Реферат по предмету "Экономика"


Финансовый контроль в Республике Беларусь

Введение
Финансовыйконтроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается впостоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точкизрения их законности, экономической целесообразности, и достиженияположительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляетсяна стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически навсех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производитсяфинансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнениифинансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.
Наличиефинансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, какэкономической категории присущи не только распределительная, но и контрольнаяфункции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задачобязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполненияэтих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыминормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местногосамоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участииобщественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значениефинансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются,во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовойдеятельности государственными и общественными органами, предприятиями,учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическаяобоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачамгосударства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности ицелесообразности проводимой финансовой деятельности.
Финансовыйконтроль — это основная форма государственного контроля, заключающегося впроверке законности и эффективности действий, связанных с образованием,распределением и использованием государственных денежных средств.
Вусловиях рыночных отношений повышается ответственность финансовых служб заполную мобилизацию собственных средств, финансовое состояние предприятия,эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этогово многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.
Финансовыйконтроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в странеконтроля.
Финансыпо своей сути выполняют три функции, в том числе и контрольную. Контрольнаяфункция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системегосударственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает так жеиз управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит втом, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.
Всамом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявленииотклонений от заданной экономической и финансовой политикой нормативныхпредписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных ифинансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит впредупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явленийи фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих врединтересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.
Особенностямифинансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то,что его объекты- это не только денежные средства, но и материальные и трудовыересурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.
Всфере финансового контроля находятся практически все органы государственнойвласти и государственного управления, предприятия, независимо от формсобственности, та часть населения, которая является участниками финансовыхотношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являютсясубъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том,что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последнийиспользует практически одни и те же приёмы и способы.
Итак,финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действийв области образования, распределения и использования денежных фондовгосударства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально- экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовыйконтроль присущ всем финансово — правовым институтам. Поэтому помимо общихфинансово — правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведенияфинансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику вотдельных финансово — правовых институтах.
Основноесодержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом,заключается в:
А)проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местногосамоуправления организациями и гражданами;
Б)проверке правильности использования государственными и муниципальнымипредприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственномведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных илисобственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)
В)проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и храненияденежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
Г)выявления внутренних резервов производства — возможностей повышениярентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного иэффективного использования материальных и денежных средств;
Д)устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае ихвыявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям,должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущербагосударству, организациям
I. Финансовый контроль – основная формагосударственного контроля
1.1 Система финансового контроля.
Системафинансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный,ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественныйконтроль.
Государственныйконтроль осуществляется органами государственной власти и государственногоуправления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовыйконтроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов,исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламентатак же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовуюинформацию. До представления на рассмотрение Парламентом проектареспубликанского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет егосоответствия действующему законодательству. Государственный контрольосуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые иналоговые органы, Национальный банк.
Ведомственныйфинансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органыуправления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих всистему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярнопроводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целяхв составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы,группы).
Внутрихозяйственныйфинансовый контрольосуществляется администрацией, работниками финансовых служби бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении засостоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственныхрезервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей,устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимыйфинансовый контроль – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторыпри наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказываютпомощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверкефинансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Этоплатный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующийконтроль.
Общественныйфинансовый контрольв нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы,ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественномуотносятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольныеорганы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовойсфере.
Проводимыеразличными субъектами финансовой деятельности операции (Финансовая операция — деяния субъектов права со средствами независимо от формы и способа ихосуществления, направленные на возникновение, изменение или прекращениесвязанных с ними гражданских прав и обязанностей, а равно удостоверение илирегистрация таких деяний. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «Омерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем»(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201))подергаются особому финансовому контролю ( Финансовая операция, подлежащаяособому контролю, — финансовая операция, которая с учетом ее суммы, другихусловий и иных фактических данных подлежит регистрации в соответствии снастоящим Законом. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах попредотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201)).
1.2 Органы финансового контроля
Всеобъемлющийхарактер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в тойили иной мере осуществляющих функции в той или иной области. Система органов,осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, длякоторых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы,специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группеотносятся органы государственной власти и государственного управления общейкомпетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональныхпрограмм по экономическому и социальному развитию является одним из направленийих управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой областиуказывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О Кабинете МинистровРеспублики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задачаосуществлять контроль за формированием валютного фонда РБ и его расходованием.
ВРеспублике Беларусь придается большое значение совершенствованиюгосударственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаютсяновые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В1994г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997г. – КГК.Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроляпри Совете Министров, Контрольные функции в области финансов осуществляют иместные органы власти и управления в пределах своей компетенции.
Высшимспециализированным органом финансового контроля является КГК. Конституция РБуказывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль заисполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности,исполнением актов Президента, парламента, Правительства и другихгосударственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входитосуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующихотношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговыеотношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежныхсредств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых навыполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционнойдеятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютныхресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состояниемконтрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так женекоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовымиотношениями.
Широкимиполномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов.Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересовгосударства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканскогобюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием поцелевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов;состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Осуществляяэти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяетпредусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции иадминистративные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины.Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовыеуправления, районные и городские финансовые отделы.
Всистеме Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимаетсяГлавное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основнымизадачами ГКРУявляются: осуществление контроля за соблюдением министерствами идругими органами государственного управления, предприятиями, организациями,учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетногозаконодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числев иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видамрасходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых имифинансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республикипо организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнениясмет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республикесистемы ведомственного контроля за использованием государственный материальныхи денежных ресурсов.
Кспециализированным органам государственного финансового контроля относитсяГосударственный налоговый комитет преобразованный из Главной государственнойналоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачейявляется осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля засоблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и другихобязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговыхорганов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственныйналоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районномуровнях.( о их структуре и компетенции будет сказано ниже)
Значительныйобъем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка,Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховойдеятельностью.
Всеорганы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансовогоконтроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственнойдеятельности в министерствах, других центральных органах управления,исполнительных комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях,организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуютсяедиными требованиями, изложенными в Указе президента « О некоторых мерах посовершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядкеорганизации и проведении проверок ( ревизий ) финансово-хозяйственнойдеятельности и применения экономических санкций»
Современныеусловия вызывают необходимость одновременного укрепления государственногофинансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм егоорганизации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях вреспублике создана система органов независимого финансового контроля — аудит.Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами иаудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и другихдокументов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствиясовершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству РеспубликиБеларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощисубъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и вподъеме эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от0811.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)
Аудиторыоказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом об аудиторскойдеятельности.
Регулированиеаудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов,которое выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензиина занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами иаудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.
II. Формы методы и организация финансовогоконтроля
2.1 Формы финансового контроля
Формыфинансового контроля — это способы конкретного выражения и организацийконтрольных действий.
Финансовыйконтроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. Поформам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительныйконтрольпредшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованиюденежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяетпредупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявитьдополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется прирассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляетсяпри рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов ифинансирования по бюджету.
Текущийконтроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовыхопераций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершенияфинансовых операций, для предотвращения нарушений финансовойдисциплины.Текущийконтроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения отустановленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечениюфинансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данныеоперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом являетсядокументация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководительпрежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится взаконности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.
Последующийконтроль производится после совершения операции т.е. после того, выполненыпланы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальныеценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансовогозаконодательства, которые не были установлены во время предварительного итекущего контроля. В этой форме контроля производится проверкафинансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности ицелесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов,баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.
2.2 Методы фин. контроля
Финансовыйконтроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которыепринято обозначать понятием «методы».
Методыфинансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.
Косновным методам относятся:
1)наблюдение
2)проверка
3)обследование
4)анализ
5)ревизия
1)Наблюдение- это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовойдеятельности объекты контроля действия.
2)Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотрпомещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.
3)Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовойдеятельности. При этом используют анкетирование и опрос.
4)Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.
5)Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной деятельностипроверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразностии эффективности.
Ревизииподразделяются на несколько видов:
1)по содержанию ( доказательные и фактические)
2)по способу назначения ( плановые и внеплановые)
3)по степени охвата данных ( сплошные и выборочные)
4)по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)
Проверкии ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг отдруга широта и глубина проверяемых вопросов.
Какправило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие,аналитико-нормативные проверки.
Формальнаяпроверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа.При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа,написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати,штампы и прилагаемые к нему другие документы.
Фактическаяпроверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливаетсядостоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежныхсредств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которойпроизводится сличение действительного наличия материально-денежных средств сучетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольныезамеры, химико-технологический анализ и т.п.
Важнымметодом установления достоверности финансово-хозяйственных операций являетсявстречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение вподлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется,нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами егопартнеров.
Корреспондирующаяпроверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной вразличных документах.
Аналитико-нормативнаяпроверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленнымипоказателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклоненияот них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, чтопозволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы– фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежныхсредств. Проверки так же могут быть тематическимии комплексными.
Тематическаяревизияпроводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяетсяодин и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том,что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможностьпроверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки ипринять меры к их устранению.
Комплекснаяревизия включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет болееглубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся,как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельнымвопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризацияматериальных ценностей и денежных средств.
Практикапоказывает, что самым действенным методом финансового контроля являетсяревизия, при которой производится наиболее глубокое обследованиефинансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с цельюпроверки её законности, правильности и целесообразности.
Ревизиипроизводятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полнотыи охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полныеи частичные,тематическиеи комплексные.
Полнаядокументальная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия, организации, учреждения.
Причастичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участковфинансово-хозяйственной деятельности.
Протематические и полные ревизии было сказано выше.
Ревизиимогут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумеваетпроверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный методзаключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот илииной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на однихучастках проверяются все документы, на других — на выборку, по желаниюревизора.
Весьпроцесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:
1.Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязанпредъявить руководителю своё удостоверение и предписание ( приказ ) напроведение ревизии.
2.Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранностиденежных средств.
3.Личное ознакомление с объектом.
4.Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
5.Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
6.Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информированиеоргана, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалыревизии могут быть переданы следственным органам.
7.Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин иусловий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.
Ревизиимогут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствиис планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило,назначаются в связи с возникшей необходимостью:
— в случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия, организации,учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению;
— по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией огрубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия,злоупотреблениях должностных лиц;
— в порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений поустранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины.
Органыгосударственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых иквартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственныедокументальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизиибюджетных учреждений – раз в два года.
Вцелях исключения дублирования органы государственного финансового контролядолжны координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступаетвысший контрольный орган государства.
Планыпроведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионнойработы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала иокончания, место проведения, исполнители ( ревизоры).
Кревизорам предъявляются исключительно высокие требования, поскольку от ихморальных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадрыконтрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированныхспециалистов финансовых органов.
Ревизорынаделены определенным объемом прав, необходимых для реализации ихпрофессиональных функций. К ним относится право: требовать предъявления всехнеобходимых для проверки материалов; применять все методы документальногоконтроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичныхдокументов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменныепояснения; изымать необходимые подлинники документов; производитьинвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении отработы виновных должностных лиц; передавать материалы следственным органам;требовать возмещения причиненного ущерба.
Вместес тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты,действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемамиконтроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать всефакты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительностьпри реализации материалов ревизии.
Врезультате деятельности органов государственного финансового контроля ежегоднодоначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективноеиспользование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются кматериальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
III. Аудит в системе финансового контроля
Понятиеи предмет аудиторской деятельности
 Правилаопределяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельностьаудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственныхпроверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговыхдеклараций и других финансовых обязательств и требований экономическихсубъектов, а также по оказанию других аудиторских услуг таких как постановка,восстановление бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности иналоговых деклараций, трансформация финансовой отчётности в соответствии сиными, чем приняты в Республике Беларусь нормативными документамибухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценкаактивов и пассивов баланса и т. д. Основной целью аудита является установлениедостоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствиясовершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Отведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит принципиальноотличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки,исходя из требований законодательства и условий договора с экономическимсубъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителяаудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципахпредпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объёмеимущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формыаудиторской фирмы.
 Аудиторскаяпроверка в полном объёме может проводиться на частных предприятиях.Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственникамиимущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могутпривлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Толькоорган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальнымимуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведениеаудиторской проверки.
 Особоевнимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам.Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающуюинформацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторскойпроверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключениемаудитора — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводыаудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию.В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушениязаконодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которыенанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономическихсубъектов, государства или третьих лиц.
Исходяиз выше написанного выводы о достоверности бухгалтерской отчётностиэкономического субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиямзаконов и других правовых актов Республики Беларусь. Не случайно правиладопускают к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности лиц,имеющих экономическое и юридическое образование. Это требование лежит в основереализации задач по формированию правового государства в Беларуси, повышению ролизакона в предпринимательской деятельности. Его надо понимать в том смысле, чтовыборочные знания бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности,организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их стребованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целейаудиторских проверок. Конечно, в условиях, когда в Беларуси пока отсутствуеттвёрдое детальное законодательство о бухгалтерском учёте и отчётности, аудите,регламентация совершения аудиторских действий подменяется простым следованиемтребованиям разнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться ивозобладать мнение, что знания хозяйственного права не нужны и аудитом могутзаниматься также лица, имеющие инженерное или иное образование..
 Аудиторскаяпроверка — необходимый элемент финансового контроля (ревизии) и один из видоваудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверностибухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частностисоставлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию ввопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственногозаконодательства Беларуси. Аудиторы могут также проводить обучение и оказыватьдругие услуги по профилю своей деятельности. Аудитор не может выступатьучредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных саудиторской деятельностью. Это ограничение в некоторой степени применительно каудиторским фирмам, но как поступать гражданину, который самостоятельно ведётаудит? Ведь формально правовых оснований для запрета заниматься другими видамидеятельности у гражданина-аудитора нет, если у него имеются для этогоимущество, время и способности.
 Аудиторскаяпроверка может быть обязательнойили инициативной.
Обязательнаяаудиторскаяпроверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами.Например, в Законе о банках и банковской деятельности предусмотрено, что банкипубликуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаютсяНациональным банком Беларуси, после подтверждения аудиторской организациейдостоверности указанных в нём сведений. Имеются и другие случаи обязательногоаудита для страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общегоаудита Закона об иностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторскойорганизацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельностипредприятий с иностранными инвестициями.
 Обязательныепроверкив соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручениюоргана дознания, следователя, прокурора, суда. Поручение о проведенииаудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённогоуголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела,подведомственному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверкиприравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора — документ, имеющийюридическое значение для всех юридических и физических лиц, органовгосударственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебныхорганов.
 Еслиналоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверкаотдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующейотчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическимсубъектом, то он вправе оспорить его в суде. Если суд установит неточности иошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает  экономическомусубъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Финансовый контроль в РФ как функцияфинансового управления
Конституционныеаспекты бюджетно-финансового контроля берут свое начало от более общихкатегорий — бюджетного и финансового права, по отношению к которым КонституцияРоссийской Федерации является основным правовым источником. Финансовый контрольесть контроль не над действием какой-либо отдельной части административногоаппарата, а над всей финансово-хозяйственной деятельностью исполнительнойвласти в целом.
Длятого, чтобы финансовому контролю было обеспечено свойство независимости,необходимо поставить орган государственного финансового контроля в совершенноособое положение среди высших органов государства. В Англии, согласно закону1866 г., главный контролер назначается королем пожизненно. Во Франции, позакону 1807 г. председатель и члены Счетной палаты назначаются ПрезидентомРеспублики по представлению министра финансов. Аналогичные правила действуют ив других государства Западной Европы и Америки.
Вовсех государствах принимаются для обеспечения независимости финансовогоконтроля те или иные меры, касающиеся порядка назначения на должностидолжностных лиц контроля, их несменяемости, материального обеспечения и т.д. Новсего этого было бы недостаточно для обеспечения за финансовым контролемнеобходимого авторитета, если бы высшие органы финансового контроля не имели быопоры для своей деятельности в верховных государственных органах. Финансовыйконтроль, поставленный в независимое положение от администрации, только в томслучае обретает необходимый авторитет, если деятельность его будет поставлена всвязь с деятельностью законодательных учреждений. К такому выводу пришла в своевремя большая группа ученых Института финансо-экономических исследований НКФСССР еще в 1927 г. Если формально органы финансового контроля, созданныеисполнительной властью, и стоят обычно вне системы законодательных органов, тофактически они повсюду приобретают теснейшую связь с ними. Потому чтофинансовый контроль без власти, закрепленной за контрольными органами взаконодательном порядке, немыслим. В этом заключается один из важнейшихпринципов организации финансового контроля.
Государственныйконтроль, связанный в своей работе с законодательными органами, реализует,естественно, и представляемый ими интерес. В частности, Счетная палата,образованная Федеральным Собранием Российской Федерации, действует, разумеется,в интересах Парламента. В этом случае контроль, организованный в качествегосударственного, приобретает общественный авторитет и претерпевает в своемразвитии своеобразную диалектику: оставаясь государственным, он становитсявместе с тем и контролем общественным (народным) в высшем смысле этого слова.
СвязьСчетной палаты, как органа финансового контроля, с Советом Федерации иГосударственной Думой Федерального Собрания проходит по различным путям.Наиболее обычен из них следующий. Счетная палата составляет отчет по исполнениюгодового бюджета, который представляет Федеральному Собранию. ДепутатыГосударственной Думы и члены Совета Федерации приобретают знания об истинномположении финансового хозяйства через указанный отчет и сопровождающие егообъяснительные записки. Комитеты Совета Федерации по бюджету, налоговойполитике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковскойдеятельности и комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансампроводят проверку контрольного отчета, после чего принимается соответствующеепостановление, которым этот отчет утверждается.
Такимобразом. Счетная палата становится авторитетным экспертом для актов тоговысшего контроля, который производят законодательные органы власти. Финансовыйконтроль является, следовательно, существенным и даже основным элементом общегопарламентского контроля.
Дальнейшееопределение финансового контроля находится в связи с предыдущим. Связаннаявплотную с органами законодательной власти, Счетная палата РФ не должна,однако,  функционировать в отрыве от административного и, особенно, финансовогоаппарата. Интересы Министерства финансов Российской Федерации весьма близкосоприкасаются с интересами финансового контроля: руководя делам казны, оноестественно стремится и контролировать исполнение этих дел. Составляя бюджет,проверяя составление смет, финансовое ведомство совершает вместе с тем иконтроль потребностей других министерств, контроль за законностью их действий.Степень влияния этого контроля может быть различной в зависимости отособенностей организации бюджетно-сметного, отчетного и кассового дела.
Особеннозначительна в этом отношении роль финансового ведомства (казначейства), скажемв той же Англии, где законодательные учреждения, определяя суммы на расходы,ограничиваются установлением круглых сумм на ту или иную потребность, оставляядетальные определения на усмотрение казначейства. Контрольные полномочияказначейства развиваются в этих условиях весьма значительно.
Отделениеорганов контроля от органов финансового управления есть в значительной меревопрос конституционный. Но это отделение ни коим образом не исключаетвозможностей теснейшего сотрудничества Счетной палаты с финансовыми органами.Любопытное в этом отношении развитие получило в последнее время французскоезаконодательство. Еще законами 1921г. и 1922 г. учрежден специальный контрольнад возникновением расходов (des lepenses eugagees). Во главе этого контролястоит министр финансов. Особенности организации такого контроля заключаются втом, что в каждом ведомстве учреждается особая служба отчетности и контроля.Должностные лица, входящие в состав этих служб, назначаются министром финансови осуществляют свою деятельность от его имени.
Последнийвопрос, относящийся к проблеме Счетной палаты РФ как органе государственногофинансового контроля, есть вопрос о форме ее деятельности. В этом отношении мыможем установить наличие двух систем, выработанных практикой Западной Европы:а) система административных форм деятельности финансового контроля; б) системасудебных (арбитражных) форм деятельности финансового контроля.
Родинойадминистративных форм деятельности является Англия, откуда она перешла затем вРоссию. Родиной второй системы (системы Счетных палат) является Франция, откудаее восприняли и другие государства, а с 1995 года ее восприняла и Россия.Деятельность контроля в той или другой из этих форм не должна, однако, вводитьв заблуждение относительно самого существа финансового контроля. Тообстоятельство, что он в Англии действует в качестве административногоучреждения, не должно означать принадлежности генерального контролера к самойсистеме администрации. Действуя в административных формах, контролер остаетсявсе же органом, принадлежащим к числу конституционных учреждений. Его авторитетобусловлен связью с Парламентом, а не широтой административных полномочий.Точно также и счетные палаты, которые, хотя и функционируют в судебных формах,все же не принадлежат к системам судебной власти соответствующих государств.
Счетнаяпалата, Минфин России, Комитет РФ по финансовому мониторингу («финансоваяразведка»)*, органы федерального казначейства, Министерство РФ по налогам исборам, федеральные органы налоговой полиции защищают, прежде всего, интересыгосударства, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Еслиже оценивать контроль с точки зрения разделения на стадии: предварительный,текущий и последующий, то ясно прослеживается стремление государственныхорганов к последующему контролю, как связанному с меньшим риском ошибок именьшей ответственностью за принимаемые решения. Между тем эффективностьпредварительного (предупреждения преступлений и правонарушений) и текущегоконтроля намного выше, чем последующего. Кроме того, предоставление рядаполномочий налоговым органам подчинено взыскивать налоги любой ценой и никак несоизмеримо с тяжестью налоговых правонарушений предприятий и организаций.Приостановление операций по счетам в банках за не представление документов,связанных и  исчислением и уплатой налогов, помимо прочего, усугубляетфинансовое положение налогоплательщика и нередко делает процесс егонесостоятельности практически необратимым.
Методдействия финансового контроля есть метод ревизии или контрольной проверки, еслипроизводимая им ревизия даст совершенно точную характеристику соответствующейдеятельности.
Проблемаконтроля за исполнением федерального бюджета занимает в современнойдействительности ключевое место. Поэтому исследование вопросов организациифинансового контроля на современном этапе с точки зрения правового положенияСчетной палаты РФ ее компетенции и организационно-правовых форм еедеятельности, является, на мой взгляд, весьма своевременным.
Безусловно,что компетенция усиления государственного контроля потребует уточнения закона“О Счетной палате Российской Федерации”, ее организационного устройства,повышения качества и профессионализма управлением Счетной палатой, болеевнимательного подхода к ее деятельности со стороны Федерального Собрания.
Следуетотметить, что степень правовой регламентации, формализации порядка, процедурыдеятельности государственных органов различна. Она более высока применительно кзаконодательным (представительным) органам.
Например,Счетная палата действует в специфическом порядке, который должен быть подробноуказан в детально разработанном Регламенте Счетной палаты. Отсутствие жеРегламента Счетной палаты затрудняет ее работу как в целом, так и конкретнокаждого сотрудника. При этом особенно важен вопрос закрепления распределенияобязанностей между аудиторами, распределения функций и взаимодействиеструктурных подразделений аппарата Счетной палаты РФ, а также установленияпорядка ведения дел и проведения мероприятий всех видов и форм контрольнойдеятельности, методики проведения контрольных мероприятий.
Дляполучения и действенности работы Счетной палаты России необходимо создать, помоему мнению, ее филиалы во всех субъектах Федерации. Наличие таких филиаловусилит финансовый контроль за использованием денежных средств на местах. Можно пойтии по другому пути: преобразовать существующие счетные палаты субъектов РФ вструктурные подразделения Счетной палаты России, согласовав назначение ихруководителей с республиканскими, краевыми и областными думами.
***
КомитетРоссийской Федерации по финансовому мониторингу(КФМ России) является федеральныморганомисполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействиюлегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующимдеятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Основнымизадачами КФМ России являются:
— сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами илииным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательствомРоссийскойФедерации;
— создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных всфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем;
— направление соответствующей информации в правоохранительные органы всоответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований,свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией(отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
— осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерациивзаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранныхгосударств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем;
— представление Российской Федерации в международных организациях по вопросампротиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Кнастоящему времени Комитетом разработаны и согласованы с заинтересованнымифедеральными органами исполнительной власти и другими органами и организациямипроекты первоочередных нормативных правовых документов, регламентирующихдеятельность КФМ России и определяющие его основные задачи, полномочия ифункции по реализации Федерального законаот 07.07.2001 № 115-ФЗ «Опротиводействии легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем», которые направлены на рассмотрение в Правительство РоссийскойФедерации.
С1 февраля 2002 года Комитет начал принимать информацию о финансовых операциях,требующих контроля, от кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний,профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ломбардов и почтовых отделений.
Заключение
Нарушенияи злоупотребления в финансовой, бюджетной сфере не имеют ни хронологическойпривязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности любого государства,как правило, превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередковозникает соблазн быстро, в обход парламента и закона, перераспределитьсредства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в той или инойстепени проявляются как политические, так и коммерческие интересы различныхкомпаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфереэкономики, приобретению различных преференций и льгот. Вот почему с тех пор какчеловечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших днейдля любой страны остается актуальной задача создания и совершенствованиясистемы гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием «государственногокармана», за использованием бюджетных средств.
Написавреферат по теме «Финансовый контроль в РБ», я убедился что Беларусь идетправильным путем – путем реформирования и трансформации государства и обществас сторону действительно правового государства, как это сказано в главном законестраны – Конституции. А там закреплено, что государство, Республика Беларусь,это унитарное демократическое социальное правовое государство.(ст.1 конституцииРБ). С каждым годом все больше и больше происходит унификация белорусскогозаконодательства с законодательством всех развитых и демократическихгосударств. Право становится все более “отточенным”и адаптированным для белорусскогогосударства в наше время.
Однако,не стоит отвергать тот очевидный факт, что в настоящее время РеспубликаБеларусь сохранила со времен СССР и плановую экономику, и, соответственно,более жесткий, чем в России, контроль за финансовой деятельностью государственныхи частных организаций, органами государственной власти и простыми гражданами.Но и в этом есть свой плюс – практически отсутствует коррупция и взяточничество(по данным Министерства внутренних дел РБ), что так процветает в наших эшелонахвласти и особенно на региональном уровне. Но надеюсь, что контроль со стороныуполномоченных органов ликвидирует и эту проблему российской действительности.
Список литературы
1.Канстытуцыя РэспублiкiБеларусь 1994 з змяненнямі и дапаўненнямі ад 26.11.96г
2.«Фінансавае права» Л.А. Ханкевіч МНГ Мінск.2000г.
3.«Фінансавае права» Хімічова Мінск. 1996г.
4.Рэспубліка 11 снежня 2001г. ст. 3-4 ( Порядок организации и проведения проверок(ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономическихсанкций. Указ президента РБ от 6.12.2001г. № 722 )
5.Звязда 17 лістапада 1999г. ст.3 (Парадак арганізацыі і правядзення праверак(рэвізій) фінансава – гаспадарчай дзейнасці і прымянення эканамічных санкцый.Указ прэзідэнта РБ ад 15.11.1999 №673 )
6.Працоўны Кодекс (Процессуальный кодекс РБ)
7.Банкаўскі Кодекс (Банковский кодекс РБ)
8.Кодекс аб замежных інвестыцыях (Кодекс о зарубежных инвестициях РБ)
9.Слоўнік юрыдычных тэрмінаў Н Ц П І. 2001г. (Словарь юридических терминов)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Профессор Штермери Ван-дер-Пол(C.Stormer,Van-der-Pol)
Реферат Универсальный этикет делового общения
Реферат Русский язык и культура речи 5
Реферат Бюджетний дефіцит: причини виникнення, наслідки, методи управління
Реферат Курс лекций по Деньгам, кредитам, банки
Реферат Защита от несанкционированной аудиозаписи Защита компьютерной информации Криптографические
Реферат Информационная система для школы
Реферат Выручка от реализации продукции, отражение в учете и в отчетности
Реферат Condorcet
Реферат Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций. Кодекс этики аудиторов РФ содержание,
Реферат «История и теория дизайна»
Реферат Региональные системы управления социальной работой
Реферат 19. 10. 2011    С. Катырин: тпп РФ представит принципиальную позицию в отношении Стратегии 2020
Реферат Национальное богатство
Реферат Налоги, роль и сущность