Реферат по предмету "Экономика"


Трансформация отношений собственности

РЕФЕРАТ
по курсу «Экономическая теория»
по теме: «Трансформацияотношений собственности»

1 Трансформация отношенийсобственности как условие перехода к рыночной экономике
Переходкомандно-административной экономической системы к рыночной состоит впреобразовании основных общественных институтов: экономических, политических исоциальных. В экономической сфере преобразования начались с трансформацииотношений собственности. Трансформацию собственности определяют как процессзамены системообразующих элементов одной хозяйственной системы подобнымиэлементами другой системы.
В любойэкономической системе отношения собственности юридически оформлены в правасобственности, что позволяет их изменять путем корректировки законодательства.В России в 90-е гг. значительная часть объектов государственной собственностина факторы производства была передана в частные руки на основании законов оприватизации.
Термин«приватизация» (от лат. privatus — частный) появился в 1976 г. в США, но процесс передачи объектов государственной (королевской или царской) собственности вчастные руки известен со времен Французской революции, в России — с правленияПетра I. Единого определения приватизации в западной литературе нет, еерассматривают как полное или частичное делегирование прав по распоряжениюгосударственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляетсяс разгосударствлением. В российской экономике переходного периода эти дватермина получили различный смысл: приватизацией называется переход объектовгосударственной собственности в частную собственность, а разгосударствлением — сокращениеэкономической власти государства, превращение его в одного из субъектоврыночной экономики.
Следуетотметить, что эти два понятия неразрывно связаны: разгосударствлениеподразумевает приватизацию, а с утратой значительной части объектов собственностипроисходит разделение собственности и власти: государство теряет экономическуювласть, сохраняя функции правового обеспечения экономики, и становится одним изхозяйствующих субъектов. В понятие «разгосударствление» входят и изменения вдеятельности государственных предприятий, которые в рыночной экономикефункционируют как самостоятельные субъекты с правом коммерческой деятельности.
Российскаяприватизация началась в середине 1992 г. и стала одной из масштабнейших перестроекэкономической системы в мире. Ее началом послужили закон РСФСР «О приватизациигосударственных и муниципальных предприятий» от 03.07.91 г. и ПостановлениеВерховного Совета РСФСР № 2980-1 от 11.06.92 «Государственная программаприватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерациина 1992 год».
Припроведении приватизации были поставлены следующие стратегические цели:
формированиеширокого слоя собственников, заинтересованных в развитии производства;
привлечениереальных инвестиций в производство;
качественноеповышение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма страны;
обеспечениесоциальной защиты населения и гарантирование права собственности и др.
Законом былиопределены следующие способы приватизации: купля-продажа предприятий поконкурсу или на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятий, сданныхв аренду, после их преобразования в акционерные общества. Сложившаяся в Россииполитическая ситуация требовала, чтобы в результате приватизации каждомугражданину России досталась доля государственной собственности. На первом этапеприватизации населению, не имевшему денег на покупку объектов собственности, вкачестве средства платежа раздали приватизационные чеки — ваучеры. НаселениеРоссии получило 146,064 млн ваучеров, которые использовали следующим образом:
для подпискина акции своего предприятия (почти 26 млн чеков);
для участия вчековом аукционе;
для покупкиакции чекового инвестиционного фонда (60 млн чеков);
для продажи(приблизительно четверть всех ваучеров была продана).
Для выбораметода приватизации всероссийские предприятия были разделены на мелкие (сбалансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн рублей) икрупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные —преобразованы в акционерные общества открытого типа (АООТ, позднее — ОАО).Интересы-государства при преобразовании предприятий представляло ПравительствоРФ и специально созданный Государственный Комитет по управлению имуществом. Имбыло предоставлено право определять условия закрепления в федеральнойсобственности пакетов акций в 51 % и 25,5 % или «золотой акции»,предоставляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятиирешений собранием акционеров).
