможностей в зону актуальной реализации на основе создания личного поликультурного образовательного пространства как единства профессионального и личностного самоопределения.
В настоящее время образование рассматривается как личностно ориентированное, главная задача которого - воспитание человека духовного, содействие развитию его индивидуальности, потенциальных возможностей и способностей. Центральным понятием концепции личностно ориентированного образования выступает понятие личности, которое как педагогическая категория отражает специфическую сферу образования и развития человека. При этом целью личностно ориентированного образования является развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.) и индивидуальности студента [4, 5, 12]. В процессе образования человек овладевает не только опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, но и опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.), что выступает как метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности человека [12].
Следует также подчеркнуть, что личностно ориентированное иноязычное образование - это самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип образования, в котором собственные усилия личности, её активность имеют первостепенное значение [5].
Таким образом, личностно ориентированная парадигма образования ставит в качестве целевых ориентиров развитие личности, оказание ей помощи в познании себя, жизнетворче- стве, самоопределении и самореализации. Иными словами, образование - это та сфера, которая формирует потенциал российского общества.
Личностно-деятельностный подход как единство личностно ориентированного и деятельностного подходов выбран нами в качестве теоретико-методологической стратегии исследования в силу своей дуальной направленности, что позволяет комплексно подойти к проблеме личностной самореализации обучающегося в непрерывном иноязычном образовании, а также примирить противоречия, существующие между этими подходами. Основываясь на сущности понятий «личность», «деятельность», «самореализация», важным представляется анализ изучения возможностей каждого из подходов в области исследования обозначенной проблемы. В исследовании мы опирались на труды И.Л. Бим, Е.В. Бондарев- ской, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Е.И. Пас- сова, С.Л. Рубинштнейна, В.В. Серикова и др.) [3-5; 7-12].
При личностно ориентированном подходе в центре иноязычного образования находится сам обучающийся: его мотивы, цели, психологический склад, что позволяет преподавателю, учитывая уровень подготовки обучающегося, степень сформированности его умений и компетенций, определять учебную цель занятий, формировать, направлять и корригировать образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Обучающийся занимает позицию активного субъекта образовательного процесса. Таким образом, личностная ориентированность образовательного процесса пронизывает все компоненты системы образования (цели, содержание, методы, приёмы и технологии обучения) и всю систему учебно-педагогического взаимодействия, создавая среду, благоприятную для развития.
Помимо этого личностно ориентированный подход предполагает учет не только национальных, возрастных, индивидуально-психологических, но и статусных особенностей обучаемых, которые определяют особенности мотивации поведения и деятельности. Особое внимание уделяется формированию и развитию познавательных процессов и личностных качеств.
Одним из направлений в определении стратегии исследования личностной самореализации обучающихся в непрерывном иноязычном образовании является конкретизация возможностей деятельностного подхода. Категория «деятельность», по справедливому замечанию Э.Г Юдина, «в современном познании, особенно гуманитарном, играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с ее помощью даётся универсальная характеристика человеческого мира» [14, с. 266]. В наиболее общем виде деятельность понимается как форма активности, принципиально открытая система, способная к неограниченному саморазвитию в рамках объемлющего её универсума [2, 8, 9, 11].
В нашем исследовании мы придерживаемся определения деятельности, данного А.Г. Асмоловым, согласно которому она представляет собой «динамическую, саморазви- вающуюся, иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта предметной действительности» [2, с. 117].
Мы исходим из того, что, с позиций психологии, личность - это субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и общении, определяет характер этих процессов. Следовательно, с точки зрения деятельностного подхода, развитие личности - это не только созревание или простые изменения во времени, но и качественные преобразования в психологической системе, приводящие к принципиально новому её строю и способу функционирования [13].
Мы считаем, что личностно-деятельностный подход к проблеме личностной самореализации позволяет рассматривать обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности, что приводит к двойственному характеру результатов деятельности обучающегося: преобразованию внешней реальности и самой личности. Таким образом, личностно-деятельностный подход создает основу для единения внутренних и внешних предпосылок и результатов самореализации. Вслед за А.С. Запесоц- ким [6], мы утверждаем, что, с одной стороны, образовательная среда постоянно ставит субъект в неоднозначные обстоятельства, поэтому он вынужден искать индивидуальные способы решения возникающих проблем, рас- предмечивая внутренние потенциалы и максимально используя личностные ресурсы. С другой - сама деятельность оказывает влияние на формирование типа личности, который наилучшим образом отвечает объективным требованиям среды, т. е. образовательная деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру, а также способом самореализации субъекта.
Указывая на деятельность как источник трансформаций и кардинальных сдвигов в структуре человеческой субъектности, мы подчеркиваем, что именно смена форм деятельности обусловливает изменение человека, его поведения, всего психического строя.
Разделяя позицию А.Н. Леонтьева о том, что деятельность лежит в основе определения сущности активности человека [8], мы приходим к заключению, что именно активность, точнее её мера, определяет динамику и качество профессионального и личностного развития человека. Вслед за К.А. Абульхановой- Славской, мы полагаем, что активность служит посредником между элементами системы «деятельность - общение» [1]. Под активностью мы понимаем социальное взаимодействие субъекта с окружающей средой на основе самовыражения и самоосуществления, при которых формируются его качества как целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Примечательно, что требования деятельности соотносятся с психическими качествами личности опосредованно через личность, которая придаёт им целостность. Мера активности личности зависит от того, насколько целостно личность моделирует себя, своё место в социуме и проявляется в отношениях к деятельности, реализации индивидуальной стратегии её осуществления.
Признавая, что деятельность есть вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя [9], нельзя не отметить, что её источником выступают потребности и мотивы, которые придают ей специфический характер, делая осознанной и целенаправленной.
