жилищный коммунальный городской услуга
Теоретическиеосновы функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг
Сфера жилищно-коммунальных услугпредставляет собой одну из важнейших отраслей в государственной инфраструктуре.Оставаясь одним из нерыночных секторов экономики, сфера ЖКХ призванаобеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционированиягородских структур.
Специфика экономическойдеятельности сферы услуг в целом и ее отдельных отраслей в частностиопределяется особенностями природы услуги. Е.Н. Жильцов, внесший значительныйвклад в развитие теоретических основ экономики общественного сектора, указываетна двойственную, симбиозную природу сферы услуг как «потребительногопроизводства», придающую специфический многослойный характер экономическимотношениям в сфере услуг [1, с. 10].
Традиционно парадигмауслуги строится на выявлении специфических признаков услуги, характеризующих ееотличие от товара, таких как неосязаемость, несохраняемость (невозможностьнакапливания), неотделимость (одновременность производства и потребления),непостоянство. Однако следует учитывать, что эти специфические характеристикимогут быть присущи услуге в большей или меньшей степени, т.е. быть вопределенном диапазоне.
И.В.Христофоровой предложено уточнить парадигму услуги, основываясь на том, чтоосновная характеристика услуги – нематериальность[2, с. 21]. Авторконстатирует, что «остальные характеристики в современных условияхпотеряли свою актуальность – услуги могут быть оказаны при помощи техники и(или)технологии, без непосредственного участия людей, следовательно, могут быть вразной степени отделимы, сохраняемы и стандартизированы».
Применительно ковсей сфере услуг (с учетом их многообразия) данное утверждение видитсянесколько категоричным. Однако по отношению к исследуемой в настоящей работесфере жилищно-коммунальных услуг такая постановка вопроса вполне оправдана.Более того, анализируя наличие тех или иных специфических характеристик услугинепосредственно у жилищно-коммунальных услуг, следует признать, что некоторыеиз них имеют материальные признаки. Услуги, предоставляемые вжилищно-коммунальной сфере, могут быть в виде доведенных до потребителейматериальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая иэлектрическая энергия, вода, газ), а также в виде непосредственно работ наобъекте (обслуживание жилых домов, различные виды ремонтных работ и т.д.).
Основнойобобщающей характеристикой сферы жилищно-коммунальных услуг является еенеобходимость для функционирования и жизнеобеспечения городов и населенныхпунктов. Так, "…жилищный фонд вызывает многочисленные мультипликационныевоздействия на отрасли, которые обеспечивают его функционирование иудовлетворение жизненно важных потребностей людей, связанных с егоиспользованием. Жилищный фонд выступает одновременно и как предмет потребления,и как средство (условие) воспроизводства социума" [3, с. 34]. Потреблениекоммунальных услуг носитнасущный характер. Вотношении их не стоит вопрос «Потреблять или не потреблять?» – этонеобходимость.
Следует выделить рядхарактеристик, определяющих специфику сферы жилищно-коммунальных услуг всистеме отраслей национальной экономики, а также вытекающие из этиххарактеристик условия функцио-нированияданной сферы (табл. 1).
Таблица1 Специфические характеристики сферы жилищно-коммунальных услугСпецифическая характеристика сферы ЖКУ Вытекающие условия функционирования 1. Массовый, всеобщий характер потребления жилищно-коммунальных услуг (в независимости от возраста, пола, потребительских предпочтений) Наличие постоянного спроса на жилищно-коммунальные услуги 2. Неотложный и обязательный характер потребления ЖКУ (продолжительность и постоянство потребления) Необходимость оперативной, бесперебойной деятельности предприятий данной сферы 3. Регулярность и периодичность в потреблении коммунальных услуг (уклад жизни людей подчинен суточному и недельному ритму времени) Необходимость ритмичной деятельности предприятий коммунальной сферы 4. Незаменимость одних услуг другими (каждый вид услуг предназначен для удовлетворения определенных потребностей человека) Необходимость функционирования на определенной территории комплекса предприятий, предоставляющих отдельные виды услуг, либо многоотраслевого предприятия 5. Относительно постоянные объемы потребления услуг в пределах одной территориальной единицы Необходимость преобладания качественных параметров деятельности над количественными показателями
Попытаемся раскрытьсущность сферы жилищно-коммунальных услуг, учитывая рассмотренные выше ееособенности, и разграничить понятия жилищно-коммунальное хозяйство и сферажилищно-коммунальных услуг.
Взначительном количестве научных работ, посвященных исследованию проблемфункционирования жилищно-коммунального хозяйства в рыночных условиях,практически отсутствует определение сферы жилищно-коммунальных услуг, как иотсутствует (за редким исключением) раскрытие сущности дефиниций «жилищныеуслуги», «коммунальные услуги», «жилищно-коммунальныеуслуги».
Помнению И.А. Кузнецова, «под сферой жилищно-коммунальных услугмуниципального образования следует понимать совокупность потребительныхстоимостей материальных и нематериальных благ в виде полезных эффектов идифференцированных индивидуальных ценностей, удовлетворяющих потребности людей,проживающих на территории конкретного муниципального образования» [4, с.19].
Учебнаялитература по экономике жилищно-коммунального хозяйства, как правило,ориентирована на определения, даваемые ГОСТ, что, по нашему мнению, не вполнеобоснованно, так как данные нормативные документы имеют другие цели иназначение. Так, в ГОСТ «Услуги жилищно-коммунальные. Термины иопределения» закреплено следующее определение: «жилищно-коммунальные услуги – услугиисполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического исанитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникацийи объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подачепотребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии игорячей воды» [5, с. 3]. Такое определение фиксирует, прежде всего,правовую сторону – обязанности исполнителя перед потребителем – и не раскрываетэкономической сущности жилищно-коммунальных услуг.
Т.К. Руткаускас обосновывает следующееопределение ЖКУ: «жилищно-коммунальныеуслуги – это конкретный результат экономи-чески полезной деятельности, выражающей отношения между произво-дителем и потребителями попроизводству, восстановлению и поддер-жанию надлежащего технического и санитарно-гигиенического состоянияобъектов жилищно-коммунального назначения, проявляющейся либо в виде товара,либо в виде действий или деятельности» [5, с. 12]. Данная формулировка содержит явное противоречие: услуги –результат деятельности, проявляющейся в виде товара.
С экономической точкизрения жилищно-коммунальное хозяйствопредставляет собой территориальный целевой комплекс, являющийся объ-ектомрегионального управления, ключевым звеном городской экономики. С позицийматериальной сущности территориальный целевой комплекс есть совокупностьцелевых внутрирегиональных комплексов и связанных с ними отдельных предприятийи организаций. Целевые комплексы способ-ствуют разрешению противоречия между высокимуровнем обобществ-ления производственных сил и ведомственнойразрозненностью системы управления.
Жилищно-коммунальное хозяйство –часть городского хозяйства, осуществляющая оказание услуг, обеспечивающихсохранность и возмож-ность эксплуатации жилого объекта.Предприятия городского хозяйства образуют комплекс различных, новзаимосвязанных подотраслей, включа-ющий: жилищное хозяйство сремонтно-эксплуатационными организа-циями; теплоэнергетическое хозяйство;водопроводно-канализационное хозяйство; газовое хозяйство; электрохозяйство;дорожно-строительное хозяйство; благоустройство, озеленение; предоставлениеритуальных услуг; банно-прачечных услуг; гостиничных услуг, услуг техническойинвентаризации строений. Представленный перечень подотраслей городскогохозяйства позволяет дифференцировать предоставляемые ими услуги в следующиегруппы:
1. Услуги, непосредственносвязанные с функционированием жилого объекта: водоснабжение, водоотведение,теплоснабжение, газо-снабжение, электроснабжение, техническоеобслуживание и ремонт жилищного фонда.
2. Услуги по развитиюинфраструктуры и благоустройству жилого района: озеленение населенных пунктов;дорожно-строительные работы; уборка улиц; вывоз бытовых отходов.
3. Услуги, связанные судовлетворением потребностей населения в сфере быта: банно-прачечные услуги,гостиничные услуги, риту-альные услуги.
В литературных источникахпо экономике общественного сектора все услуги классифицируются какэкономические блага: 1) на общественные услуги в чистом виде; 2) частные услугив чистом виде; 3) услуги смешанного характера (обладающие в разных пропорцияхсвойствами как частного, так и общественного блага). В рассматриваемых трех группахуслуг городского хозяйства услуги по развитию инфраструктуры и благоустройствужилых районов можно отнести к общественным услугам в чистом виде; услуги,связанные с удовлетворением потребностей населения в сфере быта, – к частным услугам в чистом виде. В рамках данного исследования нас в большейстепени интересует вопрос отнесения к какому-либо из трех типов благ именножилищно-коммунальных услуг.
Хозяйственныймеханизм сферы жилищно-коммунальных услуг ориентирован не на производствотоваров, а на предоставление услуг, но такого рода услуг, без которыхневозможно сохранение потребительской стоимости товара (жилого объекта) [3, с.72].
Накаждом конкретном этапе экономического развития общества спецификафункционирования сферы жилищно-коммунальных услуг дополняется теми или инымифакторами, влияющими на формирование хозяйственного механизма. В СССРдлительное время господствовал культ труда (прежде всего физического) в сферематериального производства. Только труд занятых в этой сфере признавалсяпроизводительным; только в ней согласно применявшейся методологии создавалсянациональный доход [4, с. 57]. Соответственно в сферу материальногопроизводства включались промышленность, строительство, сельское и лесноехозяйство, транспорт и связь, торговля, материально-техническое снабжение изаготовки.
Вряде отраслей народного хозяйства, входивших в непроизводственную сферу (в томчисле в жилищно-коммунальном хозяйстве), труд считался непроизводительным, астоимость предоставляемых услуг в национальный доход не включалась [3, с.117–118]. Как следствие, в течение длительного времени имело местонедостаточное внимание к сфере услуг, в частности, она никогда не обладаладостаточным приоритетом в области финансирования и материально-техническогоснабжения.
Системафункционирования сферы жилищно-коммунальных услуг, сложившаяся к началуреализации рыночных реформ, была вполне типичной для командно-административнойэкономики с точки зрения институциональной среды, технических характеристик,взаимоотношений производителей и потребителей (в том числе финансовых),механизма формирования цен (тарифов). Ей были присущи недостатки, обусловившиеобщую неэффективность типа хозяйственного поведения, названного впоследствии «затратныммеханизмом»: господство государственной собственности, высокаяцентрализация управления, искусственная монополизация рынков, высокий уровеньдотаций.
Вусловиях перехода к рыночной экономике формирование нового хозяйственногомеханизма в жилищно-коммунальной сфере было сориентировано на радикальныеизменения в отношениях собственности, на развитие рыночных отношений исоответствующих им институтов с передачей многих функций, которые ранее былиприсущи государству [3, с. 72].
Помнению А. Карандеева, хозяйственный механизм в условиях рыночной экономики –более сложная система, чем хозяйственный механизм, присущийадминистративно-командной модели экономики. Рыночная экономика связана сглубоким общественным разделением труда, что ведет к расширению кооперационныхсвязей между субъектами хозяйствования различного профиля [1, с. 19]. Присущиерыночному пространству риск и неопределенность накладывают отпечаток на возникающиеэкономические связи между хозяйствующими субъектами, между поставщиками и потребителями.При всей сложности хозяйственного механизма следует подчеркнуть его большуюдинамичность. Развитие конкурентных начал вызывает постоянное изменение форморганизации производства, распределения, обмена и потребления.
Спецификахозяйственного механизма сферы жилищно-коммунальных услуг заключается внеобходимости обеспечения взаимодействия сфер деятельности, где возможноразвитие конкурентных начал (ремонт, эксплуатация жилищного фонда) и сфердеятельности, где возможности конкуренции ограничены (естественные монополии в водоснабжении,теплоснабжении).
Формированиенового хозяйственного механизма в сфере жилищно-коммунальных услуг невозможнобез воздействия на этот процесс государства. Способность предприятий сферыжилищно-коммунальных услуг обеспечивать расширенное воспроизводство определяетдемографические и социальные процессы в обществе [3, с. 73]. По этой причинеформирование и функционирование хозяйственного механизма предполагает тесноевзаимодействие всех уровней управления (федерального центра, субъектов РФ,органов местного самоуправления). Такая тесная взаимосвязь уровнейгосударственного управления не присуща другим отраслям и комплексам, чтоявляется еще одной специфической чертой хозяйственного механизма сферыжилищно-коммунальных услуг.
С началом преобразований в ЖКХ проблемыфункционирования и регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг оказалисьобъектом исследований ряда ученых и специалистов: И.В. Бычковского, В.К. Гор-деева-Гаврикова, И.Г. Минц, А.Н. Ряховской, С.Б. Сиваева, Ф.Г. Таги-Заде, Л.Н. Чернышева и др. Все ониедины во мнении, что сущест-вующая система финансирования не способнаобеспечить текущее функционирование предприятий ЖКХ, не говоря уже орасширенном воспроизводстве.
В современнойэкономической литературе по проблемам рыночной экономики и экономикеобщественного сектора общепризнанным стало разграничение экономическогопространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектор спозиции: теории общественного и частного блага, внешнего эффекта,информационной асимметрии и естественной монополии. Эти теории применимы для отнесенияуслуг к платному (рыночному, частному) и неплатному (нерыночному,общественному) секторам, а также для выделения смешанного (рыночно-общественного)сектора[2, с. 14].
Представления о механизмерегулирования сферы ЖКХ строятся в зависимости от того, рассматриваютсяжилищно-коммунальные услуги как частное благо либо как общественное благо. Рядэкономистов (И.В. Бычковский, И.Г. Минц, С.Б. Сиваев, Л.Н. Чернышев и др.),являющиеся разработчиками программ по реформированию ЖКХ, рассматривают платежипотребителей как главный источник покрытия расходов предприятий ЖКХ. В то жевремя они констатируют, что сохранится потребность в бюджетных средствах нафинансирование работ по модернизации и капитальному ремонту объектов ЖКХ, атакже предоставление льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Вкачестве основного источника средств для развития объектов ЖКХ ими предлагаетсяинвестиционная составляющая тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.Согласно государственной программе реформирования жилищно-коммунальногокомплекса переход к полной платности жилищно-коммунальных услуг для населенияобеспечит повышение инвестиционной привлекательности отрасли [2].
Товарной сущностижилищно-коммунальных услуг придерживается в своем исследовании В. Булычев. Онпредлагает применительно к сфере жилищно-коммунальных услуг рассматриватьконцепцию мультиатрибутивного товара, «поскольку услуга приобретаетсвойства товара и с позиции данной концепции состоит из двух основныхэлементов: 1) ядро товара (товар по замыслу), содержащее основную выгоду(минимальный стандарт обслуживания); 2) окружение товара, которое образованодополнительными к минимальному стандарту обслуживания услугами»[3,с. 5].
Противоположная позиция основанана том, что коммунальная деятельность носит общественный характер, а услугипотребляются коллективно, то есть имеют черты общественных потребностей. А.Н.Ряховская и Ф.Г. Таги-Заде, выступая с критикой официальной концепции реформированияжилищно-коммунального хозяйства, пишут: "…услуги, являющиеся общественнымблагом, рассматриваются как частный товар, а тенденция к централизации иконцентрации систем коммунального обслуживания выдается за наследие плановойэкономики" [1, с. 17].
Позиция А.Н. Ряховской и Ф.Г.Таги-Заде строится на том, что осознание общественного характера коммунальнойдеятельности является необходимым условием для создания экономическихмеханизмов, позволяющих свести к минимуму саму возможность проявления частныхинтересов в этой сфере. По мнению этих ученых, осуществление коммунальнойдеятельностиявляется необходимым условием для создания экономических механизмов,позволяющих свестик минимуму саму возможность проявления частных интересов в этой сфере. Аоказание бюджетной помощи и поддержки развитию ЖКХ со стороны федеральных,региональных и местных органов власти, по их мнению, следует рассматривать некак благотворительность, а как нормальную форму участия в финансированииобщественных потребностей.
Втеории общественных благ, базирующейся во многом на идеях П. Самюэльсона и Р.Масгрейва, чисто коллективные блага противопоставлены частным благам рыночногосектора[4–5]. Двумя основными характеристиками чистых коллективныхблаг согласно данной теории выступают неделимость потребления, невозможность инецелесообразность исключения пользователя. Неделимость и неисключаемостьхарактерны лишь для «чистых» общественных благ. Если нарушается хотябы одно из этих двух требований, то говорят о коллективных благах – делимых, нечистых,смешанных.
В.С.Занадворов, И.П. Ильина при рассмотрении функций города, его производства,потребления, инвестиций указывают, что специфические услуги, предоставляемыегородом (общественный пассажирский транспорт и дорожная сеть города, системаего водо-, электро-, тепло-, газоснабжения, очистные системы, противопожарнаяслужба; административные и культурно-бытовые муниципальные услуги и т.д.)относятся к локализованным общественным благам (ЛОБ). Выделяя четыре основныхтипа благ (чистые общественные услуги; неделимые общественные услуги; делимыеобщественные услуги; частные товары и услуги), авторы уточняют, что "…кчетвертому типу относятся не только чисто рыночные блага, но и блага, которыепредоставляются на платной основе, но с предоставлением производителю определенныхдотаций со стороны бюджета соответствующего уровня" [2, с. 37].При этом авторы утверждают: "…ЛОБ, наиболее часто производимые ипредлагаемые муниципальной администрацией (общественное освещение, канализация,начальное образование, городской транспорт, разработка планов развития городови т.п.), рассредоточены по этим типам" [2, с. 38].
Врассмотрении вопроса отнесения жилищно-коммунальных услуг к чистым частнымблагам или чистым общественным благам следует учитывать, что они обладают вразных пропорциях свойствами как частного, так и общественного блага. Так, еслипринимать во внимание такие основные характеристики чистых общественных благ,как неделимость и невозможность исключения, то в отношении жилищных услуг(текущий ремонт, техническое обслуживание и санитарное содержание жилого дома ипридомовой территории) обе эти характеристики являются условными. С развитиемновых форм организации управления многоквартирными жилыми домами (Товариществсобственников жилья) потребители могут участвовать в принятии решений онеобходимости проведения тех или иных видов работ и услуг. Это характеризуетопределенную исключаемость и делимость некоторых видов работ и услуг посодержанию, техобслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда в границахрайона, города, но неделимость и неисключаемость в пределах многоквартирногодома. В то же время необходимо наличие минимального набора услуг,обеспечивающего сохранность и возможность эксплуатации жилого дома.
Вкоммунальном секторе с расширением возможностей внедрения приборного учета(водоотведения, потребления горячей и холодной воды, а при поквартирнойразводке сетей и потребления тепла) признак неделимости коммунальных услугутрачивает свою актуальность.
Этопредположение находит отражение и в исследованиях ученых Фонда «Институтаэкономики города», проводимых совместно с коллегами из немецкогоЭнергетического института Бремена. Российские и немецкие ученые обосновывают,что "…потребление коммунальных услуг носит индивидуальный характер, чтонаталкивает на мысль рассматривать рынок коммунальных услуг как подобие рынкачастных (обычных) товаров. Однако коммунальные услуги, в частности, связанные сдеятельностью сектора теплоснабжения, обладают специфическими качествами, например,соответствуют принципу несоперничества, что роднит их с общественными благами"[2, с. 11].
Делимостькоммунальных услуг, соответственно, должна предполагать и их исключаемость. Вто же время исключаемость коммунальных услуг можно назвать условной, так какособенности проектирования инженерных коммуникаций в российских многоквартирныхдомах не представляют возможности отключения отдельного потребителя.
Учитывая,что жилищно-коммунальные услуги нельзя однозначно относить ни к чистымобщественным благам, ни к чистым частным благам, следует признать смешанныйхарактер этих услуг. По мнению Е.Н. Жильцова, некоторые смешанные услугиобладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют кчастному (рыночному) сектору экономики. Так, по его мнению, «культурно-развлекательныеи досугово-рекреационные, туристские, спортивно-оздоровительные,жилищно-коммунальные и некоторые бытовые услуги, несмотря на их определеннуюсоциальную ориентированность, ближе всего к частному, платному сектору услуг»[3, с. 16].
А.В.Ермишина, рассматривая жилищно-коммунальную услугу как экономическое благо нетолько с точки зрения исключаемости в потреблении, но и с позиции ихконкурентности, относит ЖКУ к условно исключаемым и условно неконкурентнымуслугам. В силу обозначенных характеристик автор определяет жилищно-коммунальныеуслуги как «социально значимое клубное благо»[2, с. 90].
Акцентна социальный характер жилищно-коммунальных услуг делается и в терминологии,принятой в международном обороте по отношению к сфере, именуемой в России ЖКХ.Так, один из источников, рассматривающих проблемы реформирования ЖКХ и, вчастности, нюансы терминологии и представлений, констатирует, что "…вспециальных международных документах, отдающих должное целеполаганию, методамдостижения и техническим подробностям, фигурируют такие терминологическиепонятия, как «инфраструктурные отрасли социального обслуживания», «базовыесоциальные услуги»" [2, с. 6].
Социальный характержилищно-коммунальных услуг, обусловленный их необходимостью дляжизнеобеспечения, незаменимостью и масштабами потребления, в значительнойстепени влияет на степень государственного регулирования данной сферы, асоответственно, и на возможность применения рыночных регуляторов.
А. Бабич, Е. Егоров,рассматривая причины неэффективности рыночного механизма применительно к сфересоциальных услуг, обосновывают механизм хозяйствования в социальной сфере как "…единствосоциального и экономического механизма, баланс социальной справедливости иэкономической эффективности на основе упорядоченности системы форм и методов, инструментовгосударственного и общественного воздействия на социальные и экономическиепроцессы, специфических институциональных форм хозяйствования первичныхзвеньев, выполняющих социально значимые функции в обществе" [3, с. 15].
Главными причинами неэффективности,несостоятельности рыночного механизма хозяйствования применительно к социальнойсфере, сфере муниципальных услуг, выявленными западной экономической наукой(экономикой общественного сектора, теорией экономики города), являютсяестественная монополия, внешние эффекты и общественное благо [1–3].
Сферажилищно-коммунальных услуг, являясь инфраструктурной отраслью, имеет ярковыраженные признаки естественной монополии в коммунальном секторе (электро-,газо-, водо-, теплоснабжении). В этих подотраслях наличиепредприятий-монополистов обусловлено технологическими причинами (спецификойпроектирования инженерных коммуникаций). Соответственно с точки зрения наличияестественных монополий в сфере коммунальных услуг хозяйственный механизм даннойсферы должен быть ориентирован на государственное регулирование.
Спозиции проявления внешних эффектов, представляющих собой издержки или выгоды,выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке, аследовательно, не фиксируемых и не компенсируемых рынком, сферажилищно-коммунальных услуг характеризуется скорее наличием не отрицательных, аположительных эффектов.
Так,в сфере жилищных услуг это проявляется в поддержании нормальногофункционирования общедомовых коммуникаций во встроенных нежилых помещенияхжилищного фонда (используемых как коммерческая недвижимость) за установленнуюплату. В сфере коммунальных услуг функционирование водонапорных станций,очистных сооружений, тепловых котельных общегородского значения даетвозможность коммерческим предприятиям и фирмам не создавать индивидуальныеисточники и иметь доступ к общегородским за установленную плату (зачастую вышеэкономически обоснованной стоимости услуг).
Если учитыватьрассмотренное ранее обоснование принадлежности жилищно-коммунальных услуг к смешанномутипу общественных благ, то из трех указанных причин неэффективности рыночногомеханизма (естественная монополия, внешние эффекты и общественное благо)действительно значимым фактором, влияющим на построение финансового механизмасферы жилищно-коммунальных услуг в рыночных условиях хозяйствования, можноназвать наличие естественной монополии, а соответственно, необходимостигосударственного регулирования.
Согласно классическомупредставлению основа экономической политики – достижение полной свободырыночных отношений. При этом государство должно обеспечивать функционированиерынка лишь определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всехгосударственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки дляпредпринимателя.
Директивный, илипланово-директивный, хозяйственный механизм связан с отношениями,опосредованными системой директивных планово-распорядительных функцийгосударства на основе жесткого исполнения плановых показателей развитияэкономики, перераспределения денежных ресурсов в пропорциях, строгоопределенных планом. Соответственно, основой директивного хозяйственного механизмаявляется жесткая централизация и перераспределение через государственный бюджетзначительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике.
Регулирующая теория, в основукоторой положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей, исходитиз того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическоеразвитие экономики.
В условиях развития рыночныхотношений в сфере жилищно-коммунальных услуг закономерной являетсятрансформация хозяйственного механизма отрасли из директивного в регулирующий,более того – в саморегулирующий. В то же время ослабление регулирующей ролигосударства в отношении сферы ЖКХ, обслуживающей четвертую часть основныхфондов РФ и предоставляющей услуги социальной значимости, может привести кпроизволу местных органов власти, обострению социальной напряженности.
Библиографический список
1. Henderson, J.V. EconomicTheory and the Cities / J.V. Henderson. – Orlando: Academic Press, Inc., 2008.
2. Куликов, В.М. Переводпредприятий жилищно-коммунального хозяйства с военно-коммунистических методовуправления на принципы НЭПА (1920–1928 гг.) / В.М. Куликов, В.В. Шайхиев // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2007. –№ 8.
3. Ящук,Т.Ф. Система местных бюджетов РСФСР в период НЭПа / Т.Ф. Ящук // Финансы и кредит. – 2007. – № 5(245).
4. Перламутров,В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России (Экономическоенаследие) / В.Л. Перламутров. – М.: Экономика, 2007. – 281 с.
5. Лавровский,Б.Л. Территориальная дифференциация и подходы к ее ослаблению в РоссийскойФедерации / Б.Л. Лавровский // Экономический журнал ВШЭ. – 2009. – № 4.