В ходероссийской приватизации были использованы три варианта акционирования, правовыбора которых предоставлялось трудовым коллективам. По первому вариантутрудовому коллективу безвозмездно передавалось 25 % привилегированных акций, нона сумму не более 20 минимальных размеров месячной заработной платы на одногоработника; 10% обыкновенных акций, но на сумму не более 6 минимальных размеровмесячной заработной платы на одного работника, продавалось трудовому коллективусо скидкой 30% от номинальной стоимости и рассрочкой на три года, а 5 % акцийпо номинальной стоимости продавалось руководителям предприятия. Первый вариантбыл выбран для приватизации предприятий с высокой капитализацией. При егоиспользовании около 60% акций оставалось в распоряжении государства, некотораячасть из них впоследствии была продана на аукционах за приватизационные чеки,другая поступила на свободный фондовый рынок, но в большинстве случаевгосударство оставило за собой пакет, достаточный для полного контроля надпредприятием.
Второйвариант давал трудовым коллективам возможность приобрести по закрытой подписке51 % от уставного капитала по цене, близкой к номиналу, оставшаяся часть акцийпереходила в распоряжение государства, в том числе для продажи на аукционах.Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5 % акций от уставногокапитала. Данный вариант приватизации использовался на предприятиях с невысокойкапиталоемкостью, так как обеспечивал совпадение интересов трудовогоколлектива, получающего максимальную, по сравнению с другими вариантами, долюакций, и руководства предприятий, получающего возможность фактическиконтролировать предприятие.
По третьемуварианту предусматривалось создание инициативной группы, заключающей договор нанедопущение банкротства предприятия, по окончанию которого членам группыпредоставлялось право на приобретение 20% обыкновенных акций.
Ваучернаяприватизация осуществлялась полтора года, а с 1994 г. начался денежный этап приватизации, который продолжается по настоящее время. В период 1992—1997гг. среди способов приватизации преобладали акционирование, выкуп арендованногоимущества и продажа па коммерческом конкурсе, а с 1998 г. доминирующим способом становится продажа государственного и муниципального имущества нааукционе и коммерческом конкурсе.
Уже к 1995 г. общественный сектор производил менее половины ВВП России. С 1995 г. государство продолжает проводить политику приватизации, хотя и менее интенсивную, поотношению к предприятиям, исключенным из программы массовой приватизации, атакже к компаниям с закрепленными в государственной собственности илиостаточными пакетами акций. Во многих предприятиях, приватизированных после 1994 г., Правительство РФ сохранило «золотую акцию» или пакет акций. Доля предприятий,приватизированных с сохранением участия государства, была намного выше, чем впериод массовой приватизации. В 1997 г. вступил в силу второй закон оприватизации, который не устанавливал точных сроков закрепления вгосударственной собственности пакетов акций стратегических предприятий. Всегосударственные пакеты, имевшие к середине 1997 г. статус закрепленных на определенный срок, были преобразованы в бессрочно закрепленные.
В результатеприватизации к 2004 г. доля государственных предприятий в общем числепредприятий составила 9,8%. Информация о размере и количестве относящихся кгосударственной собственности пакетов акций крайне скудна. Поданным Российскогофонда федерального имущества, в 2001 г. фонд распоряжался 2400 пакетами акций,из которых приблизительно 1/3 была представлена пакетами из менее чем 10 %акций, 1/3 — пакетами от 10 до 25%, а остальные пакеты были крупнее 25%. В 55компаниях РФФИ владел 100% акций. По состоянию на 01.01.2005 г. в собственностиРоссийской Федерации на 01.01.2005 г. находятся акции 3 767 акционерныхобществ. Дополнительно Российская Федерация осуществляет контроль деятельности284 акционерных обществ, в которых используется специальное право на участиеРоссийской Федерации в управлении ими («золотая акция»).г
Сразу поокончании ваучерной приватизации, которая закончилась к 1994 г., в структуре российской собственности была высока доля инсайдеров (в данном случае —работников предприятия), что объясняется существенными льготами, которые былипредоставлены трудовым коллективам программой приватизации. Но трудовыеколлективы не смогли объективно оценить происходящие процессы трансформациисобственности, организоваться и стать не номинальными, а реальнымисобственниками. Ускоренно-принудительный характер приватизации обеспечил лишьсмену организационно-правовой формы предприятий, практически не повлияв настимулы предпринимательской или деловой активности. Первичное размещение акцийприватизированных предприятий было кратковременным этапом закрепления правсобственности, за ним последовали вторичные операции купли-продажи ценныхбумаг, приведшие к обратной концентрации первоначально распыленного в ходеваучерной приватизации акционерного капитала. В течение пяти лет послеваучерной приватизации трудовые коллективы продали около 40% своих акций.Особенно интенсивно шла продажа акций тех предприятий, где коллективы имеликонтрольные пакеты. К 2005 г. под контролем инсайдеров осталось около 25%промышленных предприятий, а остальные перешли под контроль аутсайдеров (внешнихсобственников), в первую очередь естественных монополий и финансовых структур,зачастую аффилированных с государственными органами.
Можноутверждать, что в результате приватизации в российской экономике сформировалсяноменклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.
Приватизацияявляется очень важным, но лишь элементом в преобразовании экономическойсистемы. Чтобы трансформация собственности привела к формированию подлиннорыночной экономики, необходимо создание рыночной среды, адекватной частнойсобственности на факторы производства.
2 Изменение экономическихфункций государства при переходе к рынку
Началопереходного периода характеризуется сменой государственного строя и глубокимиреформами всех социально-экономических институтов, т. е. институциональнойтрансформацией. Институциональная трансформация состоит в создании рыночныхинститутов, важнейшими из которых являются: правовая структура ссоответствующими законами, судами, кадрами юристов и системой мер,обеспечивающей соблюдение законодательства; кодифицированные правасобственности, торговый, гражданский и налоговый кодексы; банковская система,охватывающая коммерческие и инвестиционные банки, бухгалтерские, финансовые,страховые и рекламные фирмы и др.
Институциональнаятрансформация подразделяется на два этапа:
формированиерыночных отношений,
корректировканесовершенства рыночных отношений. Наиболее простой формой институциональнойтрансформации, направленной на формирование рыночных отношений, являетсялиберализация — отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственнойдеятельности. Либерализация означает уменьшение степени государственноговмешательства в экономику и переход от преимущественно административныхспособов государственного регулирования к экономическим. Но значениегосударственного воздействия на экономику при этом не уменьшается, авозрастает, так как проводимые преобразования сопровождаются негативнымиявлениями в экономике, преодолеть которые возможно только при участии властныхструктур.
Рыночныепреобразования в России начались с разрушения командно-административной системыуправления: были отменены плановые задания по выпуску и сбыту продукции,предприятиям была предоставлена свобода в установлении цен (либерализация цен),выборе поставщиков и покупателей, в выходе на внешний рынок и т. д.Административное воздействие сохранилось в сфере установления тарифов напродукцию естественных монополий и контроля цен на социально значимуюпродукцию, регулирования внешнеэкономической деятельности (квотирование,лицензирование и пр.).
Либерализациявнешнеэкономической деятельности основывается на Постановлении Совета МинистровСССР № 203 от 7 марта 1989 года, которым прежде всего было расширено числоучастников внешнеэкономической деятельности. Право выхода на внешний рынокполучили «все предприятия, организации и объединения, независимо от форм собственности,ведомственной и территориальной принадлежности», прошедшие соответствующуюпроцедуру регистрации и выполняющие принятые нормы и правила. Для всех экономическихсубъектов были установлены единые и четкие «правила игры», которые позволилисочетать необходимый госконтроль и регулирование со свободой действийучастников внешнеэкономических связей. Эти правила включали четыре условия,выполнение которых давало предприятию право осуществления внешнеторговых илииных внешнеэкономических сделок:
обязательнуюрегистрацию предприятия как участника внешнеэкономической деятельности свыдачей ему специального удостоверения (в настоящее время отменено);
оформлениегрузовой таможенной декларации на ввозимый или вывозимый товар и уплатупредусмотренных сборов и платежей;
лицензированиеэкспортно-импортных операций;
систему «мероперативного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»,в том числе систему санкций для недобросовестных участников ВЭД и возможностьдля государства издавать соответствующие нормативные акты по отдельнымнаправлениям или вопросам регулирования ВЭД.
В результатеуже на 1 января 1990 года число субъектов внешнеэкономической деятельности(вместе с совместными предприятиями, развитие которых шло параллельно также ссередины 1980-х) составило несколько тысяч, что резко контрастировало саналогичными дореформенными показателями. Либерализация внешнеэкономическойдеятельности обеспечила реальную открытость экономики, ее интеграцию вмирохозяйственные связи и согласование динамики роста с общим циклом мировогоэкономического развития. Под открытостью экономики понимается полноценноеучастие субъектов национальной экономики в мирохозяйственных связях,обеспечиваемое соответствующей экономической средой.
Новая системапринципов государственного управления и регулирования внешнеэкономическойдеятельности оказалась очень жизнеспособной благодаря своей четкости илаконичности, и, несмотря на все произошедшие в стране с 1989 года изменения,она и сегодня остается базой государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности в Российской Федерации.
В ходелиберализации были преобразованы институты государственного регулирования:ликвидированы отраслевые министерства и ведомства и ограничены их функции.Образованы новые структуры: ведомства по приватизации и антимонопольномурегулированию, комиссия по неплатежам, Федеральная служба по несостоятельностии финансовому оздоровлению, фонд государственного имущества, комиссия по ценнымбумагам, налоговая служба и налоговая полиция, таможенный комитет, фондовые итоварные биржи. Правительство России теперь имеет не отраслевую, как в СССР, афункциональную структуру, его члены отвечают за отдельные направления экономическихреформ: экономика, реформа социального сектора, жилищная и строительнаяполитика, правоохранительная деятельность и т. д.
Целиэкономической политики государства — долгосрочные, среднесрочные икраткосрочные — определяются экономическим положением страны на каждый моментвремени и стоящими перед ней перспективами. На первом этапе реформ ониопределялись необходимостью отказа от директивного планирования производства ираспределения продукции, возрождения в полном объеме товарно-денежныхотношений, насыщения потребительского рынка.
Стратегическимицелями экономической, политики на следующих этапах являются: достижение устойчивогоэкономического роста, развитие и поощрение конкуренции, увеличение темпов ростаинвестиций, осуществление дальнейших институциональных преобразований, повышениеэффективности производства и конкурентоспособности продукции, рост доходов ипотребления населения.
Дальнейшаятактика реформ предусматривает решение задач, соответствующих указанным целям:удержание темпов инфляции на уровне 5—8% в год, устранение дефицита госбюджета,структурную реформу и реформу предприятий, реформу социальной сферы,привлечение инвестиций, прекращение долларизации экономики и утечки капитала,укрепление экономических и финансовых позиций субъектов РФ и т. п.
Спустя пятьлет после целенаправленной и быстро проведенной ваучерной приватизации в Россиипоявились первые признаки изменения институциональной структуры в результатеупрочения негосударственного сектора экономики. По данным Госкомитета поприватизации, указанные изменения проявились в следующем:
сформировалсякорпоративный сектор экономики, в котором на 01.01.95 г. насчитывалось более 25тыс. зарегистрированных АО;
началосьформирование первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
возниклитакие институты рыночной инфраструктуры, как инвестиционные компании и фонды,чековые и пенсионные фонды, страховые компании и коммерческие банки;
          появилсяновый социальный слой — частные собственники, акционеры и пайщики;
более 10 %акций в приватизированных предприятиях принадлежали иностранным инвесторам.
Произошедшиеизменения привели к макроэкономической нестабильности и потребовали второгоэтапа институциональной трансформации — корректировки несовершенства рыночныхотношений, наиболее отчетливо проявившихся в высоких темпах инфляции. Впереходной экономике традиционные методы борьбы с инфляцией, устраняющие еепричины, не эффективны из-за воздействия факторов немонетарного долгосрочногохарактера, в первую очередь отраслевой диспропорциональности экономики,затрудняющей эластичность предложения и сохраняющей неравновесие между спросоми предложением. В мировой экономической практике пропорции отраслевой структурыскладываются под воздействием двух сил; стихийной (изменения нормы прибыли,вызываемые динамикой потребностей и технологической базы производства) ицеленаправленной структурной политикой государства. В России в рамкахструктурной политики Правительства Российской Федерации предусмотрен процессреструктуризации, при котором происходит свертывание и перепрофилированиеустаревших или недееспособных отраслей, оживление и развитие перспективныхвидов деятельности.
Отраслеваяструктура промышленности в России сложилась в период функционированияцентрализованной экономической системы и характеризовалась преобладаниемотраслей подразделения общественного воспроизводства. Так, в промышленностиРостовской области доля производства средств производства достигала в 1993 г. 73%. Такой характер отраслевой и воспроизводственной структур обусловили глубинутрансформационного спада в экономике, наступившего в начальный период рыночныхпреобразований. Были утеряны устойчивые рынки сбыта продукциимашиностроительных отраслей, резко сократился госзаказ на предприятиях оборонно-промышленногокомплекса. Предприятия легкой промышленности, использовавшие устаревшиетехнологии, оказались неконкурентоспособными в условиях насыщения рынкаимпортными товарами. В Ростовской области падение производства в промышленностидостигло максимального уровня в 1997 г. — 72 % по сравнению с 1990 г., тогда как в промышленности РФ в целом около 50%. При этом наибольшая глубина падения отмеченав химической и нефтехимической промышленности — на 89,2 %, в легкойпромышленности — на 88,7%, в машиностроении и металлообработке — на 81,4%. На3/4 оказалось сокращено производство на предприятиях лесной,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, на 2/з впромышленности строительных материалов, почти па 70 % в черной и цветнойметаллургии и пищевой промышленности, почти наполовину — втопливнойпромышленности. Наименьшее падение производства зафиксировано вэлектроэнергетике — на 16,1 %.
Спадпроизводства вызывал необходимость структурной перестройки, направленной наповышение эффективности производства за счет оптимизации производственногопотенциала наиболее работоспособных и ликвидации высокозатратных инеперспективных звеньев. Реструктуризация экономической единицы любого уровняпредставляет собой целостный комплекс мер рыночной организациипроизводственно-коммерческой деятельности предприятия. Это маневр финансами,производственной номенклатурой, менеджментом, основными средствами, акционернымкапиталом, долговыми обязательствами, направленность на освобождение от лишнихзатрат и проч.
В условияхрынка экономика представляет собой сложную структуру, совокупность пропорций иотношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами разного уровня,причем динамика рыночной структуры означает процесс постоянной смены однихэкономических субъектов другими: одни фирмы приходят на рынок, другие уходят снего. Такая сменяемость экономических единиц — неотъемлемая черта рыночнойэкономики. Поэтому трансформация российской экономики в рыночную неизбежновлечет за собой невозможность для многих экономических субъектов заниматься темже видом деятельности, что и в плановой экономике; отказ от одних видовдеятельности в пользу других. Так как каждый экономический субъект втянут вплотную систему контрактов, его неэффективное функционирование и тем более уходиз рынка отражается на всей структуре экономики. Причем чем большую значимостьимел экономический субъект (по размеру прибыли, уровню рентабельности,налоговым платежам), тем в большей степени уход с рынка повлияет на дальнейшеесостояние экономики, поэтому важное место в процессе реструктуризации отводитсяинституту банкротства.
Институциональнаятрансформация обеспечила создание правовой базы и организационных институтов,адекватных рыночной экономической системе.

Список использованнойлитературы
 
1.   АкоповаЕ.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И.Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.
2.   ЛомакинВ.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
3.   Мироваяэкономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
4.   НуховичЭ.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21веков. – М.: Финансовая академия, 2005.
5.   ПузаковаЕ.П. Экономика. – Ростов — на- Дону: Феникс, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития
Реферат Русь в период феодальной раздробленности и татаро-монгольское иго.
Реферат Консультирование в кризисной службе
Реферат Лекции - Педиатрия (Анатомо-физиологические особенности ЖКТ ребенка)
Реферат Тест Миллера
Реферат Байкальская нерпа
Реферат Footprints In The Sand Essay Research Paper
Реферат Сравнительная характеристика ассортимента и качества ч рного и зел ного байховых ча в
Реферат Оценка потребности в банковском кредите для финансирования текущих расходов в системе финансового менеджмента предприятия
Реферат Инвестиционное финансирование
Реферат Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги 2
Реферат Расч т технико экономических параметров механического участка по изготовлению детали
Реферат Осень нашей жизни: как подготовиться к зрелому возрасту и достойно его встретить
Реферат Развитие конного туризма в Алтае-Саянском регионе
Реферат Counselors Essay Research Paper Counselors