Реферат по предмету "Экономика"


Формирование и эволюция экономической мысли

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБОАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ
ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Выполнила: студентка 1 курса,
гр. №1
факультета ЭиУЗ Баянова К. В
Проверила:  Ершова Т. В.  
г. Новосибирск 2005
 
Содержание
История экономической мысли………………………………………стр. 2
Маржиналистскаяреволюция и вклад в нее Венской и Лозаннской       экономическихшкол…………………………………………………………… стр. 3- 5
Кембриджская и американские неоклассическиешколы… стр. 6
Институционализм и этапы его развития…………………………стр.7 – 8
Кейнсианствонеокейнсианство………………………………………… стр. 9 – 11
Неолиберализм и монетаризм………………………………………….стр.12 – 13
Медицина в XVIIIв. вЗападной Европе…………………………….стр. 14 – 15
Медицина в России в XVIIIв.……………………………………………стр. 16 – 17
Медицина XIXв.……………………………………………………………….стр. 18
Здравоохранение в России до Октябрьского
переворота 1917г………………………………………………………………. стр.19 – 20
Здравоохранение Советского периода……………………………….стр.21 – 25
Список использованной литературы………………………………….стр.26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
История экономической мысли
Экономическая наука имеет глубокиеисторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений опроизводственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонти Аристотель ввели в оборот термин «экономия».
Попытки осмыслить принципы организациине отдельного хозяйства, а государственного, были предприняты много вековспустя. В этой связи наука получила новое название – «политическая экономия»,т. е  учение о государственном хозяйстве.
В 1615г. написана книга «Трактат»Антуаном де Монкретье. Он изложил свои соображения королю Людвигу XIII:как собирать налоги и таможенные пошлины, способствовать развитию ремесел иторговли.
Следующий шаг в развитии экономическойнауки ознаменовало появление учения меркантилизма. Учение основано напредставлении, что богатство состоит в обладании деньгами. Главной отрасльюнародного хозяйства является внешняя торговля, самыми ценными людьми – купцы.
В XVIIIв. воФранции зародилась физиократия, основателем которой стал Франсуа Кенэ.
Отцом экономики принято считать АдамаСмита(1723 – 1790). Он считал, что богатство народов создаетсяпроизводительным трудом во всех отраслях экономики. По Смиту, спрос ипредложение может успешно действовать в острой конкуренции. Идеи Смита былипопулярны в эпоху становления капитализма.
Карл Маркс (1818 – 1883) выдвинул своюэкономическую теорию. Он полагал, что капитализм рано или поздно будетреволюционным путем замене другой системой.
Трудовая теория стоимости  - фундамент здания марксистской политическойэкономии. Обмен  товарами в обществе происходит в соответствии с тем количествомтруда, который затрачен на их производство.
Социальное общество должно базироватьсяна собственности и некой плановой экономике, которая исключает «анархию» и«хаос» рынка, и присущие ему социально – экономические противоречия междутрудом и капиталом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Маржиналистская революция и вклад в нее Венской иЛозаннской экономических школ
В последней трети XIXвека происходит «субъективизация» всех общественных наук. Предшествующие столет обществоведы пытались найти «объективные законы» общественного развития. Нов конце XIX в. стала меняться вся парадигма обществознания, чтобыло связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природныхобъектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы. На первыйплан выдвинулся человек со своими субъективным, индивидуальным сознанием иначал играть доминирующую роль в общественных науках. Ведущее значениеприобрели три неоклассические школы: Венская, Лозаннская и Кембриджская.
Венский университет стал одним из самыхзначительных и влиятельных научных центров  XIX — XXвв.Венская (Австрийская) школа сформировалась вокруг Карла Менгера(1840 –1921).
Маржиналисты приняли за исходный пунктпотребности человека и законы насыщения этих потребностей.
Маржиналистский анализ представляетсобой фундаментальную экономическую теорию, объясняющую любую экономику.
Потребность – стремление к реализации какой – либо нужд,испытываемой человеком, недостаток чего – либо вызывает стремление устранитьего. В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезноститоваров, материальных и духовных благ.
Менгер напрямую связал полезность иредкость предметов потребления. Степень полезности благ для различныхпотребителей зависит от редкости блага – количества,  которым располагаетпотребитель. Потребность каждой новой единицы, поступающей в распоряжениечеловека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Этот закон носитназвание   Первого закона Госсена.
Менгер для обозначения полезности ввелтермин «предельная полезность». Убывающая  предельная полезность помогаетпонять, что с позиции потребителя конкретная полезность определяется предельнойполезностью.