По мнению С.Л. Рубинштейна, именно в деятельности и через деятельность человек:
а)реализует свои цели, объективируя свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности; б) устанавливает действенную связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта; в) реализует и утверждает себя как субъект - в своём отношении к объектам, им порождённым, и как личность - в своём отношении к другим людям, на которых он в свой деятельности воздействует и с которыми он через неё вступает в контакт; г) формирует и проявляет свойства личности [11].
В соответствии с деятельностным подходом, усвоение социального опыта происходит в процессе собственной активности обучаемого в иноязычном образовании. Данный подход позволяет показать, что учение является стороной социального по своему существу процесса обучения - двухстороннего процесса передачи и усвоения знаний и направлено на развитие потенциала обучающегося. Процесс иноязычного учения является производным видом деятельности (познавательно-профессиональной), в которой цель сдвинута или: смещена по сравнению с деятельностью (в нашем случае - профессиональной), для которой она служит подготовкой. Учение в подобном понимании не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляемый как компонент и результат другой деятельности, в которую он включён (квазипрофессиональной), что предполагает определённую меру ответственности и особую установку личности. Таким образом, создавая условия для саморазвития и самореализации в процессе учения, мы формируем готовность к самореализации в профессиональной сфере.
Итак, проведённый нами анализ возможностей личностного ориентированного и деятельностного подходов для решения проблемы личностной самореализации в иноязычном образовании показал, что в силу интегративного характера исследуемой проблемы необходим комплекс стратегий. Поскольку методология изучения проблемы предусматривает не только изучение личностного аспекта самореализации, но и закономерностей, а также конкретизацию принципов организации деятельностей совокупного субъекта образовательной деятельности, то мы полагаем, что подобная организация исследования позволяет преодолеть некоторую ограниченность каждого из подходов, взятых в отдельности. Под личностно-деятельностным подходом мы понимаем такую стратегию исследования проблемы личностной самореализации обучающихся, которая представляет комплекс методов, обеспечивающих описание данного явления через понятия «личность» и «деятельность».
Применительно к исследуемой нами проблеме личностной самореализации в непрерывном иноязычном образовании заметим, что реализация личностно-деятельностного подхода позволяет:
изучить самореализацию студентов в логике целостного рассмотрения всех компонентов профессиональной подготовки как некоего единства объективного и субъективного;
переориентировать цели иноязычного образования на воспитание человека культуры, компетентного профессионала, гражданина мира и нравственной личности, имеющей установку на истинную личностную самореализацию, непрерывность самообразования;
рассмотреть обучение как этап жизнедеятельности, направленный на постановку и решение учащимися конкретных учебных задач; образовательный процесс становится источником личностного опыта;
выйти на уровень оптимальных условий, гармонизирующих процесс личностной самореализации в образовании как социальнообщего и индивидуально-особенного, т. е. перейти от описания внешних условий содействия самореализации индивида и его личностных характеристик к изучению условий становления у индивида компетенций, посредством которых он реализует себя как личность;
смоделировать инновационную информационно-дидактическую среду университета, представляющую будущему специалисту простор для творчества, а также возможность активного участия в конструировании содержания своего образования, разработке индивидуальной стратегии иноязычного обучения;
сформировать не только коммуникативные и учебно-познавательные потребности студентов в общении, но и их собственные учебные потребности в развитии обобщённых способов и приёмов учебной деятельности;
изменить характер взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе на основе взаимосогласованного сотрудничества на условиях партнёрства и взаимоуважения, переноса акцентов с информационно- контролирующей функции преподавателя на координирующую и мотивирующую; осуществить трансформацию характера деятельности студента с исполнительно-репродуктивной к инициативно творческой и автономной. Диалог при этом выступает не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании [5];
осуществить иноязычное образование с учётом прошлого опыта студента, его интересов и возможностей. Подобное обучение преломляется через личность студента, через его мотивы, ценностные ориентации, цели и перспективы;
содействовать формированию студенческой автономии, которая выражается в предоставлении им свободы в выборе учебных модулей, определении целей и задач их освоения, а также принятии ими ответственности за процесс и результат своей деятельности.
Таким образом, концептуальные положения данного подхода предполагают приоритет индивидуальности студента, сотрудничество, выработку индивидуальных стратегий деятельности, развитие личности в целом. При этом основной результат образования - это самореализация личности на основе рациональной организации познавательно-профессиональной деятельности. Подчеркнём, что данный подход рассматривается нами как важная методологическая основа для разработки концепции развития личностной самореализации в непрерывном иноязычном образовании.
Список литературы
Абульханова-Славская, КА. Стратегия жизни / КА. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 140 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности: учеб. / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2002. - № 2. -
С.11-15.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 с.
Бондаревская, Е.В. Содержание педагогического образования и возможные направления модернизации его общепедагогической составляющей / Е.В. Бондаревская // Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза: материалы Между- нар. науч. -практ. Интернет-конференции. - Ростовн/Д:ИПОПИЮФУ2007.-
http://rspu. edu. ru/pageloader.php ?pagename= science/conferences/conference _ped
Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга: Логос, 2008. - 384 с.
Ярославова Е.Н.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 318 с.
Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1994. -576 с.
Пассов, Е.И Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и её реализация): метод, пособие для русистов / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. - СПб.: Златоуст, 2007. - 200 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Гос. учеб.- пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФРС, 1946. - 703 с.
Сериков, В.В. Парадигма современного образования: ориентация на личность. - http://www. rspu. edu. ru/university/publish/schools/ 2/1.html
Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для студентов вузов / В.И Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. -416 с.
Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978.-391 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://archive.vestnik.susu.ac.ru/
Дата добавления: 25.04.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |