Контрольнаяработа на тему
Фирма как инструмент реализации
рыночной экономики
Содержание
Введение… 3
1. Роль и место фирмы в рыночной экономике.Функции фирмы… 4
2. Фирма и предприятие… 7
3. Цели деятельности фирмы… 8
Задача 1… 13
Задача 2… 14
Выводы… 16
Литература… 17
Введение
Изучение теоретических проблем политический экономики целесообразноначать с выяснения сущности, форм и современных особенностейпредпринимательский деятельности, характеристики предприятия и фирмы какосновного звена хозяйственной деятельности на микроуровне.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуетсятаким понятием, как предпринимательская деятельность.
Предпринимательская деятельность — это организация и соединение факторовпроизводства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющихобщественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальныхинтересов предпринимателя.
Очевидно, что существующее многообразие интересов общества ипредпринимателя очень трудно, а подчас и невозможно реализовать бесконфликтно.Поэтому экономический и социальный успех предпринимательско деятельностизависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалосьминимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добитьсядинамического равновесия между их целями.
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельностиявляется фирма.
В настоящей работе будут изучаться фирма как инструмент рыночнойэкономики, ее функции, цели и способы достижения этих целей.
/>/>/>1. Роль и место фирмы врыночной экономике. Функции фирмы
Основной структурной единицей, субъектом бизнес деятельностиявляется фирма. Фирма — это организация, ведущая бизнес подопределенным именем. Она представляет собой хозяйственное звено, реализующеесобственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услугпутем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма контролируетиспользование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решениеотносительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следуетотличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, таккак она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либоконтролировать несколько производственных единиц. Деятельность фирмысознательно координируется для достижения общих целей.
Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель иликорпорация с многотысячным штатом сотрудников. в зависимости от количествазанятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмыделятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той илииной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма счисленностью работающих 100 человек, а крупной — более 500 человек.
Все фирмы имеют следующие характеристики:
1) Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов длядостижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии,информацию, капитал, человеческие ресурсы.
2) Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира поотношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие ”внешняя среда” включаетв себя экономические условия, поставщиков, законодательство, системуобщественных ценностей, технику, технологию и т.д.
3) Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальноеразделение труда.
Горизонтальное — разделение всей работы на составляющиекомпоненты. Осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений,выполняющих специфические, конкретные задания.
Вертикальное — отделяет работу по координированиюдействий от самих действий.
Вертикальное разделение трудапостроено на выделении трех уровней управления:
—низший — менеджеры, имеющие в своемподчинении работников-исполнителей;
—средний — руководители деятельностьюподразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающихпроизводств;
—высший — администрация,осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.
4) Необходимость управления. Она вызвана потребностью координациидеятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путемвертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельностидругих людей составляет сущность управления.
Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этогоимущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмывходят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включаяземельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье,нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права наобозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование,товарные знаки), и другие исключительные права.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет своювнутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых онанаиболее эффективна. Фирма — основной агент рыночной системы любой современнойстраны. Как за рубежом, так и в Украине имеет место значительное многообразиетипов фирм. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производствотоваров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых,посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными,агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными,торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическимии др.
В Украине фирмы создаются с правом юридического лица и с целью извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческиеорганизации).
2. Фирма и предприятие
Инструментом предпринимательской деятельности является, прежде всего,предприятие. С правовой точки зрения, под предприятием подразумеваетсясамостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который наоснове использования закрепленного за ним имущества производит и реализуетпродукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
”Правовая форма” в отличие от самого предприятия как самостоятельной,имущественно обособленной хозяйственной единицы — это комплекс правовых норм,определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром. Вправовой практике западных стран самого понятия ”предприятие” не существует.Закон там имеет дело только с ”товариществом” (”компанией”), т.е. собъединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом,нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.
В мировой практике используются различные организационно-правовые формыпредприятий, которые определяются национальным законодательством отдельныхстран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладаетобособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде,хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.
Понятия ”фирма” и ”предприятие” — кардинально различные категорииэкономической науки, хотя в литературе, как зарубежной, так и отечественной,они иногда отождествляются. Если хозяйственное звено является юридическимлицом, то оно уже представляет собой субъект бизнес-деятельности, будь то фирмаили предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин ”фирма”используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так инесколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило,подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство.
Современные фирмы — это, в основном, многопрофильные производства. Ориентацияна такое производство делает фирму более устойчивой в период экономических спадов.Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижаетдоходы от его производства, но может не затронуть условия доходности поостальным видам товаров. Фирма в этом случае убытки от одного вида деятельностиперекрывает доходами от производства других товаров и услуг.
Кроме того, ориентация на однопродуктное предприятие не всегдаперспективно, так как можно попасть в тупиковую ситуацию из-за затуханияжизненного цикла товара (например, когда предприятие выпускает механическиепечатные машинки в период персональных компьютеров). Если же фирмамногопрофильна, она может совмещать производство товаров, находящихся на разныхстадиях жизненного цикла и требующих различных капиталовложений.
Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образованиемногопрофильного производства получило название диверсификации капитала.3. Цели деятельности фирмы
Получение максимальной прибыли — это конечная цель любой коммерческойдеятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевыхустановок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:
—увеличение объема продаж;
—достижение более высоких темпов роста;
—увеличение доли рынка;
—увеличение прибыли по отношению к вложенномукапиталу;
—увеличение дохода на акцию компании (если этоакционерная компания);
—увеличение рыночной стоимости акций (если этооткрытое акционерное общество);
—изменение структуры капитала.
Характер данных целевых установок предприятия определен состояниемэкономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относитсядеятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которойвыделяется три стадии этого цикла:
Первая стадия: Характеризуется активной экспансией, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.
Вторая стадия: Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.
Третья стадия: Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Всякая предпринимательская имеет своей целью получение прибыли или,точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощьюпроизводственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизациюприбыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1)деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всехвозможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала)обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинациюфакторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпускапродукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.
Однако представление о том, что в современных условиях единственной цельюдеятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различнаянацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенномконкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение долиучастия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-тоудовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностямимаксимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматриваетсямеханизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае,осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной,исследовательской и стратегической.
Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установокдля внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когдаобнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с ”окружающейсредой”; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшимобразом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразныеаспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служитьцели международной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производствав Японии. ЗМ является организацией работников и акционеров, которые соединилисвои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получениягарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватныхсоциальных и экономических условий жизнедеятельности общества.
В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающейеще более широкие цели деятельности, содержащие стремление ”к производствупродукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полногоиспользования производственного потенциала в соответствии с общими интересамиэкономики и в целях повышения благосостояния всего общества”.
В самом общем плане цели деятельности фирмы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Цели деятельности фирмы.Общественная группа Ожидаемые результаты деятельности фирмы Общество в целом
Экономический рост
Поступления от налогов
Уравнивание власти
Уравнивание доходов
Сохранение окружающей среды
Сохранение природных ресурсов Местная община Благосостояние общины Держатели акций Рост доходов Кредиторы Рост стоимости акций Потребители
Стабильность доходов
Справедливые цены
Обеспечение выбора
Удовлетворения потребностей Управляющие
Рост доходов
Профессиональный интерес Работники наемного труда
Занятость
Уровень оплаты
Досуг
Условия труда
Удовлетворение от работы
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, котораяпредполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себяперсональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательногомаксимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией(производство различных видов продукции и распределение капиталовложений поразнообразным видам деятельности); страхование собственности; максимизациейинформации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономическойпривлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованиемновейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечитэффективность использования факторов производства в конкретном видедеятельности.
Задача 1
Проанализируйте информацию вследующей таблице:Цена
Необходимое
количество товара на месяц
Предложенное
количество товаров на месяц Задолженный спрос товаров на месяц
2
7
9
12
15
17
20
512
452
412
352
312
252
192
132
180
240
300
330
390
430
490
512
272
172
52
—
—
—
— /> />
Постройте кривую спроса и предложения. Определите величину цены равновесия.Какое количество товара отвечает этой цене равновесия? Постройте графикзадолженного спроса и определите, при какой цене существует нехватка предложениятоваров в размере 180 ед. и существует ли она?
Решение.
Рисунок1. График предложения (I), спроса (II)
и задолженного спроса(III).
Совокупныйспрос показывает количество товаров, которые покупатели готовы приобретать приопределенном уровне цен (остальные условия считаются постоянными).
Совокупноепредложение показывает количество товаров, которое фирмы готовы производить ипродавать в зависимости только от уровня цены товара.
Из рис. 1 мыопределяем, что цена равновесия составляет 320 ед., а количество товара,отвечающее этой цене, — 11 штук.
Задолженныйспрос — разница между необходимым количеством товара и предложением. Очевидно,что при цене равновесия (т.е. когда спрос равен предложению), он будет равен 0.Из графика находим, что задолженный спрос в 180 единиц товара существует прицене 6,7.Задача 2
Фирмапроизводит продукцию и реализует по цене 120 долларов за единицу. Постоянныезатраті составляют 60 долларов, а переменные изменяются в зависимости от объемапроизводства следующим образом:Объем производства Переменные затраты
1
2
3
4
5
6
60
90
180
200
260
300
Составьтетаблицу затрат и постройте график предельных затрат, средних валовых затрат исредних переменных затрат.
Решение.Совокупные затраты — это затраты, характеризующие совокупность постоянных ипеременных затрат производства фирмой единицы продукции в краткосрочномпериоде.
Средниепеременные затраты — отношение переменных затрат к единице выпуска продукции.
Средниеваловые затраты — отношение валовых (совокупных) затрат к единице продукции.
Предельныезатраты — прирост совокупных затрат фирмы, связанный с выпуском однойдополнительной единицы продукции. Предельные затраты показывают, на какуювеличину возрастают затраты фирмы из-за увеличения производства на единицупродукции. Объем производства Переменные затраты Совокупные затраты Предельные затраты Средние валовые затраты Средние переменные затраты
1
2
3
4
5
6
60
90
180
200
260
300
180
210
300
320
380
420
180
30
90
20
60
40
180
105
100
80
76
70
60
45
60
50
52
50 /> />
Рисунок 2. График предельных затрат (I), среднихваловых затрат (II), средних переменных затрат (III).
/>/>Выводы
Что же такое бизнес? Зачем люди занимаются бизнесом?
Очевидно, что бизнесом люди занимаются для того, чтобы получить прибыльи, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но вед людимогут удовлетворить свои потребности другими способами (например, в рамкахсвоей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).
Однако эти способы не в состоянии удовлетворить все потребности человекав силу:
а) ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамкахиндивидуальной жизнедеятельности;
б) ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;
в) ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.
Что делать? Оказывается, можно удовлетворить свои потребности окольнымпутем — через оказание общественно необходимых благ и услуг (как материальных,так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально-значимогозаказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяяпотребности других людей. Так проявляется бизнес-деятельность.
Таким образом, бизнес-деятельность в ее классическом виде порожденарыночной системой хозяйства, являясь одновременно ее основных звеном. Бизнес ирынок, рынок и фирма, неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
Литература
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. — Москва, 1996.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.
3. Курс экономической теории: Учебник. Под ред. Чепурина М.Н., КилелевойЕ.А. — Киров, изд-во ”Иса”, 1997.
4. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.Д. Камаева. М.,Владос, 1999.
5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М., Инфра-М., 1997.