Венская школа рассматривала цену товаралибо как выражение степени его полезности, либо как плату за отказ от иногоиспользования товара. Цена является результатом столкновения на рынкахпродавцов и покупателей.
Второй закон Госсена: должно обеспечиваться равенство предельныхполезностей на каждую единицу денежной оплаты каждого товара.
О.Бем-Баверк ввел  понятие субъективнойи объективной стоимости. Субъективная стоимость – личная оценка товарапотребителем и продавцом.
Объективная стоимость – цены, которые формируются в ходе их взаимодействияна рынке.
Ф. Визер распространил принцип убывающейполезности на факторы производства и расширил рамки анализа, доказав, что наопределенном этапе начинает проявлять себя закон убывающейпроизводительности: объем производства и затраты растут, а отдача неувеличивается или даже сокращается.
Одновременно с Венской начала своеразвитие Лозаннская школа, которая положила начало исследованию экономическогоравновесия с помощью методов математического моделирования.
Основателем этой школы стал француз ЛеонВальрас (1834 – 1910), профессор Лозаннского университета, где его сменилитальянец Вильфредо Парето (1848 – 1923).
Базовые положения модели Вальраса:всякое рыночное хозяйство в тенденции стремиться к равновесию; экономическаядеятельность осуществляется на базе принципа субъективной  полезности.
Вальрас разделил субъектов на двегруппы:
· Владельцы производительных услуг(земли, труда и капитала)
· Предприниматели (фирмы)
Равновесные цены способствуют устранению излишков  и дефицита – количество предлагаемых товаров соответствуетколичеству приобретаемых товаров, общая сумма цен равна совокупным издержкам.
Общее равновесие – устойчивое состояниеконкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функцииполезности.
Рыночное равновесие – наилучшееположение в рамках уже сформировавшейся системы распределения, модель Парето предлагаетневосприимчивость общества к неравенству.
 
Кембриджская и американские неоклассические школы.
Традиции классической английскойполитической экономии продолжила в новый период маржиналистской реформацииэкономической теории Кембриджская школа, которая сформировалась вокруг АльфредаМаршалла (1842 – 1924). Ключевая идея Маршалла – переключение усилий с теоретическихспоров вокруг стоимости на изучение процессов, протекающих на рынке. С помощьюконцепции «равновесной цены» он осуществил единый подход к анализу процессов,протекающих в рыночной экономике, объединив теории издержек производства,предельной полезности, спроса и предложения.
Маршалл ввел понятия «цены спроса» и«цены предложения», также их эластичности: цена снижается – спрос растет, ценаповышается – спрос падает.
В Кембриджском университете Маршалласменил Артур Пигу (1877 — 1959). Пигу разработал инструментарийобеспечения благосостояния на основе посылок теории убывающей предельнойполезности,  субъективно – психологического подхода оценки благ и принципаутилитаризма. Для более строгой оценки уровня благосостояния он предложилиспользовать показатели, более полно отражающие жизненные параметры истандарты.
Основателем американской неоклассическойшколы является Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938). Кларк сформулировал закон«убывающей предельной производительности»: в условиях, когда хотя бы одинфактор производства остается неизменным, дополнительное приращение факторовдает все меньший и меньший прирост продукции, т. е  предельный продуктпеременного фактора постоянно уменьшается.
На основе модели Дугласа и Кобба былапостроена первая модель экономического роста, который обеспечивается вложениямив производственные факторы, степень взаимозаменяемости которых постоянна. Далеестали разрабатываться более сложные модели производственных функций,учитывающие факторы производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Институционализм и этапы его развития
В XIXв. в ЗападнойЕвропе, а позднее в США возникло новое направление экономической мысли – институционально– социальное. Его представители ставили перед собой задачи:
1. выступить оппонентами защитникаммонополистического капитала
2. разработать концепцию защитысреднего класса по средством реформации, в первую очередь, экономии.
Принципиальное отличие институционально– социального направления от классической и австрийской школ состояло внеэкономическом объяснении сущности и движущих сил общественного развития.
Основоположником немецкое историческойшколы являлся Фридрих Лист (1789 – 1846). Разработал теориюпроизводительных сил и создал учение о стадиях хозяйственного развития нации.Все его теории работали на одну идею – обосновать необходимость государственнойподдержки развития мануфактур и промышленности в интересах прогрессанационального производства.
Основная критика экономистов-историковбыла направлена против принципов классической школы. В основе институционализмалежали правовой, нравственный, историко-генетический подходы.
Институционалисты поставили  подсомнение основные постулаты классической политической экономии. Они настаивалина том, чтобы объектом изучения в экономической теории был реальный человек.Отвергли главные постулаты ортодоксальной теории экономического либерализма и«идею интересов».
Институционализм включает в себя четыренаправления:
1. социально – психологическое воглаве с Т. Вебленом. Рассматривал психологию коллектива, а не индивидуума.Сконструировал психологическую теорию экономического развития. Основнымпротиворечием капитала является  противоречие между индустрией и бизнесом.
2. социально – правовое во главе с Д.Коммонсом. Его взглядам присущи две особенности:
· основа экономического развития –юридические отношения и правовые нормы;
· выражение интересов рабочейаристократии.
Разработал теорию социальных конфликтов.Особое внимание уделял роли корпораций и профсоюзов.
3. эмпирическое во главе с У.К.Митчеллом. Отрицал возможность создания общей теории циклического развитияэкономики.
4. социологическое во главе с Дж.Гелбрейтом. В корпорациях реальной властью обладают не собственники, аинфраструктура.
Капитализм трансформируется виндустриальное общество, лишенное многих недостатков капитализма. Деятельностькорпораций устремлена к достижению наивысших производственных результатов.
Как направление экономической мыслиинституционализм довольно расплывчат, включает в себя множество течений и школ.
 
Кейнсианство и неокейнсианство
Самую большую революцию в экономическойтеории произвел воспитанник Кембриджской школы и ученик А. Маршалла ДжонМейнард Кейнс (1883 – 1946). Стал основоположником направленияэкономической мысли – нового интервенционализма.
Кейнс предложил радикальный способизбавления от жестоких кризисов и массовой безработицы. Он сделал следующиевыводы: экономия во время депрессии пагубна; снижение цен или замораживаниезаработной платы не добавляет экономической устойчивости; рост цен стоитприветствовать, т.к он стимулирует инвестиции и экономическую активность;
Государство должно играть решающую рольв предотвращении кризиса и безработицы. Оно вмешивается в распределении доходаобщества и сосредотачивает в своих руках денежные и другие ресурсы в целяхактивного воздействия на экономику. Для обеспечения полной занятости работниковследует расширять покупательскую способность населения и покупкупредпринимателями новых средств производства. Для этого государство должнонаращивать объемы новых капитальных затрат в производство и увеличивать расходына другие социально – экономические цели, используя повышение размеров налогови выпуск большего количества денег.
Кейнс исследовал зависимости и пропорциимежду совокупными народнохозяйственными величинами, поскольку главную задачувидел в достижении общенациональных экономических пропорций. Благодаря этомуКейнс разработал теорию эффективного спроса, и основное внимание уделил анализуфакторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций.
Прирост личного потребления представляетсобой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторовнезначительна. С ростом доходов предельная склонность к потреблениюуменьшается, т.е по мере роста дохода прирост потребления замедляется, чтоявляется основной причиной снижения доли потребления на протяжении повышеннойфазы экономического цикла в долгосрочном плане.
Кейнс представил макроэкономическоеописание четырьмя основными  агрегатами ( доход, сбережения, инвестиции,потребление), выдвинув на первый план реальные производственные потоки и связи.
Для Кейнса инвестиции являются функциейпредельной эффективности и нормы процента; занятость зависит от доходаинвестиций.
Избыточные сбережения Кейнс трактует какизбыточное предложение товаров – такая ситуация оборачивается общим кризисомперепроизводства. Вывод: для поддержания роста национального дохода нужноувеличить капитальные вложения.
Создание дополнительных рабочих мест вовсех сопряженных отраслях отразиться на росте платежеспособного спроса рабочихи соответственно создаст стимулы для расширения производства продуктов питанияи товаров народного потребления. Таким образом будут решены взаимосвязанныепроблемы: обеспечение экономического роста, решение проблем безработицы.
Кейнс выступал сторонником фиксациизаработной платы и проведения экономической политики, направленной надостижение высокой занятости в народном хозяйстве. Бюджетный дефицит, ростденежной массы и инфляция являются вполне приемлемой ценой за поддержаниевысокого уровня занятости и стабильный рост национального дохода, а инфляцияимеет место только тогда, когда растет эффективный спрос при полной занятости.
Уже при жизни Кейнса возникло новоетечение в развитии экономической теории – неокейнсианство.
Классики экономической теорииисследовали рыночную структуру, которая получила название совершеннаяконкуренция: большое количество фирм, однородная продукция, никто необладает долей рынка, влияющей на цену продукта, вход и выход хозяйственныхагентов из отрасли ничем не ограничивался.
Экономисты никогда не отрицали, что вэкономике монополия присутствует, хотя в большинстве случаев объясняли еевнеэкономическими факторами. На процессы роста  монополизации в последней третиXIXв. обратила внимание немецкая историческая школа, а с1930-х гг. экономический анализ активно приступил к изучению несовершеннойконкуренции.  
Джоан Робинсон (1903 — 1983) и Эдвард Чемберлин (1899 – 1967)изучали изменение условий и характера рыночной конкуренции. Они выступалипротив положения о невозможности производителя влиять на цену. Наоборот,производитель получает такую возможность, занимая исключительную возможность нарынке в силу небольшого числа поставщиков или ограниченного количества товаровопределенного качества. Таким  образом, вслед за совершенной конкуренцией вэкономическую теорию вошли виды несовершенной конкуренции: монополия,дуополия, олигополия, монопсония.
Неолиберализм и монетаризм
В последнюю четверть XXв.произошло бурное возрождение неолиберальных концепций экономической мысли. Каксистема взглядов Неолиберализм ведет начало от А. Смита и Д. Риккардо.
Неолибералов объединяет общностьметодологии, первостепенное внимание они уделяют поведению отдельного человека,экономике фирмы, хотя и признают широкое вмешательство государства вэкономическую жизнь. Основными школами неолиберализма являются:
1. Фрайбургская
2. Лондонская
3. Чикагская
В неолиберализме существует множество направлений:
· Правые – противники государства,проповедники абсолютной экономической свободы;
· Левые – разрабатывают более гибкийи трезвый подход к участию государства в экономической деятельности;
· Критики кейнсианства;
· Исследователи микроуровневыхэффектов рынка;
В западных странах получили наибольшеепризнание экономические подходы, для которых неолиберализм являетсяметодологической основой и на которые опирается современная неолиберальнаяполитика: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональныхожиданий.   
Мировой экономический кризис 1973 –1975гг. ярко продемонстрировал, что замена рыночного саморегулированияэкономики кейнсианскими методами государственного вмешательства не способнаполностью избавить общество от кризисных потрясений. Неоконсерваторы выдвинулисобственные теоретические разработки и практические рекомендации по проблемаминфляции, политики налогов.
Монетаризм   опирается на наколичественную теорию денег. Его предпосылки:
· Количество денег в обращенииопределяется автономно;
· Скорость обращения денег жесткофиксирована;
· Изменение количества денегоказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;
· Исключается возможностьвоздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;
Фридмен проанализировал три функции цен:информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод, что попыткизаставить цены способствовать реализации социальных целей в плановойсоциалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю функциюот остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только потому, чтоучаствуют в распределении доходов.
Монетаризм исходит из положения, чторыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики: фискальнаяполитика выталкивает частные инвестиции из производства.
 
о главе с Т. ихологическое себя четыренаправления«номического либерализмаолитической экономии. вижущих силобщественного
Развитие медицины в период XVIII– XXвв.
                          Медицинав XVIIIвеке в западной Европе.        
Новое время в истории обычно датируют со временбуржуазных революций в Европе – в Голландии, Англии, Франции.
Для Нового класса – молодой буржуазии изремесленников и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы,причин социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви.Великие географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, открылипути к новым рынкам и новым завоеванием. Пришла пора использования достиженийнауки новых знаний.
Ж.О Ламетри пропагандировалисключительно опытный путь развития естественной медицины. В своей книге«Человек – машина» он создал целую программу перестройки физиологической наукина основе опытов.
П.Ж. Кабанис закрывал университетысхоластического направления, создавал вместо них общенародные школы, в томчисле и госпитали.
Материалистические  воззрения и опытноенаправление благотворно сказались на ряде направлений медицины. Возникласамостоятельная дисциплина – анатомия. Клиническая медицина все большеопиралась на экспериментальные исследования. Венский врач Л. Ауенбруггервнедрил в клинику метод перкуссии.
Рене Лазник разработал  методаускультации. Результаты аускультации сравнивал с патологоанатомическимиизменениями, способствуя развитию клиники.
Философскую поддержку своимматериалистическим суждениям врачей получили в концепциях стихийно –материалистического характера в конце XVII – XVIIIвв. у философов – материалистов Дидро,Гольбаха, которые были соратниками врачей – материалистов Леруа, Ламетри,Кабаниса.
В 40 – х. гг. начал распространятьсямарксизм, который большое внимание уделял развитию естествознания; его принципыбыли изложены в «Манифесте коммунистической партии», в котором получилаобоснование материалистическая диалектика.
Начало XIX в. – время выдающихся открытий в медицине и биологии.Веллер впервые синтезировал вне организма мочевину в кристаллах. Либих заложилосновы органической химии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Медицина в России в XVIIIв.
Медицина в России к XVIII в.преодолела «период отсталости», в котором пребывала долгое время из-за татаро-монгольскогоига. По отдельным направлениям она уже находилась на одном уровне сцивилизованным государствами, и даже начала обгонять их. Хотя крепостное право,закабалившее большинство населения страны, было серьезным препятствием на путиразвития великой страны, ее экономики, промышленности и науки. До середины XVIIIв в России не существовало университетов.  В 1755 создан первый университетМ.И. Ломоносовым. Медицинский факультет начал функционировать в 1764г.Факультет вначале давал общее образование не только для будущих врачей, лишь впоследующем среди его студентов появились те, кто посвятил свою жизнь медицине.Факультет смог дать полноценную и общую подготовку будущим врачам. Но, и как взападных странах, университет не обеспечивал подготовку практических врачей.Врачей готовили госпитальные школы.
Госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIIIв.в эпоху Петра I. Петр I не оставлял без внимания ни единой сферы жизнигосударства, в том числе и медицину. Бывал за рубежом, наряду с корабельнымделом  он живо интересовался медицинским искусством. Понимаянеудовлетворительное состояние здравоохранения: частые эпидемии, высокуюсмертность, резкую нехватку врачей, Петр начал строительство сухопутных иморских госпиталей, а при них госпитальных школ для подготовки лекарей. Первыйсухопутный госпиталь был открыт в Москве в 1707 году, тогда же при немпоявилась первая госпитальная школа, рассчитанная на 50 учащихся. Следуетвысоко оценить качество программ и характер преподавания в госпитальныхмедицинских школах России. Такой системы образования не было нигде в Европе.Деятельность школ руководствовалась общими указаниями и правилами, в том числеи Генеральным регламентом о госпиталях. В 1735 году в него были включеныправила обучения, сроки учебных программ по медицинским дисциплинам ( 5 – 7лет), а также по философии и латинскому языку. После обучения следовал жесткийэкзамен, который включал 3 – 4 операции на трупе. В госпиталях для госпитальныхшкол устраивались специальные палаты для клинических занятий, преподаванияоснов акушерства и анатомии.
По распоряжению П.З. Кондоиди  стали вести историиболезней – «скорбные листы» на каждого больного, в госпиталях были выделеныклинические палаты, организованы медицинские библиотеки. Во главе госпиталястоял врач.
В эпоху Петра качество медицинского обучения итребования к врачам были высокими. Чтобы стать профессором госпитальной школы,нужно  было получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIIIв.степени доктора медицины удостоено 89 русских и 309 иностранных врачей.
В 1764г Медицинская коллегия получила правоприсваивать врачам степень доктора медицины.
В 1797г. созданы   гражданские врачебные управы вгуберниях.
В 1710 вместо Аптекарского приказа создана медицинскаяканцелярия как центральный орган здравоохранения, во главе которого стоял врач– архиатер.
К концу XVIIIв. в России работало 878 врачей.
В 1803 г. Медицинская коллегия былазакрыта, а ее функции переданы департаменту МВД. В 1786г. воспитательныемедицинские школы реорганизовались в медико-хирургические училища, которыеоткрыли путь к созданию медико-хирургических академий.
Петр также стал родоначальником леченияминеральными водами. По его распоряжению в Олонецком крае, в Липецке, СтаройРуссе открыты водолечебницы, в которых гражданское население и военнослужащиеполучали процедуры. По приказу Петра  была построена и стала работатьинструментальная мастерская для производства медицинского оборудования. Былвведен учет демографических явлений, т.к смертность населения была высока инеобходимо было иметь людские резервы для государства и армии. В Москве иПетербурге были открыты воспитательные дома; здесь же в акушерских школах шлаподготовка повивальных бабок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Медицина XIXвека.
В Новое время входит хронологически и XIXвек – эпоха клинического развития медицины, век выдающихся ученых и медицинских школ. Во второй половине XIXв. обозначились 2 тенденцииразвития науки, в том числе и медицины:
·  Образование новых дисциплин;
·  Интеграция ряда направлений и проблем всамостоятельные науки;
Медицина XIXв.развивалась на фоне исторических событий. Прежде всего это Великая французскаяреволюция (1789), которая открыла двери для трудящихся в высшую школу, провеларадикальную реформу образования, сформировала условия  для развития рыночныхотношений, расширения внешних связей.
Естествознание и медицина XIXв.в России находилась под воздействием передовых материалистических воззрений вдиалектике, в том числе взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского,Добролюбова.
В России в XIXв.формируется школа офтальмологов. В 1805г. в Москве открылась первая в миреглазная больница.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Начало XXстолетия. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 года.
ВXX веке произошел третий, наиболее насыщенный открытиями,этап НТР, буквально ворвавшийся в медицину.
В началеXX в., какпризнак социально – экономического неблагополучия, не прекращались эпидемииострозаразных заболеваний, особенно сыпного тифа, которым в течении 1907 –1917  болело более 1 млн. человек. В течение 1915 года в России былозарегистрировано около 800 тыс. случаев эпидемических заболеваний, из 43 тыс.больных холерой, 178 тыс. – брюшным тифом. В 1909 г. от оспы умерло 32 тыс.человек, в стране имело место эпидемическое распространение туберкулеза,сифилиса, трахомы, гонореи.
Из примерно 6 млн. рождаемых ежегодно 2млн. детей умирали в России каждый год от болезней и недоедания. Младенческаясмертность составляла 250  на 1000. Общая смертность была 25 – 30 на 1000 чел.населения; средняя продолжительность жизни – примерно 40 лет. Среди причинсмерти в России первое место занимали туберкулез, пневмонии, инфекционныезаболевания.
Организации медицинской помощи мешаларазноведомственность органов и учреждений здравоохранения. Накануне  Первоймировой войны в стране насчитывалось более 10 организаций, ведающих медицинскимделом.
В России создавалось множество комиссий,проводились многочисленные проверки состояния здравоохранения.
К 1913 году в России насчитывалось 23тыс. врачей. Число больниц в 1913 году не превышало 4500, не более 1 больничнойкойки на 1000 жителей империи. В 1913г. на всю страну имелось 9 детских иженских консультаций и 550 мест в детских домах.
К началу Первой мировой войны было всего16 ВУЗов, из них 13 медицинских факультетов университетов и 1 военно –медицинская академия. На всю страну имелся один современный НИИэкспериментальной медицины, учрежденный в 1890г. в Петербурге, нескольколабораторий при кафедрах, а также Психоневрологический институт в С –Петербурге, созданный Бехтеревым.
К числу приоритетов в организациимедицинской помощи нужно отнести не только теоретическое обоснованиенеобходимости национальной системы здравоохранения, но и начало их практическоговоплощения в жизнь – земской системы с ее принципами  бесплатной общедоступноймедицинской помощи на селе и участковости, разъездной медицинской помощью, бюросанитарной статистики. Сюда же нужно отнести фабрично – заводскую и  городскуюмедицину, основавшую структуру фабрично – заводских медицинских и городскихучреждений.
В конце XIX – начале XXв.произошли позитивные процессы в здравоохранении России. К их числу следуетотнести и начавшееся становление страховой медицины как организации, дополняющейдеятельность существующих медицинских служб. С 1858г. используется опытмедицинских касс.
Общественное движение российских медиковнаиболее эффективно проявилось в организации и проведении земских съездовврачей в губерниях.
Были и негативные стороны здравоохраненияэтого периода:
·  Низкий уровень всех показателей общественного здоровьявплоть до распространенности эпидемических заболеваний – тифов, кори, чумы,оспы, холеры;
·  Недостаток ресурсов здравоохранения – больничных коек(всего 209 тыс. на всю страну), медицинских кадров; мизерное материальноеобеспечение (не более 1 рубля в год на жителя на все медицинские нужды);
·  Отсутствие единой национальной системыздравоохранения, отсутствие центрального органа управления системойздравоохранения, несмотря на все попытки его создания;
·  Охват земской медицинской организации лишь частитерритории России (34 губернии);
Все  эти и другие изъяны вытекали из существующихбюрократической, чиновничьей государственной системы в Царской России, котораяне могла обеспечить формирование политической воли правящей верхушки, т.еосознания роли здравоохранения в обществе и представления необходимых условий,включая материальные средства для его обеспечения. Россия была очень далека отсоздания гражданского общества, в условиях которого и могут быть успешно решеныпроблемы здравоохранения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Здравоохранение Советского периода (до ВеликойОтечественной войны)
После Октябрьского вооруженноговосстания, Февральской революции, свержения самодержавия, власти Временногоправительства наступил новый период  новейшей  истории России – образованиеСоветского государства, руководители которых заявляли о начале строительствасоциализма.
29.10.1917г. был принят декрет «О8-часовом рабочем дне», в соответствии с ним дети до 14 лет до работы недопускались, женщины и подростки до 18 лет к подземным работам.
22.12.1917г. Центральный исполнительныйкомитет утвердил декрет «О страховании на случай болезни», а 14.11.1917 Ленинподписал декрет «О бесплатной передаче больничным классам всех лечебныхучереждений». 30.10.1918г. обнародован декрет «О социальном страховании», былпринят ряд других важных для здравоохранения постановлений. Был организован Медико-санитарныйотдел при Петроградском военно-революционном комитете во главе с М.И.Барсуковым. До образования Наркомздрава создавались врачебные коллегии, которыезатем были объединены в Совет врачебных коллегий. Первым наркомом был назначенН.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.
В интересах демократии и широкого правительства,трудящихся в Наркомздраве был создан Центральный медико-санитарный совет. Вкачестве консультативного органа под председательством Тарасевича былорганизован ученый медицинский совет.  
18.03 – 23.03.1919г. – VIIIсъезд Российской коммунистической партии большевиков (РКПб). Съезд принял новуюПрограмму партии. Впервые в программу РКП(б) был введен специальный раздел,посвященный здравоохранению, в котором подчеркивалось значениепрофилактического направления, «проведения широких оздоровительных мер, имеющихцелью предупреждение развития заболеваний».
Даже в годы Гражданской войны в странесоздавались новые институты и лаборатории, в том числе объединение НИИсанитарно – гигиенического и микробиологического профиля.
Посильное внимание уделялось охранездоровья матери и ребенка. В стране создавались консультации по обслуживанию нетолько больных, но и здоровых детей, проводились профилактические мероприятия,недели ребенка, недели охраны материнства и младенчества.
В решениях Наркомздрава подчеркиваласьведущая роль социально – профилактических мер, ориентация на профилактическоенаправление медицины.
С 1924 года систематическиосуществлялись меры, способствующие восстановлению и развитию службздравоохранения на селе. Совнарком РСФСР 30.06.1924г. принял постановление «Обобеспечении медицинской помощью сельского населения».
По согласованию Наркомздрава РСФСР иВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулаториии стационары.
Становление и развитие советскогоздравоохранения задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала.
1918 – 1922 открыто 16 медицинскихфакультетов университетов.
В 1922 г. выявлено более 76 тыс. случаевзаболеваний оспой.
15.09.1922г. СНК РСФСР принял декрет «Осанитарных органах республики».
До 18.02.1919г. существовало два типамедицины:
·  Государственная (Наркомздрав)
·  Страховая (за счет отчисления предпринимателей)
Несмотря на слияние этих двух секторовздравоохранения, для развития медицины средств не хватало. В период НЭПа решенобыло дополнительно обложить страховым налогом работодателей. Размер страховоговзноса составил от 21% до 28,5% от размера заработной платы. Из него налечебную помощь отчислялось до 7% заработной платы. Вскоре отчисления былиотменены, и здравоохранение держалось на государстве.
С началом пятилеток сфера социальнойполитики  была поставлена на второй план, а вместе с ней и здравоохранение.
Сталин и его сподвижники делали упор наразвитие индустрии, коллективизацию сельского хозяйства. С этого периода началосьэкстенсивное развитие здравоохранения – расширения материально – техническойбазы, подготовка большого числа медицинских работников, что при недостаточностиресурсов и остаточном принципе финансирования приводило к неудовлетворительномуобеспечению  медицинских учереждений оборудованием, медикаментами.
В 1929г. было принято постановление ЦКВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», предусматривающеепреимущественное обеспечение медицинской помощью ряда групп рабочих иколхозников.
В 1935г. II Всесоюзныйсъезд колхозников – ударников принял новый устав сельскохозяйственной артели,содержащий ряд пунктов по охране труда и здоровья колхозников. Возросло числосельских медицинских учереждений, в том числе здравпунктов.
19.02.1927г. принят декрет ЦИК «Осанитарных органах республики».
8.10.1927г. вышло соответствующеепостановление СНК РСФСР, согласно которому повсеместно устанавливался текущийсанитарный контроль.
В конце 20-х г.г появились новыеучреждения -   санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). В эти годы созданаслужба охраны материнства и детства с сетью поликлиник и женских консультаций,число которых возросло с 2,2 тыс. до 8,8 тыс. к 1940 году. Высокими темпамиувеличивалось число больниц, диспансеров, поликлиник. В стационарах к 1940 годунасчитывалось 791 тыс. больничных коек. Для подготовки медицинских кадров в1929 по 1938 годы было организовано 24 медицинских ВУЗа; с 1930 годамедицинские факультеты университетов перешли в ведение Минздрава, срок обученияв них увеличился до 5 лет. Число врачей возросло до 155,8 тыс.
На крупных промышленных предприятияхстали организовываться «цехи здоровья»  — медико-санитарные части (МСЧ).
20.07.1936. организован Народныйкомиссариат здравоохранения как союзно-республиканское учереждение.
В 1932 году по инициативе Горькогоучрежден Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ).
Произошли изменения основных показателейсостояния здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемическиезаболевания, уменьшилась распространенность малярии и др. инфекционныхзаболеваний и паразитических болезней, резко снизилась общая смертность,возросла средняя продолжительность жизни населения.
К началу Великой Отечественной войнесущественно расширилась материальная база здравоохранения. Число врачейувеличилось более чем в 6 раз, до 130,4 тыс. человек; среднее число медицинскихработников – до 412 тыс.; объем больничной помощи вырос в 5 раз, а количествоамбулаторий и поликлиник к 1940г. до 13 тыс. К 1941г. врачебных участков стало13500, а фельдшерских пунктов 18 тыс. за предвоенные годы создана мощная сетьсанаториев и домов отдыха.
Во время Великой Отечественной войныбыла создана четко действующая система помощи раненым, больным – от батальонныхмедицинских пунктов. Мобилизация всех ресурсов здравоохранения позволила и втылу, и на фронте предотвратить распространение эпидемических заболеваний.
Перед органами здравоохранения всталанеотложная проблема медицинского обеспечения гражданского населения и преждевсего рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широкоразвертывались медико – санитарные части, опыт организации которых имелся ещедо войны; расширилась сеть  здравпунктов, поликлиник, дневных и ночныхсанаториев.
Особое внимание было обращено на помощьдетям, многие из которых остались без родителей, были эвакуированы в тыл. Дляних создавались молочные кухни, «пищевые станции», увеличивалось число домовребенка, ясли.
В июле 1944г. издан указ президиумаВерховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременнымженщинам, многодетным и одиноким матерям, об установлении почетного звания«Мать – героиня» и учереждение ордена «Материнская слава» и медали « Медальматеринства».
Война потребовала мобилизации сил ученых– медиков для решения неотложных проблем лечения раненых и больных, созданиянаучно – обоснованной организации медицинской помощи.
Советский период истории здравоохраненияв официальных публикациях и прежних исследованиях оценивался как триумф новойсистемы охраны здоровья.
 
 
 
 
 
 
 
Список использованнойлитературы:
1. Мамедов О.Ю. Современнаяэкономика/ Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс» — 1995г. – 605с.
2. Основы экономической теории/ подред. Доктора экономических наук В.Д. Камаева – М: МГТУ им. Баумана Н.Э. –1997г. – 282с.
3. Основы экономической теории/ подред. В.Д. Камаева – М: «Юнити» — 2005г. – 725с.
4. Экономическая теория – учебник длястудентов ВУЗов – М: «Практ» — 2004г. – 381с.
5. Прохоров А.М. / Советскийэнциклопедический словарь IV изд./ Прохоров А.М – М: «Советская энциклопедия» — 1990г.– 1632с.
6. Политология. Словарь/ ред. и сост.Аверьянов Ю.И – М: Московский коммерческий университет – 1993 – 431с.
7. История медицины – учебник дляВУЗов/ Лисицын Ю.П – М: «Гоэтар – мед» — 2004г. – 400с.
8. Бондаренко Е.Л Экономическоеучение марксизма – М: 1999г. – 132с.
9. http:// www. Biblioteka.ru
10. http:// www. 5ballov.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гинекология рак шейки матки 2
Реферат Анализ практики регулирования заработной платы через систему отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства и сведения о минимальной заработной плате, установленной в отраслевых соглашениях москва 2007
Реферат Charm-2008” Итоги Intercharm-2008
Реферат Тунис 3
Реферат Реклама и ее использование в современной экономике
Реферат Исследование систем управления посредством социально экономических экспериментов
Реферат Экономическая теория налогообложения и государственных расходов Фискальная политика
Реферат Івріччі завдань І заходів Програми економічного І соціального розвитку Донецької області на 2011 рік (далі Програма), затвердженої рішенням обласної ради від 29
Реферат Сохранение и извлечение информации
Реферат История возникновения менеджмента
Реферат Концепції фізики атомних і ядерних процесів
Реферат Huckleberry Finn Good Vs Evil Essay Research
Реферат Технология и признаки интерактивного обучения
Реферат Чаньская психокультура и практическая деятельность
Реферат Descartes Boyle And Mechanical Philosphy Essay Research